Ювенальная юстиция

Новый Закон о ювенальной юстиции 1990 года закрепил многолетнюю практику применения альтернативных форм наказания (переговоры между потерпевшей стороной и преступником, возмещение ущерба, сочетание различных коррекционных процедур).

Важно отметить, что лишь судья или прокурор наделялись полномочиями по принятию решения о мерах пресечения в отношении подростков и молодых людей 24. Минимальный срок лишения свободы составляет полгода, максимальный — 5 лет, а для подростков 14–17 лет и молодых людей моложе 21 лет, совершивших тяжкое

преступление, — 10 лет.

Если правонарушение совершено подростком 14–17 лет, следует такая процедура: проводится полицейское расследование, материалы поступают к прокурору, который либо выносит обвинительное заключение, либо закрывает дело без специальных условий или с предписанием, например, надзора школы или родителей. В случае обвинения происходит уведомление помощника прокурора, специального социального работника, который приступает к составлению подробного досье для судьи и отчет об имеющихся материалах. В редких случаях может последовать предварительное заключение под стражу. Но часто применяется так называемая «практика выведения», когда действия прокурора направлены на выведение дел из системы уголовного правосудия Из реабилитационных практик можно упомянуть обращение к психосоциальной поддержке подростка, посредничество в рамках восстановительного правосудия, надзор социального работника,

воспитательные меры в образовательных учреждениях, специальные тренинги и семинары, некоторые виды общественно-полезной деятельности, к которой привлекается правонарушитель. Судья также может назначить штраф, краткосрочное задержание, некоторые виды общественных работ (в ходе рассмотрения дела социальный работник обладает правом совещательного голоса).

Причем, как подчеркивают специалисты, альтернативные виды наказания рассматриваются не в качестве смягчения наказания, а для оптимизации системы уголовного правосудия. Более того, если во многих европейских странах службы пробации работают как органы контроля за условно осужденными и освободившимися, то в Германии офицеры пробации остаются социальными работниками, решающими задачу обеспечения доступа правонарушителей к социальным правам. В целом же, хотя судебные процедуры и практика их применения в отношении несовершеннолетних приближаются к процедурам общего уголовного правосудия, ювенальная юстиция сохраняет свой реабилитационный потенциал.

4 стр., 1758 слов

Цели уголовного наказания и их эффективность

... Эффективность приведенных в законе мер уголовного наказания во многом зависит от целей и исполнения наказания. Цель наказания – один из сложных этапов в реализации правосудия. Эффективность фиксированного наказания ... соответствующей сферы. Однако требует уточнения суть исправления применительно к таким видам наказания, как пожизненное заключение или смертная казнь. Сущность исправления осужденного ...

2.3 Япония.

Ювенальные суды появились в Японии еще в 1923 году. Современная ювенальная юстиция в данной стране опирается на законодательство, принятое после второй мировой войны. Конечно, в развитии ювенальной юстиции любого государства тесно переплетаются общие тенденции, формируемые мировым опытом, и национальные особенности. Но Япония примечательна тем, что действенность общемировых тенденций, в данном случае в ювенальной юстиции, в этой стране невозможно списать лишь на общность культуры и исторических судеб (существующих, например, у европейских, а также у европейских и американских государств), позволяющих заимствовать друг у друга социальные и правовые институты. Итак, остановимся на основных чертах ювенальной юстиции в Японии.

Юридические основы ювенальной юстиции в Японии зафиксированы, прежде всего, в За-

коне о благосостоянии детей (1947 год) и Законе о несовершеннолетних (1948 год) с последующими изменениями и дополнениями. Предусматривается функционирование специализированных семейных судов.

