Субъекты законодательной инициативы

Субъекты законодательной инициативы — раздел Философия, Политология учебник для вузов Круг Субъектов Законодательной Инициативы: 1. Члены Парламентов. Так…

Все темы данного раздела:

УДК 32.001(075.8) ББК 66.01я73 П 50 Авторский коллектив: доктор политических наук, профессор Реше

Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с возникновением первых государственных образований. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологич

Собственно политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относи

Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные по

Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований.

Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различны

Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногла

Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы: 1) теория и ме

Политология как наука имеет своей целью познание объективных закономерностей, действующих в сфере политики. Закономерности политологии отражают объективно существующие, повторяющиеся связи и

Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осущ

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, ме

В современной литературе методология определяется как система норм и связанных с ними методов научного мышления, как постановка проблем и стратегия научного поиска. Научный метод

6 стр., 2685 слов

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

... соотношения философии политики и политической философии позволяет выявить и восполнить образовавшуюся «лакуну» в пространстве современного российского научного дискурса следующими умозаключениями: 1. Философия политики –– вечно актуальная сфера философского знания, наряду с философией истории, права, морали, ...

Наиболее общие, фундаментальные политологические методы часто называют исследовательскими подходами или методологиями. В политологии существуют разнообразные методологические подходы: бихевиоральны

Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина «политическое поведение» принадлежит американскому журналисту Фра

И системный подход, и структурный функционализм являются производными от общей теории систем. У истоков общей теории систем находятся, прежде всего, биология и кибернетика. Еще в 20-е годы биолог Л

Системный подход является составляющей общей теории систем и также исходит из ключевого понятия – системы. Система как целостное множество взаимосвязанных элементов не сводится к простой сумме свой

Марксизм, как и системный подход, является глобальным подходом к социальной действительности. Преобладание целого над частями образует сущность марксистского метода. В советской социальной

На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу пришла группа теоретиков, действовавших в период относительного социального затишья – А. Лабриола, Ф. Меринг, К. Каутский, Г. Плеханов. Следующее поколение марксист

Серьезной критике марксизм был подвергнут со стороны Карла Поппера – немецкого философа и методолога науки. Марксизм – это чистейшая и наиболее опасная форма историцизма, считает К. Поппер. Под ист

Психологический подход направлен на выделение человека в политике, на его интересы, потребности, мотивы деятельности, эмоции. Психологическое направление в качестве самостоятельного складывается к

В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но вс

Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической и

В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются «в

Т. Парсонссчитал, что фундаментальной функцией политической сферы является целедостижение. Процесс целедостижения заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных це

Государственная политика – это выражение целей политической системы и средств, с помощью которых они достигаются. Традиционно государственную политику делят на внутреннюю и внешнюю. Если за основу

В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая сис

Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демокра

Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власт

В политологической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т. Гоббссчитал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремл

3 стр., 1488 слов

Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений

... система возможна в случае передачи ряда политических полномочий универсальной организации. 4) Иерархическая система прогнозируется как результат усиления роли международной организации или установления власти одной сверхдержавы. 5) Система «вето» – полицентричная система, где несколько государств ...

Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления полити

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. В

Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и

В современной литературе существуют различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т. Парсонссчитает, что власть как свойство системы с

Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные дл

Для характеристики властных отношений часто используется термин «господство». Для того, чтобы власть выполняла общественные функции, была прочной и стабильной, она должна быть институциал

Термин «легитимность» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово прио

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принят

В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым о

Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные закон

В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнооб

Понимание природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и сложности данного социального образования. Теория государства выделяет тр

Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть. Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет с

Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих в совокупности организационную структуру государства или государственный механиз

От типов государства следует отличать формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как органи

14 стр., 6677 слов

Президент РФ и законодательная власть

... господствующее положение в системе органов государственной власти принадлежит Президенту. 1. Законодательная власть 1.1 Органы законодательной власти Законодательную власть в России представляет только Федеральное Собрание Российской Федерации - Парламент Российской Федерации. В соответствии со ...

Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха ( короля, императо

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственн

Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Платонподчеркивал: &quo

Теория и практика правового государства позволяет выделить следующие его отличительные признаки: Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенит

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенн

Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Долгое время в истории общественно-политической мысли понятие «государство» и «общество&qu

Что же стоит за таким новым пониманием парламентской деятельности? Законодательная функция – деятельность по принятию закона. Под представительской функцией сейчас понимается деятельность парламент

Принято считать, что первый парламент появился в Англии, и это был компромисс между зарождающейся буржуазией и дворянством, поскольку был создан орган, который сглаживал противоречия между этими дв

Место и роль парламента, как правило, закрепляются в конституциях. Иногда там подчеркивается его особый статус. Например, ст. 41 конституции Японии гласит, что парламент является высшим органом гос

Порядок формирования парламента зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами. Если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) также избирается гра

Первоначально (исторически) парламент был двухпалатным. Британский парламент – родоначальник всех парламентов – был двухпалатным, потому что идея двух палат отражала идею компромисса между двумя ве

Но при всем при том, недостатки двухпалатной системы остаются, поскольку двухпалатная система – это всегда усложнение законодательного процесса, это всегда определенное консервативное отношение к н

Парламентские комиссии или комитеты – это специальные органы, образованные из депутатов, главной целью которых является подготовительная работа по созданию и оценке законопроектов, а также для конт

Употребляются названия: комиссии и комитеты. В некоторых случаях между этими понятиями нет разницы. Но, например, в США комитет – это более важный орган, постоянно действующий, а комиссия – это соб

Партийные объединения депутатов чаще всего называются партийными фракциями, но они могут называться и по-другому. Если в ФРГ классическое наименование – фракция, то во Франции, Италии и других стра

Фракции имеют свое руководство. Руководство может быть идеологическим и процедурным. Лидер партии всегда является общим руководителем фракции, но ряд фракций имеют еще процедурных начальников. В ан

В парламентах могут быть какие-то иные органы и структурные части, помимо комиссий, комитетов и партийных фракций. В некоторых странах, например, есть специальные органы парламентского контроля: ре

5 стр., 2276 слов

ИГП все ответы,кроме 53. 1. Основные этапы в истории Древнего ...

... государства. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнаружила непрочность бонапартистской империи. 44. Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875 г. 1. Утверждение Третьей республики Новую конституцию ... что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня ...

Вне зависимости от того, закреплена ли компетенция парламента в конституциях или законах, или же нет, круг вопросов, которыми занимается парламент (т.е. полномочия парламента) всегда охватывает опр

Однако, какие бы не были классификации и перечни полномочий парламента, основным его полномочием является издание законов. Мы называли шесть разновидностей законов, которые существуют в за

Финансовые права являются наиболее заметной и старой привилегией, или правом парламента, которое было получено в борьбе с королевской властью и с феодальными силами. Финансовые права – это право ус

В этой сфере у парламента меньше возможностей, чем у исполнительной власти. Полномочия в области внешней политики – внепарламентские связи и отношения, когда члены парламента общаются с парламентар

Важной частью полномочий парламента являются полномочия в области формирования государственных органов, в сфере назначения либо избрания должностных лиц, либо участие в выборах и назначении должнос

Парламенты очень часто принимают участие в формировании судебной власти, а именно: избирают или назначают высших судей. В Германии и верхняя, и нижняя палаты – Бундестаг и Бундесрат – избирают равн

Важным правом и полномочием парламента является контроль парламентов над деятельностью правительства. Есть различные формы парламентского контроля. Эти формы в ряде случаев предусмотрены з

Что такое сессия? Есть разные определения. Часто сессию определяют как период времени, в течение которого проходят пленарные заседания палат и их комиссий. Иногда определение сессии звучит нескольк

Право созыва сессии в разных странах принадлежит разным лицам или органам. Например, в некоторых странах депутаты созываются на сессию указом или другим актом главы государства. Таков порядок в Вел

Законодательный процесс или законодательная процедура. Законодательный процесс в разных источниках описывается по-разному. Называется разное число промежуточных стадий. По нашему мнению, есть четыр

Вторая стадия законодательного процесса – это обсуждение законопроекта. Как правило, эта стадия делится на подстадии, которые называются чтениями. Чтений бывает не менее двух, иногда и больше (3, 4

Последняя, четвертая, стадия законодательного процесса чаще всего называется промульгацией. Некоторые источники считают промульгацию только подписанием главой государства законопроекта, после чего

Слово «правительство», казалось бы, понятно каждому человеку и не требует особой расшифровки. Однако же дать определение этому понятию непросто, потому что в отличие, скажем, от парламент

Но все же, говоря о правительстве, как правило, имеют в виду государственный коллегиальный орган, при помощи которого осуществляется повседневное текущее руководство внутренней и внешней политикой.

