Предпосылки принятия конституции РФ 1993 г

Курсовая работа

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., стала пятой в истории Российской Федерации. Новая конституция в любом государстве, как правило, знаменует существенные изменения в жизни общества, подведение итога предшествующему развитию, определяет качественно новый этап в истории страны, утверждение новых концепций и переосмысление прежних.

Ныне действующая Конституция РФ является результатом длительной общественной дискуссии. В основу обсуждения были положены, с одной стороны, президентский проект, созданный весной 1993 г. по указанию первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, а с другой — проект Конституции, разработанный Конституционной комиссией Российской Федерации по решению Съезда народных депутатов РСФСР. Выступая на пленарном заседании Конституционного совещания 26 июня 1993 г., Б.Н. Ельцин отметил: «В результате напряженной работы и участников совещания, и рабочей комиссии мы имеем сейчас единый проект Конституции России. Вариант, который мы сегодня имеем, во многом отличается и от того, который был первоначально предложен Президентом, и от проекта Конституционной комиссии. Это результат их творческой переработки, синтез, а не механическая сумма разнородных положений и формулировок. В нем учтено все лучшее из обоих проектов» . О синтезе двух проектов Конституции сказано в Указе Президента Российской Федерации от 24 июля 1993 г. № 1079, в ряде других актов первого Президента Российской Федерации.

Поэтому наиболее значимыми источниками по истории действующей Конституции являются материалы Конституционного совещания и Конституционной комиссии.

Как известно, действующая Конституция РФ рождалась в серьезных муках . Именно «родовая травма» ядра нашей правовой системы обусловила появление многих проблем, связанных с пробелами и диспропорциями в отечественных конституционно-правовых моделях.

Глубже понять те или иные явления или нормы позволяет, в частности, обращение к историческому контексту. К сожалению, отечественными конституционалистами мало внимания уделяется вопросам не только истории создания Конституции РФ, но и условиям и идеям, которые сопровождали обсуждение и принятие конкретной конституционно-правовой нормы . Таким образом, налицо актуальность выбранной темы курсовой работы.

14 стр., 6693 слов

Механизм изменения Конституции в Российской Федерации

... процедуры запускался механизм голосования об изменении того или иного положения Конституции. Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) ...

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере исторических предпосылок принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Предметом курсовой работы являются предпосылки принятия, а также процедура разработки Конституции Российской Федерации 1993 года.

Целью курсовой работы является исследование исторических предпосылок, этапов и направлений разработки Конституции Российской Федерации 1993 года. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

1. охарактеризовать исторические предпосылки принятия Конституции Российской Федерации 1993 года;

2. определить основные направления разработки проекта Конституции Российской Федерации 1993 года;

3. охарактеризовать работу государственных органов по принятию Конституции Российской Федерации 1993 года.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на соответствующие параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Основная часть (выдержка)

4 июня 1993 г. принимается постановление Верховного Совета РФ «О порядке согласования и принятия проекта Конституции Российской Федерации», которым подтверждается необходимость соблюдения конституционного порядка принятия новой Конституции. Учитывая наличие проекта Конституционной комиссии, проекта, подготовленного по инициативе Президента, а также других проектов Конституции, подготовленных в порядке законодательной инициативы, Верховный Совет предложил Конституционной комиссии согласовать с Президентом не позднее 30 июня 1993 г. основные положения проекта новой Конституции. При этом учесть предложения: полномочных представителей органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, партий и иных общественных объединений, религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей, научных центров, поступающие в Конституционную комиссию; участников совещания представителей субъектов РФ, проходившего в Верховном Совете РФ с 25 мая по 3 июня 1993 г.; Конституционного совещания, а также предложения иных совещательных органов.

В постановлении Верховного Совета от 4 июня предусматривалось: проект Конституции опубликовывается Верховным Советом и выносится на всенародное обсуждение сроком на 3 месяца; соответствующие предложения граждан РФ учитываются Конституционной комиссией в едином проекте Конституции РФ; в месячный срок после всенародного обсуждения проект согласовывается между Президентом, Конституционной комиссией, Верховным Советом, субъектами РФ; окончательно согласованный проект публикуется для всеобщего ознакомления и на основании ст. 110 Конституции выносится на Съезд народных депутатов, «созываемый 17 ноября 1993 года для принятия этого проекта в первом чтении» (п. 7) .

Открытием 5 июня 1993 года пленарного заседания Конституционного совещания конституционная реформа вступила в решающую фазу. Началась работа над проектом Конституции, закрепляющим вошедшие в нашу жизнь такие политические и юридические институты, как частная собственность, Федеративный договор, президентская власть, конституционный контроль, многопартийность. Результатом этой работы, как тогда отмечалось на Конституционном совещании, должен был стать документ, гарантирующий единство страны и стабильность общественной жизни, ликвидирующий конституционную основу для политических кризисов. «Надо построить российскую государственность, — подчеркивалось Президентом на Конституционном совещании, — государственность свободы, государственность права, государственность процветания.» Переходом к такой демократической государственности могли быть только конституционные реконструкции органов представительной власти, создание выверенного баланса между законодательной и исполнительной властью, реальный федерализм как важное условие единства российского государства и широкое местное самоуправление как компонент стабильности.

