Данные сотрудники по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми.
Причем особенно быстро «выгорают» специалисты, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий.
Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду10.
Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, у которых возникает внутриличностный конфликт, связанный с работой, выполнением профессиональных обязанностей и личных взглядов, потребностей и т.д. также внутриличностный конфликт может формироваться под влиянием окружения (например, семьи или коллектива)11.
В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.
В эту категорию попадают люди предпенсионного возраста, а также представители профессий, спрос на которые не очень велик, однако специалистов больше, чем необходимо12.
В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность.
Это такие случаи, когда перед специалистом ставится новая задача и он, в условиях повышенной ответственности и требовательности со стороны руководства берется за нее, осознавая, что пока не вполне компетентен в этом вопросе
В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.
Так, например, представители одной и той же профессии и занимающие одну и ту же должность в таких городах, как Москва и Санкт – Петербург, в большей степени демонстрируют симптомы профессионального выгорания, чем, скажем жители провинциальных городов13.
В-шестых, синдрому профессионального выгорания подвержены представители профессий, где выполнение профессиональных задач определяется строгим регламентом и субординацией.
Это в первую очередь военная сфера, органы ОВД, работники государственной службы. Данная сфера деятельности связана с высокой ответственностью, опасностью, невозможностью варьировать способы реализации конкретных действий и т.д.
Профессиональная деформация юриста и пути ее преодоления
... личности в конкретный момент жизнедеятельности. Профессиональная деформация юристов предстает как многоуровневая система адаптации личности к условиям профессиональной деятельности и как способ активного ... (технических, психологических, физиологических). Важно отметить, что функция самоконтроля подвержена целенаправленному развитию в процессе профессионализации личности. В производственной ...
Данные особенности в большей степени обусловлены требованиями, предъявляемыми к профессии. Однако есть и личностные особенности индивида, способствующие возникновению и развитию синдрома эмоционального выгорания.
К. Маслач следующие выделила факторы, от которых зависит развитие синдрома выгорания 14:
- индивидуальный предел возможностей «эмоционального Я» противостоять истощению;
- самосохраняясь, противодействовать выгоранию;
- внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;
- негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистерсс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.
То есть, некоторые люди в большей степени предрасположены к возникновению и развитию у них данных симптомов, нежели другие.
Однако некоторые психические и личностные особенности обеспечивают лучшую сопротивляемость организма и психики негативным факторам. Существуют определенные качества и способности, которые помогают человеку противостоять возникновению и развитию симптомов профессионального выгорания.
Итак, меньше подвержены риску возникновения данных симптомов люди, которые следят за своим здоровьем, занимаются спортом, чередуют нагрузки и отдых.
Из личностных характеристик помогают противостоять развитию профессионального выгорания такие качества, как оптимизм, высокая адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность, высокий уровень социального интеллекта, сопротивляемость стрессу, адаптивность и гибкость. Способствует также преодолению трудностей коммуникабельность, открытость, уверенность в своих силах, мотивация успеха и т.д.15
Глава 2. Специфика проблемы профессионального выгорания в деятельности медицинских работников
2.1. Особенности профессиональной деятельности медицинских работников
Медицинские работники часто вынуждены сталкиваться с различными внештатными и экстремальными ситуациями, которые требуют незамедлительных решений и четко скоординированных действий. От этого зачастую зависит жизнь больного человека, которому они оказывают медицинскую помощь.
Данные ситуации обладают высокой степенью стресогенности и конфликтогенности, при этом большое значение имеет поведение человека — специалиста: типологические особенности характера, тип поведения в конфликтной ситуации, степень эмоциональной устойчивости и т.д.
Необходимо отметить, что, как и по отношению к любой другой профессии, существуют разработанные профессиограммы врачей и медицинских сестер.
В данных профессиограммах указываются определенные личностные характеристики, как способствующие эффективному выполнению профессиональных задач медиков, так и препятствующих этому.
Исходя из этих профессиограмм, можно составить психологический портрет медика – специалиста, определить его основные черты характера, которые будут способствовать эффективным выполнениям профессиональных задач, а также выявить те характеристики, которые наоборот, будут мешать оказывать профессиональную своевременную медицинскую помощь пациенту.
Изучение индивидуальных особенностей сотрудников пожарной службы ...
... деятельности. Была сформирована значительная сеть учебных и научных учреждений, которые позволили создать кадровую и научную базу пожарной охраны. Все это положительно повлияло на статус профессии пожарного, подняло ее социальный уровень ... Особенности профессии пожарного. 1.1. Исторический аспект становления профессии пожарного. В России профессия пожарного ... стремление к моральному удовлетворению от ...
