Актуальность темы магистерской работы. В условиях проведения демократических реформ в Республике Казахстан и построения рыночных отношений резко обострилась проблема борьбы с преступностью. Появились новые более изощренные и жестокие формы преступного поведения. Во все сферы жизни государства глубоко проникла коррупция, которая подрывает основы экономики, демократические устои общества, не позволяет укрепить в обществе цивилизованные общечеловеческие ценности.
Действие негативных тенденций в преступности, ведет к широкому применению в Казахстане уголовно-правовых мер борьбы с преступностью, что в свою очередь актуализирует вопросы деятельности системы учреждений и органов государства, исполняющих наказание в Республике Казахстан, порядок и условия исполнения наказаний.
Действующий Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан (УИК РК) направлен на правовую регламентацию эффективного выполнения завершающей стадии правоприменительного процесса — исполнения наказаний в отношении виновных в совершении преступлений[1].
Кроме того, УИК РК реализует цели наказания как перевоспитание осужденных, недопущение совершения ими повторных преступлений, создание благоприятных условий по возвращению осужденных в общество в качестве полноправных его членов. За время, прошедшее с момента введения в действие УИК РК
(1998-2012 гг.), были приняты более 20 законов, которыми вносились изменения и дополнения в УИК РК. При этом из него был полностью исключен один раздел (Раздел 3) и одна глава (Глава 20), нормы ряда разделов и глав неоднократно подвергались коррекции (Главы 3, 5, 6, 8 и др.).
Нередко в течение одного года принималось сразу несколько законов, предусматривающих поправки в уголовно-исполнительное законодательство. Так, в 2001 и 2009 годах было принято 3 таких закона, в 2004 году — 4, наибольшее число было принято в 2007 году — 6.
Внесение изменений и дополнений было продиктовано, как правило, либо необходимостью уточнения правовой регламентации отдельных вопросов, либо стремлением к дальнейшей гуманизации исполнения наказаний. В то же время изменения и дополнения, внесенные в Уголовно-исполнительный кодекс, были обусловлены не столько совершенствованием его норм, сколько динамичными условиями общественной жизни переходного периода.
«Законодательство России об исполнении уголовных наказаний до ...
... материалы и организационная структура системы исполнения наказаний в России до 1917 года. Цель курсовой работы состоит в общей характеристике законодательства России об исполнении уголовных наказаний до 1917 года на основе комплексного анализа достижений ...
К сожалению, Казахстан в силу исторических обстоятельств продолжает бороться с высокой численностью тюремного населения. Анализ статистических данных за последние 10 лет о практике применения судами наказаний свидетельствует о широком применении лишения свободы. Несмотря на то, что тюремное население Казахстана за годы независимости сократилось, оно до сих пор остается высоким. В 1998 году Казахстан находился на третьем месте по численности тюремного населения в мире, а сейчас — на 30-м. Численность населения в исправительных учреждениях ни разу не опускалась ниже 40 000 человек. На февраль 2012 года она составляла 44 803 человека, если сравнить с 2001 годом, когда численность была в два раза выше — 88 000 человек, то прогресс налицо. Всего в местах лишения свободы, то есть в исправительных учреждениях и СИЗО сегодня содержатся 51 593 человека, или 318 человек на 100 000 населения. В международной практике вызывающей озабоченность считается цифра, где коэффициент составляет выше 150 человек на 100 000 населения, а у нас, этот показатель завышен вдвое (сюда не входят лица, находящихся в ИВС и других спецучреждениях, которых в других государствах тоже относят к числу заключенных).
В составе уголовно-исполнительной системы функционирует 94 учреждения, в том числе 18 следственных изоляторов и 76 исправительных учреждений, в которых по состоянию на 1 октября 2012 года содержится 48 110 человек (из них в ИУ — 41 830 и СИ — 6 280).
Кроме того, в системе УИС функционируют 240 уголовно-исполнительных инспекций. По учетам УИИ за 9 месяцев2012 года прошло 29666 осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, из них: женщин — 4863 , несовершеннолетних — 811.[2]
Очевидно, что при всей сложности криминогенной ситуации в Казахстане, традиционные и вновь вводимые меры борьбы с преступностью должны проводиться при строгом соблюдении законов, обеспечении гарантированных государством прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества (заключенных).
Помимо обозначенного выше, современная система исполнения наказаний в Казахстане имеет ряд нерешенных проблем, которые, безусловно, препятствуют развитию уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан. Для некоторых основных видов уголовных наказаний до настоящего времени не определены правовые и материальные условия их исполнения. Это, в первую очередь, относится к таким видам уголовных наказаний, как арест, который не действует ввиду отсутствия необходимой материально-технической обеспеченности; общественные работы, которые не подкреплены правовым регулированием порядка и условий их отбывания, а также различные виды лишения свободы (например, пожизненное лишение свободы), исполнение которых в отдельных случаях не соответствует законодательно установленным требованиям.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что назрела необходимость в кардинальном переосмыслении пенитенциарного законодательства с тем, чтобы и внутри страны, и на международно-правовой арене избавиться от наследия советской лагерной системы. Целесообразно сохранить базовые для уголовно-исполнительного права, оправданные временем и практикой институты. Однако следует категорически переосмыслить многие основополагающие положения, пересмотреть порядок и условия исполнения отдельных видов уголовных наказаний и иных мер государственного воздействия, преодолеть расхождения между текстом уголовно-исполнительного законодательства и реальной пенитенциарной инфраструктурой.
