Правовой статус арбитражного управляющего: функции, права и обязанности, ответственность

правовой статус арбитражный управляющий

Сегодня в условиях сильнейшего кризиса в истории России на первый план выходят проблемы неплатежей между субъектами экономических отношений, которые, возникая у отдельных предприятий, постепенно охватывают всю экономическую систему, образуя коллапс. Именно поэтому сильнейшее значение сегодня приобретают правильно сформированные государственными законодательными органами механизмы преодоления волны неплатежей и возвращение экономики в нормальное состояние. Такими механизмом является применение законодательства о несостоятельности организаций в случаях, предусмотренных законом.

Ключевой фигурой федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) является арбитражный управляющий.

Именно правильно подобранный арбитражный управляющий является гарантом максимально эффективного устранения неплатежеспособного должника (ликвидации или финансового оздоровления).

Поэтому определение статуса арбитражного управляющего, выраженного в совокупности прав и обязанностей и требований предъявляемых к нему, является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Несмотря на актуальность проблемы, данный вопрос плохо изучен российскими специалистами. Среди данных ученых можно назвать следующих: М.В. Телюкина, Ю.Г. Курин, Ю.В. Тай, В.В. Бородин.

Целью данной работы является определение правового статуса арбитражного управляющего. Достижение данной цели связано с реализацией ряда задач:

  • выявление отличительных особенностей статуса арбитражного управляющего от статуса индивидуального предпринимателя;
  • определение требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего;
  • определение общих прав и обязанностей арбитражного управляющего;
  • установление специальных прав и обязанностей арбитражного управляющего, возникающих на разных стадиях банкротства.

Глава 1. История развития понятия «арбитражный управляющий»

Институт банкротства относительно нов для российской системы правового регулирования. Вместе с тем в дореволюционной России институт банкротства был достаточно развит. В дореволюционной терминологии в отношении современных арбитражных управляющих употреблялся сугубо российский термин — «попечитель». Попечитель избирался из числа присяжных поверенных — адвокатов. Основной целью попечителя-опекуна являлось обеспечение законности всех действий несостоятельного предприятия.

10 стр., 4979 слов

Представитель в арбитражном процессе

... методы. Розенберга Я. А. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ 1.1 Понятие представительства в арбитражном процессе Судебное представительство является наиболее активной ...

Многие до сих пор не представляют себе, в чем заключается суть названной профессии. В глазах одних — это госслужащий, участвующий в банкротных процедурах. В глазах других — человек, который пришел на предприятие с целью «растащить последнее» и тем самым окончательно погубить его. В целом оба эти утверждения неверны, но в них есть и доля правды. Кроме того, в самом законодательстве имеется путаница в использовании терминологии, касающейся арбитражного управляющего. Регулирующие банкротство законы, в том числе банкротство кредитных организаций, субъектов естественных монополий, используют термин «арбитражный управляющий». При этом в ведомственных нормативных актах нередко можно встретить термин «антикризисный управляющий» Кроме того, в действующем законодательстве нет определения арбитражного управления. Всегда говорится о правах и обязанностях арбитражного управляющего, его ответственности и т.д. А между тем никто не может четко сказать, чем же он все-таки занимается. Что такое арбитражное управление? Чем отличается арбитражное управление от доверительного, от антикризисного, от менеджмента в юридическом лице? Это разные процессы, или это одно и тоже? Кратко обозначим определяющие отличия между этими видами деятельности О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон, №127-ФЗ от 26.10.2002 г. (с изменениями и дополнениями от 13.07.2015 г.):

1. Арбитражное управление — это специфический вид деятельности, который заключается в управлении должником при реализации судебных процедур банкротства. Особенности арбитражного управления определяются законодательством о банкротстве.

2. Антикризисное управление, в свою очередь, подразумевает управление юридическим лицом в неблагоприятных условиях. При этом речь не обязательно идет о банкротстве, кризисная ситуация может возникнуть и за его пределами. Банкротство — это всегда кризис, а кризис — это не всегда банкротство.

3. Управление юридическим лицом осуществляется только в его интересах и в соответствии с целями, определенными в учредительных документах. В то время как арбитражное управление преследует цели, определенные в законе о банкротстве, и в интересах всех участников банкротства.

