Реализация права

Содержание скрыть

Большинство правовых норм предназначены для их непосредственного применения в различных формах в законном поведении юридических лиц. Однако существуют и иные правовые нормы. По своей природе права и обязанности, предоставляемые ими, могут возникать у определенных лиц не только на основании их собственных желаний и воли, но и только на основании их собственных действий.

Появление таких прав и обязанностей в каждом случае требует издания уполномоченным государственным органом (судом, административным органом) авторитетного индивидуального акта, касающегося конкретного лица (постановление, судебное решение, акт о браке).

Эта деятельность государственных органов называется правоохранительной.

Правоприменение либо предшествует созданию правоотношений, либо обеспечивает их реализацию. Без нормативных актов индивидуального характера, исходящих от компетентных государственных органов, иногда невозможно устранить возможные препятствия на пути реализации закона, а также применить меры государственного принуждения (санкции) в отношении тех, кто нарушает положения правовых норм.

Таким образом, необходимость применения правовых норм для реализации содержащихся в них положений возникает в следующих случаях:

  • Когда предусмотренные в норме субъективные права и обязанности таковы, что они не могут возникнуть для отдельных лиц в результате их односторонних действий, а требуют для них появления соответствующего индивидуального авторитетного акта государственного органа;
  • Когда факт совершения уголовного преступления существует и необходимо устранить его последствия или назначить наказание.

Реализация права

Проблемы применения права всегда были в центре внимания судебной практики, но это не облегчало их решение. Напротив, проникновение в этот процесс, его всесторонний анализ ставил перед учеными все более сложные задачи.

Социально-политический аспект имеет первостепенное значение в проблеме правоприменения — насколько полно и адекватно закон выражает волю, потребности, чаяния народа, иными словами, в какой степени он является легитимным. Соответствует ли закон подлинным устремлениям, потребностям, интересам членов общества, оправдывает ли он их ожидания — этот вопрос имеет решающее значение. Чем выше легитимность закона, тем успешнее и полнее его осуществление.

Формирование верховенства права требует уважения к закону, права, строгого соблюдения норм права. В связи с этим теоретические проблемы правоприменения приобрели особое практическое значение. Необходимо анализировать деятельность по реализации закона в различных аспектах, так как путь от создания закона до реализации его положений в реальном поведении людей очень сложен и зависит от многих факторов.

13 стр., 6404 слов

Теория прав собственности и организационно-правовые формы бизнеса

... является теория прав собственности и организационно-правовые формы бизнеса. Предметом курсовой работы является особенности права собственности как важнейшего института экономической системы в России, а также многообразие организационно-правовых форм бизнеса и их трансформация. Информационной и теоретической базой ...

Право в любом его проявлени

Объект исследования, Предмет исследования, Цель курсовой работы, Задачи данной курсовой работы:

  • Дать общую характеристику реализации правовых норм,
  • Указать теоретические и правовые характеристики различных форм реализации правовых норм,
  • Характеризовать правоприменение как особую форму реализации правовых норм,
  • Показать актуальность проблемы правовых пробелов и рассмотреть возможности их устранения.

Концепция и виды правоприменения

Реализация сформулированного в законе закона обусловлена не только принудительной властью государства, но и его собственной властью.

Сила закона

Реализация права

Реализация объективного закона

В конечном итоге, реализация закона означает достижение полного соответствия между требованиями норм по выполнению или воздержанию от выполнения определенных действий и суммой фактически выполненных действий.

Так, согласно нормам, регулирующим индивидуальную предпринимательскую деятельность, прежде чем заняться такой деятельностью, граждане должны:

  • Получить разрешение;
  • Уплатить государственную пошлину за документ о разрешении;
  • Получить свидетельство о регистрации;
  • Получить патент.

Только эти действия, а не их эквиваленты, и только в их совокупности, означают выполнение требований закона. Именно благодаря осуществлению закона достигается результат, к которому стремится законодательная власть и который, по ее мнению, должен привести к конструктивному завершению. Реализация последнего выходит за рамки реализации закона. Юриста интересуют только действия, требуемые законом.

Применение права как процесса можно охарактеризовать с объективной и субъективной сторон.

Объективно —

Субъективная сторона

Реализация не происходит, если даже одно из обязательных условий нарушено.