Доклад: Лишение государственных наград и почетного звания как ...
... было создано российским уголовным законодательством. Но они не содержат четкой регламентации назначения и исполнения дополнительных наказаний, в том числе и в виде лишения специального, воинского или почетного звания и государственных ... однако в ряде стран (Армения, Белоруссия, Бельгия, Казахстан, Молдова, Узбекистан, Украина и др.) , где эта мера наказания закреплена законом, только в двух из них ...
Недавно вышедший на свободу известный правозащитник Евгений Жовтис об исправительной системе писал, что она «не ведет ни к какому перевоспитанию, исправлению или социальной реабилитации осужденного. Она вообще никого перевоспитать или исправить не может. Она может только озлобить, ожесточить, сделать более агрессивным и психически неуравновешенным любого, даже самого уравновешенного человека. Она может воспитать ненависть к человеку в форме, к государству…». Здесь добавить нечего, за исключением того, что тюрьмы не являются эффективным механизмом, где бы то ни было, и то, что данная система не способствует исправлению — факт очевидный. Достаточно сказать, что на сегодняшний момент количество осужденных, имеющих повторную судимость, составляет 19 690 человек, это примерно половина от всех заключенных. Актуальность исследования данной проблемы обуславливается также повышенным вниманием к правам человека в целом. Признание Казахстаном ряда важнейших документов в области прав человека, закрепление в Конституции Республики Казахстан признанных прав и свобод человека и гражданина, — важные шаги в этом направлении. Сказанное должно повлечь переоценку взаимоотношений государства и человека. Все институты и понятия права должны исходить из интересов человека. Именно человек должен быть центральной фигурой в системе уголовного правосудия, а не действовавшие многие годы в обществе и государстве догматы идеологии. Все это вызывает необходимость исследования теоретических и прикладных проблем уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан, а также порядка и условий исполнения наказаний.
Степень научной изученности. Долгое время в юридической науке пенитенциарная система исследовалась в основном по отдельным направлениям. Пенитенциарную систему дореволюционной России исследовали М.Н. Гернет, Д.В. Краинский, Н.Ф. Лучинский, А.А. Пионтковский, СВ. Познышев, и др.
Исследованиями истории пенитенциарного права и пенитенциарных учреждений советского периода занимались такие крупные ученые, как М.Д. Детков, В.И. Исаков, Р.С Мулукаев, И.В. Упоров и др. Вопросы теории пенитенциарного права, применения средств исправительного воздействия были основательно разработаны в трудах Н.А. Беляева, В.П. Артамонова, Н.А. Стручкова, и др.
Под различным углом зрения рассматриваемая проблема была затронута в трудах В. П. Артамонова, Н. А. Беляева, С. В. Бородина и Ляхова Е. Г., Л. В. Багрий-Шахматова, М. П. Журавлева, С. И. Зельдова, А. И. Зубкова, А. С. Михлина, М. П. Мелентьева, А. Е. Наташева, П. Г. Пономарева, О. И.Бажанова, В. А. Уткина. Отдельные элементы рассматриваемой проблемы излагались в работах Е.А. Лукашевой, В.А. Карташкина, В.В. Маклакова и других. Однако крупных работ, посвященных комплексной разработке вопросов системы учреждений и органов государства, исполняющих наказание, порядка и условий исполнения наказаний не проводилось. Все это требует теоретического осмысления традиционных понятий в законодательстве Республики Казахстан и органического внедрения в неё новых, принятых в международной практике.
Уголовно-правовые аспекты уклонения от наказания
... уголовно-исполнительной системы, судов о чем указывали в своих работах И.С. Власов, И.М. Тяжкова, А.И. Друзин . Поскольку, деяния осужденных, направленные на уклонения от наказаний, посягают на нормальное функционирование системы наказаний, ... осужденным за уклонение от наказаний; 4)исследовать уголовно-правовой аспект уклонения осужденных от наказаний связанных с лишением свободы. Методологическую ...
Объектом изучения в магистерской работе являются общественные отношения, характеризующие уголовно-исполнительную систему в сфере исполнения наказаний в Республике Казахстан.
Целью магистерской работы является рассмотрение учреждений и органов, исполняющих наказание, уголовно-исполнительной системы в целом, повышение эффективности деятельности данных учреждений в сфере исполнения уголовных наказаний.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
- раскрыть правовые основы регулирования уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан,
- рассмотреть историю развития уголовно-исполнительной системы Казахстана, охарактеризовать нормативно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан,
- дать общую характеристику органов и учреждений, исполняющих наказание, изучить цели и задачи органов и учреждений, исполняющих наказания;
- рассмотреть порядок и условия исполнения наказаний в местах лишения свободы по законодательству Республики Казахстан,
- раскрыть содержание режима в исправительном учреждении и его основные требования, рассмотреть режим особых условий отбывания наказания в исправительных учреждениях
— охарактеризовать порядок и условия исполнения наказаний не связанных с изоляцией от общества (отсрочка тюремного заключения, пробация, залог и домашний арест, общественно-полезные и исправительные работы, исполнение наказания в виде штрафа и лишения занимать определенные должности).
- исследовать и предложить решение проблем, перспектив развития Уголовно-исполнительной системы РК, разработать предложения по совершенствованию уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.