Итак, мы возьмем общие характеристики, свойственные как врачам, так и медицинским сестрам (братьям), которые желательны с точки зрения выполнения профессиональных задач, и которые являются препятствием для оптимального взаимодействия.
Итак, в таблице 1 представлены основные характеристики профессии «врач» («медсестра»)16:
Таблица 1
Классификационная карточка профессии «врач» (медсетсра)
Наименование профессии
Доминирующий способ мышления
Область базовых знаний и их уровень (знания по общеобразовательным дисциплинам)
Область базовых знаний по специальным предметам и их уровень
Профессиональная область
Межличностное взаимодействие
Доминирующий интерес
Дополнительный интерес
Условия работы
Врач, медсестра скорой помощи
Адаптация – анализ
высокий теоретический уровень знаний естественных наук (биология, физика, химия)
Медицина, средний уровень (практическое использование знаний)
Здравоохранение, медицина
Частое по типу «вместе»
Исследовательский
Социальный
В помещении и вне помещения, мобильный
Любая деятельность сопровождается эмоциональными переживаниями, которые оказывают огромное влияние на систему оценок своих действий индивидом. В этом плане становится важным и оценка своей профессиональной деятельности врача.
В этой связи необходимо рассмотреть те качества и способности, которые обеспечивают успешность выполнения профессиональной деятельности в профессии врача17:
- высокий уровень развития произвольного внимания, а также таких его свойств как переключение, концентрация и распределение (способность обнаруживать даже незначительные проявления симптомов заболевания);
- хорошо развитая словесно-логическая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для данного заболевания);
- способность анализировать факты и логически мыслить;
- тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;
- ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур;
- быстрота реакции;
- психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки и работать в напряженных условиях;
- способность к самоконтролю;
- вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли).
Личностные качества интересы и склонности людей, отдающих предпочтение данной профессии: терпеливость и выдержанность; доброжелательность; ответственность; аккуратность; тактичность; оптимистичность; внимательность; чуткость; готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; бескорыстность добросовестность
Качествами, препятствующими эффективности профессиональной деятельности в данной профессии, являются безответственность, невнимательность, эгоистичность; ригидность; эмоциональная неуравновешенность; жестокость; брезгливость; нетерпимость; рассеянность18.
Традиции и новаторство в профессиональном обучении
... и задачи работы: Цель работы — рассмотреть традиции и новаторство в профессиональном обучении. Объект исследования — система общего профессионального образования. Предмет исследования — традиции и инновации в современной системе профессионального образования. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1.Исследовать традиции и инновации в ...
Таким образом, если специалист обладает большинством «ресурсных» для данной профессии качеств, то эффективность выполнения им своих профессиональных обязанностей будет высока. И наоборот, чем больше в поведении будут проявляться нежелательные для данной профессии личностные характеристики, тем сложнее будет специалисту работать в данной сфере с достаточной эффективностью.
Конечно, требования, представленные в профессиограмме, абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.
Если личностные и профессиональные характеристики медицинского работника соответствуют профессиональным требованиям, то такой специалист способен эффективно выполнять поставленные перед ним профессиональные задачи, реализовываться в профессиональной деятельности как личность и как профессионал. Если же характеристики конкретного медика мало соответствуют профессиональным требованиям, то такому работнику труднее выполнять свои профессиональные обязанности, ему необходимо прилагать больше усилий, он имеет меньше возможностей для личностной и профессиональной самореализации. В этом случае у работника постепенно накапливаются негативные переживания, и формируется синдром профессионального выгорания.
2.2. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование синдрома профессионального выгорания у медицинских работников
По роду своей деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса, к которым относятся вредные химические вещества и биологические агенты, взаимодействие с токсичными лекарственными веществами, ионизирующие излучения, шум, вибрация, канцерогены, высокое нервно-психическое напряжение, вынужденное положение тела во время работы, перенапряжение анализаторных систем и т.д.
Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности. К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается на медицинском персонале, относятся:
- большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию;
- повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;
- ответственность за жизнь и здоровье других людей;
- производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.
По мнению Г. Робертса, сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Также западные специалисты подчеркивают, что это проявляется как в профессии и деморализация, нарастающая склонность к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также в ухудшении состояния психического здоровья практикующих врачей, снижении устойчивости браков среди медиков, развитии склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя. Эти явления возникают из-за продолжительного рабочего стресса и неудовлетворенности работой, которые, в свою очередь, могут быть главной детерминантой снижения качества медицинской помощи19.
