Следователь в уголовном процессе

Круг власти следователя, вызывает самую острую полемику среди ученых-процессоров и юристов-практиков. Установив, что следователь осуществляет преследование и ссылается на сторону обвинения (п. 47 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса), законодатель исключил принцип полноты, добросовестности и объективности расследования обстоятельств дела и призвал к теоретическому переосмыслению процессуальной позиции этой стороны процесса.

В юридической литературе дореволюционного периода уголовный процесс был предметом изучения многих видных юристов: Н.В. Муравьева, В.К. Случевского, Д.Г. Талберга, И.Я. Феуницкого и др.

В советский и постсоветский период функция уголовного расследования нашла свое отражение в работах Н.С. Алексеева, В.В. Вандышева, В.М. Волженкиной, Л.В. Головко, А.П. Гуляева, В.Г. Даева, А.Я. Дубинского, Н.В. Жогина, З.З. Зинатуллина, С.М. Казанцева, Л.М. Карнеевой, А.М. Ларина, В.А. Михайлова, Я.О. Мотовиловкера, В.П. Нажимова, Р.Д. Рахунова, В.И. Рохлина, В.М. Савицкого, А.В. Смирнова, А.Б. Соловьева, М.С. Строговича, Ф.Н. Фаткуллина, А.Г. Халиулина, М.А. Чельцова, В.В. Шимановского, П.С. Элькинд, Н.А. Якубович и других.

Хотя мы высоко ценим работу этих авторов, мы должны признать, что ряд проблем, связанных с содержанием и проведением уголовных расследований, остаются спорными и сегодня, несмотря на консолидацию законодательства. В этом контексте необходимо рассматривать рассматриваемый институт уголовно-процессуального права в свете идей правовой реформы в России в свете новых исторических условий.

Объект и предмет исследования., Предметом исследования, Целью данной работы

Концепция и полномочия следователя в уголовном процессе

Концепция следователя как стороны уголовного обвинения

Следователь

При назначении следователя в качестве государственного служащего, имеющего законное право на проведение предварительного следствия по делу, необходимо немедленно установить, что следователь также уполномочен принимать во внимание сообщения о преступлениях, находящихся в стадии подготовки или совершенных, и принимать (с согласия прокурора) решения о возбуждении уголовного дела. В случаях, указанных в Законе (пункты 1, 2 и 7 части 3 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса), следователи проводят предварительное расследование и оказывают помощь Прокуратуре по этим делам (часть 4 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса), если Прокурор издает соответствующее распоряжение.

12 стр., 5844 слов

Ответственность должностных лиц по Уголовному кодексу Российской Федерации

... разработанности проблемы. Целью настоящей дипломной работы является: на основе анализа действующего уголовного законодательства об ответственности за должностные преступления, а также статистических ... при квалификации должностных преступлений; выработать рекомендации, по оптимизации применения норм Уголовного кодекса РФ об ответственности за преступления, совершаемые должностными лицами; выработать ...

В обязанности следователя входит раскрытие преступления, выявление и разоблачение лиц, его совершивших, а также установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Следователь обладает далеко идущими субъективными правами и обязанностями, которые осуществляются в рамках отношений в уголовном процессе между ним и обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, прокурором, начальником следственного отдела, органом дознания и другими субъектами уголовного процесса. Закон прямо подчеркивает, что все решения о направлении следствия и проведении следственных действий принимаются самим следователем и что он несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Это означает, что он имеет право самостоятельно руководить ходом следствия, определять объем необходимых следственных действий, определять порядок их проведения, принимать решения по ходу дела и т.д.

Подчеркивая независимость следователя, действующий Уголовно-процессуальный кодекс ограничил следователя случаями, когда в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом требуется решение суда и/или санкция прокурора.

В частности, решения суда должны быть получены при планировании действий, направленных на ограничение конституционных прав граждан, связанных с ограничением:

  • Личная неприкосновенность (пункты 1-3 и 6 части 2 статьи 29 УПК);
  • Неприкосновенность частной жизни (пункты 8 и 11 части 2 статьи 29);
  • Неприкосновенность жилища (пункты 4, 5, 2 статьи 29);
  • Ограничение имущественных прав (пункты 7, 9, часть 2, статья 29);
  • Временное отстранение обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 (пункт 10, часть 2, статья 29 Уголовно-процессуального кодекса).

В статье 38 Уголовно-процессуального кодекса, содержащей общее описание статуса следователя, выделены положения, направленные на регулирование правоотношений между следователем и прокурором в связи с их поручениями и принятием решений по делу.

Решения и инструкции, издаваемые прокурором в связи с производством по делу, могут касаться многих вопросов и иметь обязательную силу. Обращение к вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 38 УПК. В семи пунктах этой статьи перечислены девять дел, по которым следователь имеет право возбудить уголовное дело в отношении старшего прокурора с письменным сообщением о своих возражениях, если он не согласен с ними.

По результатам рассмотрения возражений прокурор отменяет распоряжение субпрокурора (в этом случае дело возвращается к следователю) или поручает расследование дела другому следователю.

Полномочия следователя по даче указаний следственному органу в связи с расследованием уголовного дела имеют существенное значение. Во-первых, в самом начале пункта. 4 ч. 2 пункт 4 статьи 38 УПК РФ подчеркивает обязанность органов следствия выполнять указания, полученные от следователя. Во-вторых, только приказ, отданный в письменном виде, имеет юридическую силу. В-третьих, Уголовно-процессуальный кодекс предоставил следователю право издавать приказы о проведении оперативных обысков. В-четвертых, УПК подтверждает положение о праве следователя давать указания органу следствия относительно «проведения оперативно-розыскных мероприятий, совершения отдельных следственных действий, исполнения ордеров на арест, ввоза, ареста, совершения иных процессуальных действий и содействия их осуществлению».

