Мероприятия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Основными причинами крупных техногенных аварий являются:

  • отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;
  • многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них весьма высока и оценивается величиной риска 10 и более;
  • ошибочные действия операторов технических систем;
  • статистические данные показывают, что более 60% аварий произошло в результате ошибок обслуживающего персонала;
  • высокий энергетический уровень технических систем;
  • внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.
  • некачественное строительство или отступление от проекта;
  • Примеры ЧС и их последствий приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Причины и последствия некоторых аварий

Место, год

Причины

Вид

Последствия

Чикаго, 1973

Отказ оборудования

Взрыв и пожар хранилища сжиженного газа

Уничтожено все в радиусе 1 км, около 500 человек погибли, несколько тысяч пострадали

Севезо, 1976

Взрыв, выброс 2…2,5 кг диоксина

Заражена территория площадью 10 км, эвакуировано около тысячи человек

США. 1986

Авария при транспортировании химических веществ по железной дороге

Пожар с выбросами серы и фосфата

Эвакуация более 30 тыс. человек

Базель, 1986

Пожар на складе химических препаратов

Загрязнена р. Рейн, погибло много тонн рыбы, нарушена жизнедеятельность 20 млн. человек

Чрезвычайные ситуации, в том числе аварии на промышленных объектах, в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

первая : накопление отклонений от нормального состояния или процесса;

вторая : инициирование чрезвычайного события (аварии, катастрофы или стихийного бедствия), причем под чрезвычайным событием можно понимать событие техногенного, антропогенного или природного происхождения. Для случая аварии на производстве в этот период предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние, когда появляется фактор неустойчивости: этот период можно назвать «аварийной ситуацией» — авария еще не произошла, но ее предпосылки налицо. В этот период, в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо ее предотвратить, либо существенно уменьшить ее масштабы;

третья : процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов;

четвертая : выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;

пятая : ликвидация последствий аварии и природных катастроф; устранение результатов действия опасных факторов, порожденных аварией или стихийным бедствием; проведение спасательных работ в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к объекту пострадавших зонах.

1.2 Классификация ЧС техногенного характера

а) классификация техногенных чрезвычайных ситуаций по типам аварий.

Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий, которые являются источниками основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и частично характеризуют также сферу и особенности проявления этих опасных событий.

Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций по типам аварий приведена в таблице 2.

Таблица 2 — Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций по типам аварий

Вид техногенной чрезвычайной ситуации

Опасные события

Транспортные аварии (катастрофы)

Аварии грузовых железнодорожных поездов, аварии пассажирских поездов, поездов

метрополитена, аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах (крупные автодорожные катастрофы), аварии транспорта на мостах, в туннелях и железнодорожных переездах, аварии на магистральных трубопроводах, аварии грузовых судов (на море и реках), аварии (катастрофы) пассажирских судов (на море и реках), аварии (катастрофы) подводных судов, авиационные катастрофы в аэропортах и населенных пунктах, авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов, наземные аварии (катастрофы) ракетных космических комплексов

Пожары, взрывы, угроза взрывов

Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах, пожары (взрывы) в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, пожары (взрывы) на химически опасных объектах, пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах, обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов)

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ при их производстве, переработке или хранении (захоронении), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ, образование и распространение опасных химических веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии, аварии с химическими боеприпасами, утрата источников химически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту, аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения или установки, утрата радиоактивных источников

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), аварии на транспорте с

выбросом (угрозой выброса) биологических веществ, утрата биологически опасных веществ

Гидродинамические аварии

Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием прорывного паводка, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях

Внезапное обрушение зданий, сооружений

Аварии на электроэнергетических системах

Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей, аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий, выход из строя транспортных электроконтактных сетей

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на тепловых сетях (система горячего водоснабжения) в холодное время, аварии в системах снабжения населения питьевой водой, аварии на коммунальных газопроводах

Аварии на промышленных очистных сооружениях

Аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50 — 70%, иногда достигая предаварийного уровня.

