Отдел безопасности в пенитенциарной системе России

Порядок исполнения и отбывания лишения свободы обеспечивается охраной и изоляцией осуждённых, постоянным надзором за ними, исполнением возложенных на них обязанностей, реализацией их прав и законных интересов, личной безопасности осуждённых и персонала, раздельным содержанием разных категорий осуждённых, различных условий содержания и изменения условий отбывания наказания.

Установленный порядок регулируется целым комплексом сил и средств, одним из его основных элементов является служба безопасности исправительных учреждений.

Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие при реализации обязанностей начальника отдела безопасности в его повседневной деятельности.

Предметом исследования являются нормы уголовно-исправительного права, регламентирующие правоотношения, возникающие в связи с функциональными обязанностями начальника отдела безопасности.

Целью настоящей работы является изучение вопроса об основных обязанностях начальника отдела безопасности.

Исходя из обозначенной цели в ходе написания курсовой работы решались следующие задачи:

  1. Определение роли начальника отдела безопасности и сотрудников в становлении пенитенциарной системы России.
  2. Определение с учетом законодательства основ правового положения сотрудников отдела безопасности.
  3. Рассмотрение общих и специальных обязанностей как сотрудников отдела безопасности, так и начальника с целью определения гарантий их выполнения.

Методологическим основанием настоящего исследования являются положения диалектического материализма, позволившего использовать методы теоретического анализа, абстрагирования, моделирования. Использовались также сравнительно-правовой, структурно-логический и конкретно-социологический методы исследования.

1. Становление отдела безопасности в пенитенциарной системе России

1.1 Предпосылки становления отдела безопасности

безопасность пенитенциарный сотрудник законодательство

В современном развитии истории тюремной системы России, осуществляющей надзор за поведением осуждённых, уделялось недостаточное внимание. Основным требованием, указанной системы, были охранная функция, которая сводилась к обеспечению физической изоляции осуждённых (предотвращению побегов), второстепенная функция режимно-правовая изоляция (связь с внешним миром, а также связь между разными категориями осуждённых и поступления к ним запрещённых к хранению предметов).

6 стр., 2732 слов

Обеспечение безопасности персонала

... К безопасности персонала относятся физическая безопасность, безопасность обработки и хранения персональных данных, безопасность труда персонала. Угроза безопасности персонала бывает внутренней, внешней внутри организации и внешне за пределами организации. Построение системы безопасности персонала - процесс трудоемкий. Система безопасности постоянно должна совершенствоваться, работа системы ...

Её выполняли две службы: внешнее окарауливание осуществляла конвойная стража, а внутренний надзор — надзиратели.

Применяемые меры по усилению изоляции и контроля за поведением осуждённых, обеспечение соблюдения всеми сотрудниками ИК требований режима, анализ применения дисциплинарной практики с целью определения её эффективности обуславливали создание специального аппарата и определения его функций.

Точной даты появления первых формальных организаций, обеспечивающих реализацию правовых норм по осуществлению надзора за поведением осужденных, установить невозможно.

Согласно Судебнику 1497 года судебно-полицейские мероприятия и сыск обеспечивало должностное лицо — недельщик. В его обязанностях определялось, что такой служитель «зовёт людёй на суд, хватает злодеев и держит их в тюрьмах».

Соборное уложение (ст. 101 гл. XXI) закрепило организацию тюремной службы губными старостами. Непосредственная охрана и контроль за осуждёнными осуществлялись тюремными сторожами и целовальниками.

М.Н. Гернет считал, что «фактическими хозяевами мест заключения являлись в тюремном замке смотритель из числа полицейских чинов и надзиратели из солдат-инвалидов, а в смирительном доме — надзиратель».

В XIX в. рядовой состав тюремной охраны и конвойной стражи комплектовались старослужащими и нестроевыми солдатами. Вплоть до 1879 года ими замещались нижние чины полиции.

Центром обеспечивающим карательную функцию являлось Военное министерство. В тюремную охрану комплектовались старослужащие с нестроевые солдаты, нередко замещались армейскими офицерами. Согласно ст. 155 Устава о службе даже рекомендовалось назначать армейских офицеров на тюремных смотрителей.

Основным перемолом в создании тюремного дела явилась Октябрьская революция, которая дала толчок для развития тюремного дела. Так как события происходившие в Октябрьской революции показали неспособность органов власти управлять государством, Временное правительство приняло меры для улучшения качества несения службы, что и касалось мест лишения свободы, тюремное дело относилось к Военному министерству и были подвержены реформированию. В процессе реформирования Главное тюремное управление преобразовывается в Главное управление местами заключения (ГУЗМ).

Главным реформированием того времени было уволить старый персонал, что тем самым улучшило состояние мест заключения в плане обеспечения надзора за осужденными отделами обеспечивающие данную функцию.

На первую очередь становится вопрос о профессиональной подготовке кадров для уголовно-исполнительных учреждений. Издается приказ ГТУ от 17 марта №2 в котором говорится: «Имеющийся в настоящее время тюремный персонал, воспитанный в атмосфере бесправия и неуважения к человеческой личности и усвоивший навыки прежнего строя, должен быть признан в общем мало пригодным для осуществления тех задач внутреннего тюремного переустройства, которые постоянно выдвигаются условиями обновления государственного строя и свободной общественной жизни». Были учреждены курсы для лиц из числа офицеров и солдат инвалидов так как в основном они имели высшее и среднее образование, что тем самым повышало из подготовку. Срок обучения на таких курсах составлял 3 месяца.

Правоохранительная деятельность имела ряд особенностей, в частности тюремного дела. Это выражалась в повышенном уровне риска жизни, физических и психологических нагрузках на работниках данного дела. Для привлечения к такой работы более подготовленных и добросовестных сотрудников для них предусматривались меры по обеспечению их социальной поддержки и правовой защиты. Но Советское государство не всегда смогло это обеспечивать, этому способствовало тяжелое экономическое и политическое положение государства. Так с конца 1922 года кадровое состояние было кризисным. Желающих работать было немного в следствии чего внутренняя охрана которая состояла из вольнонаемных надзирателей. Администрации допускало в ряде случаев исполнение надзорных и конвойных функции из числа более сознательных, надежных заключенных, которые были трудящимся, совершившие в основном должностные или бытовые преступления, создавалась команда надзора во главе из числа штатных надзирателей. Именно эта категория сотрудников осуществляя надзирательную функцию, оказывала влияние на заключенных.

7 стр., 3273 слов

По уголовному праву. Актуальные вопросы лишения свободы, виды ...