13 стр., 6366 слов

Права и обязанности сотрудников подразделений уголовного розыска ...

... в поиске событийпреступлений, в розыске совершивших преступление и уклоняющихся от правосудия или наказания лиц, в способствовании решению задач уголовногои уголовно-исполнительного производства.В оперативно-розыскном ... -розыскной защиты от преступных посягательств лиц и объектов, в этой статье перечисленных.Началом оперативного поиска считается начало реализации указания законодателя о защите ...

Однако эти положения не подразумевают, что следователь может поручить следственным органам провести расследование или принять другие процессуальные меры. Следователь не вправе поручать органам дознания, проводящим дознание, осуществлять действия, которые он обязан совершить самостоятельно (привести в качестве обвиняемого, допросить, назначить эксперта и т.д.).

Что касается начальника следственного отдела, то пункт 18 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса предусматривает, что он является должностным лицом, ответственным за следственное управление, и его заместителем. Таким образом, понятие начальника Следственного управления (как термин) в действующем законодательстве включает в себя не только сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной налоговой полиции, но и прокуратуры.

В соответствии с положениями статей 38 и 39 Уголовно-процессуального кодекса начальник следственного отдела вступает в правоотношения со следователями по вопросам, связанным с расследованием уголовных дел. Он поручает следователю или группе следователей проведение предварительного следствия (статья 163 УПК), имеет право отменить необоснованные решения следователя о приостановлении предварительного следствия, а также просить Генерального прокурора отменить другие незаконные или необоснованные решения следователя.

В целях обеспечения соблюдения положений Уголовно-процессуального кодекса начальник следственного отдела уполномочен рассматривать уголовные дела, находящиеся на рассмотрении следователей, и давать указания по результатам этих проверок.

В перечень вопросов, по которым руководитель Следственного департамента уполномочен давать следователю инструкции, включены вопросы, имеющие отношение к делу:

  • Направление расследования;
  • Обвинительное заключение (участие в качестве обвиняемого, объем обвинительного заключения, квалификация преступления);
  • Выбор мер пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого.

Закон подтверждает письменную форму инструкций как необходимое условие их эффективности и делает их выполнение следователем обязательным. Хотя закон предусматривает возможность подачи апелляции прокурору и в суд, он предполагает, что это, как правило, не приостанавливает их исполнение.

Обращение следователя приостанавливает выполнение указаний начальника следственного отдела только в том случае, если они адресованы ему:

  • Включая лицо в качестве обвиняемого;
  • Квалификация обвиняемого;
  • Сумма заряда;
  • Выбор профилактической меры;
  • Проведение следственных действий, санкционированных только постановлением суда.

Указания, данные прокуратурой следователю по конкретному уголовному делу, также обязательны для начальника следственного отдела. Он должен принять организационные меры (в рамках своей компетенции) для обеспечения выполнения указаний прокуратуры.

13 стр., 6233 слов

Новый Уголовно-процессуальный Кодекс РФ — противоречия и пробелы

... Кодекса относятся суд (глава 5), участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, в число которых входят прокурор, следователь, начальник следственного ... отсутствие четкой регламентации порядка и сроков принятия важных процессуальных решений, а также возникают вопросы о целесообразности ... Из этих норм УПК, соответствующих положениям Конституции РФ, явствует, что суд по своей природе не ...

Если начальник следственного управления включил уголовное дело в свое производство, то он имеет полномочия следователя и/или руководителя следственной группы (статьи 38 и 163 Уголовно-процессуального кодекса).

Основные особенности полномочий следователя

Основной формой экспертизы является предварительная экспертиза. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель ссылается на эту форму расследования в большинстве уголовных дел (статья 151 Уголовно-процессуального кодекса), и, во-вторых, тем, что предварительное расследование может проводиться и в случаях, относящихся к компетенции органов, проводящих предварительное расследование, если прокурор сочтет это необходимым. Такая деятельность была поручена ряду специально уполномоченных должностных лиц.

Предварительное судебное разбирательство является обязательным во всех уголовных делах, за исключением ограниченного числа правонарушений, перечисленных в разделе 150(3) Уголовно-процессуального кодекса (речь идет о правонарушениях небольшой и средней тяжести, таких как избиение, клевета, оскорбление, клевета и т.д.).

Досудебное следствие является важнейшей, основной функцией следователей всей системы органов досудебного следствия. Следователи не уполномочены проводить оперативные обыски.

Независимо от того, к какому ведомству они относятся, все следователи имеют одинаковые процессуальные права и проводят предварительное следствие по одним и тем же процессуальным правилам; соблюдение закона контролируется в той же мере.

Статья 38 УПК определяет полномочия следователей как должностных лиц компетентных органов, назначаемых в установленном законом порядке.

