Правовая защита прав иностранных граждан

В Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства — лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Следует иметь в виду, что гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором. Наличие у гражданина Российской федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в России как российский гражданин.

Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства в стране пребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят подвижный характер, изменяются с течением времени под влиянием многих обстоятельств.

Необходимым условием международного гражданского обмена является равенство его участников.

Цель работы – рассмотреть международную правовую защиту прав человека.

Под населением в международном праве понимают совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции. В понятие населения любого государства входят:

  • а) граждане данного государства как основной состав населения;
  • б) иностранные граждане;
  • в) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды);
  • г) лица, не имеющие гражданства (апатриды).

Правовое положение населения каждой страны регулируется внутренним законодательством — конституциями, законами о гражданстве и другими нормативными актами государства.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

12 стр., 5640 слов

Конституция Российской Федерации. Источники международного права

... и служит источником для всех других отраслей права. .1 Понятие, признаки, принципы и основные функции Конституции Российской Федерации Как и любая другая конституция, российская конституция является Основным Законом и ... и государстве, основы строя, основы организации и деятельности системы государственных органов и органов самоуправления. Термины "конституционное право" и "государственное право ...

Ст. 12 Закона о гражданстве Российской Федерации устанавливает, что гражданство РФ приобретается:

1. в результате его признания,

2. по рождению,

3. в порядке его регистрации,

4. в результате приема в гражданство,

5. в результате восстановления в гражданстве РФ.

6. путем выбора при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ.

7. по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Перечень оснований существенно отличается от устанавливаемых прежним союзным законодательством. Это эбъясняется особыми условиями становления российского гражданства, как бы «вычленяющегося» из гражданства СССР.

Гражданство по рождению. (Статьи 14, 15, 16 и 17 Закона о гражданстве РФ).

Законодатель уделил этому основанию гражданства РФ сравнительно много статей закона видимо потому, что пополнение корпуса граждан России именно через гражданство через рождение будет в дальнейшем основным.

На детей атомистически распространяется гражданство родителей, как это принято в большинстве стран мира. Если отец и мать ребенка граждане России, то ребенок, независимо от того, где он родился, также становится россиянином. (Ст.14 Закона).

Эта форма приобретения гражданства называется «правом крови».

Похоже решается вопрос о гражданстве ребенка, если один из родителей гражданин России, а другой является лицом без гражданства. Место рождения ребенка и здесь не играет роли (ч. 1 ст. 15 Закона).

Если же вторым родителем ребенка является иностранный гражданин, то вопрос о гражданстве ребенка определяется добровольным соглашением родителей, причем в письменной форме. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает российское гражданство, так как Закон всегда на стороне родителя — гражданина РФ (ч. 2 ст. 15 Закона).

В тех случаях, когда оба родителя ребенка неизвестны, ребенок является гражданином России. Изменить это положение можно будет лишь на основе судебного решения в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя (ст. 16 Закона).

В связи с тем, что Россия является правоприемницей СССР, то она предоставляет свое гражданство детям, родившимся на ее территории до момента распада Советского Союза (т.е. до 1 сентября 1991 года) и имеющих родителей- граждан других государств в тех случаях, когда эти государства не предоставляют им своего гражданства. Это называется «правом почвы» (ст.17 Закона).

Приобретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18 Закона).

Сложная ситуация сложившаяся на территории бывшего Советского Союза после его распада вынудила законодателя ввести новое основание для приобретения российского гражданства — в порядке регистрации. Это объясняется в первую очередь тем, что многие лица — граждане СССР в тот момент проживали на территории других союзных республик, ставших независимыми государствами. Они имели безусловное право на российское гражданство. Поэтому для этого основания приобретения российского гражданства был введен упрощенный порядок его приобретения, не связанный со сложными процедурами, не требовал решения о приеме в гражданство, оформляемого указом Президента РФ. Регистрация здесь осуществляется органами внутренних дел.

