Муниципальные нормативные правовые акты

В процессе реформирования местного самоуправления сформированы и

приступили к выполнению своих полномочий выборные органы местного

самоуправления. Именно на них возложено Федеральным законодательством

важная, сложная чрезвычайно ответственная задача — сформировать собственную

систему муниципальных нормативных правовых актов.

Муниципальные образования, принимая правовые акты, осуществляют

собственное правовое регулирование.

Муниципальные правовые акты являются подзаконными актами. Понятие

«подзаконные акты» означает, что они, в — первых, основываются на законе, во —

вторых, не противоречат закону. Муниципальные нормативные правовые акты не

должен противоречить Конституции РФ, Федеральным конституционным

законам, Федеральным законам, в частности Федеральному закону № 131-ФЗ,

Конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъекта

РФ. Муниципальный нормативный правовой акт — муниципальный правовой акт,

направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил

поведения), имеет общеобязательное предписание постоянного или временного

характера, рассчитанное на многократное применение и направлены на

регулирование определенного видаотношений.

Данный акт обладает определенными требованиями к написанию. Так,

например, акт должен обладать требованиями законности, антикоррупционности,

соблюдения правил юридической техникой, наличия процедур реализации

предписаний , обеспеченности реализации муниципальных нормативных

правовых актов средствами местного бюджета, достаточностью ресурсного

обеспечения.

К факторам, определяющих необходимость принятие данного акта

относиться: прямое указание закона, потребность реализации полномочий

органов местного самоуправления, изменение федерального или областного

законодател ьства, необходимость исполнения решения суда.66

Муниципальный нормативный правовой акт действует с момента вступления

нормативного правового акта в юридическую силу и до момента ее утраты.

9 стр., 4213 слов

Местные органы самоуправления Республики Казахстан

... связаны с местными органами исполнительной власти, хотя и те, и другие относятся к органам местного государственного управления. 4.Органы местного государственного управления в организационно -правовом отношении не связаны с местным самоуправлением, которое ...

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если актом не предусмотрено

иное. Он утрачивает свою юридическую силу: по истечении срока действия; в

связи с принятием другого акта, регулирующие те же общественные отношения;

  • при признания его утратившим силу;
  • в связи с приостановлением действия;
  • в

связи с отменой в соответствии с действующим законодательством; в случае

признании его недействующим по решению суда. А также в иных случаях.

Действие муниципального правового акта не распространяются на

отношения, возникших до его вступления в силу. Обратная сила придается

документу, если это не противоречит Конституции РФ и действующему

законодательству. Придание обратной силы не допускается, если он вводит

новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет, ухудшает положение

налогоплательщиков, устанавливает обязанности или ухудшает положение

юридических и физических лиц.

Что касается действия муниципального нормативного правового акта в

пространстве, то он действуют на всей территории, подведомственной

принявшему их органу.

Действие по кругу лиц. Вступивший в силу акт обязателен для всех,

находящихся на территории муниципального образования (органов местного

самоуправления , предприятий, учреждений, должностных лиц, граждан).

Могут

распространяться и на определенный круг лиц (регламент представительного

органа Муниципального образования, план подготовки и проведения аттестации

муниципальных служащих).

Муниципальные нормативные правовые акты действуют на основе принципа

верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой.

В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми

актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта,

обладающего более высокой юридической силой. А в случае коллизии между67

муниципальными нормативными правовыми актами, обладающими равной

юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

Система муниципальных правовых актов целостная, взаимно

обусловленная, находящаяся в единстве совокупность ее самостоятельных

актов, характеризующаяся наличием системообразующих оснований и

механизмами взаимосвязей между ними. Системность является неотъемлемым

свойством муниципальных правовых актов. Наличие ее указывает на то, что

муниципальные правовые акты являются неслучайным набором разрозненных

правовых актов, а целостным устойчивым образованием. Вместе стем наличие

системообразующих оснований и факторов не означает, что правовые акты,

входящие в систему муниципальных правовых актов, не имеют специфических

особенностей, черт имеханизмов взаимосвязи.