Согласно этой статье, следователем является должностное лицо, которое в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальным кодексом, уполномочено проводить предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь уполномочен это сделать:

  • Возбудить уголовное дело в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом;
  • Принять уголовную жалобу для расследования или направить ее руководителю Следственного управления для передачи в производство на основании результатов расследования;
  • Проводить расследование самостоятельно, принимать решение о проведении расследования и принятии других процессуальных мер, за исключением случаев, когда Уголовно-процессуальный кодекс требует судебного решения или согласия руководителя органа, проводящего расследование;
  • Давать письменные указания органу следствия по делам и в порядке, предусмотренном УПК, проводить следственные действия, совершать конкретные следственные действия, исполнять ордер на арест, представлять выписки из уголовного дела, производить аресты и иные процессуальные действия, а также содействовать их исполнению;
  • С согласия начальника следственного органа в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 221 Уголовно-процессуального кодекса, оспорить решение прокурора, отменить решение прокуратуры об отмене решения о возбуждении уголовного дела или вернуть уголовное дело следственному судье для дальнейшего расследования, изменить размер обвинения или квалификацию действий обвиняемого, пересмотреть обвинение и исправить выводы, а также обжаловать их;
  • Осуществлять другие полномочия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом.

Если он не согласен с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, совершенных в ходе предварительного следствия, следователь представляет свои письменные возражения руководителю подразделения, проводящего предварительное следствие, который информирует об этом прокурора.

7 стр., 3124 слов

Прокурорский надзор и судебный контроль за предварительным расследованием ...

... проверки аналогичного решения в рамках одного уголовного дела судебный контроль подразделяют на разовый и периодический. По стадии, на которой он осуществляется выделяют судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела и в стадии предварительного расследования. 8. В связи с тем, ...

Следователь обязан:

  • Полностью, всесторонне и объективно расследовать дело, принятое для судебного разбирательства;
  • Определить все обстоятельства, которые являются предметом доказательств (как инкриминирующие, так и освобождающие обвиняемого от ответственности), а также собрать и изучить все необходимые для этого доказательства;
  • Расследовать и преследовать в судебном порядке тех, кто совершил преступления, установить их невиновность и реабилитировать тех, кого несправедливо подозревают в совершении преступления;
  • Принять меры по устранению обстоятельств, которые способствовали совершению преступлений. В этом контексте он имеет право делать представления, которые подлежат обязательному пересмотру (статья 158 часть 2 Уголовно-процессуального кодекса).

Задачи следователя соответствуют его полномочиям, предусмотренным статьей 158 Уголовно-процессуального кодекса:

  • Вызовите свидетелей, жертв, экспертов, профессионалов, юридических представителей и обвиняемых (или подозреваемых) и обеспечьте их присутствие;
  • Проводить следственные действия (допрос, арест, обыск, конфискация имущества и т.д.) и применять меры пресечения в порядке, установленном законодательством;
  • Принять меры для обеспечения гражданского иска и возможного изъятия имущества;
  • Издавать обязательные для исполнения предписания и распоряжения органам, осуществляющим предварительное следствие, по фактам проведения следственных действий и их участия в них;
  • Выдача предписаний руководителям органов, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», на проведение следственных мероприятий по расследуемым уголовным делам;
  • Поручить компетентным следователям проводить следственные действия за пределами их юрисдикции.

Из вышеизложенного следует, что предварительное следствие включает в себя систему процессуальных мер, применяемых следователем для сбора, изучения и оценки необходимых доказательств по делу и прояснения других вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, обеспечивающих возможность проведения расследования (например, принятие уголовного дела следователем для собственного производства, предъявление обвинения, применение мер процессуального принуждения, приостановление и прекращение расследования и т.д.).

Процедурная независимость ответственного следователя

19 стр., 9180 слов

« Защитник и его участие в уголовном процессе» можно сделать ряд выводов

... адвокатским расследованием. 1. Участие защитника в деле – одна из важнейших гарантий реализации прав и законных интересов граждан при производстве по уголовным делам Под защитой в уголовном процессе ... следователь, прокурор, судья должны сообщить участвующим в деле лицам, разъяснить порядок использования названных прав и обеспечить возможность их полного осуществления (ч. 6 ст. 47, ч. 1 ст. 92, ст. ...

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями для осуществления процессуальных действий. Как правило, он принимает независимые решения в связи с проведением следственных и иных процессуальных действий. Однако в случаях, предусмотренных законом, решения следователя не вступают в законную силу до тех пор, пока он не получит санкции или согласия прокурора на совершение определенных действий (статьи 25, 26, 28, 106, 110, 146, 162 и 183 Уголовно-процессуального кодекса) и постановление суда (статьи 107, 108, 109, 114, 182, 183, 184, 185 и 186 Уголовно-процессуального кодекса).

Кроме того, следователь обязан выполнять указания прокурора, данные ему в письменном виде по конкретному делу, за исключением указаний, указанных в части 3 статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса Полномочия следователя носят властный политический характер. Это выражается в том, что следователь имеет право давать письменные указания органам, проводящим дознание, на проведение оперативно-розыскных мероприятий по конкретному расследуемому делу. Решения следователя по делам, входящим в его компетенцию, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Закон предоставляет следователю право не соглашаться с указаниями прокурора: применить принудительную меру; отказаться от дачи согласия на подачу в суд заявления о применении принудительной меры или о проведении иных следственных действий; отстранить следователя от должности или отстранить его от производства по делу (статья 38 УПК).

Также в соответствии с п. 3. 3 ч. 3 ст. 453 УПК РФ следователь на основании принципа взаимности имеет право через компетентные федеральные органы (МВД РФ, прокуратуру РФ и др.) ходатайствовать о проведении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора, через компетентный орган или должностное лицо иностранного государства.