Тот орган, который мы именуем правительство, по разному называется в каждой отдельно взятой стране. Чаще всего применяются такие стандартные наименования, как: Совет Министров (Индия), Совет Минист

Партийные правительства есть однопартийные и многопартийные (коалиционные).

Однопартийные правительства, как правило, бывают либо в странах с парламентарными формами правления, где какая-либо из па

16 стр., 7918 слов

Правосудие древней руси. Суд в древнерусском государстве Каким ...

... территории нашей страны Образование Древнерусского государства основных категорий населения Государственный строй Древней Руси Суд и процесс Древней Руси Возникновение и развитие древнерусского права Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XV ...

Второй вариант беспартийного правительства – это, как правило, правительство, которое создается во время кризисной ситуации. Их еще называют переходными правительствами, «деловыми», »

В зависимости от поддержки правительства парламентом выделяют еще два типа правительства: правительство большинства и правительство меньшинства. Наиболее распространенным вариантом является правите

Порядок формирования правительства, как правило, определяется формой правления государства. Можно выделить два основных способа образования правительства: парламентский способ и внепарламентский сп

В некоторых странах (Голландия, Бельгия, Дания) перед такими переговорами назначается не премьер-министр, а специальная государственная фигура – форматор. Кстати, надо выделить два редких термина:

В других странах Европы применяется принцип так называемого «негативного парламентаризма». Это означает, что правительство не должно получать вотума доверия, а действует после формировани

Достаточно своеобразная специфика существует в тех странах, где смешанная форма правления. Во Франции, к примеру, по конституции 1958 года, премьер-министр, а по представлению премьер-министра – чл

В некоторых странах к лицам, которые претендуют на должность членов правительства, предъявляются специальные требования. Например, в Великобритании, хотя формально нет закона, который обязывал бы м

На вопрос о том, кто входит в состав правительства, проще всего ответить однозначно: в состав правительства входят министры. Иначе говоря, правительство состоит из министров. Однако в состав правит

При парламентарной форме правления роль и значение главы правительства очень велики. Формально являясь главой исполнительной власти, на практике глава правительства выполняет все полномочия главы г

Как правило, если прекращаются полномочия главы правительства, то это означает прекращение полномочий и всего правительства. Полномочия и реальная власть премьер-министров в парламентских республик

«Министры без портфеля» – это такие должностные лица, которые могут заниматься разными видами деятельности. Так, например, это может быть лицо, выполняющее поручения главы правительства.

В большинстве стран употребляются привычные для всех наименования – министр, премьер-министр или глава совета министров – но в некоторых странах используются старинные наименования. Там, где в ходу

В президентских республиках и в абсолютных и дуалистических монархиях заседания правительства проводятся по усмотрению глав государства, который одновременно руководит правительство

Как правило, в большинстве стран очередные заседания правительства проводятся один раз в неделю. Повестка дня и порядок рассмотрения вопросов определяется, естественно, главой правительства. Вопрос

Как мы уже отметили, окончательные решения в большинстве стран (как в президентской республике, так и в парламентской) принимает глава правительства и, как правило, оно не голосуется. Вопрос на гол

Такие специальные (внутренние) правительственные органы чаще всего называются также как органы парламента: комиссии и комитеты. Система комитетов правительства встречается в разных странах. Такие к

Практически все авторы, которые пишут о правительстве, отмечают, что правительственные органы исполнительной власти наделены очень широкими полномочиями, широкой компетенцией. Однак

8 стр., 3748 слов

Политическая власть

... с насилием: можно говорить о власти жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т. д. Кроме того, носителями политической власти выступают отдельные личности, группы, классы, партии, государства. Цель и ... дефицитными ресурсами», Могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто в них нуждается, в обмен на желаемое поведение. Теории «раздела зон влияния» предлагают ...

