Страхование ответственности

Курсовая работа

Страхование ответственности – отрасль (класс) страхования, где в качестве риска выступает ответственность физического или юридического лица за имущественный вред перед третьими лицами (физическими или юридическими), который может быть причинен действиями, в том числе профессиональными, со стороны страхователя.

Через страхование возмещается имущественный вред, причиненный третьим лицам. Сам страхователь при этом не освобождается от уголовной или юридической ответственности за причиненный ущерб третьим лицам. Различают страхование ответственности по закону (обязательное) и в силу договорных обязательств (добровольное).

Гражданская ответственность носит имущественный характер.

1. Понятие страхования ответственности

по закону

Принято различать страхование гражданской ответственности, страхование профессиональной ответственности качества продукции, экологическое и др. В первом случае речь идет о страховых правоотношениях, где объектом страхования является гражданская ответственность. Это предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего (третьих лиц), удовлетворения его за счет нарушителя.

имущественный

Страхование профессиональной ответственности

По условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации к блоку страхования ответственности относятся следующие виды:

  • страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
  • страхование гражданской ответственности перевозчика;
  • страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности;
  • страхование профессиональной ответственности;
  • страхование ответственности за неисполнение обязательств;

— страхование иных видов ответственности (при котором объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованное лицо), связанное с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный им третьим лицам).

2. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств

Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся количественным ростом дорожно-транспортных происшествий, объективно требует организации страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Механическое транспортное средство – автомобиль, мотоцикл, мопед – выступает источником повышенной опасности, которая может причинить имущественный вред участникам дорожного движения (водителям и пешеходам).

19 стр., 9482 слов

Страхование гражданской ответственности

... вследствие случайной профессиональной ошибки могут причинить вред своим пациентам (клиентам), не связана с имуществом. Поэтому страхование такой ответственности удобнее рассматривать в отдельной теме. Чтобы предъявить иск по гражданской ответственности, необходимо ...

В большинстве зарубежных стран, а также и в Российской Федерации страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств носит обязательный характер.

лимита ответственности страховщика.

Страховщик освобождается от ответственности произвести выплату, если будет установлено, что причинение имущественного вреда третьим лицам обусловлено умыслом потерпевшего и/или страхователя (преступный сговор).

Аналогично страховщик освобождается от ответственности произвести выплату, если будет установлено, что имущественный вред возник из-за проявления непреодолимой силы, военных действий. Ограничения или отказ в выплате будут иметь место, если страховщик установит причинно-следственную связь между фактом имущественного вреда и обстоятельствами несанкционированного использования (эксплаутации) автотранспортного средства.

Особую группу международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств составляет соглашение о Зеленой карте. Система международных договоров о Зеленой карте получила свое название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотношение. В 1949 г. был подписан Договор о Зеленой карте между 13 странами – участницами. В настоящее стремя число участников расширяется и составляет 31 страну. Страны – участницы Договора о Зеленой карте приняли на себя обязательства признавать на своей территории страховые полисы, т.е. Зеленые карты, выписанные за рубежом.

Государства бывшего СССР, где нет обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, не входят в систему Зеленой карты. Для получения Зеленой карты необходимы заявление страхователя, водительские права и документы на транспортное средство.

Основным элементом системы Зеленой карты являются национальные бюро стран – участниц. Через эти бюро организуется контроль за наличием страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в международном автомобильном сообщении. Как правило, этот контроль осуществляется на оборудованных пограничных переходах. Национальные бюро совместно со страховыми компаниями внутри страны и за рубежом решают вопросы урегулирования заявленных претензий третьих лиц по фактам страховых случаев. Национальные бюро объединены в Международное бюро Зеленой карты (со штаб-квартирой в Лондоне), которое координирует их деятельность. В РФ продажу Зеленых карт осуществляют Ингосстрах, Росгосстрах и другие страховые компании.

3. Страхование гражданской ответственности перевозчика, Перевозчик

Страхование гражданской ответственности перевозчика ориентировано на имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя (транспортной компании) за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам и иным третьим лицам (например, грузополучателям).

