Договор перевозки пассажиров и багажа

Курсовая работа

Актуальность темы курсовой работы. Фундаментом правового регулирования в сфере оказания транспортных услуг является нормативная база, включающая правовые акты различных областей законодательства.

Главный закон в российском законодательстве — это Конституция РФ, положения которой не должен нарушать ни один нормативный акт. Она устанавливает общие принципы правового регулирования в государстве, которые реализуются различными документами действующей нормативной базы российского законодательства. Среди них выделим кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой, об административных правонарушениях и т.д.), занимающие следующую ступень правового регулирования. В кодексах более конкретно прописаны ключевые моменты в той или иной области права. Однако все правовые вопросы в объеме нескольких десятков кодексов урегулировать невозможно — это проще сделать с помощью законов и подзаконных актов.

Для сферы транспортных услуг основополагающим документом практического применения можно считать Устав автомобильного транспорта. Он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, легковыми автомобилями, а также условия предоставления услуг пассажирам, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, также применяются положения Закона о защите прав потребителей.

договор перевозка пассажир багаж

Объект курсовой работы — общественные отношения, возникающие при заключении, исполнении, расторжении договора перевозки пассажиров и багажа.

Предмет курсовой работы — нормативные правовые акты, научная и учебная литература и материалы периодической печати по теме проводимого исследования.

Цель курсовой работы — изучение основных положений, регулирующих договор перевозки пассажиров и багажа.

Задачи курсовой работы:

  • Изучить транспортное законодательство как основу перевозки пассажиров и багажа.

2.Рассмотреть отраслевое законодательство в сфере перевозок.

3 стр., 1263 слов

Лишение свободы как вид наказания курсовая работа

... порядок исполнения наказания в виде лишения свободы. В работе использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, литература по вопросам формирования института лишения свободы и его правовой регламентации в России. 1,200 руб. Наказание, как и ...

.Изучить понятие договора пассажирской перевозки.

.Рассмотреть элементы договора пассажирской перевозки.

.Проанализировать особенности договоров перевозки различными видами транспорта.

Глава 1. Правовые основы договора перевозки пассажиров и багажа

1.1 Транспортное законодательство как основа перевозки пассажиров и багажа

Транспортная деятельность представляет собой отношения по перевозке грузов, пассажиров, багажа, а также отношения, возникающие у транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков с клиентурой, между самими перевозчиками разных видов транспорта.

Можно выделить пять видов транспорта: железнодорожный, морской, воздушный, внутренний водный и автотранспорт. Перевозка, осуществляемая только одним транспортным предприятием, называется перевозкой в местном сообщении. Когда в перевозке участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта, перевозку именует перевозкой в прямом сообщении. Если перевозка производится несколькими транспортными организациями разных видов транспорта по единому транспортному документу, то имеет место перевозка в прямом смешанном сообщении. Перевозки в непрямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Фундаментом правового регулирования в сфере оказания транспортных услуг является нормативная база, включающая правовые акты различных областей законодательства. Бухгалтеру по роду своей многосторонней деятельности нужно быть в курсе различных правовых вопросов, имеющих отношение к автомобильным перевозкам. На страницах журнала в помощь перевозчикам обобщена и систематизирована наиболее актуальная информация о действующей нормативной базе сферы транспортного регулирования.

Не секрет, что главный закон в российском законодательстве — это Конституция <garantF1://10003000.0> РФ, положения которой не должен нарушать ни один нормативный акт. Она устанавливает общие принципы правового регулирования в государстве, которые реализуются различными документами действующей нормативной базы российского законодательства. Среди них выделим кодексы (Гражданский <garantF1://10064072.0>, Налоговый <garantF1://10800200.0>, Трудовой <garantF1://12025268.0>, об административных правонарушениях <garantF1://12025267.0> и т.д.), занимающие следующую ступень правового регулирования. В кодексах более конкретно прописаны ключевые моменты в той или иной области права. Однако все правовые вопросы в объеме нескольких десятков кодексов урегулировать невозможно — это проще сделать с помощью законов и подзаконных актов.

Для сферы транспортных услуг основополагающим документом практического применения можно считать Устав <garantF1://12057005.0> автомобильного транспорта. Он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, легковыми автомобилями, а также условия предоставления услуг пассажирам, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, также применяются положения Закона <garantF1://10006035.0> о защите прав потребителей.

23 стр., 11151 слов

Договор перевозки

... Предметом договора перевозки является транспортная услуга, деятельность по доставке груза, пассажира и багажа в пункт назначения. Поэтому договор перевозки в системе гражданско-правовых обязательств занимает самостоятельное место. Какими бы ни были вид транспорта ...

В ГК включены лишь основные, принципиальные положения о договоре перевозки, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Основную роль в регулировании взаимоотношений участников конкретных перевозок традиционно играют транспортные кодексы и уставы. При этом они должны приниматься только в качестве федеральных законов, что гарантирует единообразие правового регулирования сходных отношений. Вместе с тем следует иметь в виду, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п.2 ст.784 <garantF1://10064072.7842> ГК).

После введения в действие ГК <garantF1://10064072.0> первым был принят Воздушный кодекс <garantF1://10100300.0> РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ВК).

К сожалению, он содержит большое количество отсылочных норм, открывая простор для ведомственного нормотворчества и вместе с тем — пробелы в правовом регулировании воздушных перевозок, например в сфере фрахтования воздушных судов. Имеются также противоречия с некоторыми общими положениями ГК.