На территории страны функционирует более 45 тыс. опасных объектов. В их числе 3 600 объектов, имеющих значительные запасы аварийно химически опасных веществ (АХОВ), свыше 8 тысяч взрыво- и пожароопасных объектов, 10 АЭС с 30 ядерными энергетическими установками, 113 исследовательских ядерных установок, 12 предприятий ядерного топливного цикла, 16 специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Все они представляют потенциальную опасность в случае возникновения на них аварий и катастроф, сопровождающихся выбросами АХОВ и радиоактивных веществ. Тяжесть последствий может усугубляться и тем, что на радиационно дестабилизированных территориях проживает 10 млн. человек, а на территориях возможного химического заражения — 60 млн. человек.

б) классификация техногенных чрезвычайных ситуаций по территории распространения.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет 6 типов ЧС в зависимости от территории распространения, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью, либо размера ущерба:

— ЧС локального характера — не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших не более 10 человек или размер ущерба не более 100 тыс. руб.;

— ЧС муниципального характера — не выходит за пределы территории одного поселения или внутри городской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер ущерба составляет не более 5 млн. руб.;

— ЧС межмуниципального характера — затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших либо ущерба аналогично критериям ЧС муниципального характера;

— ЧС регионального характера — не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер ущерба составляет свыше 5 млн руб., но не более 500 млн руб.;

— ЧС межрегионального характера — затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен критериям ЧС регионального характера;

— ЧС федерального характера — количество пострадавших свыше 500 человек либо размер ущерба свыше 500 млн руб.

в) классификация ЧС техногенного характера по скорости распространения.

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения ЧС можно подразделить на:

— на внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);

— стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамические аварии с образованием волн прорыва и т.д.);

— умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах и т.д.);

— плавные (аварии на очистных сооружениях, эпидемии и т.д.).

г) классификация ЧС по природе источника возникновения.

По природе источников возникновения все ЧС подразделяются на 5 групп.

) ЧС, связанные с возникновением аварий на опасных объектах:

а) аварии на атомных электростанциях (АЭС);

б) утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны (СЗЗ);

в) аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;

г) аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов;

д) незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами при аварий на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты;

е) аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду аварийно химически опасных веществ (АХОВ);

ж) аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических веществ или биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.

) ЧС, обусловленные пожарами и взрывами и их последствиями:

а) пожары в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и транспортных коммуникациях;

б) взрывы на объектах и транспортных коммуникациях (в т. ч. при падении летательных аппаратов);

в) взрывы в жилых зданиях.

) ЧС на транспортных коммуникациях:

а) авиационные катастрофы;

б) столкновения и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене);

в) аварии на водных коммуникациях;

г) аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;

) ЧС, вызванные стихийными бедствиями:

а) землетрясения силой 5 и более баллов по 12-балльной шкале;

б) ураганы, смерчи, бури силой 10 и более баллов по 17-балльной шкале;

в) катастрофические затопления и наводнения, образовавшиеся в результате разрушения гидротехнических сооружений, землетрясений, горных обвалов и оползней, паводков, половодья или нагонных явлений и цунами;

г) сели, оползни, обвалы, лавины, снежные заносы и карстовые явления, вызвавшие разрушения в городах, на транспортных, энергетических и других инженерных сетях, образование завалов и т.п.;

д) массовые, лесные и торфяные пожары, принявшие неуправляемый характер и повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения региона;

е) факторы риска биолого-социального характера (эпидемии).

) ЧС военно-политического характера в мирное время:

а) одиночный (случайный) ракетно-ядерный удар, нанесенный с акватории нейтральных вод кораблем или падение носителя ядерного оружия со взрывом боевой части;

б) падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;

в) вооруженное нападение на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войсковых соединений и частей (в т. ч. и ГО).

1.3 Статистические данные о ЧС в Российской Федерации

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2008 году.

На территории Российской Федерации произошло 2 154 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе федеральных — 0, межрегиональных — 2, региональных — 12, межмуниципальных — 47, муниципальных — 159, локальных — 1 935. В результате ЧС погиб 4 491 человек, пострадало 3 756 человек. Усилиями спасателей МЧС России удалось спасти жизни более 3000 человек.