Теоретическую основу написания магистерской работы составили труды ученых, принадлежащих к различным научным школам и направлениям, специалистов по уголовному праву, уголовно-исполнительному праву, криминологии, правам человека и общей теории права. В частности, использовались труды и публикации: Ю.М. Антоняна, Г.П. Байдакова, Н.А. Беляева, Б.С. Утевского, И.В. Шмарова, Н.Г. и др.
В процессе написания магистерской работы были проанализированы действующие нормативно-правовые акты Республики Казахстан, нормы международного права. При формулировании теоретических положений и практических рекомендаций автор опирался на труды ведущих ученых в области общей теории права, науки государственного, административного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, криминологии, а также на общественно — публицистическую мысль в средствах массовой информации; законодательство Республики Казахстан.
Методологическую и теоретическую основу магистерской диссертации составляет диалектический метод познания. Из частно-научных методов применялись: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-социологический, системный. В соответствии с методологией были использованы научные методы: формально-юридического, метода сравнительного правоведения и другие.
Научная новизна магистерской работы заключается в том, что оно представляет собой комплексное научное исследование уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан, в работе рассмотрены условия и порядок исполнения наказаний.
Основы уголовного права Республики Казахстан
... уголовное право отличается от других отраслей права. Вместе с тем по сфере своего действия оно тесно сближается с некоторыми другими отраслями, прежде всего - с административным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. ... "уголовное право", во-первых, понимается отрасль уголовного законодательства, представляющая собой систему норм, которые принимаются законом республики Казахстан и, ...
Новизна определяется также и тем, что впервые комплексно рассматриваются вопросы совершенствования действующего уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Интеграция Казахстана в мировое сообщество, его участие в процессах глобализации, признание общепризнанных мировых ценностей, а также внутренняя демократизация общества диктуют необходимость дальнейшего развития деятельности государства в сфере исполнения.
Развитие казахстанской уголовно-исполнительной системы осуществляется в рамках общей стратегии развития правовой политики государства. Необходимо принятие ряда важнейших законодательных актов, способствующих существенному преобразованию пенитенциарной системы республики, приближению ее внутреннего содержания к общепризнанным международным стандартам, реализация которых позволит укрепить правопорядок в местах лишения свободы, улучшить условия содержания осужденных и порядок отбывания ими наказаний, расширить их права, уменьшить традиционную конфронтацию между персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, расширить участие гражданского общества в деятельности пенитенциарной системы.
2. В течение последних лет численность осужденных лиц, содержащихся в местах лишения свободы, увеличилось на 13 %. В связи с чем, необходимо большой акцент уделяться организации режима содержания, охраны и надзора, что в свою очередь обеспечит безопасность не только содержащегося спецконтингента, а также персонала и иных лиц, находящихся на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.
3. В настоящее время приоритет среди наказаний отдается лишению свободы, однако реформа уголовно-исполнительной системы требует отхода от его повсеместного применения и более широкое использование альтернативных методов наказаний. Основной тенденцией, влияющей на развитие альтернативных лишению свободы наказаний, является обеспечение эффективности и создания условий для исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
4. В соответствии с международными стандартами тюрьмы должны быть безопасным местом, как для заключенных, так и для персонала. В этой связи стратегия тюремной реформы должна включать в себя вопросы ресоциализации осужденных, их медицинского обеспечения, план перехода к покамерному содержанию, казахстанские тюрьмы должны быть приведены в соответствие с европейскими стандартами.
Теоретическая и практическая значимость результатов магистерского исследования заключается в том, что они могут быть использованы при проведении научных исследований в области борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями, а также в практической деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов расследующих преступления и исполняющих наказания, и все это будет способствовать цивилизованной борьбе с преступностью.
Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и предложения магистерского исследования имеют важное значение и для совершенствования уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного отраслей права суверенного Казахстана при исполнении наказаний. Основные положения магистерской диссертации изложены в научных статьях Вестника науки КСТУ имени академика З. Алдамжар и Вестника студентов и магистрантов КСТУ.
Уголовно-исполнительная система. Виды исправительных учреждений
... учреждений стали употреблять такие термины, как «исправительная система» и «система исполнения наказаний». В процессе формирования новой политики в сфере исполнения уголовных наказаний, создания соответствующей отрасли законодательства (права) в теорию и ... персонала и осужденных и другие специфические цели и задачи, присущие только исправительным учреждениям. Виды учреждений, исполняющих ...
Структура магистерской работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы — 90 страницы компьютерного набора.
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1 История уголовно-исполнительной системы Казахстана
казахстан уголовный система арест
История уголовно-исполнительной системы Казахстана является неотъемлемой частью недавней истории нашего государства. Ее исследование необходимо, прежде всего, для восстановления недостающих звеньев в цепочке исторических фактов и событий, биографий личностей, неразрывно связанных с деятельностью УИС. Возникает закономерная необходимость в объективном освещении и анализе процессов, имевших место в судьбе системы; извлечении из ее прошлого полезных и ценных уроков для дальнейшего эффективного функционирования как самой уголовно-исполнительной системы, так и независимого государства в целом.
Определение и уяснение состояния и ближайших перспектив развития теории и практики управления уголовно-исполнительной системой в Республике Казахстан является необходимым условием ее эффективного функционирования, ее звеньев и имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Понять организацию деятельности мест лишения свободы в современный период невозможно, не зная истории их появления и эволюции.
