Предприятия, отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ).
Поэтому земельные участки в границах СЗЗ предоставляются при наличии заключения территориальных органов Госсанэпиднадзора об отсутствии нарушений санитарных норм и правил.
Санитарно-защитная зона должна предусматриваться на всех этапах разработки градостроительной, предпроектной и проектной документации, строительства и эксплуатации отдельного предприятия или промышленного комплекса.
Запрещается размещение в санитарно-защитной зоне коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В границах санитарно-защитной зоны и на территории промплощадок запрещается размещать предприятия пищевой промышленности, а также по производству посуды, тары, оборудования и т.д. для пищевой промышленности, склады готовой продукции, предприятия по производству воды и напитков для питьевых целей, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды. Размещение спортивных сооружений; парков, образовательных учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования на территории санитарно-защитной зоны не допускается.
В границах СЗЗ можно размещать сельхозугодья для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания; предприятия, их отдельные здания и сооружения с производствами меньшего класса вредности, чем основное производство.
В санитарно-защитной зоне запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо её часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ СЗЗ.
Глава 3. Земли энергетики.
3.1 Понятие земель энергетики.
Земли энергетики используются в качестве пространственного операционного базиса для размещения соответствующих энергетических объектов. Основные положения правового режима земель энергетики содержаться в статье 89 Земельного кодекса. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Предприятие как объект муниципальной собственности
... определенной производственной деятельности. В качестве объекта права - недвижимого имущества предприятие может принадлежать любым субъектам - участникам предпринимательской деятельности. В настоящей работе мы рассматриваем муниципальное предприятие как объект недвижимости. 1. Контролирующие органы ...
Выделяются два подвида земель энергетики. К первому подвиду относятся земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. Ко второму подвиду – земельные участки, на которых находятся воздушные линии электропередачи, подстанции, распределительные пункты, другие сооружения и объекты энергетики.
Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Действующее законодательство предусматривает специальные требования, касающиеся энергетических объектов.[3] Так, при проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.
Должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы.
Ядерные установки, в том числе атомные станции, размещаются при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок.
3.2 Правовой режим земельных участков атомных электростанций.
Правовой режим земельных участков, на которых расположены атомные электростанции, ядерные установки и другие объекты, весьма специфичен. Поскольку ядерные объекты относятся к числу источников повышенной опасности и их деятельность представляет собой угрозу здоровью, жизни населения и окружающей среде, то в законодательстве предусмотрены специальные требования, касающиеся размещения этих объектов. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»[4] регулирует некоторые вопросы правового режима земель, занятых ядерными установками, радиационными источниками и пунктами хранения.
В данном Законе урегулирован порядок размещения ядерных объектов (ст. 30).
Закреплены основные требования к безопасности намечаемых к размещению и сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
Решения о сооружении ядерных установок, пунктов хранения, имеющих оборонное значение, а также о их размещении принимаются Правительством Российской Федерации (ст. 28 Закона)
Земельные участки и недра для размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения предоставляются в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством РФ, законодательством РФ о недрах, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Правовая характеристика земельного налога
... определение понятия и функций земельного налога; рассмотрение принципов правового регулирования земельного налога; определение правового статуса плательщиков земельного налога; изучение правовой характеристики объекта земельного налога; исследование основных элементов земельного налога; разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге. Методологическая база и ...
Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 306 Утверждены Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.[5]
В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, устанавливаются особые территории – санитарно-защитная зона и зона наблюдения.
В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должна контролироваться радиационная обстановка.
3.3 Правовой режим земель, занятых линиями электропередачи.
Правовой режим земель линий электропередачи урегулирован в нескольких подзаконных нормативных правовых актах. Так, постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 486 Утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети[6].
Правила предусматривают, что воздушная линия электропередачи разрешается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесённые к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.
Порядок использования земель, на которых установлены линии электропередачи, определён в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. № 6.
Особенность правового режима этих земель заключается в том, что вдоль них устанавливаются охранные зоны. Действуют правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. № 667[7].
Земельные участки, включенные в состав охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В, не подлежат изъятию у собственников земельных участков и землепользователей, но используются ими с соблюдением требований Правил.
Особенностью правового режима земель, занятых линиями электропередачи, является также то, что законодательство устанавливает определенные ограничения на размещение этих объектов. В то же время устанавливаются ограничения прав лиц, использующих земельные участки, на которых находятся такие объекты, в интересах охраны линий электропередачи.
Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ст. 37 предусматривает, что если решение органа государственной власти или органа местного самоуправления затрагивает интересы одного или нескольких членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (прокладка в границах земельных участков членов такого объединения инженерных сетей, установка опор линий электропередачи и др.), необходимо согласие в письменной форме собственников (владельцев, пользователей) данных земельных участков.
Глава 4. Земли транспорта.
4.1 Понятие земель транспорта.
Плата за использование земель и оценка земельного участка
... качестве формы платы за землю признавало нормативную цену земли. Нормативная цена земли по своей правовой природе является своеобразным методом расчета платежей за использование земельных участков. В связи ... и правовое регулирование земель зачастую находившихся по соседству, но принадлежащих разным ведомствам, происходило разными отраслями права. Так, например, земли казарм, транспорта и крепостей ...
В соответствии со статьёй 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Правовой режим земель транспорта определён в Положении о землях транспорта, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. № 24[8].
Установление зон с особыми условиями использования земель – отличительная черта правового режима земель транспорта. Особенность правого режима этих земель заключается в том, что он может распространяться не только на земельные участки, специально предоставленные для транспортных предприятий, но я на соседние, смежные земельные участки. В целях обеспечения нормальной эксплуатации, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта на землях, прилегающих к земельным участкам, предоставленным в пользование организациям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны с введением в них особых условий землепользования.
К охранным зонам транспорта относятся земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также земли с подвижными песками, прилегающие к землям транспорта. Земли охранных зон транспорта не изымаются у собственников земельных участков и используются ими с соблюдением действующих ограничений. Порядок установления охранных зон, их размеров и режима пользования землями охранных зон определяется для каждого вида транспорта в соответствии с действующим законодательством.
4.2 Правовой режим земель железнодорожного транспорта.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
- размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
- установление полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам, при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 90 Земельного кодекса).
В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2) закреплено определение земель железнодорожного транспорта. Это – земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах.
Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду
... эксплуатации железных дорог. Успешное функционирование и развитие железнодорожного транспорта зависит от состояния природных комплексов и наличия природных ресурсов, развития инфраструктуры искусственной среды, социально-экономической среды общества. Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного транспорта ...
Порядок использования полосы железных дорог регулируются Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом МПС России от 15 мая 1999 г. № 26Ц[9].
Однако теперь порядок установления и использования полосы отвода железных дорог должен определяться Правительством Российской Федерации.