4. Доверительное управление — это разновидность управления чужим имуществом в пользу третьего лица. Именно имуществом, а не юридически лицом, как в предыдущих случаях.

Арбитражный управляющий — это специалист, осуществляющий процесс управления должником при реализации судебных процедур банкротства. Впервые ввел в российскую экономику этого нового участника процесса банкротства закон «О банкротстве предприятий» 1992 года. Но ключевой фигурой процедуры банкротства арбитражного управляющего определил введенный в действие закон «О несостоятельности (банкротстве)» в 1998 году. Именно в это время Россия переживала экономический кризис, многие остались без работы. Поэтому востребованная на рынке профессия арбитражного управляющего стала очень привлекательной и для многих являлась попыткой попробовать себя на новом поприще и начать новую жизнь. Таким образом, в эту сферу пришли экономисты, банковские работники и участники рынка ценных бумаг, для которых в то время настали не лучшие времена. Также арбитражными управляющими зачастую являются бывшие инженеры и военные. Но на момент принятия данного закона профессии арбитражного управляющего практически не существовало, и требования, которые предъявлялись к данным специалистам, как показывает сегодняшний день, были далеко не совершенны, поэтому на рынке банкротства было достаточно много неквалифицированных специалистов. Арбитражным управляющим мог стать практически любой желающий, прошедший короткий курс обучения и сдавший несложный экзамен. Некоторые арбитражные управляющие даже не имели высшего образования. Более того, арбитражный управляющий не нес никакой ответственности и за свои действия. Но сегодня ситуация изменилась, и в новом федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года прописан более существенный объем профессиональных требований к арбитражным управляющим, а также четко определен его правовой статус.

10 стр., 4638 слов

Арбитражный управляющий — история и современность

... администрации по торговым делам администрации 3. Современный арбитражный управляющий 3.1. Арбитражный управляющий по Закону РФ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражного управляющего временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и определяет его как гражданина Российской Федерации, ...

Понятие «арбитражный управляющий» имеет достаточно долгую историю своей эволюции. Это дает нам основание утверждать, что на сегодняшний момент у законодателя уже имеется достаточно знаний и практических навыков, чтобы точно определить назначение и статус арбитражного управляющего во вновь создаваемых законах.

Глава 2. Сущность правового статуса арбитражного управляющего

По определению правовой статус — это сумма прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права Об утверждении правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов: Постановление Правительства Российской Федерации, №366 от 25.06.2003 г.. Таким образом, под правовым статусом арбитражного управляющего следует понимать весь набор прав и обязанностей, возникающих у него с момента его назначения управляющим в деле о банкротстве организации, а также требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего. Описание правового статуса арбитражного управляющего дано в статье 20 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 (с изменениями на 13 июля 2015 года) (редакция, действующая с 25 июля 2015 года).

Арбитражный управляющий действует на всех судебных стадиях процесса в качестве временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего. Каждый последующий арбитражный управляющий в силу п.6 статьи федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 является процессуальным правопреемником предыдущего.

Нормы федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определяют, что арбитражный суд может назначить арбитражным управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Очень интересен и неоднозначен тот факт, что арбитражным управляющим может быть только лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам.

С одной стороны, деятельность арбитражного управляющего содержит в себе признаки предпринимательской деятельности. Но правовое положение арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя имеет свои особенности. Оно обусловлено спецификой процедур банкротства и находит свое выражение в необходимости особого распределения предпринимательских рисков и осуществления арбитражным управляющим деятельности как от своего имени, так и от имени должника, как в интересах должника, так и в интересах кредиторов.

24 стр., 12000 слов

Анализ положений Закона о несостоятельности (банкротстве)

... за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»; постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. №257 « Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»; постановление ...

Управляющий может участвовать в процессе банкротства от своего имени и осуществлять полномочия, предусмотренные федеральным законом для различных процедур банкротства. В этом случае можно говорить о деятельности арбитражного управляющего, осуществляемой своей властью в интересах кредиторов или должника. В то же время на арбитражного управляющего на различных стадиях банкротства возлагаются функции руководителя должника, в таком случае арбитражный управляющий становится исполнительным органом должника. Это обстоятельство свидетельствует о том, что деятельность арбитражного управляющего имеет существенные особенности, не свойственные другим индивидуальным предпринимателям. Даже получение вознаграждения, которое с экономической точки зрения является прибылью, регулируется способами, не применимыми к прибыли.