Составной и неотъемлемой частью истории Казахстана является опыт суверенного правового строительства, в том числе организации и деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляющей функцию государства по реализации уголовной ответственности и восстановлению социальной справедливости.
Своими корнями УИС Казахстана уходит в далекое прошлое. Вероятно, с момента совершения первого правонарушения, серьезного преступления возникла естественная необходимость, с одной стороны, в справедливом наказании преступника, с другой, — в профилактике преступлений, что обусловливалось элементарными нормами человеческого общежития и социального поведения, законами выживания людей[3].
В Казахстане тюрьмы стали строиться уже в конце ХVIII века. Так, Семипалатинская тюрьма была введена в эксплуатацию в 1773 г., Уральская тюрьма — в 1858 г. и т.д. До строительства тюрем арестанты содержались в армейских гауптвахтах, в которых условия содержания были крайне тяжелыми.
Положение дел в тюрьмах Российской империи не изменилось ни в XVIII, ни в XIХ столетиях. Одной из причин их неудовлетворительного состояния являлось то, что целью наказания считались возмездие и устрашение. Именно поэтому в царской России на рубеже ХХ века не было спроса на пенитенциарные знания, не сформировалась пенитенциарная наука, не развивалась законодательная основа деятельности мест заключения. Другой причиной плохого состояния тюрем являлся постоянный рост численности заключенных, вследствие негативных социально-экономических изменений в государстве.
На территории Казахстана к началу ХХ века функционировали 20 тюрем со значительным количеством заключенных. Так, в тюрьмах Тургайской области, рассчитанных на 300-350 мест, в 1915 г. содержалось в 9-10 раз больше заключенных. В Верненской тюрьме в 1905 г. содержались 7708 человек, а в 1907 г. численность заключенных составляла 17063 человека. Тюрьмы не были пригодны для решения задач исправления заключенных, поскольку в них окончательно сформировался мир преступников, с присущими им традициями и обычаями. К началу ХХ в., несмотря на реформирование системы, тюрьмы оставались единственным местом изоляции преступников и отбывания наказания лиц, осужденных за контрреволюционные и уголовные преступления.
Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях ...
... порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания (п.3 ст.124 УИК РФ). Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания. В строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются ...
В период с 1954 по 1961 год в системе советских исправительно-трудовых учреждений появились колонии облегченного режима. Их правовое положение было закреплено Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел СССР 1958 г. В колониях облегченного режима могли содержаться:
- а) осужденные впервые за менее опасные преступления на срок до трех лет лишения свободы включительно;
- б) заключенные, переведенные из колоний общего режима по отбытии ими не менее 1/3 срока наказания при условии добросовестного отношения к труду и примерного поведения;
- в) лица, переведенные из трудовых колоний для несовершеннолетних по достижении ими 18-летнего возраста, если они положительно себя зарекомендовали[4, с.30].
В колониях облегченного режима отсутствовала охрана и заключенные содержались только под надзором. На работу они выводились в составе бригад под наблюдением надзирателей или по разрешению администрации самостоятельно. Число отправляемых заключенными писем и предоставляемых им общих свиданий не ограничивалось. Личные свидания разрешались не чаще одного раза в два месяца. Они имели право на получение посылок и передач. При наличии исключительных обстоятельств (смерти или тяжелого заболевания близких родственников, стихийного бедствия и т. п.) заключенный мог быть отпущен за пределы колонии на срок до 7 суток без учета времени, необходимого на дорогу (связанные с проездом расходы нес заключенный).
Заключенным, которые примерно себя вели и хорошо работали, администрация могла разрешить провести день отдыха вне колонии. Тем лицам, которые своим поведением и отношением к труду доказали, что они твердо встали на путь исправления, по отбытии не менее 1/3 срока наказания администрация по согласованию с наблюдательной комиссией могла разрешить проживание вне зоны колонии, причем вместе со своей семьей. Он мог работать в колонии или на другом предприятии по указанию администрации. Ему предоставлялось общежитие или право снять частную квартиру. Заключенные получали зарплату по общим для всех рабочих и служащих ставкам и расценкам без понижения, которое применялось к заработку заключенных, находящихся в зоне колонии.
Создание колоний облегченного режима, несмотря на недостатки правового регулирования их деятельности, было положительным явлением, так как посредством их реализовывалась закономерность перехода от тюрем к воспитательным учреждениям. В известном смысле колонии облегченного режима, как и существовавшие в свое время переходные дома, явились предшественниками колоний-поселений [5, c.13].
Вторая половина ХХ века в истории развития уголовно-исполнительной системы Казахстана характеризуется дальнейшим реформированием системы и ее структурных элементов. Полувековой период насыщен событиями неоднократной передачи исправительных учреждений из одного ведомства в другое, частным изменениям подвергается само наименование уголовно-исполнительного ведомства, его внутренняя структура, перманентно изменяется количество исправительных учреждений и численность тюремного населения, изменениям подвергаются условия содержания осужденных в республике. Пенитенциарная система Казахстана, словно зеркало, отражала в своем развитии те перемены, которые происходили в это время в политической, социально-экономической, культурной жизни страны.
Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве
... лишения свободы является изоляция осужденного от общества и его жизненного окружения. Изоляция предполагает определенный режим контролируемого содержания осужденного, в котором и выражается карательная сторона лишения свободы. Лишение свободы назначается только в качестве основного наказания. ...
