Союз Советских Социалистических Республик – единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В него входили 15 союзных и 20 автономных республик и соответственно действовали 15 союзных и 20 автономных конституций, отражающих особенности и формы государственного единства СССР.
В царской России не было конституции. Существовали так называемые Основные государственные законы, в которые революция 1905 г. заставила внести некоторые статьи порядка. Только наиболее восторженные буржуазные либералы могли видеть в них конституцию.
Временное правительство также не дало России подлинной конституции. Поэтому наша страна впервые узнала, что такое конституция, лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Первым Основным Законом Страны Советов, первой в истории человечества конституцией государства стала Конституция РСФСР 1918 г. Вслед за ней и в значительной мере по ее образцу создали свои основные законы другие советские республики, возникшие на развалинах Российской империи, – Украина, Латвия, Белоруссия, Азербайджан, Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
В создании национальной государственности народов бывшей Российской империи видел одно из важнейших достижений Октябрьской революции. «Мы дали всем нерусским национальностям, – писал он, – их собственные республики или автономные области»[1].
Что же касается образования на базе этих национально-государственных формирований, спаянных общей идеологией и исторически сложившимися экономическими и культурными связями, федеративного объединения, то так определял его исходные принципы: «Мы хотим добровольного союза наций, такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном осознании братского единства, на вполне добровольном согласии»[2].
Необходимость в прочном национальных республик диктовалась многими факторами: общими для них задачами построения социалистического общества, защитой завоеваний революции от угрозы империалистических агрессий и т. д. Открывалась возможность развивать по общему плану хозяйство страны, обеспечивая эффективное использование природных богатств.
Конституция СССР 1924 года. Проблемы федерации
... революции. Причиной замены Конституции 1918г. Конституцией 1925 е. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 ... населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую ... России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод. Общие черты первых советских конституций ...
Выступая 1922 г. с речью на закрытии I съезда Советов, на котором были приняты Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, председательствовавший на этом съезде так охарактеризовал значение создания союза национальных советских республик: «Мы здесь закладываем первый камень действительного братства общежития. Целые тысячелетия прошли с тех пор, как лучшие умы человечества бьются над теоретической проблемой в поисках форм, которые дали бы народам возможность без величайших мук, без взаимной борьбы жить в дружбе и братстве. Только сейчас, сегодняшний день практически закладывает первый камень в этом направлении»[3].
Новой ступенью в развитии Советской Конституции явилось принятие в 1924 г. Основного Закона Союза Советских Социалистических Республик, конституционно закрепившего образование принципиально нового союзного государства.
Победа социализма в СССР обусловила необходимость издания Конституции 1936 г. и вслед за ней – новых конституций союзных республик. Однако социалистическое общество продолжало развиваться, что нашло отражение в Конституции СССР, принятой в год 60-летия Советского государства.
В преамбуле Конституции СССР 1977 г. говорится об общности принципов и идей всех советских конституций, об их преемственности. Иначе и не может быть, так как все советские конституции создавались государствами одного типа – социалистическими государствами. Однако было бы неправильно не видеть различия между этими основными законами, ведь вместе с развитием общества менялось и законодательство.
Основываясь на использовании, в первую очередь, первоисточников Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 годов, а так же литературы времен СССР (, И «Очерк истории Советской Конституции»; «Первая Советская Конституция: основной закон РСФСР 1918 г.») и современной (, «Конституционное право России», Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. «Конституционное право»), задаю такую цель моей : проследить преемственность и особенности советских конституций, поступательное развитие конституционного законодательства, изменяющегося вместе с развитием советского общества, показать, как укреплялась и совершенствовалась советская демократия.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СМЕНЯЕМОСТИ КОНСТИТУЦИЙ гг.
Первым конституционным законом обобщающего характера стала разработанная Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. Она явилась, по существу, малой Конституцией Советского государства. В ней нашли отражение наиболее существенные конституционные вопросы: национализация земли, первые шаги национализации промышленности, переход всех банков в , всеобщая трудовая повинность.
