Актуальные проблемы международного космического права

Дипломная работа

Моя работа посвящена изучению проблем, связанных с международным космическим правом. Я попытаюсь рассмотреть максимально возможное их количество и предложить наиболее возможные пути их решения.

Несмотря на то, что подобные исследования уже проводились раньше, в моей работе присутствует известная доля новизны. В качестве источников я использовала как новейшие доклады и резолюции Организации Объединенных Наций, некоторые из которых датированы 2013 годом, так и наиболее свежие национальные законы некоторых государств, вовлеченных в осуществление космической деятельности.

Актуальность моей работы представлена изучением таких вопросов, как расширение частного сегмента в осуществлении космической деятельности, возможности разработки всеобъемлющей конвенции по космическому праву, а также введение гражданско-правовой ответственности в сфере международного космического права.

Практическое значение моей работы заключается именно в ее новизне, поскольку проблематика данной темы не затрагивает интересы большинства российских специалистов и вследствие этого является одной из наименее изученных областей права. право космический мусор космонавт

Основа системы международного космического права состоит из следующих правовых актов:

  • 1967 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела («Договор о космосе»).

  • 1968 Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство («Соглашение о спасании»).

  • 1972 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами («Конвенция об ответственности»).

  • 1975 Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство («Конвенция о регистрации»).

  • 1979 Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах («Соглашение о Луне»).

В своей работе я рассмотрю по отдельности каждый из перечисленных актов, связанные с ними трудности, а также весьма известную проблему космического мусора, которая с каждым новым запуском космического объекта становится все более насущной.

1. Особенности реализации договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

9 стр., 4103 слов

Международные конвенции и соглашения в торговле

... по коммерческим спорам. Среди них основными являются Международная торговая ... международной торговле правовом режиме. 1 международные соглашения, правила; 2 конвенции; ... Объединенных Наций по праву международной торговли о международной коммерческой согласительной ... ответственность за уклонение работодателя от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ). За рубежом, а также на международном ...

Основой международно-правового регулирования космической деятельности является договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космосе) Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства. — Организация Объединенных Наций. — 1994. — С. 4-11, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 года (резолюция 2222 (XXI)).

Следует отметить, что вышеназванный договор явился первым из пяти международных договоров, регулирующих данную сферу деятельности на международно-правовом уровне, которые составляют результат правотворческой деятельности Специального комитета по использованию космического пространства в мирных целях, учрежденного в качестве постоянного органа ООН в 1959 году. Договор о космосе вступил в силу 10 октября 1967 года, то есть с момента сдачи на хранение ратификационных грамот пяти государств, включая трех депозитариев Договора — СССР, США, Великобританию. В соответствии с официальным докладом КОПУОСа «Статус международных соглашений, относящихся к деятельности в космическом пространстве на первое января 2013 года» участниками Договора являются 102 государства, а еще 26 уже подписали его, но еще не завершили процедуру ратификации. Таким образом, данный Договор можно считать не только наиважнейшим правовым источником данной сферы правового регулирования, но и наиболее распространенным по количеству участников.

В Договоре заложены юридические основы деятельности в космосе, установлены принципиальные рамки правового режима космического пространства и небесных тел. Данный договор определяет принципы международного космического права, что является важнейшим условием для регулирования любой сферы жизнедеятельности человека. Несмотря на то, что Договор о космосе явился, как уже было сказано выше, первым из пяти международных договоров, разработанных Специальным комитетом по использованию космического пространства в мирных целях, он не был совершенно новым и чуждым для науки актом, не имеющим никакого правового базиса и являющимся лишь полетом фантазии его авторов. В основу Договора при его разработке была положена Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, которая была принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1963 года и сыграла важнейшую роль в становлении международного космического права Международное космическое право, под ред. Г.П. Жукова, — Москва, «Международные отношения», 1999. — С. 39. Именно эта Декларация дала жизнь наиболее основополагающим принципам международного регулирования космической деятельности государств, которыми они обязаны руководствоваться при освоении космического пространства:

  • Исследование и использование космоса осуществляются на благо и в интересах всего человечества;
  • Космос и небесные тела открыты для освоения всеми государствами на основе равенства;
  • Космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению никакими средствами;
  • Космическая деятельность должна осуществляться в соответствии с международным правом;
  • При исследовании и использовании космоса государства руководствуются принципом сотрудничества и взаимной помощи и должным образом учитывают соответствующие интересы других государств;
  • Государства сохраняют юрисдикцию и контроль над своими космическими объектами и их экипажами во время их нахождения в космосе;
  • объекты, приземлившиеся на иностранной территории, возвращаются запустившему их государству;
  • Запускающие государства несут международную ответственность за ущерб, причиненный их космическими объектами;
  • Космонавты рассматриваются в качестве посланцев человечества в космос, им оказывается всемерная помощь в случае аварии, и они незамедлительно возвращаются запустившему государству.