В зависимости от департамента, к которому относятся следователи, законодатель распределяет среди них следственные функции следующим образом:

  • Следователи Государственной прокуратуры проводят расследования по уголовным делам в связи с преступлениями, перечисленными в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
  • Следователи ФСБ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных пунктом 2 части 151 УПК РФ, пунктом 2 статьи 151 УПК РФ и по делам, предусмотренным пунктом 4 статьи 151 УПК РФ;
  • Следователи органов внутренних дел по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных пунктом 3 статьи 151 УПК РФ.
  • Следователи Службы контроля над наркотиками (СКН) — дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Исключением из этого правила является часть 5 статьи 151 УПК, в которой перечислен ряд правонарушений (например, мошенничество, хищение или растрата, незаконное предпринимательство, незаконные банковские операции), в отношении которых предварительное следствие может также проводиться следователями подразделения, выявившего эти правонарушения.

14 стр., 6776 слов

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса

... и дознания на стадии возбуждения уголовного дела; выяснить роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела; уточнить роль суда в принятии процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела; дать характеристику субъектам, вовлеченным в производство по уголовному делу на стадии возбуждения уголовного дела. Объектом работы являются ...

Срок, предоставляемый законодателем для расследования уголовного дела, как правило, не должен превышать двух месяцев со дня возбуждения дела, но может быть продлен при определенных условиях прокурорами различных уровней. Этот период охватывает период с даты возбуждения уголовного дела до даты передачи дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением следователя о направлении дела в суд для изучения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

По завершении производства по делу срок расследования заканчивается со дня принятия соответствующего решения. Период досудебного расследования не включает период, на который в соответствии с законом было приостановлено досудебное расследование.

Срок предварительного следствия может быть продлен до шести месяцев прокурором района, города, а также приравненными к ним военными прокурорами и их заместителями. Если дело является сложным и в качестве обвиняемых привлекаются несколько человек, а также при наличии других обстоятельств, определяющих высокую степень сложности расследования, срок предварительного следствия может быть продлен до 12 месяцев прокурором района, города, военными прокурорами или их заместителями. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено Генеральным прокурором или его заместителем только в исключительных случаях. Закон не предусматривает никаких временных ограничений для проведения расследования.

Если прокурор возвращает уголовное дело следователю для дальнейшего расследования (или если прокурор удаляет письменные замечания), продолжительность такого расследования не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю. В случае необходимости дальнейшее продление периода досудебного следствия будет осуществляться вышестоящими прокурорами в соответствии с общей процедурой. Аналогичным образом, закон регулирует порядок соблюдения сроков расследования и, если уголовное разбирательство было возобновлено после приостановления или прекращения, если нет оснований для того, чтобы препятствовать дальнейшему разбирательству.

Следователь, как правило, проводит предварительное следствие по уголовному делу самостоятельно. Однако в случаях большой сложности или больших масштабов предварительное следствие может быть поручено следственной группе, которая назначается законодательным органом в качестве коллективного объекта расследования.

Решение о назначении предварительного следствия следственной группе принимается прокурором или начальником следственного управления (статья 163(1) Уголовно-процессуального кодекса).

Оно оформляется мотивированным решением о формировании следственной группы или соответствующей записью в решении о возбуждении уголовного дела.

Все следователи, работающие в следственной группе, должны быть конкретно указаны в списке, а также должен быть указан руководитель группы. К работе следственной группы можно привлекать должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (такие группы часто называют следственными и оперативно-розыскными группами).

4 стр., 1675 слов

Возбуждение уголовного дела и производство предварительного расследования

... производство по делу ведется в обычном порядке с направлением дела в суд после проведения предварительного расследования. В соответствии со ст. 175 УПК о возбуждении уголовного дела орган дознания, ... 177 УПК, после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела: 1) прокурор направляет дело следователю или органу дознания для производства предварительного следствия или дознания либо сам ...

Состав следователей в следственной группе раскрывается всем подозреваемым и обвиняемым, участвующим в деле, с тем чтобы они могли воспользоваться своим правом на вызов следователя (известно, что лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не включены в список лиц, которым может быть предъявлен вызов).

Руководитель следственной группы берет на себя производство по уголовному делу, организует его работу, руководит действиями других следователей, готовит по окончании производства по делу обвинительное заключение или иные необходимые решения и передает эти действия прокурору вместе с уголовным делом. Руководитель и члены следственной группы имеют право участвовать в следственных действиях других следователей, проводить расследования лично и принимать решения в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом.

Другие полномочия руководителя следственной группы, совпадающие с полномочиями следователя в рамках единственного расследования уголовного дела, перечислены в части 4 статьи 163 Уголовно-процессуального кодекса.

Следователь является процессуально независимым, его полномочия носят властно-политический характер. Решения следователя по делам, входящим в его компетенцию, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, к которым они адресованы.

Поскольку закон наделяет следователя дискреционными полномочиями (правом действовать по своему усмотрению), закон предъявляет определенные требования к лицам, назначенным на эту должность.

Следователями могут быть назначены граждане России, имеющие, как правило, высшее юридическое образование, необходимые профессиональные и моральные качества и способные выполнять возложенные на них задачи в зависимости от состояния здоровья. При их назначении может быть установлен испытательный срок до шести месяцев (статья 40 Закона о прокуратуре).

Следователи в каждом отделе занимают различные должности в зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации и других качественных характеристик:

  • следователи;
  • ведущий следователь;
  • следователя в особо важных делах;
  • ведущим следователем по конкретному делу.