Труд заключенных активно использовался в восстановлении и строительстве новых промышленных объектов и предприятий, возрождении городской и сельской инфраструктуры в послевоенное время. Исправительно-трудовые учреждения являлись важными стратегическими объектами, принимавшими непосредственное участие в экономическом развитии государства, участвовали в социалистическом соревновании, перевыполняли пятилетние производственные планы и нормы. Предприятия, созданные при исправительных учреждениях Казахстана, производили качественную продукцию не только для внутреннего потребления, но и экспортировали свои товары в страны ближнего и дальнего зарубежья. По сути, силовые ведомства, при которых функционировала уголовно-исполнительная система, решали не только задачи по охране общественного порядка, обеспечению законных прав, свобод и интересов советских граждан, предупреждению и борьбе с преступностью, изоляции преступников от общества и их содержанию, но и не менее важные хозяйственные вопросы государственного значения.
В 1958 г. Совет Министров СССР утвердил Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах. Эти меры сыграли большую роль в улучшении деятельности ИТУ республики. При объединении МВД и КГБ Постановлением Совета Министров СССР от 28 марта1953 г. № 934 УИТЛК со всеми его подразделениями было передано в ведение Министерства юстиции КазССР. В 1958 г. УИТЛК было переименовано в Управление местами заключения (УМЗ).
Аппараты Управления и его подразделений комплектовались в основном за счет кадровых работников УИТЛК и Карлага, но многие работники из числа инженерно-технического персонала прибывали по направлению ГУЛАГа МВД СССР из других союзных республик[6, с.159].
Сложным периодом в деятельности ИТУ республики были 1956-1960 годы. Были ликвидированы ИТУ сельского хозяйства и подрядного строительства, возникла проблема размещения и трудоустройства осужденных. Действующие колонии оказались перенаселенными. Назрела необходимость организации новых контрагентных колоний, и они стали ускоренно создаваться на базе строящихся предприятий, предусмотренных народнохозяйственным планом.
Произошли изменения и в содержании осужденных. Они стали содержаться в колониях и тюрьмах, исправительно-трудовые лагеря упразднялись. Было введено три вида режима содержания осужденных: общий, усиленный и строгий. Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных стали: строгое соблюдение режима, участие в общественно-полезном труде и политико-воспитательная работа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня1954 г. было восстановлено условно-досрочное освобождение, которое действовало до начала войны. В1957 г. возобновили свою деятельность наблюдательные комиссии по делам несовершеннолетних. В исправительных учреждениях введена подрядная система и офицерские должности начальников отрядов[8, с.54].
В 1960 г. в УМЗ МВД Казахской ССР входило 32 колонии, из них 22 промышленных, 4 сельскохозяйственных, 6 контрагентских. Действовали 5 мебельных фабрик, 7 швейных цехов, фабрика по производству валенок, металлообрабатывающий завод и 12 различных подсобно-вспомогательных цехов.
Курсовая работа лишение свободы на определенный срок
... применяемых наказаниям к осужденным. Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет. В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок ... на срок, установленный приговором суда, со специальным режимом содержания.[2] Другие авторы2 считают, что сущность лишения свободы заключается в характере, т.е. в определенных ...
В 1961 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению деятельности исправительно-трудовых учреждений МВД СССР». Главной задачей ИТУ было объявлено перевоспитание осужденных, с тем, чтобы каждый из них после освобождения стал полезным членом общества. Главным средством перевоспитания объявлялся общественно полезный труд. Введены четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый, в тюрьмах — общий и строгий. Таким образом, эти меры представляли собой очередной этап в обеспечении дифференцированного подхода в содержании осужденных с учетом их социальной опасности.
В 50-60-е годы в пенитенциарной системе Казахстана апробируются своеобразные «пилотные» проекты, появляются новые виды исправительных учреждений. Так, с целью обеспечения целинных совхозов рабочей силой за счет отбора лиц, осужденных за менее опасные преступления, создаются колонии-поселения. Были созданы также три колонии особого режима (г. Джетыгара Кустанайской области, п. Вишневка Акмолинской области, п. Заградовка Северо-Казахстанской области).
Изменениям подвергаются и штаты исправительных учреждений. В 1961 г. в центральных аппаратах появляются должности заместителей начальников подразделений по политико-воспитательной работе среди заключенных. Центром политико-воспитательной работы становится отряд. Широкую форму приняло общеобразовательное и профессиональное обучение. В 1968 г. были созданы 33 профессионально-технических училища (ПТУ)[9, с.84].
Реформированию также подлежали трудовые колонии для несовершеннолетних. Основным средством воспитания подростков был объявлен труд с общеобразовательной и профессиональной подготовкой, вводилась форма общественного самоуправления. Определялись структура отряда, порядок условно-досрочного освобождения, оплата труда, освобождение и трудоустройство, участие общественности в воспитательной работе среди подростков, деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и другие. Позднее, с 1972 года, трудовые колонии для несовершеннолетних получили название «воспитательно-трудовые колонии» (ВТК), где стали содержаться только подростки, осужденные за совершенные преступления. Вся другая категория воспитанников была передана в специальные учебно-воспитательные заведения Министерства просвещения.