При страховании гражданской ответственности потерпевшим физическим и юридическим лицам выплачивается денежное возмещение в суммах, которые были взысканы по гражданскому иску в пользу потерпевших в случае причинения им увечья или смерти и/или гибели или повреждения их имущества в результате страхового события.

20 стр., 9642 слов

«Уголовная ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда ...

... умышленное причинение легкого вреда здоровью – ст. 115 УК; причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113 УК РФ), при превышении пределов необходимой обороны (ст. 114 УК РФ), причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности ...

гражданской авиации

Под вредом понимают смерть, телесное повреждение или ущерб, нанесенный имуществу третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него лица или предмета.

Вопросы страхования гражданской ответственности авиаперевозчика регулируются нормами международного воздушного права, в частности, Римской конвенцией о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, в которой участвует и Россия. По договору страхования ответственности перевозчика страховщик оплачивает суммы, которые страхователь (т.е. авиаперевозчик) обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесение телесных повреждений или причинение ущерба имуществу третьих лиц в результате страхового события, связанного с действием воздушного судна или выпадением из него какого-либо лица или предмета. Аналогично проводится страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, а также за сохранность груза.

морском транспорте

На страхование принимаются обязательства судовладельца, связанные с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, членов судового экипажа, лоцманов, грузчиков в порту и т.п. Кроме того, объектом страхования здесь выступают обязательства, связанные с причинением вреда имуществу третьих лиц. В перечень имущества входят другие суда, грузы, личные вещи членов экипажа, пассажиров и иных лиц, портовые сооружения (причалы, портовые краны, средства навигационный безопасности в акватории порта и др.)

К числу рисков, принимаемых на страхование, также относятся обязательства:

  • связанные с причинением вреда окружающей среде (например, от разлива нефти в результате кораблекрушения);
  • возникшие из-за претензий компетентных органов (портовой администрации, таможни, карантинной службы), предъявляемых к судовладельцу;
  • по особым видам морских договоров (например, договор спасения судна, терпящего бедствие, договор буксировки судна, севшего на мель и др.);
  • расходы судовладельца по предупреждению ущерба, уменьшению или определению размера убытка.

взаимного страхования.

автомобильном транспорте

Страхование ответственности автоперевозчика относится к добровольным видам страхования. Однако, в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие, поскольку является дополнительной гарантией для грузовладельца выполнения обязательств, взятых на себя автоперевозчиком.

В договор страхования ответственности автоперевозчика в международном сообщении обычно включаются следующие основные риски:

  • ответственность автоперевозчика за фактическое повреждение и/или гибель груза при перевозке груза и за косвенные убытки, возникшие вследствие таких обстоятельств;
  • ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения служащих (перед клиентами за финансовые убытки последних);
  • ответственность автоперевозчика перед таможенными властями (за нарушение таможенного законодательства);
  • ответственность перед третьими лицами в случае причинения вреда грузам.

4. Страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности

12 стр., 5936 слов

Правовое регулирование обязательного социального страхования ...

... сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному, ... и профессиональной реабилитации застрахованных лиц, нуждающихся в возмещении вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, было утверждено ...

Специфика гражданской ответственности предприятий – владельцев источников повышенной опасности (т.е. тех, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих из-за использования транспортных средств, механизмов электроэнергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.д.) заключается в том, что они всегда несут ответственность за причиненный таким источником вред, кроме случаев, если доказано, что вред причинен в результате умысла потерпевшего или действия обстоятельств непреодолимой силы (когда невозможно ни предвидеть, ни предотвратить действие таких обстоятельств).

Причинение вреда другому лицу является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Лицо, право которого нарушено, приобретает право требования возмещения вреда от лица, виновного в его причинении, в том числе при нарушении вещных прав (объектом которых являются вещи и имущественные права) и нематериальных благ (объектом которых являются жизнь, достоинство личности).

В силу установленного законодательством права потерпевшего на возмещение вреда в полном объеме, а также вследствие возникновения у причинителя вреда обязанности его возмещения у владельца источника повышенной опасности естественным образом появляется имущественный интерес. Следовательно, объектом страхования гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности служит имущественный интерес, связанный с обязанностью владельца этого источника в силу гражданского законодательства возместить вред, причиненный третьим лицам.