Реализация права всегда относится только к законному поведению лиц, то есть в соответствии с положениями закона. В одном случае это активные позитивные действия (использование права или выполнение обязанности), в другом — бездействие субъектов (воздержание от противоправных действий).

Следовательно, законное поведение субъектов общественных отношений реализует норму закона, а незаконное — нарушает ее.

Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обусловлено рядом обстоятельств:

  • Положением того или иного субъекта в общей системе правового регулирования, его отношением к правовым нормам.
  • Форма внешнего проявления законного поведения.

Классификация форм реализации правовых норм осуществляется по различным основаниям.

2 стр., 876 слов

Процесс реализации международно-правовых норм

... применимы ко всем международно-правовым нормам. Они содержат: основополагающие правила, относящиеся к реализации международного права; подтверждение непосредственного действия норм международного права; условие, что в ... механизма государства и другие субъекты данной отрасли права (комиссии, комитеты, судебные органы) обсуждают реализацию норм международного права и стратегию совместного ...

С позиции уровня (глубины) реализации положений, содержащихся в нормативных актах, можно назвать три формы :

Имплементация общих положений,

Имплементация (вне правовых сделок

Имплементация в конкретных правоотношениях

В зависимости от предмета применения закона можно выделить две формы:

  • Индивидуальный;
  • Коллективный .

Некоторые требования не могут быть реализованы никаким иным образом, кроме как объединиться и действовать в качестве коллективного юридического субъекта.

По внешнему проявлению различаются активные и пассивные формы правоприменения. В зависимости от характера влияния государства на поведение субъектов различают добровольное и принудительное правоприменение.

В зависимости от характера действий субъектов различают степень их активности и направленность, соответствие, внедрение, использование и применение.

Соблюдение правовых норм происходит тогда, когда субъекты не совершают действий, запрещенных законом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение закона происходит незаметно и обычно не регистрируется. Поэтому его правовая природа не проявляется четко. В этой форме вводятся запретительные нормы.

Исполнение правовых норм происходит тогда, когда субъекты выполняют возложенные на них правовые обязательства. В этих случаях они действуют активно. В этой форме реализуются обязательные правовые нормы. Например, пассажир в общественном транспорте, оформив билет, выполняет юридическое обязательство — платит за проезд, т.е. выполняет норму закона.

Использование правовых норм — когда субъекты по своему усмотрению добровольно пользуются предоставленными им правами. В отличие от соблюдения и правоприменения, которые касаются выполнения запретов и юридических обязательств, эксплуатация — это совершение действий, разрешенных законом.

Эти три формы реализации, в ходе которых правовые нормы непосредственно реализуются действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами прямого применения закона. Многие, но не все правовые нормы реализуются в таких формах.

Соблюдение

При этом субъекты воздерживаются от противоправных действий, то есть соблюдают требования правовых норм. С юридической точки зрения поведение человека может быть как законным, так и незаконным, а также безразличным с юридической точки зрения.

Соблюдение правовых норм

Особенности этой формы реализации заключаются в следующем:

  • Это, в основном, пассивная форма поведения субъектов — воздержание от совершения противоправных действий;
  • Это наиболее общая и универсальная форма правоприменения, охватывающая все без исключения индивидуальные и коллективные субъекты — от рядовых граждан до президента, от низших структур до парламента и правительства;
  • В основном это касается юридических запретов;
  • Это происходит вне конкретных юридических сделок;
  • Это происходит в основном естественным образом, обычно незаметно и никак не записывается.

Исполнение

  • В этом процессе уполномоченные выполняют возложенные на них обязанности, функции и полномочия, устанавливая тем самым соответствующие правовые нормы. Отличительной особенностью этой формы является то, что она применяется в первую очередь к обязательным нормам;
  • В отличие от первой (пассивной) формы, включает в себя активные действия субъектов;
  • характеризуется определенным императивом, властью, поскольку несоблюдение правовых норм может повлечь за собой санкции;
  • в большинстве случаев принудительные действия, в отличие от первых, так или иначе фиксированы, формализованы.