Из данных принципов можно выделить и те, которые вошли в Договор о космосе как в первоначальном, так и в измененном видах. Сюда же включены и новые принципы, которые ранее не были упомянуты вследствие их неупоминания и неотносимости к предмету ведения Декларации 1963 года:

33 стр., 16111 слов

Международное космическое право

... Последняя содержит Декларацию правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. Международное космическое право формируется в основном как договорное. До появления первого Договора о космосе 1967 года существовали отдельные договорные ...

  • Исследование и использование космоса на благо и в интересах всего человечества;
  • Равноправие всех государств в исследовании и использовании космоса;
  • Запрещение национального присвоения космоса;
  • Соответствие космической деятельности международному праву, включая Устав ООН;
  • Свобода космоса для научных исследований;
  • Использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях;
  • Международная ответственность государств за национальную космическую деятельность;
  • Международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • Сотрудничество и взаимная помощь государств, при исследовании и использовании космоса;
  • Сохранение запускающими государствами юрисдикции и контроля в космосе над космическими объектами;
  • Обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса.
  • Обязанность избегать неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества

Все перечисленные принципы и поныне продолжают оставаться несущей опорой международного космического права, развитие которого идет по пути их детализации и конкретизации Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 31.

Именно названные принципы дали в наиболее обобщенном виде основу для правового регулирования прав и обязанностей государств-сторон, которые были сформулированы в Договоре по космосу. В соответствии с его положениями за государствами признаются следующие права:

  • Осуществлять исследование и использование космического пространства и небесных тел без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел;
  • Свободно осуществлять в космическом пространстве и на небесных телах научные исследования;
  • Использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований небесных тел или каких-либо иных мирных целей;
  • Сохранять юрисдикцию и контроль, за запущенными космическими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов, вне зависимости от их местонахождения;
  • Запрашивать проведение консультаций с государством, планирующим деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основание полагать, что они создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космоса;
  • Обращаться с просьбами о предоставлении возможности для наблюдения за полетом своих космических объектов (с целью заключения соглашений о размещении на территории других государств, станций слежения);
  • Право посещать (на основе взаимности и после заблаговременного уведомления) все станции, установки и космические корабли на небесных телах.

Договор налагает на государства ряд обязанностей:

3 стр., 1378 слов

Международное космическое право (2)

... мирных целей. Ограничение военной деятельности в космосе и на небесных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Принципом международного космического права является ...

  • Содействовать международному сотрудничеству в научных исследованиях космоса;
  • Осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания;
  • Оказывать космонавтам других государств помощь в случае бедствия и вынужденной посадки и незамедлительно возвращать их запустившему государству;
  • Незамедлительно информировать другие государства или Генерального Секретаря ООН об установленных космических явлениях, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов;
  • Нести международную ответственность за деятельность в космосе своих правительственных органов и неправительственных юридических лиц;
  • Нести международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • Возвращать запустившему государству по его просьбе космические объекты, обнаруженные где-либо за пределами запускающего государства;
  • Учитывать соответствующие интересы других государств при исследовании космоса;
  • Принимать меры для избежания вредного загрязнения космоса и неблагоприятных изменений земной среды;
  • Проводить международные консультации перед проведением эксперимента, чреватого вредными последствиями;
  • На равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов (т.е.

    о размещении станций наблюдения);

  • В максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального Секретаря ООН, общественность и международное научное сообщество о характере, месте, ходе и результатах космической деятельности;
  • Открывать на основе взаимности для космонавтов других государств, все станции, установки и космические корабли на небесных телах.

В соответствии с Договором запрещаются:

  • Национальное присвоение космического пространства и небесных тел путем провозглашения суверенитета на них, либо их использованием или оккупацией, либо другими средствами;
  • Вывод на орбиту вокруг Земли, размещение в космосе и установка на небесных телах любых объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения;
  • Создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.

Едва ли не самой важной характеристикой правового режима космоса, согласно Договору, являются запрет на его национальное присвоение и обязанность осуществления космической деятельности в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

3 стр., 1306 слов

Космическое право

... в космическом пространстве и на небесных телах. Космонавты, несмотря на положение Договора по космосу, называющее их “посланцами человечества в космосе”, не получают какоголибо наднационального статуса. Они остаются гражданами своих государств. Международное космическое право ...