3 стр., 1331 слов

Гражданство в международном праве

... международному праву известны следующие способы приобретения гражданства: филиация натурализация (укоренение) оптация и трансферт смешанная система приобретения гражданства Филиация (от лат. Filius- сын)- приобретение граждан-ства по рождению. В порядке филиации гражданство ...

Этот же порядок закон распространил на лиц, бывших граждан СССР, признанных состоявшими в гражданстве РФ по рождению, неправомерно лишенных гражданства СССР.

Таких ситуаций статья 18 установила шесть:

  • если супруг, отец или мать лица, ходатайствующего о приобретении российского гражданства, являются гражданами России, данное лицо (муж, жена, сын, дочь) может зарегистрироваться в качестве гражданина РФ.

— если хотя бы один из родителей лица, ходатайствующего о приобретении российского гражданства, на момент рождения был гражданином РСФСР, которые приобрели иное гражданство по рождению. В этом случае это лицо может приобрести российское гражданство в порядке регистрации в течении пяти лет после достижения им 18-летнего возраста.

  • если дети бывших граждан РСФСР родившиеся после прекращения у родителей гражданства РСФСР обратятся в соответствующие российские органы в течении пяти дет после достижения ими 18-летнего возраста.

Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям. Главным и являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация).

Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в ее составе.

Выход из гражданства Российской Федерации — главное основание его прекращения.

Право на изменение гражданства закреплено в ст.6 Конституции.

Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина РФ и в порядке регистрации.

В первом случае решение о выходе из гражданства принимается Президентом РФ, во втором — прекращение регистрируется соответствующими органами внутренних дел.

В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из российского гражданства может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные законом.

2. Правовое положение иностранцев: основные виды правовых режимов иностранцев

Предоставление иностранцу гражданской правоспособности на­равне с гражданами России, как правило, не обусловлено тем, что ино­странец должен иметь место жительства в РФ. В отдельных прямо предусмотренных в законе случаях предоставление определенных прав связано с фактом постоянного проживания иностранца в РФ.

Иностранные граждане, как и отечественные, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юриди­ческого лица. На них распространяется действие Положения о поряд­ке государственной регистрации субъектов предпринимательской де­ятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. Они могут заниматься благотворительной деятельностью. Иностран­ные граждане, как субъекты предпринимательской деятельности, могут быть пользователями недр, если они будут наделены законода­тельством правом заниматься соответствующим видом деятельности (см. гл. 5).

В этом и в ряде других случаев определенными видами деятельности иностранные физические (и юридические) лица могут за­ниматься при наличии лицензии или лицензионного свидетельства (градостроительной деятельностью — ст. 22 Закона об основах градо­строительства в РФ 1992 г., деятельностью по предоставлению услуг связи — ст. 8 Федерального закона о связи), согласно ст. 10 Федераль­ного закона об архитектурной деятельности в РФ 1995 года, они могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Рос­сии только совместно с архитектором — гражданином РФ, имеющим лицензию. Соответствующими законодательными актами предусмот­рено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на страховую защиту наравне с российскими гражданами (ст. 34 Закона о страховании 1992 г.).

7 стр., 3076 слов

Права человека и гражданина в России

... «права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения, тем ...

Иностранные граждане могут быть членами производственных ко­оперативов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но лишены права участия в сельскохозяйственных производственных кооперативах (ст. 13 Закона о сельскохозяйственной кооперации 1995 года).

Установленные изъятия немногочисленны и могут быть сведены к двум группам.

К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных началах с нашими гражданами (см. гл. 16).

Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняе­мых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу тер­риториального характера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об ав­торском праве и смежных правах) национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к произведе­ниям, обнародованным на территории РФ либо не обнародованным, но находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений иностранцев авторские права признаются в соответствии с международными договорами РФ

Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается спо­собность совершать определенные действия, принимать на себя опре­деленные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлени­ем которого человек достигает совершеннолетия и тем самым стано­вится полностью дееспособным. Как и во многих странах континен­тальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae.

«Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является» Та­ково общее правило в отношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает и некоторые специальные правила.

Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства. Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в РФ, и обяза­тельств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, определя­ется по российскому праву

Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства могут быть признаны в РФ недееспособными или огра­ниченно дееспособными в порядке, установленном нашим законода­тельством.

Согласно части третьей ГК РФ, гражданская дееспособ­ность физического лица определяется его личным законом. Физичес­кое лицо, не обладающее дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, будучи дее­способным по праву места совершения сделки, за исключением случа­ев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо долж­на была знать об отсутствии дееспособности. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дее­способным подчиняется российскому праву. Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя оп­ределяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистриро­вано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистра­ции, применяется право страны основного места осуществления пред­принимательской деятельности.

14 стр., 6753 слов

Правовое положение иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации

... иностранцы и лица без гражданства в пределах Российской Федерации. ... апатридов; ·дать сведения об ответственности иностранных граждан и апатридов; ·классификация иностранных граждан в Российской Федерации; ... беженцев на территории Отечества. Так что знание их правового положение будет очень полезным любому человеку. Иностранными гражданами признаются лица, не имеющие гражданства Российской Федерации ...

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими стра­нами, дееспособность физического лица обычно определяется по зако­ну его гражданства.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г., дееспособность физических лиц определяет­ся законодательством договаривающейся стороны, гражданином кото­рой является это лицо (ст. 23).

Постановления о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения и т.д.).

В этих актах закрепля­ется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражда­нами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогич­ных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятство­вания).

Приведем некоторые примеры из договорной практики.

Предоставление национального режима предусмотрено договором о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам между РФ и Эстонией от 26 января 1993 г. Граждане Эстонии в России, точно так же, как и граждане России на территории Эстонии, пользуются в отношении своих личных и иму­щественных прав такой же правовой защитой в судах и других учреж­дениях, как и собственные граждане каждого из государств.

Итак, иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и лич­ные неимущественные права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами. Согласно Конституции России 1993 года, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь в собствен­ности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как еди­нолично, так и совместно с другими лицами.

Следует подчеркнуть, что новое законодательство России, в отли­чие от старого, исходит из того, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, уста­новленных нашим законом.

Иностранец-собственник имеет право истребовать по суду вещи из незаконного владения лица, удерживающего их у себя.

Таким образом, в отношении права собственности иностранцев Действует принцип национального режима. На иностранцев распро­страняются все общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Это касается круга предметов, которые вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственности. Установленные в этом отношении правила законодательства должны соблюдаться на территории РФ всеми ли­цами, в том числе иностранцами. Так, если иностранец везет в РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за рубежом, ни право­мерность владения им, когда он жил в другой стране, не являются основанием для владения оружием в РФ. Иностранец может владеть оружием в РФ лишь при выполнении условий, установленных зако­нодательством России.

11 стр., 5104 слов

Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев ...

... потоками беженцев. Подобная ситуация потребовала от властей принятия адекватных мер, необходимых для решения столь острой проблемы. С. Н. Градировского Вышеизложенное позволяет сформулировать цель курсовой работы: всестороннее исследование правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации и выработка ...

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего зако­нодательства. Например, согласно ст. 1064 ГК РФ, из факта причине­ния вреда личности или имуществу гражданина или имуществу юри­дического лица возникает обязательство по возмещению вреда. Со­гласно ст. 1099—1101 ГК РФ установлено возмещение морального вреда. Такие обязательства возникают и в случае причинения вреда иностранцами (см. гл. 11).

Осуществление прав, предоставленных в РФ иностранным гражданам в соответствии с нашим законодательст­вом, неотделимо от исполнения ими обязанностей. Общее правило в отношении обязанностей иностранцев сформулировано в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ.

Особые положения установлены в отношении допуска к медицин­ской и фармацевтической деятельности лиц, получивших соответст­вующую подготовку в иностранных государствах (эти положения не распространяются на лиц, получивших подготовку в бывшем СССР).