Деятельность арбитражного управляющего, безусловно, является оплачиваемой. Арбитражный управляющий получает вознаграждение за счет имущества должника. Если его имущества недостаточно, вознаграждение может выплачиваться кредиторами. В любом случае размер вознаграждения утверждается арбитражным судом и не зависит от успеха деятельности арбитражного управляющего. Вознаграждение арбитражного управляющего и прибыль индивидуального предпринимателя имеют совершенно разную правовую природу. Но порядок налогообложения доходов арбитражного управляющего не отличается от порядка, установленного для других индивидуальных предпринимателей.

В отличие от обычного предпринимателя, правовой статус арбитражного управляющего не дает ему и полной самостоятельности, которая является признаком предпринимательства. Арбитражный управляющий не имеет права действовать только в своих интересах. Независимо от процедуры банкротства на первом месте всегда должны стоять интересы кредиторов и должника. Также действия арбитражного управляющего строго лимитированы законом и решениями собрания и комитета кредиторов. Парадокс заключается еще и в том, что для арбитражного управляющего, как предпринимателя, государственная регистрация обязательна, но начальный момент осуществления его деятельности определяется не государственной регистрацией, а определением или решением арбитражного суда.

Таким образом, правовой статус арбитражного управляющего не находит аналогии среди статуса других субъектов хозяйственной деятельности. Его нельзя назвать ни предпринимателем, ни государственным служащим. Поэтому статус арбитражного управляющего следует определять как особую категорию, созданную законодательством о банкротстве.

Глава 3. Требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего

Арбитражным управляющим, как следует из п.1 статьи 20, может быть только физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. Закон ограничивает правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Для назначения управляющим кандидат должен отвечать определенным требованиям. Их можно назвать позитивными (качества, которые должны присутствовать) и негативными (качества, которые должны отсутствовать).

Кандидат должен соответствовать и позитивным, и негативным требованиям в совокупности.

К позитивным требованиям относятся:

6 стр., 2918 слов

Арбитражные управляющие

... должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения соответствующего срока. Как правило, интересы арбитражного управляющего и заявителя его кандидатуры находятся в правовом ... к системам жизнеобеспечения, и т.п.) - п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве. Действия арбитражного управляющего в интересах кредиторов направлены на то, чтобы наиболее полно ...

1) Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

2) Высшее образование.

3) Стаж руководящей работы в совокупности не менее 2 лет. Пункт 6 статьи 20 Закона устанавливает, что руководящей считается:

  • а) работа в качестве руководителя юридического лица либо заместителя руководителя;
  • б) работа в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника (т.е.

на стадии наблюдения, если руководитель отстранялся от исполнения обязанностей; на стадии внешнего управления либо конкурсного производства) за исключением проведения процедур банкротства отсутствующего должника.

4) Сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Пункт 1 статьи устанавливает, что организация и проведение этого экзамена осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением. Представляется, что разработка программы для сдачи такого экзамена будет осуществлена Правительством РФ либо компетентной организацией по его поручению.

5) Стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее 6 месяцев — организацию и проведение этой стажировки Закон относит к компетенции саморегулируемых организаций управляющих.

6) Наличие договора страхования ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве. Пунктом 8 ст.20 установлено, что указанный договор страхования является формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего. Он должен быть заключен сроком не менее чем на год с условием последующего возобновления на тот же срок; страховая сумма (минимальная сумма финансового обеспечения) не может быть менее 3 миллионов рублей в год. В настоящее время не предъявляется требований о наличии лицензии: в ст. 17 Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающей исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, арбитражное управление не указано. Важно отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 231 Закона в течение года после вступления его в силу управляющими могут утверждаться лица, не сдававшие теоретический экзамен, не проходившие стажировку, не являющиеся членами саморегулируемых организаций, если они имели лицензию управляющего, которая не была отозвана или аннулирована.

Соответствие кандидата в управляющие всем позитивным требованиям Закона подтверждается документом, выдаваемым саморегулируемой организацией, членом которой управляющий является. Если он не является членом такой организации, что возможно в течение первого года действия нового Закона в соответствии с п. 4 ст. 231, необходимые документы должен будет предоставить сам управляющий.

