Административно-правовой режим (понятия, виды)

Основаниями для установления административно-правовых режимов выступают ситуации социального и природно-техногенного характера, создание объекта-носителя для этого вида режима (образование заповедника, создание пункта пропуска через государственную границу и т.п.), а также возникновение иных факторов, требующих режимного регулирования.

Эти типы административно-правовых режимов предполагают определенные ограничения прав и свобод человека и гражданина, в том числе конституционные. Более того, зачастую установление особого административно-правового режима может сопровождаться рядом сложностей, в связи с чем актуальна тема данной контрольной работы.

Цель этого теста — изучить административно-правовой режим. Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:

1) изучить основы теории правовых режимов, выявить признаки правового режима;

2) рассмотреть понятие административно-правовых режимов, обозначить средства достижения административно-правовых режимов;

3) систематизировать административно-правовые режимы по разным критериям.

1. Основы теории правовых режимов

Понятие «правовой режим» становится все более популярным в области юридической науки. Уже давно научные исследования, преследовавшие цель выяснить специфику юридического регулирования определенного участка деятельности, в особенности когда эта деятельность имеет строго определенный объект, проводились под углом зрения правового режима данного объекта, вида деятельности. Когда же при изучении системы права выяснилось, что для каждой отрасли характерен свой специфический режим регулирования и в нем как раз концентрируется юридическое своеобразие отрасли, то стало очевидным, что рассматриваемое понятие выражает определяющие, узловые стороны правовой действительности.

Помимо всего иного само существование явлений, обозначаемых термином «правовой режим», и их значение в правовой действительности еще раз свидетельствуют о многомерности, многогранности, объемности права как институционного образования, о том, что ключевое значение нормативности при характеристике права вовсе не предполагает его сведение к одной лишь «системе норм». 1

Правовой режим, с одной стороны, объединяет разнообразный юридический заставляя его работать на единых правовых началах, а с другой — обеспечивает его дифференциацию, создавая различные условия реализации прав и обязанностей субъектов в зависимости от целей и задач, времени и места совершения деятельности, обстановки, которая складывается под влиянием факторов внешней среды. 2

7 стр., 3061 слов

Административно-правовые режимы

... как чрезвычайные (экстремальные). Они относятся к специальным административно-правовым режимам. Чрезвычайный режим - это специальный правовой режим жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования ... изменения, система режимных обязанностей и прав. Все специальные административно-правовые режимы, как правило, ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения ...

Толкование правовых режимов также можно рассматривать с особой правовой точки зрения.

Правовой режим — это глубокое и значимое юридическое явление, связывающее целостный комплекс правовых средств по способам правового регулирования, его видам. Тщательно рассматривая концепцию, которая выражает это явление, давайте представим его с несколько иной точки зрения на режимы технической и правовой системы, построенной на некоторых специфических правовых методах. Речь идет о том, что может быть названо режимом исключения. Этот технико-юридический режим, обладающий своего рода сквозным значением (т.е. действующий во многих других правовых явлениях), образует неотъемлемую часть и общедозволительного порядка, и разрешительного порядка. именно он обеспечивает высокий уровень нормативности и в то же время умение учитывать особые жизненные ситуации. Его компонентами являются, во-первых, общее правило («все») и, во-вторых, исключения из него, чаще всего перечень исключений, который в законодательстве нередко формулируется в качестве исчерпывающего.

В ряде случаев законодатель, включив в законодательный акт широкое нормативное обобщение, затем делает исключения. Эти изъятия тоже могут носить характер нормативных обобщений, и потому из них в свою очередь могут быть сделаны изъятия, т.е. «исключения из исключений».

Технический и правовой метод исключения можно, по-видимому, считать режимом, потому что, как и любой правовой режим, он создает определенный климат, настроение в регулировании. Он и вводится законодателем как изъятие из общего порядка. Это означает, что нельзя допускать никаких исключений, которые всегда должны быть точно указаны в правилах.