9 стр., 4017 слов

Франция: конституция 1958 года и ее особенности

... в силе. В течении почти 10ти лет после того, как вотировали Конституцию, в судах Франции не было единого мнения о ... то процедура ратификации или принятия такого соглашения должна быть отложена до соответствующего изменения конституции. Одновременно в конституции содержится норма (ст. ... Кроме этих, формальных условий в законе от 1 июня 1958 г. содержались требования по существу: всеобщее голосование ...

Заключение (выдержка)

Конституции РФ, принятая 12 декабря 1993 г., стала пятой в истории Российской Федерации. Новая Конституция в любом государстве, как правило, знаменует существенные изменения в жизни общества, подведение итога предшествующему развитию, определяет качественно новый этап в истории страны, утверждение новых концепций и переосмысление прежних.

В конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века начался процесс глубоких изменений в политической и социально-экономической системе нашего общества, была осознана необходимость формирования подлинно федеративных отношений. Одной из форм юридического закрепления новых общественных реалий стали принятые всеми союзными республиками, входившими в состав СССР, Декларации о суверенитете, которые зачастую не только закрепляли за ними статус самостоятельных государств, но и фиксировали многие другие фундаментальные перемены. Россия в принятой 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете, в частности, провозгласила суверенитет РСФСР на всей своей территории, построение демократического правового государства в составе обновленного Союза ССР, предусмотрела необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, краев и областей РСФСР, а так же право народов на самоопределение в избранных ими национально государственных и национально культурных формах.

Последовавшие затем серьезные экономические и социальные преобразования в России свидетельство вали о кардинальной перемене самой модели дальнейшего развития страны. Возникла необходимость подготовки такой Конституции, которая сочетала бы гарантии государственной и экономической целостности России с разнообразными традициями ее многонационального народа, создала бы правовые пред посылки для оформления в России демократического конституционного строя, основанного на господстве права, позволила бы стране воспринять ценности и тенденции развития современной мировой цивилизации при учете своего исторического и культурного опыта, стала бы основой сплочения общества на базе новых правовых ориентиров и принципов.

В декабре 1993 г. в России была принята принципиально новая Конституция, в которой были учтены прогрессивные идеи конституционализма. Она стала выражением социального компромисса в расколотом обществе, наметила путь от гражданского общества к правовому государству, обозначила начало перехода от номинального конституциализма к реальному. Она провозгласила страну демократическим федеративным правовым государством, основанным на принципах государственной целостности, распространения суверенитета России на всю ее территорию, разграничения предметов ведения и соответствующих полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, единства экономического пространства и системы органов государственной власти, равноправия субъектов Федерации. Конституция закрепила многоукладность экономики, права человека и социальные обязательства государства, утвердила разделение властей, парламентаризм, независимость судебной власти, многопартийность и идеологический плюрализм, стала надежным фундаментом правовой системы российского государства.

8 стр., 3862 слов

Правовое положение собственности Российской Федерации и российских ...

... федеральной собственности, находящейся за рубежом, определяется как российским законодательством, так и законодательством страны места нахождения имущества, а также международными договорами РФ. В отношении находящейся за рубежом российской государственной собственности следует различать собственность Российской Федерации (федеральную собственность) и собственность субъектов Федерации, а ...

Конституция РФ — это результат большой совместной работы представителей федеральных и региональных органов государственной власти. В ее создании активно участвовали также представители общественных объединений, предпринимательских кругов, видные юристы, была использована и конституционная практика регионов России.

Вместе с тем принятие новой Конституции страны — кульминационный, но отнюдь не завершающий этап реформ национальной экономики, общества и государства, создания соответствующей новым потребностям России правовой системы. Действующая Конституция РФ является скорее идеальной моделью социально-экономического и политикоюридического бытия, требующей своего наполнения.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/prinyatie-konstitutsii-goda/

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 2009. № 237

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000.

3. Андрусенко Л., Антипова Н. Конституционный сдвиг // Политический журнал. 2005. № 4.

4. Витрук Н.В. О социально-правовой сущности и легитимности Конституции Российской Федерации 1993 года // Российское правосудие. 2008. № 2.

5. Демидов В.Н. Конституция РФ и единство конституционно-правового пространства Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. № 6.

7. Конституционное законодательство России / Под общей ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Городец: Формула права, 2009.

8. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Том 1. М.: Юрид. лит., 1995.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации М.: Юрайт – Издат, 2006.

10. Конституционное право России: / Под ред. И.М. Степанова. М., 2008.

11. Кутафин О.Е. Российский конституционализм М.: НОРМА, 2008.

12. Медушевский А.Н. Российская модель конституционных преобразований в сравнительной перспективе // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 2 (43).

13. Митюков М.А. К истории Конституции Российской Федерации 1993 года // Право и политика. 2005. № 4.

14. Станских С.Н. Кому не выгодна история создания российской Конституции? // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 5.

15. Шаблинский. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989 — 1995 гг.).

М., 1997.

16. Шахрай С.М. Потенциал Основного закона не исчерпан // 10 лет Конституции Российской Федерации: Материалы межвузовской научно-практической конференции (5 декабря 2003 г.).

М., 2004.