К числу негативных требований к кандидатуре управляющего относятся:

1) Судимость. Препятствием для назначения субъекта управляющим является судимость:

  • за любые преступления в сфере экономики (то есть препятствием для назначения управляющим является судимость по ст. 158-204 УК РФ);

— за любые преступления средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие. При этом Закон не дает точного ответа на вопрос, является ли препятствием судимость снятая или погашенная Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего: Постановление Правительства Российской Федерации, №299 от 22.05.2003 г.

13 стр., 6059 слов

Правовое регулирование процедур восстановления платежеспособности должника

... должника осуществляет арбитражный управляющий. В его обязанности входит ряд мер по восстановлению платежеспособности предприятия должника и продолжению его деятельности. Все мероприятия внешний управляющий осуществляет согласно плану, утвержденному собранием кредиторов. ... незаконных действий в отношении друг друга. 6 Рассматриваемый закон является комплексным актом, содержащим нормы материального и ...

2) Заинтересованность по отношению к должнику или любому из кредиторов (заинтересованность определяется по правилам ст.19 Закона).

3) Осуществление процедур банкротства в отношении управляющего — индивидуального предпринимателя.

4) Наличие неудовлетворенных требований к кандидату о возмещении убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении в прошлом обязанностей арбитражного управляющего.

5) Дисквалификация либо лишение (в порядке, установленном законодательством) права занимать руководящие должности, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в Совет директоров, управлять делами или имуществом других лиц (соответствующее решение предусматривает срок дисквалификации или лишения названных прав).

Пункт 1 статьи Закона устанавливает: если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, то при осуществлении управляющим функций и полномочий руководителя на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами РФ для руководителя должника.

Из этого следует, что требования и ограничения, а также ответственность, установленные для руководителя учредительными документами должника (которые не являются нормативными актами), к управляющему, исполняющему функции руководителя, не применяются.

При осуществлении своих полномочий управляющий может столкнуться с необходимостью изучения документов, составляющих государственную тайну.

Для этого управляющий, как указано в п. 1 статьи, должен иметь допуск к государственной тайне либо получить такой допуск. Без получения допуска управляющий не сможет работать с секретными документами и материалами.

Нарушения со стороны управляющих, допускаемые ими при исполнении обязанностей, — явление достаточно распространенное. Как правило, такие нарушения приводят к возникновению убытков у должника, кредиторов либо третьих лиц. Однако практически неизвестны случаи, когда эти убытки возмещались. Можно выделить две причины подобного поведения арбитражного управляющего:

  • сложность доказывания причинной связи между убытками и действиями управляющего;
  • сложность реального применения ответственности, так как управляющий (физическое лицо) может не обладать и тысячной долей средств, необходимых для возмещения причиненных им убытков.

В федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 предпринята попытка решить вторую проблему. Во-первых, как уже отмечалось, в п.2 статьи введено новое требование к кандидатуре управляющего — наличие договора страхования ответственности. Во-вторых, в п.2 статьи установлено дополнительное требование страхования ответственности: в течение 10 дней с даты утверждения судом кандидатуры арбитражного управляющего он обязан заключить еще один договор страхования ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве. Размер страховой суммы зависит от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры. Зависимость установлена следующая:

6 стр., 2767 слов

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих

... создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - СОАУ) как инструмента контроля позволит значительно повысить качество деятельности арбитражных управляющих. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций определены п. 3 ст. 50 ГК РФ, Федеральным законом от ...

  • если стоимость активов должника составляет от 100 до 300 млн. рублей, страховая сумма определяется в размере 3% стоимости активов, превышающей 100 млн. рублей;
  • если стоимость активов должника находится в пределах от 300 млн.

до 1 млрд. рублей, страховая сумма должна быть равна 6 млн. и 2% балансовой стоимости, превышающей 300 млн. рублей;

  • если стоимость активов превышает 1 млрд. рублей, страховая сумма должна быть равна 20 млн. рублей и 1% от балансовой стоимости, превышающей 1 млрд. рублей.

Очевидно, что расходы, связанные с заключением управляющим договоров страхования (в частности, суммы страховых премий), не подлежат возмещению управляющему — он имеет право только на установленное вознаграждение.

