Диплом Расторжение государственного контракта. Диплом Актуальные вопросы расторжения государственного контракта

Цель выпускной квалификационной работы – на основе анализа доктринальных взглядов и нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы расторжения государственного контракта, выявить проблемные вопросы и наметить пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  раскрыть специфику государственных и муниципальных организаций как субъектов гражданских прав;
  •  рассмотреть содержание государственного контракта и его правовую природу;
  •  разобраться в способах расторжения государственного контракта, привести их общую характеристику и проблемные вопросы;
  •  выявить проблемные вопросы российского законодательства, регламентирующего расторжение государственного контракта;
  •  осветить особенности участия эксперта при одностороннем расторжении государственного кон тракта по инициативе заказчика;
  •  проанализировать ответственность сторон в связи с расторжением государственного контракта.

Объект исследования – общественные отношения в сфере заключения, исполнения и расторжения государственного контракта в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормы российского законодательства, регламентирующие вопросы расторжения государственного контракта.

В ходе работы использовались методы сбора информации, ее критический анализ, сравнение, обобщение. Так же применялись методы аналитического, монографического и статистического исследования.

Теоретическая база исследования. При решении поставленных задач использовались нормативные правовые акты с комментариями, научная и учебная литература известных авторов – Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, О.Е. Кутафина, О.Н. Садикова, Г.Ф. Шершеневича, В.В. Семенихина, К.П. Победоносцева, Ю.А. Тихомирова и др., статьи периодических юридических изданий «Журнал российского права», «Государство и право», «Вестник гражданского права», «Законы России: опыт, анализ, практика», «Закон», «Российская юстиция», «Хозяйство и право», «Право и экономика», «Законодательство», «Юридический мир», «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», «Государственная власть и местное самоуправление», «Право в Вооруженных Силах», «Муниципальная служба: правовые вопросы» и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы. В основной части три главы и шесть параграфов, в которых последовательно решаются поставленные задачи. Государственный контракт как правовая форма реализации заказа государства на поставку товаров для федеральных государственных нужд рассматривается в первой главе, общая характеристика и проблемные вопросы способов расторжения государственного контракта – во второй, а третья содержит анализ проблемных вопросов российского законодательства, регламентирующего расторжение государственного контракта.

6 стр., 2778 слов

Государственный контракт

... изменения государственного контракта; рассмотреть содержание государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Объектом исследования курсовой работы выступает государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие государственный контракт на ...

В этом случае должник возмещает соответствующим кредиторам убытки в виде прямого ущерба (ст. 77 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»2).

Седьмого июня 2013 г. вступили в силу поправки к Закону № 94-ФЗ, которые были внесены Федеральным законом от 07.06.2013 № 114-ФЗ1. Изменения коснулись возможных способов расторжения госконтракта. С указанной даты расторгнуть контракт можно не только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (как это было установлено ранее), но и вследствие одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения.

Представляется необходимым рассмотреть как решался вопрос одностороннего отказа от исполнения госконтракта до 7 июня 2013 г.

При анализе ст. ст. 533 и 534 ГК РФ и судебной практики некоторые авторы выдвигали точку зрения о возможности одностороннего отказа. Например, в журнале «Менеджер здравоохранения» в № 4 за 2008 г. было опубликовано следующее мнение заместителя главного редактора этого журнала: в соответствии со ст. 450 ГК РФ предусмотрены в качестве оснований для расторжения договора, разновидностью которых является контракт, соглашение сторон, требование одной из сторон, рассматриваемое в судебном порядке, и односторонний отказ от исполнения договора. Согласно п. 2 ст. 407 ГК РФ прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Пункт 3 ст. 450 ГК РФ устанавливает, что односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично возможен, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон. Следовательно, односторонний отказ от исполнения контракта допускается в случаях, если такой отказ прямо предусмотрен контрактом. Подчеркивалась целесообразность предусматривать в контрактах право на односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае существенного нарушения обязательств по контракту поставщиком2.

Данной позиции придерживались и другие специалисты, предлагая предусматривать возможность расторжения в одностороннем порядке в тексте контракта1 или указывая на то, что заказчику предоставляется право на изменение и расторжение договора в одностороннем порядке даже при надлежащем исполнении поставщиком договорных обязательств2.