Создать полную конституцию в январе 1918 г. было невозможно: Советская власть еще не утвердилась на всей территории страны, революция в деревне вообще только начиналась, был в стадии становления, наконец, война с Германией еще не закончилась, даже перемирие было ненадежным. Положение существенно изменилось после заключения Брестского мира. Весной 1918 г. появилась возможность разработки полной, развернутой Конституции, которая подводила первые итоги завоеваний революции и строительства Советского государства и в то же время обеспечивала прочную основу дальнейшего развития государства диктатуры пролетариата.
Конституция Республики Казахстан и ее развитие
... права, также занимает особое место в системе признаков современного, демократического и правового государства. Конституция Республики Казахстан состоит из преамбулы и 9 разделов. Преамбула указывает на народ ... Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах. Характерной чертой Конституции РК является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает ...
Надо сказать, что среди некоторых советских работников бытовало ложное мнение о ненужности Конституции, как и вообще писаных законов, якобы связывающих руки пролетариату, установившему свою диктатуру. отмечал, что воля, если она государственная, должна быть выражена как закон.[4] Именно поэтому партия выступила инициатором создания Конституции.
Основной Закон социалистического Государства был создан, таким образом, за три месяца. У его составителей не было никаких образцов, и опыт строительства социалистического государства был еще невелик. говорил, что «в мире не бывало таких конституций, как наша. В ней записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире».[5] Конституция 1918 г. соответствовала первому этапу развития советского общества и государства. Это обусловливало специфику ее основных институтов.
Вслед за Российской Советской Республикой на развалинах Российской империи одна за другой возникают новые советские республики. Создаются и их конституции, образцом для которых явился Основной Закон РСФСР. Примером таких советских республик являются Туркестанская автономная республика, Советская Латвия, Советская Белоруссия, присоединившаяся к ней Литва, Советская Украина, Азербайджанская, Армянская и Грузинская республики, объединившиеся в ЗСФСР, и Крымская автономные республики. Быстрое создание конституций советских республик в гг. обеспечивалось главным образом тем, что при их составлении был образец – Конституция РСФСР. Разработка конституций гг. учитывала не только Основной Закон РСФСР 1918 г., но и его развитие, в особенности решения VII и VIII Всероссийских съездов Советов. Вместе с тем это отнюдь не означало механического перенесения законодательства России в национальные республики. Первые конституции советских социалистических республик имеют много общего в существенных, принципиальных вопросах. Это объясняется однотипностью государств, принявших эти конституции, а также тем, что они возникли в одну историческую эпоху. Вместе с тем между ними есть различия, обусловленные конкретными условиями той или иной республики, временем издания, правовой природой республики. Важнейшие вопросы экономического строя, классовых взаимоотношений , государственного строя, прав и обязанностей граждан во всех конституциях гг. решались в принципе одинаково. Отличия зависели не столько от местных условий, сколько от поисков лучшей формы выражения правовой нормы, а также являлись следствием того, что конституции принимались в разное время.
Советские республики, провозгласив свою независимость, не собирались жить изолировано. Наоборот, они стремились к объединению, которое было обусловлено рядом объективных причин. Оно с самого начала носило федеративную форму, становясь в течение гг. все более прочным и совершенным. Складывалось единство вооруженных сил, своеобразное гражданства, единство финансов, органов власти и управления, обеспечивавшее военное, хозяйственное и иное сотрудничество народов. Поэтому вскоре встал вопрос об уточнении отношений между республиками. Ответом на этот вопрос и последовало предложение создать многонациональное Советское государство, которое, будучи единым, должно было в то же время строиться как союзное, т. е. все члены будущей федерации должны быть равноправными. Эта идея была принята Пленумом ЦК РКП (б) 1992 г.
Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики
... человека в Таджикистане, согласно ст. 14 Конституции, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, ... РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Проблема формирования рынка и, следовательно, конкуренции ... экономики и конкурентной борьбы, накопленный передовыми государствами, имеет определенную ценность для стран, ...
Образование федеративного государства может оформляться по-разному:
1. оформление законом;
2. оформление договором.
По поводу этих двух путей образования федеративного государства было множество споров. Но, в конце концов, решение Пленума было в пользу договорного оформления, поскольку нельзя было создавать конституцию еще не существующего государства, издавать закон, не имея соответствующих . Таким образом, 16 июня 1923 г. было принято, что «Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик составляют Основной закон – Конституцию Союза Советских Социалистических республик».[6] Итак, 3 августа 1923 г. Президиум ЦИК Союза постановил считать 6 июля праздничным днем – как день принятия Основного Закона Центральным Исполнительным Комитетом. При чем в новую конституцию были внесены значительные изменения, касавшиеся усиления единства союзного государства и гарантий суверенитета союзных республик, были отвергнуты попытки ослабить значение Основного Закона путем принятия двух документов одновременно – Конституции, в основе которой лежала бы Декларация, и Договора об образовании СССР.
В результате коренных социально-экономических преобразований 20-30-х гг. в стране осталось только два дружественных класса – рабочий класс и колхозное крестьянство. Наряду с ними активное участие в строительстве социализма принимала интеллигенция. В связи с этим буржуазия была ущемлена в своих правах, а власть находилась в руках трудящихся. Таким образом, Советский Союз стал первой в мире страной, где был построен фундамент социализма, а это требовало законодательного закрепления в Основном Законе. Именно поэтому ЦК ВКП (б) предложил внести некоторые изменения в Конституцию Союза ССР. Эти изменения мыслились в направлении:
- дальнейшей демократизации избирательной системы – замены не вполне равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытых – закрытыми;
- уточнения социально-экономической основы Конституции для приведения Основного Закона в соответствии со сложившимся соотношением классовых сил в СССР.
VII Всесоюзный съезд Советов, проходивший с по 6 февраля 1935 г., принял решение о пересмотре Конституции. , раскрывая политический смысл этого решения, сказал: «Это результат победы диктатуры пролетариата, выросшей мощи трудового населения Союза, выросшей уверенности народов Союза ССР в том, что дальнейшее развитие советского демократизма обеспечит еще большие успехи социализма…»[7] Таким образом, после проделанной гигантской работы 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован во всех газетах страны, а затем издан в виде брошюры на ста языках народов СССР. Так завершился первоначальный этап подготовки проекта Конституции СССР и начался этап его всенародного обсуждения, в котором приняло участие 55% взрослого населения страны, предлагавшее свои дополнения и поправки. Итак, чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов на своем заключительном заседании 4 декабря 1936 г. вначале постатейно, а затем в целом принял текст Конституции СССР.
Конституция Советского Союза 1977 года
... является изучение Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., определение особенностей каждой конституции. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г. КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК , была ... закона. Принятие новой конституции, либо внесение в нее изменений и дополнений осуществляется классом, пришедшим к экономической и политической власти. Конституция есть результат ...
За 40 лет после принятия предыдущей Конституции во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения[8], что их стало необходимо обобщить в новом Основном Законе страны. Главная суть этих изменений такова:
1. вместо основ социалистической экономики, заложенных в 30-е годы, Советский Союз к середине 70-х годов уже имел зрелую, технически оснащенную и основанную на безраздельном господстве социалистической собственности систему хозяйства как в городе, так и в деревне.
2. при сохранении ведущей роли рабочего класса в СССР произошел глубокий процесс сближения всех классов и социальных групп, возросла социальная однородность общества. Активно идет процесс стирания существенных различий между физическим и умственным трудом, между условиями труда в городе и сельской местности. На базе общих целей и идеалов из более чем ста наций и народностей, населяющих страну, сложилась новая историческая общность людей – советский народ.