страхователь

Договор страхования заключается с целью предоставления финансовых гарантий возмещения вреда, причиненного страхователем потерпевшему. Специфика этого договора состоит в том, что он заключается в пользу третьего лица – потерпевшего. По договору страхования потерпевшему лицу возмещаются убытки, связанные с причинением вреда: повреждение или уничтожение имущества; упущенная выгода; моральный вред; затраты страхователя на ликвидацию прямых последствий аварии и др. Страховым случае здесь является установленный факт возникновения обстоятельства у владельца источника повышенной опасности возместить вред, причиненный потерпевшему в результате использования источника повышенной опасности.

Размер страховой премии по договору зависит от объема принимаемых страховщиком обязательств, перечня страховых рисков, лимитов страховой ответственности, срока страхования.

5. Страхование профессиональной ответственности

Страхование профессиональной ответственности объединяет виды страхования имущественных интересов различных категорий лиц, которые при осуществлении профессиональной деятельности могут нанести ущерб третьим лицам.

Объектом страхования здесь являются имущественные интересы страхователя (например, частнопрактикующего врача, нотариуса), связанные с ответственностью за вред, причиненный третьим лицам в результате ошибки или упущения, совершенных при исполнении профессиональных обязанностей.

Требование к профессиональной деятельности и порядок ее осуществления устанавливаются соответствующими законодательными и нормативными актами. Страхование проводится исключительно в отношении физических лиц, осуществляющих частнуюпрофессиональную деятельность.

17 стр., 8159 слов

Личное страхование граждан и его особенности

... сторон) формах. По объектам страхования различают личное, имущественное и страхование ответственности. Личное страхование - система отношений между страхователями и страховщиками по оказанию страховой услуги, когда защита ... 2010 г.) и др. Личное страхование - важная составляющая формирования финансового рынка, позволяющая, с одной стороны, повысить социальную защищенность граждан, а с другой - ...

Факт наступления страхового случая признается после вступления в законную силу решения суда, устанавливающего имущественную ответственность частнопрактикующего специалиста (страхователя) за причинение морального ущерба клиенту и его размер. Кроме того, страховым случаем может признаваться факт установления ответственности страхователя за нанесение ущерба третьим лицам при досудебном урегулировании претензий, но при наличии бесспорных доказательств причинения вреда частнопрактикующим специалистам.

Договор страхования профессиональной ответственности считается заключенным в пользу третьих лиц, перед которыми частнопрактикующий специалист должен нести ответственность за свои действия при осуществлении профессиональной деятельности.

Сроки выплаты страхового возмещения определяются в договоре страхования. Размер страхового возмещения устанавливается в соответствии с договором страхования и зависит от величины страховой суммы. Например, в РФ в отношении нотариусов, согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате, минимальная стразовая сумма определяется как 100 минимальных размеров заработной платы.

Страховая премия устанавливается из тарифных ставок и зависит от избранной страховой суммы. Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем всей страховой премии, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

6. Страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов (или ответственность заемщиков кредитов)

Такой вид страхования является разновидностью страхования рисков непогашения кредитов. В отличие от страхования риска непогашения кредитов договор страхования ответственности заемщиков кредитов заключается между страховой организацией (страховщиком) и хозяйствующими субъектами (страхователями), получающими кредиты в банке.

Объектом страхования является ответственность заемщика кредита

Страховым событием считается неполучение банком в оговоренный в договоре срок (от 10 до 20 дней) кредита с процентами от кредитозаемщика.

Ответственность страховщика возникает при наступлении страхового случая, т.е. если страхователь (кредитозаемщик) не возвратил банку-кредитору обусловленную кредитным договором сумму по истечении срока платежа, без факта его пролонгации.

Ставки страховых взносов зависят от срока страхования (пользования кредитом), степени риска (платежеспособности заемщика) и др. Страховая сумма устанавливается пропорционально определенному в договоре страхования проценту ответственности страховщика, исходя из всей суммы задолженности, подлежащей возврату по кредитному договору.