... применяют лишение свободы, в том числе и на краткие сроки, к лицам, исправление и перевоспитание которых возможно без изоляции от общества.Самым известным моментом в вопросе лишения свободы в 20-30-ые годы в СССР можно ...

При сохранении исправительно — трудовых колоний преобладающие развитие получило исправительно — трудовые лагеря (ИТЛ), созданные постановлением ЦИК и СНК СССР 6 ноября 1929 года. На них возлагались задачи не только изоляции политических сторонников существовавшего режима власти, но и решения хозяйственных задач. Режим отбывания по сравнению с исправительно — трудовыми колониями в ИТЛ существенно не изменился.

После образования НКВД СССР в 1934 году все места лишения свободы были переданы в их ведения. После чего в 1935 году в местах лишения свободы создается новая структура — оперативные аппараты. Она создавалась с целью выявления и пресечения преступлений в местах лишения свободы. Именно эта структура позволило в дальнейшем бороться с нарушением закона в местах лишения свободы.Происходит рост исполнительно — трудовых лагерей, в следствии чего происходит потребность в наборе новых кадров для пенитенциарных учреждений. Для подготовки сотрудников ИТЛ создаются специализированные курсы.

В марте 1946 года Совет народных комиссаров СССР преобразуется в Совет Министров СССР. Все основные структурные элементы ведомств не изменяются. По указу МВД создается 4й спецотдел, который объединил деятельность спецтюрем. В них содержались лица из числа высококвалифицированных специалистов, которые осуществляли там инженерно — конструкторские работы. Военнослужащих и сотрудников НКВД не хватает, для охраны и конвоирования создаются вспомогательные команды из числа пленных. Оружие у них отсутствовало с целью безопасности, их работу стимулировали улучшением им социально — бытовых условий. гг. В соответствии с планом предстояло обучить: политработников — 950, начальников лагподразделений и их заместителей — 600, оперативных работников — 1100, работников культурно-воспитательных частей — 1250, работников отделов спецчастей лагерей и колоний — 600, офицерского состава надзора службы — 100, интендантских и финансовых работников — 1500, воспитателей детских колоний — 250 и дежурных помощников начальников тюрем — 150 человек. срок переподготовки для всех категорий сотрудников устанавливался в шесть месяцев. После переподготовки сотрудников в специализированных учебных заведениях, МВД РФСФР 20 июня 1955 года издает директиву «Об укреплении лагерных подразделений опытными работниками и улучшении дела подбора, изучения и воспитания этих кадров» которая вскоре повлияло на подбор кандидатур для работы с заключенными, но и также помогла в реформировании системы образования специализированных учреждений. Приняты меры по укреплению кадрового состава ИТУ и повышению его образования. Сокращаются ряды офицерского состава, советской армии ставилась задача привлечь в ОВД лиц имеющих не ниже 10 классов образования.

14 стр., 6637 слов

Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

... регулирование условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы. 4. Дать понятие и охарактеризовать виды условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы. 4. Охарактеризовать основные правовые средства режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в учреждениях УИС. 5. ...

После волн сокращения с 1986 по 1990 году колоний, для пенитенциарной политики требовалось коренное реформирование, свежие мысли и идеи. Вследствии чего производятся преобразования. Главное управление исправительно-трудовых учреждений СССР в апреле 1988 года было переименовано в Главное управление по исправительным делам, а в 1990 году в Службу по исправительным делам и социальной реабилитации СССР.

В 1992 году на базе оперативно — режимных отделов ИУ были созданы отделы колоний: оперативный и безопасности. Предпосылками создания отделов безопасности как самостоятельных структурных подразделений явились:

  • Ухудшение криминогенной обстановки в ИУ. Принятие новых нормативных актов и внесение изменений и дополнений в старые. Передача функций надзора от внутренних войск МВД РФ в органы, исполняющие наказания. Приближение условий содержания осужденных порядка исполнения наказания применительно к деятельности пенитенциарных учреждений зарубежных стран. Двадцать первого июля 1993 г. был принят Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который детально регламентировал деятельность уголовно-исполнительной системы, включая аппарат управления и социальную защиту персонала. Закон разграничил компетенцию центральных и территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы, определил структуру и обеспечение ее деятельности;
  • закрепил основы организации деятельности пенитенциарных учреждений;
  • права и обязанности работников, их правовую и социальную защиту, правовые основы применения ими физической силы, специальных средств и оружия;
  • установил формы и методы контроля над деятельностью уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с Указом Президента РФ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 8 октября 1997 г. произошла поэтапная передача уголовно-исполнительной системы в ведение Минюста России. На момент передачи уголовно-исполнительная система находилась в «чрезвычайно сложном положении», тяжелейшие проблемы с финансированием, материально-техническим и коммунально-бытовым обеспечением.

Следует сделать вывод о том, что историческое формирование режимных подразделений берет свое начало с Октябрьской революции 1917 года когда образуется главное тюремное управление и в процессе развития получила большой толчок после октябрьской революции. За все периоды развития прошло множественное реформирование что улучшило качество в подборе кандидатур и организации работы служб надзора и режима. Создано множество высших учебных заведений для профессиональной подготовки кадров для несения службы в местах лишения свободы.

Отделы безопасности, решая определенные им задачи, руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью, включая право граждан на личную неприкосновенность. Это конституционное положение нашло отражение в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, в ст. 13 которого закреплено право осужденных на личную безопасность. В ст. 82 УИК РФ в числе основных требований режима предусмотрено обеспечение личной безопасности осужденных и персонала, В УИК РФ имеется специальная норма «Режим особых условий в исправительных учреждениях» (ст. 85), направленная на обеспечение безопасности личности в случаях возникновения в местах лишения свободы массовых беспорядков, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью осужденных и персонала. Обеспечение личной безопасности осужденных и персонала регламентируется и другими статьями Кодекса.

3 стр., 1426 слов

Правовое положение осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы

... - 2004. - № 4. - С. 42. 10. Зубарев С.М. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы в механизме обеспечения прав осужденных к лишению свободы // Гражданин и право. - 2006. - № 2. - С. ... Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного ...

Особое место среди законодательных актов занимает Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Он определяет юридический статус учреждений уголовно-исполнительной системы, порядок их создания и ликвидации, контроля за их деятельностью; закрепляет полномочия учреждений, исполняющих наказания, права, обязанности, правовую и социальную защиту персонала. Ранее эти вопросы регламентировались ведомственным нормативным актом — Правилами внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений.