3. советское общество сделало громадный шаг вперед в области культурного развития. Советский Союз давно уже стал страной сплошной грамотности, а две трети занятого населения имеют высшее и .
4. за минувшие 40 лет значительное развитие получила советская социалистическая демократия, Ныне почти каждый взрослый человек в той или иной форме участвует в управлении делами своего государства и общества через Советы (2,3 миллиона депутатов плюс 30 миллионов активистов), профсоюзы (более 125 миллионов членов), союз молодежи (около 40 миллионов) и другие общественные организации.
За прошедшие 40 лет изменилось и международное положение СССР, как, впрочем, и весь социально-политический облик мира. Социализм превратился в мировую систему. На месте бывших колоний возникли десятки молодых суверенных государств. В результате появилась реальная возможность предотвратить новую мировую войну. Именно поэтому уже в 60-х годах встал вопрос о новой Советской Конституции. После проведения грандиозной работы Конституционной комиссии и всенародного обсуждения 1978 г. Пленум ЦК КПСС рассмотрел проект Конституции с поправками и дополнениями и одобрил его.
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИЙ гг.
2.1. Структурные изменения
При проведении сравнительного анализа Конституций гг. необходимо в первую очередь оценить изменения в ее структуре. Для этого предоставляю данные о структуре каждой из Конституций, полученные из первоначальных источников, т. е. текстов Конституций, и собственный комментарий по поводу их изменения. Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т. е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют. Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности. Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.
Эволюционное развитие конституции РСФСР
... Конституции Основные принципы Конституции РСФСР состояла в том что она состоит из 6 разделов: 1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, 2) Общие положения Конституции, 3) Конституция Советской власти, ... союзов, входящих на началах федерации в РСФРС и состоящих из нескольких национальных областей. Высшим органом власти Конституция ... Глава 2. Конституция СССР 1924 года а. Разработк
Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Советской Республики, принятая V Всероссийским съездом Советов в заседании от 01.01.01 г., содержит преамбулу, 6 разделов («Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», «Конструкция советской власти», «Активное и пассивное избирательное право», «Бюджетное право», «О гербе и флаге РСФСР»[9]), 17 глав и 90 статей.
Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик, принятый второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 г. и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 1924 г., содержит преамбулу, 2 раздела («Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик», «Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик»), 11 глав, которые сосредоточены во втором разделе, 72 статьи.
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденная Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 1936 г., содержит 13 глав:
1. Общественное устройство (ст. 1-12);
2. Государственное устройство (ст. 13-29);
3. Высшие органы государственной власти СССР (ст. 30-56);
4. Высшие органы государственной власти союзных республик (ст. 57-63);
5. Органы СССР (ст. 64-78);
6. Органы государственного управления союзных республик (ст. 79-88);
7. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик (ст. 89-93);
8. Местные органы государственной власти (ст. 94-101);
9. Суд и прокуратура (ст. 102-117);
10. Основные права и обязанности граждан (ст. 118-133);
11. Избирательная система (ст. 134-142);
12. Герб, флаг, столица (ст. 143-145);
13. Порядок изменения Конституции (ст. 146).
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 1978 г., имеет следующую структуру:
Преамбула
I. Основы общественного строя
Гл. 1. Политическая система (ст. 1-9)
Гл. 2. Экономическая система (ст. 10-18)
Гл. 3. Социальное развитие и культура (ст. 19-27)
Гл. 4. Внешняя политика (ст. 28-30)
Гл. 5. Защита социалистического Отечества (ст. 31-32)
II. Государство и личность
Гл. 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан (ст. 33-38)
Гл. 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР (ст. 39-69)
III. Национально-государственное устройство СССР
Конституция СССР 1924 г
... конституционные. Первая Советская Конституция - Конституция РСФСР 1918 года - была образцом для всех советских республик, возникших до образования СССР. В определенной мере она стала таковой и для Конституции Союза. Вопрос о ... 6 комиссий, которым была поручена разработка положений об отдельных органах власти и управления Союза. В литературе всю совокупность этих комиссий стали со временем называть ...
