Соотношение прав человека и прав наций, народов

  • права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства;
  • права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении.
  • При этом авторы расширяют указанный принцип и охватывают понятием высшей ценности не только человека, его права и свободы, но и обязанности7. На наш взгляд, это является обоснованным, поскольку права, свободы и обязанности являются взаимными, предопределяют существование друг друга. Обязанности также можно рассматривать как одну из гарантий прав и свобод. Обязанности также являются высшей ценностью, так как определяют характер взаимоотношений между человеком и государством. Таким образом, рассматриваемое положение закрепляет требование к установлению обязанностей человека. При определении их объема и характера необходимо обозначить границу необходимого и достаточного, целесообразного и справедливого в их закреплении. Данное положение наряду с правами и свободами также должно ограничивать чрезмерное вмешательство государства в межличностные отношения. «Защита» обязанностей должна проявляться в создании условий, обеспечивающих возможности их должного исполнения.

    Понятие правового статуса личности не должно рассматриваться только в качестве сугубо юридической конструкции. Оно отражает складывающиеся социальные взаимосвязи, закономерности общественного развития и взаимодействия различных субъектов права. Оно также раскрывает характеристику государства на том или ином этапе исторического развития, основы его взаимодействия с обществом и человеком. Это также раскрывает внутреннюю взаимосвязь конституционных положений, закрепляющих основы конституционного строя России. Провозглашение Российской Федерации демократическим правовым социальным государством предполагает и определенный подход к закреплению правового статуса личности, к взаимодействию человека и государства. Правовой статус не является неизменным. Он зависит от формы государства, сложившегося социального уклада жизни, культуры. Он также определяется материальной основой жизнедеятельности, существующими политическими отношениями, способами проведения реформ. Оказывают воздействие и нравственно-психологические факторы.

    11 стр., 5361 слов

    Право как мера свободы личности

    ... свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц,выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограни­чивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство. «Право ...

    Положение о том, что человек является высшей ценностью, четко не определяет субъекта, к которому оно обращено. Из дальнейшего содержания ст. 2 Конституции РФ8 можно сделать вывод, что оно установлено для государства, а равно для всех органов государственной власти и их должностных лиц. В частности закрепляются такие обязанности государства, как признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина.

    Признание (в его юридическом значении) означает закрепление в законодательстве всего объема прав и свобод, предусмотренного международно-правовыми стандартами в области прав человека и обусловленного неотъемлемым, естественным характером основных прав и свобод. Соблюдение прав и свобод требует от государства и его органов и должностных лиц:

    • а) воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы;
    • б) создавать фактические и юридические условия для реализации прав и свобод.

    Защита прав и свобод предполагает деятельность специализированных органов государства по восстановлению нарушенных прав и осуществлению превентивных мер, препятствующих их нарушению.

    При этом можно сказать, что такие же обязанности налагаются и на все общество в целом, и на отдельного человека. Рассматриваемое положение, таким образом, предполагает и характеристику общества в качестве гражданского, в котором каждый человек осознает свою ценность и ценность другого.

    Глава 2. Теоретические основы соотношения прав человека и прав народов и наций (этносов)

    В 1972 г. известный французский юрист К. Вазак назвал коллективные права составной частью прав человека и отнес их к «третьему поколению прав человека». Согласно его концепции, первое поколение прав (гражданские и политические права) есть наследие Великой французской революции, идеи Великой Октябрьской социалистической революции способствовали установлению прав второго поколения (социально-экономических и культурных прав), коллективные же права, права народов, «права солидарности» стали утверждаться благодаря усилиям развивающихся стран, расширившим представления о правах и свободах человека. При этом К. Вазак отмечал, что «формулируемые, по существу, как индивидуальные «права солидарности» по определению могут осуществляться только коллективно, «посредством согласованных усилий всех факторов общественной жизни, т.е. индивида, государства, публичных и частных объединений и международного сообщества»9.

    Перед современным правом (вернее, обществом, государством) стоит сложная задача, заключающаяся в том, чтобы обеспечить реализацию «прав на солидарность», и индивидуальных, и коллективных, установив взгляд на вторые как на действенный механизм реализации первых и на человека как на конкретную социально-этническую сущность, а не абстрактно понимаемого индивида. Особенности геокультурного и политического развития, сложившиеся традиции позволяют говорить, что российскому обществу и праву эта задача под силу: «…евразийские народы строили общую государственность, исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни.