Первоначально возраст, с которого, по общему правилу, подросток мог нести уголовную ответственность, был установлен в 16 лет. И все же законодательство устанавливало приоритет мер воспитательного воздействия перед уголовными наказаниями для лиц в возрасте от 16 до 20 лет. Для правонарушителей, достигших 14 лет, предусматривались такие меры воспитательного воздействия, как защитный надзор, направление в исправительно-воспитательные учреждения, но в исключительных случаях за совершение особо тяжких преступлений возможно было и назначение уголовных наказаний. В 2007 году в Закон о несовершеннолетних были внесены поправки, ужесточающие отношение к подросткам-делинквентам: установлены более суровые виды наказания для совершивших

тяжкие преступления, возраст наступления уголовной ответственности в исключительных случаях за особо тяжкие преступления понижен до 12 лет, в случае рецидива направление правонарушителя в исправительное учреждение, а не в специальное учебное заведение, как было ранее, полиции предоставлено право проведения обысков и изъятия вещественных улик при расследовании уголовных дел, в которых замешаны дети моложе 14 лет.

При этом базовые подходы к преодолению преступности несовершеннолетних сохраняются. Так, в Законе о несовершеннолетних говорится, что определенная поверхностность правосознания, возрастные особенности психики, неоконченная социализация несовершеннолетних предопределяют специфику ответственности за правонарушения. При применении мер воспитательного характера или при назначении наказания судом в обязательном порядке исследуется прошлое несовершенно-

летнего делинквента, его личность и окружение, обстоятельства его деяния.

В уголовном законодательстве Японии находит отражение разрабатываемая правовой доктриной данной страны концепция «возрастной невменяемости». Считается, что уголовную ответствен-

ность может нести только то лицо, которое способно отличить добро от зла. А если лицо не способно отличить добро от зла, то оно не должно нести уголовной ответственности, если же указанная способность понижена, то должна быть ограничена и уголовная ответственность. А раз лицо не может нести уголовной ответственности, то оно и не наказуемо. Следовательно, в отношении такого

23 стр., 11019 слов

Особенности назначения и освобождения от наказания несовершеннолетних

... несовершеннолетних от уголовной ответственности. Цель данной работы состоит не только в изучении назначения и освобождения от наказания несовершеннолетних, ... отношению к несовершеннолетним. Главная задача наказания это исправление осужденного, но по отношению к несовершеннолетнему оно не ... наказания на исправления родителям, родственникам или опекунам. В это же время появились и первые черты ювенальных ...

лица не имеет силы норма, содержащая уголовную санкцию (можно даже добавить, что такая норма не имеет смысла).

Именно этим объясняется в отношении несовершеннолетних отсутствие уголовной ответственности до определенного возраста, приоритет воспитательных мер перед уголовным наказанием, широкое применение условного осуждения, если предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

К профилактике правонарушений и к содействию ресоциализации оступившихся в Японии широко привлекаются семьи, волонтеры, разнообразные общественные объединения. Они действуют самотоятельно или оказывают помощь сотрудникам службы пробации и различных социальных служб.

ГЛАВА 3 ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ., Современное российское правосудие по делам несовершеннолетних

На основании предыдущих разделов работы можно сделать выводы, что одним из механизмов, направленных на создание действенных механизмов защиты прав детей, является ювенальная юстиция, т.е. специальная система правосудия для несовершеннолетних. Главная задача ювенальной юстиции – защищать права детей, а не просто рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних. Когда специальный судья рассматривает все дела, связанные с проблемами детей, он начинает лучше понимать причины, которые порождают подростковую преступность и начинает учитывать особенности личности юного правонарушителя, обстоятельства, которые привели его к совершению правонарушения.

15 февраля 2002 г. был принят в первом чтении проект федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов), в котором, в частности, говорится:

« Статья 1. Дополнить Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в Российской Федерации» статьей 22–1 следующего содержания:

Статья 22–1. Ювенальные суды.

1. В целях защиты прав несовершеннолетних по территориальному принципу создаются ювенальные суды.