Следователи также имеют классные чины (в прокуратуре), специальные звания (в органах внутренних дел) и воинские звания (в Федеральной службе безопасности и военной прокуратуре).

В целях лучшей организации работы следователей в соответствующих департаментах созданы системы структурных подразделений, обычно называемых следственными подразделениями.

Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя

Основные особенности контроля и надзора за деятельностью следовател

Законность действий и решений следователей контролируется прокуратурой. Следователь обязан следовать письменным указаниям прокурора по данному уголовному делу (часть 3 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса).

14 стр., 6868 слов

Возвращение уголовного дела прокурору

... института возвращения судом уголовного дела прокурору // Законность. - М., 2009, № 8. - С. 37.. Согласно ч.ч. 4, 5 ст.217 УПК РФ по окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь разъясняет обвиняемому ...

Однако закон также предусматривает возможность того, что следователь в случае невыполнения указаний прокурора может передать дело вышестоящему прокурору с письменным уведомлением о своих возражениях. Рассмотрев доводы (касающиеся, например, участия конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения и т.д.), вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми следователь не согласен, либо поручает другому следователю дальнейшее расследование дела (ч. 3 и 4 ст. 38 УПК).

Руководители следственных отделов также имеют право контролировать производство. Для этого они имеют право знакомиться с материалами уголовного дела, информировать следователя о направлении следствия, проведении следственных действий, участии лица в качестве обвиняемого, выборе меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого, квалификации уголовного преступления и объеме предъявляемого обвинения. Указания даются в письменной форме и являются обязательными для следователя, но могут быть обжалованы прокурору (пп. 3 и 4 ст. 39).

Департаментский контроль осуществляется также следователями из контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений.

Законность предварительного следствия также подлежит судебному контролю в ходе рассмотрения уголовных дел и жалоб на отказ в возбуждении уголовного дела или на прекращение уголовного дела, а также других решений и действий (или бездействия) лица, проводящего предварительное следствие, следователя или прокурора, которые могут затрагивать конституционные права и свободы участников уголовного процесса или препятствовать доступу граждан к правосудию.

Жалоба может быть подана заявителем, его защитником, юрисконсультом или представителем непосредственно или через лицо, проводящее дознание или предварительное следствие, или через уполномоченное должностное лицо суда. Администрация следственного изолятора незамедлительно направляет жалобы, адресованные ей подозреваемым, обвиняемым или заключенным, прокурору или в суд (статьи 125 и 126 Уголовно-процессуального кодекса).

Рассмотрим наиболее важные вопросы прокурорского надзора за работой следователя.

Надзор за работой следователя со стороны прокурора: задачи, функции и основные положения

Надзор со стороны прокуратуры за соблюдением законности следственными органами в ходе предварительного следствия является одним из основных направлений надзорной деятельности прокурора.

Объем уголовного судопроизводства связан с ограничением прав и свобод граждан, участвующих в расследовании преступлений. Работа следственных органов связана с оценкой обоснованности возбуждения уголовного дела, соблюдением требований законодательства о полном, полном и объективном расследовании и обеспечением конституционных принципов уголовного судопроизводства. В этой связи органы прокуратуры отвечают за обеспечение постоянного контроля за применением закона всеми следственными органами с использованием предоставленных законом полномочий и административных полномочий.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, имеет следующие задачи:

  • Не оставлять преступление нераскрытым;
  • Лицо, совершившее преступление, не уклоняется от установленной законом ответственности;
  • Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, производится по основаниям и в порядке, установленных законом;
  • Никто не был привлечен к незаконной и неоправданной уголовной ответственности;
  • Никто не подвергался незаконному ограничению своих прав;
  • Никто не был арестован без постановления суда;
  • Были соблюдены установленные законом процедуры (порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки проведения расследований, права участников уголовного процесса и т.д.);
  • При расследовании уголовных преступлений постоянно соблюдались требования закона о полном, полном и объективном расследовании всех обстоятельств дела, причем не только тех, которые инкриминируют, но и оправдывают обвиняемого, а также тех, которые отягчают и смягчают его ответственность;
  • Выявляются причины совершения преступлений и условия, способствующие их совершению, и принимаются меры по их устранению.

Предметом прокурорского надзора является законность деятельности органов следствия на всех стадиях уголовного судопроизводства, начиная с момента поступления жалобы или сообщения об акте, имеющем признаки уголовного преступления, и заканчивая окончательным постановлением прокурора (утверждение обвинительного заключения, предъявление обвинения обвиняемому, передача дела в суд для применения мер воспитательного воздействия, проверка законности постановления о прекращении уголовного дела, возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела).

Объект надзора (в соответствии со статьей 29 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»):

  • Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • Соблюдение установленного порядка урегулирования заявлений и уведомлений о преступлениях;
  • Проведение расследования;
  • Законность решений, принимаемых органами предварительного и следственного расследования.

Полномочия прокуратуры по контролю за соблюдением закона органами, проводящими предварительное и предварительное расследование, определены в Законе о прокуратуре и в Уголовно-процессуальном кодексе (статьи 37, 144, 146, 148 Уголовно-процессуального кодекса и т.д.), который регулирует ее деятельность.