Основные Условия страхования ответственности заемщиков за непогашение кредитов в целом аналогичны условиям страхования риска непогашения кредита. Исходя из страховой суммы и установленных тарифных ставок, страховщик определяет страховые взносы, которые должны быть уплачены единовременно. Днем уплаты страховых взносов считается день поступления средств на расчетный счет страховщика.

После выплаты банку-кредитору страхового возмещения к страховщику переходят в пределах выплаченной суммы все права банка по кредитному договору.

Финансовое состояние и платежеспособность заемщика кредита определяются с помощью методик по анализу финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в частности туристских организаций.

3 стр., 1390 слов

Оценка экологического состояния среды и последствий деятельности человека

... (потенциальных) убытков в результате проектирования или проведения мероприятий по защите окружающей среды. Экологический ущерб окружающей природной среде означает фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной ...

7. Страховая защита экологических рисков

подотраслью страхования ответственности

Данное страхование основывается на действующих нормах природоохранного законодательства государств. Его основная цель состоит в том, чтобы покрыть страхователю убытки, связанные с необходимостью возместить третьим лицам ущерб, который они понесли в результате загрязнения окружающей среды, явившего следствием «деятельности» страхователя. При этом страхователями могут быть как юридические, так и физические лица, а в объем страхового покрытия могут входить как прямые, так и косвенные убытки, связанные с причинением вреда здоровью и имуществу третьих лиц, исключая случаи запланированного или преднамеренного загрязнения среды.

Страхование ответственности экологических рисков может быть связано с возможностью очень крупных выплат страхового возмещения за один страховой случай, поэтому в Условиях страхования, как правило, оговаривают предельный размер выплат.

Таким образом, экологическое страхование – это страхование ответственности предприятий, туристской индустрии, туристов и других источников экологического риска за причинение убытков гражданам и юридическим лицам в результате загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование обеспечивает возможность компенсации части причиняемых убытков и создает дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий. Убытком в экологическом страховании считается экономический ущерб, возникающий в результате случайной ситуации, вызвавшей загрязнение окружающей среды, и проявившийся в ухудшении здоровья населения, продуктивности сельского и лесного хозяйства, уменьшении полезности рекреационных ресурсов.

Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (ст. 23) заложены правовые основы введения экологического страхования.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минприроды России и Росгосстрахом были разработаны и утверждены Типовые правила о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации № 04-04/72-6132 от 03.12.92 г. и договор страхования ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среды. В целях усиления роли экологического страхования в прогнозировании, предотвращения и ликвидации последствий аварийного загрязнения окружающей среды Минприроды России выступило с инициативой проведения эксперимента по развитию экологического страхования (приказ Минприроды России от 26 июля 1994 г. № 233) в следующих регионах: Краснодарский край; области – Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Саратовская, Челябинская, Ярославская.

В регионах, участвующих в эксперименте, страховые организации, имеющие лицензию Росстрахнадзора на проведение добровольного экологического страхования, по согласованию с территориальными природоохранными органами могли подготавливать и выносить на утверждение администраций регионов документы, определяющие порядок проведения эксперимента в регионе (включая перечень предприятий и производств, участвующих в региональной системе экологического страхования).

15 стр., 7264 слов

Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных ...

... национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ–загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье ... пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В ... учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов; ...

В настоящее время приняты постановления администраций Краснодарского края, Саратовской, Волгоградской, Ярославской областей о проведении на территории регионов экспериментов по внедрению добровольного экологического страхования.

Задачей экологического страхования должно стать обеспечение финансовой базы превентизации экологических аварий и компенсации убытков третьих лиц. Задача непростая и решается несколькими способами.

В регионе определяется страховое поле экологически неблагоприятных (аварийно-опасных) объектов. Их перечень утверждается в административном порядке, и они включаются в региональную систему экологического страхования. По каждому предприятию рассчитывается потенциально возможный убыток, причиняемый третьим лицам (юридическим и физическим) и производству самого предприятия в результате экологической аварии на нем. На основе величины убытка и вероятной оценки риска экологической аварии по каждому объекту устанавливается ставка страхового взноса. Причем, ставки страховых взносов по страхованию ответственности и страхованию собственных убытков существенно разнятся. Последние могут достигать запретительной величины, чтобы не создавать у страхователя иллюзии экологической безответственности.

Механизм экологического страхования построен на классических принципах страхования – вероятностном распределении случайных событий. Создать модель аварийных экологических ситуаций до сих пор не удается из-за отсутствия сколько-нибудь достоверной, пусть и приближенной, статистики. Надо сказать, что такая задача никогда не ставилась ни перед статорганами, ни перед учреждениями охраны природы. Поэтому до накопления соответствующих данных следует использовать грубые оценки – такие, например, как кратное превышение допустимых норм поступления вредных веществ в окружающую среду.

Одной из острейших проблем страхования – и это касается не только экологического страхования, является определение источника уплаты страховых взносов. Взносы по экологическому страхованию не должны, по крайней мере, на первом этапе, превратиться в еще один налог – экологический.

Рассматривая страховые взносы по экологическому страхованию как средства, направляемые на природоохранные мероприятия, их можно было бы учитывать в зачет части платежей за загрязнение, либо вносить из территориального экологического фонда с пропорционально рассчитанными суммами по предприятиям, включенным в систему обязательного экологического страхования.

Другой путь – включение взносов по экологическому страхованию в себестоимость продукции (работ, услуг) страхователя.

Это приведет к повышенной заинтересованности в экологическом страховании всех участвующих в страховании сторон, и в то же время не повлияет существенно на размер поступлений в бюджет налогов на прибыль.

Следует в этой связи отметить, что принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661, которым утверждены изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость ее, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. В соответствии с этим в себестоимость могут включаться затраты на создание страховых фондов (резервов), в том числе – страхование гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности.

12 стр., 5912 слов

Экологическое страхование

... рассмотрение примера договора ОАО «Промхимпорт». 1. Теоретические основы экологического страхования 1.1 Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде Защита окружающей среды от ущерба требует использования как гражданско-правовых методов, так и ...

Экспериментальные расчеты показывают, что система страхования экологических рисков позволяет компенсировать до 40 % причиняемых убытков при сохранении достаточно высокой финансовой устойчивости страховых операций. К тому же заинтересованность страховщика в получении максимальной прибыли обеспечивает дополнительный мониторинг состояния природоохранного оборудования у страхователя. Отсюда и беспрепятственное финансирование страховой компанией противозагрязняющих предприятий и стимулирование безаварийной работы.

Вариантов финансового маневра при развитой системе экологического страхования множество. Важно, чтобы они приносили положительный эффект. Для этого необходима основательная законодательная база. Правовая основа заложена в законах Российской Федерации об охране окружающей природной среды, о страховании, а также в Гражданском кодексе РФ, где определены ответственность и необходимость компенсации убытков от загрязнения окружающей среды, а также принципы страховой защиты от экологических рисков.

Правовое регулирование экологического страхования осуществляется рядом законодательных и правовых нормативных актов. Первым среди них является Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором глава 48 специально посвящена страхованию как отдельному виду обязательств.

Для экологического страхования главным образом имеют значение положения ГК РФ, содержащиеся в ст. 927, 929, 931, 935, 936, 947, 963, 966, которые закрепляют отдельные аспекты, относящиеся к страхованию ответственности, а именно:

  • обязательное страхование гражданской ответственности за причинение экологического вреда осуществляется в силу прямого указания закона (ст. 927);
  • данный вид страхования может осуществляться страхователями (хозяйствующими субъектами) как за свой счет, так и за счет заинтересованных лиц (ст.

927).

Однако, обязательное страхование ответственности за счет бюджета не предусмотрено (ст. 927);

  • риск гражданской ответственности рассматривается как имущественный интерес, страхуемый по договору имущественного страхования (ст. 929);
  • договор страхования риска ответственности за причинение вреда (в т.ч.

экологического) считается заключенным в пользу лиц (выгодоприобретателей), которым может быть причинен вред. Эти лица вправе предъявить требование о возмещении вреда непосредственно страховщику (ст. 931);

  • иск по требованиям, вытекающим их договора данного вида, может быть предъявлен в течение двух лет (ст. 966).

