Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике Украины большое значение играет реформация отношений собственности, появление новых видов собственности, что будет способствовать развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования, благодаря чему появится возможность преодолеть тяжелейший экономический кризис, в котором находится Украина.
Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации: традиционный, «трудовой», «субъектный», «западный». Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – «не навреди!». Но также существует еще 6 принципов приватизации. Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Это и определило важность и актуальность рассматриваемой темы.
Цель курсовой работы – рассмотрение приватизации и её особенностей в Украине.
Задачи курсовой работы – изучение объективной необходимости и сущности приватизации, анализ методов и моделей
В развитии цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
В истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Мировой опыт говорит о множестве задач, решаемых с помощью приватизации предприятий. Сюда можно отнести повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях. Для пост социалистических стран немаловажным является развитие многоукладной экономики, становление социальной базы нового общественного строя – широкого среднего класса.
Цели и результаты приватизации собственности в России
... рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие: приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка; система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться ... предприятий, долей (паев, акций) государства и местных органов в капитале АО. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные ...
Особое внимание следует уделить исследованию участия иностранных инвесторов в приватизационных процессах. Постсоциалистические страны по-разному относятся к участию иностранных инвесторов в процессах приватизации. Некоторые делают ставку на передачу национальной собственности в собственность нерезидентов, другие, наоборот, стараются ограничить участие иностранцев в разгосударствлении экономики. Мировой опыт убеждает, что внесение прямых иностранных инвестиций через покупку или приватизацию происходит чаще, чем создание новых предприятий. После окончания массовой приватизации залогом поступления иностранного капитала в страну становятся успехи рыночного реформирования. Страны Центральной и Восточной Европы проводят их постоянно и последовательно, поэтому объем поступлении иностранного капитала в них значительно выше, чем в Украине.[12]
Большой интерес для Украины
- повышение производительности труда путем усиления конкуренции и разрешения фирмам получать ссуды на рынке капитала;
- ограничение кредитных требований государственного сектора;
- решение проблемы выплаты процентов государственному сектору;
- ограничение государственного вмешательства в дела предприятия;
- расширение форм собственности на средства производства;
- перераспределение доходов.
Методы реализации концепции приватизации сводились к продаже или безвозмездной передаче государственного имущества. Иногда проводились конкурентные торги акциями, иногда определенная часть акций резервировалась для рабочих предприятия. Основными покупателями являлись финансовые структуры. Индивидуальные вкладчики имели лишь 23,1 % всех акций. Практиковался и выкуп предприятий менеджерами и работниками. Мелкие вкладчики и работники предприятий получали льготы при приватизации, как по сумме платежей, так и по срокам. При продаже предприятий происходило резервирование 10 % акций для работников предприятий и пенсионеров. Однако впоследствии безвозмездная передача имущества оказалась несостоятельной. Процесс приватизации можно разделить на несколько этапов:
Государственное регулирование отношений собственности. Программы ...
... (акций) в капитале акционерных обществ (товариществ); продажу имущества предприятия, сданного в аренду с правом выкупа; безвозмездную передачу. В процессе приватизации значительная часть акций приватизируемых предприятий осталась в собственности государства. Следовательно, многие предприятия ...
- 1979 — первая половина 1984 г. — состоялся процесс малой приватизации;
- лето 1984 — осень 1987 г. — осуществлялась приватизация, заключавшаяся в расширении круга владельцев акций;
— 1988—1989 гг. — активно проводилась продажа коммунального хозяйства с акцентом усиления конкурентных начал в отрасли. По степени достижения поставленных целей приватизация в Великой Британии оценивается как успешная. Отличительные черты британской модели
приватизации, которые были порождены не идеологией, а практикой,
платность (или возмездность) и постепенность. Эти и другие особенности
британского опыта не являются чем-то специфическим, а потому были переняты многими странами.