При анализе судебной практики, касающейся применения п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего до Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, также можно было сделать вывод о неоднозначности решения данного вопроса. Неоднократно суды признавали право одной из сторон расторгнуть контракт в одностороннем порядке, обосновывая такое решение нормами Гражданского кодекса РФ.

В качестве примера можно привести Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. № 16057/07, в котором при отказе заявителю, обжалующему односторонний отказ государственного учреждения от исполнения обязательств по контракту, суд указал на то, что положение Закона предусматривает расторжение контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, без решения суда3.

9 стр., 4027 слов

Опционные контракты

... опционных контрактов. 2. Типы валютных опционов по месту Опционные контракты можно поделить на два типа: биржевые опционные контракты и внебиржевые опционные контракты. ... качестве даты исполнения опционных контрактов. Однако ... контракт и если он продает аналогичный контракт, то его позиция закрывается. Расчетная палата биржи является противоположной стороной для каждой стороны опционного контракта. ...

Аналогичным образом решался вопрос о расторжении в одностороннем порядке контракта в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2008 г. № А78-2532/08-С1-30/123-Ф02-6403/08, в котором суд прямо указывает, что возможность одностороннего расторжения государственного контракта согласована сторонами в самом договоре, следовательно, имевшее место одностороннее расторжение договора соответствует положениям действующего законодательства4.

Некоторые суды придерживались противоположного мнения. Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 сентября 2008 г. № КГ-А40/8968-08 были отменены решения арбитражных судов первой инстанции и апелляционной инстанции, признавшие правомерными действия ответчика по расторжению контракта в одностороннем порядке на основании пункта контракта, предусматривающего такое расторжение1. Федеральный арбитражный суд указал на неправильное применение указанными судами норм Гражданского кодекса РФ и Федерального закона о размещении заказов, а также на то, что не была применена норма п. 1 ст. 422 ГК РФ, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения. Таким образом, Федеральный арбитражный суд принял свое решение, исходя из положений п. 2 ст. 525 ГК РФ, предусматривающего, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК РФ, применяются иные законы, т.е. при отсутствии правового регулирования вопроса расторжения контракта нормами Гражданского кодекса РФ применяются нормы Федерального закона о размещении заказов.

При рассмотрении вопроса о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке нельзя обойти вниманием ст.ст. 533 и 534 ГК РФ, предусматривающие возможность одностороннего отказа сторон от исполнения контракта в следующих случаях:

  • в соответствии со ст. 534 ГК РФ заказчик имеет право полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом, при условии возмещения поставщику убытков и в случаях, предусмотренных законом. Ранее в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»1 была закреплена норма, которая предоставляла заказчику право отказаться полностью или частично от закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, предусмотренных договором, в случае, если необходимость в продукции данного вида отпала, при условии полного возмещения им товаропроизводителю (поставщику) причиненных по вине государственного заказчика убытков в соответствии с действующим законодательством, если иное не установлено договором. В соответствии с Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ данная норма была признана утратившей силу2. Таким образом, в до недавнего времени норма, предусматривающая в соответствии со ст. 534 ГК РФ возможность одностороннего отказа заказчика от товаров, не применялась и носила лишь декларативный характер;

— в соответствии с п. 2 ст. 533 ГК РФ в случае, если убытки, причиненные поставщику в связи с выполнением контракта, не возмещаются, поставщик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать помимо возмещения убытков, причиненных при исполнении контракта, возмещения убытков, вызванных расторжением контракта. Данная норма связана с положениями п. 2 ст. 527 ГК РФ, устанавливающими, что в случаях, определенных законом, заключение контракта для поставщика является обязательным при условии, что ему будут возмещены заказчиком все причиненные убытки.

11 стр., 5088 слов

Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений

... В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК РФ полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и ... характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела); - в полной мере реализовать важнейшую обязанность ...

Механизм применения п. 2 ст. 533 ГК РФ неясен, т.к. в большинстве случаев поставщик при невозмещении заказчиком убытков, причиненных в связи с выполнением контракта, обращается в соответствующий суд с иском о возмещении указанных убытков. В качестве примера можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 января 2009 г. № КГ-А40/11100-08, Определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 октября 2007 г. № 13038/07 и от 18 июня 2007 г. № 6716/071, подтверждающие законность и обоснованность решений, вынесенных соответствующими арбитражными судами по вопросу возмещения убытков, понесенных поставщиком в связи с выполнением государственного контракта.

