Правовое регулирование организации оказания государственных и муниципальных услуг населению города

Исходя из конституционного принципа равенства всех граждан РФ в реализации своих прав и выполнении обязанностей, объем и качество оказываемых государством и местным самоуправлением услуг должны быть одинаковыми независимо от территориального размещения населенного пункта. Однако на практике оказание государственных и муниципальных услуг непосредственно связано, с одной стороны, с потребностями населения в этих услугах, а с другой — с правовыми, финансово-экономическими, материально-техническими и социальнокультурными возможностями населенных пунктов и их органов власти. Эти два условия создают некую градацию населенных пунктов, где города (особенно крупные) занимают максимально высокий уровень востребованности и предоставления государственных и муниципальных услуг.

Сущность понятия «услуга» можно рассматривать как категорию, имеющую двойственный характер. Оно находится на стыке юридической и экономической наук, воплощая в себе элементы той и другой науки. Термин «услуга» в экономической литературе используется в самых различных аспектах, в зависимости от того, какая область экономических знаний оперирует этим понятием 1 . В контексте данного исследования важна юридическая составляющая этого понятия и, более того, его государственно-муниципальное содержание. Для этого проследим этимологическую связь «услуги» с понятием «служба».

С. И. Ожегов определяет услугу следующим образом:

  • 1) действие, приносящее пользу, помощь другому.
  • 2) бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь. «Служить» означает «нести, исполнять службу»;
  • — делать что-нибудь для кого-, чего-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказания,
  • направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь ( Служить своему народу).

В. И. Даль в толковом словаре великорусского языка приводит смысл глагола «услуживать» — услужить кому, услуговать, услужать, служить, оказывать услуги, угождать, стараться быть полезным, помогать. А «служить» (о человеке) — кому, на кого, по воле своей оказывать услуги, подавать помощь, услуживать, прислуживаться. Служить где, чем, при чем, быть, состоять на государственной, либо общественной службе, при должности, занимать место с известными обязанностями, быть на (при) месте.

Таким образом, можно проследить этимологическую связь: службаслужитьслужение —услужениеуслуга. Отсюда государственная и муниципальная служба — это оказание по отношению к населению государственных и муниципальных услуг, а не распорядительство, командование и властвование.

13 стр., 6106 слов

Государственное регулирование отношений собственности. Программы ...

... правовой системы Российской Федерации. собственность приватизация государственный I. Государственное регулирование отношений собственности Рыночные отношения предусматривают функционирование ... или на льготных условиях раздачу государственного и муниципального имущества, то второй этап предполагает ... производства как по ассортименту выпускаемой продукции, так и по видам услуг и организации ...

Оказание услуг в городах исторически можно проследить еще с древнейших времен. Так, например, князь в древней Руси — это не монарх, а представитель высшей общинной власти, подотчетный вечу, верховному органу волости или города-государства. Источником же власти и могущества этих князей были вечевые волостные общины. Отношения с ними князья строили отнюдь не на принципах господства и подчинения, а на принципах взаимного согласия и сотрудничества, т. е. князь по приглашению и договору оказывал некоторые услуги горожанам (военные, административные).

Рассмотрим родовое понятие государственных и муниципальных услуг — публичные услуги.

Е. В. Морозова считает, что публичная услуга может рассматриваться как правоотношение между государством либо иными структурами под его опекой с одной стороны, и гражданами либо юридическими лицами — с другой. При этом специфическими признаками ее являются следующие:

  • — это всегда совокупность действий или деятельность, направленная на удовлетворение таких потребностей лица, которые представляют общественный интерес;
  • — наличие определенного результата, не имеющего материального выражения, но составляющего потребительскую ценность.

Правовое понятие публичной услуги может быть сформулировано на основе обобщения вышеизложенных характеристик: публичная услуга — это выраженная в нормах права, гарантированная государством целенаправленная деятельность по удовлетворению прав и законных интересов, а также исполнению некоторых обязанностей физического или юридического лица, ее инициирующего.