Тут же стоит упомянуть и происхождение принципа демилитаризации космического пространства, упомянутого в статье IV Договора: «Государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Луна и другие небесные тела используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел».

Вследствие запуска первого искусственного спутника Советским Союзом и на фоне непрекращающейся холодной войны между СССР и США, обстановка накалилась настолько, что было принято решение о необходимости дополнительного правового регулирования вопроса использования ядерного и (или) иного оружия в космическом и орбитальном пространстве Земли. Соглашение между этими двумя странами о запрещении размещения ядерного оружия или других видов оружия массового уничтожения в космическом пространстве было одобрено резолюцией ГА ООН 184 (XVIII) от 17 октября 1963 года.

Не лишним будет вспомнить и о многостороннем международном договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, заключенном в Москве 5 августа 1963 года между СССР, Великобританией и США и известном под названием «Московский договор». Явился результатом переговоров, начатых в 1958 в Женеве по инициативе СССР. Открыт для подписания всеми государствами, и уже в 1974 году был подписан и ратифицирован 104 участниками, что говорит о его скорейшем распространении, нежели договор о космосе.

При принятии Договора о космосе многие делегации сделали специальные заявления, говорящие о неполном покрытии договором проблемных зон международного космического права. Преобладало мнение о том, что Договор представляет собой важный этап в процессе принятия соглашений, укрепляющих мир.

Ряд делегаций выразил сожаление по поводу того, что положения этого Договора нельзя распространить на разоружение и ядерное разоружение. Некоторые сочли, что Договор является только первым шагом в рамках поэтапного процесса на пути к установлению правовых норм, регулирующих использование космического пространства.

Выражалась озабоченность в связи с тем, что Договор не запрещает размещение и использование ядерного оружия и оружия массового уничтожения на Луне, поскольку слово «Луна» в пункте 1 статьи IV было опущено. Кроме того, по их мнению, Договор не содержит положений о запрещении военной деятельности в космическом пространстве, а также на Луне. Эти делегации выразили надежду, что отсутствие такого конкретного положения не приведет к допущению военных действий в космическом пространстве и на Луне Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 35.

28 стр., 13514 слов

Воздушное пространство Российской Федерации: понятие и правовая характеристика

... государству. В современном международном праве под территорией в широком смысле этого слова понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностями, недрами и воздушным пространство, а также космическое пространство и ...

Также стоит отметить, что Генеральный Секретарь ООН, поздравив Генеральную Ассамблею ООН с успехами в работе по Договору, отметил, что до сих пор не устранена опасность ведения военных действий в космическом пространстве, поскольку такая деятельность в космическом пространстве уже является частью гонки вооружений. По его мнению, разоружение в космическом пространстве является лишь одним звеном более широкой проблемы обеспечения мира во всем мире и разоружения. Он выразил надежду, что государства осознают, что космическая деятельность должна осуществляться исключительно в мирных целях Док. ООН A/PV.1499. — С. 72..

Не стоит забывать и о совместном предложении России и Китая, которые внесли на рассмотрение Конференции по разоружению проект Договора о предотвращении размещение оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силы в отношении космических объектов. Представленный проект договора запрещает размещение в космическом пространстве всех видов оружия, вводит запрет на любые виды угроз в отношении космических объектов и обеспечивает защиту собственности на космические объекты.

Еще в момент разработки только проекта Договора уже обнаружилось расхождение во мнениях по вопросу о круге субъектов, имеющих право на осуществление деятельности в космическом пространстве. Делегация СССР настаивала на признании только за государствами права быть участниками деятельности в открытом космосе, в то время как делегация США внесла предложение, что государства, равно как и их неправительственные юридические лица, имеют право осуществлять деятельность в космическом пространстве Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 36.

Несмотря на сложность данного вопроса, компромисс был найден на основе формулировки, в которой отсутствовало специальное положение касательно определения участников деятельности в космическом пространстве.

Вместо этого в статье VI Договора было принято решение косвенно зафиксировать право неправительственных юридических лиц на осуществление деятельности в космическом пространстве, однако особо указывалось, что «деятельность неправительственных юридических лиц, в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства — участника Договора. В случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации, ответственность за выполнение настоящего Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства — участники Договора».

