Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации

Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации

финансовый контроль денежный средство

Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в сфере правового регулирования финансового контроля.

Предмет исследования представляет собой правовое регулирование финансового контроля.

Целью данной работы является рассмотрение проблем развития правового регулирования финансового контроля

Задача: организационно-правовые основы финансового контроля в РФ.

Исследование проводилось с помощью научных методов: анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительно-правового метода, историко-логического метода.

1. 1 Содержание и значение финансового контроля

Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как экономической категории.

Контроль — неотъемлемая часть системы регулирование, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов и контроля позволяет вскрыть раннее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А.Б. Финансовое право: Учебник. М.: Юристъ, 2009.

Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

3 стр., 1234 слов

Финансово-правовое регулирование банковской деятельности и деятельности ...

... системы. Получение прибыли – не основная цель деятельности банка РФ. Но он имеет право на получение прибыли. Статус банка РФ: Как государственный орган 1. Осуществляет правовое регулирование банковской деятельности: ... на полгода. Финансово-правовой статус центрального банка РФ Правовые основы закрепляются КРФ, ФЗ «О банках…», ФЗ «О банке РФ», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «О ...

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2009. -352с

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных корм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Финансовый контроль в Российской Федерации: проблемы организации и управления/ под ред. С.А. Андрюшина, Д.З. Дадашев. — М.:Инфра-М, 2008.Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2009. -352с

5 стр., 2063 слов

Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

... обусловлено некоторой слабостью российского парламента, который устанавливает финансово-правовые нормы, но достаточных возможностей эффективного контроля за деятельностью исполнительной власти в настоящее время не имеет. ... все финансовые решения должны оформляться в форме закона, а не постановлений Правительства РФ или Указов Президента РФ. Например, главные финансовый план государства не ...

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности. Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

1.2 Виды финансового контроля

Финансовый

1. В зависимости от времени проведения:

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

4 стр., 1882 слов

Принцип законности в финансовом праве

... обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность. 1. Принцип законности в финансовом праве Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, ...

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.

2. В зависимости от субъекта контроля, проводимого финансовый контроль, различают следующие виды контроля:

  • Общегосударственный;
  • Ведомственный;
  • Внутрихозяйственный;
  • Независимый (аудиторский)

Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса, осуществляющих его субъектов : Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ. Он направлен на объекты, подлежащие проверке в независимости от ведомственной подчиненности.

Основная его цель — контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот.

Ведомственный контроль — в составе государственного финансового контроля занимает значительное место. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами и.т.д.) Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений ( цехов, участков, отделов, филиалов).

В ходе проведения этого контроля могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием с использованием выделенных бюджетных средств.

Независимый ( аудиторский ) контроль- вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности — аудита.

3. В зависимости от инициативы субъектов финансовых правоотношений:

  • а) обязательный финансовый контроль проводится в силу требований законодательства, а также по решению компетентных органов государства;
  • б) добровольный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности в зависимости от сферы финансовой деятельности: бюджетный; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой.

4 стр., 1573 слов

Контроль таможенных органов

... ведомственного контроля деятельности таможенных органов». // Информационно-правовая база «Консультант плюс» Приказ ФТС от 19. 07.2007 № 875 «Об утверждении инструкции о порядке проведения документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов РФ, представительств таможенной ...

1.3 Формы финансового контроля

Различают государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А.Б. Финансовое право: Учебник. М.: Юристъ, 2009.

Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

1.4 Методы финансового контроля

Методы финансового контроля — приемы, способы и средства его осуществления. Павлов П.В. Финансовое право: Учебник.— М.: Омега-Л, 2011

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на такие, как: проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг); ревизии

Проверки проводятся на основе отчетной документации и первичных приходных и расходных документов. При их проведении рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование охватывает широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

16 стр., 7810 слов

Контроль органов исполнительной власти

... много работ ученых и ведущих специалистов в области административного права: Р. Драго, Д.Н. Бахраха, Г.А.Туманова, А.П. Алехина и др. Глава 1. Общая характеристика контроля органов исполнительной власти 1.1. Государственный контроль в сфере исполнительной власти Исходя ...

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает проверку соблюдения ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственными средствами и эффективности их использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны финансово-кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. При этом, неэффективное использование полученной бюджетной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования.