В 2008 г. произошло 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 4 455 человек, пострадало 2 176 человек. Количество ЧС природного характера составило 152. В них погиб 21 человек, пострадало 1 249 человек. Всего в 2008 г. произошло 36 биолого-социальных ЧС, в результате которых пострадало 292 человек и погибло 5. Структура количественных показателей ЧС по их видам приведена на рисунке 1.

 статистические данные о чс в российской федерации 1

Рисунок 1 — Структура количественных показателей ЧС по их видам

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2009 году.

На территории Российской Федерации произошло 424 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе федеральных — 1, региональных — 23, межмуниципальных — 10, муниципальных — 217, локальных — 173.

К спасению людей и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, техногенных пожаров, происшествий на водных бассейнах, дорожно-транспортных происшествий от МЧС России привлекалось около 2,0 миллионов человек 600,0 тысяч единиц техники.

В 2009 г. произошла 270 ЧС техногенного характера, при которых погибло 723 человек, пострадало 1873 человек. Количество ЧС природного характера составило 133. В них погибло 11 человек, пострадало 555 человек. В течение 2009 г. также произошла 21 биолого-социальная ЧС. Структура количественных показателей ЧС по их видам приведена на рисунке 2.

 статистические данные о чс в российской федерации 2

Рисунок 2 — Структура количественных показателей ЧС по их видам

Количество произошедших чрезвычайных ситуаций техногенного характера по прогнозу на 2009 год и по сравнению с 2008 годом снизилось в 5 раз.

Снижение количества ЧС произошло по наиболее вероятному источнику возникновения ЧС — пожарам в жилом секторе. Приказом МЧС России от 24.02.2009 г. №92 этот источник возникновения ЧС техногенного характера не учитывается в критериях отнесения к ЧС. Это не было учтено при прогнозе ЧС техногенного характера на 2009 год и отразилось в сторону значительного уменьшения прогнозируемого количества ЧС и других пара-

метров ЧС техногенного характера в 2009 году.

Произошедшие в 2009 году чрезвычайные ситуации техногенного характера были локального уровня и наиболее вероятные по прогнозу. Источником их возникновения стали — дорожно-транспортные происшествия. Причиной возникновения чрезвычайных ситуаций стало нарушение правил дорожного движения.

Динамика техногенных чрезвычайных ситуаций за 1999-2009 годы приведена на диаграмме 1.

 статистические данные о чс в российской федерации 3

Показатель по количеству погибших и пострадавших людей при чрезвычайных ситуациях в 2009 году по сравнению с 2008 годом и среднемноголетним значением снизился из-за уменьшения количества ЧС соответственно.

Количество пострадавших при ЧС в 2009 году снизилось и фактически составило 11 человек при прогнозе 22 человека (уменьшение в 2 раза) и не достигло среднемноголетнего значения — 28 человек (уменьшение в 2,5 раза).

Количество погибших при чрезвычайных ситуациях снизилось и фактически составило 10 человек, при прогнозе 20 человек (уменьшение в 2 раза).

Среднемноголетний показатель гибели людей при ЧС (19 человек), также не был превышен (уменьшение в 1,9 раза).

Динамика количества погибших и пострадавших при чрезвычайных ситуациях техногенного характера за 1999-2009 годы приведена на диаграмме 2.

 статистические данные о чс в российской федерации 4

Диаграмма 2 — Динамика количества погибших и пострадавших при чрезвычайных ситуациях техногенного характера за 1999-2009 годы

В структуре техногенных чрезвычайных ситуаций наиболее вероятны в 2010 году чрезвычайные ситуации, обусловленные пожарами в зданиях, авариями на автодорогах.

2. Мероприятия по предупреждению возникновения чс техногенного характера

2.1 Организационные мероприятия

Инструкция по действиям персонала организации, учреждения, предприятия при угрозе или возникновении ЧС техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны.