Например, молодой человек призывного возраста должен выполнять свои обязанности по службе в армии, если нет льгот и отсрочек; граждане должны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, выступать в суде в качестве свидетелей в ответ на вызов в суд; прокурор обязан отреагировать на нарушение закона, выдать ордер на арест преступника, если он совершил преступное деяние, а суд должен вынести обвинительный приговор, если виновность преступника доказана; следователь обязан совершить все необходимые процессуальные действия в ходе расследования преступления преступника. В этом случае осуществление должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и их обязанностью.

7 стр., 3473 слов

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИГРАФА В РОССИИ

... в силу закона, регулировавшего оперативно-розыскную деятельность в РФ (далее ОРД), ситуация с правовыми аспектами применения полиграфа в ... человека и гражданина – обязанность Государства». Вместе с тем, Основной Закон России утверждает, что «осуществление прав и свобод человека и ... Безопасности по СПФИ ввела основные методы и гуманистические нормы. Ею, в частности, было установлено, что:  полученная ...

Пользование

Пользование

  • В повседневной жизни люди постоянно осуществляют различные правовые;
  • В повседневной жизни люди постоянно совершают различные юридически значимые и разрешенные законом действия, вступают в определенные правоотношения друг с другом и с организациями и учреждениями, заключают различные виды гражданско-правовых сделок и договоров (продают, покупают, вступают и уходят, женятся, разводятся и т.д.).

Такие действия не требуют специальных разрешений от компетентных органов — достаточно того, что они санкционированы самим законом.

В то же время, в некоторых случаях для того, чтобы гражданин мог в полной мере и свободно осуществлять свое право, необходима помощь (содействие) указанных органов или должностных лиц (например, гражданин не может назначить себе пенсию, получить квартиру, оформить зарплату, подать паспорт, поступить в университет, освободить его от занимаемой должности, или, например, оформить завещание, доверенность и т.д.).

Она требует «вмешательства» со стороны соответствующих органов, структур и организаций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение закона как особая форма его применения

Закон является публичным актом

При реализации правовых норм не только соблюдаются, исполняются и применяются, но и применяются уполномоченными органами и должностными лицами в отношении соответствующих вопросов, фактов и событий.

Гипотеза любой правовой нормы точно указывает на условия, обстоятельства ее применения. В связи с особой значимостью данной формы обращения за юридической помощью для адвокатов (судей, прокуроров, следователей), а также для других сотрудников государственного аппарата, стоит рассмотреть ее отдельно и более подробно.

4 стр., 1689 слов

Толкование норм права понятие и виды по субъектам

... курсовой работы были поставлены такие задачи: раскрыть понятие толкования норм права и актов, в которых оно выражено, показать его значение для современного государственно-правого механизма, провести классификацию видов толкования, рассмотреть приемы и способы толкования норм права. 1. Понятие и виды толкования норм права ...

Для лучшего изучения процесса правоприменения необходимо определить понятие «применение права». Существует несколько подходов к определению этого понятия.

В правовой доктрине под применением права традиционно понимается авторитетная индивидуально-правовая деятельность, направленная на разрешение судебных дел. Как необходимая форма государственно-властного индивидуально-правового регулирования определяет правоприменение Ю. С. Решетов.

По мнению В. В. Лазарева, правоприменение — это особая форма правоприменения, которая сочетает в себе черты других форм и проявляется в деятельности компетентных органов, направленной на содействие реализации норм, адресованных другим субъектам. Правоприменение отличается от других форм правоприменения своей целью, видом осуществляемой деятельности и формой, в которой она осуществляется.

Правоприменение необходимо в тех случаях, когда правовая норма не может быть реализована без авторитетной помощи государственных органов.

Такие случаи могут быть следующими:

  • Когда необходимо формально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина умершим или пропавшим без вести в суде);
  • Когда речь идет о применении санкций.

Посредством применения закона государство в своей деятельности выполняет две основные функции:

  • Организация реализации правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;
  • Защита и защита закона от нарушения.

Исходя из этого, в литературе выделяются две формы правоприменения: оперативно-исполнительная и правоприменительная.

Оперативно-распорядительная форма правоприменения

Применение закона является вторым по значимости фактором после законодательства, и в определенных социальных условиях оно не менее важно, поэтому существенно влияет на правовое регулирование, именно в процессе влияния закона на общественные отношения (хотя мы не будем упускать из виду негативный эффект, который может возникнуть в случае произвольного индивидуального регулирования).