Связано это с тем, что по правилам п. 1 ст. 533 ГК РФ убытки должны быть возмещены не позднее тридцати дней со дня передачи товара, т.е. после того, как поставщик фактически исполнил свои обязательства в соответствии с контрактом. Таким образом, для поставщика не имеет логического смысла отказываться от исполнения контракта в случае, если заказчик не возмещает убытки, причиненные в связи с выполнением контракта.

Если следовать логике п. 2 ст. 525 ГК РФ, устанавливающего, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК РФ, применяются иные законы, а вопрос одностороннего отказа от исполнения контракта сторонами предусмотрен указанным параграфом Гражданского кодекса РФ, можно сделать вывод о том, что расторжение в одностороннем порядке возможно.

Положения п. 2 ст. 525 ГК РФ также предусматривают применение к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд правил о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

По мнению одного из специалистов, расторжение контракта в одностороннем порядке возможно по основаниям, предусмотренным нормами, регулирующими отношения по поставке товаров: при непредставлении покупателем отгрузочной накладной в установленный срок (п. 3 ст. 509), при невыборке покупателем товаров в установленный срок (п. 2 ст. 515), при передаче товаров ненадлежащего качества (ст. 518, п. 2 ст. 475), при передаче некомплектного товара (ст. 519, п. 2 ст. 480), при существенном нарушении договора поставки одной из сторон (ст. 523) и т.п.2

Такой вывод можно сделать, если при расторжении контракта в соответствии с п. 2 ст. 525 ГК РФ применять правила о договоре поставки, но при этом не учитывать норм о применении иных законов, не урегулированных § 4 гл. 30 ГК РФ.

15 стр., 7003 слов

«Разработка и исполнение государственных (муниципальных) контрактов»

... исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа; (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ) 2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком ... ошибкой при оформлении документа. В разделе Предмет контракта описываются отношения сторон, которые являются предметом контракта. Предмет контракта (товар, работа, услуга) должен быть сформулирован абсолютно четко ...

В настоящее время дискуссионный совсем недавно вопрос решен законодателем. В соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ односторонний отказ допускается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В частности, любая из сторон сможет отказаться от исполнения контракта, если заказчик установит соответствующее условие в контракте. Отметим, что включение в контракт условий о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта одновременно означает возникновение у поставщика (подрядчика, исполнителя) права на аналогичный отказ (ч. 19 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В Законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации. Если заказчик привлекает экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы, то он сможет отказаться от исполнения контракта, только если эксперты подтвердят нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа (ч. 11 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В ч. 12 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ очень подробно регламентируется, как должно оформляться решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта и каким образом оно должно быть направлено поставщику (исполнителю, подрядчику).

Общее требование к направлению уведомления о таком решении состоит в том, что средства связи и доставки должны обеспечивать фиксирование уведомления и получения заказчиком подтверждения о его вручении. Данные правила обусловлены тем, что решение об отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 13 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Заказчик обязан отменить указанное решение, если в течение названного срока устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия этого решения, а также компенсированы затраты заказчика на проведение экспертизы (ч. 14 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Однако при повторном нарушении условий контракта, которое в соответствии с гражданским законодательством является основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, данное правило не применяется.

В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений (ч. 17 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Условия отказа от исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя) в целом сходны с условиями отказа от исполнения контракта по инициативе заказчика.

После принятия решения об отказе от исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан направить соответствующее уведомление заказчику, и по истечении 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчика данное решение вступит в силу. Заказчик может в течение указанного срока устранить нарушения контракта, ставшие основанием для одностороннего отказа от его исполнения, в этом случае поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить решение (ч. 22 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

4 стр., 1588 слов

Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением законов ...

... с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, входит в предмет прокурорского надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и следственных ... учтены прокурором при организации работы.27 Организационно, специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в уголовно- исполнительной системе, имеют следующую структуру:28 прокурор, заместитель ...

Подобным образом заказчик может поступать неоднократно в отличие от поставщика (подрядчика, исполнителя).