Гл. 8. СССР – союзное государство (ст. 70-75)
Гл. 9. Союзная Советская Социалистическая Республика (ст. 76-81)
Гл. 10. Автономная Советская Социалистическая Республика (ст. 82-85)
Гл. 11. Автономная область и автономный округ (ст. 86-88)
IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания
Гл. 12. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов (ст. 89-94)
Гл. 13. Избирательная система (ст. 95-102)
Гл. 14. Народный депутат (ст. 103-107)
V. Высшие органы государственной власти и управления СССР
Гл. 15. Верховный Совет СССР (ст. 108-127)
Гл. 16. Совет Министров СССР (ст. 128-136)
VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках
Гл. 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республикой (ст. 137-142)
Гл. 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики (ст. 143-144)
Гл. 19. Местные органы государственной власти и управления (ст. 145-150)
VII. Правосудие, арбитраж и
Гл. 20. Суд и арбитраж (ст. 151-163)
Гл. 21. Прокуратура (ст. 164-168)
VIII. Герб, флаг, гимн и столица СССР (ст. 169-172)
IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения (ст.173-174)
Из предоставленных мною сведений о структуре Конституций гг. можно сделать вывод, что с каждым принятием нового Основного Закона его структура подобно социально-экономическому и политическому развитию в стране усовершенствовалась. Постепенно Конституция из деклараций и договоров превратилась в закон, который охватывает все стороны общественной жизни. Если в двух первых Конституциях раскрывалась только политическая сторона страны, а также ее государственное устройство, то в последующих двух Конституциях были отражены еще и права и обязанности граждан, порядок гражданства, изменения Конституции, а также символика страны.
Конечно, значительное влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку резюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР.
Проанализировав структуру Конституций, можно сказать, что для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. XI).
Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.
2.2. Эволюция принципов
Сроки действия рассматриваемых мною Конституций составляли последовательно 7, 12, свыше 40 лет. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних. Данные Конституции были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, свойственные каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности – сохранения социалистических ценностей, утверждения советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.
Гражданский кодекс РСФСР 1964 г
... завещать свое имущество государству или отдельным государственным или общественным организациям. Таким образом, Гражданский кодекс РСФСР достаточно подробно регламентировал ... органы, 1. Принимаются нормы, противоречащие Конституции СССР и конституциям союзных республик: а) Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г.: ... Советом СССР 24 июля 1981 г. 2. К Линии сравнения ГК РСФСР 1922 г. ГК РСФСР 1964 г. ...
Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны.[10] Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.
По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, Конституция 1918 г. как первая не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и, опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).
Конституция 1918 г. отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции — большое число «целевых» норм. К специфическим чертам Конституции 1918 г. относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах…». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 г., как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие. Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.
Избирательное право и институты народовластия в России
... принята первая Конституция СССР. 2. Избирательное право в Конституции СССР 1924 г. В 1922 г. в нашей стране были ликвидированы остатки многопартийности. 1922 года РСФСР вместе с Украиной ... углубление и развитие прежних. Рассмотрим, как изменялось избирательное право после Революции 1918 года. 1. Избирательное право в Конституции РСФСР 1918 года. Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, ...
Преемственность Конституцией 1925 г. положений Конституции 1918 г. значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 г. имеется и в ст. 51 Конституции 1925 г.
В отличие от Конституции 1918 г. Конституция 1925 г. не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений, и воспроизводила многие из них. Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 г. существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 г. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР. В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 г. имелась).
Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.
Конституции 1936 г. и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами:
1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР 1937 г. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. В ст. 127 Конституции РСФСР 1937 г. предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».
2. В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.
3. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП (б).