Кроме этого, ст. IX, 12-14,26,28-33 Закона непосредственно регламентируют вопросы безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания. Учитывая, что задача обеспечения безопасных условий для сотрудников и осужденных от преступных посягательств со стороны отдельных лиц приобрела особую актуальность, в ст. 13 определяется, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений . Следовательно, отделы безопасности призваны обеспечивать порядок исполнения и отбывания наказания, не допускать возможное причинение ущерба здоровью, жизни сотрудников, осужденных и иных граждан. Задачи и функции отделов безопасности органов и учреждений УИС определены «Временным положением об отделах безопасности» 1993 г., которое является организационной основой функционирования отделов безопасности в И.У

Таким образом, правовую основу обеспечения безопасности и порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях составляют:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.;
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1996 г.;
  3. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 1993 г.;
  4. Закон РФ «О безопасности» 1992 г.;
  5. Приказ Минюста России от 13 июля 2006 г. №252 «Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях»;
  6. Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. №205 «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений»;
  7. «Временное положение об отделах безопасности» 1993 г. и другие подзаконные акты, принимаемые ФСИН.

Следует обратить внимание на особую актуальность и значение функций служб безопасности, постоянно совершенствующихся на протяжении всего периода развития пенитенциарной системы российского государства. Служба безопасности обеспечивает прежде всего изоляцию осуждённых, надзор за ними, предупреждение преступлений в местах лишения свободы, и главной её составляющей всегда оставались дежурные смены. Несмотря на то, что название работников этой службы и её организационно-управленческие структуры неоднократно менялись, основное содержание их деятельности оставалось постоянным — обеспечение порядка исполнения и отбывания лишения свободы в соответствии с требованиями закона.

3 стр., 1321 слов

ТЕМА 8. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ. ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ...

... освобождения от отбывания наказания. 3. Как и в каком объеме администрацией исправительного учреждения может быть оказана материальная помощь освобождаемым осужденным? 4. Раскройте содержание и порядок осуществления административного надзора за осужденными. 5. ...

Важнейшее место в деятельности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений занимает осуществление надзора за осуждёнными. Многообразие и сложность функций надзора предполагает совместную работу всех сотрудников и работников колонии по обеспечению порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, предупреждению и пресечению противоправных действий, обеспечению изоляции, а также безопасности осужденных, персонала и граждан.

Основные задачи по организации надзора за осужденными возложены на отделы безопасности, специальные задачи по его осуществлению на дежурные смены, от которых зависит в целом состояние правопорядка в исправительных учреждениях.

Подбор сотрудников для работы в отдел безопасности ведётся с учётом личностных психологических качеств, умения осуществлять свои функциональные обязанности в постоянном и непосредственном контакте с осуждёнными, правильно ориентироваться во внезапно возникших конфликтных ситуациях. Значительное внимание при подготовке к службе уделяется знанию законов, нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, службы безопасности; прав и обязанностей осуждённых; их физической подготовке; правильному и умелому применению специальных средств.

В свою очередь, направления деятельности отделов безопасности ИК были определены Положением о них, разработанным центральным органом управления УИС, и разделены на основные и конкретные. Трем основным задачам (направлениям) службы безопасности ИК соответствует двадцать одна конкретная задача.

Одной из главных задач отдела безопасности является обеспечение выполнения установленных законом требований режима отбывания наказания, изоляции осужденных и надзора за их поведением. Ей соответствуют следующие конкретные направления деятельности:

  • осуществление надзора за осужденными, организация выполнения требований режима отбывания наказания и обеспечения изоляции осужденных. Разработка и представление на утверждение планов надзора и обеспечение их исполнения;
  • выявление лиц, упорно не желающих встать на путь исправления, осуществление списочного учета таких лиц и проведение с ними индивидуально-профилактической работы. Организация постоянного наблюдения за поведением осужденных в местах их проживания и работы с целью предотвращения совершения ими новых преступлений и других нарушений режима отбывания наказания. Ведение профилактического учета таких лиц;
  • обеспечение выполнения осужденными распорядка дня, производство проверок осужденных, развода их на работу и съема с работы, осмотров внешнего вида и др.;
  • контроль за пропускным режимом в колониях и на производственных объектах, на которых используется труд осужденных и вольнонаемного персонала, порядком допуска осужденных к заточному и иному оборудованию, на котором возможно изготовление огнестрельного оружия и других запрещенных предметов, к техническим жидкостям, лакокрасочным и горюче-смазочным веществам и материалам, за выдачей и использованием ими остро режущего и колющего инструмента.

Предотвращение самовольного возведения осужденными различных строений, шкафов и хранилищ; с участием сотрудников других служб ИУ проведение обысков жилых и производственных зон, анализ их результатов и разработка мероприятий по перекрытию каналов поступления к осужденным предметов, изделий и веществ, пользование которыми запрещено; контроль за порядком приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости, получение ими посылок, передач, бандеролей, за предоставлением осужденным длительных (краткосрочных) свиданий, ведением телефонных переговоров; участие в подборе кандидатур осужденных для предоставления им права передвижения без конвоя и проживания вне колонии, в отпусках, организации контроля за лицами, пользующимися таким правом: ведение служебной документации по осуществлению надзора за осужденными в соответствии с Инструкцией о надзоре, действий сотрудников при чрезвычайных происшествиях, рассмотрение писем, жалоб, заявлений и предложений, относящихся к компетенции отдела безопасности, составление соответствующей статистической отчетности; организация сопровождения транспортных средств по территории охраняемых объектов, контроль за ведением погрузочно-разгрузочных работ; внедрение в деятельность ИК передовых форм и методов работы по укреплению режима отбывания наказания и усиления надзора за осужденными. Следующей важной задачей отдела безопасности ИК является обеспечение личной безопасности осужденных, сотрудников ИК и иных лиц, находящихся на их территориях. Ей соответствуют следующие конкретные направления деятельности:

22 стр., 10737 слов

Административно-правовые меры охраны общественного порядка и ...

... воздействия, разнообразный арсенал мер убеждения и принуждения. Цель настоящей работы - анализ административно-правовых мер охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. Для реализации указанной цели необходимо решить ...