Это все сфера исполнительной власти – поле деятельности правительства. Полномочия правительства в этих сферах можно обобщить и сгруппировать. Можно обозначить наиболее типичные полномочия зарубежны

Говоря о полномочиях правительства в законодательной сфере, следует упомянуть два момента. Во-первых, современные правительства имеют собственную регламентарную власть и издают акты нормативного ха

Очень важная сфера деятельности правительства – это внешнеполитические полномочия. Внешнеполитические полномочия – сфера как политических союзов военных союзов, так и экономических связей. Внешняя

Следует отметить важный момент. Формальные права президента в парламентской республике, т.е. те права и полномочия, которые записаны в конституции, могут внешне почти не отличаться от полномочий пр

По нашему мнению, наиболее универсальными и характерными полномочиями являются представительские функции (функции представительства).

Обычаи, правила и законодательные нормы, согласно которым глава

Американские ученые именуют эти полномочия главы государства (в частности своего президента) называя их полномочиями главы государства как главного дипломата. На наш взгляд, хотя такое определение

Вторую группу полномочий можно обозначить в самом широком плане как полномочия главы государства в области государственного управления. Эти полномочия можно расшифровать следующим образом: глава го

Важную часть полномочий главы государства занимает военная сфера. В большинстве стран мира формально (юридически) глава государства провозглашается верховным главнокомандующим. Это означает, что в

Следует назвать еще одну специфическую группу полномочий, которая, как правило, не называется и не выделяется среди других. Но это очень реальная группа полномочий. Ее можно назвать полномочиями гл

В некоторых источниках называют еще дискреционные полномочия главы государства. В переводе это означает выборочные полномочия, или те полномочия, которые глава государства применяет по собственной

Что касается главы государства, президента, то чаще всего в отношении президентов упоминают процедуру импичмента. Импичмент – это отстранение главы государства президента от власти за допущенные на

Из всех возможных государственных учреждений суд для жителя любой страны является наиболее понятным органом. Такие элементы государственного механизма, как парламент, президент, пра

Что же такое суд и правосудие, каково их место в государственно-правовой системе зарубежных стран? Обычно, рассказывая о государственно-правовом механизме, обращаются к классической триаде ветвей в

Судебная власть имеет две основные функции. Одна функция вполне очевидная, тем более для бывшего советского человека. Это функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний. Вторая ф

Характеризуя суд и судебную власть, хочется упомянуть одно рассуждение, которое нам встретилось в литературе. Речь шла о том, что судебная власть, изо всех других властей наиболее слабая, поскольку

Здесь мы подошли к принципам правосудия и принципам судоустройства и судопроизводства. Ряд стран закрепляют эти принципы в конституциях или специальных законах. Иногда эти принципы прямо не закрепл

Полномочия суда или судебная юрисдикция, т.е. конкретная предметная сфера его деятельности, как правило, делится на два направления. Это общая юрисдикция и специальная юрисдикция. Под обще

27 стр., 13044 слов

Политическое участие

... воспринимать индивидуальные запросы граждан к власти[5]. 2 Теории политического участия 1. Теория ... исследований политической активности рабочих и личности в социалистическом обществе. Политическое участие как элемент политического поведения ... государствах невозможны не только индивиду­альные, но и групповые формы политического участия человека (в виде деятельности партий, общественно-политических ...

Вне зависимости от специализации суда, будь то суды общей компетенции или какие-то специальные суды, любые суды имеют определенную структуру (построение), точнее говоря, иерархическ

Вторая форма обжалования называется «апелляция». При апелляционной форме вышестоящий суд заново рассматривает все дело с привлечением сторон, с вызовом свидетелей. То есть все судебное за

Достаточно сложная система построения судебных систем обычно в федеративных государствах, поскольку там нужно сочетать судебные системы субъектов федерации с общефедеральными. Для федеративных госу

Следует отметить, что кроме суда присяжных, граждане (непрофессиональные юристы) привлекаются также к отправлению правосудия в других формах. Это привлечение обычных людей в качестве выборных непро

Наиболее распространенными или характерными среди специальных судов являются суды административной юстиции. Данная категория судов рассматривает жалобы на решение государственных органов – не высши

Отдельную группу специальных судов составляют дисциплинарные суды и суды чести. Такого рода суды рассматривают споры и принимают меры воздействия к государственным служащим, к чиновникам и судьям,

К числу негосударственных судов можно отнести вполне серьезную категорию судов – это третейские суды, скажем, при торговых палатах. Они могут рассматривать претензии коммерческих организаций друг к

К категории негосударственных судебных органов относят и религиозные суды. Есть церковные суды, которые рассматривают внутрицерковные споры по поводу канонических проблем. Это споры для профессиона