Настоящая инструкция определяет порядок действий персонала организации, учреждения, предприятия (далее — малого объекта) при угрозе и возникновении ЧС техногенного характера и ведении гражданской обороны и является обязательной для исполнения всеми лицами, постоянно или временно работающими на объекте.

Весь персонал малого объекта независимо от занимаемой должности, обязан четко знать и строго выполнять установленный порядок действий при угрозе и возникновении ЧС мирного и военного времени и не допускать действий, которые могут вызвать угрозу жизни и здоровью персонала (переменного состава, посетителей и т.д.).

Чрезвычайные ситуации техногенного характера могут возникнуть внезапно или после различного по продолжительности периода угрозы возникновения. Исходя из этого, период угрозы возникновения ЧС должен быть в максимальной мере использован для предотвращения ЧС или уменьшения возможного ущерба. С этой целью, исходя из режима функционирования территориальной или местной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), малый объект также переводится в соответствующий режим функционирования: в режим повышенной готовности или в чрезвычайный режим.

Весь персонал малого объекта независимо от занимаемой должности обязан четко знать и строго выполнять установленный настоящей Инструкцией порядок действий при угрозе или возникновении ЧС техногенного характера, а также опасностей, возникающих вследствие военных действий.

Порядок оповещения администрации и персонала об угрозе возникновения ЧС:

— оповещение администрации и персонала предприятия о ЧС на занимаемой предприятием территории.

— оповещение администрации и персонала предприятия о ЧС в нерабочее (ночное) время производится по телефону.

В первую очередь оповещается администрация предприятия, а затем, в зависимости от обстановки, остальной персонал.

При приеме городского предупредительного сигнала «Внимание всем» (вой сирен) все радиоточки, телевизоры и радиоприемники предприятия перевести в режим приема речевых сообщений, передаваемых главным управлением по делам ГОЧС города (области, края и т.д.).

При ухудшении обстановки и получении информации об опасности или угрозе возникновения ЧС временно прекратить выполнение повседневных задач и сосредоточить все силы и средства на выполнении работ по предотвращению или уменьшению последствий возникшей угрозы, для чего:

при угрозе возникновения пожара:

— организовать постоянное наблюдение за обстановкой в помещениях и на прилегающей территории;

— привести в готовность пожарные расчеты и имеющиеся средства пожаротушения;

— приготовиться к экстренной эвакуации персонала (посетителей и т.д.), имущества, материальных ценностей и необходимой документации.

при угрозе возникновения аварии на энергетических, инженерных и технологических системах:

— оценить обстановку и ее возможные последствия в случае аварии;

— организовать постоянное наблюдение за опасным участком и вывод сотрудников из опасной зоны

при угрозе химического заражения (подхода облака, зараженного АХОВ):

— организовать постоянное наблюдение за обстановкой в районе объекта. Оповестить и привести сотрудников готовность к возможным действиям в условиях ЧС;

— организовать выдачу сотрудникам СИЗ (сохранность СИЗ обеспечивать в режиме повседневной деятельности);

— подготовиться к возможной герметизации помещений объекта, отключению вентиляции и кондиционеров, создать на объекте запас воды или готовиться к экстренной эвакуации;

— подготовить медикаменты и имущество для оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

при угрозе радиоактивного заражения:

— постоянно прослушивать городские программы радиовещания и телевидения для получения информации управления по делам ГОЧС по вопросам РЗМ (радиоактивного заражения местности);

— через управление по делам ГОЧС организовать периодическое (через 1 час или другой промежуток времени) получение информации об уровне РЗМ в районе объекта;

— выдать сотрудникам СИЗ, организовать, при необходимости, изготовление ватно-марлевых повязок;

— подготовиться к отключению вентиляционных систем и кондиционеров, создать на объекте запасы материалов для герметизации помещений, запас воды в герметичной таре, быть в готовности к эвакуации;

— обеспечить постоянное взаимодействие с управлением по делам ГОЧС и комиссией по ЧС муниципального образования.