Применение закона является одной из форм государственной деятельности, направленной на реализацию правовых норм в жизни.

Правоохранительная деятельность —

«Правоохранительная деятельность

Правоприменение

Правоприменение является производным по своей природе, так как оно обеспечивает исполнение закона третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и применения других норм. Поэтому правоприменение — это сложная правоприменительная деятельность.

Правоприменение напрямую связано с эффективностью законов и других нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель — упорядочить отношения между людьми и их объединениями, придать им организованный и стабильный характер.

В то же время сам процесс применения закона должен проходить в строгих рамках законности, исключая произвол, самоуправство, бюрократию, бюрократическую волокиту, тем более — взяточничество, вымогательство, откаты. Чиновники часто создают искусственные препятствия, для преодоления которых требуется «награда». Известно, что современный российский государственный аппарат сильно страдает от коррупции.

3 стр., 1378 слов

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти

... государственной исполнительной власти является исполнение законов и подзаконных нормативных актов, осуществление организационно-управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Президенту, Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти ...

Характерные особенности правоприменения следующие:

  • Специальный субъект — специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо).

    В исключительных случаях это может быть государственный орган (например, профсоюзы уполномочены правительством применять некоторые нормы трудового законодательства);

  • Носит правительственный характер;
  • Это деятельность по выдаче индивидуальных специфических рецептов;
  • Действует как форма управленческой деятельности государства;
  • Осуществляется в определенных процедурных формах: Порядок применения закона регулируется специальными (процессуальными) правовыми нормами. Правовая система имеет целые процессуальные ветви — гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
  • Это сложный, поэтапный процесс;
  • Она носит творческий характер;
  • Результаты правоприменения оформляются индивидуальным правовым актом, актом правоприменения.

Вышеуказанные особенности показывают специфику правоприменения и достаточно четко выделяют его из первых трех форм правоприменения — соблюдения, исполнения и применения. Следует только помнить, что, как мы уже отмечали, осуществление права часто требует и «вмешательства» соответствующих правообладателей, но оно носит характер содействия, участия в осуществлении гражданского права, поскольку без него субъект просто не может воспользоваться возможностью, предусмотренной законом (например, уйти с работы, выйти замуж, заняться предпринимательской деятельностью).

В целом, в трех вышеупомянутых формах это право осуществляется добровольно, без принуждения.

Субъекты правоприменения

Применение норм права означает осуществление власти, зачастую принуждение, санкции и наказания. Правоохранительная деятельность осуществляется только специальными субъектами. Поэтому обычные граждане не могут применять нормы права, то есть не могут осуществлять власть, они не наделены такими прерогативами, хотя этот момент в литературе не оспаривается.

Так, по словам М.С. Строговича, гражданин, задержавший на улице хулигана и доставивший его в милицию, якобы тем самым применил к нему правовую норму. Аналогичным образом, ученый, который передает в дар государству свою научную библиотеку или другое ценное собрание, например, коллекцию картин, применяет соответствующую правовую норму.

Но правда ли это? Нам кажется, что в первом случае гражданин выполнял свой гражданский долг, во втором — использовал свое законное право передавать любую вещь в дар любой организации или лицу. Здесь нет элемента власти.

Граждане не являются субъектами правоприменения, так как государство не разрешило им заниматься этой деятельностью. Однако это не умаляет роли граждан в правоохранительной деятельности. Нередки случаи, когда правоохранительная деятельность осуществляется по их инициативе.

Одной из важнейших особенностей применения закона, отражающей его властно-государственный характер, является то, что только специальные (компетентные) органы могут применять правовые нормы.

13 стр., 6119 слов

Нормативно-правовой акт как источник права

... правовой акт как источник права. Юридическая сила нормативных актов Нормативно-правовые акты - это властное предписание государственных органов - субъектов правотворчества, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановления, инструкцию и др.). Нормативно правовой акт ... современной России. Результатом правоприменительной деятельности нередко является выработка ...

Применение права всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений, которые в литературе называются правоприменительными отношениями. Правовой статус участников таких отношений варьируется.

Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему полномочиями в этих конкретных отношениях, он обязан использовать их для удовлетворения не собственных интересов, а интересов других участников правоотношений в направлении определенной жизненной ситуации.

Субъектом правоприменения является активный участник правоприменительных отношений, уполномоченный государством, который играет ведущую роль в развитии и движении этих отношений к решению конкретной жизненной ситуации путем акта применения.

Задачами правоохранительных органов являются содействие, обеспечение выполнения правовых норм, привлечение к ответственности в случае нарушения правовых норм и др.

Деятельность правоохранительных органов связана со специальными методами решения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и навыков. Учитывая это, государство выделяет специальные субъекты и наделяет их полномочиями по осуществлению такой деятельности.

В том числе:

  • Государственные органы (суд, прокуратура, полиция и т.д.).

  • Должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.).

  • Некоторые общественные организации (дружеские суды, профсоюзы).

Последние, в целях активизации участия масс в управлении государственными делами, наделены в правовой сфере некоторыми государственно-властными функциями по применению закона. В этом случае государство делегирует некоторые из своих полномочий по решению вопросов индивидуальной значимости определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам, потребительской кооперации), и эти полномочия, модифицированные в определенной степени, не теряют своих властных авторитарных качеств.

Одним из субъектов правоохранительной деятельности являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел, которые наряду с прокуратурой и судом входят в число субъектов процессуального правоприменения, руководствуются принципом гласности в установленной законом процессуальной форме и приводят в действие особый механизм, состоящий в реализации процессуального права, подведомственности его субъектов при наличии определенных правовых фактов, порождающих уголовно-процессуальные правоотношения.

Применение норм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении этими органами процессуальной деятельности в предусмотренных законом направлениях и формах, в организации деятельности других участников процесса в соответствии с предоставленными им законом полномочиями и функциями, в применении, при необходимости, процессуальных принудительных мер.

Процедуры работы органов внутренних дел регулируются правилами Уголовно-процессуального кодекса. Степень регулирования правоприменительной деятельности других государственных органов, таких как административные органы и государственные служащие, всегда намного ниже, чем у следственных органов.

Высокая степень регулирования деятельности органов внутренних дел объясняется тем, что в своей деятельности они должны соблюдать последовательную реализацию законности, тщательное и всестороннее расследование обстоятельств дела, неукоснительное соблюдение прав личности, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

11 стр., 5470 слов

Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел

... разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Электронный ресурс. Режим доступа. http://ru.wikipedia.org/wiki/Юрисдикция Тема моей курсовой работы — административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел. Я ставлю задачей ...

Целью правоохранительной деятельности является не удовлетворение личных потребностей сотрудников правоохранительных органов, а потребностей и интересов общества в целом. Поэтому правоприменение имеет повышенное социальное значение по сравнению с другими формами правоприменения.

Этапы правоохранительной деятельности

Структура правоприменительной практики рассматривается в литературе по нескольким аспектам: во-первых, как процесс и составляющие правотворческой деятельности, во-вторых, как система правоотношений, формирующих содержание правоприменительной деятельности, в-третьих, как специфические элементы правоприменительной практики описываются в литературе В. К. Бабаева, Н. Н. Вопленко и В. Я. Люшин проанализировал. Отсутствует также консенсус по количеству этапов правоохранительной деятельности.

Как правило, различают четыре этапа.

Установление фактической основы дела

Требование релевантности

Достоверность доказательств

Определение правовой основы

Принятие решения

Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной части, которая содержит вышеуказанную информацию и решение по делу; описательной части, в которой излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения; аргументированной части, которая содержит оценку доказательств, правовую квалификацию дела и ссылки на соответствующее законодательство; заключительной части, которая формулирует решение и степень юридической ответственности по делу.

Обеспечение соблюдения закона.

Концепция и виды правоприменительного законодательства.

Официальной формой и результатом правоприменительной деятельности являются акты правоприменения, в которых фиксируются решения компетентных органов по конкретному правовому вопросу.