Полномочия прокуратуры в области уголовного судопроизводства носят властный и административный характер:

  • Проверять соблюдение требований федерального закона при получении, регистрации и раскрытии преступлений;
  • Давать письменные указания лицу, проводящему дознание, по направлению следствия и совершению процессуальных действий;
  • Дать согласие дознавателю на подачу в суд заявления о выборе, отмене или изменении меры пресечения либо о совершении иного процессуального действия, разрешенного решением суда
  • Отменяет незаконные или необоснованные решения подчиненного прокурора, а также незаконные или необоснованные решения лица, проводящего предварительное расследование в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
  • Рассматривать сведения, представленные руководителем органа дознания о несоблюдении требований прокурора, и принимать по ним решения;
  • Разрешать обращения, поданные с заявлениями к лицу, проводящему дознание, а также отклонять их;
  • Исключить дознавателя из дальнейшего расследования, если он нарушает требования Уголовно-процессуального кодекса;
  • Изъять любое уголовное дело из органа дознания и передать его следователю с обязательным указанием оснований для такой передачи;
  • Передача уголовного дела из одного следственного органа предварительного расследования в другой по правилам, установленным статьей 151 УПК РФ, изъятие любого уголовного дела из следственного органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передача дела следователю следственного комитета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием причин такой передачи;
  • Уверждение решения дознавателя о прекращении уголовного дела;
  • Утвердить обвинительное заключение или обвинительное заключение по уголовному делу;
  • Возвращение уголовного дела лицу, проводящему дознание или предварительное следствие, с его письменными указаниями о проведении дальнейшего расследования, об изменении объема обвинительного заключения или квалификации деяний обвиняемого, а также о восстановлении обвинительного заключения или обвинительного акта и устранении обнаруженных недостатков;
  • Участвовать в судебных заседаниях, когда в ходе предварительного следствия рассматриваются вопросы, связанные с назначением меры пресечения в виде предварительного заключения, продлением срока предварительного заключения, отменой или изменением такой меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о применении иных процессуальных мер, допустимых на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;
  • Осуществлять иные полномочия, предоставленные Прокурору Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
  • Проверка заявлений и сообщений о преступлениях является первым шагом на этапе возбуждения уголовного дела.

Соблюдение требований законодательства о своевременном получении, учете и оформлении заявлений и сообщений о преступлениях не только обеспечивает оперативное и полное раскрытие преступления, но и гарантирует надлежащее преследование лица, совершившего преступление, и предупреждение случаев, когда лицо, не участвовавшее в преступлении, привлекается к уголовной ответственности.

Действующий порядок получения органами внутренних дел деклараций и уведомлений о преступлениях, которые совершены или готовятся к совершению, регулируется Инструкцией о порядке получения, регистрации и утверждения органами внутренних дел деклараций, уведомлений и других сведений об инцидентах, утвержденной приказом МВД № 985 от 1 декабря 2005 года.

В соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации указываются основания для возбуждения уголовного дела:

  • Признание преступления;
  • Появление виновного;
  • Сообщение, полученное из других источников о совершенном или готовящемся преступлении.

Надзор со стороны прокурора на стадии возбуждения уголовного дела рассматривается с двух сторон:

  • Проверка прокурором законности и обоснованности приказов о возбуждении уголовного дела;
  • Рассмотрение Прокурором законности и обоснованности приказов об отказе в возбуждении уголовного дела.

При наличии причин и оснований следователь возбуждает уголовное дело в пределах юрисдикции, определенной законом, в котором будет принято соответствующее решение.

Решение о возбуждении уголовного дела должно быть конкретизировано:

  • Дата, время и место выдачи;
  • Кем было выдано дело;
  • Причина и основание для возбуждения уголовного дела;
  • Часть статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой возбуждено уголовное дело.

Копия постановления следователя и лица, производящего дознание с целью возбуждения уголовного дела, немедленно направляется прокурору. Если уголовное дело возбуждается капитанами морских или речных судов большой дальности, руководителями разведывательных партий или зимовочных станций, расположенных в удалении от мест расположения органов, проводящих дознание, руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации обязаны немедленно сообщить о возбужденном расследовании Прокурору.

В таких случаях постановление о возбуждении уголовного дела и материалы немедленно передаются Прокурору, если это разумно возможно. Если прокурор установит, что решение о возбуждении уголовного дела является незаконным или необоснованным, он вправе отменить решение о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента получения материалов и вынесения мотивированного решения (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

При отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела дознаватель, орган дознания или лицо, проводящее дознание, выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется заявителю и прокурору в течение 24 часов со дня его принятия. При этом заявитель должен быть проинформирован о своем праве на обжалование решения и о порядке подачи жалобы на решение.

Жалоба на отказ в возбуждении уголовного дела может быть подана прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о предоставлении соответствующих материалов руководителю органа дознания для принятия решения об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. После того, как прокурор признает решение органа дознания или лица, производящего дознание, об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он отменяет его и направляет соответствующее решение со своим указанием руководителю органа дознания (часть 6 статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Надзор за законностью иных решений следственных органов связан, прежде всего, с решением прокурора по обвинительному делу.

Завершение предварительного расследования является важным этапом процессуальной деятельности, который имеет самостоятельное значение. Одним из решений, принимаемых по итогам расследования, является составление обвинительного заключения, его утверждение прокурором и направление материалов уголовного дела в суд.