А. Е. Шаститко предлагает к публичным относить услуги, которые обладают свойствами конкурентности и исключительности в потреблении, но организационно сопряжены с производством общественных благ в части создания и обеспечения соблюдения установленных правил, связанных со спецификацией и защитой прав собственности. Автор выделяет следующие признаки публичных услуг:

  • 1) обеспечивают деятельность общезначимой направленности;
  • 2) имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими;
  • 3) осуществляются либо органом государственной и муниципальной власти, либо другим субъектом;
  • 4) основываются и на публичной, и на частной собственности.

Первые два признака характерны не только для публичных, но и для государственных услуг, два других признака в приведенной формулировке шире, чем признаки государственных услуг, что дает основание рассматривать государственные и публичные услуги как часть и целое. Последний, четвертый признак не является самостоятельным и произведен от третьего признака, поскольку публичные услуги осуществляются либо органом государственной и муниципальной власти, либо другим субъектом, то совершенно очевидно, что оказание публичных услуг может базироваться на любой форме собственности.

А. Н. Костюкова

Д. М. Щекин

  • — общественно значимая деятельность;
  • — наличие специального субъекта — государственного органа власти, муниципального органа власти, государственного или муниципального учреждения или предприятия;
  • — индивидуальный характер услуги для ее потребителя, поэтому к категории публичных услуг не следует относить, например, деятельность государства по охране государственной границы;
  • — наличие специального интереса у потребителя услуги в такой деятельности;
  • — добровольное получение потребителем публичных услуг.

Современные ученые предлагают различные классификации услуг населению.

3 стр., 1332 слов

Сущность и назначение судебной власти. Адвокатская деятельность

... и т.д.). В общем виде понятие власти можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и др. Понятие судебной власти ...

А. В. Нестеров

  • — к государственным услугам (услугам власти) относятся бесплатные услуги, согласно закону оказываемые уполномоченными услугодателями добровольно обратившимся заинтересованным лицам в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг, предоставляемых за счет использования ресурсов государства;
  • — к общественным услугам относятся бесплатные для граждан услуги, адресованные всему обществу, выполняемые выбранными по конкурсу услугодателями за счет использования общественных фондов и в соответствии с регламентами предоставления общественных услуг;
  • — к публичнът услугам относятся общественно значимые платные для услугополучателей услуги, цена которых регулируется государством, оказываемые коммерческими организациями в соответствии с регламентами публичных услуг.

Л. К. Терещенко в своей классификации выделяет публичные услуги, государственные услуги и социальные услуги.

Е. В. Морозова предлагает следующие основания для классификации публичных услуг:

  • — по субъектам, предоставляющим услуги: услуги государственного сектора (в составе которого рассматривается и муниципальный) и негосударственного сектора;
  • — по субъектам, получающим услуги: услуги, направленные на удовлетворение интересов физических лиц, услуги направленные на удовлетворение интересов юридических лиц и услуги направленные на удовлетворение как физических, так и юридических лиц. При этом необходимо выделять субъекта, получающего услугу, и субъекта, потребляющего благо в результате получения услуги;
  • — по сферам общественных отношений: услуги социальные, экономические и гражданско-правовые, услуги, обеспечивающие общественную безопасность;
  • — по направленности публичной услуги на обеспечение субъективных прав, законных интересов или обязанностей: услуги, направленные на реализацию субъективных прав, услуги, направленные на реализацию законных интересов, услуги, направленные на исполнение обязанностей;
  • — по критерию необходимости для потребителя можно выделить основные и дополнительные услуги. Основная услуга прямо направлена на удовлетворение конкретной потребности. Дополнительная услуга «сопровождает» основную услугу и, как правило, отдельно от основной не применяется, так как в ее обособленном предоставлении нет смысла.

М. Д. Чеснокова

  • — услуги для граждан (выдача личных документов, осуществление регистрационных действий, предоставление права пользования публичными библиотеками, образовательные услуги и т. д. );
  • — услуги для предпринимателей и юридических лиц (регистрация компаний, выдача лицензий, разрешений, консультирование по вопросам налогообложения и др.);
  • — услуги информационного характера, оказываемые органами государственной власти и местного самоуправления.

H. В. Путало, используя в качестве классификационного критерия интерес как побудительный фактор к возникновению правоотношений, выделяет несколько групп публичных услуг.

6 стр., 2743 слов

Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, ...