Норма о партии была введена в конституцию впервые. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру.
4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как конституции построенного социализма. В них уже закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.
5. Конституции этого этапа по своей юридической форме приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».
6. В Конституции РСФСР 1937 г. более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР. В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР.
7. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции 1937 г. отражено собственное федеративное устройство РСФСР. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.
Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г.
На ее основе в 1978 г. была принята Конституция РСФСР, как и конституции других союзных республик
На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.
В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом. Вот почему ее характеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия.
В первые 10 лет (до начала периода, получившего название «перестройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 г., характеризовалась следующими чертами.
1. Принятие всех конституций этого периода должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество — этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В связи с этим в конституциях как СССР, так и республик было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.
Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституции не утрачивали классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это подтвердилось и тем, что, например, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции РСФСР 1937 г.
2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций», как записано в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. и в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 г.
Знаменательно, что это была самостоятельная статья о партии, причем включенная в гл. 1 Конституции СССР (в прежней – статья о партии включалась в гл. X и положение о ней составляло часть ст. 126).
Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.
3. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.
Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья и др.
Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.
Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.
4. Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 г., в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».
Все это свидетельствовало о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.
5. Применительно к положениям Конституции РСФСР о ее федеративном устройстве можно отметить следующие новые моменты. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).
6. Конституция 1978 г. впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.
Такова основная, но далеко не полная характеристика Конституции РСФСР 1978 г. на первом этапе ее действия.
Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 г., шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.
Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 г.
Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.
В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т. е. наличие в бюллетене не менее двух кандидатов), но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.
Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.
В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:
- а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного;
- отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность», и т. п.;
- исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;
- б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы;
- коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;
- в) признание приоритета прав человека и гражданина;
- г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности;
- отказ от признания государственной собственности в качестве основной;
- допущение свободы экономической деятельности;
- д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему;
- признание принципа разделения властей;
- введение института Президента;
- установление местного самоуправления.
Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.
С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.
Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.
ГЛАВА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИЙ гг.
Утверждение первой Советской Конституции явилось одним из важнейших этапов в строительстве Советского социалистического государства. Ее историческое значение состояло в том, что она законодательно закрепила диктатуру пролетариата, руководящее, господствующее положение рабочего класса в советском обществе, закрепила общегосударственную систему Советов как политическую форму диктатуры пролетариата, союз рабочих и крестьян и равноправие народов как социальную основу Советского государства, экономическую основу государства рабочих и крестьян – установление общественной социалистической собственности на орудия и средства производства, утвердила пролетарскую демократию — демократию для трудящихся.
«…Советская конституция, – говорил , – создававшаяся, подобно Советам, в период революционной борьбы, – первая конституция, провозгласившая государственной властью – власть трудящихся, устранившая от прав эксплуататоров – противников строительства новой жизни. В этом главном ее отличии от конституций других государств и есть залог победы над капиталом».[11]
За годы существования Советского государства Советская Конституция развилась и совершенствовалась вместе с развитием общества, законодательно закрепляя его достижения и свершения. Конституция СССР 1925 г. законодательно закрепила великое историческое свершение — образование СССР на добровольной и равноправной основе. Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепила историческую победу социализма в стране, построение в основном первой фазы коммунизма. Конституция СССР 1978 г. законодательно закрепила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное социалистическое государство, его принципы и черты, успехи в развитии социалистического общества. Для всех этих конституций незыблемой основой являлись ленинские принципы социалистической Конституции, воплощенные в Основном Законе РСФСР 1918 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XX в. в России сменилось два типа конституционного права[12]:
1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 – февраль 1917 г.), а затем к парламентской республике (февраль 1917 – октябрь 1917 г.);
2) тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 80-х гг.)
Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.