Итак, набор требований, предъявляемые Законом к арбитражному управляющему, является достаточно широким и не каждый индивидуальный предприниматель способен выполнить все требования. Это связано, прежде всего, с большой ответственностью, возложенной на арбитражного управляющего, что заставляет законодателя применять строжайший отбор кандидатур на данную должность.

Глава 4. Общие права и обязанности арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий — субъект конкурсного права, имеющий особый статус, определяемый необходимостью осуществлять мероприятия конкурса. Исходя из этого арбитражный управляющий может действовать и самостоятельно, и наряду с руководителем, как от собственного имени, так и от имени должника. Кроме того, управляющий действует в интересах как должника, так и кредиторов, и третьих лиц. Этим определяется комплекс прав и обязанностей арбитражного управляющего, указанных в статье федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями на 13 июля 2015 года) (редакция, действующая с 25 июля 2015 года).

Данная статья называет только наиболее общие права и обязанности управляющих; применительно к каждой процедуре статус, права и обязанности управляющих определяют соответствующие статьи Закона.

Арбитражный управляющий в конкурсных отношениях имеет следующие права:

1) Созывать собрание и комитет кредиторов и, соответственно, выносить на их обсуждение решение тех вопросов, которые считает необходимыми.

2) Обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами (так, ст. 60 Закона предусматривает, что арбитражный управляющий может подавать заявления и ходатайства о разногласиях с кредиторами, должником, представителем работников — не более чем через месяц после подачи указанные заявления и жалобы должны быть рассмотрены).

3) Получать вознаграждение, размер и порядок выплаты которого установлены Законом.

4) В любое время досрочно прекратить свои обязанности путем подачи в суд соответствующего заявления.

5) Привлекать на договорной основе для осуществления своих полномочий специалистов с оплатой их услуг за счет средств должника, если иное не установлено Законом, собранием кредиторов, соглашением кредиторов.

Управляющий заключает договоры от собственного имени, однако обязанности по этим договорам возникают и у должника, т.е. оплачивать оказанные услуги будет руководитель должника. В практике применения Закона 1998 года на стадии наблюдения возникали ситуации, когда управляющий заключал договоры, предусматривающие необоснованно высокую оплату, руководитель платить отказывался, а специалист на оплате настаивал. Высший Арбитражный Суд РФ в п.12 Информационного письма N 43 от 6 августа 1999 года пришел к выводу, что в таких ситуациях вопрос о размере оплаты должен решаться судом.

4 стр., 1584 слов

Роль арбитражного управляющего в деле о банкротстве

... своих обязанностей на основании заявления саморегулируемой организации. Арбитражный управляющий, причинивший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований Закона убытки должнику, кредиторам, иным лицам, несет ответственность, предусмотренную федеральным законом. Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый ...

Кроме указанных выше прав, арбитражный управляющий имеет целый ряд серьезных обязанностей:

1) Соблюдать законодательство РФ.

2) Действовать добросовестно и разумно в интересах кредиторов, должника, общества.

3) Соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является.

4) Быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

5) Принимать меры по защите имущества должника (это могут быть как юридические, так и фактические меры).

6) Анализировать финансовое состояние должника (цель такого анализа — ответ на вопрос о возможности восстановления платежеспособности).

7) Анализировать финансовую, хозяйственную, инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках (это необходимо для ответа на вопрос о применении определенной процедуры и конкретных мероприятий в рамках этой процедуры).

8) Вести реестр требований кредиторов — в тех случаях, когда кредиторы в соответствии со ст.163 Закона не приняли решение о привлечении реестродержателя.

9) Возмещать убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам в процессе исполнения обязанностей управляющего.

10) Выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельств, названных в пп.3, 4 ст.10 Закона.

11) Сохранять конфиденциальность информации (в частности, служебной и коммерческой тайны), которая стала известна арбитражному управляющему в связи с исполнением его обязанностей.

Арбитражный управляющий не имеет права выдавать доверенности на осуществление своих полномочий.

Таким образом, перечень общих прав и обязанностей арбитражного управляющего является достаточно длинным, что дает нам основу говорить о сложности профессии арбитражного управления. Необходимо отметить, что обязанностей у арбитражного управляющего гораздо больше чем прав. Именно поэтому на кандидатуру управляющего возлагается большая ответственность по соблюдению своих обязанностей, направленных на реализацию конкурсного процесса.