В декабре 1971 г. был утвержден Исправительно-трудовой кодекс КазССР, в котором в частности отмечалось, что основными средствами исправительно-трудового воздействия на осужденных являются режим отбывания наказания, общественно полезный труд и политико-воспитательная работа, а также общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. В качестве поощрений осужденных стали переводить в колонии-поселения, с особого режима, в выделенные зоны с помещениями некамерного типа, в подразделения строгого режима. Каждый осужденный отбывал наказание в одной и той же колонии.
Для обеспечения более эффективной работы по борьбе с преступностью в местах лишения свободы в 1981 г. режимно-оперативные отделы были реорганизованы в два самостоятельных отдела — отдел режима и отдел оперативной работы. В колониях укрепились режимно-оперативные части, главными их функциями стала работа по профилактике преступлений среди осужденных и пресечению нарушений режима содержания путем установления постоянного надзора за лицами, склонными к правонарушениям.
Было установлено всеобщее обязательное среднее образование для осужденных в возрасте до 40 лет. Лицам, имеющим восьмилетнее образование, разрешалось получить среднее образование. Обязательным также являлось профтехобучение для лиц, не имеющих специальности, обучение осужденных новым профессиям и повышение квалификации. Большое значение уделялось участию общественности и самодеятельных организаций осужденных в работе по их исправлению и перевоспитанию. Центром всей работы являлся отряд осужденных, представлявший собой коллектив, сформированный по производственным и режимным требованиям.
На протяжении 60-80-х годов численность исправительных учреждений в Казахстане продолжала расти. Безусловно, масштабы были не такими как в военный период, но и для мирных лет эти цифры были высокими. Так, к1970 г. в составе УИТУ Казахской ССР функционировало 44 исправительно-трудовых колоний, а к середине 80-х гг. — 71 исправительно-трудовая колония, 4 сельскохозяйственные колонии-поселения, 4 лечебно-трудовых профилактория.
В 80-е годы неоднократно изменялись наименование и структура уголовно-исполнительного ведомства. В 1981 г. УИТУ МВД КазССР было преобразовано в Главное управление ИТУ, а в 1988 г. — Главное управление по исполнительным делам (ГУИД) МВД КазССР.
В 60-80-е годы ХХ века вместо ликвидированной системы исправительно-трудовых лагерей была создана система исправительно-трудовых колоний закрытого типа с собственным производственным потенциалом. Исправительно-трудовые колонии, так же как и исправительно-трудовые лагеря, функционировали на основе принципа самоокупаемости. В качестве рабочей силы по-прежнему использовался труд сотен тысяч осужденных. Заключенные трудились на прокладке железных и шоссейных дорог, мостов и каналов; строительстве гидро- и теплоэлектростанций, линий электропередач, заводов и фабрик; возведении городов и сел и т. д. По сути, советское государство было заинтересовано в постоянном росте численности тюремного населения, так как исправительные учреждения являлись неотъемлемой частью советской экономики. Срыв производственных планов в исправительных учреждениях непременно сказывался на экономическом самочувствии всех советских республик. Вместе с тем, ставка государства на непрофессиональный труд заключенных давала впоследствии соответствующие результаты[9, с.85].
В целом, уголовно-исполнительная система республики представляла собой своеобразное «государство в государстве», государство в миниатюре. Испытывая на себе общесоюзное влияние, вместе с тем, оказывала непосредственное влияние и на политическую, социально-экономическую, культурную, общественную ситуацию в стране. На протяжении советского периода в истории развития уголовно-исполнительной системы Казахстана следует выделить общую тенденцию жесткого контроля государства над деятельностью УИС; привязанности уголовно-исполнительной системы и ее производственных объектов к советской экономике; значительный вклад персонала учреждений в становление и развитие самой системы и государства в целом.
1.2 Общая характеристика органов и учреждений, исполняющих наказание
Правовой основой деятельности уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан является ряд нормативных правовых актов Республики Казахстан, основными из которых являются: Конституция Республики Казахстан[10], Уголовный Кодекс РК [11], Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан[1], Инструкция по организации надзора за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, утвержденная приказом МЮ Республики Казахстан от 11 декабря 2001 года № 154[12], Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом МЮ Республики Казахстан от 11 декабря 2001 года № 148[13], Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, утвержденная приказом МЮ Республики Казахстан от 21 октября 2004 года № 305[14].
К числу нормативных актов содержащих нормы режима относятся: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (в дальнейшем Правила), Инструкция о порядке охраны, надзора и конвоирования осужденных. Они закрепляют наиболее значимые элементы режима, обозначая тот предельно допустимый уровень ограничений, которым могут подвергаться осужденные в процессе исполнения наказания в конкретном исправительном учреждении.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений согласованы с Генеральной прокуратурой РК и на основании Уголовно-исполнительного кодекса РК регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности учреждений в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения ими своих обязанностей. Правила обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.
Правила конкретизируют положения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие порядок: приема осужденных в исправительных учреждениях; их поведение в быту и во время работы на производственных объектах и в жилой зоне; производства обысков и изъятия у осужденных предметов и вещей, запрещенных к использованию; проверок наличия осужденных в исправительных учреждениях; предоставления им свиданий с близкими родственниками и иными лицами; приема учреждением и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и иной их почтовой корреспонденции; отправления ими писем и денежных переводов; ведения осужденными телефонных переговоров.