Вслед за ним был принят Транспортный устав <garantF1://12007560.0> железных дорог РФ от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ (ТУЖД), отличавшийся теми же недостатками, что и ВК <garantF1://10100300.0>. В настоящее время взамен ТУЖД принят и действует новый Устав <garantF1://12029475.0> железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (УЖТ), который разрабатывался вместе с новым Федеральным законом <garantF1://12029474.0> от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее — Закон о железнодорожном транспорте), включающим в себя ряд положений, направленных на реформирование отношений собственности в сфере железнодорожного транспорта. К сожалению, и УЖТ не избавлен от недостатков, которые были присущи ТУЖД, и даже предусматривает необоснованные выгоды и преимущества для транспортных организаций и так называемых владельцев инфраструктуры, а также включает ряд положений, значительно усложняющих структуру договорных связей по перевозкам.

Следующим по очередности принятия стал Кодекс <garantF1://12015482.0> торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (КТМ), который с необходимой полнотой и детальностью регулирует договорные отношения, возникающие в сфере морских перевозок.

Последним из вновь принятых транспортных уставов и кодексов является Кодекс <garantF1://12022218.0> внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (КВВТ).

Этот закон подобно УЖТ <garantF1://12029475.0> предполагает весьма широкие возможности ведомственного нормотворчества и предусматривает ряд односторонних преимуществ для транспортных организаций.

4 стр., 1749 слов

Правила перевозки опасных грузов

... 1971 г.; Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090; Инструкции по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденной МВД ...

В сфере автомобильных перевозок пока действует старый Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12. Работа над проектом нового устава автомобильного транспорта (федерального закона) до настоящего времени, к сожалению, не завершена. В его отсутствие система правового регулирования договоров перевозки не может считаться завершенной.

Соглашения между организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозок грузов, пассажиров и багажа должны заключаться в соответствии со специальным законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст.788 <garantF1://10064072.788> ГК), который также пока не принят. В его отсутствие правила, регулирующие такие перевозки, включаются в отдельные транспортные уставы и кодексы.

После принятия части второй <garantF1://10064072.22222> ГК транспортными министерствами и ведомствами принимаются и утверждаются новые правила перевозок грузов, заменяющие собой ранее изданные аналогичные правила.

В условиях противоречивого законодательства, регулирующего пассажирские и грузовые перевозки, большое значение приобретают общеобязательные акты судебного толкования соответствующих законоположений.

Кроме названных законов, транспортные компании руководствуются другими правовыми актами такого же уровня, но из других областей правоотношений, в частности, федеральными законами:

от 09.02.2007 N 16-ФЗ <garantF1://12051931.0> «О транспортной безопасности»;

от 30.06.2003 N 87-ФЗ <garantF1://12031604.0> «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

от 08.08.2001 N 128-ФЗ <garantF1://12023874.0> «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

от 25.04.2002 N 40-ФЗ <garantF1://84404.0> «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Во исполнение перечисленных законов приняты подзаконные нормативные акты. К таким документам относятся нормативные акты Правительства РФ, финансового ведомства, региональных и местных органов власти. Разобраться во всем многообразии нормативной базы непросто, но мы попробуем это сделать с позиции финансового работника транспортного предприятия. Условно разделим законодательство, имеющее отношение к транспортному обслуживанию, на несколько разделов по сферам применения, а начнем с нормативной базы отраслевого «транспортного» законодательства.

1.2 Отраслевое законодательство в сфере перевозок

гл.40 <garantF1://10064072.2040>

Многообразие перевозок позволяет классифицировать соответствующие договоры по виду транспортных средств:

железнодорожная перевозка;

автомобильная перевозка;

воздушная перевозка;

воздушный чартер;

морская перевозка;

перевозка по внутренним водным путям.

14 стр., 6989 слов

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок

... Глава вторая отведена источникам регулирования международной автомобильной перевозки. В ней главным образом приведены наиболее крупные международные конвенции, охватывающее деятельность автомобильного транспорта. Данные соглашения ... возникать международно правовые вопросы, но они не затрагивают процесса перемещения и, следовательно здесь нет проблем международного транспорта. Поступление грузов и ...

Уставе <garantF1://12057005.0>

Рассмотрим некоторые отраслевые акты.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Установлен порядок организации следующих видов перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом: регулярные перевозки; перевозки по заказу (на основании письменного договора фрахтования) и перевозки легковым такси (на основании публичного договора фрахтования в устной форме).

В частности, определены требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также порядок предоставления транспортных средств для перевозок.

Приведены обязательные реквизиты билетов и квитанций, используемых в процессе перевозок.

Так, владелец такси (фрахтовщик) выдает пассажиру (фрахтователю) кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать: наименование, серию и номер; наименование фрахтовщика; дату выдачи; стоимость пользования легковым такси; ФИО и подпись лица, выдавшего квитанцию.