Глава 5. Правовой статус арбитражного управляющего на разных стадиях процедуры банкротства

Основной задачей первой стадии банкротства предприятия является обеспечение сохранности имущества должника с целью максимально полного удовлетворения требований конкурсного кредитора. Основную роль в процедуре наблюдения занимает специально назначаемое арбитражным судом лицо — временный управляющий. При осуществлении процедуры наблюдения временный управляющий обладает целым комплексом прав и обязанностей (ст. 66, 67 Закона), позволяющих ему достаточно эффективно достигать вышеуказанных целей данной процедуры банкротства. Выделяют следующие, характерные именно для этой стадии банкротства предприятия права арбитражного управляющего:

6 стр., 2719 слов

Внешнее управление как процедура банкротства

... часть 1.1. Внешнее управление как процедура банкротства Внешнее управление представляет собой процедуру банкроства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания,кредиторов. Внешнее управление вводится ...

  • предъявлять от своего имени требования о признании недействительными оспоримых сделок и решений;
  • заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
  • принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника, касающихся требований кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п.2 ст.64 Закона, — речь может идти об ограничениях по размеру (сумме) либо по категории сделок;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя от должности.

Среди обязанностей, возникающих у временного управляющего, можно выделить следующие:

  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника — это могут быть меры как юридические, так и фактические;
  • проводить анализ финансового состояния должника;
  • выявлять кредиторов должника;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • уведомить кредиторов о введении наблюдения;
  • созвать и провести первое собрание;
  • представить отчет о результатах наблюдения.

При этом статья 67 Закона не упоминает о возможности установления иных обязанностей временного управляющего; тем не менее представляется очевидным, что Закон может содержать указания и на другие обязанности, в частности в рамках процедур, применяемых к отдельным категориям должников.

Следующей последовательной стадией банкротства после процедуры наблюдения является финансовое оздоровление. Эта процедура возникает только при наличии у предприятия возможностей для восстановления своей платежеспособности, если этого условия нет, то данная процедура не применяется. Функция восстановления платежеспособности должника путем проведения ряда антикризисных мероприятий возложена на административного управляющего.

Его обязанности определены в п.3 статьи 83 Закона. Назову наиболее интересные из них. Важной является обязанность по осуществлению контроля за своевременным исполнением должником требований кредиторов. Для осуществления этой функции разрабатывается график погашения задолженности и план финансового оздоровления должника. Одна из обязанностей административного управляющего — предъявление лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств, требований, вытекающих из предоставленного обеспечения, если должник не исполняет график погашения задолженности.

Права административного управляющего перечислены в п.4 статьи 83. Очень важны его права по обращению в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также по отмене таких мер. Закон не дает даже примерного их перечня, следовательно, управляющий при наличии соответствующей аргументации может настаивать практически на любых ограничениях для руководителя должника. В частности, речь может идти о расширении числа сделок, на которые требуется согласие управляющего, собрания либо комитета кредиторов. Кроме того, обращает на себя внимание право управляющего в соответствии с ч.7 п.4 предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных должником с нарушением требований Закона.

Одним из возможных итогов процедуры финансового оздоровления, в соответствии с ныне действующим законодательством о банкротстве юридических лиц, является введение арбитражным судом процедуры внешнего управления. Введение внешнего управления является весьма значимым событием для организации-должника, так как закон связывает с этим фактом существенные юридические последствия (статья 94 Закона).

Среди всех этих последствий наиболее интересными является радикальное изменение порядка управления должником — руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

В отличие от временного и административного управляющих внешний управляющий наделен значительно более широким кругом полномочий по управлению неплатежеспособным должником. Фактически после отстранения руководителя должника от должности внешний управляющий до окончания периода внешнего управления приобретает полномочия, которые даже несколько шире, чем те, которыми обладало прежнее руководство должника. Так, например, собственник имущества должника или органы управления должником не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом организации-должника. Это, однако, не означает, что действия внешнего управляющего ничем не ограничены: п.1 статьи 101 Закона обусловливают возможность заключения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность, получением предварительного согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Конкретное содержание правомочий внешнего управляющего определяется в статье 99 Закона, содержащей перечень основных прав и обязанностей внешнего управляющего:

1) Права:

  • распоряжение имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;
  • заключение от имени должника мирового соглашения;
  • отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст.102 Закона;
  • заявление в суд требований, связанных с недействительностью сделок и решений должника.

