Пределы действия нормативно-правовых актов и иных источников права

Е. А. Емельянов в своей диссертационной работе определил пределы действия нормативно-правовых актов следующим образом: «Чем право лучше доводит до общества информацию о себе при помощи официальных источников, тем глубже позитивное воздействие на сознание личности, тем плодотворнее организуются регулируемые отношения, а нормы права весомее служат эталоном оценки внешнего поведения их участников. Однако придание источникам права формы официального документа означает лишь то, что такие источники созданы. Их «жизнь» начинается в определенных параметрах и охватывает так называемую среду права – время, пространство и круг лиц.

В связи с этим возможно изучение того, каковы временные пределы действия правовых норм, на какую территорию, на какие виды отношений и на каких их участников распространяется действие тех или иных норм права. Это не менее важная сторона вопроса, которая в литературе обозначается как действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц».1

«В зависимости от того, каким образом придается нормативный, общеобязательный характер тем или иным правовым предписаниям, различают следующие основные источники права:

  • правовой обычай;
  • юридический прецедент (судебная практика);
  • нормативно-правовой акт;
  • договор нормативного содержания.»2

Правовой обычай — правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного, т.е. так называемое обычное право. Оно характерно для ранних этапов исторического развития (Законы двенадцати таблиц, Законы Драконта, Русская Правда и др.).3

Юридический прецедент (судебная практика) — это решение суда по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в решении аналогичных споров. Такое прецедентное право широко распространено в англосаксонской системе общего права.

Договор нормативного содержания — акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства (например, федеративные договоры между субъектами Российской Федерации).

Наиболее распространенными источниками права являются нормативно-правовые акты — законы и подзаконные нормативные акты. Высшей юридической силой обладает конституция страны. Она определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные нормативно-правовые акты. К нормативным актам относятся также акты органов государственного управления, нормативные акты общественных организаций (профсоюзов).

11 стр., 5092 слов

Нормативный правовой акт как основной источник российского права

... теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права. Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает ...

В создании права заинтересовано все общество, так как в нормах права отражены общественные отношения, реальный процесс жизни общества. Особая роль здесь принадлежит государству, его деятельности по приданию общеобязательного характера жизненно важным для общества правилам поведения, т.е. изданию законов.

Нормотворчество есть деятельность государства, направленная на издание, изменение или отмену правовых норм или решений, которые санкционируют обычаи или иные источники права в качестве основных субъективных прав и обязанностей членов общества.

Процесс нормотворчества включает несколько стадий:

1) законодательная инициатива, которая дополняется разработкой проекта предполагаемого закона;

2) обсуждение этого проекта;

3) принятие закона компетентным государственным органом;

4) обнародование правотворческого решения.

Принципы и процедуры правотворчества закреплены в конституции, а так же в регламентах деятельности законодательных органов.

Таким образом, источники права выступают в виде юридических норм, являющихся формой выражения права.4

1.2 Понятие, и классификация нормативно-правовых актов

«Нормативно — правовой акт — это официальный акт как результат нормотворчества, в котором содержатся нормы права.»5

По мнению автора, нормативные правовые акты создаются с целью урегулировать определённые общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер, способствовать их прогрессивному развитию.

Нормативно-правовые акты классифицируются по субъектам их издающим, сфере деятельности, сроку действия, юридической силе.

«В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • нормативные акты государственных органов;
  • нормативно-правовые акты общественных объединений;
  • совместные акты государственных и негосударственных организаций;
  • нормативно-правовые акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действий нормативно-правовые акты делятся на:

  • Федеральные;
  • акты субъектов Федерации;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).

В зависимости от срока действия различают:

  • акты неопределённо длительного действия;
  • временные акты.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делят на:

  • Законы;
  • Подзаконные акты.»6

1.3 Законы Российской Федерации

«Закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом порядке, — признается верховенство закона, закон регулирует наиболее важные общественные отношения.»7

4 стр., 1527 слов

Нормативно-правовое обеспечение деятельности служб делопроизводства, ...

Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя: указы, распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления и распоряжения правительства Республики Беларусь, регламентирующие документационное обеспечение на республиканском уровне; правовые акты органов исполнительной власти (министерств, ведомств, ...

«Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства Российской Федерации. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ»8.

Юридическая сила закона состоит в том, что:

1) все остальные акты исходят от законов и не должны противоречить им;

2) законы никто не вправе отменить, кроме самого законодателя;

3) они принимаются законодательным органом, а в некоторых демократических странах наиболее важные законы (чаще всего конституции) принимаются в ходе всенародного голосования.

Законы — это ядро всей правовой системы государства

Законы Российской Федерации принимаются в виде:

  • законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.9

Виды законов в Российской Федерации: Основной закон (Конституция Российской Федерации), конституционные законы и обыкновенные законы. Они также разделяются на общефедеральные и на законы субъектов Федерации.