... у юридических лиц права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки (ранее им предоставленные); — предоставление земельных участков КФХ или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных законом об обороте сельхозземель; — аренда гражданами или юридическими лицами земельных участков, предназначенных ...

I. Услуги, потребность в которых вызвана частным интересом, но не всяким, а таким, который имеет социальную значимость. Если присутствует только частный интерес, то это не сфера публичных услуг, а отношения, регулируемые преимущественно посредством гражданско-правового договора. Интерес, имеющий социальную значимость, предполагает достижение таких личных целей, которые рассматриваются обществом, во-первых, позитивно, во-вторых, как минимум причитающихся каждому члену благ.

  • 2. Услуги, потребность в которых вызвана таким сочетанием частного и публичного интереса, который фиксируется в виде обязанностей гражданина предпринимать определенные действия во благо самого гражданина (вакцинация, бесплатное обязательное образование).

  • 3. Услуги, потребность в которых вызвана преимущественно публичным интересом. В этих случаях сам гражданин или юридическое лицо не желает получать данную услугу, но должен предпринять усилия по ее получению ввиду того, что данные действия предварят наступление нужных гражданину правоотношений, являются одним из элементов их фактического состава. Отказ от них связан с ущербом для гражданина (например, лицензионные услуги).

  • 4. Услуги, связанные с обязательными для органа государственными, публичными функциями, которые осуществляются в интересах граждан или юридических лиц, но не иных органов (информационные услуги).

Систему принципов правового регулирования публичных услуг помимо общеправовых принципов законности и приоритета прав и свобод человека, составляют специфические принципы правового регулирования публичных услуг, а именно:

  • — принцип обеспечения равного доступа к публичным услугам;
  • — принцип обеспечения качества публичных услуг;
  • — принцип единства правовых и организационных основ предоставления публичных услуг;
  • — принцип подконтрольности оказания публичных услуг;
  • — принцип рациональности и оптимальности оказания публичных услуг.

Обобщая рассмотренные взгляды различных ученых, можно сформулировать следующее положения:

  • — публичные услуги представляют собой родовое понятие типовых услуг, предоставляемых неограниченному кругу юридических и физических лиц в различных сферах человеческой деятельности и представляющих общественный (публичный) интерес;
  • — типология публичных услуг определяется нормативно регламентированным перечнем, порядком и содержанием каждого вида услуг (стандартизацией), независимо от видов субъектов — услугополучателей;
  • — в зависимости от субъектов — услугодателей, — публичные услуги можно классифицировать как государственные и муниципальные (представительных, исполнительных органов и должностных лиц), общественные (без участия государственных или муниципальных органов), государственно-общественные, муниципально-общественные (государственные и муниципальные органы выступают заказчиком на предоставление услуг гражданам и организациями), коммерческие (услуги, связанные с индивидуальными запросами граждан, изменяющими ее типовое содержание);
  • — по условиям предоставления публичные услуги делятся на бесплатные и платные, причем государственные и муниципальные услуги, предоставляемые гражданам по вопросам реализации ими своих конституционных прав или обязанностей, должны быть бесплатными.

Д. М. Щекин

Реализация государством своих публичных функций только в ответ на платежеспособный спрос не соответствует принципу равенства и правового государства. Обеспечение естественных прав человека должно быть гарантировано публичной властью вне зависимости от платежеспособности соответствующего лица. Из этого следует, что коммерциализация публичной власти не допустима. Государство существует не для зарабатывания денежных средств, а для реализации общего блага.

Исходя из представленных подходов, рассмотрим понятие государственной и муниципальной услуг.

С. А. Белов сформулировал следующие принципы правового регулирования деятельности по оказанию государственных услуг. Государственная услуга — это осуществление организациями, действующими от имени государства, в отношении гражданина определенной деятельности, результат которой не овеществлен. Получение государственной услуги осуществляется по желанию самого гражданина, добровольно и в его интересах. С организацией, действующей от имени и по поручению государства, у гражданина возникают административные, властные, однако не принудительные, властно-предоставляющие отношения. Организация оказания государственных услуг возможна при условии, что оказываемые услуги имеют социальную ценность и в силу объективных причин не обеспечиваются субъектами частной экономической деятельности, а размер платы за получение государственной услуги должен обеспечивать ее доступность.