Отдельный раздел посвящен забытым и найденным вещам. В нем, в частности, указано, что если по окончании поездки пассажир регулярного рейса обнаружит, что им в транспортном средстве забыты вещи, этот пассажир вправе обратиться к дежурному любого автовокзала, в котором осуществляется остановка этого транспортного средства. Дежурный автовокзала, в свою очередь, по письменному заявлению пассажира обязан немедленно отправить телеграмму, факс, сообщение по электронной почте или телефонограмму в адрес ближайшего автовокзала на пути следования транспортного средства с указанием в них места, которое занимал пассажир, описанием забытых вещей и требованием пересылки их к месту нахождения пассажира. В таких случаях все расходы, связанные с возвратом вещей (отправка телеграммы, факса или телефонограммы, упаковка, перевозка и др.), производятся за счет их владельца.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Общие правила <garantF1://79467.0> перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 25 октября 1974 г.), регулирующие порядок организации:

заключения договоров (оформление перевозочных документов) на перевозку,

правила маркировки, пломбирования и обандероливания,

правила приема, погрузки и разгрузки, выдачи грузов,

правила переадресовки грузов,

правила перевозки различных видов грузов (скоропортящихся грузов автомобильным транспортом, в контейнерах),

и другие правила.

7 стр., 3251 слов

Правовое регулирование договоров перевозки железнодорожным транспортом

... грузоотправитель освобождается от обязанности передавать груз с одного вида транспорта на другой и оформлять связанные с этим документы. При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении ... соответствующий вид деятельности (в данном случае перевозку груза) в отношении каждого, кто к ней обратится. Сторонами договора перевозки груза выступают перевозчик и отправитель. Перевозчиком является ...

Правила <garantF1://6013.1000> перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены приказом <garantF1://6013.0> Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73) разработаны в соответствии с постановлением <garantF1://2968.0> Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 372 и определяют основные условия перевозки опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.

В Правилах <garantF1://6013.1000> учтены положения и нормы действующих законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления автотранспортной деятельности и перевозку опасных грузов в Российской Федерации.

Настоящие Правила <garantF1://6013.1000> устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

Перевозка «особо опасных грузов» осуществляется в соответствии с настоящими Правилами <garantF1://6013.1000> и с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемыми в порядке, предусмотренном постановлением <garantF1://2968.0> Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372.

В соответствии с Правилами <garantF1://6013.1000> перевозки опасных грузов, утвержденными приказом <garantF1://6013.0> Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (действовали до 26 апреля 2012 г.), за Минтрансом России постановлением <garantF1://12064549.0> Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1052 было закреплено полномочие по принятию нормативного правового акта о порядке выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов.

Порядок <garantF1://55072160.1000> выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза, утвержденный приказом <garantF1://55072160.0> Минтранса России от 4 апреля 2011 г. N 179, определяет процедуру подачи перевозчиком или его представителем заявления о получении специального разрешения в уполномоченные органы, в зависимости от маршрута, по которому планируется осуществлять автоперевозку. Так, при прохождении маршрута или его части по автодорогам федерального значения или по территориям нескольких субъектов РФ заявление подается в территориальный орган Ространснадзора; при прохождении маршрута или его части по автодорогам регионального или межмуниципального значения — в орган исполнительной власти субъекта РФ, а в остальных случаях — в органы местного самоуправления. Исключение составляет прохождение маршрута по частной автодороге: разрешение выдает собственник автодороги.

30 стр., 14683 слов

Договор перевозки грузов. договор перевозки грузов

... заключения договора перевозки багажа. Правовое регулирование и особенности договора воздушной перевозки багажа, перевозки железнодорожным и морским транспортом. Обзор действующего российского законодательства в данной сфере. Договор перевозки грузов — реферат Введение 3 Глава 1. Договор перевозки грузов в системе договоров транспортного ...

В значительной степени данный Порядок выдачи специального разрешения воспроизводит положения ч.5 ст.31 <garantF1://12057004.3105> Закона N 257-ФЗ. Вместе с тем в числе очевидных преимуществ данного Порядка, по нашему мнению, следует отметить сокращенные сроки процедуры выдачи испрашиваемого специального разрешения, что, очевидно, связано с переходом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на электронный документооборот и межведомственное взаимодействие. Так, Порядком предусмотрены три рабочих дня для проведения проверки соблюдения соискателем разрешения установленных требований и принятия решения и по одному рабочему дню — для оформления разрешения и выдаче соискателю в отличие от ранее действовавшего 30-дневного срока на выдачу лицензии без учета времени, необходимого соискателю лицензии на прохождение дополнительных согласований и получения дополнительных разрешений в органах государственного надзора.

Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, были сформулированы требования к перевозке особо опасных грузов (п.2.3 <garantF1://6013.23>

  • , их перечень приведен в приложении 7.2 <garantF1://6013.7200>
  • к Правилам.

При перевозке особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения.

Для получения разрешения на перевозку особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования.

К заявлению прилагаются следующие документы: аварийная карточка системы информации об опасности; маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем); свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более шести месяцев. Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специально ответственного лица — представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними.

Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к особо опасным грузам, определяет грузоотправитель (грузополучатель).

Сопровождающие лица и лица военизированной охраны выделяются грузоотправителем (грузополучателем).

На наш взгляд, подобное нормативно-правовое регулирование и практика выдачи специальных разрешений на перевозку особо опасных грузов органами внутренних дел как структурными подразделениями МВД России в контексте общеевропейского подхода, согласно которому безопасной может быть любая перевозка опасного груза автомобильным транспортом при условии соблюдения разрешительных требований, и стандартизации процедур выдачи разрешений в соответствии с принципом компетенции, ставят под сомнение необходимость наделения МВД России несвойственными им полномочиями по выдаче соответствующих разрешений, тем более в отсутствие нормативно-правового регулирования процедуры их выдачи.