Исходя из сложившегося на сегодняшний день определения экологического страхования, можно выделить группу законодательных актов, содержащих нормы об экологическом страховании. К таким законодательным актам следует отнести в первую очередь принятый Федеральный закон «Об охране окружающей среды, подписанный предыдущим Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 10 января 2002 года, Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 157-ФЗ от 31 декабря 1997 года, Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», проект Регионального закона Ленинградской области «Об организации страхового дела в Ленинградской области в сфере защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от воздействия загрязненной окружающей природной среды».

9 стр., 4149 слов

Контрольная работа: Юридическая ответственность за загрязнение окружающей среды

... XX в.: эколого-правовая ответственность, экономико-юридическая, экологическая; и наконец, наименования, используемые в современный период: ответственность за экологические правонарушения; юридическая ответственность за экологические правонарушения; юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Для определения юридической ответственности во взаимоотношениях ...

Анализ норм законодательства, регулирующих страхование ответственности, в том числе ответственности за причинение экологического вреда, показывает следующее:

  • экологическое страхование регулируется в законодательстве как прямо (специально), так и косвенно, т.е. в контексте страхования гражданской ответственности за причинение любого вреда;

— правовое регулирование экологического страхования осуществляется фрагментарно. В отношении одних видов экологически опасной деятельности такое страхование закреплено, а в отношении других – нет. К примеру, отсутствуют соответствующие нормы в федеральных законах «Об отходах производства и потребления», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и др., тогда как степень экологической опасности этих сфер очень высока:

— существующие нормы носят преимущественно отсылочный характер, в них преобладают ссылки на специальный закон, регулирующий условия и порядок экологического страхования. Ни один действующий нормативный акт, к сожалению, не осуществляет правовое регулирование в объеме, достаточном для практического внедрения обязательного экологического страхования.

До сих пор в законодательных и нормативных актах нет единства и ясности в понимании страхового случая. Очевидно, таковым может считаться только аварийное (случайное, внезапное, непреднамеренное) загрязнение окружающей природной среды. В то же время экологическая опасность может быть вызвана стихийными бедствиями (наводнениями, оползнями, извержениями вулканов, землетрясениями, лесными пожарами и др.), а также негативными воздействиями людей (в том числе и организованными, и неорганизованными туристами).

Все это дает основание считать, что проекты юридических и нормативно-экономических документов по экологическому страхованию нуждаются в дальнейшем основательном исследовании, разработке и практическом внедрении.

Заключение

Страхование ответственности в практике российских страховщиков – сравнительно новый вид страхования. Для его становления недостает гражданского законодательства по усилению ответственности хозяйствующих субъектов и физических лиц за причинение вреда (ущерба) третьим лицам и экологическое загрязнение окружающей среды. Так, например, на российских и зарубежных дорогах ежегодно погибают и получают ранения и увечья десятки тысяч человек и причиняется значительный имущественный ущерб хозяйствующим субъектам и гражданам.

Огромный ущерб имущественным интересам юридических и физических лиц приносят также непогашения кредитов, невосполнение затрат туристов и экологические риски в результате непреднамеренного загрязнения природной среды и рекреационных территорий (зон).

Большинство пострадавших в результате ДТП, непогашения кредитов и процентов по ним, нарушение договорных (контрактных) обязательств турфирм, экологического загрязнения окружающей среды и рекреационных зон отдыха и туризма очень долго могут ожидать компенсации вреда (ущерба), а в ряде случаев вообще могут ее не получить, в то время как страхование ответственности юридических и физических лиц не только позволяет ускорить эту компенсацию, но и гарантирует полное возмещение ущерба.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/strahovanie-otvetstvennosti-za-neispolnenie-obyazatelstv-po-dogovoru/

1. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»

2. Гражданский Кодекс РФ ч. II.

3. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.-М: Финансы и статистика, 2004.-320 с.

4. Сухов В.А. Страховой рынок России. – М: Анкил, 2005. – 105 с.

5. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. -311 с.

6. Шиминова М.Я. Основы страхового права России. – М.: Анкил, 2006. – 178 с.