2.2 Инженерно-технические мероприятия

Работа в области проектирования специальных разделов «инженерно-технических мероприятий ГО и ЧС» (ИТМ ГО и ЧС) строится на основе требований Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ и ряда других нормативных актов, предусматривающих раз-работку специальных разделов «ИТМ ГОЧС» в составе проектной документации и проведение государственной экспертизы проектов строительства новых и реконструкции действующих объектов различного назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или оказывать непосредственное влияние на обеспечение защиты населения и территорий от поражающих факторов, вызываемых производственными авариями.

Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе проектов строительства потенциально опасных объектов и градостроительной документации предусматривается в соответствии с требованиями:

— Федерального закона №190-ФЗ от 29.12.2004 «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;

— СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;

— СНиП 11-04-2003 «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации».

Требования к исходным данным, составу, содержанию и экспертизе раздела устанавливаются

— СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства»;

— СП 11-112-2001 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований»;

— СП 11-113-2002 «Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» и других действующих нормативных документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Проведение общих инженерно-технических мероприятий обеспечивает решение основных задач, направленных на защиту людей и повышение устойчивости экономики. При решении вопросов повышения устойчивости работы объектов экономики (ОЭ) должны разрабатываться дополнительные инженерно-технические мероприятия, учитывающие конкретные особенности ОЭ. Для их разработки необходимо проведение исследований устойчивости работы объекта и его элементов в условиях ЧС, которые осуществляются заблаговременно в мирное время на всех объектах экономики.

Этапы инженерно-технических мероприятий ГО и ЧС:

На первом этапе проводят мероприятия, направленные на организацию исследований. При этом определяют объем исследований, необходимые силы и средства для своевременного и качественного их проведения. Создают расчетно-исследовательские группы, в состав которых включают специалистов цехов и служб объекта, способных квалифицированно провести оценку устойчивости работы конкретных элементов и систем объекта.

Проведение исследований регламентируется внутриобъектовыми документами, которые разрабатываются инженерно-технической службой и штабом ГО объекта. К таким документам относятся:

— приказ начальника ГО объекта;

— план проведения исследований;

— задания расчетно-исследовательским группам и другие документы.

В приказе указываются:

— цель исследований и сроки его проведения;

— объем предстоящих работ (устойчивость каких структурных подразделений и систем исследуется);

— состав расчетно-исследовательских групп по направлению исследований (группы руководителя, начальника отдела капитального строительства, главного технолога, главного механика, главного энергетика, заместителя директора по снабжению и сбыту, штаба ГО и др.);

— вид отчетности и сроки представления;

— осуществление контроля за проведением исследований.

План проведения исследований должен содержать перечень всех мероприятий, проводимых в ходе исследования, с указанием сроков их проведения, ответственных исполнителей и видов отчетности.

Задание каждой расчетно-исследовательской группе должно охватывать перечень вопросов, подлежащих исследованию данной группой, с указанием сроков выполнения по промежуточным этапам.

Организационный этап заканчивается проведением начальником ГО объекта совещания исполнителей, на котором они получают основные указания по порядку и особенностям проведения предстоящих исследований.

На втором этапе проводится непосредственная оценка устойчивости работы отдельных элементов и систем объекта, а также объекта в целом.

Этот этап является наиболее ответственным. Он включает оценку расчетно-исследовательскими группами всех факторов, влияющих на устойчивость работы объекта в условиях ЧС мирного и военного времени, а именно:

— оценку защиты рабочих и служащих объекта;

— оценку физической устойчивости объекта;

— оценку устойчивости системы управления производством;

— оценку устойчивости материально-технического снабжения и производственных связей;

— оценку подготовленности объекта к восстановлению нарушенного производства.

На третьем этапе результаты, полученные в ходе исследований, обобщаются, составляется отчетный материал, разрабатываются и планируются мероприятия по повышению устойчивости работы объекта в условиях ЧС мирного и военного времени.

По итогам исследований штаб ГО объекта составляет отчет, который вместе с выводами, рекомендациями и планами проводимых инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в ЧС мирного и военного времени направляются в министерство (Комитет) и в соответствующий штаб ГО для согласования и утверждения.