    Провозглашение прав народов в международных нормативных актах дало импульс для их исследования в научно-теоретических работах. Одним из вопросов, не получивших однозначного решения, является соотношение прав человека и прав народов. Так, Р.А. Мюллерсон полагает, что третье поколение прав человека можно назвать правами человека и правами народов, поскольку они содержат в себе права всех людей: на мир, здоровую окружающую среду, прогрессивное социальное и экономическое развитие конкретного общества и всего мирового сообщества. Отсюда делается вывод о том, что права третьего поколения принадлежат как каждому отдельному человеку, так и каждому народу и человечеству в целом10. Согласно данному выводу применительно к рассматриваемому нами праву у каждого человека есть право на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами и естественными богатствами своего народа, что представляется абсурдным в плане его реализации.

    11 стр., 5481 слов

    Права, свобода і обов’язки людини і громадянина

    ... якщо при цьому не порушуються права і свободи інших людей. Підвалини реальності прав і свобод людини та громадянина полягають в тому, що права та свободи гарантуються державою і не ... з оточуючим світом, походження держави і права, ідеї справедливості як критерію поведінкових норм людей. Досліджуючи поняття «гарантій прав і свобод людини та громадянина», виокремлені і систематизовані ознаки, ...

    Е.А. Лукашева утверждает, что «права народов не являются правами индивидов, а принадлежат коллективу людей, образующих народ или нацию, и не могут быть реализованы отдельной личностью. В процессе реализации прав народов каждое отдельное лицо, входящее в состав того или иного народа, используя свои права и свободы (свободу слова, печати, собраний, право участвовать в выборах и т.п.), выражает свое отношение к тому или иному вопросу. Мнение большинства, выраженное таким образом, и составляет волю всего народа»11.

    Сегодня все еще ждет своих исследователей вопрос о закономерностях соотношения статуса социальных общностей, их учреждений с социально-правовым статусом личности, представителем которых она выступает. Один из аспектов этой проблемы — вопрос о статусе личности как члена общественного объединения, трудового коллектива и т.д., вопрос о сочетании, гармонизации общественных и личных интересов. Малоисследованным является вопрос о соотношении прав, свобод, законных интересов и обязанностей индивида и этноса, народа, представителем которого он является. В эту же группу входят вопросы прав национальных меньшинств, коренных (аборигенных) малочисленных народов, прав граждан в муниципальных образованиях.12

    Причинами происходящей в отечественной юридической литературе дискуссии о различии прав человека и прав гражданина служат не только закрепление категории прав человека в международно-правовых документах и известное отставание в прошлом конституционного законодательства в закреплении основных прав и свобод личности, но и недостаточная разработанность (а подчас и элиминирование отдельными авторами) онтологических аспектов прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности. Ясно одно: права человека — это не только нормативные установления государства, но и явления различных форм общественного сознания. Поэтому права человека в качестве идей, представлений определенных социальных общностей, их притязаний к государству и обществу в целом существуют задолго до их правового, нормативного закрепления в актах государства. Закономерности бытия прав, свобод и обязанностей человека во всем их многообразии подлежат дальнейшему более углубленному исследованию.

    В последние годы все чаще в литературе подвергается сомнению либо отрицается универсальный характер прав человека и гражданина13. Так, В.А. Максименко приходит к выводу, что концепции прав человека и гражданина в виде естественно-правовых, позитивных и иных теорий являются продуктом социально-культурного развития западного общества, европейской философско-правовой мысли и предметом европейского (романо-германского и англосаксонского) законодательства. А потому западноевропейская концепция прав человека и гражданина не может быть универсальной. Нет универсализма и в практике закрепления и реализации прав человека в отдельных государствах западной культуры. Идею прав человека в ее западном истолковании, продолжает Максименко, нельзя абсолютизировать, превращать в средство идеологической борьбы, политического давления на те государства, где возможны иные воззрения на отдельные права человека и практику их реализации, на соотношение индивидуального и коллективного, на соотношение прав и обязанностей личности в обществе и государстве. Процесс глобализации не может служить оправданием универсализации прав человека, так как естественным (неотчуждаемым) правом каждого народа, этноса является право на родной язык, самобытную культуру, собственный образ жизни. Поэтому нормы о правах и свободах человека должны отвечать требованиям конкретного общества, могут быть многовариантно выражены. Универсальными могут быть признаны только те права личности, которые, как верно отмечает Максименко, «отвечают на назревшие социальные проблемы, учитывают культурное своеобразие, религиозные традиции и верования, опыт, накопленный предшествующими поколениями, нравственные устои общества»14.

