Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе Российской Федерации

Данная работа посвящена изучению роли президента России в законодательном процессе страны.

Президент РФ в соответствии с Конституцией, обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности, и Президент лично несет ответственность за работу всех государственных

В настоящее время роль Президента РФ в системе органов государственной власти чрезвычайно высока, заметна также его роль в законодательном процессе, которая представляет собой исключительное для российского права явление. Этим определяется актуальность нашей работы.

Целью данной работы является раскрытие роли Президента РФ в законодательном процессе РФ.

В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:

  • рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
  • изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
  • выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе;
  • проанализировать юридическую природу правовых актов Президента.

Настоящие задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка используемой литературы.

При подготовке настоящей работы мы пользовались специальной литературой таких авторов как М. Баглай, Е. Козлова, О.Кутафин, М.Мархгейм, М.Смолецкий, В. Таркова, И.Яценко и других. Анализ этих трудов позволяет нам

сделать вывод о том, что роль президента России в законодательном процессе достаточно хорошо освящена в отечественном праве.

Кроме того, мы пользовались текстами некоторых наиболее важных для контекста данной работы нормативных документов Российской Федерации, основным из которых является Конституция РФ.

Глава 1. Президент РФ: полномочия, место в системе органов власти

1.1. Основные полномочия Президента РФ

Президент Российской Федерации согласно ст. 80. ч. 1 Конституции является главой государства и занимает особое место в системе органов государственной власти. Он обладает широким кругом полномочий и выполняет закрепленные за ним функции как внутри страны, так и за ее пределами. Именно поэтому деятельность Президента можно разграничить по следующим сферам:

13 стр., 6333 слов

Досудебное соглашение о сотрудничестве в уголовном процессе Российской Федерации

... О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. на 24.07.2007г.). Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. 1. Досудебное соглашение о сотрудничестве в уголовном процессе Российской Федерации 1.1 Законодательство о процедуре досудебного соглашения ... работы по реализации полномочий прокурора при закл ю чении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о ...

1)формирование федеральных органов государственной власти;

2)участие в законотворческом процессе;

3)обеспечение осуществления полномочий исполнительных орга нов власти;

4)внешняя политика и оборона;

5)иные сферы государственной деятельности.

Стоит придать особое значение основным направлениям и уделить внимание каждой.

1.Неотъемлемой частью деятельности Президента является формирование федеральных органов государственной власти, реализующих функции государства. К таковым относятся органы законодательной и исполнительной власти, назначаемые на должности Президентом.1

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эта ветвь власти осуществляет программу главы государства. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства. 2

Президент представляет Совету Федераций кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, назначает судей других федеральных округов. 3

2.На Президента РФ возложен ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента. Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии со ст.6 Федерального Закона, распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. 4 Председатель Правительства Российской Федерации назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.5

Президент РФ обладает правом отлагательного вето, подписывает и обнародует федеральные законы РФ.

Президент также наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ нормативных актов в соответствии со ст. 125 Конституции. Президент имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Безусловно, участие Президента в законотворчестве играет немаловажную роль и занимает особое место в системе законодательной власти. Но наибольший объем полномочий закреплен за ним в сфере исполнительной власти.

3.Президент РФ по Конституции не является главой исполнительной власти, однако принимает непосредственное участие в формировании и деятельности органов данной структуры. Он в праве председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решения о его отставке, решает вопросы о

формировании состава Правительства. 6 Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия согласно ст. 116 Конституции.

Президент определяет не только систему, но и структуру органов исполнительной власти, т.е. устанавливает перечень конкретных полномочий. Эта структура находит свое отражение в Указах Президента и распространяется на деятельность органов исполнительной власти. Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

8 стр., 3824 слов

Общее собрание (конференция) адвокатов, исполнительные органы ...

... членстве адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создаётся в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности ...

Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом Российской Федерации. 7

4.Как глава государства, Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Таким образом он руководит и осуществляет основные направления внешней политики страны, ведет международные переговоры, подписывает ратификационные грамоты.8

В сфере обороны страны Президент располагает полномочиями Главнокомандующего Вооруженными Силами России, что соответствует действующей Конституции РФ. Также Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

5) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом;

6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;9

5.Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким следует п олномочия Президента Российской Федерации в сфере деятельности внутренних войск и по руководству ими.

Президент Российской Федерации:

  • назначает на должность по представлению министра внутренних дел Российской Федерации главнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от должности;
  • устанавливает количество должностей во внутренних войсках, подлежащих замещению высшими офицерами;10
  • назначает военнослужащих внутренних войск на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров;
  • присваивает в установленном порядке высшие воинские звания;
  • увольняет с военной службы высших офицеров;
  • утверждает положение о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, положение об оперативно-территориальном объединении внутренних войск и положение о военных советах;
  • определяет количество граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу и военные сборы во внутренние войска;
  • утверждает военную форму одежды и знаки различия для военнослужащих внутренних войск;
  • утверждает Устав внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;11
  • принимает меры по обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы во внутренних войсках (далее — граждане, уволенные с военной службы), членов их семей и гражданского персонала внутренних войск (далее — гражданский персонал);
  • осуществляет иные полномочия в сфере деятельности внутренних войск.12