Устанавливаются Правилами перечни: продуктов питания и предметов первой необходимости, которые осужденным разрешено приобретать по безналичному расчету в магазинах исправительных учреждений; видов работ (профессий) и должностей, на которых запрещается использовать труд осужденных; наименований и количества предметов, вещей, которые осужденные могут иметь при себе[15, с.248].
Правилами определяются: порядок передвижения осужденных как внутри исправительного учреждения, так и за их пределами — в отношении тех осужденных, которые пользуются правом бесконвойного передвижения или сопровождения; особенности содержания осужденных в лечебных учреждениях уголовно-исполнительной системы; порядок содержания нарушителей режима отбывания наказания в штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, одиночных камерах.
В учебнике Уголовно-исполнительное право Республики Казахстан утверждается, что учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, составляет единую уголовно-исполнительную систему. [16] Реализация государственного принуждения в его наиболее острой форме, каким является уголовное наказание, требует постоянного контроля государства за исполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. С этой целью, исполнение уголовных наказаний признается исключительно функцией государства, для осуществления которой нередко создаются специализированные государственные учреждения и органы. Так, исполнение лишения свободы согласно ст.14 УИК РК возлагается на исправительные учреждения, объединенные в уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан[1].
Для исполнения других уголовных наказаний специальных государственных органов не создается. Функция исполнения наказания для них — дополнительная. Так, исполнение наказаний, не связанных с мерами исправительного воздействия, в виде штрафа, увольнения с должности, конфискации имущества, лишение воинского или специального звания возлагается на суды РК, а именно судебных исполнителей. В положении о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительного воздействия на осужденных, на судебных исполнителей возложено исполнение наказания в виде штрафа (ст.31), конфискации имущества (ст.64).
Применительно к иным наказаниям, не связанным с мерами исправительного воздействия, подобный орган не определен. Однако на судебных исполнителей возложен контроль за исполнением указанных наказаний.
Уголовные наказания, применяемые в Республике Казахстан разноплановы. Одни из них связаны с мерами исправительного воздействия, другие — нет. Часть наказаний имеет протяженный во времени процесс исполнения, остальные ограничиваются разовыми действиями. Есть наказания, выражающиеся в лишении свободы осужденного, большинство же не имеют такого сурового карательного содержания. При всем разнообразии уголовных наказаний можно выделить общие задачи учреждений и органов, исполняющих наказания. В УК РК в качестве целей наказания определяется исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, а также способствовавание искоренению преступности.
Деятельность суда, государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, учреждений и органов, исполняющих наказания, неразрывно связана между собой. Эта взаимосвязь, несмотря на различие правовых основ, форм и методов деятельности, обуславливается стоящей перед ними задачей борьбы с преступностью в стране. Успешная деятельность каждого из указанных государственных органов — необходимая предпосылка эффективного выполнения задач другими звеньями этой системы.
Исполнение назначенных судом уголовных наказаний и реализация государственного принуждения в отношении осужденных требует постоянного контроля со стороны государства в лице его органов и учреждений, исполняющих наказания. Поэтому исполнение уголовных наказаний является прерогативой государства, для осуществления которой созданы государственные органы и учреждения, объединенные в стройную систему управления ими со стороны центральных и территориальных органов.
Государственное принуждение, выраженное в виде уголовного наказания, требует постоянного контроля со стороны государства за исполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. В связи с указанными обстоятельствами исполнение уголовных наказаний является исключительной компетенцией государства, для осуществления которой создаются специальные учреждения в рамках МВД, министерства юстиции или обороны[17, с.34].
Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, в своей совокупности образуют уголовно-исполнительную систему, деятельность которой регулируется УИК РК[1].
Главной задачей таких учреждений является организация труда приговоренных к лишению свободы. В исправительно-трудовых учреждениях осужденные привлекаются к труду с учетом пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности, имеющейся до осуждения специальности. По возможности они работают на промышленных предприятиях, принадлежащих исправительным учреждениям. Кроме того, осужденные могут трудиться по хозяйственному обслуживанию непосредственно в исправительно-трудовых учреждениях, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Исправительные учреждения предназначены для отбывания (исполнения) уголовного наказания в виде лишения свободы. Они являются исходным базисным компонентом уголовно-исполнительной системы (УИС).
Исправительными учреждениями являются:
1) исправительные колонии (ИК), которые предназначены для отбывания наказания осужденных, достигшими совершеннолетия, в виде лишения свободы. Они подразделяются на:
а) колонии-поселения. Закон предусматривает два вида колоний-поселений:
- для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности на срок не свыше пяти лет;
- для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строго режимов в порядке поощрения;
- б) колонии общего режима.
В них отбывают наказания, впервые осужденные к лишению свободы за совершение уменьшенных преступлений небольшой или средний тяжести и тяжких преступлений, а также лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет. В колониях общего режима отбывает наказания основная масса осужденных. По своим характеристикам они весьма разнородны, поэтому введено правило о раздельном их содержании на обычных, облегченных и строгих условиях;
- в) колонии строго режима. В этих колониях отбывают наказания осужденные мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершения особо тяжких преступлений;
- при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, а также осужденные женщины при особо опасном рецидиве преступлений. В колониях строгого режима имеются такие же условия содержания как и в колониях общего режима;
— г) колонии особого режима. В них отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишениям свободы. В колониях особого режима также действует правило раздельного содержания осужденных, т.е. они могут содержаться на обычных, облегченных и строгих условиях[1].