Рассмотрев материалы уголовного дела, поступившие вместе с обвинительным актом, прокурор разъясняет следующие вопросы:

  • Имело ли место деяние, вменяемое в вину обвиняемому, и является ли это деяние уголовным преступлением;
  • Нет ли в деле обстоятельств, которые могли бы привести к его прекращению;
  • Проводилось ли досудебное расследование или дознание всеобъемлющим, полным и объективным образом;
  • Оправдано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;
  • Были ли предъявлены обвинения обвиняемому в отношении всех преступлений обвиняемого, установленных в ходе расследования или предварительного следствия;
  • Были ли предъявлены обвинения всем лицам, совершившим уголовное преступление;
  • Было ли правонарушение правильно квалифицировано;
  • Правильно ли была выбрана профилактическая мера;
  • Были ли приняты меры для обеспечения гражданского иска и возможного ареста имущества?
  • Были ли выявлены причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и были ли приняты меры по их устранению?
  • Было ли обвинительное заключение составлено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;
  • Соблюдают ли следственные органы предварительного производства все другие требования уголовно-процессуального законодательства.

Прокурор рассматривает полученную от следователя уголовную жалобу с обвинительным заключением и в течение 10 дней принимает одно из следующих решений:

  • Утверждение обвинительного заключения и передача уголовного дела в суд;
  • При возвращении уголовного дела следователю для дальнейшего расследования, изменении объема обвинительного заключения или квалификации действий обвиняемого, а также при переоценке обвинительного заключения и устранении выявленных недостатков — с его письменными указаниями;
  • Направление уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если вышестоящий суд обладает соответствующей юрисдикцией.

Контроль за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых и законностью применения процессуальных принудительных мер считается одной из важных и центральных задач прокуратуры, поскольку он непосредственно связан с защитой конституционных прав и свобод человека.

Хотя Конституция Российской Федерации гарантирует неприкосновенность личности, она гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».

Закон обязывает прокуроров организовать надзор таким образом, чтобы задержание граждан по основаниям и в порядке, установленных УПК РФ, осуществлялось. Содержание под стражей может быть применено к подозреваемому только после возбуждения уголовного дела.

Следователь имеет право задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одной из следующих причин:

  • Если это лицо поймано на преступлении или сразу после его совершения
  • Когда жертвы или свидетели указывают на это лицо как на исполнителя преступления;
  • Если на этом лице или на его одежде в его доме обнаружены явные следы преступления.

При наличии других признаков того, что какое-либо лицо может подозреваться в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо предприняло попытку бегства или если его постоянное место жительства или его личность не установлена, или если с согласия начальника следственного органа или лица, проводящего дознание или предварительное следствие, и с согласия прокурора было направлено в суд ходатайство о его содержании под стражей.

Предупреждение случаев незаконного задержания связано с процедурой уведомления прокуроров о задержании с указанием причин задержания, оснований для задержания и личности задержанного лица. Это должно быть сделано в письменной форме в течение 12 часов после ареста подозреваемого.

Прокурор ежедневно проверяет законность задержания и содержания под стражей лиц, находящихся в предварительном заключении. В случае жалоб на незаконность содержания под стражей должны быть приняты незамедлительные меры.

При проверке законности задержания государственный прокурор изучает документы, на основании которых были задержаны лица, и допрашивает задержанных. Он проверяет соблюдение законов, регулирующих порядок и условия содержания заключенных.

Прокурор также проверяет соблюдение требований статьи 94 Уголовно-процессуального кодекса в отношении продолжительности содержания под стражей (48 часов, а в исключительных случаях может быть продлен судьей на срок, не превышающий 72 часа, для предоставления дополнительных доказательств).

Если прокурор устанавливает, что задержание является незаконным или необоснованным, он освобождает заключенного декретом.

Как правило, задержание подозреваемого предшествует назначению ему меры пресечения. Из всех предусмотренных законом принудительных мер наиболее жестким ограничением прав и свобод обвиняемого является досудебное содержание под стражей (или лишение свободы).

Содержание под стражей допускается при наличии оснований и соблюдении условий, установленных законом.

Закон сочетает применение таких мер пресечения с обязательным получением судебного решения в отношении подозреваемого или обвиняемого. При необходимости избрания в качестве меры пресечения досудебного содержания под стражей следователь с согласия начальника следственного отдела, а также должностное лицо, проводящее предварительное расследование, с согласия прокурора направляет в суд соответствующее ходатайство.

В решении о возбуждении ходатайства указываются причины и обоснования необходимости содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого, а также невозможности выбора любой другой меры пресечения. Материал, подтверждающий действительность просьбы, прилагается к решению. В случае подачи ходатайства в отношении подозреваемого или обвиняемого, задержанного в установленном законом порядке, решение и материалы должны быть представлены судье не менее чем за восемь часов до окончания срока задержания.

Прокурор имеет право немедленно освободить задержанного, если срок его содержания под стражей, предусмотренный законом, истек или не был продлен в установленном порядке (статья 50 Федерального закона от 15 июля 2005 года).

«О задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Конституционные гарантии граждан значительно снижаются в результате незаконных обысков. Статья 25 Конституции гарантирует гражданам неприкосновенность жилища: «Жилище неприкосновенно». Никто не может входить в жилище против воли лиц, находящихся в нем, за исключением случаев, установленных федеральным законом или постановлением суда».

Основания и порядок проведения обыска установлены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Основанием для проведения обыска является наличие достаточных доказательств того, что в конкретном месте или у конкретного лица имеются орудия, предметы, документы и ценности, полученные в результате преступной деятельности, которые могут иметь отношение к уголовному делу.

Обыск производится на основании мотивированного решения следователя. Обыск жилья производится на основании решения суда, которое следователь получает с согласия руководителя органа дознания, обратившись в суд по месту проведения предварительного следствия или по месту проведения предварительного следствия.

