Правовое регулирование прямых смешанных перевозок грузов. Узловые соглашения

перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;

другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в

ведении которого находится данный пункт (порт, аэропорт, автостанция, железнодорожная станция).

Срок предъявления претензий к перевозчику о возмещении ущерба за утрату груза, возникшего при перевозках в прямом смешанном сообщении на автомобильном и железнодорожном транспорте, равен 4 месяцам (ст. 123 УЖТ, ст.163 УАТ).

Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение 6 месяцев со дня получения претензии (ст. 164 УАТ).

На остальных видах транспорта специальный срок для предъявления претензий не установлен.

Некоторые транспортные уставы и кодексы предусматривают специальный порядок исчисления срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза в прямом смешанном сообщении, о возмещении ущерба за утрату груза. Например, правилами ст. 408 КТМ указанный срок начинает исчисляться по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки.

Глава II. Соглашения между транспортными организациями.

Сроки доставки груза в прямом смешанном сообщении напрямую зависят от скорости их передачи в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой. В целях обеспечения взаимодействия транспортных организаций различных видов транспорта при передаче груза друг другу между ними заключаются специальные соглашения, именуемые узловыми соглашениями и договорами на централизованный завоз и вывоз грузов (ст. 798 ГК).

По поводу правовой природы данных договоров нет единого мнения среди специалистов в области транспортного права. О.Н. Садиков полагает, что это договоры подрядного типа, не являющиеся договорами перевозки и имеющие свои особенности . По мнению А.Г. Быкова, Д.И. Половинчика и Г.П. Савичева, «эти соглашения являются одним из видов организационных договоров, задача которых — определить порядок взаимоотношений транспортных предприятий в пунктах перевалки».

С точки зрения В.А. Егиазарова, организационными транспортными договорами являются только договоры об организации перевозок. По утверждению автора, «основная цель организационного договора — это определение порядка, условий выполнения действий, необходимых для исполнения обязательств по перевозке грузов, вытекающих из особенностей перевозки на данном виде транспорта и предшествующих приему груза к перевозке» 5 . Для того чтобы доказать правильность какой-либо из приведенных позиций, необходимо исследовать те отношения, которые регулируются узловыми соглашениями и договорами на централизованный завоз (вывоз) грузов. Характерной чертой этих соглашений является то, что стороны, участвующие в них (транспортные организации), объединяют свои усилия в целях оказания услуг другим лицам (грузоотправителю, грузополучателю).

О.А. Красавчиков отмечал, что организационное отношение складывается из действий организационных (неимущественных, неличных, нетрудовых и т.д.) Оно «имеет своим объектом упорядоченность отношений, связей, действий участников, «организуемого отношения»»6 Таким образом, различаются организационные отношения и отношения организуемые. Примерами организуемых гражданско-правовых отношений являются отношения по оказанию услуг, по выполнению работ, по передаче имущества в собственность. Все они являются имущественными отношениями, поскольку обусловлены товарно-денежным характером. Организационные отношения, напротив, являются неимущественными. Одним из главных их признаков является сотрудничество сторон по организации и обеспечению имущественных отношений. Цели такого сотрудничества могут быть различны. Например, целью сторон предварительного договора является заключение в будущем основного договора. Договор простоготоварищества заключается для извлечения сторонами прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. В случаях с узловыми соглашениями и договорами на централизованный завоз (вывоз) грузов целями сторон является оказание услуг грузоотправителю, грузополучателю.

При этом речь об оказании услуг транспортными организациями может идти только по отношению к третьим лицам, которые стороной соглашения не являются. Содержанием же узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов являются действия транспортных организаций, направленные на налаживание транспортного процесса. Грузоотправители и грузополучатели в таких соглашениях не участвуют. Поэтому нельзя согласиться с О.Н. Садиковым в том, что рассматриваемые соглашения являются договорами подрядного типа. Ни одна транспортная организация здесь не выполняет работы по заданию другой транспортной организации. Что касается мнения В.А. Егиазарова, то из приведенных выше примеров видно, что организационные договоры достаточно разнообразны и не ограничиваются договорами об организации перевозок, а тем более отношениями, предшествующими приему груза к перевозке. Поэтому представляется некорректным противопоставлять два вида организационных договоров — договоры об организации перевозок и узловые соглашения. Резюмируя сказанное, отметим, что узловые соглашения и договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов являются организационными и не имеют своим предметом ни оказание услуг, ни выполнение работ.

Узловое соглашение — это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевозчики различных видов транспорта обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах грузоотправителя (грузополучателя), направленные на своевременную передачу груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой в целях обеспечения перевозки в прямом смешанном сообщении.

Узловыми соглашениями могут предусматриваться порядок, график работы пункта перевалки, сроки погрузки и выгрузки, фронты перевалки, расписание подачи транспортных средств, порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки, места передачи груза, порядок въезда транспортных средств на территорию другой транспортной организации (грузовой двор, порт и т.п.), места оформления документов и другие вопросы, вытекающие из местных условий.

