Экспертиза качества подсолнечного масла разных производителей, реализуемого ООО «Русские» магазином Березка

Дипломная работа

Учебные пособия по теме дипломной работы, методические указания, нормативные и правовые документы, периодические издания, научные статьи

Консультанты по работе (с указанием относящихся к ним разделов работы):

3 раздел – к. с.-х. н., доцент Трыкова Т.А.

Дата выдачи задания: 12 марта 2013 г.

Заведующий кафедрой: д.т.н., профессор _________ Богатырев С.А.

Руководитель дипломной работы: к.т.н., доцент Суржанская И.Ю.

Подпись руководителя: ____________________ Суржанская И.Ю.

Задание принял к исполнению 12 марта 2013 г.

Подпись студента ______________________Тарсова Н.С.

Заключение зав. кафедрой о допуске к защите:

Допустить к защите в ГАК

Заведующий кафедрой _______________ Богатырев С.А.

10 июня 2013 г.

На заседании ГАК дипломная работа оценена: _____________________

Протокол № ______ от «____» июня 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий кафедрой ТЭТ

_____________Богатырев С.А.

12 марта 2013 г.

Календарный график выполнения дипломной работы

Наименование работ

Срок исполнения

Фактическое выполнение

Выбор и утверждение темы

12.03.2013 г.

12.03.2013 г.

Ознакомление с рекомендованной литературой

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/ekspertiza-kachestva/

19.03.2013 г.

19.03.2013 г.

Предварительное ознакомление с материалами торговых организаций и предприятий, на базе которых выполняется дипломная работа

28.03.2013 г.

28.03.2013 г.

Составление проекта плана и утверждение его

30.03.2013 г.

30.03.2013 г.

Изучение литературных источников и написание 1 главы работы

2.04.2013 г.

2.04.2013 г.

Составление расчетно-графической части, приложений и иллюстраций к работе

16.04.2013 г.

16.04.2013 г.

Ознакомление научного руководителя и консультантов с черновым вариантом работы

14.05.2013 г.

14.05.2013 г.

Устранение отмеченных недостатков и оформление дипломной работы

25.05.2013 г.

25.05.2013 г.

Обсуждение работы в торговой организации (на предприятии)

28.05.2013 г.

28.05.2013 г.

Представление работы на кафедру

31.05.2013 г.

31.05.2013 г.

Направление на внешнее рецензирование

4.06.2013 г.

4.06.2013 г.

Представление работы на защиту

10.06.2013г.

10.06.2013 г.

Студент дипломник _________________ Тарасова Т.С.

Руководитель дипломной работы _______________Суржанская И.Ю.

Консультант __________________Трыкова Т.А.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… … ………… 7

1 Товароведная характеристика подсолнечного масла

1.1. Потребительские свойства подсолнечного масла ………………………..10

1.2. Технология производства, как фактор, формирующий качество растительных масел……………………………………………………..… ……………….15

1.3 Контроль качества растительного масла ………………………………….26

2 Экспериментальная часть. Товароведная экспертиза подсолнечного масла разного вида рафинации………………… …………………………………………………………32

2.1 Постановка опыта и характеристика объектов исследования…………….31

2.2 Методы исследования:

2.2.1 Анализ упаковки и маркировки.…………………………………………. .32

2.2.2 Определение органолептических показателей.…………………………..33

2.2.3 Определение кислотного числа.…………………………………………..33

2.2.4 Определение перекисного числа.…………………………………………34

2.2.5 Определение содержания влаги и летучих веществ. ……………………35

2.3 Исследование потребительского спроса на растительное масло ………..35

2.4 Результаты исследования качества подсолнечного масла……………….41

3. Экономическая часть. Анализ рентабельности продаж на примере ООО

«Русские» магазин Березка………………….. ………………………………………………….. 45

3.1 Характеристика ООО «Русские» магазин Березка…………………………45

3.2 Основные экономические показатели деятельности предприятия ООО

«Русские» магазин Березка ……………………………….…………………….48

3.3. Анализ рентабельности продаж ООО «Русские» магазин Березка ……..53

3.4 Разработка мер противопожарной безопасности в магазине ООО «Русские» магазин Березка…………………………………………………………..60

ВЫВОДЫ……………………………………………………………… …………66

Предложения по дипломной работе……………………………………………67

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………68

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….72

ВВЕДЕНИЕ

Растительное масло является продуктом, который присутствует в рационе любого человека. При этом оно служит строительным и энергетическим материалом для клеток нашего организма, выполняя при этом различные функциональные свойства.