10 стр., 4587 слов

Особенности договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом

... экономическую систему придает этому вопросу глобальное значение. Цель работы заключается в исследовании договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом. Для достижения цели необходимо решить следующие ... должна быть решена, является проблема обеспечения сохранности груза и обеспечения безопасности жизни и здоровья пассажира. Необходимость решения этой проблемы очевидна: ежегодно в ...

Федеральным законом <garantF1://12057441.801013> от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации «Росатом» предусмотрена специальная процедура, осуществляемая Росатомом, по выдаче сертификатов-разрешений на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта радиоактивного вещества особого вида, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Минобороны России, а также на ведение реестра указанных материалов.

В соответствии с действующей редакцией Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением <garantF1://87263.0> Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, за ним также закреплено полномочие по утверждению порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов (п.5.2.10 <garantF1://87263.125210>).

С учетом этого приказом <garantF1://12053873.0> Минтранса России от 17 апреля 2007 г. N 44 утвержден Порядок <garantF1://12053873.1000> выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, согласно которому полномочие по выдаче национальным автоперевозчикам разрешений в международном сегменте выдается исключительно территориальными органами Ространснадзора — управлениями государственного дорожного надзора в 7-дневный срок.

Инструкцией <garantF1://93041.1000> о порядке выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации, утвержденной приказом <garantF1://93041.0> Ространснадзора от 9 января 2008 г. N ГК-15фс, впервые предоставление специального разрешения на осуществление таких перевозок определено как государственная услуга, включающая как собственно выдачу разрешения, так и проведение мероприятий по контролю возможности выполнения соискателем специального разрешения установленных требований и условий, ведение журнала выдачи специальных разрешений, предоставление сведений из него, а также формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих сведения о нормативных правовых актах в области международных перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.

Глава 2. Общая характеристика договора перевозки пассажиров и багажа

2.1 Понятие договора пассажирской перевозки

Общее определение договора перевозки пассажира (договора пассажирской перевозки) содержится в п.1 ст.786 <garantF1://10064072.7861> ГК. По данному договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, в свою очередь пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

46 стр., 22813 слов

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

... Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Глава 1. Понятие и правовое регулирование договора перевозки грузов автомобильным транспортом 1.1 Договор перевозки груза автомобильным транспортом Заключая различные договора ...

По тому, как обозначенный договор охарактеризован в ГК <garantF1://10064072.2040>, а также в транспортных уставах и кодексах, нужно считать, что обязательства по перевозке пассажира и обязательства по перевозке багажа возникают из одного договора. Однако в юридической науке — это вопрос спорный. С одной стороны, считается, что предоставление услуг по доставке багажа и его выдаче происходит в рамках исполнения факультативного обязательства, возникшего из единого договора перевозки пассажира. С другой стороны, договор перевозки багажа отграничивается от договора перевозки пассажира.

В юридической литературе этот договор считают договором присоединения (ст.428 <garantF1://10064072.4281> ГК) , а также относят к числу взаимных, возмездных, консенсуальных договоров. Однако в случаях, когда договор перевозки пассажира отграничивается от договора перевозки багажа, то последний признается реальным.

Договорные отношения по пассажирской перевозке регулируются международными нормативными правовыми актами с участием Российской Федерации, Гражданским кодексом <garantF1://10064072.2040>, транспортными уставами и кодексами, иными актами транспортного законодательства, законодательством о защите прав потребителей. Возможность применения к указанным отношениям Закона <garantF1://10006035.0> РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) и других актов законодательства о защите прав потребителей подтверждается:

во-первых, содержанием преамбулы <garantF1://10006035.10011> Закона о защите прав потребителей, из которой следует, что законодательство о защите прав потребителей применяется к правоотношениям с особым субъектным составом. Правоотношения по пассажирской перевозке обладают необходимым субъектным составом. С одной стороны, в них участвует пассажир — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С другой стороны, в такие правоотношения вступают перевозчик — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

во-вторых, содержанием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». В соответствии с п.1 <garantF1://10003342.1> указанного постановления отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в частности, из договоров перевозки граждан, их багажа и грузов. Согласно п.2 <garantF1://10003342.2> названного постановления в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК <garantF1://10064072.0>, регулируются и специальными законами Российской Федерации (перевозка и др.), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон <garantF1://10006035.0> о защите прав потребителей может применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и специальному закону.

2.2 Элементы договора пассажирской перевозки

Сторонами данного договора выступают пассажир и перевозчик. Пассажиром является физическое лицо, заказывающее посредством заключения договора пассажирской перевозки транспортную услугу (деятельность по перемещению этого физического лица и его багажа), либо лицо, в пользу которого заключен данный договор, т.е. лицо, не заказывающее, но лишь использующее указанную услугу. Спецификой правового статуса пассажира является то, что он имеет права и несет обязанности и как собственно пассажир, и как потребитель в соответствии с законодательством <garantF1://10006035.0> о защите прав потребителей. Кроме самого пассажира, в правоотношения по пассажирской перевозке могут вступать иные лица, уполномоченные на получение багажа.

Перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который оказывает за вознаграждение транспортную услугу пассажиру. Как и в случае с пассажиром, перевозчик имеет две группы прав и обязанностей — предусмотренные в транспортном законодательстве и в законодательстве о защите прав потребителей.

В случаях, предусмотренных законом, перевозчик должен иметь соответствующую лицензию. Согласно п.1 ст.17 <garantF1://12023874.1701> Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежат лицензированию перевозки пассажиров морским, внутренним водным, воздушным, железнодорожным транспортом, а также перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

От перевозчиков, в том числе и для цели обеспечения прав их контрагентов, в первую очередь пассажиров, законодательство может требовать и соблюдения иных формальностей, указывающих на специфику правового положения перевозчиков. Согласно п.2 ст.2 <garantF1://12012506.202> Федерального закона от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (удостоверение допуска российского перевозчика).

В соответствии с Положением <garantF1://12024566.1000> о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным постановлением <garantF1://12024566.0> Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730 получения указанного допуска должен быть соблюден ряд условий, в частности российский перевозчик должен иметь устойчивое финансовое положение (наличие в собственности имущества стоимостью не менее 300 тыс. руб. при использовании только одного транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки, и не менее 170 тыс. руб. в расчете на каждое дополнительное транспортное средство).

В правоотношения, связанные с нарушениями условий пассажирской перевозки, могут вступать и страховщики. Например, согласно п.3 ст.39 <garantF1://12057005.3903> УАТ право на предъявление к перевозчикам претензий в досудебном порядке имеют, в частности, страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам пассажиров и багажа.

Специфика формы договора пассажирской перевозки заключается в том, что обычно этот договор не оформляется в виде единого документа, подписанного сторонами, а совершается устно. При этом его заключение согласно п.2 ст.786 <garantF1://10064072.7862> ГК удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Указанное общее правило Гражданского кодекса детализируется и дополняется в транспортных уставах и кодексах. В частности, на автомобильном транспорте при заключении договора перевозки пассажира при регулярных перевозках пассажиров и багажа провоз пассажиром ручной клади за плату удостоверяется квитанцией на провоз ручной клади, а кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади (ст. 20 <garantF1://12057005.2001> УАТ).

Устная форма договора пассажирской перевозки может быть выражена в совершении физическим лицом, заключающим этот договор, определенных конклюдентных действий (посадка в транспортное средство и др.).

Договоры фрахтования, заключаемые на автомобильном транспорте для перевозки пассажиров и багажа по заказам, а также перевозки пассажиров и багажа легковым такси заключаются соответственно в письменной и устной формах (ст.27 <garantF1://12057005.2702>, 31 <garantF1://12057005.3102> УАТ).

Предметом договора пассажирской перевозки являются оказываемые перевозчиком услуги по перемещению пассажира, а в случае сдачи багажа — также и багажа. Схожие услуги могут быть оказаны и по договорам фрахтования. Например, согласно ст.31 <garantF1://12057005.3101> УАТ перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования. Близость предметов договоров перевозки и фрахтования позволяет законодателю обеспечить необходимое единство правового регулирования отношений по перевозке пассажиров и багажа на основе собственно договоров пассажирской перевозки и договоров фрахтования. В частности, это единство выражено в правилах об ответственности перевозчика и фрахтователя (на автомобильном транспорте согласно ст.42 <garantF1://12057005.42> УАТ действует единый сокращенный срок исковой давности и по требованиям из договоров перевозки, и по требованиям из договоров фрахтования и проч.) .

2.3 Особенности договоров перевозки различными видами транспорта

Имея единую основную юридическую конструкцию, транспортные обязательства, осуществляемые разными видами транспорта, имеют и некоторые особенности. Содержание прав и обязанностей сторон договора железнодорожной перевозки, основания и размер имущественной ответственности, порядок и сроки разрешения споров в основном распространяются и на договоры перевозки иными транспортными средствами: воздушными, автомобильными, по внутренним водным путям. В силу этого особенности договоров перевозок названными транспортными средствами имеют (за исключением морских перевозок) непринципиальное отличие.

Особенности других разновидностей договора перевозки:

а) В договоре воздушной перевозки предусматриваются дополнительные основания расторжения договора по инициативе перевозчика в следующих случаях: отказ грузоотправителя выполнять авиационные правила, нарушение таможенных, санитарных правил, наличие в грузе запрещенных правилами веществ и предметов и т.д. Особым видом договора перевозки воздушным транспортом является договор воздушного чартера, в соответствии с которым организуются перевозки корпоративных клиентов, туристических групп и т.д.

Перемещение пассажиров и багажа воздушным транспортом осуществляется на основании договора воздушной перевозки. Дефиниция данного договора содержится в специальном акте воздушного законодательства — Воздушном кодексе <garantF1://10100300.0> (ВК) РФ, а также в п.2.2.1 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР 1985 г.

Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа является разновидностью договора перевозки. Легальное его определение дается в ст.786 <garantF1://10064072.786> ГК РФ: «По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа».

Ряд вопросов, касающихся договора перевозки, до настоящего времени не имеет единого решения. Так, на страницах юридической литературы высказывается предложение разграничить договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа. Основной аргумент сторонников данной идеи состоит в том, что пассажир непосредственно не связан со своим багажом: порой он отправляет свой багаж, не следуя на том же транспортном средстве. Г.П. Савичев, отмечая, что воздушная перевозка пассажира, как правило, сопровождается перевозкой его багажа, тем не менее, придерживается позиции, в соответствии с которой договор перевозки багажа является реальным, а договор перевозки пассажира — консенсуальным.

Другие ученые полагают, что перевозку пассажира и багажа объединяет один и тот же транспортный договор, т.е. пассажир и его багаж «неотделимы» друг от друга, что свидетельствует о консенсуальном характере данного договора. Так, В.В. Витрянский считает, что в случае перевозки багажа речь идет об исполнении договора перевозки пассажира, предмет которого включает и действия перевозчика по доставке в пункт назначения багажа и выдаче его пассажиру или иному управомоченному лицу. Иными словами, перевозка багажа составляет факультативное обязательство перевозчика, которое вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира, а возникающее правоотношение по поводу доставки перевозчиком сданного пассажиром багажа в пункт назначения не образует отдельного договора по перевозке багажа, отдельного от договора перевозки пассажира.

Аналогичное мнение высказывает Н. Остроумов, утверждая, что доставка багажа обычно сопутствует пассажирской перевозке, тесно связана с ней, но регулируется особо. Поскольку пассажирский билет обычно объединен с багажной квитанцией, а маршруты следования пассажира и багажа совпадают, договор перевозки багажа, по мнению ученого, имеет акцессорный характер по отношению к договору перевозки пассажира. Правда, он обращает внимание на то, что в числе документов, удостоверяющих договор воздушной перевозки, ст.105 <garantF1://10100300.105> ВК РФ называет кроме пассажирского билета еще и багажную квитанцию как документ, который удостоверяет заключение договора перевозки багажа. Кроме того, Н. Остроумов подчеркивает, что ответственность авиаперевозчика за перевозку багажа и пассажира имеет существенные различия, и что при перевозках сверх установленной нормы багажа может выдаваться отдельная багажная квитанция.

Приведенный аргумент сторонников идеи о двух самостоятельных договорах («неотделимость» багажа от пассажира) видится недостаточно корректным применительно к договору воздушной перевозки, поскольку относится только к специфическому виду багажа — багажу несопровождаемому, т.е. принятому к перевозке отдельно от пассажира и оформляемого грузовой накладной в качестве груза.

Под термином «багаж» в воздушном законодательстве понимаются личные вещи пассажира, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком. Согласно Правилам международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов 1986 г., багаж подразделяется на зарегистрированный и незарегистрированный. Зарегистрированным признается багаж пассажира, который принят перевозчиком к перевозке под свою ответственность за его сохранность и на который он выдал багажную квитанцию и багажную бирку. Незарегистрированным является багаж пассажира, находящийся во время перевозки в салоне воздушного судна с согласия перевозчика и удостоверяемый биркой «В салон».

В случае перевозки несопровождаемого багажа, т.е. груза, отправитель ни юридически, ни фактически пассажиром не является, поскольку определяющая характеристика пассажира — нахождение на борту воздушного судна во время перевозки. В рассматриваемом случае сдающее багаж лицо является грузоотправителем, а управомоченное им на получение багажа лицо — грузополучателем.

Тем не менее, концепция существования двух самостоятельных договоров — договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа — представляется обоснованной, исходя из следующих рассуждений.

Хотя терминологически два договора объединены одним названием, это не может быть признано аргументом в пользу понимания договора перевозки как единого соглашения. Во-первых, возникают ситуации, когда пассажир вообще не имеет багажа, следовательно, связанных с его перевозкой правоотношений возникнуть не может. Во-вторых, незарегистрированный багаж (вещи, находящиеся при пассажире) не становится объектом договора перевозки багажа даже при условии, что в соответствии со ст.118 <garantF1://10100300.118> ВК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире. Транспортное законодательство обязывает перевозчика доставить в пункт назначения багаж, если сам пассажир представил его к перевозке (ст.786 <garantF1://10064072.786> ГК РФ, п.1 ст.103 <garantF1://10100300.157000> ВК РФ) и у перевозчика при его согласии (с учетом количества мест багажа, его массы и размера) возникла обязанность перевозки багажа «неотделимо» от пассажира. Однако это не свидетельствует о том, что законодатель объединяет перевозку пассажира и багажа в один договор, он лишь обозначает условия возникновения соответствующей обязанности перевозчика — «сам пассажир предъявляет багаж к перевозке».

Отношения, возникающие при перевозке незарегистрированного и зарегистрированного багажа, регулируются разными договорами, обладающими неодинаковыми признаками:

а) договором перевозки пассажира, охватывающим незарегистрированный багаж;

б) договором перевозки багажа (зарегистрированного) .

б) Договор перевозки грузов по внутренним водным путям имеет стандартную для традиционного договора перевозки конструкцию, отличаясь только способами оформления договора (накладная и квитанция о приеме груза).

Перевозки пассажиров и багажа на внутреннем водном транспорте выполняются на основании договоров перевозки по внутренним водным путям Российской Федерации. Согласно ст.3 <garantF1://12022218.302> Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» внутренними водными путями признаются естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Сеть внутренних водных путей включает естественные водные пути — свободные (нешлюзованные) реки и озера, а также искусственные водные пути — реки с частично зарегулированным стоком, шлюзованные реки, каналы (открытые и шлюзованные) и водохранилища.

Общее определение договора перевозки пассажиров и багажа содержится в ст.786 <garantF1://10064072.7861> ГК РФ: «По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией».

Система законодательства о перевозках внутренним водным транспортом пассажиров и багажа (грузов) включает следующие нормативные акты:

ГК <garantF1://10064072.2040> РФ;

специальный нормативный акт — Кодекс <garantF1://12022218.0> внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ);

иные федеральные законы;

Правила <garantF1://85517.1000> оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (далее — Правила перевозок);

иные подзаконные нормативные акты, принимаемые уполномоченными государственными органами в области транспорта, которые не относятся к сфере гражданско-правовых отношений, но регулируют различные вопросы, связанные с техническими аспектами выполнения перевозок и эксплуатацией подвижного состава.

Составляя сферу регулирования гражданского права, отношения по перевозкам постоянно и неизбежно испытывают на себе значительное воздействие норм других отраслей права. Это связано с особенностями функционирования транспорта (главным образом с необходимостью обеспечения безопасности движения и соблюдения экологических требований) и находит непосредственное выражение в том, что транспортные уставы и кодексы признаются актами комплексного характера, т.е. включающими в себя как публично-правовые, так и частно-правовые нормы. Эта точка зрения общепризнанна. Гражданско-правовые нормы таких уставов и кодексов не должны вступать в противоречие с положениями ГК РФ (п.2 ст.3 <garantF1://10064072.30002> ГК РФ).

Другой важный момент: положения о перевозках конкретизируются в транспортных законах в тех случаях, когда на такую возможность указано в ГК РФ (например, в п.2 ст.784 <garantF1://10064072.7842>, п.2 ст.785 <garantF1://10064072.7852>, п.3 ст.786 <garantF1://10064072.7863>, п.2 ст.790 <garantF1://10064072.7902>, ст.792 <garantF1://10064072.792> и др.).

Охарактеризуем договор перевозки пассажиров и багажа внутренним водным транспортом с юридической точки зрения. Этот договор следует признать: а) консенсуальным; б) двусторонним (взаимным); в) возмездным; г) публичным; д) договором с участием гражданина-потребителя; е) имеющим признаки договора присоединения.

в) Договор автомобильной перевозки отличается характером транспортных средств — груз не доставляется грузоотправителем к месту погрузки, а перевозчик подает автомобили к месту нахождения груза. В договорах перевозки автотранспортом выделяются соглашения о централизованной перевозке грузов, детально регламентируемые Уставом <garantF1://12057005.0> автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Договор автомобильной перевозки грузов, обладая общими признаками договора перевозки, закрепленными в Гражданском кодексе РФ, Уставе автомобильного транспорта РФ, Правилах перевозки грузов на автомобильным транспорте, имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Это означает, что транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, а гораздо раньше, и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя.

Во-вторых, спецификой договора перевозки груза автомобильным транспортом является то, что при перевозке груза с оплатой работы автомобиля по повременному тарифу письменной формой договора является путевой лист, в котором фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в распоряжении клиента.

Согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования принимают к перевозке:

вне плана — грузы разового характера при предъявлении их мелкими отправками, грузы, предъявляемые населением вне плана и вне очереди — грузы, перевозка которых вызвана стихийным бедствием или аварией;

при централизованных перевозках — по договору на перевозку грузов автомобильным транспортом и по согласованным графикам, составленным с учетом производственных процессов основного производства у грузоотправителей и грузополучателей, грузы с промышленных предприятий, баз, складов, станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов. При этом автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечить перевозку грузов, а грузоотправители (грузополучатели) своевременно предъявить к перевозке грузы в размерах, предусмотренных договором на перевозку грузов автомобильным транспортом или принятым к исполнению разовым заказом. Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с договорами на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предъявляют определенные требования к водителям транспортных средств, управляющим транспортными средствами, предназначенными для перевозки опасных грузов.

На автомобильном транспорте перевозки различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно: а) городские (в пределах черты города, другого населенного пункта); б) пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние до 50 км включительно); к) междугородные (за пределы указанных выше населенных пунктов на расстояние более 50 км); г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов Федерации); д) международные (ст.5 УАТ) .

Особенности и традиции (в т. ч. и рисковые) морской перевозки нашли свое отражение в условиях и порядке возмещения убытков, принципы которых зависят от характера события, повлекшего убытки. В этой связи различаются общая и частная авария. Общая авария — убытки, понесенные осознанно для спасения судна и остального груза (классический пример — выбрасывание за борт части груза для сохранения плавучести судна).

Убытки при общей аварии распределяются между участниками перевозки. Иные убытки (частная авария) возмещаются в общем порядке.

Пассажир имеет право провозить с собой:

в автобусах городских и пригородных маршрутов бесплатно — одно место ручной клади размером до 60 х 40 х 20 см, в том числе мелких животных и птиц в клетке или одну пару лыж (детские санки).

За плату согласно тарифу — одно место ручной клади (багажа) размером не более 100 х 50 х 30 см;

  • в автобусах междугородных маршрутов бесплатно — одно место ручной клади размером 60 х 40 х 20 см и весом не более 30 кг, в том числе мелких животных и птиц в клетке или одну пару лыж (детские санки).