В дополнение к другим пунктам, категория «исчерпывающий список» — это режим исключений и в то же время технический и юридический прием, который, кажется, играет более важную и юридически автономную роль, чем это принято считать». Путем установления исчерпывающего перечня оказывается возможным достигнуть весьма большой степени точности в регулировании общественных отношений, очертить строгие рамки (в частности, ввести в такие рамки властные функции государственных органов, должностных лиц), исключить неопределенность в регулировании. 3

Правовой режим — это официально установленная особая процедура правового регулирования, отражающая совокупность правовых и организационных средств, используемых для закрепления социального и правового статуса объектов влияния и направленных на обеспечение их устойчивого функционирования. Таким образом, правовому режиму присущи признаки:

1) правовое регулирование целенаправленно осуществляется в интересах определенного объекта, предмета или процесса — носителя правового режима;

2) совокупность используемых правовых средств образует специальные правила поведения, деятельности, жизнедеятельности, официально установленные и обеспеченные системой организационно-правовых мер;

6 стр., 2626 слов

Контроль за соблюдением режима секретности, виды ответственности ...

... нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение. ... законодательства о государственной тайне. Как и вся иная деятельность исполнительной власти, деятельность по обеспечению секретности должна быть эффективной: основанной на принципах целесообразности, законности, оперативности. Главные элементы режима секретности: правила ...

3) в правовых актах закрепляется определенное правовое состояние объекта или процесса, отличное от иных участков правовой действительности и выражающееся в устойчивых взаимосвязях носителя режима с иными социальными объектами;

4) специально установленные правила направлены на создание условий, препятствующих нарушению статуса (состояния) носителя режима, поддержание заданных параметров его функционирования;

5) деятельность (действия) субъектов, реализующих режимные правила, основана на единых правовых принципах, единых правовых формах и осуществляется в точном соответствии с заранее установленным механизмом реализации прав и обязанностей.

Нормативно-правовая база для регулирования режима зависит от характера и типа правового режима. Режимы, ограничивающие правосубъектность граждан и организаций, могут устанавливаться только федеральными законами. Указы Президента Российской Федерации, правительственные акты, акты иных органов исполнительной власти в отношении таких режимов реализуют правоприменительную функцию, вводя предусмотренный законом режим на данной территории, устанавливая особые режимные правила.

правового режима включает такие элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов режимного регулирования, система организационно-юридических гарантий.

В качестве носителя режима выступают определенные территории (режим закрытого административно-территориального образования, режим исключительной экономической зоны), правовые образования и институты (режим законодательства, режим отрасли), организации (режим атомной электростанции, военного объекта, исправительно-трудового учреждения), социальные и природно-техногенные процессы (режимы труда и отдыха, чрезвычайной ситуации), предметы материального мира (режимы имущества, природных ресурсов, документов), административная деятельность (режим секретности, таможенные режимы).

При этом возможность быть носителем определенного режима подлежит объективной идентификации, поскольку призвана облегчить раскрытие социального назначения объекта.

Правила режима представляют собой особую комбинацию правовых средств, которые создают нормативную модель поведения и регулируют порядок использования субъективных прав, полномочий, обязанностей, ограничений. Правила режима являются центром, центром любого режима, гарантируя, что деятельность участников правовых отношений соответствует заявленным целям и статусу носителя режима. Иногда правила режима отождествляются с самим правовым режимом, что явно незаконно. Без их эффективной реализации, повседневной деятельности правоохранительных органов, направленной на обеспечение их реализации, вряд ли можно говорить о функционировании правового режима.

Нормативными правовыми средствами являются нормативные предписания, акты реализации прав и обязанностей субъектов, акты применения закона, меры поощрения и принуждения, правовые санкции, методы и приемы административной деятельности. Каждый правовой режим, в зависимости от целей и задач регулирования, имеет адекватный набор правовых средств. При этом следует учитывать общую правовую направленность регулирования — ограничительную или стимулирующую. Если правовой режим обеспечивает безопасность, защиту, предотвращение противоправных действий, то его правовой режим будет основан на правовых ограничениях, запретах, превентивных мерах и санкциях. Если правовой режим призван стимулировать развитие любого бизнеса, то используются правовые стимулы: разрешения, льготы, льготы. Среди правовых средств, составляющих правовой режим, необходимо отдельно выделить правовые принципы, а также положения, определяющие функциональное назначение режима.

7 стр., 3485 слов

Административно-правовые меры пресечения и предупреждения массовых беспорядков

... местностях режима Чрезвычайного положения, вызванного возникновением массовых беспорядков, к их пресечению и ликвидации последствий также могут привлекаться Вооруженные Силы России. Правовую основу деятельности органов внутренних дел по пресечению и предупреждению массовых беспорядков ...

Субъектами, или участниками, правовых режимов являются физические и юридические лица, связанные с носителем режима (проживающие на режимной территории, работающие с режимными документами или на режимном объекте) и обязанные соблюдать установленные правила. Государственные и муниципальные органы и их должностные лица выступают в качестве особого субъекта, обеспечивая соблюдение установленных правил. Правовой статус субъектов, участвующих в выполнении требований режима, является важнейшим элементом режима. По объему, степени самостоятельности, характеру дополнительных прав и обязанностей можно судить о режиме в целом, его отраслевой принадлежности.

Более общие, универсальные правовые режимы включают режимы отраслей права и законодательства. Для них характерно использование нормативного потенциала всего набора правовых средств, доступных отраслевому способу правового воздействия. Отраслевые режимы тесно связаны с общими правовыми принципами, присущими данному сектору, а также с системой правовых источников.

Под юридическим режимом отрасли «следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм». Как видите, такая особенность вполне применима к любому правовому режиму, а не только отраслевому. Административное право имеет свой отраслевой режим, который основан на принципах административно-правового регулирования, на методах и методах административно-правового воздействия, на правовом статусе участников административно-правовых отношений. Административно-правовой режим сопровождает деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти во взаимодействии с гражданами и организациями, а также друг с другом при исполнении служебных обязанностей, в регулировании различных социальных объектов и процессов. 4

2. Понятие административно-правовых режимов

В общественной жизни государства всегда возникают нестандартные или чрезвычайные ситуации, когда административно-правовые нормы не могут гарантировать стабильность и динамизм развития управленческих отношений в различных сферах и сферах общественной и государственной жизни. Это особенно актуально для развития негативных явлений, например межэтнических вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, массовых заболеваний населения или животных, когда действующее административное законодательство не может регулировать и стабилизировать эти общественные отношения.

Административно-правовые режимы — это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия. Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения. Эта возможность ограничения прав и свобод граждан предусмотрена частью 3 статьи 55 Конституции РФ и может быть установлена только федеральным законом «в целях защиты основ конституционного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства». 5 Таким образом, на уровне Конституции Российской Федерации была сформулирована одна из важнейших характеристик административно-правовых режимов: ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях, прямо указанных Конституцией Российской Федерации.6

10 стр., 4780 слов

Президент РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти ...

... работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др. Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной право ...

Административно-правовой режим достигается с помощью таких средств, как:

1) дополнительные запреты и обязывания, причем режим не просто ограничивает какое-либо поведение, а предусматривает превентивный контроль за исполнением этого требования;

2) специальные административные меры, направленные на установление и поддержание режимных правил — государственная экспертиза, государственный мониторинг, государственная лицензирование;

3) разрешительный способ и тип реализации прав и свобод, выполнения хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить те или иные права. Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица, который может отказать в выдаче разрешения, если посчитает это нецелесообразным;

4) система контроля и надзора за выполнением режимных требований физическими, юридическими лицами, а также должностными лицами. К ним относятся сплошная и выборочная проверка соблюдения правил, оперативно-розыскные мероприятия, пресекательные меры и меры ответственности;

5) организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил, позволяющее эффективно предупреждать, выявлять и пресекать их нарушения. К таким мерам можно отнести использование транспортных средств, связи, специального оборудования, предназначенного для досмотра, осмотра местности и т. п.