Е. В. Морозова

В. А. Герба

Они выделяют четыре вида непосредственно государственных услуг:

  • 1) установление права гражданина или организации на что-либо;
  • 2) материальное обеспечение вышеуказанного права в отдельных случаях, установленных законодательством (например, права на получение пенсии);
  • 3) установление юридических фактов, чаще всего выражающихся в справках;
  • 4) предоставление информации.

Можно выделить базовые признаки государственной услуги:

  • — адресность (наличие конкретного лица, обратившегося за получением услуги);
  • — связь с правами и обязанностями граждан; в большинстве случаев государственная услуга является способом реализации гражданином (организацией) принадлежащих ему прав и свобод, либо способом реализации возложенной на него обязанности;
  • — адресат обращения за услугой гражданина, лица без гражданства или представителя юридического лица — орган исполнительной власти;
  • — взаимодействие сторон в процессе оказания услуги, т. е. необходимость личного (устного или письменного) контакта органа, оказывающего услугу с получателем услуги.

Получателем государственной услуги является гражданин РФ, либо иностранный гражданин, либо лицо без гражданства, либо организация, обратившиеся непосредственно или через своего представителя в орган по оказанию услуги для реализации своих прав, или законных интересов, или исполнения обязанностей.

Президента РФ

Теперь рассмотрим понятие «муниципальной услуги».

B. Б. Зотов определяет муниципальные услуги как услуги, которые должны предоставляться в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут ту или иную меру ответственности. Автор предлагает следующую классификацию муниципальных услуг по видам, свойствам и способам оплаты (табл. 2) 2 .

Р. В. Бабун и 3. 3. Муллагалеева отмечают, что термин «муниципальный» означает не форму собственности, а местный характер услуг 3 .

C. Э. Мартынова считает, что муниципальная услуга — это действие по удовлетворению потребностей населения муниципального образования в обеспечении жизнедеятельности, производимое в рамках компетенции соответствующего органа местного самоуправления 4 [https:// , 25].

Таблица 6 .7

Классификация муниципальных услуг

Вид

Частные

Общественные

Общественные по предоставлению, частные по потреблению

Свойства.

Возможности оценки потребителем объема и качества услуг.

Сложность оценки потребителем объема и качества услуг.

Высокая социальная значимость, возможность оценки потребителем объема и качества услуг.

Способ оплаты.

Потребителем.

Из бюджета.

Смешанный.

  • 1 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  • 2 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова . М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  • 3 Вопросы муниципальной экономики: учеб, пособие. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 11.
  • 4 Мартынова С. Э. Понятие муниципальной услуги в контексте оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 343. С. 51—54.

С. А. Кирсанов в широком смысле под муниципальной услугой понимает услуги, обязанность по обеспечению предоставления которых возложена на муниципальное образование в соответствии с законодательством РФ, а также уставом муниципального образования в связи с решением вопросов местного значения. Муниципальные услуги представляют собой совокупность процесса и результата целевой деятельности органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования по удовлетворению конкретной социальной потребности жителей муниципального образования, а также сопутствующие товары, работы, услуги, без использования которых невозможно надлежащее производство муниципальной услуги.

Такая трактовка, по его мнению, позволяет выявить ряд существенных для управления развитием территории характеристик:

  • — во-первых, она четко определяет целевую направленность системы муниципальных услуг, управляющего субъекта и конечных пользователей;
  • — во-вторых, вполне очевидно, что цели социально-экономического развития муниципального образования носят межведомственный характер и их реализация включает в себя удовлетворение потребностей населения путем предоставления определенного набора услуг;
  • — в-третьих, поскольку результативное управление расходами бюджета муниципального образования в значительной степени характеризуется эффективным предоставлением муниципальных услуг, то и акцент на финансировании за счет средств местного бюджета связан с сущностью муниципальных финансов как сводного ресурсного источника обеспечения муниципальных услуг.

По моему мнению, конкретные виды государственных и муниципальных услуг необходимо классифицировать по функциональному принципу:

  • финансово-экономические (предоставление государственных и муниципальных налоговых и других льгот, субсидий, материальной помощи и т. п. );
  • коммунальные (благоустройство, вывоз мусора, энергои водоснабжение, строительство и эксплуатация зданий и дорог, средств связи и др.);
  • социальные (услуги здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта, развлечений, торговли, общественного питания, бытового обслуживания);
  • по обеспечению общественной безопасности (охрана общественного порядка, борьба с преступностью, защита от чрезвычайных ситуаций, контроль санитарно-эпидемиологического состояния и качества продуктов питания и др.);
  • административно-юридические (информационные, выдача справок, разрешений, лицензий и т. п. , юридическое консультирование и оформление документов, архивные и прочие услуги);
  • экологические (охрана природы и регулирование природопользования, обеспечение экологического мониторинга окружающей среды, экологические мероприятия в неблагополучных городах идр.).

от 21.07.2010

В ст. 2 (п. 1) Федерального закона № 210-ФЗ определено, что государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ — деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В п. 2 говорится, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления — деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Как видно из этих определений, государственные и муниципальные услуги представляют собой ту или иную функциональную деятельность, т. е. дефиниции не отражают сущность и признаки данных публичных услуг.

В этой же статье заявитель — это физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Ст. 4 устанавливает основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, которыми являются:

  • 1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • 2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • 3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины и платы за предоставление государственных и муниципальных услуг;
  • 4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • 5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • 6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.

В соответствии со ст. 5, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право:

  • 1) на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • 2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
  • 3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя;
  • 4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных и муниципальных услуг;
  • 5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны (ст. 6):

  • 1) предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами;
  • 2) обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя;
  • 3) предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • 4) исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Также Федеральным законом № 210-ФЗ установлены требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 9), требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ст. 10).

В соответствии со ст. 11, государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Правительством РФ

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Особенность нормативного регулирования государственных услуг состоит в том, что административный регламент рассматривается как основное средство закрепления административных процедур, т. е. действий, совершаемых в ходе оказания государственных услуг. Именно поэтому эти регламенты приобретают особую важность.

Административный регламент — нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 2 п. 4).

Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие (ст. 12):

  • 1) общие положения;
  • 2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • 3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;
  • 4) формы контроля за исполнением административного регламента;
  • 5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

Стандартом государственной услуги является система требований к государственной услуге в интересах ее получателя, принятая нормативным правовым актом в порядке, установленном законодательством об административных регламентах и стандартах государственных услуг (включает характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания государственной услуги).

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает (ст. 14):

  • 1) наименование государственной или муниципальной услуги;
  • 2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
  • 3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • 4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • 5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • 6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
  • 7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • 8) исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
  • 9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами;
  • 10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • 11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
  • 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
  • 13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
  • 14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — российская организация независимо от организационно-правовой формы (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом № 210-ФЗ, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

Предоставление государственных и муниципальных: услуг в электронной форме — предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Портал государственных и муниципальных услуг — государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг. Обращение за получением и предоставление государственной или муниципальной услуги могут осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и требованиями Федерального закона № 210-ФЗ.

Э. Маркварт и С. Исупова рекомендуют при выборе способа организации предоставления услуг муниципалитетами учитывать следующие подходы:

  • — предоставление доступа к оказанию услуг населению любым хозяйствующим субъектам, соответствующим необходимым квалификационным требованиям;
  • — приоритет применения конкурентных способов организации предоставления услуг, как обеспечивающих большую прозрачность принимаемых решений и больший экономический эффект;
  • — полное равенство хозяйствующих субъектов, конкурирующих (реально и потенциально) на рынках соответствующих услуг;
  • — необходимость создания и развития конкуренции в тех сферах хозяйственной деятельности, где она отсутствует, но потенциально возможна;
  • — повсеместный отказ от административных и переход к гражданско-правовым (договорным) отношениям с хозяйствующими субъектами — поставщиками муниципальных услуг, обеспечение соблюдения качества, сроков и иных обязательных параметров предоставляемых населению услуг путем организации надлежащего контроля условий заключаемых договоров;
  • — жесткий контроль монопольных рынков, в том числе деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг;
  • — недопущение совмещения функций заказчика (и контролера) и исполнителя услуг (работ).