2) Обязанности:

  • принятие имущества и осуществление инвентаризации;
  • осуществление управления имуществом должника;
  • разработка и представление собранию кредиторов плана внешнего управления;
  • ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и контроля;
  • принятие мер по взысканию задолженности перед должником (дебиторской задолженности) — указанные меры могут быть любыми и направлены на взыскание как денежных средств, так и иного имущества;
  • исполнение плана внешнего управления — осуществление мероприятий, в нем названных, с соблюдением требований Закона о банкротстве;
  • информирование комитета и собрания кредиторов о ходе проведения внешнего управления;
  • представление отчета об итогах реализации плана внешнего управления, т.е.

об итогах проведения наблюдения.

Существенными отличиями от правового положения временного управляющего и внешнего управляющего обладает статус конкурсного управляющего, участвующего при осуществлении завершающей стадии процесса банкротства — конкурсного производства. При этом само конкурсное производство можно представить в качестве системы мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, во-первых, проведение ликвидации должника — юридического лица; во-вторых, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника. В связи с этим статья 129 Закона регламентирует следующие полномочия конкурсного управляющего:

1) Права:

  • распоряжаться имуществом должника в порядке, установленном;
  • увольнять работников должника;
  • заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 Закона;
  • передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.
  • предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником.

2) Обязанности:

  • принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;
  • привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника;
  • уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;
  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние должника;
  • предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;
  • заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Исходя из статьи 129 Закона, можно сделать вывод, что деятельность конкурсного управляющего в значительно большей степени, чем у иных управляющих формализована и подчинена предельно конкретной цели — наиболее справедливому распределению имущества должника между его кредиторами. Напротив, правовое положение внешнего, административного и временного управляющих имеет в основе относительно самостоятельные действия управляющих, которые в значительно меньшей степени связаны в своих полномочиях решениями иных органов (в том числе и арбитражного суда).

Можно даже сказать, что именно от действий временного, административного и внешнего управляющих во многом зависит дальнейший ход процесса банкротства или даже его прекращение, в то время как процедура конкурсного производства более жестко регламентирована и имеет конкретную цель без возможности выбора каких-либо альтернатив.

Заключение

Категория «арбитражный управляющий» является не новой в современном законодательстве. Аналогичная категория под названием «попечитель» существовала еще в дореволюционном законодательстве о банкротстве, в котором были определены статус и соответствующие ему функции «попечителя». В законодательстве послесоветской России понятие «попечитель» было заменено на понятие «арбитражный управляющий», однако основополагающие принципы данной правовой категории были сохранены. По мере становления и развития рыночной экономики в России понятие категории арбитражного управляющего претерпевало изменения, целью которых было обеспечение справедливого правосудия, учитывающего все спорные вопросы в делах о несостоятельности. Арбитражный управляющий как значимая фигура в деле о банкротстве была впервые введена федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в 1998г. Далее произошли некоторые изменения законодательства о банкротстве, воплотившиеся в новом законе 2002г. Именно этот закон сегодня является основополагающим при определении статуса арбитражного управляющего.

Под статусом арбитражного управляющего понимается сумма прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права. При этом выделяют как общие права и обязанности арбитражного управляющего, так и конкретные полномочия данного субъекта, возникающие на конкретных стадиях банкротства предприятия. Перечень общих прав и обязанностей арбитражного управляющего указаны в статье 20 и ее частях федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Кроме прав и обязанностей арбитражного управляющего при определении его статуса выделяют также требования, предъявляемые к его кандидатуре, что является основной неизменной частью статуса любого управляющего. Одним из основополагающих требований, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего является его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Очевидно, что законодатель, утверждая такую норму закона, стремился подобрать наилучшую кандидатуру на должность арбитражного управляющего с точки зрения наличия практических навыков решения сложных вопросов и антикризисного управления предприятием. Однако подобные меры не привели к сближению статуса арбитражного управляющего и предпринимателя, напротив, законодатель создал субъект, не имеющий аналогов по правовому статусу в современном законодательстве.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovoy-status-arbitrajnyih-upravlyayuschih/

НПА

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, от 24.07.2002 г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, от 30.12.2001 г.

3. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: постатейны научно-практический / В.Ф. Попондопуло. [и др.], отв. ред. В.Ф. Попондопуло. 2-е изд., испр. доп. — М.: Омега — Л, 2004. — 496 с.

4. Федерального закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)

5. Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства: Постановление Правительства Российской Федерации, №257 от 29.05.2004 г.

6. Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов: Постановление Правительства Российской Федерации, №56 от 6.02.2004 г.

7. О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации: Постановление Правительства Российской Федерации, №586 от 19.09.2003 г.

8. Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего: Постановление Правительства Российской Федерации, №299 от 22.05.2003 г.

9. Об утверждении правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих: Постановление Правительства Российской Федерации, №308 от 28.05.2003 г.

10. Об утверждении правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов: Постановление Правительства Российской Федерации, №366 от 25.06.2003 г.

11. Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа: Постановление Правительства Российской Федерации, №367 от 25.06.2003 г.

12. Об утверждении правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего: Постановление Правительства Российской Федерации, №414 от 9.07.2003 г.

13. Об утверждении положения о порядке ведения реестра арбитражных управляющих: Приказ Министерства юстиций Российской Федерации, №108 от 25.05.2004 г.

14. Об утверждении порядка работы комиссий по организации теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих: Приказ Министерства юстиций Российской Федерации, №189 от 6.08.2003 г.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovoy-status-arbitrajnyih-upravlyayuschih/

15. Александрова О.Н. Антикризисное управление: учебник. / О.Н. Александрова [и др.], отв. ред. Э.М. Коротков. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 620 с.

16. Белоликов А. Фигура арбитражного управляющего / Алексей Белоликов // Право и экономика. — 2004. — №12. — С. 28 — 34.

17. Большова А.К. Арбитражная практика по делам о несостоятельности кредитных организаций / А.К. Большова [и др.], науч. консультант П.Д. Баренбойм. 2-е изд., стер. — М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2002. — 176 с.

18. Бутрин Д. Неуправляемый управляющий / Дмитрий Бутрин // Деньги. — 2000. — №32. — С. 29 — 31.

19. Владыка Е. Взаимодействие арбитражного управляющего и саморегулируемой организации арбитражных управляющих / Елена Владыка // Право и экономика. — 2006. — №10. — С. 56 — 60.

20. Гусева Т.А. Арбитражный управляющий как участник процедуры банкротства: краткое прак. пособие / Т.А. Гусева, Е.Е. Владыка — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 304 с.

21. Дорохина Е. Особенности деятельности временного управляющего при проведении наблюдения / Елена Дорохина // Право и экономика. — 2004. — №6. — С. 36 — 43.

22. Егоров А. Некоторые текущие проблемы банкротства / А. Егоров // Хозяйство и право. — 2004. — №10. — С. 92 — 103.

23. Ефимова В. Надзор как стадия арбитражного процесса / Влада Ефимова // Право и экономика. — 2004. — №5. — С. 72 — 79.

24. Жане А. Ликвидация или банкротство / Алий Жане // Право и экономика. — 2005. — №12. — С. 81 — 82.

25. Зенкин И.В. Банкротство коммерческих организаций. Правовые аспекты. Учебное пособие для арбитражных управляющих. Вопросы и ответы / И.В. Зенкин, Г.К. Таль, — М.: Международные отношения, 2000. — 208 с.

26. Крутиков Р.Н. Развитие института банкротства в России: правовое регулирование и ответственность / Р.Н. Крутиков // Юрист. — 2004. — №7. — С. 34 — 37.

27. Мурашкина Е.В. Договор страхования ответственности арбитражного управляющего / Е.В. Мурашкина // Юрист. — 2006. — №7. — С. 14 — 15.

28. Четверкина А. Правила проведения арбитражным управляющим финансово — экономического анализа / Алена Четверкина // Право и экономика. — 2004. — №9. — С. 48 — 51.

29. Шишмарева Т.П. Правовой статус управляющих в процедурах несостоятельности в России и Германии / Т.П. Шишмарева // Арбитражный и гражданский процесс. — 2006. — №7. — С. 40 — 46.

30. Шишмарева Т.П. Правовой статус управляющих в процедурах несостоятельности в России и Германии (окончание) / Т.П. Шишмарева // Арбитражный и гражданский процесс. — 2006. — №8. — С. 38 — 40.