Органы местного самоуправления должны не только избираться, но и обладать определенным комплексом полномочий, определенной самостоятельностью, т.е. иметь реальные права. Полномочия местных

Отметим, что термин «муници­палитет», «муниципальный орган» в ряде стран равнозначен понятию органа местного самоуправления – органа избираемого. В США и в Англии муниципальными

Следует также отметить важный факт, что 15 октября 1985 г. была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Эта хартия, которая обязательна для государств-членов Совета Европы, закрепляет

Административно-территориаль­ное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное делен

Исполнительный орган необходим, поскольку это постоянно действующая структура, а выборное собрание собирается периодически для решения каких-то важных принципиальных вопросов. Представительные выбо

Главным вопросом местных представительных органов является принятие местного бюджета и распределение денег в рамках этого бюджета. Принимаются акты по поводу решения различных местных проблем. Испо

Компетенцию органов самоуправления можно условно разделить на первоначальную и вторичную. Первоначальная – это та, которую можно назвать местными делами: чистота улиц, правильность застройки, систе

Основными методами муниципальной деятельности являются: непосредственное регулирование и управление. Регулирующая деятельность – это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприя

13 стр., 6455 слов

Основные политические права и свободы граждан Российской Федерации (2)

... курсовой работы выступает изучение правового регулирования основных политических свобод и прав гражданина Российской Федерации. Предметом курсовой работы правовое регулирование основных политических прав и свобод граждан Российской Федерации. Задачами курсовой работы ... для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем: это свобода следовать своему собственному ...

Для лучшего понимания компетенции муниципальных органов их полномочия классифицируются на определенные группы. 1. Полномочия в сфере финансово-экономической деятельности – это принятие мес

Чтобы реализовать полномочия, нужны деньги. Откуда же берутся эти деньги у местных органов власти, что является источниками доходов? При описании этой проблемы называют, прежде всего, налоги. Сущес

Определенные надзорные функции выполняют и другие центральные ведомства, прежде всего – министерство финансов, которое следит за расходованием денег и выполнением бюджета. В федеративных г

Кроме административного надзора может быть и судебный. Например, в Англии центральная власть может обращаться в суд, если недовольна действиями местных органов. Судьи разных уровней могут рассматри

Называют три основные разновидности образования местных исполнительных органов. 1. Система, при которой избранное гражданами представительное собрание (муниципальное собрание) само избирае

Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия

Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестрой­ка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формировани

В научной литературе различают следующие режимы существования политического процесса: режим функционирования, развития и упадка (Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведе

Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий: формирование (вызревание) политических приоритетов; выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса;

  • Риск – неустранимый элемент принятия политического решения любого уровня, заключающийся в выборе не всегда просчитанных действий, линии поведения. Зачастую рисковое решение принимается в ситуации н

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами

Политический процесс – это цепь последовательно решаемых задач и соответствующих действий. Он таит в себе альтернативы, расчеты на успех, определенные шансы достичь желаемых результатов. Возможен р

Политический процесс состоит из действий. Политическое действие определяется как сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношении власти данной системы с целью п

В политике весьма сложно разделить индивидуальных и коллективных субъектов политического действия. Часто они действуют вместе: лидер и массы, партийные вожди и рядовые члены. Потому имеется ряд кла

Политическое действие можно характеризовать с учетом различных критериев. (См.: Л.С. Санистебан. Основы политической науки.-М.-1992.-С.51-55).

Так, различается позитивное политическое действие

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быст

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-влас

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной).

Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на

Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической систем

Люди, интересующиеся политикой и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразличие, что является характерным признаком многих политическ

Социальное разделение между теми, кто власть осуществляет, и теми, по отношению к кому она осуществляется, следует из самой сути властных отношений. Власть асимметрична. Разделение на управляемых и

В. Паретобыл первым, кто сделал элиты предметом пристального научного внимания. У В. Паретоопределяющим является ценностный подход к пониманию элиты. Принадлежность к элите зависит от особых качест

Политическая элита – это порождение и элемент политической системы социально-классового дифференцированного общества. Политическая элита – это часть властного механизма, обеспечивающего социальное

Политическая элита – это вершина властной пирамиды. Но в обществе существуют и другие элиты, которые имеют чрезвычайно высокую степень властного влияния. Американский социолог и политолог Ч.Р. Милл