    За плату согласно тарифу — одно место ручной клади (багажа) размером более 100 х 50 х 30 см;

в автобусах пригородных и междугородных маршрутов, имеющих багажное отделение (отсек) или работающих с автобусным багажным прицепом, за плату — два места багажа размером не более 100 х 50 х 30 см.;

в маршрутных таксомоторах пригородных и междугородных сообщений бесплатно — не более одного места ручной клади размером до 75 х 50 х 30см;

в автобусах, осуществляющих экспрессные перевозки авиапассажиров в аэропорты и между аэропортами, имеющих багажное отделение (отсек), за плату — два места багажа размером не более 100 х 50 х 30 см.

За утрату и недостачу багажа автотранспортное предприятие или организация несут ответственность в следующих размерах:

багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже его действительной стоимости;

багажа, принятого к перевозке без объявленной ценности, в размере стоимости утраченного или недостающего багажа. В случаях, когда стоимость багажа установить невозможно, автотранспортное предприятие или организация несут ответственность в размере, предусмотренном тарифами.

Заключение

Перевозку можно определить как перемещение физических лиц либо вещей (грузов) из одной географической точки в другую, совершенное посредством использования соответствующих транспортных средств: автомобилей, воздушных судов и т.д.

Договор перевозки, будучи основным видом транспортных обязательств, тем не менее число последних далеко не исчерпывает.

К собственно договорам перевозки гражданское законодательство относит четыре вида договора:

а) договор перевозки груза;

б) договор перевозки пассажира;

в) договор перевозки багажа;

г) договор фрахта (с учетом арендной природы данного соглашения).

Договоры перевозки следует отличать от иных договоров, где обязанность по перемещению людей или имущества из одного пункта в другой является частью обязательств по оказанию иных услуг (транспортно-экспедиционная деятельность, услуги по сбору бытовых отходов, развлекательные услуги и т.д.).

По общему правилу, перевозчиком может быть любое лицо, однако оказание услуг по перевозке на регулярной основе, т.е. осуществление предпринимательской деятельности, должно осуществляться на основе лицензии. В частности, такие требования установлены в ст.12 <garantF1://12029474.12> Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Услугополучателем (например, грузоотправителем, пассажиром) может быть любое лицо.

Основные акты:

Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 40 <garantF1://10064072.2040>)

Кодекс <garantF1://12022218.0> внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7.03.2001 N 24-ФЗ (далее — КВВТ)

Кодекс <garantF1://12015482.0> торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее — КТМ)

Воздушный кодекс <garantF1://10100300.0> Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (далее — ВК)

Федеральный закон <garantF1://12057005.0> от 8.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ)

Федеральный закон <garantF1://12029475.0> от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ)

Кроме того, условия перевозки определяются и иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Гражданский кодекс <garantF1://10064072.0> предусматривает особый вид перевозок: прямое смешанное сообщение. Данный вид транспортного обязательства возникает при перевозке грузов, пассажира и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Специальный закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, к которому отсылает ГК, пока не принят.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/dogovor-perevozki-bagaja/

1.Конвенция <garantF1://10006270.0> для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция, измененная в Гааге в 1955 г.) // Закон. 2000. N 6.

.Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 46 ст.5555.

.Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» // Российская газета от 7 апреля 1992.

.Постановление <garantF1://12042613.0> Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2006. N 1.

.Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический).

Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. Степанова С. А.).

— М.: «Проспект; Екатеринбург: Институт частного права», 2010.

.Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. Гражданское право: учебник / под общ. ред. чл. — корр. РАН С.С. Алексеева. — М.: Проспект, 2011.

.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. — М.: Статут, 2008.

.Булаев С.В. Правовое регулирование грузовых и пассажирских перевозок // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. N 2.

.Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001.

.Витрянский В.В. Право и сохранность грузов при автоперевозках. — М., 2009.

.Гражданское право. / Под ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханова: Том II. Полутом 2. — М., 2010.

.Гражданское право: В 4 т. Т.4: Обязательственное право / отв. ред. Е.А. Суханов. — М.: Волтерс Клувер, 2008.

.Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2010. Т.2. Полут.2.

.Гражданское право: учебник. В 3 т. Т.2. / отв. ред.А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2008.

.Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.2/Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. / под ред.А.П. Сергеева. — М.: РГ-Пресс, 2010.

.Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры. — Система ГАРАНТ, 2009.

.Егиазаров В.А. Комментарий к Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (постатейный).

— М.: Деловой двор, 2011.

.Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов. М., 2008.

.Квитчук А.С. Транспорт и гражданское законодательство РФ // Транспортное право. 2006. N 1.

.Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т.2. / под ред. В.Ф. Попондопуло. — М.: Проспект, 2009.

.Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. — М., 2012.

.Куликова О.В., Алихаджиева А.С., Свечникова И.В. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации // СПС «Гарант», 2013.

.Молчанов В.В. Договор перевозки пассажиров и багажа внутренним водным транспортом // Законодательство. 2010. N 10.

.Молчанов В.В. Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа, // Законодательство. 2006. N 7.

.Николаева К.С. Пассажирские перевозки // Вмененка. 2009. N 3.

.Никифорова Е.И. Новые правила оказания транспортных услуг: постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ. — М.: «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008.

.Остроумов Н. Правовой режим воздушных перевозок // Закон. 1997. N 8.

.Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. М., 2011.

.Савичев Г.П. Договор воздушной перевозки. М., 1963.

.Шевелевич А.А. Совершенствование разрешительной системы автоперевозок опасных грузов // Журнал российского права. 2012. N 10.