Право внешних сношений

Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического и консульского права, в связи с чем традиционно этот комплекс норм именовали дипломатическим и консульским правом.

Однако постепенно сложились группы норм, относящихся к представительствам государств при международных организациях и к деятельности специальных миссий. Кроме того, есть основания для дополнения традиционными комплексными нормами, регулирующими статус и деятельность международных конференций, следовательно, право внешних сношений шире, нежели дипломатическое и консульское право.

Традиционными источниками права внешних сношений является договор и обычай. Причем длительное время доминировали обычные нормы. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815г. «О ранге дипломатических представителей», который дополнен Аахенским протоколом 1818г.

В современном праве основными источниками являются Венская конвенция о дипломатических сношениях, 1961г., Венская конвенция о консульских сношениях, 1963г., Конвенция о специальных миссиях, 1969г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, 1975г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН, 1946г., Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН, 1947г. и др.

Органы внешних сношений

Органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные органы, в свою очередь, являются либо органами общей компетенции, либо специализированными. Группу органов общей компетенции образуют глава государства, парламент и правительство.

К специализированным органам относятся: министерство иностранных дел, министерство внешнеэкономических связей, таможенные органы, пограничная служба.

Указом Президента России от 14.03.1995г. утверждено Положение о министерстве иностранных дел Российской Федерации.

Основными задачами министерства иностранных дел являются:

реализация внешнеэкономического курса России;

  • координация международных связей субъектов РФ;

обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене;

3 стр., 1494 слов

Венская конвенция о консульских сношениях

... Венской Конвенции о консульских отношениях гласит о том, что консульские должностные лица не могут быть арестованы или задержаны иначе как на основании постанов¬ления судебного органа ... свое оформление в статье 18 Гаванской Конвенции о консульских чиновниках 1928 года. Глава 1 Понятие о консульских сношениях Установление консульских сношении между государствами осуществляется по взаимному согласию. ...

защита прав и интересов граждан и юридических лиц страны за рубежом;

обеспечение дипломатических и консульских сношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Зарубежные органы — расположены за пределами государства и выполняют функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

Торговые представительства — зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне.

На торговые представительства распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сношениях.

Функции:

а) представляют интересы государств в области внешней торговли и содействуют развитию торговли;

  • б) производят различные операции по внешней торговле;

в) выдают разрешение на совершение в стране пребывания действий по внешней торговле государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле;

г) изучают общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания.

По обязательствам торгпредства несет ответственность государство. В качестве ответчика торгпредство может выступать перед иностранными судебными органами лишь по спорам, вытекающим из торговых сделок, заключенным торговым представительством и при том только в тех государствах, в которых правительство РФ выразило согласие на подчинение торгпредства местному суду по указанным вопросам (торговое представительство РФ на Тайване).

Специальные миссии

Развитие взаимодействие государств обусловило распространение такой формы представительства как специальные миссии. Конвенция о специальных миссиях 1969г., определяет такого рода миссии, как временное представительство государства, которое направляется одним государством в другое государство с согласия последнего для решения специальных вопросов или для выполнения специального задания (дипломатия ad hoc).

Особенно высоко значение миссий на высшем уровне с участием глав государств и правительств.

Специальные миссии могут направляться и приниматься без наличия дипломатических или консульских отношений между государствами, а разрыв этих отношений не прекращает деятельности специальных миссий.

Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

2. Дипломатическое право, Дипломатическое право

Оно необходимо для осуществления государством права посольства, которое включает активное право посольства (право направлять посольства) и пассивное право посольства (принимать посольства).

13 стр., 6392 слов

Дипломатическое и консульское права

... относятся дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения. К временным органам относятся специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах. 1.3. Состав и функции дипломатического представительства Установление между государствами дипломатических ...

Дипломатические представительства — орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

Учреждение дипломатического представительства осуществляется по взаимному согласию, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достигнутой договоренностью об установлении дипломатических отношений.

Международным правом устанавливаются виды дипломатических представительств:

1) посольства — представительство высшего уровня, возглавляется чрезвычайным и полномочным послом, к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского содружества;

2) миссии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками или постоянными поверенными в делах;

3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство РФ в Ватикане и наоборот).

Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.

Штат дипломатического представительства состоит из главного представительства, дипломатического и административно-технического и обслуживающего персонала.

Члены дипломатического персонала

Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе (военно-морские, военно-воздушные) + 1,2,3 секретари и специалисты по областям сотрудничества.

В РФ устанавливаются следующие дипломатические ранги:

— чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1 и 2 класса, первый секретарь 1 и 2 класса, второй секретарь 1 и 2 класса, 3 секретарь, атташе.

Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президентом, а остальные ранги — министерством

Административно-технический персонал включает в себя заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей. К обслуживающему персоналу относятся врачи, курьеры, шоферы, повара.

Главы представительств государств согласно ст.14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. делятся на 3 класса:

послов и нунциев, аккредитируемых при главах государств;

посланников и интернунциев, аккредитируемых также при главах государств;

класс поверенных в делах, аккредитируемых при министрах иностранных дел.

Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитирующей страны и сводится к следующим стадиям:

11 стр., 5117 слов

Международные организации и дипломатическая деятельность

... при международных организациях международный представительство дипломатический государство Функции постоянной миссии при международных организациях в значительной мере совпадают с функциями постоянного дипломатического представительства. К основным функциям постоянного представительства (миссии) при международных организациях относятся: а) поддержание связи между государством представительства и ...

запрос агремана — согласие государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства;

издание после получения агремана акта, оформляющего назначение представительства;

вручение верительных грамот, т.е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитирующего в этом качестве в государстве пребывания.

Верительные грамоты подписываются главой аккредитирующего государства и адресуются главе государства, принимающего дипломатического представителя.

Аккредитирующее государство может назначить главу представительства в одно или несколько государств, если не заявлено возражений со стороны любого из этих государств.

Члены дипломатического персонала назначаются аккредитирующим государством без предварительного запроса. Назначение производится ведомством иностранных дел. Своеобразно решается вопрос относительно военного атташе. Согласно Венской конвенции государство пребывания может предложить, чтобы имена военного, морского или авиационного атташе заранее сообщались, с целью их одобрения.

В РФ действует правило, предусматривающее обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.

Прекращение дипломатической миссии может произойти при:

разрыве дипломатических отношений;

вооруженном конфликте;

исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в результате слияния с другим государством);

Функции члена дипломатического персонала могут прекратиться в связи с:

отозванием аккредитирующим государством;

объявлением его persona non grata (нежелательным лицом);

в случае так называемого дисмисла, т.е. объявления дипломата частным лицом;

инсуррекции, т.е. отказа дипломата выполнять свои функции.

Функции дипломатического представительства:

представительство аккредитирующего государства в государстве пребывания;