  • организация контроля за соблюдением лицами, работающими на объектах ИК, установленного порядка взаимоотношений с осужденными, проведение в случаях, предусмотренных действующим законодательством, досмотра этих лиц и их вещей при входе на объекты колонии и выходе из них;
  • проведение по поручению начальника ИК дознания по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении ИК;
  • при введении режима особых условий, при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах обеспечение выполнения их требований. Третьей основной задачей отдела безопасности ИК является привлечение всех сотрудников ИК к осуществлению мероприятий по укреплению правопорядка, устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Ей соответствуют следующие конкретные направления деятельности:
  • на основе взаимодействия с другими службами ИК сбор и анализ информации о состоянии правопорядка, безопасности в колонии, выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений режима отбывания наказания, принятие мер по их устранению;
  • обеспечение привлечения к работе по контролю за поведением осужденных и выполнением требований режима сотрудников ИК;
  • организация силами начсостава ИК совместно с органами милиции и сотрудниками отряда специального назначения патрулирования по внешнему периметру охраняемых объектов. Проведение в необходимых случаях досмотра транспортных средств, вещей и одежды лиц, нарушающих режимные требования на этой территории, а также изъятие запрещенных вещей и документов;
  • совместно с другими отделами и службами ИК проведение работы по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Служебные обязанности сотрудников отделов безопасности разрабатываются на основе функций самого отдела. Обязанности некоторых категорий сотрудников колонии по надзору содержатся в Инструкции о надзоре за осужденными.

2. Организация служебной деятельности отдела безопасности

2.1 Организация служебных элементов отдела безопасности

Приказ ФСИН России от 17 марта 2008 г. №154 «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний» определяет структуру штатной численности ИУ и СИЗО и примерный расчет штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих.

7 стр., 3082 слов

Безопасность медсестры на рабочем работе. Безопасность медицинской ...

... не имеющие противопоказаний к работе с ними по результатам предварительного медицинского обследования и прошедшие вводный ... практического применения. Методические рекомендации «Основы санитарно-эпидемического режима в учреждениях здравоохранения » могут быть использованы ... с последующей утилизацией. О происшествии докладывается главной сестре учреждения. Оборудование: емкость для приготовления 3% ...

В ИУ и СИЗО отдел безопасности является структурным подразделением учреждения и подчиняется начальнику ИУ (СИЗО), заместителю начальника ИУ по безопасности и оперативной работе (заместителю начальника СИЗО по режиму).

Правовую основу деятельности отделов безопасности составляют: Конституция РФ, законы РФ, подзаконные и иные нормативно-правовые акты, Положение об учреждении

Цели, задачи, функции, взаимодействие и связи отдела, функциональные обязанности начальника отдела, его права и ответственность находят отражение в Положении об отделах безопасности (режима) учреждений и должностных инструкциях начальника отдела.

Права, обязанности, ответственность должностных лиц отделов безопасности отражены в их должностных инструкциях.

Деятельность сотрудников отдела безопасности организуется на основе перспективного и текущего планирования. Начальник отдела планирует работу своего подразделения поквартально, кроме этого, ежемесячно составляет план мероприятий по надзору. В плане работы отдела безопасности отражаются мероприятия по предупреждению и пресечению преступлений, правонарушений и укреплению правопорядка в учреждении. Исходя из анализа реально сложившейся оперативной обстановки намечаются мероприятия по укреплению законности, обеспечению безопасности и порядка исполнения и отбывания наказания. Планируется служебная подготовка, работа по контролю за несением службы дежурными сменами и другие мероприятия, направленные на повышение боевой готовности личного состава отдела, по предотвращению поступления на объект запрещенных предметов, по контролю за наличием осужденных в жилой и производственной зонах, проведению осмотров и обысков, комиссионное обследование ИТСОН.

За деятельностью субъектов обеспечения режима, надзора, и безопасности в ИУ должны вестись контроль и учет ее результатов, что является составной частью учета и контроля за состоянием оперативной обстановки в ИУ. Это позволяет получать данные об эффективности деятельности структурных подразделений и отдельных сотрудников, а также необходимые сведения по интересующим вопросам, создает предпосылки для дальнейшего укрепления законности и правопорядка в исправительных учреждениях.

Функции отдела безопасности разделяются на две группы: основные и вспомогательные. Основными функциями отдела безопасности ИУ являются те, которые непосредственно направлены на выполнение режима отбывания наказания в местах лишения свободы.

4 стр., 1888 слов

Режим в исправительных учреждений и средства его обеспечения

... Понятие режима в исправительных учреждениях Согласно ст. 82 УИК РФ: «Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор ...

К ним относятся:

  • обеспечение надежной охраны объектов, изоляции осужденных и постоянный надзор за ними;
  • сбор, анализ и обобщение информации о состоянии правопорядка в ИУ, выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений и разработка мероприятий по их устранению;
  • организация распорядка дня; производство проверок наличия осужденных, развод на работу и съем осужденных;
  • обеспечение контроля за организацией пропускного режима в ИУ и на объектах других министерств и ведомств, где работают осужденные;
  • организация производства обысков в жилой и производственной зонах;
  • пресечение попыток передачи осужденным предметов, запрещенных к использованию в ИУ;
  • организация и проведение индивидуально-профилактической работы со злостными нарушителями режима;
  • внедрение в практику технических средств надзора;
  • осуществление контроля за соблюдением сотрудниками колонии мер личной безопасности в работе с осужденными;
  • организация досмотров и сопровождения транспорта, входящего на территорию охраняемого объекта и выходящего из него;
  • обеспечение точного и неуклонного выполнения каждым осужденным своих обязанностей и т.д.
  • разъяснение осужденным требований уголовно-исполнительного законодательства, правил внутреннего распорядка;
  • осуществление подбора осужденных для предоставления им права передвижения без конвоя;
  • изучение осужденных, подпадающих под действие требований по установлению административного надзора за ними после освобождения и т.д.

Как видно, ряд задач службы безопасности совпадает с функциями данной службы. Это связано с тем, что функции службы безопасности вытекают из ее задач.

Задачи отдела безопасности решаются путем взаимодействия структурных элементов, входящих в отдел безопасности.

Управленческая группа отдела безопасности состоит:

1. Начальник отдела безопасности; Заместитель начальника отдела безопасности; Старший инспектор отдела безопасности; Инспектор отдела безопасности. Дежурная часть:

2. Оперативный дежурный; Помощник оперативного дежурного; Инспектор-дежурный по жилой зоне; Инспектор-дежурный по промышленной зоне. Группа надзора:

3. Младшие инспектора надзора 1 и 2 категории; Младшие инспектора; Оператор (поста видео контроля).