Профессиональные врачебные ошибки, пути их предупреждения
... ошибок. Иногда ошибки в деятельности врача исключить невозможно. Но страшна не столько сама ошибка, сколько неумение сделать из нее выводы. Для настоящего специалиста ошибка всегда очень болезненна. Следовательно, анализ врачебных ошибок ... А это приводит к распространению болезни в хозяйстве. Это тоже профессиональное преступление врача. Среди специалистов ветеринарной медицины случаются, к ...
Причины выгорания медиков западные исследователи видят в социальной сфере и культуре. Фрагментарность и расслоение общества, снижение доступа к общественным, так и семейным ресурсам предъявляют все более высокие требования к работе специалистов, диктуя вместе с тем необходимость помощи и изменений. В то же время, специалисты здравоохранения находятся под неусыпным общественным вниманием; они пребывают в трудном положении, обладая все меньшей властью, становясь одновременно все более подотчетными.
А. роберст, Аллен и другие исследователивыделяют следующие признаки и симптомы выгорания врачей.
Во-первых, изменения, проявляющиеся в поведении: врач часто смотрит на часы; усиливается его сопротивление выходу на работу; откладывает встречи с больными; часто опаздывает (поздно приходит и поздно уходит); утрачивает творческие подходы к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность учреждения; увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); утрачивает способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям.
Во-вторых, изменения, касающиеся эмоциональной сферы: утрата чувства юмора или юмор «висельника»; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность.
В-третьих, появляются изменения и в образе мыслей: все более упорные мысли о том, чтобы оставить работу; не способен концентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение к больным; негуманное отношение к больным, менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием.
И в-четвертых, изменения, связанные со здоровьем: нарушенный сон; частые, продолжающиеся длительное время незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость усталость и истощение на протяжении целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья20.
К профессиональным факторам выгорания относится работа с определенными группами больных. К таким группам относятся люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, новорожденные, психически больные, лица, употребляющие психоактивные вещества, и пациенты с агрессивным и угрожающим поведением.
Отечественные психологи проводили исследование показателей эмоционального выгорания у врачей-стоматологов и их ассистентов, которое показало наличие у медицинских работников таких ощущений, как «загнанность в клетку», «тревога и депрессия, расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей, «личностная отстраненность» («деперсонализация), психосоматические и вегетативные нарушения21.
Порядок заключения и изменения трудового договора
... правовым регулированием института трудового договора. Предметом являются нормы трудового права, регулирующие вопросы заключения, изменения и расторжения трудового договора. Цель работы — выявить сущность такого института трудового права, как трудовой договор, проанализировать условия и порядок его заключения и изменения. I. Понятие договора В Конституции РФ ...
Таким образом, чем значительнее эмоциональное истощение и чувство безысходности, эмоционального тупика, чем сильнее чувство неудовлетворенности работой и собой, которое порождает столь сильное ощущение личностной тревоги, проявляющееся и вне профессиональной деятельности, тем более выраженным у профессионала оказывается снижение эмоционального фона, проявление равнодушия к субъекту деятельности (пациенту).
Чем выше степень истощения, тем заметнее стремление профессионала избегать мыслей или контактов с пациентами.
Также, чем сильнее у профессионала ощущение, что эмоционально он уже не может помочь субъектам своей деятельности, тем больше он пытаётся облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат, и тем ярче это проявляется в поступках специалиста в сфере общения; отмечается полная или частичная утрата интереса к субъекту профессиональной деятельности.
Исследования показали, что степень выраженности синдрома профессионального выгорания выше у ассистентов врачей и у среднего медицинского персонала, чем у самих врачей.
Это связано с такими факторами, как более выраженная зависимость от вышестоящих по должности медицинских работников и пациентов; более низкий, по сравнению с врачами, социальный статус и меньшее финансовое вознаграждение; более жесткий график работы, а результаты их труда скрыты и не оцениваются в полной мере пациентами.
К более высокому выгоранию склонны врачи государственных учреждений, нежели частно практикующие медики. Это, скорее всего, связано с различиями в системе оплаты и организационными условиями работы данных групп специалистов.
В зарубежной и отечественной психологии много исследований посвящены профессиональному выгоранию медицинского персонала среднего звена (медсестер).