    4 стр., 1586 слов

    Жилая (бытовая) среда и ее влияние на здоровье человека

    ... Ягупова Екатерина Михайловна 1 Жилая (бытовая) среда и ее влияние на здоровье человека. Жилая среда — условия жизни в жилых помещениях, комплексное, межотраслевое понятие, включающее физико-химические, ... физических, химических и биологических факторов, воздействующих на человека и способных оказать влияние на его здоровье. Для полного восстановления сил человека, потраченных в процессе умственного и ...

    Бехруз Хашматулла, рассматривая особенности трактовки прав мусульман и прав немусульман в условиях исламской цивилизации, отмечает, что есть в ряде мусульманских государств попытки модернизации исламского видения прав человека на основе Общей исламской декларации прав человека (1981 г.), Каирской декларации прав человека в исламе (1990 г.) и Арабской хартии прав человека (1994 г.).

    Однако их реализация в исламских государствах сопряжена с большими трудностями15.

    В сомнениях либо в прямых возражениях против универсализации прав человека есть объективные основания. Это, во-первых, различие культур (цивилизаций), в которых человек воспитан, мыслит и действует (исламская, буддийская, иудейская и др.); во-вторых, существенное различие социальных условий, в которых живут народы разных стран, регионов и континентов; в-третьих, агрессивность вплоть до применения военной силы со стороны отдельных стран, прежде всего США, в навязывании собственного понимания свободы, демократии и прав человека; в-четвертых, взаимное неуважение национальных и конфессиональных ценностей в условиях иммиграционных процессов16.

    Вряд ли можно считать, что каталог прав и свобод человека, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а также в международных пактах о правах человека (1966 г.), основан лишь на европейских ценностях. Ведь не случайно региональные акты (Американская конвенция о правах человека (1969 г.), Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.), Арабская хартия прав человека (1994 г.)) воспроизводят основные положения Всеобщей декларации прав человека и международных пактов о правах человека. Естественно, они учитывают и особенности своих культур, что не исключает иную интерпретацию тех или иных международно-правовых норм о правах человека. Конечно, есть расхождения, подчас серьезные, между тем, что провозглашается в международно-правовых и региональных актах, и реальной действительностью (например, в положении женщины в мусульманских странах, «неприкасаемых» в Индии, тех, кто исповедует государственную религию и кто ее не исповедует, и т.д.).

    10 стр., 4755 слов

    Клиника развития лучевых поражений человека при различных условиях ...

    ... веществ. Для условий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными авариями, характерны острые радиационные поражения: острая лучевая болезнь и ... Гр (800 рад) уже могут проявиться луче­вые повреждения. В 1945 году сотни тысяч мирных жителей японских ... и промышленными радиоактивными источниками. Действие радиации на организм человека К ионизирующим излучениям могут быть отнесены электромагнитные ...

    Прогресс состоит в постепенном сближении в понимании и реализации универсальных основных прав личности в условиях любой культурной цивилизации, чему, естественно, способствуют процессы глобализации в экономической и иных сферах жизни и иммиграция, обмен культурными ценностями, решение глобальных проблем, связанных с борьбой с международным терроризмом, наркобизнесом, природными и техногенными катастрофами. Должно быть продвижение вперед по пути общественно-гуманистического прогресса, а не назад под лозунгом отстаивания традиционных ценностей, якобы расходящихся с тем или иным пониманием добра и зла. Совершенно справедливо отмечает Лукашева, что недопустимо форсирование процесса восприятия тех международно-правовых норм о правах человека, которые противоречат культуре отдельных стран и регионов мира, необходимо уважать иное мироустройство, не пытаться изменить его путем насильственного насаждения общедемократических, подчас ложно понимаемых, стандартов прав человека, важен постоянный диалог цивилизаций, постепенность и длительность процесса усвоения, приживания универсальных норм и ценностей, что открывает путь к сохранению богатства и многообразия мира17.