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 23 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Таким образом, вопрос соблюдения порядка расторжения государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд имеет большое значение. Данный вопрос регулируется ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которому расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

С указанной нормой непосредственно связаны ст. ст. 533 и 534 ГК РФ, предполагающие возможность отказа от исполнения контракта, как поставщиком, так и заказчиком при соблюдении условий, установленных в данных статьях.

Вопрос о порядке расторжения государственных или муниципальных контрактов вызывал споры как в научных кругах, так в правоприменительной практике. Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проблема снята. Вместе с тем, процесс совершенствования законодательства, регламентирующего порядок расторжения государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, еще не завершен. Анализ законодательных актов, регулирующих обеспечение государственных или муниципальных нужд, и правоприменительной практики показал необходимость установления единого порядка расторжения государственного или муниципального контракта и приведения в соответствие с ним всей системы подзаконных актов, принятых на основе или во исполнение указанных законодательных актов.

Сравнивая Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ с ранее действовавшим 94-м Законом, можно сказать, что при внешнем сходстве ряда положений это принципиально иной Закон. Непосредственно процедуры аукционов, конкурсов – это теперь только части единого процесса, включающего планирование, общественное обсуждение и исполнение контракта. Предполагается, что любую закупку можно будет отследить от этапа планирования до этапа исполнения контракта, все документы, касающиеся закупки, будут размещаться в единой информационной системе.

Нормы, посвященные планированию, в основном вступят в силу с 1 января 2015 г., а нормы общественного обсуждения закупок – с 1 января 2016 г. Связано это в основном с необходимостью создания инфраструктуры и необходимостью принятия большого количества новых и внесения изменений в действующие нормативные акты.

Глава 3. Проблемные вопросы российского законодательства, регламентирующего расторжение государственного контракта

4 стр., 1560 слов

Размещение государственного заказа как основа заключения государственного ...

... государственного и муниципального управления, гражданского, конституционного, финансового права. Эмпирическую базу дипломной работы ... государственного и муниципального контракта; определить виды государственного и муниципального контракта; — рассмотреть правовое регулирование государственного и муниципального контракта; определить правовой статус сторон по государственному и муниципальному контракту; ...

3.1. Участие эксперта при одностороннем расторжении государственного контракта по инициативе заказчика

Рассмотрим введенный в законодательство институт экспертов при проведении процедур закупок, особенно сконцентрировав внимание на участии эксперта при одностороннем расторжении государственного контракта по инициативе заказчика.

Закон упоминает три случая участия экспертов:

1) для обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям заказчик вправе привлекать экспертов (ст. 58 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Закон возвращает возможность предквалификационного отбора участников закупки, т.е. заказчик в определенных случаях (закупка технической, технологически сложных, инновационных, высокотехнологичных или специализированных товаров, работ, услуг – далеко не редкие случаи) может установить единые и дополнительные требования для участников закупки. В течение 10 дней с момента вскрытия конвертов с заявками на конкурс с ограниченным участием заказчик проводит проверку на соответствие участников дополнительным требованиям, а потом в течение оставшихся 10 дней выбирается победитель среди участников, соответствующих требованиям;

2) при приемке товаров, результатов работ, услуг в ходе исполнения контракта (ст. 94 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);

3) при одностороннем расторжении контракта по инициативе заказчика (ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Первый из упомянутых случаев – не новый. И раньше специализированные организации оказывали заказчикам такие дополнительные услуги в виде экспертных оценок заявок участников. Часто оформлялось это экспертными заключениями. Этим активно пользовались в спорных случаях, «подкрепляя» мнение членов комиссии экспертным заключением1.

Эксперт (экспертная организация) – это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора2 деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом о ФКС.

Помимо требований обладания специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, к экспертам предъявляется еще ряд требований (ст. 41 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

К проведению экспертизы не могут быть допущены:

1) физические лица, если они:

  • а) являются либо в течение менее двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являлись должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • б) имеют имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • в) являются близкими родственниками с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоят с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

10 стр., 4620 слов

Экологическая экспертиза — контрольная

... экспертиза, за исключением указанных выше. Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке, имеют право: получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, ... юридического лица, состоящего с указанными заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях. Эксперт государственной экологической экспертизы имеет ...

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо или косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.