Мероприятия, проводимые по сигналу «Воздушная тревога» направлены на непосредственное укрытие рабочих и служащих в защитных сооружениях ГО, безаварийную остановку производства, укрытие уникального и ценного оборудования и светомаскировку. Время на проведение этих мероприятий сильно ограничено. Поэтому все мероприятия должны быть детально спланированы. Составляется специальный график безаварийной остановки производства по сигналу «Воздушная тревога». Порядок действия операторов заносится непосредственно в их должностные инструкции.

Особенно эффективны инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости работы при новом строительстве, так как в процессе проектирования в большинстве случаев можно добиться наиболее полного сочетания общих инженерных решений с защитными мероприятиями ГО без существенного их удорожания. На существующих объектах мероприятия по повышению устойчивости их работы целесообразно проводить в процессе реконструкции, капитального ремонта или выполнения других ремонтно-строительных работ.

2.3 Технологические мероприятия

На каждом предприятии должна быть письменная информация о порядке хранения и транспортировки химических веществ и о переработке химических отходов. В случае контакта одного опасного вещества с другим, например, при утечке или пожаре могут образовываться опасные газы. Поэтому такие вещества не следует хранить рядом друг с другом.

Продукция, которая хранится рядом, нарушая условия, может вызвать повреждение здоровья, взрыв и воспламенение.

Для безопасной работы с химическими веществами необходимо предпринимать некоторые профилактические меры. Например заменять опасные вещества менее опасными.

В некоторых случаях найти замену опасному веществу оказывается трудно. В этой ситуации целесообразно рассмотреть возможность применения альтернативных технологических процессов, в которых такие опасные вещества не используются.

Технические условия на производство таких продуктов, как краски или лаки в настоящее время все чаще предусматривают использование водной основы, а не растворителей. Вместо использования порошковых материалов, которые образуют опасную пыль, те же вещества могут производится в гранулированной форме. Например, свинцовые белила заменяются цинковыми; наиболее опасные растворители — бензол заменяется менее вредными растворителями — фторорганическими соединениями группы метана и этана; метиловый спирт в производстве жирных кислот заменен бутиловым; вместо органических растворителей для обезжиривания деталей и оборудования используются водные моющие растворы и т.п.

Технический прогресс в сфере методов работы и технологических процессов может привести к решению многих проблем в состоянии рабочих мест. Одним из примеров такого прогресса можно считать замену окрашивания распылением красок, содержащих растворители, электростатическим окрашиванием.

Герметизация всего технологического процесса представляется наиболее эффективным способом снижения риска загрязнения окружающей атмосферы. Если это оказывается невозможным, загрязненный воздух необходимо удалять. Вытяжка и герметизация часто должны дополняться интенсивной вентиляцией. Например применение новой модели шлифовального станка, в которой имеется кожух, защищающий рабочего от летящих частиц и пылинок. Ванны с опасными жидкостями можно огораживать системой воздушного занавеса. В этом случае воздух под давлением нагнетается с одной стороны и вытягивается с другой стороны, тем самым предохраняя рабочего от опасных паров.

Трудной проблемой является предотвращение скопления пыли и газов при сварке. В настоящее время существует ряд малогабаритных вентиляционных установок, которые можно подсоединять к центральной вытяжной системе или же переносить с места на место. Над свариваемым участком устанавливается небольшой колпак для непосредственной вытяжки газов.

Уменьшению пылевыделения способствует замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми, выпуск конечных продуктов в непылящих формах, применение при упаковке и затаривании сыпучих материалов герметических вентилируемых укрытий с вмонтированными рукавами с перчатками.

Хороший эффект достигается при рациональной планировке промышленных площадок, зданий и помещений, размещении производственного оборудования в специальных кабинах с устройством соответствующей вентиляции и выносом приборов управления и контроля в коридоры.

3. Расчетная часть

Рассчитать высоту обвалования группы из двух резервуаров с нефтью объемом 10000 м3 .

 расчетная часть 1

Рисунок 1 — Расчетные размеры группы из двух резервуаров

Расстояние от стенок резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования или до ограждающих стен следует принимать не менее приведенных в таблице 7.