Растительное масло охватывает существенную часть российского рынка масложировой продукции. При этом ассортимент продукции из масла в последние годы постоянно расширяется новыми продуктами с заданными качественными характеристиками. Производители масложировой продукции в качестве сырья стали использовать различные плоды, орехи и злаки. Отмечается рост употребления растительных масел, но при этом все-таки остается низкое среднедушевое потребление этой продукции в России, по сравнению с развитыми мировыми странами.

В недавнем прошлом на прилавках розничной сети у покупателя не существовало вопросов с предпочтением и выбором растительного масла, так как в основном на прилавках магазинов продавалось только подсолнечное масло, в редких случаях кукурузное и оливковое. В различных продовольственных сетях на сегодняшний день потребителю предлагается огромное количество торговых марок разных производителей. Ставится задача перед потребителями и работниками торговли знать необходимые основные знания о свойствах и составе продукта. При этом возникает ситуация появления на рынке фальсифицированной продукции. В данном случае возможна качественная фальсификация, которая происходит путём замены одного вида растительного масла другим, менее полезным и ценным. Это обусловило необходимость изучения рынка и качества данного продукта.

В настоящее время в масложировой промышленности появилось значительное число российских производителей, которые выпускают популярные марки масла и могут легко конкурировать с известными зарубежными брендами. К таким компаниям в первую очередь следует отнести аграрно-промышленную инвестиционную компанию «Эфко» (марку «Слобода»);а также предприятие «Российские семена»; «Русская бакалея», (бренд «Злато»), ЗАО «Жировой комбинат» г. Саратов, Холдинг Солнечные продукты.

В Саратовской области развитие конъюнктуры рынка масложировой продукции проходит в следующих направлениях. У потребителя неизменно возрастает спрос именно на местного производителя масложировых продуктов. Наблюдается общая тенденция сокращения употребления мяса и натуральных животных жиров в жителями России. Это связано со понижением уровня жизни населения, сокращения поголовья крупного и мелкого скота, что привело к росту употребления растительных жиров, в основном за счет увеличения потребления растительного масла и растительных жиров.

Анализ рынка масложировой продукции позволяет показать положительные тенденции в развитии масложировой отрасли и положительного конкурентного влияния на внутреннем рынке. Присутствие факторов, которые стимулируют деятельность предприятий отечественной масложировой промышленности, подходящая конъюнктура отечественного и мирового рынка масложировой промышленности определяют необходимость положительного развития отрасли на будущее с учетом конкурентных преимуществ, выход на мировой рынок.

Исходя из выше сказанного, целью данной дипломной работы является провести исследование потребительских свойств подсолнечного масла разного вида рафинации и сопоставить результаты с требованиями ГОСТ Р 52465-2005 «Масло подсолнечное. Технические условия» и федерального закона № 90 «Технический регламент на масложировую продукцию».

Задачами исследования являются:

1) изучить пищевую ценность, технологию производства, используемое сырье, контроль качества растительного масла;

2) провести отбор проб;

3) определить органолептические и физико-химические показатели;

4) проанализировать результаты, сделать выводы и предложения.

Рынок бутилированного подсолнечного масла в розничной торговой сети очень разнообразен, но не всегда представленный товар является качественным и безопасным для здоровья человека. Каждый потребитель заинтересован в покупке качественного товара, удовлетворяющего всем его требованиям. Поэтому в исследовании рассмотрены пять различных видов подсолнечного масла, отличающихся как технологией производства, так и стоимостью.

Также в работе были рассмотрены вопросы финансового анализа ООО .

1 Товароведная характеристика подсолнечного масла

1.1 Потребительские свойства подсолнечного масла

Пищевая ценность всех продуктов зависит от их химического состава и от особенностей превращения отдельных пищевых веществ продуктов в организме человека. Поэтому различают такие понятия, как «пищевая», «биологическая», «энергетическая» ценность пищевых продуктов. Показателями качества продуктов питания являются органолептические показатели, доброкачественность и безопасность.

По данным Института питания, в суточном пищевом рационе человека жиров всех видов должно быть не менее 100 г. Обычно жиры человек потребляет в природном, естественном виде, т. е. в виде чистого растительного или животного жира, и различных пищевых продуктах (крупы злаковых растений, консервы и т.д.).

Рекомендуемая норма потребления растительного масла на душу населения составляет 13 кг/год или 35…40 г/сут [22].