Демократические преобразования, проводившиеся в отечественном государстве на рубеже 80-х – 90-х гг. XX века, привели к осознанию необходимости в целях поиска иной формы организации государственной власти. В основе данной модели лежит принцип разделения властей, признаваемый обществом в современном мире, а также введение института президентской власти в стране.
Круг проблем, связанных с полномочиями президента РФ широкий: предпосылки и необходимость формирования такой позиции, цель и сущность президентской власти, место и роль президента в системе других государственных органов, полномочия и функции Президента РФ, общие и специальные требования, предъявляемые к кандидатам на пост Президента , общественно-политический статус, границы президентской власти, механизм ее осуществления и т.д.
Специфика института, который подлежит рассмотрению, состоит в его развитии и происходит в своеобразных условиях переходного государства.
Сторонники, которые верят в силу президентской власти видят в институте президентства широкие возможности обеспечения единой государственной власти в переходный период, становление и укрепление нашего государства в целом, для дальнейшего продвижения страны по пути реформ.
Централизация значительных полномочий в руках Президента РФ аргументируется необходимостью обеспечить целостность власти в условиях переходного периода.
Люди, выступающие против института президентства придерживаются мнения, что Конституция РФ устанавливает некое «президентское всемогущество, всевластие», что президент обладает абсолютными полномочиями, не входит в систему разделения властей и стоит над всеми ветвями власти.
Полемика по поводу места и определения роли института президентства в России показывает, что вышеуказанная проблема требует серьезного теоретического осмысления .
В РФ можно наблюдать в настоящее время формирование не только института президентской власти, но и парламентаризма, развиваются независимые судебная власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления.
В Российской Федерации можно наблюдать, помимо становления института президентской власти, еще и парламентаризма, развитие независимой судебной власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления разработать.
Несмотря на это, ни один из них не действует вне нахождения рамок совокупной системы организации публичной власти, в той или иной мере взаимодействуя с Президентом как главой государства .
Президент РФ: конституционно-правовой статус
... государства; определить взаимодействие Президента Российской Федерации с Федеральным Собранием, а так же с органами исполнительной и судебной власти; установить перспективы развития института Президентства в России. В процессе исследования темы курсовой работы ...
Правотворческий процесс в Российской Федерации характеризуется разнообразием форм и множественностью субъектов, в нём участвующих. Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет ответ на вопрос: какое место в системе правотворчества занимает нормотворчество Президента РФ.
Анализ конституционных норм, которыми регламентируются статус Президента, показывает, что Президент РФ осуществляет свои правотворческие полномочия в двух формах; непосредственное и опосредованное правотворчество. Непосредственное правотворчество Президента РФ состоит в издании им указов и распоряжений в соответствии со ст. 90 Конституции РФ. С формально-юридической точки зрения акты Президента являются подзаконными, так как не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Исходя из этого, целью настоящей работы является исследование института правовых актов Президента России.
С учетом обозначенной цели формулируются задачи исследования:
1) проанализировать модель института президентства в РФ;
2) раскрыть полномочия Президента РФ;
3) правовые основы досрочного прекращения его полномочий;
4) раскрыть возможные пути совершенствования правового регулирования полномочий Президента РФ.
Объектом исследования являются акты Президента РФ.
Предмет исследования составляет система юридических норм, образующих статус Президента РФ, содержанием которых являются полномочия, компетенция Президента в части актов Президента РФ.
Нормативно-правовую и правоприменительную базу исследования составили нормы конституционного права, а также нормы других отраслей права, содержащиеся в законах, иных нормативно-правовых актах, в решениях Конституционного Суда РФ, актах других судебных органов.
В работе использованы общефилософские методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также частно-научные и специально-юридические методы – метод юридико-догматического анализа правовых норм, сравнительно-правовой метод, а также юридические методы были дополнены социологическими методами, необходимыми для уяснения действительного значения института Президента РФ в государственном аппарате Российского государства, а также для понимания социального значения принимаемых юридических решений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovyie-aktyi-prezidenta-rf/
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
// Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – N 31. – Ст. 4398.
2. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017) “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”. // Российская газета. – N 99. – 28.05.1996.
3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) “О военном положении”. // Российская газета. – N 21. – 02.02.2002.
Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе ...
... РФ в законодательном процессе РФ. В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы: рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации; выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать юридическую природу правовых актов Президента. ...