Ревизия — глубокая или всеобъемлющая форма проверок, осуществляется по завершению отчётного периода, проводится с целью установления законности и обоснованности финансовых операций и соблюдения финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Виды ревизий классифицируются по ряду признаку: по ведомственной принадлежности ревизуемых органов — ведомственные, внутрихозяйственные; по полноте охвата ревизуемых материалов — полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные; по отношению к плану контрольно -экономической работы — плановые, внеплановые, внезапные; по привлекаемым материалам и способам проверки — документальные и фактические; по очерёдности использования одних и тех же документов — первичные, дополнительные, повторные; и др. Каждый из видов ревизии имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки, избирается в зависимости от характера стоящих перед ревизией общих и частных задач, особенностей деятельности проверяемого объекта.

2.Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).

В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные Органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2009. -352с.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

8 стр., 3991 слов

Анализ затрат предприятия на охрану окружающей среды в системе ...

... 3. Анализ затрат на охрану окружающей среды ОАО «МЗОО» В результате производственной деятельности на ОАО «МЗОО» образуются ... биосферу; государственная и межгосударственная система контроля за воздействием на окружающую среду; экономическая поддержка экологически чистых ... производится по нормативам, устанавливаемым Советом Министров РБ и территориальными органами управления (плата за землю, воду, ...

Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе. Павлов П.В. Финансовое право: Учебник.— М.: Омега-Л, 2011.

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник.— М.: Норма, 2008

Определённые функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ которое действует на основе Указа Президента РФ от 08.06.2004 N 729 «Об утверждении положения о контрольном управлении президента РФ» .Контрольное управление является самостоятельным подразделением Администрации президента РФ.

Основными функциями Контрольного управления являются:

  • ? контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
  • ? контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

— ? подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) предоставления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

5 стр., 2173 слов

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

... обязательств: проблемы и перспективы // Lex russica. - 2017. - №5 (126). - С. 24-37. 8. Брагина О.М., Капелюха О.И. О порядке расчета процентов за пользование чужими денежными средствами ... апелляционного суда от 26 марта 2018 г. по делу № А68-6522/2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/TIpimNsskSLK/ (дата обращения: 01.10.2018 г.). 7. Постановление Одиннадцатого арбитражного ...

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

В соответствии с.постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Служба проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство (федеральная служба) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба. Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе с органами таможенного контроля.

4 стр., 1929 слов

Контроль и ревизия товарно-материальных ценностей на складе

... ведет учет, составляет отчетность и осуществляет контроль за соблюдением финансовой дисциплины. Учетная политика предприятия сформирована согласно ... я покажу, как происходит процесс ревизии движения товарно-материальных ценностей. Постоянными клиентами организации являются различные ... данным либо в количественном, либо в денежном выражении получаются в результате неправильной таксировки приходных ...

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Правительства РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях — налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ).

Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям — реализация государственной политики в области аудиторской деятельности, разработка Мер государственной поддержки развития рынка аудиторских услуг. Кроме того, подлежат регламентации следующие вопросы: проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских организаций; создания и аккредитации профессиональных аудиторских объединений; осуществления контроля за деятельностью аудиторских организаций и др.

Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица).

Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских фирм (аудиторов).

Аудиторская деятельность осуществляется в форме обязательного и инициативного аудита. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого типа), вид деятельности (банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др.

В отдельных случаях орган государственной власти может выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ формируют уполномоченные органы финансового контроля — счетные палаты, контрольно-счетные палаты и другие финансово-кредитные органы, уполномоченные осуществлять контроль за использованием средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов субъектов РФ. На уровне муниципальных образований формируются финансовые отделы и управления, уполномоченные осуществлять финансовый контроль на уровне местного самоуправления. Комментируемая статья определяет контрольные полномочия финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Остальные контрольные полномочия, связанные с исполнением соответствующих бюджетов.

Заключение

Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и.применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovoe-regulirovanie-finansovogo-kontrolya/

1. «Конституция РФ» (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008)

2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 08.12.2011)

3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред.от 03.12.2011)

4. Налоговый кодекс РФ (часть первая)» от 31.07.98 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.04.2012)

5.Федеральный закон от 11.01.1995 №4 — ФЗ (ред.от 29.12.2010) »О Счётной палате Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) «О центральном банке(банке России)»

7. . Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 11.07.2011)»Об аудиторской деятельности »

8.Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010)»О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

9. Указ Президента РФ от 08.06.2004 N 729 (ред. от 14.01.2011)»Об утверждении положения о Контрольном управлении Президента РФ»

10.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 03.11.2011)»О министерстве финансов Российской Федерации»

11. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 24.03.2011)»Об утверждении положения о Федеральной службе финансового — бюджетного надзора »

12. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А.Б. Финансовое право: Учебник. М.: Юристъ, 2009.

13. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник.— М.: Норма, 2008.

14. Павлов П.В. Финансовое право: Учебник.— М.: Омега-Л, 2011.