    Глава 3. Конституционное закрепление прав народов, коллективных этнических прав

    Этнонациональное развитие периода глобализации в высокой степени подвержено кризисным явлениям. В центре социальной напряженности в первую очередь оказались вопросы, касающиеся национальной идентификации, перспектив развития этничности, способов обретения независимости, взаимодействия различных этнонациональных и конфессиональных сообществ. Этнические аспекты глобализации приобретают все большую значимость. В особенности это касается сохранения естественного культурного многообразия, самобытности, этнического самоутверждения (и не только политического).

    Сложность решения этих задач связана с действием множества факторов. Во-первых, этнические общности не обладают достаточным для их осуществления потенциалом: в большинстве своем они бесправны, не имеют традиционных факторов национальной мощи (территории, большой численности, высокого уровня развития и т.д.), более подвержены негативному воздействию факторов глобального развития и вследствие этого менее конкурентоспособны. Во-вторых, этнонациональные интересы являются периферийными после международных, геополитических и государственных, они неправомерно приравниваются к националистическим, и потому их содержание все больше сводится к реализации индивидуальных культурных потребностей. В-третьих, сфера этнонациональных отношений не отличается полноценной и качественной правовой регламентацией. Неурегулированность в этой области опасна тем, что она ведет к хаотизации отношений, усилению конфликтности, расширению возможностей для принятия односторонних решений. Отстаивание этнонациональных интересов, сохранение самобытности в таких условиях — это прежде всего защита самих этнических общностей, а она невозможна без установления минимума прав народов. Известно, что реализация базовых потребностей человека требует создания необходимых социальных условий, в качестве которых и выступают индивидуальные права. Таким же образом и коллективные права явятся социальным условием, столь необходимым для сохранения и развития этнических сообществ и их культур.

    11 стр., 5002 слов

    Реализация прав и свобод человека и гражданина в современном обществе

    ... задачи: сформулировано понятие прав и свобод человека и дана их классификация; изучены особенности реализации прав и свобод человека; осуществлен анализ основных личных прав и свобод человека; изучены социально-экономические, культурные права и свободы человека. Предметом исследования являются права и свободы человека в современном мире. Методологическую основу ...

    В мире насчитывается до 10 000 этнонациональных групп, и нельзя отрицать за ними право на достойное существование, сохранение собственной культуры, право жить и развиваться сообразно собственной жизненной формуле. Последнее имеет особое звучание в условиях глобализации. Проблема сохранения и развития народов является, по существу, центральной темой глобализации. Ее решение невозможно как без обеспечения безопасного соразвития разных народов, стран, цивилизаций, так и без защиты и сохранения национальной идентичности. Игнорирование этнической составляющей, предопределяющей не только своеобразие этнокультур, но и особенности экономической, политической, социальной деятельности народов, подрывает их жизненный потенциал. Поэтому утверждение принципа этничности в условиях глобализации не только возможно, но и необходимо.18

    Современные преобразования повышают значимость института прав человека в сохранении и развитии его духовно-творческого потенциала как важнейшего компонента общей стратегии выживания. Однако защитить этноиндивидуальность человека, его право быть национально выраженным и разделять исконные ценности посредством только института прав человека в условиях глобализации становится все труднее. Главная причина заключается в том, что реализация индивидуальных культурных прав не позволяет сохранить уникальность самой культуры. Для этого необходима защита самих этнических групп как носителей самобытных культур, что требует установления соответствующих прав народов. Только это обеспечит реальное многообразие стилей жизни и придаст истинный смысл свободе выбора индивида в вопросах самоидентификации. С другой стороны, растущая индивидуализация, социальная фрагментация повышают значимость механизмов социальной интеграции, ревальвируют ценности социальной солидарности, сплоченности, сотрудничества, т.е. того, что лежит в основе прав народов. Постепенно приходит осознание необходимости того, что индивид должен развиваться сообразно сложившемуся социальному и культурному контексту, а индивидуальные права и свободы — дополняться взаимной ответственностью отдельных индивидов, социальных групп, став органичной частью системы прав и обязанностей.19