Основные задачи дежурной части определяются ее назначением. К ним относятся:

  • обеспечение нормальной деятельности ИУ.
  • осуществление постоянного надзора за поведением осужденных и распорядком дня, установленным уголовно-исполнительным законодательством.

Дежурную часть возглавляет оперативный дежурный, который наделен определенными правами и обязанностями. Ему придается в подчинение дежурная смена по надзору за осужденными. На дежурную часть возлагаются следующие функции, которые непосредственно направлены на исполнение предписаний закона и ведомственных нормативных актов по организации режима в местах лишения свободы:

  • организация надзора за поведением осужденных;
  • выявление причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению;
  • организация выполнения распорядка дня, производство проверок наличия осужденных, развод их на работу и съем с работы;
  • обеспечение контроля за организацией пропускного режима в колонии;
  • организация проведения обысков в жилых и производственных зонах;
  • проведение индивидуально-профилактической работы со злостными нарушителями режима.

Как видно, функции дежурной части связаны с непосредственной и многообразной деятельностью учреждений по исполнению наказания

В структуру отдела безопасности входит и группа надзора, на которую также возложены определенные задачи и функции.

Главными задачами группы надзора являются:

  • обеспечение личной безопасности сотрудников и осужденных;
  • предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений;
  • осуществление постоянного надзора за поведением осужденых и распорядком дня;
  • обеспечение нормальной деятельности ИУ.

Функции группы надзора, вытекающие из ее задач, следующие:

  • обеспечение охраны объектов, изоляция осужденных и постоянный надзор за ними;
  • наблюдение и контроль за поведением осужденных посредством установленных постов, маршрутов;
  • пресечение попыток передач осужденным предметов, запрещенных к использованию;
  • осуществление пропускного режима в промышленную зону.

Следующее структурное звено отдела безопасности, на которое также возложены задачи и функции по обеспечению надзора — это группа ИТСО и связи, которая должна обеспечивать:

  • необходимые условия для выполнения задач боевой службы установленной численностью караулов в любое время суток года;
  • повышение эффективности службы дежурной смены и действий администрации по поддержанию установленного режима содержания осужденных;
  • обнаружение осужденного (нарушителя) при различных способах преодоления им линии охраны или при его выходе из КПП, ПКТ, ШИЗО;
  • задержание осужденного в пределах запретной зоны объекта на время, необходимое для действий караула, дежурной смены по предотвращению или пресечению побега;
  • установленный режим пропуска людей, условия для досмотра транспорта на КПП, обнаружение запрещенных предметов при попытке их проноса (передачи) через КПП и воспрепятствования перебросу через запретную зону;
  • дистанционное наблюдение за территорией объекта охраны и поведением осужденных;
  • изоляцию друг от друга групп осужденных в соответствии с установленным режимом их содержания;
  • подачу команд и распоряжений осужденным;
  • поддержание радиосвязи с дежурной сменой и другими лицами, выделенными для надзора за осужденными;
  • работу средств связи и тревожной сигнализации. Основными задачами группы специалистов служебных собак являются:
  • охрана объектов по их периметру;
  • активное участие в оперативно-розыскных и профилактических мероприятиях по предотвращению преступлений;
  • участие в розыске и задержании бежавших преступников;
  • обнаружение наркотических и взрывчатых веществ;
  • осмотр мест возможного укрытия преступников и предполагаемого нахождения вещей и предметов, могущих быть вещественными доказательствами;
  • проверка состояния запретных зон объекта и прилегающей к нему местности;
  • досмотр транспортных средств и обыск грузов;
  • перекрытие труднодоступных и уязвимых в побеговом отношении участков объекта.

Эти и другие задачи структурных подразделений отдела безопасности будут успешно выполнены при условии четкого знания сотрудниками службы своих функциональных обязанностей.

Уделяя внимание изучению деятельности сотрудников отдела безопасности ИУ, необходимо рассмотреть их функциональные обязанности.

Обязанности сотрудников отдела безопасности подразделяются на общие и частные. Общие функциональные обязанности выполняют все сотрудники службы безопасности. К ним относятся следующие:

  • обеспечение безопасности сотрудников, осужденных и иных лиц. находящихся на территории колонии;
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди осужденных, возникновению чрезвычайных происшествий;
  • участие в нейтрализации и разложении группировок осужденных отрицательной направленности и их лидеров;
  • принятие мер по ликвидации самовольно возведенных осужденными строений, хранилищ, шкафов и т.д.;
  • выявление осужденных, склонных к совершению побегов и других преступлений, проведение с ними профилактических мероприятий;

осуществление режимных мероприятий по поддержанию внутреннего порядка в ИУ

обеспечение пропускного режима в ИУ;

  • организация и выполнение распорядка дня, проведение проверок наличия осужденных, развода их на работу и съема с работы;
  • выполнение мероприятий по надзору за осужденными в соответствии с требованиями нормативных актов, регламентирующих порядок отбывания наказания осужденными;
  • обеспечение должных взаимоотношений вольнонаемного персонала с осужденными при их совместной работе;
  • участие в подборе кандидатур осужденных, которым может быть предоставлено право передвижения без конвоя, осужденных женщин, которым может быть предоставлено право проживания вне колонии;
  • выявление злостных нарушителей режима для последующего перевода их в ЛПУ, ЕПКТ.

Каждый сотрудник отдела безопасности выполняет возложенные на него функциональные обязанности, которые, как правило, закрепляются приказом начальника учреждения. Разработка функциональных обязанностей сотрудников отдела безопасности возлагается на начальника отдела.

Итоги служебной деятельности отдела безопасности и отдела охраны рассматриваются на ежемесячных совещаниях при начальнике исправительного учреждения, где прорабатываются вопросы повышения надежности охраны, изоляции осужденных, укрепления режима и улучшения взаимодействия всех служб в обеспечении надзора за поведением осужденных.

2.2 Роль начальника отдела безопасности в организации деятельности отдела безопасности

Власть и ответственность . Они связаны между собой, причём последняя, является следствием первой и проистекает из неё. Важно и то, что во власти усматривается сочетание официального (основанного на занимаемой административной должности) и личностного (заключающего в себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня, навыков по роду службы и др.) факторов. Во главе отдела безопасности стоит начальник этого отдела, на которого возложена большая ответственность за организацию планомерной, последовательной работы по осуществлению режима и надзора в исправительном учреждений.

Начальник отдела безопасности должен иметь высшее образование, преимущественно профильное — юридическое, имеет стаж в уголовно-исполнительной системе не менее 5 лет, иметь навыки работы с личным составом, знать основы планирования, делопроизводства и навыки работы с компьютером. Так как ему подчиняется весь личный состав отдела безопасности, то организация работы и мероприятий полностью зависит от начальника отдела безопасности.