Административно-правовой режим можно рассматривать как институт административного права. Их правовой основой выступают Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные правовые акты субъектов РФ. Среди них выделяются акты, специально посвященные одному виду административно-правовых режимов — о ветеринарии, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, чрезвычайном положении, исключительной экономической зоне, закрытом административно-территориальном образовании, государственной границе, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Но большинство вопросов регулируются тематическими законодательными актами, отводящими административно-правовым режимам роль одного из элементов в системе организационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видов административной деятельности (ГсК РФ, УИК РФ, ТмК РФ).

40 стр., 19557 слов

Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции

... правовые акты, в сфере административного судопроизводства в судах общей юрисдикции, научные исследования и судебная практика по административным делам и делам, возникающим из публичных правоотношений. Методологическую основу дипломной работы ... Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-isuschnost-administrativnogo-sudoproizvodstva-v-rossiyskoy-federatsii Иначе административную юстицию ...

7

Например, принятый Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» основан на конституционных положениях, детализирует их исходя из основной конституционной цели защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В условиях административно-правовых режимов меняется административно-правовой статус граждан, находящихся в зоне его действия. Уполномоченные органы исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ в соответствии с ситуацией, регулируемой нормами административно-правового режима, усиливают свое влияние методами административного принуждения. Таким образом, административно-правовые режимы существенно влияют на объем административной правосубъектности практически всех граждан, находящихся в правовом поле особого административно-правового режима. Общей чертой административно-правовых режимов является нарушение баланса правового статуса субъектов административного права в сторону увеличения объема обязанностей и ограничений, в основном обеспечиваемых мерами административного принуждения.

При осуществлении мер обеспечения различных административно-правовых режимов особое значение имеют федеральные законы, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина участвующими органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами, а также непосредственными исполнителями обеспечивающими действие этого правового режима.

В федеральных законах регламентированы общие и особые права и обязанности субъектов управленческих отношений в сфере осуществления задач и функций административно-правового режима, которые в свою очередь могут быть изменены подзаконными актами, что требует установления особых режимов административно-предупредительного характера. В итоге административно-правовой режим как совокупность государственных мер и средств административно-правового характера, основанных на нормах законодательства и определяющих особый порядок осуществления административно-правовых отношений в неординарных для них условиях с целью уменьшения вероятности дезорганизации отношений в сфере государственного управления приведения управленческих отношений к упорядочению и стабилизации.

В условиях административно-правового режима существенно меняется объем административной правосубъектности граждан, находящихся в сфере его действия. 8

3. Виды административно-правовых режимов

Административные и правовые режимы широко распространены в сфере государственного управления и отражают разнообразие задач и функций, выполняемых органами исполнительной власти. Чем более развита система административно-правовых средств, чем больше различных форм административной деятельности, тем важнее их комбинировать и дифференцировать по определенным характеристикам, имеющим юридическое значение.

В зависимости от подведомственности административно-правовые режимы могут быть разделены на три группы:

1) федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти;

2) региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ;

4 стр., 1636 слов

Режим и охрана государственной границы

... Государственной границе РФ» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ ГРАНИЦ 2.1 Общая характеристика административно - правовых режимов Современное государственное ... особые правовые режимы являются адекватной административной формой деятельности в экстраординарных ситуациях, ...

3) местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

Если в качестве критерия разграничения выбрать объект — носитель режима, то выделяются:

1) территориальные режимы — режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;

2) объектовые режимы — режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.;

3) режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение, — режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;

4) функционально-деятельностные режимы — режимы деятельности органов МЧС России, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористическои операции, таможенные режимы.

Административно-правовые режимы можно различать по предмету регулирования:

1) природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов);

2) режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию);

3) режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).

По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т. п.

режимы — это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.