Франция показала образец высоких темпов и объемов приватизации в короткие сроки. То, что было сделано в Англии за б лет, во Франции сделано за 14 месяцев. Она ставила задачу изменить роль госсектора в национальной экономике. Программа приватизации была рассчитана на 5 лет. За 14 месяцев (с 1986 г.) было приватизировано 15 крупных компаний, контролировавших более тысячи предприятий. Приватизацию осуществляло Министерство экономики, сочетая централизованное регулирование и рыночные рычаги. Принятие гибкого законодательства обеспечило Министерству экономики возможность проводить процесс приватизации по схеме: иностранным инвесторам — не более 20 %; стабильным акционерам — 15-30; персоналу приватизируемых компаний — 10 % предложенного капитала. Значителен сам принцип французской приватизации, основанный на методе создания автономных центров принятия решений в лице крупных предприятий, независимых от государственного аппарата. Формируя «твердые ядра» стабильных акционеров, сыгравшие ключевую роль в организации новых независимых структур, государство оградило себя от малейшего риска, который мог бы появиться, если бы эта организация опиралась на рыночные механизмы. Результаты второй волны приватизации были встречены французской общественностью сдержанно и получили неоднозначную оценку, хотя общий доход от ее проведения с лета 1993 по осень 1994 г. составил 110 млрд франков. Во Франции приватизация означала простое перераспределение прав собственности между субъектами хозяйственных отношений в рамках сложившейся рыночной системы, сопровождавшееся некоторым усилием роли частного капитала в экономике. Внешними объективными факторами успеха приватизации в Англии и Франции явились развитие биржевого рынка, обуздание инфляции и большой объем сбережений домашних хозяйств.[8]
Приватизация государственной собственности
... имущества государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России, и другие случаи отчуждения, указанные в законе. Законодательство о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными ...
Рассмотрим приватизацию на примере Японии. Если обратиться к условиям, на фоне которых развернулись процессы дерегулирования и приватизации в этой стране, то, во-первых, следует отметить необходимость «удешевить» государственное управление; уменьшить раздутые бюджетные субсидии и административные расходы; повысить эффективность в отраслях, находящихся под чрезмерной опекой и контролем правительства; добиться общего оживления экономики. Во-вторых, начиная с 70-х годов наблюдается стремительное развитие новой техники и технологии, в первую очередь, в сфере информатики и других областях. В результате сформировалась техническая основа для проникновения новых компаний в отрасли, бывшие ранее сферой естественной монополии или олигополии. В-третьих, начиная с 70-х годов интенсифицировались международные связи в таких формах, как перемещение людей, товаров, капиталов и информации, и еще яснее стала необходимость устранения препятствующих этому правительственных ограничений в рамках отдельных стран. В этих условиях в Японии в 80-е годы были созданы органы, подчиненные непосредственно премьер-министру: Временная комиссия по делам администрации (1981-1983 гг.), Временный совет по осуществлению административной реформы (1983-1987 гг.) и Новый совет по проведению административной реформы (1987-1990 гг.), которые разработали смелые предложения по приватизации государственных предприятий и ослаблению прямого регулирования. Приватизация государственных компаний ставила своей главной целью повышение эффективности. Руководство крупнейших государственных предприятий в поисках путей повышения эффективности решало следующие задачи:
- добиться того, чтобы самостоятельно
определять размеры вознаграждения своих сотрудников и формировать у них стимулы к труду;
- получить право свободно действовать в других сферах и переводить в них своих постоянных работников.
Эти задачи можно было реализовать в результате приватизации. Среди методов приватизации можно выделить: создание системы самостоятельных подразделений, которая расширила сеть реализации; проникновение в новые сферы бизнеса, создание дочерних предприятий, разделение информационной службы; освоение новых видов услуг; снижение издержек, принятие принципа вознаграждения по способностям.[13]
Особое внимание следует обратить на методы приватизации, связанные со снижением издержек. Они характеризовались сокращением персонала, повышением эффективности капитальных вложений, закупок оборудования и материалов, мобилизацией финансовых средств, а также рационализацией неприбыльных подразделений. Эти преобразования явились результатом повышения внутренней заинтересованности после приватизации. Сейчас трудно дать всестороннюю оценку проведенной приватизации, поскольку, несмотря на усилия по повышению эффективности, сохраняется еще много нерешенных задач, но можно с уверенностью сказать, что она уже принесла хорошие плоды. Огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходима приватизация.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.[1]
«Приватизация в России»
... государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, ...
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими: 1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций.[4]
Также непосредственными целями приватизации являются: сокращение задолженности государственного сектора; развитие рынка; стимулирование предпринимательства; формирование слоя мелких и средних собственников; расширение индивидуальных свобод; развитие народного капитализма; ослабление профсоюзов.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности
Приватизация может осуществляться на основе: бесплатной передачи собственности; выкупа предприятий на льготных условиях; продажи акций; сдачи предприятий в аренду; продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.
Формы приватизации в развитых странах: продажа предприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций государственных предприятий менеджерами; продажа акций работникам предприятий; распространения акций предприятия среди населения; сдача государственных предприятий в аренду; заключение контракта на управление предприятием. [11]
Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.