2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»

По мнению авторов законопроекта, системная разобщенность ныне действующих государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и в сфере защиты ребенка от криминальной среды. Только соединение усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной системы ювенальной юстиции позволит решить названные вопросы.

15 стр., 7240 слов

Процессуальные особенности рассмотрения дел судом возникших из ...

... трудовых споров 2.1 Рассмотрение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодателства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст.233 Трудового кодекса — ТК). Установленный законом порядок разрешения трудовых споров ...

Принятый проект закона является важным шагом на пути становления ювенального права в России. Однако с 2002 г. проект под названием «российская ювенальная юстиция» практически не продвинулся. По словам главы думского комитета по вопросам женщин, семьи и молодежи Екатерины Лаховой, закон давно готов ко второму чтению. Подготовлено ориентировочное финансовое обоснование: для того, чтобы начать поэтапно вводить ювенальные суды, потребуется выделить из федерального бюджета около 100 млн. рублей.

Но для того, чтобы законодатель хотя бы теоретически признал право «детских» судов на существование, денег вообще не требуется. По мнению Лаховой, дело тормозится из-за того, что эта проблема не является приоритетом ни для одной из ветвей власти. Эксперимент по созданию в России специальных судов для несовершеннолетних также встретил серьезное противодействие со стороны Генеральной прокуратуры. После того, как около года назад заместитель генпрокурора Александр Звягинцев подписал письмо, где указывалось на «недопустимость вмешательства» общественных организаций в деятельность органов следствия, судебные власти некоторых регионов предпочли не экспериментировать.

В тоже время ювенальное правосудие уже внедряется в некоторых регионах. Например, в Саратовском областном суде при содействии института «Открытое общество» и Программы развития ООН создан Совет по координации деятельности судей, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. В суде ввели штатную должность социального работника и специализацию судей на делах несовершеннолетних правонарушителей. Теперь такие дела попадают в суд еще на стадии возбуждения уголовного дела (именно это, по всей видимости, не устраивает прокуратуру).

Таким образом, к началу процесса судья успевает получить представление об условиях жизни и воспитании юного подсудимого, составить его «социальный портрет». В итоге, если тот все же попадает в воспитательную колонию, вместе с копией приговора туда отправляют и копию карты социально-психологического сопровождения. Аналогичные эксперименты начались в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Волгограде, Иркутске. В некоторых регионах по настоянию прокуратуры они были свернуты, однако в большинстве эксперимент с успехом продолжается.

На территории Ростовской области политика в сфере социальной защиты несовершеннолетних строится в соответствии с конституционными нормами, действующим федеральным законодательством. В ее осуществлении принимают участие областные ведомства, местные органы самоуправления и сеть ведомственных учреждений различного уровня.

В целях реализации конституционных принципов охраны прав детей Правительством Ростовской области разработаны и приняты целый ряд нормативных документов, предусматривающих льготы несовершеннолетним, многодетным и малообеспеченным семьям. Так, Законодательным Собранием Ростовской области приняты Областные законы: «О молодежной политике Ростовской области», «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области», «Об установлении льгот и гарантий приемной семье в Ростовской области».

8 стр., 3808 слов

Экология и охрана природы : Экология Ростовской области на примере ...

... в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007-2010 годы".. В связи с этим администрацией Ростовской области уделяется особое внимание выполнению мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов. В период 2005-2008 гг. ... человека экосистемы (в основном на севере и в Сибири). По современным данным ООН Россия находится на четвертом месте в мире по видовому ...

25 марта 2004 года в г. Таганроге состоялось официальное открытие здания судебного состава Таганрогского городского суда по делам несовершеннолетних (ювенального суда).

В связи с открытием здания суда в г. Таганроге и образованием специализированного состава судопроизводство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также рассмотрение гражданских дел, затрагивающих интересы указанной категории лиц, осуществляется в отдельном помещении, в специально оборудованных залах судебных заседаний в соответствии с принятыми международно-правовыми стандартами.