Начальник отдела безопасности обязан:

  • организовать работу отдела безопасности;
  • готовить и вносить предложения в планы мероприятий по надзору за осужденными;
  • контролировать условия содержания осужденных в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, ЛПУ;
  • следить за исправностью оборудования камер ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО и других объектов, принимать меры по поддержанию их в исправном состоянии;
  • обеспечить контроль за поведением осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, и осужденных женщин, проживающих за территорией колонии;
  • организовать дежурство членов СДП в местах, где наиболее вероятны нарушения режима, при входах в изолированные участки, а также в жилых секциях, магазинах, столовых, местах отдыха и т.д.;
  • контролировать соблюдение условий и порядка проведения свиданий осужденных с родственниками и иными лицами, ведение телефонных переговоров, прием и выдачу посылок, передач, бандеролей, расходования осужденными денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в пределах установленных законом сумм;
  • организовать совместно с оперативным дежурным обыски в изолированных участках жилых и производственных зон (объектов);
  • разрабатывать и реализовывать мероприятия по выявлению и пресечению каналов проникновения к осужденным денег, ценных вещей, спиртных напитков и других предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию в НТК;
  • осуществлять контроль за соблюдением инженерно-техническим персоналом требований по использованию в НТК заточного оборудования;
  • порядком учета и выдачи осужденным острорежущего и колющего инструмента;
  • принимать меры по недопущению осужденных к работам, на которых их использование запрещено;
  • контролировать правильность ведения документации оперативным дежурным в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, комнатах свиданий;
  • изучать и обобщать передовой опыт работы по надзору за осужденными и внедрять его в практику;
  • организовать служебную подготовку оперативных дежурных, инспекторов-дежурных, младших инспекторов, других сотрудников ИУ, привлекаемых к выполнению задач по надзору за осужденными;
  • вносить предложения начальнику ИУ по совершенствованию работы отдела безопасности, назначению и перемещению его сотрудников, их аттестованию, поощрению и наказанию;
  • проводить служебные расследования по указанию руководителей ИУ.

Исходя из изложенного можно рассмотреть основные обязанности деятельности начальника отдела безопасности, примерный план работы, который включает в себя следующие мероприятия:

1. Работа с личным составом отдела безопасности и обеспечение безопасности персонала, а именно: планирование проведения собрания по подведению итогов работы за прошедший квартал, мероприятий по порядку работы личного состава исправительного учреждения, занятий по служебной подготовке, в которых планируется регулярное проведение занятий с сотрудниками, привлекаемых к выполнению задач по надзору за осужденными. На таких занятиях изучаются нормативные правовые акты, регламентирующие организацию надзора, требования установленного исполнения и отбывания лишения свободы, а также взаимодействие в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, функциональные обязанности лиц дежурной смены. Занятия проводят начальник исправительного учреждения, его заместитель по безопасности и оперативной работе, а также сотрудники отдела безопасности. Работа по контролю несения службы дежурными сменами, тренировки, учения и другие мероприятия, направленные на повышение профессионализма, боеготовности личного состава отдела и работы сотрудников по обеспечению безопасности исправительного учреждения.

2. Усиление изоляции осужденных и укрепление пропускного режима в исправительном учреждении. Данный раздел составляют мероприятия: по организации и осуществлению условий содержания осужденных в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, а также организации пропускного режима.

3. Совершенствование системы надзора — мероприятия по предотвращению проникновения на объекты исправительного учреждения запрещенных предметов, контролю за поведением и наличием осужденных в жилой и производственных зонах, проведению осмотров, обысков.

4. Мероприятия по внедрению и укреплению инженерно-технических средств. Это мероприятия по ремонту, осмотру, укреплению и внедрению ИТСО и надзора. Для этого на основании указания ФСИН России №02Р от 15 июля 2005 г. «О мерах по предупреждению побегов через подкоп» в ИУ разрабатывается и утверждается приказом начальника данного исправительного учреждения положение «О работе постоянно действующих оперативно-маневренной группы комплексного обследования объектов опасных в побегов отношении через подкоп». В состав этих групп включают: начальника отдела безопасности или лицо, исполняющее его обязанности; инженеров ИТСО для жилой и производственной зон; специалистов кинологической службы для жилой и производственной зон; младших инспекторов; оперативного работника; внештатного оператора по биолокационной проверке; сотрудника энергомеханического отдела.

5. Воспитательно — профилактическая работа с сотрудниками отдела безопасности, направленная на реализацию требований приказа ФСИН России от 28.12.2010 №555 «об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы», а именно: осуществлять организацию воспитательной работы, представление объективной информации начальнику учреждения и органов УИС и их заместителям, курирующим работу с личным составом, о состоянии законности и служебной дисциплины, морально-психолоической обстановке в подчиненных подразделениях;

  • обеспечивать планирование воспитательной работы с сотрудниками отдела безопасности;
  • организовывать и проводить мероприятия по поддержанию порядка, по информационно-пропагандистскому обеспечению;
  • на основе анализа морально-психологичекого состояния сотрудников отдела безопасности, вносить предложения руководству Учреждения по его укреплению, участвовать в их реализации;
  • лично участвовать в проведении мероприятий воспитательной работы с работниками Учреждения, в том числе в рамках пропагандистской и обучающей работы с личным составом по укреплению режима содержания, усиления надзора.

6. Лично проводить с личным составом отдела безопасности занятия по служебной подготовке.

В последнее время проводимые на уровне УИС конкурсы на лучшего оперативного дежурного, лучшей дежурной смены, дежурного помещения позволило поднять на более высокий уровень организацию надзора за осужденными. Ещё очень давно Конфуций сказал: «Я услышал — и забыл, я увидел — и запомнил, я сделал — и понял». Это высказывание актуально и сейчас, при проведении практических занятий с отработкой вводных при возможных происшествиях.

7. Воспитательно-профилактическая работа с осужденными и обеспечение их личной безопасности. К этим мероприятиям относится разъяснительная работа с осужденными, анализ и корректировка работы с подучетным элементом, а также работа по предупреждению и пресечению преступлений и других правонарушений со стороны осужденных и мероприятия по обеспечению личной безопасности осужденных.

Одна из основных функций начальника отдела безопасности — это обеспечить полный и достоверный учет результатов служебной деятельности отдела безопасности, лично готовить полные и достоверные данные для составления отчета по определенной форме, ежемесячных сведений по режиму, еженедельных сводок о состоянии режима и надзора.

Квартальный план работы отдела безопасности ИУ является исходным для планирования работы по организации надзора за осужденными и личного планирования работы каждым сотрудником из числа оперативно-начальствующего состава отдела.

План мероприятий по организации надзора разрабатывается ежемесячно начальником отдела безопасности совместно с заместителем начальника исправительного учреждения по безопасности и оперативной работе. Он включает в себя:

8. Мероприятия по предупреждению и пресечению преступлений и других антиобщественных поступков со стороны осужденных. 2. Мероприятия по устранению и перекрытию каналов проникновения на объекты запрещенных предметов. 3. Мероприятия по контролю за наличием осужденных в жилой и производственных зонах, проведению осмотров, обысков. 4. Тактико-специальные занятия и учения. 5. Мероприятия по внедрению инженерно-технических средств. Годовой план надзора разрабатывается отделом безопасности ИУ в двух экземплярах, согласовывается с начальником данного исправительного учреждения, подписывается первым заместителем начальника территориального органа и утверждается начальником территориального органа.

Наиболее обширным является, контроль который выражается в различных формах: плановые, контрольные и внеплановые проверки, обобщение опыта работы по направлениям деятельности, проверки по фактам происшествий, заявлениям и жалобам осуждённых и иных лиц, приём представителей персонала и осуждённых по личным вопросам и т.д. Формы реагирования на выявленные недостатки в ходе такого контроля могут быть самые разнообразными (проведение совещаний, оказание конкретной помощи администрации и отдельным заявителям, составление планов устранения недостатков, укрепление кадрового состава и соблюдение служебной дисциплины и др.

Начальники отдела безопасности по указанию начальника учреждения организует внезапные периодические проверки осуществления надзора дежурными сменами. В этих целях ими разрабатываются графики проверок начальствующим составом. При проверке дежурных смен обращается внимание на знание сотрудниками особенностей объекта надзора и лиц, склонных к правонарушениям; соответствие несения службы требованиям инструкции о надзоре и суточной ведомости надзора, наличие и расстановку личного состава, служебную документацию, состояние заградительных устройств подземных сооружений и коммуникаций, контрольно-следовой полосы, ограждений, средств связи, сигнализации; соблюдение порядка и условий содержания осужденных в изолированных участках, ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, запираемых помещениях; соблюдение порядка проведения свиданий, ведения телефонных разговоров; приема и выдачи посылок, передач, бандеролей; наличие осужденных на объектах. Кроме того, проверяются: экипировка у лиц, входящих в состав дежурной смены; знание ими своих прав и обязанностей, порядка действий при чрезвычайных обстоятельствах; обстановка на объектах надзора; наличие осужденных, склонных к побегу, и лиц, состоящих на профилактическом учете, места их размещения и работы; порядок взаимодействия и связи личного состава.

Результаты проверки записываются в суточную ведомость надзора. Если при проверке будет обнаружено грубое нарушение правил осуществления надзора (вступление в неслужебную связь с осужденными, употребление спиртных напитков и т.п.), то лица, допустившие эти нарушения, немедленно отстраняются от дальнейшего несения службы с их заменой свободными от службы сотрудниками, о чем производится соответствующая отметка в суточной ведомости надзора. Выявленные недостатки в обеспечении установленного порядка исполнения и отбывания лишения свободы заносятся в книгу замечаний и предложений по недостаткам в деятельности администрации.

Контроль за осуществлением надзора в исправительных учреждениях возложен на начальника отдела безопасности и личный состав отдела безопасности, который является структурным подразделением ИУ, и создан в целях организации исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам соблюдения порядка отбывания лишения свободы и надзора за осужденными в учреждении. Начальник осуществляет сбор и анализ информации по вопросам, входящих в его компетенцию, подготавливает на этой основе управленческие решения и выработку прогнозов, ведёт контроль за деятельностью подчиненных отдела безопасности исправительного учреждения.

Контролировать исполнение — отнюдь не значит только выявлять недостатки и упущения в работе. Важно анализировать любые отклонения, как в сторону понижения, так и в сторону повышения показателей. Необходимо выявить и положительный опыт с тем, чтобы поддерживать передовое, прогрессивное, создавать возможности для его широкого внедрения в практику. Цель контроля заключается не только в том, чтобы выявить нарушение или обнаружить недостатки, но и в умении вовремя поправить, оказать практическую помощь контролируемому.

Организация взаимодействия — это управленческая деятельность, направленная на согласование и объединение усилий и возможностей взаимодействующих органов, исполняющих наказания, их структурных подразделений и сотрудников, на использование преимуществ совместной деятельности в целях успешного решения общих задач.

Успешное взаимодействие отделов и служб исправительного учреждения будет зависеть и от того, насколько полно и правильно укомплектованы кадры этих подразделений, от их качественного состава и четкости выполнения каждым сотрудником своих функциональных обязанностей.

Как организатор взаимодействия начальник отдела безопасности:

  • определяет конкретные проблемы, стоящие перед личным составом по осуществлению режима и надзор, возникающие в период отбывания наказания осужденными, и требующие решения на базе комплексного подхода;
  • на основе определенных проблем детализирует необходимые задачи, которые предстоит решать службе и подразделению, участвующему во взаимодействии;
  • осуществляет планирование взаимодействия, его обеспечение людскими и материальными ресурсами;
  • в необходимых случаях осуществляет непосредственное руководство мероприятиями по взаимодействию;
  • контролирует ход взаимодействия и его результаты;
  • обеспечивает использование достижений науки и передового опыта в осуществлении взаимодействия.

Начальник отдела безопасности организует взаимодействие не от случая к случаю, а систематически. Организационной основой взаимодействия служб и подразделений являются план основных организационных мероприятий органа или учреждения УИС, а также различные специальные планы (на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств и др.).

В них предусматриваются совместные мероприятия отраслевых служб. Начальник организует выполнение этих планов. Его роль заключается в создании для участников взаимодействия условий, необходимых для успешного решения поставленных перед ними задач (материально-техническое, правовое, психологическое обеспечение деятельности исполнителей, сосредоточение их внимания на решении основных.

В системе исполнения уголовных наказаний вопросам взаимодействия уделяется повседневное внимание. Планируются и проводятся совместные оперативно — профилактические и иные мероприятия, осуществляется обмен оперативной информацией, ставшей известной одной из сторон взаимодействия о совершаемых, совершенных и планируемых преступлениях. Однако, нужно подчеркнуть, что организация внутреннего и внешнего взаимодействия не самоцель. Оно, в конечном итоге, должно быть направленно на решение основной и главной задачи правоохранительных органов, борьбу с преступностью и исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в соответствии с его целями.