4. Указ Президента Российской Федерации от 10.06.1994 года № 1185 (в ред. от 26.11.2001 года) «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 13.06.1994. – № 7. – Ст. 697.
5. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 (в ред. от 14.10.2014 года) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 27.05.1996. – № 22. – Ст. 2663.
6. Распоряжение Президента Российской Федерации от 05.02.1993 года № 85-рп (в ред. от 12.01.2010 года) «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 15.02.1993. – № 7. – Ст. 598.
Научная и учебная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovyie-aktyi-prezidenta-rf/
7. Абаева Е. А. Конституционализация скрытых президентских полномочий // Конституционные идеалы и ценности в практической демократии : материалы и доклады Междунар. науч.-практ. конференции. – Самара, – 2017. – С. 168.
8. Афзалетдинова Г.Х. Исключительные режимы в российском праве: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – Москва, 2016. – С. 202.
9. Большой юридический словарь. – М., 2007. – С. 238.
10. Быкова Е.А. Особенности ответственности Президента Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2011. – С. 96.
11. Виноградов О. В. Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 2008. № 3 (32).
С. 221-226.
12. Виноградов О.В. Чрезвычайное и военное положение как особые правовые режимы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ // Актуальные проблемы безопасности Российской Федерации в современных условиях. Серия: Исследование проблем национальной безопасности и укрепления обороны страны. Тематический сборник № 2. – СПб.: Изд-во «ЦСИ», 2008. – С. 104-133.
13. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в РФ: учеб. пособие. – М.: Приор, 2005. – С. 203-206.
14. Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной Российской Федерации: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 1998. – С. 151.
15. Зиборов О.В. Институт военного положения по российскому праву: историко-правовое исследование: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – М., 2002. – С. 222.
16. Комарова В.В. Скрытые полномочия Президента России // Законность. – 2018. – № 3. – С. 12.
17. Кураков Л.П., Румянцев Н.В., Буркин А.И. и др. «Большой энциклопедический экономико-юридический словарь: интеграция, безопасность, право»/ под ред. Куракова Л.П. – М.: Изд-во ИАЭП, 2013. – С. 854.
18. Кучеренко П.А. Представительная и исполнительная власть: проблема соотношения в современном государстве (сравнительно-правовое исследование).
Автореферат дисс. … д.ю.н. – М., 2011. – С.46.
СВОБОДА ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... Принцип свободы договора и его реализация в гражданском праве Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Ершов Юрий Львович. - Екатеринбург, 2001. - 170 с. 20. Забоев, К.И. Принцип свободы договора в российском гражданском праве [Электронный ресурс] : дис. ... канд. юрид. наук: ...
19. Мовчан А.О., Николаев А.М. Специфика и проблемы правового регулирования статуса главы государства в Российской Федерации и зарубежных странах // Современное право. – 2016. – N 8. – С. 26.
20. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений»/ под ред. проф. Скворцова Л.И. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и Образование, 2016. – С. 989.
21. Осавелюк А.М., Осавелюк Е.А. Об особенностях правового статуса Президента России // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – N 11. – С. 54.
22. Прокофьев В.Н. Конституционно-правовой статус президента (главы государства) // Международное публичное и частное право. – 2016. – N 2. – С. 39 – 43.
23. Пчелинцев С.В. Ограничение прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: методология, теория, практика: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01, 12.00.02. – М., 2006. – С. 545.
24. Рушайло В.Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.14. – М., 2004. – С. 6.
25. Тарибо Е.В. Проверка конституционности недействующих правовых актов // Судья. – 2017. – N 12. – С. 55 – 58.
26. Торнхилл К., Смирнова М. В. Модели вторичной конституционализации в российской политической системе // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 6. – С. 34-42.
27. Фёдоров В.А. Правовой институт исключительного (военного и чрезвычайного) положения в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 20.02.03. – М., 2003. – С. 231.
28. Черепанов В. А. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. – 2014. – № 3. – С. 109.
29. Чесноков А.С. Президент и правительство их модель взаимодействия при осуществлении государственной власти в Российской Федерации: моногр. – М.: РГТЭУ, 2005. – С. 143.
30. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2014. – С. 68.
31. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры”. 4-е издание, измененное и дополненное. – М., “Статут”, 2017. – С. 312.
32. Шмидт Т.Н. Чрезвычайное правовое регулирование: общетеоретическое исследование: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – Барнаул, 2014. – С. 191.