Таблица 7 — Расстояние от стенок резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования или до ограждающих стен

Объем (номинальный) единичных резервуаров в группе, м 3

Высота обвалования, м

Минимальное расстояние от стенок резервуаров до внутренних откосов обвалования, м

минимальная

максимальная

10000 и более

1,5

3,9

6

Менее 10000

1

3,09

3

Высота обвалования, м :

 расчетная часть 2 расчетная часть 3 (1)

где V — объем резервуара, м3 ;

S — общая площадь группы резервуаров, м2 .

Так как расстояния между надземными резервуарами должны быть не менее 30 м, то общую длину двух резервуаров L примем равную 122 м, ширина группы резервуаров b равна 52 (рисунок 1).

Общую площадь группы резервуаров рассчитываем по формуле, м2 :

 расчетная часть 4 (2)

где L — общая длина двух резервуаров, м2 ;

b — ширина группы резервуаров, м.

м2

Вычислим высоту обвалования резервуара:

 расчетная часть 5 м

Согласно СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов» п. 3.6. «По периметру каждой группы наземных резервуаров необходимо предусматривать замкнутое земляное обвалование шириной поверху не менее 0,5 м из негорючих материалов, рассчитанные на гидростатическое давление разлившейся жидкости, общая высота обвалования или ограждающей стены каждой группы резервуаров должна быть на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости, но не менее 1 м для резервуаров номинальным объемом до 10 000 м3 и 1,5 м для резервуаров объемом 10 000 м3 и более»

Общая высота обвалования, м:

(3)

м

Принимаем высоту обвалования 1,7 м.

Заключение

Исходя из содержания курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Одним из важных условий обеспечения безопасности людей в трудовом процессе является эффективное обеспечение безопасности на объектах в случае создавшейся чрезвычайной ситуации техногенного характера.

В первой главе рассмотрены причины возникновения ЧС техногенного характера и проанализированы статистические данные чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации 2008 и 2009 годов, благодаря которым можно увидеть, что количество чрезвычайных ситуаций и пострадавших или погибших в них людей уменьшается в несколько раз. Успех противодействия чрезвычайным ситуациям техногенного характера существенным образом зависит от учета динамики возникновения ЧС, масштабов их последствий, и достигается заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств, к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации.

Вторая глава посвящена основным организационным, инженерно-техническим и технологическим мероприятиям для предупреждения возникновения ЧС техногенного характера. Данные мероприятия способствуют заблаговременной подготовке объектов экономики и людей к защите от вредных производственных факторов и угрозы возникновения ЧС и координированным действиям при оповещении и эвакуации людей из территории, где произошла ЧС.

В третьей главе произведен расчет обвалования резервуаров, поскольку по периметру каждой группы наземных резервуаров необходимо предусматривать замкнутое земляное обвалование или ограждающую стену из негорючих материалов, рассчитанные на гидростатическое давление разлившейся жидкости.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/predotvraschenie-chs/

техногенный чрезвычайный предупреждение инженерный

1. Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст]: учебное пособие — М.: Высш. шк., 2006. — 592 с.: ил.

. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для ВУЗов 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. — 357 с.

. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / Борис Степанович Мастрюков — 2 — е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.

. Репин, Ю.В. Безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ВУЗов — М.: Дрофа, 2005. — 191 с.: ил.

. Тимофеева, С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности [Текст]: серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс» 2004. — 384 с.

6. Квашнина, С.И. Защита населения в чрезвычайных ситуациях [Текст]: Учебное пособие / С.И. Квашнина, В.П. Перхуткин, Е.К. Самойличенко и др. — Ухта: УГТУ, 2002. — 68 с.

. Раздорожный, А.А. Охрана труда и производственная безопасность [Текст]: Учебное пособие / А.А. Раздорожный. — М.: изд-во «Экзамен», 2005. — 512 с.

. Петров, С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них [Текст]: Учебное пособие для вузов / С.В. Петров, В.А. Макашев. — М.: ЭНАС, 2008. — 221.