Под качеством государственной или муниципальной услуги понимают совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности получателя в отношении содержания (результата) услуги. Качество государственного и муниципального обслуживания включает совокупность характеристик процесса и условий оказания услуги, обеспечивающих удовлетворение потребности получателя в отношении процесса оказания услуги.

С. Э. Мартыновой

  • — гражданин воспринимается или как клиент, получивший услугу, или как представитель населения в целом;
  • — гражданин оценивает действия органа местного самоуправления по реализации комплекса мероприятий, приводящих к предоставлению услуг, или конечный результат;
  • — отзываясь о конечном результате, гражданин оценивает или деятельность органа власти, или деятельность конкретного учреждения, предоставившего услугу;
  • — гражданин оценивает услуги, предоставляемые:
    • 1) безвозмездно,
    • 2) по регулируемым органами власти ценам,
    • 3) по рыночным условиям;
  • — ориентация на мнение граждан приводит или к принятию решений о финансировании, или к корректировке содержания услуги.

Я. В. Коженко

Согласно этой концепции, смысл и назначение государства заключается в служении индивиду, и при ее буквальном толковании практически любая деятельность государства по взаимодействию с индивидом оказывается государственной услугой. Сервисная идея развития государственной системы основывается на классической экономической схеме: «производитель услуг — потребитель», где устойчивость и легитимность государственных институтов связана с эффективностью выявления, моделирования и реализации индивидуальных и групповых интересов и потребностей.

В «сервисной» организации управления доминирующим показателем эффективности выступает «удовлетворенность потребителей». Для этого обосновывается необходимость использования комплексного подхода к нормированию целей и задач управленческой деятельности (системная взаимосвязь социологических, психологических, административных, экономических, информационных, правовых форм, методов, способов и приемов).

Ответственность за жизненное обеспечение и безопасность возлагается на государство, которое призвано гарантировать удовлетворение потребностей и интересов отдельной личности и их групп.

Обобщая различные концептуальные наработки, авторы отмечают, что «сервисное государство» — это особая политическая форма организации публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления, направленным на оказание публичных услуг индивидам, а также система социально-правовых гарантий достойного жизнеобеспечения человека, его прав и свобод.

Следует подчеркнуть, что принцип сетевой организации и электронного управления (оказание публичных услуг на основе информационно-коммуникативных технологий) не направлен на пересмотр существующей государственно-правовой организации и не подменяет ее базовые политико-правовые институты.

Однако современные тенденции в формировании постиндустриального общества, активного развития четвертого этапа научно-технической революции (цифровые технологии и роботизация на основе искусственного интеллекта) заставляют совершенно по-новому взглянуть на формы и методы взаимодействия государства и населения. Как представляется, электронные услуги и интернет-общение станут в ближайшее время основными элементами системы услуг, что повысит их качество и количество за счет адаптации «сервиса» к людям.

В. Н. Зайковский считает, что «сервисность» (клиентоориентированность) государства предполагает:

  • — социальную направленность его целей (их непосредственную связь с наиболее важными для объекта госуправления потребностями и интересами);
  • — результативность его воздействия на объект управления (т. е. обязательность достижения социально обусловленных целей);
  • — установление в качестве основного (доминирующего) показателя эффективности систем публичного управления «удовлетворенность граждан качеством предоставляемых им государственных и муниципальных услуг»;
  • — открытость (обязательный учет субъектами государственного управления при разработке, принятии и реализации управленческих решений мнений рядовых граждан) и отзывчивость (способность оперативно реагировать на изменяющиеся потребности и интересы граждан, а также на те «вызовы», которые генерируются управляемым обществом) госслужбы;
  • — прозрачность административных процедур (возможность своевременного получения гражданами достоверной информации, позволяющей объективно оценить эффективность функционирования органов государственного управления);
  • — высокую степень доверия населения к власти и ее поддержку (партиципацию) со стороны общества;
  • — создание комфортных условий для получения гражданами услуг и др.

Подводя итог рассмотрению вопросов правового регулирования оказания государственных и муниципальных услуг, можно сказать, что система нормативного регулирования и правоприменительная практика находятся в стадии формирования. Научные исследования в этой области знаний еще не сформировали полного представления о правовой природе, понятийном инструментарии и механизмах реализации государственных и муниципальных услуг. Более того, недопустимая тенденция на коммерциализацию государственной и муниципальной деятельности может привести к размыванию ее конституционно-правовой сущности.

  • Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой . М.: Русский язык, 1987.
  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. СПб., 1882.С. 512.
  • Сергеевич В. И. Вече и князь. М., 1867; Фроянов И. Я. , Дворниченко А. Ю. Возникновение и развитие городов-государств в северо-восточной Руси XI — начала XIII в. Л. :Изд. Ленинградского университета, 1988.
  • Морозова Е. В. Публичные услуги: теоретико-правовой аспекта: автореф. дис. …канд. юр. наук. М., 2009. С. 8—11.
  • Шаститко А. Е. Публичные услуги и организационные рамки их предоставления / Фонд «Бюро экономического анализа» // Информационно-аналитический бюллетень. 2004. № 54. С. 8.
  • Шаститко Д. Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг //Вопросы экономики. 2004. № 7. С. 157.
  • Костюков А. Н. Проблемы правового регулирования публичных услуг в России //Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт) / подобщ. ред. Е. В. Гриценко , Н. А. Шевелевой . М.: Волтере Клувер, 2007. С. 1—2.
  • Щекин Д. М. О коммерциализации деятельности российского государства //Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт) / подобщ. ред. Е. В. Гриценко , Н. А. Шевелевой . М.: Волтере Клувер, 2007. С. 90.
  • Нестеров А. В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной)и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11.
  • Терещенко Л. К. Услуги : государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10. С. 16—17.
  • Морозова Е. В. Публичные услуги: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. …канд. юр. наук. М., 2009. С. 8—11.
  • Тихомиров Ю. А. , Чеснокова М. Д. Совершенствование организации управленияи оказания публичных услуг // Журнал российского права. 2005. № 3.
  • Пушило Н. В. Система публичных услуг. Социальные услуги // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт) / под общ. ред. Е. В. Гриценко , Н. А. Шевелевой . М.: Волтере Клувер, 2007. С. 12—13.
  • Морозова Е. В. Публичные услуги: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. …канд. юр. наук. М., 2009. С. 8—11.
  • Щекин Д. М. О коммерциализации деятельности российского государства //Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт) / подобщ. ред. Е. В. Гриценко , Н. А. Шевелевой . М.: Волтере Клувер, 2007. С. 86—87.
  • Белов С. А. Принципы правового регулирования деятельности по оказанию государственных услуг // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт) / под общ. ред. Е. В. Гриценко , Н. А. Шевелевой . М.: Волтере Клувер, 2007. С. 85.
  • Морозова Е. В. Публичные услуги: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. …канд. юр. наук. М., 2009. С. 8—11.
  • Алькина Г. И. , Герба В. А. Сущность государственных услуг // Вестник Томскогогос. ун-та, 2009. № 3 (14).

    С. 129—134.

  • Кирсанов С. А. Муниципальные услуги как вид публичных услуг // Управленческоеконсультирование. 2008. № 4. С. 30—42.
  • Алъкина Г. И. , Герба В. А. Сущность государственных услуг // Вестник Томскогогос. ун-та. 2009. № 3 (14).

    С. 129—134.

  • Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электроннойподписи» // Собрание законодательства РФ7. 2011. № 15. Ст. 2036.
  • Маркварт Э., Исупова С. Актуальные аспекты управления муниципальным имуществом. Практические рекомендации. Пермь: OST-EURO, 2011. С. 10—11.
  • Алъкина Г. И. , Герба В. А. Сущность государственных услуг // Вестник Томскогогос. ун-та, 2009. № 3 (14).

    С. 129—134.

  • Мартынова С. Э. Понятие муниципальной услуги в контексте оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 343. С. 51—54.
  • Коженко Я. В. , Мамычев А. Ю. Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации // Власть. 2010. № 3. С. 44—46.
  • Зайковский В. Н. «Сервисное государство»: новая парадигма или современнаятехнология государственного управления? // Дайджест-финансы. 2014. № 3 (231).С. 35—45.