Узловые соглашения относятся к категории долгосрочных договоров, поскольку заключаются на 5 лет в обязательном порядке, предусмотренном ст. 445 ГК. В случае изменения технического оснащения или технологии работы пункта перевалки грузов узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия.

Нормами транспортных уставов и кодексов устанавливаются порядок передачи грузов в пунктах перевалки, ответственность транспортных организаций за невыполнение нормы перевалки, а также распределение ответственности между транспортными организациями, участвующими в перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, за несохранность груза.

Порядок передачи груза с одного вида транспорта на другой

Общим правилом при передаче груза является возложение обязанности по проверке сохранности груза на принимающую сторону. Одним из показателей сохранности передаваемого груза является его вес. Грузы, передаваемые с железнодорожного транспорта на водный и наоборот, взвешиваются в пунктах перевалки грузов по требованию принимающей стороны на вагонных весах железными дорогами, на товарных весах организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах. При взвешивании грузов необходимо присутствие представителя организации транспорта смежного вида. При отсутствии весовых приборов передача грузов осуществляется согласно их массе, указанной в транспортной накладной (ст. 69 УЖТ, 107 КВВТ, 112 УАТ).

Особый порядок взвешивания установлен для тарных и штучных грузов, принятых для перевозок в соответствии со стандартом или с указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте или пакете массой. Если такие грузы доставлены в пункт перевалки грузов в исправных таре или пакетах, то они передаются без взвешивания по количеству грузовых мест и в таком же порядке выдаются грузополучателю в пункте назначения. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов они подлежат взвешиванию. Передача грузов в опломбированных вагонах в пунктах перевалки грузов осуществляется с одновременной проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройс тв и соответствия сведений на них данным, указанным в перевозочных документах (ст. 107 КВВТ, 69 УЖТ, 112 УАТ).

При передаче грузов, перевозимых в контейнерах, одновременно осуществляется проверка состояния контейнеров и исправности запорно-пломбировочных устройств. Таким образом, принимающая сторона в необходимых случаях помимо веса осуществляет проверку исправности тары и упаковки груза, а также исправность контейнеров и транспортных средств.

Факт передачи груза фиксируется в передаточных ведомостях, которые составляются в 4 экземплярах. Передаточные ведомости прилагаются к транспортной накладной и следуют дальше вместе с ней. Как отмечается в учебной литературе, передача груза представляет собой элемент перевозочного обязательства и заключается в действиях по оформлению передаточных документов, которые свидетельствуют о переходе права владения грузов от сдающего перевозчика к принимающему 7 . Передачу груза не следует отождествлять с понятием перевалки, которое намного шире и, помимо оформления передаточных документов, включает в себя действия по погрузке и выгрузке грузов, проверку их сохранности и т.п. При передаче груза с речного транспорта на железнодорожный заполняются также повагонные накладные и дорожные ведомости. С момента подписания передаточной ведомости и проставления в ней календарного штемпеля принимающая сторона возлагает на себя ответственность за принятый к перевозке груз. Если же при передаче груза обнаружены факты его несохранности, то до момента проставления подписи в передаточной ведомости сдающей стороне необходимо составить коммерческий акт, копия которого передается перевозчику, который принимает груз.

При осуществлении перевалки грузов может выясниться необходимость дополнительного оборудования транспортных средств в целях обеспечения сохранности грузов при их дальнейшей перевозке. В железнодорожно-водном сообщении согласно ст. 110 КВВТ оборудование судов и вагонов в порту перевалки в целях обеспечения возможности многоярусного размещения грузов, размещение тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов и крепление их на судах и в вагонах проводятся в порту перевалки грузов организацией, осуществляющей перевалку грузов в этом порту. Это правило не в полной мере согласуется со ст. 74 УЖТ, в соответствии с которой такая работа может осуществляться перевозчиком в соответствии с договором между ним и портом. Оборудование вагонов для перевозки скоропортящихся грузов печами осуществляется железной дорогой. Стоимость таких работ, в том числе затраты на материалы, указывается в транспортной накладной для взимания их стоимости с грузополучателей.

Порядок погрузки и выгрузки груза в пунктах перевалки

В соответствии со ст. 73 УЖТ, 114 УАТ в зависимости от видов транспорта, участвующих в перевалке груза, перегрузка обеспечивается:

портами при перегрузке грузов с судов и со складов портов в вагоны, а также из вагонов на суда и склады портов;

перевозчиками при перегрузке грузов из вагонов и со складов железнодорожных станци й на автомобили, а также из автомобилей в вагоны и на склады железнодорожных станций.

На внутреннем водном транспорте порядок перевалки регулируется ст. 112 КВВТ. Ею установлено, что работы по перевалке грузов в портах, на причалах и рейдах морских и речных портов выполняются организациями, имеющими право осуществлять перевалку на указанной территории.

Узловыми соглашениями предусматривается порядок учета времени перевалки грузов (ст. 119 УАТ).

Такой учет ведется в учетных карточках.