В своей курсовой работе я исследовала оба типа конституционного права, источниками которого и являются Конституции гг., речь о которых велась на протяжении всей работы. Поставив перед собой цель выявить структурные отличия и изменения в принципах и идеях, на которых строились Конституции, я провела сравнительный анализ этих Основных Законов.
Многие современные историки, юристы-ученые, характеризуя принципы Конституций гг., указывают на наличие прописанных в их тексте прав и свобод граждан, провозглашающие социально-экономические права на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на образование, политические права и свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, на объединение, избирательные права. Конституции провозгласили принцип разделения властей, основанного на известной независимости парламента, правительства и суда друг от друга, принцип равноправия всех граждан (Конституция ушла от откровенной дискриминации в избирательных правах).
Но одновременно с этим историки указывают на несоблюдение предоставляемых прав и свобод, говоря: «Лицемерием и цинизмом были пронизаны положения Конституции, связанные со свободой совести».[13] Так, например, Конституция 1936 г. закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайны переписки, как бы гарантировав гражданам защиту от незаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих личную свободу. Что являлось абсолютно формальной декларацией, поскольку ни свободного правосудия, ни контроля над карательными органами в стране не существовало. Поэтому, несмотря на всенародные обсуждения и торжественные принятия нескольких конституций, советское государство никогда не было конституционным.
Таким образом, наша страна перешла на следующий этап исторического развития конституционного права, когда права и свободы, предоставляемые по Конституции 1993 г. (ныне действующей), охраняются буквой закона.
Крах в России тоталитарного государства, контролирующего и слова, и дела, и мысли граждан, означал начало создания правового государства. Это потребовало изменения Основного Закона. Новая Конституция в нашей стране зафиксировала «десоветизацию» государственной власти. Были разделены законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, что является важнейшим признаком подлинной демократии. Ведь еще французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласила: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции»[14]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/printsipyi-konstitutsii-rf/
1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Советской Республики, принятая V Всероссийским съездом Советов в заседании от 01.01.01 г.
2. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик, принятый второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 г. и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.
3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденная Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г.
4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1978 г.
5. Авакьян России: природа, эволюция, современность. М., 1997.
6. Баглай право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002.
7. Берхин Советская Конституция (Основной закон РСФСР 1918 г.) – М.: Знание, 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История»; №8).
8. Богданова советского государственного права. М., 1989.
9. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. – Издательство «Норма», Санкт-Петербург, 1994.
10. , Тадевосян право: Учебник. М: Юристъ, 2000.
11. , Кутафин право России: Учеб. 4 изд., перераб. и доп., – М., 2007.
12. Колесников российского конституционного права. Саратов, 1998.
13. , Чистяков истории Советской Конституции. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1987.
14. Сравнительное конституционное право. М., 1996; Конституционное право/Под ред. . М., 1999.
15. Шейнис путь Российской Конституции // Государство и право. 1997. .№ 12.
[1] См.: , Чистяков истории Советской Конституции. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1987. – с. 4.
[2] См.: , Чистяков истории Советской Конституции. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1987. – с. 4.
[3] См.: , Чистяков истории Советской Конституции. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1987. – с. 5.
[4] См.: , Чистяков истории Советской Конституции. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1987. – с. 11.
[5] См.: , Чистяков истории Советской Конституции. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1987. – с. 12-13.
[6] См.: , Чистяков истории Советской Конституции. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1987. – с. 96-97.
[7] См.: , Чистяков истории Советской Конституции. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1987. – с. 144.
[8] Они были связаны в первую очередь с Великой Отечественной войной
[10] См.: , Кутафин право России: Учеб. 4 изд., перераб. и доп., – М., 2007.
[11] См.: Берхин Советская Конституция (Основной закон РСФСР 1918 г.) – М.: Знание, 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История»; №8).
– с. 57.
[12] См.: Баглай право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002. – с.35.
[13] См.: Баглай право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002. – с. 48.
[14] См.: 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. – Издательство «Норма», Санкт-Петербург, 1994. – с. 4.