Методы и способы правового регулирования

Развитие теории государства и права в современных условиях осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, совершенствование законодательства, приведение юридических норм в соответствие с новым уровнем, достигнутым нашим обществом, во-вторых, повышение эффективности действия уже существующих норм права. Последняя задача обусловливает необходимость дальнейшего изучения механизма правового регулирования. Требуется непрекращающаяся работа по совершенствованию правовой надстройки общества с учетом основных тенденций развития государства.

В юридической литературе тема правового регулирования не является новой. В 1960-х годах проявился повышенный интерес к этой проблеме, который объясняется необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни общества, важностью выяснения пути его воздействия на общественные отношения, на сознание и поведение людей, рассмотрения соотношения воздействия и регулирования, анализа особенностей, специфичности элементов механизма правового регулирования. Много внимания этому вопросу в своих работах уделили такие видные отечественные правоведы, как В.М. Горшенев, Г. Т. Чернобель, В. Н. Кудрявцев, В. В. Ярков, Т. И. Кузнецов и другие, однако особое место в изучении проблемы правового регулирования принадлежит знаменитому российскому теоретику права С. С. Алексееву.

Актуальность темы

В своей курсовой работе я бы хотела разобраться и представить, что такое правовое регулирование, в чем он заключается и как он регулирует общественные отношения, его механизм, так как это играет важную роль в нашей жизни.

Предмет исследования, Структура курсовой работы, Глава 1. Общая характеристика правового регулирования., Понятие и предмет правового регулирования

В современной юридической науке до сих пор нет единого подхода во взглядах на правовое регулирование. Одна группа авторов понимает под правовым регулированием установления правовых норм и обеспечение средств их реализации[1].

Другие выступают против ограничения правового регулирования правовыми отношениями, считая, что к правовому регулированию следует включать все формы воздействия права на общественные отношения [2].

Правовое влияние — взятый в единстве и разнообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей с помощью социальных, идеологических, психологических, информационных и юридических механизмов.

12 стр., 5768 слов

Правовое регулирование авторских прав

... обратился в суд с иском к ЗАО "Общественное российское телевидение" (ОРТ) о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. Он сослался на то, что в программе ... такого указания Кодекс не содержит.Так, применительно к возмещению убытков, причиненных правообладателю, ни норма п. 3 статьи 1250 ГК РФ, ни формулировки ст. 1252 ГК не ...

К таким формам воздействия права на общественные отношения включают:

  • а) информационный;
  • б) идеологический;
  • в) ценностно-ориентационный;
  • г) воспитательный;
  • д) культурологический;
  • е) правовой и другие формы влияния.

Есть и такие, которые считают необходимым ограничить понимание правового регулирования общественных отношений формами юридического воздействия права.

По мнению А. Ю. Олейника, наиболее близки к истине те авторы, под правовым регулированием понимают:

б) возникновение на основе правовой нормы субъективных прав и юридических обязанностей

в) реализацию последних в повседневных жизненных отношениях[3].

Правовое регулирование — форма властного юридического воздействия на общественные отношения, осуществляется государством посредством всех правовых средств с целью их упорядочения, закрепления и обеспечения[4].

Можно выделить следующие признаки правового регулирования:

1) правовое регулирование — разновидность социального регулирования

2) посредством правового регулирования отношения между субъектами приобретают определенную правовую форму, имеют изначальный государственно-властный характер, т.е. в юридических нормах государство указывает меру возможного и должного поведения

3) правовое регулирование имеет конкретный характер, потому что всегда связано с реальными отношениями

4) правовое регулирование имеет целенаправленный характер — направлено на удовлетворение законных интересов субъектов права

5) правовое регулирование осуществляется с помощью правовых средств, обеспечивающих его эффективность

6) правовое регулирование гарантирует доведение норм права к их выполнению.[5]

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, урегулированных правом.

Свойство предмета правового регулирования — волевой («идеологический») характер общественных отношений способность общественных отношений быть объектом внешнего контроля существенное значение общественных отношений для функционирования и развития государства.