Иностранные граждане могут обучаться, а также повышать свою квалификацию в образовательных учреждениях РФ. Такое обучение осуществляется на основе прямых договоров с этими учреждениями, а также межправительственных и иных, соглашений, заключаемых с го­сударственными органами зарубежных стран.

Для работающих в РФ иностранцев, которые окончили высшие учебные заведения за границей, имеет большое значение признание действия их дипломов в РФ. Правила по этим вопросам содержатся в соглашениях о признании эквивалентности дипломов. В соответствии с этими соглашениями в РФ лица, окончившие высшие учебные заве­дения за границей, при наличии у них соответствующего документа в подлиннике считаются имеющими высшее образование наравне с ли­цами, окончившими высшие учебные заведения на территории РФ. Документы об окончании высших учебных заведений, полученные за границей, имеют юридическую силу в РФ и не подлежат обмену на дипломы установленного в РФ образца. Новым для российского законодательства является введение кол­лизионной нормы, касающейся права на имя. Согласно проекту части третьей ГК РФ, право физического лица на имя, его использование и защиту определяется его личным законом, поскольку иное не вытекает из правил, установленных ГК или другими законами. В понятие «имя», согласно ГК, входит и фамилия лица. В соответствии со ст. 19 ГК РФ в случае перемены имени любой гражданин обязан принимать необходи­мые меры для уведомления об этом своих должников и кредиторов и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Российский закон (п. 4 ст. 19) не допускает приоб­ретения прав и обязанностей под именем другого лица.

4 стр., 1753 слов

Правовое регулирование положения беженцев в Российской Федерации

... беженцев в Российской Федерации, а также работы ведущих ученых в данной сфере. Предмет исследования – правовой статус беженцев в Российской Федера-ции. Цель дипломной работы – исследование правового регулирования поло-жения беженцев в Российской Федерации. ... для временного поселения. Лицо утрачивает статус беженца после получения разрешения на посто-янное проживание на территории России либо при ...

Следует иметь в виду, что регулирование вопроса об имени лица не ограничивается только пределами гражданского законодательства. Изменение имени возможно лишь на основании акта государственно­го органа, а им может быть только орган страны гражданства. В случае вступления в брак или усыновления вопрос об имени, например, жен­щины, вступающей в брак, или усыновленного, будет определяться правом, которое должно применяться к отношениям такого рода.

3. Право убежища. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев

Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев регламентируется рядом международно-правовых актов, как общих, так и специальных. Это, прежде всего, документы, предусматривающие права человека и гражданина в целом.

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Признание лица беженцем предусматривает: 1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее ходатайство) 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 5) рассмотрение ходатайства по существу; 6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; 7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем. Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Правовое положение лица, прибывшего на территорию Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и признанного недееспособным, определяется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях

15 стр., 7373 слов

Гражданство в Российской Федерации

... лица. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства от 8 июля 1997 г. , паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. ... перемещенных лиц (беженцев и вынужденных переселенцев). Цель данной работы – подробное рассмотрение вопросов гражданства в Российской Федерации. ...

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, из фонда жилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации

11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской

12) содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.

14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

7 стр., 3237 слов

Право на политическое убежище в Российской Федерации: понятие, ...

... случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства для применения права политического убежища в согласовании с Конституцией Российской Федерации, если в поступках ...

15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

17) выезд на место жительства в иностранное государство;

18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

По мимо прав на беженцев возлагаются обязанности:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно — гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет. Лицо утрачивает статус беженца: 1) после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации; 2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; 3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело; 4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; 5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований 6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть 7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного . Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом статуса беженца, если оно: 1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации; 2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона. Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение сдается в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган и признается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе недействительным. Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденным переселенцем признается: 1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; 2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации. Лицо, покинувшее место жительства, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее — ходатайство) в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения. Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трех дней со дня поступления ходатайства. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства. Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом миграционной службы в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. Территориальный орган миграционной службы в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства. Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются Правительством Российской Федерации. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Вынужденный переселенец вправе:

  • самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
  • при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

— на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Законодательством РФ на вынужденных переселенцев возлагаются определенные обязанности:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;

4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Заключение

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания — свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю над выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН говорится о решимости государств- членов этой универсальной организации «… утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека. И основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии».

Задача

В ноябре 2002 года в территориальных водах Испании потерпел аварию танкер «Престиж». По подсчетам специалистов из резервуарах танкера вытекло огромное кол-во дизельного топлива. Нефтяное пятно на участке побережья автономной области Галисия покрыло около 200 км побережья. Теперь последствия могут быть непредсказуемыми, если учесть, что танкер перевозил 77 тыс. тонн мазута. По оценкам эксперта в этой зоне Испании, считавшейся одной из самых богатых по сбору моллюсков и ловли рыбы, нельзя будет хозяйствовать в ближайшие 4 года. Катастрофа приведет к разорению более 5 тыс галисийских рыбаков и сборщиков моллюсков, которые смогут прожить лишь при условии оказания государственной материальной поддержки. В свою очередь, испанское правительство заявило о намерении добиться компенсации ущерба виновными в аварии. Танкер принадлежал греческой компании, но плавал под флагом Багамских остравов с командой из филиппинцев и румын. Однако, как считают в Мадриде, частично ответственность за случившееся лежит и на Великобритании, поскольку танкер направлялся, по уточненным данным, из латвийского порта Вентспиле в британскую колонию Гибралтар, где заход и разгрузка таких потенциально опасных однокорпусных танкеров не запрещены.

Вопросы к задаче: 1. в свете положений каких применимых международно-правовых актов следует рассматривать факт морской аварии танкера и ее результаты.

2. какие требования установлены применимыми к данной ситуации международно-правовыми актами в отношении соблюдения прибрежным государством мер по вмешательству в связи с авариями, приводящими к загрязнению нефтью.

В морском праве слово «авария» получило иное толкование:

под аварией понимается не само происшествие, а убытки и рас­ходы, причиненные этим происшествием морскому предпри­ятию. Эти убытки делятся на убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками морского предпри­ятия, и частной аварии, которые падают на владельца повреж­денного имущества.

Убытком по общей аварии признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно, разумно и чрезвычайных расходов, взносов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на судне грузов от общей для них опас­ности.

общей аварией,

Наиболее характерные случаи общей аварии:

а) убытки, вызванные выбрасыванием груза за борт (судно в шторм село на мель, ему грозит гибель, для снятия с мели необ­ходимо облегчить судно).

К общей аварии будут отне­сены убытки, «вызванные выбрасыванием за борт груза и при­надлежностей судна, а также убытки от повреждений судна и груза при принятии мер для общего спасения, в частности, вследствие проникновения воды в трюм через люки, открытые для выбрасывания груза, или через другие сделанные для этого отверстия»;

  • б) убытки, вызванные тушением возникшего на судне пожа­ра, но к ним не будут отнесены убытки от сгоревших грузов, ко­торые являются частной аварией их владельца;
  • в) убытки, связанные со снятием судна с мели. Если судно в целях спасения выбросилось на мель, то все расходы будут отне­сены к убыткам общей аварии;
  • если случайно — к убыткам об­щей аварии будут отнесены только те убытки, которые были вы­званы мерами по снятию судна с мели;
  • г) расходы и убытки, связанные с вынужденным заходом судна в порт-убежище.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/zaschita-prav-migrantov/

1. Ануфриева Л.П. Международное частное право. – Т.2. – М., 2003.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.

3. Богуславский М.М. Международное частное право. — М., 2004.

4. Доронина Н. Г. Международное частное право, М., 2006.

5. Звеков В. П. Международное частное право, М., 2008.

6. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Конституция и Закон в нашей жизни. М.: Прогресс, 1993.