Ответственность сторон узлового соглашения

За невыполнение нормы перевалки грузов, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, виновная сторона несетответственность в виде штрафа в следующих размерах:

в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, — 0,1 МРОТ за каждую тонну груза;

в отношении грузов, перевозки которых установлены в контейнерах, — 0,5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, 1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, 2 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн;

в отношении грузов, перевозки которых установлены только в вагонах, за исключением рефрижераторных вагонов и транспортеров, — 5 МРОТ за каждый вагон независимо от рода и количества осей;

в отношении грузов, перевозки которых осуществляются в рефрижераторных вагонах и транспортерах, — 0,2 МРОТ за каждую тонну груза в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, и 7 МРОТ за каждый вагон в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах независимо от рода и количества осей.

За невыполнение нормы перевалки грузов с морского транспорта на внутренний водный транспорт и с внутреннего водного транспорта на морской транспорт виновная сторона несет ответственность в виде штрафа в размере 3 МРОТ за каждую тонну груза (п. 3 ст. 114 КВВТ).

Законом установлены основания освобождения от ответственности перевозчиков за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни вследствие:

непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено провод ить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварий в организациях транспорта;

прекращения или ограничения перевозок грузов в установленном порядке;

перевыполнения или восполнения в течение первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов (ст. 120 УАТ, 78 УЖТ, п. 4. ст. 114 КВВТ).

Кроме штрафа с виновной стороны может быть взыскана плата за пользование вагонами, контейнерам. Например, в соответствии со ст. 78 УЖТ она взимается за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку грузов по причинам, зависящим от организаций, осуществляющих перевалку грузов в портах. Плата за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов включается в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей. Ответственность за простой вагонов нельзя отождествлять с ответственностью за невыполнение нормы перевалки

В случае простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, железная дорога уплачивает штраф в размере 0,06 МРОТ за каждую тонну не перегруженного с указанного судна груза за каждые сутки в отдельности. Размер указанного штрафа за сверхнормативный простой несамоходного судна снижается в 2 раза, рефрижераторного судна увеличивается в 2 раза (п. 6 ст. 114 КВВТ).

Заключение.

Правовое регулирование в Гражданском кодексе Российской Федерации отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь четырнадцать статей (для сравнения, гл. 30 о купле — продаже насчитывает более ста статей).

Связано с тем, что взаимоотношения грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно детально регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно, включают лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылают к транспортным уставам и кодексам.

А проблемы действительно существуют и в нормативно правовых актах имеются недостатки. “Устав железнодорожного транспорта РФ” российские правоведы( Брагинский М.И. и Витрянский В.В.) сравнивают с общим Уставом Российский железных дорог. Причем предпочтение отдают более раннему законодательному акту. Относительно Кодекса Внутреннего водного транспорта, тут следует отметить, что законодатель при разработке учитывал интересы транспортных организаций, ущемляя при этом права грузоотправителей и грузополучателей.

На общем фоне выделяется Кодекс торгового мореплавания РФ. Этот законодательный акт заключается детальной регулировкой отношений в сфере морских перевозок и действительно исполняет отведенную ему роль.

Чтобы избежать существенных проблем на правом уровне, необходимо скорейшее принятие единого закона, регламентирующего эти отношения.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/uzlovyie-soglasheniya/

Нормативно правовые и международные акты:

  1. Гражданский кодекс РФ(часть вторая)от 26.01.1996 № 14-ФЗ;
  2. Кодекс Внутреннего Водного транспорта РФ. От 07.03.2001 № 24-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ. “Устав железнодорожного транспорта РФ”
  4. Воздушный кодекс РФ ОТ 19.03.1997 № 60-ФЗ;
  5. Кодекс торгового мореплавания РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ;
  6. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ.”О Железнодорожном транспорте в РФ”;

Учебная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/uzlovyie-soglasheniya/

  1. Егиазаров В.А. Транспортное право 2007 г.
  2. Ковалева Е.М. Договор перевозки 2006 г.

Судебная практика;

  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95

“О НЕОБОСНОВАННОМ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКА О ВЗЫСКАНИИ УБЫТКА, Т. К. НЕПРАВИЛЬНО РЕШЕН ВОПРОС О СУБЪЕКТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКЕГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ ЖЕЛЕЗНОДОРО ЖНО-ВОДНОМ СООБЩЕНИИ, КОГДА КОНЕЧНЫЙ ПУНКТ – ПОРТ”

Приложение.

Федеральный закон о смешанных (комбинированных) перевозках

ПРОЕКТ

Внимание! Документ не имеет юридической силы.

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.

Настоящий Федеральный закон (далее — Закон) регулирует отношения, возникающие между транспортными организациями, операторами смешанной (комбинированной) перевозки, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами, выступающими от лица грузовладельца, при выполнении перевозок грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых в смешанном (комбинированном) сообщении при взаимодействии между собой железнодорожного, морского, речного, воздушного и автомобильного транспорта, определяет права, обязанности и ответственность каждого участника перевозок.