Регулирующее воздействие права на общественные отношения состоит в том, что оно в своих нормах конструирует модель обязательной или дозволенного поведения различных субъектов этих отношений. Это находит свое выражение в предоставлении одним субъектам общественных отношений определенных прав и в наложении на других определенных обязанностей, связывая их тем самым взаимными правами и обязанностями. При этом возможности права в регулировании общественных отношений не произвольные и не безграничны. Правовое регулирование обусловлено некоторыми объективными и субъективными факторами, к которым можно отнести:

а) уровень экономического развития общества

б) его социальную структуру

в) уровень зрелости, стойкости общественных отношений

г) уровень правовой культуры граждан и должностных лиц

17 стр., 8488 слов

Общественные объединения: понятие, виды, правовое регулирование ...

... однако, особой регламентации. В представленной работе нами будут рассмотрены понятие и порядок создания, виды и административно-правовой статус общественных объединений, а также законодательство об отношении личного состава внутренних войск и ...

д) степень определенности предмета, средств и методов правового регулирования.

Юридические средства участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют, как осуществляемый всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и разнообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.[6]

Таким образом, правовое воздействие — это взятый в единстве и разнообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей с помощью социальных, идеологических, информационных и юридических механизмов [4, с. 254].[7]

Правовое регулирование предусматривает упорядочение, юридическое закрепление и охрану общественных отношений путем применения правовых средств. Его сферой являются те общественные отношения (экономические, политические, культурные, национальные, религиозные и др.), которые требуют правового воздействия. Эти отношения составляют предмет правового регулирования, являются волевыми, объективно требуют воздействия со стороны государства и имеют четко определенное содержание. В экономической сфере — это отношения, связанные с формированием рыночных взаимосвязей, с развитием различных форм собственности, с производством, распределением материальных благ, развитием фермерского хозяйства. В политической сфере — это правовое закрепление плюралистических форм и методов осуществления власти, формирования демократических институтов. В социальной сфере — это формирование социальной политики, направленной на удовлетворение интересов конкретного человека в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и других сферах. Настоящее требует изучения и формирования приоритетных направлений правового регулирования в России.

Решение проблем правового регулирования в определенной сфере общественных отношений неразрывно связано со стадиями правового регулирования. Выделяя обязательную и факультативную стадии правового регулирования, возникает возможность с помощью нормы права контролировать модель обязательной и дозволенного поведения различных субъектов правоотношений. Обязательная стадия предполагает необходимость урегулирования определенных общественных отношений, прежде всего моделируются, возникают и реализуются в определенных субъективных правах и юридических обязанностях. Факультативная стадия предусматривает необходимость официального толкования нормы права в процессе ее применения.

В.С.Нерсесянц различает статическое и динамическое стадии правового регулирования. Статическая стадия правового регулирования имеет место в случае, когда норма права существует в абстрактно-общей форме, не применяется к определенному поведению субъекта в определенных условиях.[8] Динамическая стадия правового регулирования находит свое проявление при условии приобретения нормой права конкретизированной формы и применения ее к конкретной поведения конкретного лица.

Динамическая и статическая стадии имеют определенный механизм правового регулирования, отображается в логической построении нормы права, которая влияет на конкретные общественные отношения и регулирует определенный тип этих отношений.

Методы и способы правового регулирования.

Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов воздействия на субъектов общественных отношений. Метод правового регулирования зависит от:

3 стр., 1157 слов

Правовое регулирование расчетных отношений

... инкассо. 7 Расчеты чеками. 8 Содержание (реквизиты) расчетных документов. 8 Комплексный характер правового регулирования расчетных отношений. 9 12 Правовые основы осуществления расчетов установлены в гл. 46 ... (поскольку при осуществлении расчетных отношений не образуется новой стоимости). Основания для совершения платежа могут быть различными: оплата выполненных работ, оказанных услуг, стоимости ...

  • целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы;
  • свойств субъектов правового отношения;
  • характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов – правоотношения;
  • положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями;
  • различных средств обеспечения и охраны правовых норм;
  • оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор).

императивный и диспозитивный методы

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 131 ;