Принцип презумпции невиновности является одним из важнейших принципов уголовного судопроизводства, за который несет ответственность прокурор. Статья 49 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда».

Прокуроры, осуществляющие контроль за законностью расследований и предварительного следствия, следят за тем, чтобы полностью, полностью и объективно расследуемые уголовные дела доводились до суда. Из всех процессуальных действий, предъявление обвинений подозреваемому занимает особое место. С этого момента подозреваемый становится обвиняемым. Надзор за законностью привлечения лица к ответственности в качестве обвиняемого со стороны прокуратуры осуществляется путем рассмотрения копий соответствующих решений, представленных в прокуратуру, и изучения материалов уголовных дел, находящихся в стадии рассмотрения.

При осуществлении контроля за исполнением закона прокурор следит за тем, чтобы у следователя были достаточные основания для предъявления обвинений.

Прокурор проверяет своевременность принятия решения о привлечении лица к суду в качестве обвиняемого, обоснованность квалификации, соответствие решения о привлечении лица к суду в качестве обвиняемого требованиям части 2 статьи 171 УПК РФ, соблюдение права обвиняемого на защиту, в том числе права на защитника, с момента предъявления обвинения, соблюдение установленного законом порядка предъявления обвинения и допроса обвиняемого.

Прокурорский надзор за защитой прав жертв обусловлен тем, что в соответствии со статьей 52 Конституции права жертв преступлений и злоупотребления властью защищены законом. Государство предоставляет жертвам доступ к правосудию и компенсацию за причиненный ущерб.

Надзор со стороны прокуратуры за обеспечением прав жертв заключается в выполнении требований закона:

  • Своевременно признать лицо жертвой и проинформировать жертву о его правах в соответствии со статьей 2. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
  • В отношении осуществления прав жертв;
  • О возмещении жертвам ущерба, причиненного преступлением.

При осуществлении контроля за соблюдением прав потерпевших прокуратура должна обращать внимание на следующие обстоятельства:

  • Было ли соблюдено право жертвы на дачу показаний и были ли ему разъяснены положения статьи 51 Конституции в ходе допроса;
  • Было ли обеспечено право жертвы на представление доказательств, а также на подачу ходатайств и отзыв жалоб;
  • Гарантируется ли право доступа к материалам завершенного расследования;
  • Право на свободный перевод и на представителя;
  • Обеспечено право на компенсацию расходов, связанных с явкой в следственные и судебные органы.

Особое место в прокурорском надзоре за защитой прав потерпевших отводится контролю за соблюдением требований Закона «О защите безопасности потерпевших».

Заключение

В заключение мы сделаем основные выводы.

В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса, следователь является должностным лицом, которому вменяется в вину закон о проведении предварительного следствия. Сфера процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственных обязанностей. Закон разграничивает их юрисдикцию (подсудность) только в зависимости от предмета расследуемого дела, что внешне отражается в квалификации преступления.

Следователь процедурно независим, его полномочия носят властный характер. Решения следователя по делам, входящим в его компетенцию, обязательны для исполнения всеми компаниями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, к которым они адресованы.

Законность действий и решений следователя контролируется прокуратурой. Следователь обязан следовать письменным указаниям прокурора по данному уголовному делу. Однако закон также предусматривает возможность того, что следователь в случае невыполнения указаний прокурора может передать дело вышестоящему прокурору с письменным уведомлением о своих возражениях.

После рассмотрения аргументов (касающихся, например, участия конкретного лица в качестве обвиняемого, сферы его преследования и т.д.) вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми следователь не согласен, либо назначает другого следователя для дальнейшего расследования дела.

Руководители следственных отделов также имеют право контролировать производство.

Для этого они имеют право знакомиться с материалами уголовного дела, информировать следователя о направлении следствия, проведении следственных действий, участии лица в качестве обвиняемого, выборе меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого, квалификации преступления и объеме предъявляемого обвинения. Указания даются в письменной форме и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы прокурору.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/rabota-sledovatelya-kursovaya/

  1. Алексеев С.Н. Функции прокурора в новом УПК РФ // Государство и право. 2008, № 5. С. 99-102.
  2. Аликперов Х. О процессуальной фигуре прокурора // Российское правосудие. 2009, № 3. С. 46.
  3. Асанов В. О содержании уголовного преследования // Уголовное право, 2011. № 4. С. 3-5.
  4. Лупанова В.С. Поиск истины в уголовном процессе. Монография. Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008, 96 с.
  5. Власова Н.А. Предварительное производство по уголовному делу. М.: ЮРМИС, 2011, 112 с.
  6. В.А. Галков, С.Ф. Шумилин. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие. Белгород, 2005, 265 с.
  7. Григонис И.П. Правоохранительные органы: Серия лекций (учебник).

    Санкт-Петербург: Петр, 2010, 321 с.

  8. Предварительное исследование Григорьева В.Н. (концепция, задачи и формы).

    Москва, 2009, 87 стр.

  9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Право
  10. Калиновский К.Б. Основные виды уголовных дел: Учебник. Санкт-Петербург: Издательский дом Института права (Санкт-Петербург), 2008 96 с.
  11. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. М.: Юрист, 2009, 679 с.
  12. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Санкт-Петербург: Петр, 2008, 578 с.
  13. Копылова О.П. Роль прокуратуры на разных этапах уголовного судопроизводства: Лекция / О.П. Копылова. Тамбов : Издательский дом Тамбовского государственного технического университета, 2014, 67 с.