Юридическая техника представляет собой отрасль знаний о правилах ведения юридической работы и создания в ее процессе различного рода юридических документов. Данная область знаний раньше являлась частью теории государства и права. В настоящее время она выделяется в самостоятельную отрасль юридической науки, ориентированной на решение практических задач.
На сегодняшний день теория государства и права пока представляет собой единую науку, дающую обобщенное представление о государственно-правовой жизни общества. Однако уже много лет ведутся оживленные дискуссии по поводу того, должна ли она оставаться в таком виде и как провести ее реформирование[1].
Обсуждение этого вопроса отнюдь не беспочвенно. Ведь государственно-правовая действительность все усложняется, поэтому она должна изучаться более специализированно. Жизнь все настоятельнее диктует «развод» теории государства и теории права.
И этот процесс уже начался: в политологическую науку постепенно «перетягиваются» многие вопросы, которые ранее были монополизированы теорией государства и права (например, вопросы о политических режимах, территориальном устройстве государства, правовом и социальном государствах, соотношении государства и гражданского общества).
Целью преподавания юридической техники является подготовка будущих юристов к практической деятельности, обучение студентов правилам анализа, составления, толкования и систематизации правовых документов с целью помочь им приобрести практические навыки в этой области. Юрист в основном имеет дело с бумагами правового характера (по роду своей службы анализирует их либо сам составляет).
ГЛАВА 1. Юридическая техника: сущность, понятия, виды
Авторство термина принадлежит немецкому правоведу Рудольфу фон Иерингу. «Юридическая техника» является частью его основного труда «Дух римского права на различных ступенях его развития».
Начиная с конца XIX — начала XX столетий исследования по юридической технике бурно развиваются, чему способствовали как повышение значения парламентов в системе государственной власти большинства европейских государств и, как следствие, интенсификация законотворчества, так и распространение философских идей позитивизма, а позднее — неопозитивизма с их повышенным вниманием к проблемам точности языка. В настоящее время как отечественная, так и зарубежная юридическая наука насчитывает большое количество исследований в области юридической техники.
Развитие науки теории государства и права
... научных знаний, и в частности науки о государстве и праве, которая придает ему юридическую значимость. Как в философии, так и в любой другой науке существует специализация ... дисциплины, как «Всеобщая история государства и права», «История политических и правовых учений», «История государства и права в России», «Римское право», «Теория государства и права», она позволяет сформировать целостное ...
Думается, что нельзя ограничиваться анализом юридических документов и тратить свою энергию только на то, чтобы правильно их составлять. На этот вопрос надо смотреть шире: грамотно ли велась юридическая работа, предшествующая изготовлению юридического документа, ведь в противном случае может оказаться, то документ не отражает существа дела.
Однако и широкое понимание юридической техники явно не на пользу всему обществу: привлечение внимания практикующих юристов и отвлечение энергии юристов-исследователей на детальный анализ любой юридической деятельности есть неоправданная трата человеческого капитала. Лишь юридические действия, влекущие серьезные юридические последствия, должны находиться в зоне внимания юристов (и практиков, и теоретиков).
Именно такие юридические действия и приобретают форму юридических документов, с тем чтобы объективировать решение юридической проблемы, придать стабильность отношениям между людьми, официальность решению юридической задачи и дать возможность в случае неудачи исправить при этом ошибку.
Юридическая техника — это правила ведения юридической работы и составления в процессе ее юридических документов.[2]
Юридическая техника имеет три основных проявления:
1. Юридическая техника выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера.
Средства и приемы здесь технические, потому что являются внешними инструментами и способами организации правового материала. Оони используются при выработке, оформлении и систематизации многих и разных актов. Их значение по отношению к содержанию права служебное.
В то же время эти средства и приемы имеют нематериальный характер. Они выражены в определенных идеологических явлениях и категориях (юридических конструкциях, приемах изложения норм и др.).
2. Юридическая техника выражается в правилах (нормах), в соответствии с которыми она используется. Ее средства и приемы действуют не сами по себе. Правильное и целесообразное использование технических средств и приемов закрепляется в правилах юридической техники, которые относятся к особой разновидности технических норм, касающихся области правового регулирования. Они могут быть выражены в нормативных актах, в том числе особых инструкциях по подготовке и оформлению законопроектов. Тогда они выступают в качестве технико-юридических норм, предъявляющих законодателю, иным субъектам общественных отношений определенные требования, от соблюдения которых зависит совершенство актов.
Использование средств и приемов юридической техники внешне выражается главным образом в применении соответствующих правил. Правила юридической техники вырабатываются, прежде всего, в практической работе по подготовке и оформлению правовых актов. Высокий технический уровень законодательства и индивидуальных актов может быть достигнут только на основе проверенных и теоретически отработанных научных рекомендаций. Уровень юридической техники зависит и от данных неюридических наук (в частности, приемы изложения нормативных актов в письменных документах построены в значительной мере на данных наук, занимающихся законами языка).
Нормативно-правовой акт как источник права
... наиболее важные общественные отношения. Глава 1. Нормативный правовой акт как источник права. Юридическая сила нормативных актов Нормативно-правовые акты - это властное предписание государственных органов - ... которыми он обладает в сравнении с иными формами выражения юридических норм. Правовые акты осуществляют функцию регуляторов общественных отношений только тогда, когда сформулированные ...
3. Юридическая техника внешне материализуется в уровне совершенства правовых (нормативных) актов в качестве формы права. Как только средства и приемы юридической техники реально воплощаются в правовых актах, они становятся свойством данной системы законодательства. Уровень юридической техники в той или иной стране определяется прежде всего по реальному использованию технических средств и приемов в законодательстве, в правовых актах.
Юридическая техника — это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность – законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника. [3]
Можно сделать неопровержимый вывод: все попытки кодификации, даже во фрагментарной форме, имеет элемент, который можно назвать юридической техникой, и который относится к плану и решению поставленной задачи кодификации.
Юрист, дело которого — научить нас высокой оценке всех отношениях права в общественной жизни, обязательно должен быть заинтересован и в этом элементе.
Наряду с термином «юридическая техника» в близком значении используются и другие понятия: законодательная, законотворческая, правотворческая, нормотворческая техника. [4]
Определение понятия «юридическая техника» приводится и в законах субъектов Российской Федерации, например в законе Орловской области от 15.04.2003 № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (в ред. от 07.11.2008): юридическая техника – средства и приемы, при помощи которых обеспечиваются юридическое содержание правового акта и его словесно-документальное изложение.
Правила юридической техники могут фиксироваться в нормативных правовых актах (в законах субъектов Российской Федерации о нормотворчестве, положениях и правилах, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления), излагаться в форме рекомендаций или существовать в виде обычаев.
Федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Федеральные органы исполнительной власти и федеральные структуры, не относящиеся к системе органов исполнительной власти (Банк России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.), принимают свои положения и правила по оформлению нормативных правовых актов. Например, Приказ ЦБ РФ от 15.09.1997 N 02-395 (ред. от 24.06.1998, с изм. от 18.04.2002) «О Положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (вместе с Положением от 15.09.1997 N 519).
Во многих субъектах Российской Федерации требования юридической техники урегулированы в законах, и прежде всего в специальных законах о правовых актах и правотворчестве. Например, закон г. Москвы от 14.12.2001 N 70 (ред. от 13.12.2006) «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы».