По «Себестоимости железнодорожных перевозок»

Себестоимость является важнейшим обобщающим показателем, характеризующим экономическую сторону деятельности предприятия. В нем отражается качество всей работы – состояние технической оснащенности, степень использования основных средств, повышение производительности труда, внедрение новых прогрессивных технологий, уровень применяемых нормативов затрат всех видов ресурсов, кадровая политика, качество управленческого труда и многие другие характеристики и показатели работы предприятия.

Продукция транспорта – перевозки – измеряется тонно-километрами и пассажиро- километрами, а в среднем – приведенными тонно-километрами.

Себестоимость приведенной продукции определяют делением эксплуатационных расходов на сумму тонно-километров и пассажиро-километров (приведенные тонно-километры).

При этом условно принимается, что себестоимость одного пассажиро-километра равна себестоимости тонно-километра.

На железнодорожном транспорте также путем распределения эксплуатационных расходов по видам работ определяется средняя величина себестоимости перевозок по видам тяги, видам сообщения, категориям поездов и по операциям перевозочного процесса.

Себестоимость железнодорожных перевозок рассчитывается на трех уровнях управления – в отделениях дорог, на железных дорогах и в целом по сети железных дорог. В линейных предприятиях железных дорог определяется себестоимость продукции предприятия. Она представляет собою величину эксплуатационных расходов предприятия (отдельно по видам работ – эксплуатация и ремонт) на единицу его продукции, выраженной в определенных измерителях работы.

Себестоимость перевозок (работ и услуг) включена в механизм регулирования экономических взаимоотношений между предприятиями железнодорожного транспорта и пользователями его услуг, между отраслью и государством.

Состав затрат, входящих в себестоимость перевозок, в настоящее время значительно расширен. Переход к рыночным отношениям вызвал появление новых групп расходов. В связи с реформированием железнодорожного транспорта появилась необходимость выделения расходов инфраструктуры, ремонтной базы и расходов, связанных с эксплуатацией подвижного состава и других работ.

Различается себестоимость по видам сообщения:

а) по категориям поездов,

б) в отдельных типах вагонов,

в) по родам грузов,

г) направлениям перевозок.

На отдельных железных дорогах в зависимости от условий их работы величина себестоимости может значительно отличаться от среднесетевой. Наиболее низкую себестоимость имеют дороги с большим объемом перевозок, мощным техническим вооружением и высокой степенью его использования, в первую очередь локомотивов и вагонов. На дорогах с малой густотой перевозок, более низкими качественными показателями (вес и скорость движения поезда, оборот вагонов и локомотивов, их производительность, нагрузка вагона и т.д.) себестоимость перевозок значительно выше.

3 стр., 1318 слов

Исполнение уголовного наказания в виде исправительных работ

... Организационно-правовые меры совершенствования исполнения уголовных наказаний в виде исправительных и обязательных работ: монография. - Москва: РУСАЙНС, 2017. – 204 с. 18. Гарнаев Р.Н., Зарипов Р.Р., Шайхисламов Р.З. Проблемы исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ в юридической практике // Казанский ...

Резервы снижения издержек производства и себестоимости продукции определяются на основе экономического анализа выполнения плана эксплуатационных расходов и оценки влияния различных факторов на эти показатели.

По сравнению с другими видами транспорта на железных дорогах наиболее низкая себестоимость пассажирских перевозок. Себестоимость перевозок грузов во много меньше, чем на автомобильном транспорте, несколько выше, чем на водном транспорте и значительно выше себестоимости транспортировки нефти и нефтепродуктов трубопроводами. Однако такое сравнение имеет условный характер.

Себестоимость железнодорожных перевозок несопоставима с себестоимостью перевозок на других видах транспорта, так как состав и структура расходов на различных видах транспорта не одинаковы. В себестоимости перевозок речным и автомобильным транспортом не учитываются, также как и на железнодорожном транспорте, расходы по погрузке и выгрузке, но, кроме того, не учитываются расходы по содержанию и ремонту пути. Они выполняются за счет госбюджета. В себестоимость перевозок на морском транспорте не включается значительная часть расходов по содержанию морских портов.

1.Общетеоретические вопросы курса.

1.Издержки производства и издержки продукции .Стоимость продукции (работ,услуг).Отличие стоимости от себестоимости .Особенности расчета себестоимости перевозок груза и пассажиров на железнодорожном транспорте.

Каждая организация (предприятие) прежде чем начать производство продукции определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Прибыль предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство, а цена продукции в свою очередь есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Что же касается издержек производства, то они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

Издержки производства, затраты на производство, себестоимость — важнейшие экономические категории, от которых зависит эффективность работы предприятия, его прибыльность и рентабельность. Эти категории близки между собой, но не тождественны, как на уровне общественного производства, так и на уровне предприятия.

Издержки производства — это стоимостное выражение всех затрат производственных факторов, необходимых предприятию для своей деятельности.

При этом общественные издержки на производство охватывают все затраты живого и общественного труда и составляют для изготовителя внутреннюю стоимость товара, а поэтому являются базой для определения исходной продажной цены. Таким образом издержки предприятия отражают текущие затраты на производство и реализацию товара (продукции, работ, услуг).

11 стр., 5118 слов

Анализ издержек производства продукции

... издержек по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов расходов в общей сумме затрат. В результате анализа структуры себестоимости продукции у предприятия ... на производство продукции (работ, услуг) за отчётный месяц. На четвёртом этапе определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции, то ...

По роли в процессе воспроизводства затраты предприятия на три вида:

  • капитальные затраты на расширение и обновление производства;
  • затраты на социально-культурные и другие непроизводственные нужды.

В мировой практике различают бухгалтерские и экономические издержки производства. Для предприятия России характерным является бухгалтерский подход к оценке затрат. Бухгалтерские издержки соответствуют затратам отечественных предприятий на производство и реализацию продукции, включая стоимость израсходованных материальных ресурсов, оплату труда работников, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов и другие затраты.

Экономические издержки — это альтернативные издержки предприятия. Они включают в свой состав бухгалтерские (явные) и неявные издержки (внутренние), являющиеся собственностью предприятия, за них оно не платит. Поэтому внутренние издержки включают доход на собственный ресурс в пределах номинального процента, как если бы они были сданы в аренду, и нормальную прибыль, определяемую оплатой труда и вознаграждением предпринимателя, как если бы он работал по найму. Экономические издержки используют для принятия решения о целесообразности продолжения принятой предпринимательской политики или изменения ее.

Валовой доход — обобщающий показатель конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия, исчисляемый путем исключения из выручки (нетто) от продажи товара, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей) текущих материальных затрат (стоимости потребленных в процессе производства и реализации продукции сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий), а также перенесенной стоимости потребленных в процессе производства средств производства (суммы начисленной амортизации основных производственных фондов ).

Себестоимость — это общая сумма затрат на выпуск какай нибудь продукции! а стоимость — это воплощенный в товаре общественный труду причем цена и стоимость это разные вещи с точки зрения экономики (прим. цена — это денежное выражение стоимости товар)

Для определения себестоимости отдельных видов перевозок разработан ны методы, которые могут быть объединены в три группы: распределение общей суммы расходов между различными видами перевозок: методы корректировки средней величины себестоимости (метод коэффициентов изменения ее слагаемых, метод анализа удельных весов расходов, метод коэффициентов влияния факторов); метод расходных норм или расходных ставок (единичных или укрупненных).

Надо заметить, что под методом расходных ставок в транспортно – экономической литературе пони-мается использование удельных расходов, сгруппированных по признаку связи с определенным измерителем, вне зависимости от того, к какой статье и к какому элементу эти расходы относятся. Если расходы определяются на основе нормативов (дифференцированных или укрупненных) по каждой статье номенклатуры и каждому элементу затрат, такой способ обычно называется методом непосредственного расчета.Существующая на железнодорожном транспорте отчетность позволяет определить только среднюю себестоимость грузовых перевозок в расчете на единицу транспортной работы (руб. на 1 т км, на 1 вагоно – км и т.п.).

7 стр., 3285 слов

Оценка затрат предприятия, возникающих вследствие несчастных ...

... В ряде случаев в масштабах предприятия возможно оценить величину затрат на несчастные случаи, невыходы на работу и выплаты по инвалидности. Плохие условия труда могут привести к увеличению расходов и снижению ... и т.д. Обычно скрытые потери в 4-5 раз выше, чем прямые издержки. Известна и другая сторона рассматриваемой задачи: здоровые работники лучше работают. «Безопасность окупается» ...

Для целей ценообразования тарифов необходимо знать не себестоимость едини-цы транспортной работы, а среднесетевую (среднедорожную) себестоимость конкретной перевозки или отдельной операции перевозочного процесса, ко-торая зависит от расстояния, типа вагона, его принадлежности, загрузки и других транспортных признаков.Способ определения себестоимости перевозок базируется на принципиальных положениях метода расходных ставок (удельные расходы на отдельные измерители эксплуатационной работы).

При этом применяется специальная система укрупненных расходных ставок с разделением по операциям перевозочного процесса — за начально-конечные и движенческие операции (НКО и ДО).Указанным методом определяются затраты, связанные не только с работой подвижного состава (так называемые «зависящие» расходы), но и с со-держанием, ремонтом и амортизацией постоянных устройств и др. («услов-но-постоянные» расходы), что дает возможность учесть полную себестоимость перевозки. В ряде случаев применение укрупненных расходных ставок сочетается с элементами прямого расчета расходов по отдельным видам работ, связанных со спецификой перевозок некоторых грузов и оказания дополнительных услуг.

2.Эксплуатационные расходы железных дорог. Структура расходов по элементам затрат.

Эксплуатационные расходы состоят из текущих затрат железных дорог, необходимых для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты

Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих элементов затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на материалы и прочие материальные затраты, топливо, энергию, амортизацию основных фондов отчисления в ремонтный фонд, прочие затраты. Группировка расходов по элементам затрат осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат.

По элементу “Затраты на оплату труда» отражают расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты не оплату труда на состоящих в штате предприятия работников, занятых в эксплуатационной деятельности.

По элементу “Отчисления на социальные нужды’ отражают обязательные отчисления на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения, на медицинское страхование работников.

В затратах на материалы учитывают стоимость покупных материалов, используемых а процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий и сооружений, а также стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износ спецодежды и малоценных предметов и др.

4 стр., 1808 слов

Сущность затрат, издержки расходов. Особенности затрат

... «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Экономическая теория употребляет понятие «издержки» в качестве понятия «затраты» применительно к ... и оплаты кредита. Предприятия, выполняющие все вышеизложенные условия, являются прибыльными, прогрессирующими, успешными, доминирующими в жестких условиях рынка. Расходы на производство и реализацию продукции находят свое обособление в части стоимости ...

В затратах на топливо отражают стоимость приобретенного топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели.

В затратах на энергию учитывают стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха и др.), расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические, энергетические, осветительные и другие производственные нужды предприятия.

По элементу “Амортизация основных фондов’ планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм.

К прочим расходам относят налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, платежи по кредитам, затраты на командировки, подъемные, плату посторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, отчисления в резерв на создание ремонтного фонда и др.