По объективным и субъективным причинам политическая активность людей неодинакова. М. Веберписал, что есть «политики по случаю», то есть рядовые члены общества с минимальным политическим в

Изучая политику как лидерство, американский исследователь Р. Такервыделил три основные функции, которые выполняет лидер. Во-первых, это диагностическая функция. «Постановка диагноза&quo

Что является определяющим в лидерстве – личностные качества или ситуация, которая востребовала данную личность, сделала ее необходимой? Спор об этом идет давно. В работе «К вопросу о роли личн

В политологии существуют различные классификации политических лидеров. Многообразие классификаций определяется многомерностью самого лидерства как властеотношения и возможностью применять разные по

Политические партии и партийные системы представляют собой продукт длительного исторического развития. Термин «партия» происходит от латинского partis, что означает часть чего-то ц

Мир политических партий чрезвычайно многолик. Разобраться в этом многообразии помогает типология политических партий. Тип партии – это понятие, отражающее наиболее существенные признаки опре

Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу на

В процессе своей деятельности политические партии вступают в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. В подобном взаимодействии они и образу

Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на в

Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других пр

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осущ

Как указывалось выше, общественные организации и движения не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются открытого контроля над ней. Они занимаются политической

Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государ

Переломные моменты общественного развития характеризуются, как правило, интенсивным «всплеском» самодеятельной активности масс. Так, в 70-е годы в странах Запада на смену старым традицион

В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органо

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власт

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на

Во многих странах граждане, прежде чем стать кандидатами, должны подумать об определенной сумме денег, которую они обязаны внести в качестве избирательного залога. Например, в Великобритании кандид

Избирательное право определяет тип голосования (вотирования) в ходе выборов. Сам термин «голосование» пришел к нам из античной Спарты, где высший орган государственной власти формировался

Этим термином принято обозначать равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение абсентеизм получает в уклонении избирателей от участия

В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная система представительства. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которы

В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorité – большинство).

Избранным считается кандидат, получивший установленн

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства (плюральной избирательной системе) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обяза

Главным достоинством мажоритарного представительства является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной систем

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными манда

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в десяти из двенадцати стран ЕС (исключе­ние составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система

Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по

В практическом осуществлении различных избирательных систем огромную роль играет политическая культура населения и самого депутатского корпуса. Важное значение имеет также сложившееся представление

Изучение политического сознания является составной частью политической науки. Политическое сознание не только отражает политическую жизнь, но выступает как важнейший момент общественного бытия. Пол

Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Трасив своем труде «Элементы идеологии»

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на госуд

В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVIII-XIX вв. Теоретики классического

Идеология классического либерализма начала видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволюционировал в сторону либерального реформизма. Одним из первых среди идеологов либерализма, увидевшим необходимо

Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин «социализм» впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается

В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К. Маркс(1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс(1820-1895 гг.) создали философскую, экономическую и социально-полити

Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э. Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресоми др.;

  • Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку ко

Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либе

Проблема политической культуры занимает одно из ведущих мест в курсе политологии. Политическая культура прямо либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций,

Каковы функции политической культуры? Прежде всего необходимо иметь в виду, что политическая культура обеспечивает накопление и передачу политического опыта, что необходимо для поддержания устойчив

Политическая культура выступает важным фактором социализации личности, ибо социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, а также приобретается и изменяется. Под п

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами го

Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).

По вертикали – масш

И, наконец, для полного представления о системе международных отношений необходимо выделить виды международных отношений. Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим в

По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственно

Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Конечно, формулирование пр

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерн

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы

Внешняя политика выполняет некоторые специфические функции. Среди них выделяются: — Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей.

Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффе

Термин «глобальные проблемы» в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов нашего века. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Уже с конца 50-х го

Отмечая взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем современности, следует, однако, определить их типологизацию, которая зависит от конкретного основания (критерия), положенного в его основу

Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей д

Как уже отмечалось, человечество во второй половине ХХ века столкнулось с проблемами, которые затрагивают самые глубинные основы существования цивилизации, интересы всех народов. Их

Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как предмет политологии. Политическая власть. Политические интересы и отношения. Этапы становления и развит

Абсентеизм — равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение получает в уклонении избирателей от

Редактор ………………….. Корректор …………………………….. Дизайн обложки …………………………… Ответственный за выпуск ..