режимы — это временные административно-правовые режимы, которые действуют только в период существования чрезвычайной ситуации. С одной стороны, законодательство устанавливает конкретные сроки, на которые могут быть введены такие режимы, а с другой стороны, уполномоченные органы обязаны отменить действие режимов, если обстоятельства, послужившие основанием для их установления, перестали существовать.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены три вида чрезвычайных режимов: чрезвычайное положение, военное положение и особое положение. 9

Заключение

В жизни любого общества и любого государства могут возникать ситуации, угрожающие существованию обоих. Это могут быть экстремальные стихийные бедствия, различные социальные явления, приобретающие деструктивные характеристики. Постоянное развитие науки и технологий в сочетании с многочисленными благами цивилизации также повышает риск потери человеком контроля над своими успехами. Побочные продукты прогресса — это крупномасштабные техногенные технологии, которые распространяют негативные последствия далеко за пределы того места, где произошел непосредственный технологический сбой. Кроме того, чрезвычайной ситуацией может быть война или угроза ее возникновения.

6 стр., 2781 слов

Функции и принципы административного права

... жалобами - с другой. 3. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяется на регулирование специфической сферы общественных отноше­нии, складывающихся преимущественно в системе исполнитель­ной ветви государственной ...

Возникновение ситуации, независимо от ее основания, также предполагает появление мер, направленных на ее своевременное разрешение. Лучшие методы и методы управления в спокойное время могут оказаться бесполезными перед лицом серьезного кризиса. В чрезвычайных ситуациях, наряду с проявлением храбрости, самоотречения и стойкости, существует также волна более темных человеческих инстинктов, среди которых паника и грабеж, возможно, не самые худшие. Поэтому при разрешении любой аварийной ситуации должны возникать не только основания ее возникновения, но одновременно, а возможно и раньше, и те негативные явления, которые порождаются в обществе самим фактом аварийной ситуации.

Помимо чрезвычайных ситуаций, у государства и общества есть определенные сферы жизни, требующие большего внимания и регулирующих функций. Они могут быть обусловлены разными причинами: необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, сохранение уникальных объектов, недопустимость причинения вреда интересам общества и государства, обеспечение безопасности определенных объектов. Такие специфические сферы обусловливает определенные, весьма специфичные нормы и правила, носящие, по сути, режимный характер.

В перечисленных выше ситуациях государство и общество заинтересованы в действенных контроля и воздействия. Таким инструментом являются административно-правовые режимы, которые призваны решить две задачи:

1) недопущение негативных для общества и государства последствий, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного, социального и техногенного характера;

2) в случае возникновения негативных для общества и государства последствий чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного характера обеспечить преодоление последствий указанных чрезвычайных ситуаций, минимизацию ущерба, помощь

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/administrativno-pravovoy-rejim/

1. Нормативные акты

1.1 Конституция Российской федерации. М.: Норма, 2006.

2. Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/administrativno-pravovoy-rejim/

2.1 Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. с.243, 245-247

2.2 Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. с. 479-485, 488-490.

2.3 Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: ЮСТИЦ ИНФОРМ, 2007. с. 202.

2.4 Четвериков В.С. Административное право. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. с. 200-203.

1 См: Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. с.243.

2 Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. с. 479.

3 См: Алексеев С.С., Указ. соч. с.245-247.

4 См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н., Указ. соч. с. 479-482.

5 Четвериков В.С. Административное право. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. с. 200-201.

6 Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: ЮСТИЦ ИНФОРМ, 2007. с. 202.

4 стр., 1645 слов

Земельное право как самостоятельная отрасль российского права

... российском обществе складываются общественные отношения, именуемые земельными. Они выступают предметом регулирования земельного права. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА Земельное право — это отрасль права, объектом регулирования которой являются земельные отношения. Задачи земельного права раскрываются через определение сферы действия регулируемой данной отраслью права ...

7 См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н., Указ. соч. с. 483-485.

8 Четвериков В.С., Указ. соч. с. 202-203.

9 См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н., Указ. соч. с. 488-490.