Изображение гражданской войны в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»

Первые главы романа «Белая гвардия» появились на страницах журнала «Россия» в 1924 году. Но в связи с закрытием журнала писатель не смог опубликовать роман в полном виде. В центре произведения – несколько эпизодов гражданской войны на Украине.

Романное действие заканчивается в 1925 году, а повествует произведение о революционных событиях в Киеве зимой 1918-1919 годов. Это было сложное, тревожное время, когда советская власть трудно завоёвывала своё право на существование. М. Волошин писал, что Булгаков стал первым писателем, «кто запечатлел душу русской усобицы».

М. А. Булгаков в своём романе правдиво показал ту растерянность, суматоху, а потом и кровавую оргию, которые царили в Киеве в то время. Но «Белая гвардия» — это книга и о русской истории, её философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчёркивал, что речь в его романе идёт о людях, трагически заблудившихся в «железном буране революции». В своём произведении автор размышляет о судьбах России, народа, интеллигенции.

Книга Булгакова автобиографична. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета. В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. Отсюда в 1918 году Михаил Афанасьевич пробрался в родной Киев. Там ему и его близким довелось пережить сложную и поучительную полосу гражданской войны, описанную затем в романе «Белая гвардия».

В центре повествования находится дружная и интеллигентная, немного сентиментальная семья. Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы 1918-1919 годов в Киеве.

Украина того времени становится ареной ожесточённых боёв между красноармейцами, немцами, белогвардейцами и петлюровцами. Трудно было тогда разобраться, за кем идти, против кого выступать, на чьей стороне правда. И в начале романа писатель показывает, как Алексей, Николка, их близкие друзья — Мышлаевский, Карась и просто знакомые по службе офицеры — пытаются организовать оборону города, не пустить Петлюру. Но, обманутые генштабом и союзниками, они получаются заложниками собственной присяги и чувства чести.

7 стр., 3476 слов

Русская литература 40-80-х гг. XIX века: И.С. Тургенев и И.А. Гончаров

... журналы. В центре этих ожесточенных споров были "Современник" (в конце 50-х — начале 60-х гг. журнал под идейным руководством Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова стал рупором революционно-демократического направления в русской ... русской социальной и культурно-исторической жизни последней четверти XIX в. Успех его рассказов во многом был подготовлен достижениями русской литературы в жанре романа; ...

Мы видим положение Турбиных, армейских офицеров, прапорщиков, бывших студентов, «сбитых с винтов жизни войной и революцией». Именно они принимают на себя самые жестокие удары военного времени. Сочувствуя в душе мужикам, которых грабят и расстреливают немцы, они сплачиваются в белую гвардию, чтобы воевать за монархию.

Когда Шервинский сообщает о том, что государь не убит, Турбины пьют за «здоровье его императорского величества». Автор показывает белых юнкеров не злодеями, а юнцами из своей классовой среды. Турбины политикой не занимаются.

Булгаков сознательно отходит от подчёркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагической коллизии, из которой нет выхода.

Г. Адамович отмечал, что автор показал своих героев в «несчастьях и поражениях». События революции в романе «максимально очеловечены». «Это было особенно заметно на фоне примелькавшегося образа «революционной массы» в произведениях А. Серафимовича, Б. Пильняка, А. Белого и других», — писал Муромский.

Автор конструирует оригинальное пространство, используя летописный стиль: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был ещё страшней». Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

Мудрый Булгаков, свидетель революции и её последствий для жизни России, скорбит одинаково обо всех погибших и пострадавших на крутых поворотах истории – и «красных», и «белых», ибо не видит виноватых и правых в гражданской войне. Неслучайно в вещем сне Алексея Турбина Господь говорит погибшему Жилину: «Все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные».

Есть вечные ценности, которые существуют вне времени, и Булгаков сумел талантливо и искренне рассказать о них в своём романе «Белая гвардия». Пророческими словами заканчивает автор своё повествование. Его герои накануне новой жизни. Они верят, что всё худшее осталось в прошлом.

  • >
  • <—