Начальник отдела безопасности вместе с личным составом, решая задачи по обеспечению надзора, безопасности, порядка исполнения и отбывания лишения свободы, осуществляет также внешнее взаимодействие. Внешнее взаимодействие осуществляется с подразделениями, службами и органами, не входящими в уголовно исполнительную систему, но которые являются общей частью правоохранительной системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае неэффективности работы начальника отдела безопасности и сотрудников по всем направлениям деятельности, невыполнение качественно и в установленные сроки задач в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой, неэффективность и недостаточная результативность обысков, досмотров, несоблюдение законности и прав человека при проведении мероприятий в соответствии с действующим законодательством несет дестабилизацию в деятельность всег ужреждения.

Начальник отдела безопасности в своей деятельности обязан придерживаться определенных принципов:

объективность, то есть соблюдения данного принципа обусловлена тем, что своевременное познание содержания происходящих в среде осужденных и сотрудников процессов и изменений, их учет открывают перед субъектами организации надзора реальные возможности активного воздействия на проявления, с которыми они сталкиваются при выполнении служебных задач.

системность, знание о системном образовании и системный подход в рамках названной темы позволяют:

  • во-первых, рассматривать объекты и субъекты надзора в ИУ как систему:
  • во-вторых, применять знания о системе к специфике органов, осуществляющих надзор за осужденными;
  • в третьих, ответить на вопросы: как должно быть организовано ИУ, его структурные элементы, чтобы можно было эффективно управлять;
  • каким должно быть управление, чтобы достичь поставленных целей;
  • какие требования должны реализовать ИУ, его отделы и службы снизу доверху.

И самое главное — это правильный выбор цели, постановка задач, определение функций и средств. Служба безопасности — это группа людей, объединенных общей целью исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Вся деятельность координируется лично начальником отдела безопасности, который осуществляет общее руководство служебной деятельностью дежурных смен, знает основные задачи и функции всех структурных подразделений ИУ, а также должностные и функциональные обязанности всех подчиненных сотрудников

Заключение

Исходя из проведенного изучения, можно сделать следующие выводы что, историческое формирование отдельных функций отделов режима и надзора в течении вышеприведенных периодов развития Российского государства, сложило систему определенных требований и условий осуществления главной функции рассматриваемой отделами по надзору за осужденными. Историческое формирование режимных подразделений берет свое начало с Октябрьской революции 1917 года когда образуется главное тюремное управление и в процессе развития получила большой толчок после октябрьской революции. За все периоды развития прошло множественное реформирование что улучшило качество в подборе кандидатур и организации работы служб надзора и режима. Создано множество высших учебных заведений для профессиональной подготовки кадров для несения службы в местах лишения свободы.

Правовое регулирование правоотношений возникающих в процессе осуществления функций отдела безопасности на уровне нормативно — правового регулирования является предпочтительными. В настоящем времени деятельность отделав, осуществляющего надзор за спецконтингентом, регламентирована как на федеральном так и на внутриведомственном уровне.

В целом основное содержание надзора как основной функцией отдела безопасности является обеспечение порядка в ИУ.

Надзор как правовой институт состоит из совокупности элементов, и поэтому требует к себе системного подхода со стороны начальника отдела безопасности. Исходя из этого отсутствие хотя бы одного из элементов не позволяет говорить о надзоре как целостном правовом явлении. На основании вышеизложенного основным этапом решения данной проблемы можно выделить организацию дополнительных занятий с принятием зачетов у инспекторов и дежурных помощников, оформляющих материалы о наказании осужденных, и проведение дополнительных занятий со всем личным составом учреждения, проведение комплексных проверок ведения документации и законности принятия необходимых решений.

В процессе организации деятельности отдела начальник составляет планы на год, месяц и сутки с утверждения начальника ИУ. В процессе разработки планов начальник отдела безопасности учитывать оперативную информацию полученную за определенный период, совершение правонарушений со стороны осужденных. Так же разрабатывае проведения режимных мероприятий, с целью не допущения нарушения порядка отбывания наказания и совершения новых правонарушения.

При правильной организации взаимодействия отделов и служб способствует укреплению правопорядка в ИУ. Главными задачами начальника отдела безопасности является привлечение всех сотрудников к осуществлению мероприятий по укреплению правопорядка, устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Взаимодействие осуществляется в сборе и анализе полученной информации о состоянии правопорядка, в контроле за поведением осужденных выполнением ими требований режима. Так же взаимодействие осуществляется в ряде вопросов с органами полиции и органами местного самоуправления.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/obespechenie-lichnoy-bezopasnosti-osujdennyih/

Владимирова Л.С. История пенитенциарной системы России: учебное пособие/под ред. Л.С. Владимирова., 2007 г. С. 53.

Гернет М.Н. В тюрьме: Очерки тюремной психологии. По изд,:М.1925

Громов М.А. Обеспечение порядка и безопасности в исправительных учреждениях. Учебное пособие. — Рязань: Ин-т права и экономики Минюста России, 2000. — 154 с.

Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях: Учеб. пособие. — Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. — 240 с.

Дедюхин В.В., Канцарин Ф.Г. Взаимодействие частей и служб ИТУ в борьбе с правонарушениями среди осужденных. Учеб. пособие. — М.:1978. — 31 с.

Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и её реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 гг.: Монография. — Домоделово: РИПК работников ОВД, 1992. — 192 с.

Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России (к 120-летию Главного тюремного управления России, — М.: «Вердикт — 1М», 1999. — 448 с.

Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России: теории, законодательство, международные стандарты, отечественная практика концов XIX-начала ХХI века: Учебник для вузов // Под ред. Д.ю.н., проф. А.И. Зубкова — 3-е изд. Перераб. и доп. — М.: Норма, 2005 г. 132 с.

Казак Б.Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы: Монография / Под ред. С.Н. Пономарева, С.А. Дьячковского. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. — 324 с.

Моника Платек. Влияние общества на тюремную реформу в Польше. // Тюремная реформа: поиски и достижения. Харьков. 1999. С. 9.

Обеспечение режима и надзора в исправительных колониях: Учеб. — метод. пособие для сотрудников исправительных учреждений и личного состава образовательных учреждений УИС / Под ред. М.А. Громова. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 318 с.