2) Тюрьмы. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний. В тюрьмах устанавливаются общий и строгий режимы. На строгом режиме содержатся осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение, и осужденные, переведенные с общего режима за злостные нарушения. На общем режиме содержатся осужденные переведенные со строгого режима по отбытии не менее одного года срока наказания.
На строгом режиме не могут содержаться осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие при себе малолетних детей, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы.
3) Воспитательные колонии (ВК).
В них отбывают наказания несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. Организуются ВК двух видов режима — общего и усиленного. В каждом из них устанавливается четыре вида условий отбывания наказания: а) обычные; б) облегченные; в) льготные; г) строгие.
Несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказания в ВК общего режима; несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, — в ВК усиленного режима (ч.6 ст.88 УК РК).
4) Лечебные исправляющие учреждения (ЛИУ).
В этих учреждениях отбывают наказания осужденных к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, применяются принудительные меры медицинского характера по решению суда.
5) Следственные изоляторы (Сизо).
Они выполняют функции ИУ в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Осужденные к лишению свободы, в отношении которых приговор вступил в законную силу, по общему правилу отбывают наказания в ИУ соответствующего вида режима. Вместе с тем в ряде случаев возникает необходимость оставления в Сизо или тюрьме, несмотря на то, что суд определил ему в приговоре отбывания наказания в ИК. Оставляются в Сизо или тюрьме впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в ИК общего режима с их согласия. Такая категория осужденных оставляется в Сизо или тюрьме решением начальника Сизо или тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме. Осужденных оставленных в Сизо или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержат на условиях, предусмотренных для лиц, отбывающих наказания в ИК общего режима. Эта категория осужденных содержится отдельно в незапираемых общих камерах и пользуется правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.
Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда, в соответствии со ст. 58 УК РК назначается в исправительных колониях, тюрьме, в колониях-поселениях и воспитательных колониях. В зависимости от уголовно-правовой и исправительной характеристики различают колонии общего, строгого и особого режимов. Женщины отбывают наказание в колониях общего и строгого режимов, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 года, отбывают наказание в воспитательных колониях общего и усиленного режима (для юношей) и общего режима (для девушек).
Кроме того, существуют учреждения полуоткрытого типа (колонии-поселения) и закрытого типа.
Основным типом исправительных учреждений является исправительная колония. В отличие от тюрьмы, она привлекает осужденных к труду, профессиональной, а также общеобразовательной подготовке. Исправительная колония построена по отрядному принципу, когда осужденные объединяются в отряды и по отрядам размещаются в общежитиях, где проводится воспитательная работа.
В тюрьмах, в соответствии с законом, содержатся лица, которым по определению суда лишение свободы в исправительной колонии общего и строгого режимов заменено тюремным заключением сроком не свыше трех лет, а также осужденные, оставленные в тюрьме для хозяйственного обслуживания. В тюрьмах отбывают наказание совершеннолетние осужденные женского и мужского пола.
В зависимости от состояния здоровья осужденных в системе исправительных учреждений создаются специализированные исправительные учреждения, которые называются лечебными исправительными учреждениями[1].
Для исполнения наказания созданы специальные органы и учреждения.
Наказания в виде штрафа и конфискации имущества исполняются судебными исполнителями. Законы РК Закон Республики Казахстан от 7 июля 1997 года № 150-1 «О судебных приставах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.) и Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2012 г.)[18,19].
Наказания в виде обязательных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией. Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 марта 2012 года № 157 «Об утверждении Правил организации деятельности службы пробации уголовно-исполнительной инспекции»[20], УИК РК глава IV.
Наказания в виде исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией. УИК РК, глава VII.
Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются:
уголовно-исполнительной инспекцией,
исправительными центрами,
дисциплинарной воинской частью,
исправительными учреждениями.
Требования приговоров судов по лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организаций, учреждений, в которых работает осужденный, а также органами, правомочными аннулировать решение на занятие соответствующей деятельностью (УИК РК — глава VI).
Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, исполняются судом, вынесшим приговор. А требования приговора суда исполняются соответствующими должностными лицами или органом, который присвоил звание, классный чин или наградил государственной наградой. УИК РК, раздел 5, главы 18,19,20.
Наказания в отношении военнослужащих исполняются:
- содержание в дисциплинарной воинской части — в соответствующей воинской части;
арест — на гауптвахте,
ограничение по воинской службе — командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные служащие.
Условно осужденные военнослужащие находятся под контролем командования воинской части.
Наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы:
- ограничение свободы — исправительными центрами (УИК РК — глава VIII);
- арест — арестными домами (УИК РК — глава X);
- лишение свободы — исправительными учреждениями. (УИК РК — главы XI, XVI, XVII).
Осужденные к лишению свободы могут отбывать наказание в лечебных исправительных учреждения. В следственных изоляторах и тюрьмах могут отбывать наказания осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Смертная казнь исполняется в специальном учреждении (УИК РК — глава XXIII).
Кроме перечисленных видов наказаний исправительные учреждения, арестные дома и исправительные центры осуществляют применение к осужденным принудительных и обязательных мер медицинского характера, предусмотренных ст.97 УК РК и ст.16 УИК РК. Речь идет об осужденных, больных алкоголизмом или наркоманией, а также страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в отношении которых суд вынес решение о принудительном лечении. Такое решение обязана исполнять администрация указанных выше учреждений во время отбывания осужденными наказания.