Такое разнообразие действий характеризуется определенными особенностями, а именно:

Акт о применении закона —

Акт о применении закона

Акт применения закона

Акт о применении закона

Акты правоприменения имеют некоторые общие черты с законами и нормативными актами:

  • Являются письменными актами — документами;
  • Исходят от государства;
  • Имеют обязательную юридическую силу (влекут за собой правовые последствия и находятся под защитой государства).

В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные спецификации общего характера, то содержание законодательных актов — это индивидуальные спецификации полномочий (определяемые как субъектами, так и их правами и обязанностями).

5 стр., 2457 слов

Уголовно-правовое значение способа совершения преступления для ...

... служебной деятельности правоохранительных органов. Задачи работы: дать понятие способа совершения преступления, изучить роль способа совершения преступления при квалификации преступления; провести анализ основных способов совершения преступления. Глава 1. Общая характеристика способа совершения преступления 1. 1. Понятие способа совершения преступления Способ совершения преступлений — это ...

С учетом вышеизложенного можно сформулировать концепцию правоприменения.

Правоприменительный акт

Основные требования, предъявляемые к актам применения, таковы:

  • Строго в соответствии с нормативно-правовыми актами, на основании которых они издаются;
  • Выдается в пределах компетенции правоохранительного органа или должностного лица;
  • Содержит подробное и исчерпывающее описание рассматриваемого дела;
  • Имели все реквизиты, необходимые для официального оформления правовых актов (название правового акта, время и место его принятия, наименование органа, выдавшего правовой акт, наличие соответствующей печати, подписи и т.д.).

Существуют различные виды актов о применении законодательства. Поэтому их можно классифицировать (делить на группы) по разным причинам:

  • По субъектам, которые их принимают, можно различить: Акты государственных органов и общественных организаций; правовые акты органов исполнительной власти">акты органов власти и исполнительной власти; акты высших органов власти и управления и органов местного самоуправления; акты судебных, правоохранительных, надзорных и контрольных органов; индивидуальные и коллегиальные;
  • По содержанию общественных отношений и применяемым к ним правовым нормам правоприменительные акты следует разделить на нормативные и правоприменительные.

Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

Нормативные акты

Законодательные акты

По своему правовому значению правоохранительные акты делятся на основные и вспомогательные. Основными актами являются акты, содержащие заявление, выражающее окончательное решение по делу (решение, судебный приказ).

Вспомогательными актами являются акты, содержащие указания, которые готовят к изданию основной акт или направлены на его осуществление (различные акты надзора и контроля, следственные акты);

  • Оперативная часть содержит окончательное заключение органа исполнительной власти, указание на последствия, вытекающие из закона и акта правоприменения. Приказ о принудительном исполнении вступает в законную силу в целом, а не только в оперативной части. Все компоненты неотделимы друг от друга. Однако каждый из них имеет относительно самостоятельное значение;

Исполнительные акты

Что касается предмета правового регулирования, то проводится различие между уголовными, гражданскими, процессуальными и материально-правовыми актами;

В зависимости от того, какие правовые последствия влекут за собой акты применения (а это правовые факты), их можно разделить на:

  • Правообразующие, правоизменяющие и правоустанавливающие. Эта классификация является относительной, поскольку одно и то же действие может вызвать все указанные последствия;
  • В отношении группы лиц, к которой применимы эти действия, проводится различие: общая действительность и индивидуальная действительность;
  • Определение эффективности исполнительного акта связано с определением целей принятия такого акта, результатов его применения, адекватности результатов целям и неизбежных затрат. Правоохранительный акт является полностью эффективным, если все его цели, как краткосрочные, так и долгосрочные, достигаются с минимальным ущербом для общества, с низкими экономическими затратами, в оптимальные периоды времени.

Реализация — Жизнь закона

Законы создаются для практического применения с целью достижения целей, на которые надеялся законодательный орган. Иначе в этом учреждении не было бы смысла. Существует старая поговорка, что «бесполезно писать законы, если они не исполняются». Римские юристы также считали, что бездействие закона хуже, чем отсутствие закона вообще.

Французский мыслитель Шарль Монтескье писал в своем знаменитом произведении «О духе законов»: «Когда я еду в ту или иную страну, меня интересует не то, хорошие ли законы, а то, как они соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются повсюду». Звучит очень современно и актуально.