В рамках систематизации муниципальных правовых актов с учетом

вопросов правового регулирования, которые относятся к компетенции органов

местного самоуправления, предложена модель «Древо муниципальных

правовых актов», ствол которого олицетворяет устав муниципального

образования, ветви — сферу тех или иных общественных отношений, листья —

муниципальные правовые акты.

Данную систематизацию предлагается осуществлять на основе разделов

6 стр., 2743 слов

Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, ...

... отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; 2) мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности; 3) предоставления земельных участков в безвозмездное ...

нормативно-правовой базы муницип ального образования, то есть в разделы

нормативно-правовой базы необходимо вносить не только принятые акты

органов местного самоуправления, но и акты (модельные положения) которые

необходимо принять для реализации вопросов местного самоуправления. Это

позволит своевременно вносить дополнения и изменения в существующие

муниципальные правовые акты с учетом изменений федерального и

регионального законодательства. На основе предложенной системы «Древо

муниципальных правовых актов» возможно проведение предметной

инкорпорации муниципальных правовых актов. Такого рода сборники могут

дать комплексное представление о регулировании конкретного вида

общественных отношений на всей территории муниципального образования.68

Учитывая, что нельзя выработать единую технологию управления

созданием системы муниципальных правовых актов, так как каждая

территория, каждое муниципальное образование обладают индивидуальными

особенностями, поэтому и каждая система муниципальных правовых актов,

совпадая по основным параметрам и принятым основополагающим

документам, все же будет индивидуальна для отдельно взятого

муниципального образования. Поэтому при внедрении системы «Древо

муниципальных правовых актов» необходимо учитывать специфику

осуществления правового регулирования общественных отношений органами

местного самоуправления в муниципальных образования различного вида, с

учетом исторических и иных местных особенностей.

Предоставление права правотворческой инициативы различным

субъектам права является очень важным. Как с точки зрения осуществления

принципов демократии в муниципальной правотворческой деятельности, так и

с точки зрения эффективности этой деятельности. Расширение числа и

категорий субъектов права правотворческой инициативы в муниципальных

образованиях является реальной тенденцией в современной России. В связи с

данной ориентированностью полагаем возможным подготовку

первоначального проекта муниципального правового акта поручать

подведомственным органам местного самоуправления подразделениям,

учреждениям, организациям, заказывать его подготовку на договорной основе

научным учреждениям, отдельным ученым; поручать подготовку

альтернативных проектов нескольким органам, учреждениям, организациям,

лицам или заключать с ними договоры, а также объявлять конкурс на лучший

проект.

Основными стадиями правотворческого процесса муниципального

нормативного правового акта являются: подготовка и внесение проекта правового

акта в представительный орган; рассмотрение проекта правового акта в комитетах

или комиссиях; принятие, утверждение и опубликование правового акта.69

Утрата юридической силы осуществляется путем принятия

соответствующего акта или происходит по истечению срока его действия без

принятия нормативного правового акта о признание его утратившим силу. В

случае ликвидации (упразднения), реорганизации (преобразовании)

3 стр., 1253 слов

Муниципальные правовые акты

... обоснованного понятия муниципальных правовых актов и получить новые знания о них; 2)Изучить систему муниципальных актов. 3)Рассмотреть устав муниципального образования §1.Понятие, характеристика и классификация муниципальных правовых актов. Муниципальный правовой акт — официальный письменный документ, принятый непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления ...

правотворческого органа все вопросы об изменении, приостановлении и

прекращении действия муниципального правового акта решается, как правило,

его правопреемником.

Среди муниципальных правовых актов особое значение принадлежит уставу

муниципального образования. В уставе, являющемся своеобразной

«муниципальной конституцией», указываются основные положения по

организации и деятельности местного сообщества. Как правило, в уставе

муниципального образования содержатся не только нормы об организации

местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и

перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию

представительным органом и главой муниципального образования, а также

порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены.

Таким образом, муниципальные нормативные правовые акты — одно из

средств осуществления власти народа: они издается в процессе практического

осуществления задач и функций местного самоуправления. Они принимаются по

вопросам местного значения, т. е. для непосредственного обеспечения

жизнедеятельности населения муниципального образования или решения задач

между поселениями, либо по вопросам осуществления отдельных

государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления

федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.