15. Финансовый контроль в Российской Федерации: проблемы организации и управления/ под ред. С.А. Андрюшина, Д.З. Дадашев. — М.:Инфра-М, 2008.

16. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2009. -352с.

17. Андреев В.К. Правовые проблемы финансового контроля. — Право и политика.-2008.-№ 3.

Приложение

27 июня 2011 года подписаны Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон) и Федеральный закон №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе».

1. Основные положения Закона

— Закон устанавливает порядок осуществления перевода денежных средств, в том числе (i) гарантии клиентов операторов по переводу денежных средств в случае несанкционированного списания денег; (ii) порядок осуществления переводов денежных средств, в том числе момент законодательное определение момента исполнения денежного обязательства.

— Закон вводит регулирование электронных денег и осуществление платежей с помощью электронных средств платежа («электронные денежные средства» в терминологии Закона).

— Закон вводит регулирование платежных систем, требования к их инфраструктуре и участникам, определяет полномочия Банка России по регулированию платежных систем и надзору за их участниками.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней с даты официального опубликования за исключением ряда положений, до вступления в силу которых установлен более продолжительный переходный период.

2. Регулирование электронных денежных средств и электронных средств платежа, мобильных платежей

2.1. Электронные денежные средства

Электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Денежные средства предоставляются клиентом оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора. Учет денежных средств производится оператором путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств (остаток электронных денежных средств).

Начисление оператором процентов на остаток денежных средств либо выплата иного вознаграждения клиенту запрещены. Вместе с тем в силу новой редакции статьи 70 Закона об исполнительном производстве1 возможно обращение взыскания на электронные денежные средства, перевод которых осуществляется с использованием персонифицированных электронных средств платежа, корпоративных электронных средств платежа. Оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка денежных средств.

Предусмотрены различия в порядке использования электронных денежных средств юридическими лицами / индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.

2.1.1. Использование электронных денежных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

Порядок предоставления денежных средств оператору. Денежные средства могут быть предоставлены только с использованием банковского счета юридического лица / индивидуального предпринимателя.

Использование электронных денежных средств. Юридические лица / индивидуальные предприниматели:

— могут являться получателями при переводах электронных денежных средств;

— могут являться плательщиками при переводе электронных денежных средств, если получателем средств является физическое лицо, использующее персонифицированные электронные средства платежа.

Распоряжение остатком электронных денежных средств (помимо осуществления перевода электронных денежных средств): остаток может быть только переведен / зачислен на банковский счет юридического лица / индивидуального предпринимателя по его распоряжению.

2.1.2. Использование электронных денежных средств физическими лицами

Предоставление денежных средств оператору. Денежные средства могут быть предоставлены как с использованием банковского счета физического лица, так и без использования банковского счета.

Распоряжение остатком электронных денежных средств (помимо осуществления перевода электронных денежных средств):

— в случае использования неперсонифицированного электронного средства платежа остаток электронных денежных средств может быть только переведен клиентом-физическим лицом на его банковский счет и не может быть выдан наличными;

— в случае использования персонифицированного электронного средства платежа остаток может быть как переведен на счет клиента физического лица, так и выдан наличными.

2.2. Электронные средства платежа

Электронное средство платежа — средство и / или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Использование электронного средства платежа осуществляется на основании договора клиента и оператора по переводу денежных средств, при этом последний вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного денежного средства. Использование электронного денежного средства может быть приостановлено или прекращено оператором на основании уведомления клиента или по инициативе оператора при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

2.3. Мобильные платежи

Закон определяет мобильные платежи как способ увеличения остатка электронных денежных средств физического лица — абонента оператора связи за счет его денежных средств, являющихся авансом за услуги связи. Осуществление мобильных платежей возможно при условии заключения соответствующего договора между оператором связи и оператором электронных денежных средств и заключения договора между клиентом-физическим лицом и оператором электронных денежных средств.

3. Регулирование осуществления денежных переводов

3.1. Операторы переводов

Закон определяет различные требования к операторам по переводу денежных средств (организациям, имеющим право осуществлять перевод денежных средств) и операторам электронных денежных средств (операторам по переводу денежных средств, осуществляющим перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета).

3.1.1. Операторами по переводу денежных средств вправе выступать:

— Банк России;

— Внешэкономбанк;

— кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств (в том числе небанковские кредитные организации (далее также — НБКО), имеющие право на осуществление перевода денежных средств).

3.1.2. Оператор электронных денежных средств

Оператором электронных денежных средств (далее также — ОЭДС) может выступать как банк, так и НБКО, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Иные лица не вправе становиться обязанными по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств.