Государственное регулирование рынка труда (2)

Проблемы развития рынка труда и его регулирования вполне можно отнести к числу «вечных», постоянно привлекающих внимание не только представителей различных научных школ и направлений, но и практиков, проводящих те или иные социальные и экономические реформы.

Рынок труда занимает основное место в системе воспроизводства. На рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, а также оценивается ее полезность и общественная значимость. Рынок труда и занятость населения занимают одно из главных мест в системе современных рыночных отношений. Социальные, экономические, а также демографические процессы, которые протекают в рыночной экономике, отражают явления, которые происходят на рынке труда.

Следует отметить, что рынок труда в России находится на этапе развития со всеми присущими этому периоду признаками. На сегодняшний день процесс формирования российского рынка труда, требует новых подходов к сфере социально-трудовых отношений, которые учитывают его специфику. Здесь речь может идти об учете характера изменения отраслевой структуры занятости, росте занятости в теневом секторе экономики, о значительных масштабах скрытой безработицы и невысокой мобильности рабочей силы. А это, в свою очередь, требует проведения анализа не только количественных, но и качественных величин рассматриваемых явлений.

Необходимо также соответствующее рассмотрение системы государственного управления занятости, в силу того, что в настоящее время происходит определенное перераспределение объема задач в области решения социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами власти.

Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем, что перед Россией все острее встает проблема выработки по существу новой политики регулирования занятости, которая была бы адекватна выбранному курсу реформ. Рынок труда в России претерпел существенные изменения с начала девяностых годов, в связи с чем многие более ранние исследования состояния занятости в определенной степени утратили актуальность.

Продуманная и эффективная политика на рынке труда требует дальнейших исследований в этой области, которые все еще отстают от запросов практики. Особую значимость при этом приобретают такие конкретные проблемы как: выбор оптимальных форм и методов регулирования занятости, соотношение частных и государственных инициатив, централизация и децентрализация в этой области. Необходимо также глубокое осмысление практики регулирования рынка труда на региональном уровне с учетом произошедших в последнее время изменений общеэкономической ситуации в стране с целью выработки рекомендаций по осуществлению политики занятости.

6 стр., 2954 слов

Государственное регулирование рынка труда

... государственного регулирования российского рынка труда. Задачи: Дать характеристику российского рынка труда и рассмотреть его особенности. Выявить перспективы развития российского рынка труда. Объект исследования – российский рынок труда. Предмет исследования – государственное регулирование российского рынка труда. Глава 1. Характеристика и особенности рынка труда ...

Объектом исследования является рынок труда и занятость населения.

Цель курсовой работы – раскрыть особенности рынка труда и основные направления его государственного регулирования в России.

Данная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:

  • раскрыть сущность и виды рынка труда, теоретические подходы к анализу рынка труда;
  • рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
  • определить основные меры государственного воздействия на рынок труда в современных условиях.

1. Рынок труда и необходимость его регулирования

Рынок труда — это составная часть рыночной экономики и социально-трудовой сферы. В научной и учебной литературе существуют различные его определения.

Ученые-практики (например, Трубин В.В., Кашепов A.B., С.С.Утинова и др.) сводят сущность рынка труда к отношениям, складывающимся между работниками и работодателями в процессе купли — продажи рабочей силы и не прекращающимися после трудоустройства первых [16, с.54]. Смысл данного подхода заключается в том, что «рынок труда можно определить как пространство (экономическое, географическое), на котором покупатели и продавцы, олицетворяющие спрос и предложение, находятся в достаточно близком контакте (взаимодействии), в результате чего для каждого однородного продукта устанавливается определенная, превалирующая цена».

Другая группа ученых (например, В.С.Буланова, Н.А. Волгина.) определяет сущность рынка труда как механизм согласования интересов участников рынка труда, распределения и перераспределения рабочей силы . Так профессор Волгина Н.А. дает следующее определение: «рынок труда — это органическая составляющая рыночной экономики, выполняющая функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности в соответствии со структурой общественных потребностей и собственности. Основными элементами этого механизма являются спрос и предложение, стоимость и цена рабочей силы, конкуренция» [4, с.38].

Существует также подход, определяющий рынок труда в контексте взаимосвязи его субъектов, которые вступают в согласовательный процесс переговоров по поводу условий труда.

Эксперты Международной организации труда (МОТ) определяют рынок труда как экономические отношения, которые отражают уровень развития и баланс интересов работодателей, трудящихся и государства. Представители МОТ основной упор делают на то, что, на рынке труда стороны ведут переговоры относительно условий труда. В первом случае, участниками являются работодатели и лица, ищущие работу, а, во втором, участники — работодатели и представители организаций трудящихся, уже занятых в общественном производстве. Другими словами, такой подход к рынку труда охватывает всю рабочую силу, как занятых, так и безработных. Такая точка зрения поддерживается и многими российскими учеными, например, А.Григорьев считает, что «отношения купли-продажи непрерывны от найма работников до их увольнения… рынок труда охватывает как всех способных работать по найму: как занятых, так и не занятых наемным трудом» [25], Е.Кулешов предлагает рассматривать рынок труда как совокупное общественное отношение «работник-работодатель», которое включает в себя взаимодействие между ними на всех стадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях, возникающих в экономической системе [14, с.38].

2 стр., 962 слов

Разработка инструкции по охране труда для работника рабочей профессии ...

... Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Актуальностью исследования является разработка инструкции по охране труда для работника. Целью исследования разработка инструкции по охране труда для работника подразделению - энергослужбы на предприятии (работника рабочей профессии – электромонтёра) Задачи исследования ...

Таким образом, рынок труда не только определяет условия труда, но и оценку, организацию и использование рабочей силы. Под понятием «рынок труда» можно понимать — систему социально — трудовых отношений, по поводу включения и использования рабочей силы в общественном производстве, основными субъектами которых выступают государство, предприниматели, работники, их представительные и посреднические организации.

Для современного развитого и социально регулируемого рынка труда характерны следующие черты:

  • свобода выбора приложения труда в рамках потребностей хозяйственного комплекса и экономической конъюнктуры, личных профессиональных данных, признаваемых обществом стремлений к повышению социального статуса работника, его жизненного уровня, социальной обустроенности рабочего места;
  • свобода конкуренции на рынке труда, понимаемая не только как конкуренция работников за рабочие места, но и как конкуренция между работодателями за работников и как конкуренция между работником и работодателем за наиболее приемлемые условия купли-продажи услуг труда. При этом предполагается ограничение всех этих видов конкуренции в пользу социально-уязвимых групп работников;
  • система оплаты труда, предусматривающая общественно приемлемое вознаграждение за услуги труда как условие экономической и социальной оправданности функционирования хозяйственного субъекта;
  • государственная политика занятости, ориентированная на приближение числа рабочих мест к потребностям населения в них, на регулирование необходимых структурных и технологических сдвигов в производстве, влияющих на занятость;
  • государственное и общественное содействие развитию человеческого капитала и стимулирование в необходимых случаях профессиональной подготовки и повышения квалификации работников;

— поощрение тех элементов механизма предпринимательства и тех сторон социально- трудовых соглашений, которые способствуют демократизации производственной жизни, сохранению рабочих мест, поддержанию взаимного соответствия обязанностей и прав работодателей и работников, участию работников в тех или иных аспектах управления производством, достижению компромиссов, вовлечению работников в число акционеров предприятий.

Для рынка труда, прежде всего, характерна распределительная функция. Она заключается в рациональном вовлечении, распределении и использовании ресурса труда по отраслям, регионам, видам трудовой деятельности. С этой функцией тесно связана регулирующая, поскольку на рынке происходит регулирование цены ресурса труда, его мобильности, уровня занятости работников и других параметров. Важное экономическое значение имеет стимулирующая функция, выполняя которую, этот рынок способствует развитию конкуренции между его участниками, повышению значимости высокоэффективного труда, росту квалификации и профессиональных знаний при необходимости перемены профессии.

10 стр., 4614 слов

Особенности организации труда несовершеннолетних работников

... у подростков трудовое законодательство предусматривает различные ограничения в применении их труда. Особенности трудовых отношений с несовершеннолетними рассмотрим далее. Теоретическую базу заложили работы ученых, ... 63 ТК РФ). При соблюдении определенных условий трудовое законодательство не запрещает заключать трудовые договоры с работниками моложе 16 лет. Определение действительного волеизъявления ...

Будучи одним из звеньев системы рынков, исследуемый рынок обладает общими для них признаками. В то же время он имеет и существенные отличия от других типов ресурсных рынков: носителем ресурса труда является человек, обладающий свободой воли; сделка, совершаемая на этом рынке, предполагает не конец, а начало отношений между ее агентами, многие параметры сделки модифицируются в процессе деятельности работника; на нем существенное значение имеют не денежные аспекты сделки; и высока степень их индивидуализации [16, с.58].

Структура рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. В данном параграфе мы рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле. По выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты:

  • а) субъекты рынка труда;
  • б) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
  • в) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
  • г) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
  • д) рыночная инфраструктура [17, с.78].

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов.

Субъекты рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе).

Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:

  • социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;