Простое принятие все новых и новых правовых норм само по себе не может дать желаемого социального эффекта, необходимо стремиться к их дальнейшей реализации, логическому конечному результату, реальному влиянию на регулируемые отношения. Невозможно понять истинную сущность закона, абстрагируясь от всего процесса, то есть в статическом состоянии, но только в динамике, движении, развитии. Только жизнь, действующий закон имеет значение.

Можно иметь самое совершенное законодательство, красивые, мудрые законы, но если они никем не воспринимаются и не исполняются, все превратится в серию добрых пожеланий; усилия законодателей, законодательных органов будут напрасны. Закон сильный не из-за его абстрактных достоинств, а из-за его реального, положительного эффекта.

Мертвые, дисфункциональные законы никому не нужны, потому что они не приносят никакой пользы. Сегодня в России есть много необходимых и важных законов, указов, правительственных решений и других правовых актов, но проблема в том, что они не работают эффективно или даже не работают вообще.

Причин тому много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, недостаточно развитое правовое сознание, моральный и правовой нигилизм, общая дикость, высокий уровень преступности, вседозволенность, экономические трудности и др.

Если тот или иной нормативный правовой акт окажется чуждым правовому сознанию народа, если он не воспринимает этот акт как «свой», то он обречен на бездействие. То же самое относится и ко всей правовой системе. Это не значит, что каждый закон должен угождать каждому.

Исполнение

Важно то, что в каждом случае цели, поставленные законодателем, достигаются. Само собой разумеется, что имплементация закона ассоциируется только с законным поведением, независимо от мотивов: незаконные действия, преступления не могут служить средством реализации правовых норм.

Заключение

Терминологическая работа «Применение как форма реализации права» состоит из трех разделов: первый посвящен понятию и формам реализации права, второй — понятию, вопросам и основным этапам применения права, третий — понятию реализации — жизни права.

Применение права играет важную роль в развитии государства, права и общества в целом.

Мы различаем 4 формы реализации закона — соблюдение, исполнение, использование и применение.

Применение права

Показательным примером правоприменения является деятельность судов. Навязывая решение или принимая постановление суда по гражданскому делу, суд применяет закон, осуществляет свои полномочия, вмешивается в права и обязанности гражданина или соответствующей структуры, тем самым создавая акт правоприменения, на основании которого может быть применено прямое принуждение и сила. Такое же применение закона осуществляется сотрудником ГАИ, когда он наказывает (штрафом) за нарушение ПДД.

Рассматривая различные подходы к пониманию правоприменения, можно выделить основные аспекты правоприменительной деятельности и построить следующее общее определение: Правоприменение — это форма правоприменения, представляющая собой авторитетную деятельность уполномоченных юридических лиц по осуществлению руководящих воздействий на общественные отношения путем опубликования отдельных правовых норм и действий.

Субъектами правоохранительной деятельности являются государственные органы, должностные лица, некоторые общественные организации (дружеские суды, профсоюзы).

Выделяются четыре основных этапа правоохранительной деятельности: Установление фактической основы дела; стадии юридической квалификации; принятия решения по делу; исполнения правоохранительного акта и контроля за правильностью действий сотрудника правоохранительных органов и достигнутыми результатами.

Акты правоприменения служат формальной формой и результатом выражения правоприменительной деятельности, которые классифицируются по большому количеству критериев.

Осуществление является необходимым и основополагающим критерием функционирования действующего законодательства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/realizatsii-prava/

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. — № 237 от 25.12.1994.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Сборник законов Российской Федерации. — 1995 г. — № 32 — ул. 3301.

Научная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/realizatsii-prava/

  1. Алексеев С.С. теория права. — М., 1996.
  2. Анишина В.И. Решения российских судов в системе правового регулирования: некоторые проблемы теории и практики // Государство и право. — 2008 — № 7.
  3. Вопленко Н.Н., Рожнов В.П. Правоохранительная практика: понятие, основные черты и функции: монография, Волгоград;
  4. Анюков С. Г. Проблемы законодательства // Российская газета. — 2009- № 34 (4591).

    — 16 февраля.

  5. Бошно С.В. Прецедент, право и доктрина (опыт социально-правовых исследований) // государство и право. — 2008 — № 4.
  6. Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории права. — N. Новгород, 1993.