Немаловажным фактором затруднения работы по модернизации Договора и (или) уточнения толкования его положений стоит считать последствия быстро расширяющегося участия частного сектора в осуществлении космической деятельности Док. ООН A/AC.105/C.2/L.210. — С. 17-19.

Этот вопрос прямо затрагивает публичный характер космического права и действующего Договора о космосе, в соответствии с которым (статья VI) международная публично-правовая и гражданско-правовая ответственность за деятельность, осуществляемую в космическом пространстве, а также связанные с ней юридические последствия возлагаются исключительно на государства, причем даже в тех случаях, когда такая деятельность явно осуществляется исключительно частными юридическими лицами, без государственного участия.

2 стр., 814 слов

Биржевые сделки в системе договоров коммерческого права

... заключения сделки), договор относится к системе договоров коммерческого права; в процессе биржевых торгов могут заключаться договоры — финансовые инструменты, в которых базисным активом является биржевой товар. ... от наступления обстоятельств, указывающих на ненадлежащее исполнение или неисполнение государствами, муниципальными образованиями, юридическими лицами своих обязанностей, или иных ...

По мнению Секретариата ООН, постепенная приватизация космической деятельности нашла свое отражение во внутреннем праве лишь России, США, Великобритании и Южной Африке, а также Франции, где были предприняты попытки регулирования последствий частной деятельности в сфере космического пространства в соответствии с имеющейся международно-правовой практикой. В этих государствах было принято внутреннее законодательство, предписывающее введение в отношении соответствующих частных юридических лиц систем лицензирования, предусматривающих, в числе прочего, международную публично-правовую и гражданско-правовую ответственность лицензирующего государства за деятельность организаций, получивших такие лицензии.

Как бы позитивно ни звучал последний абзац, проблемы остаются. В Договоре о космосе четко не определена сфера действия национального законодательства в области космического права. Статья VI, несмотря на попытку регулирования данного вопроса, остается весьма неоднозначной. Она предусматривает международную ответственность каждого конкретного государства за «национальную» деятельность в космическом пространстве, которая в случае ее осуществления частными юридическими лицами «должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства».

Ни термин «национальная», ни термин «соответствующее» на международном уровне признания не получили. Тем не менее, они содержат основу для определения сферы действия национального законодательства в целях принуждения частных организаций к соблюдению правовых норм, установленных на международном уровне Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 39.

Чем же опасно отсутствие такого определения? Главным отрицательным свойством можно считать то, что в различных уже принятых актах национального законодательства, регулирующих деятельность в космическом пространстве, часто дается собственное их толкование государствами, издавшими такие акты, а что еще более важно — толкуются такие формулировки и акты совершенно по-разному.

Говоря о функциях международно-правового регулирования таких проблем нельзя не упомянуть о том, что Юридический подкомитет Специального комитета по использованию космического пространства в мирных целях имеет ресурсы для фиксации данных разночтений и был создан как раз для повышения эффективности международного права Юридический подкомитет КОПУОС изначально был создан в качестве первичного форума для обсуждения и переговоров по поводу международных соглашений, относящихся к космическому пространству.. Наличие авторитетного и беспрекословного толкования этих терминов на международном уровне намного облегчило бы эффективность их применения также и на национальном уровне.

Не стоит забывать еще об одном вопросе, в отношении которого явно требуется доработка и принятие соответствующих поправок к Договору, и который связан с делимитацией космического пространства. Статья II с особой точностью, хотя и несколько усложненно, определяет особый характер космического пространства в отличие от воздушного пространства, находящегося под суверенитетом соответствующих государств, и, с другой стороны, от воздушного пространства, расположенного над открытым морем. «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».

28 стр., 13612 слов

Государства как субъекты международного частного права Студент

... и значению государственного иммунитета; рассмотреть международные связи России в международном частном праве; проанализировать актуальные проблемы преодоления коллизий законов и правовых норм в международном частном праве; Объектом работы являются государства, как субъекты международного частного права. Предметом исследования ...

Когда речь идет об осуществлении контроля, за частной деятельностью в космическом пространстве, физические пределы национальной юрисдикции являются довольно важным фактором. Поэтому установление границы между воздушным и космическим пространствами объективно является насущной потребностью с точки зрения определения для государств пределов их национальной ответственности по осуществлению контроля за деятельностью частных предприятий Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 41.

Однако, вспоминая опыт долговременных переговоров по аналогичным проблемам, связанным с морским правом, а точнее с шириной территориального моря, начинает приходить понимание, что решение этой проблемы явно потребует еще немало времени и усилий.

На мой взгляд, одним из наиболее существенных недостатков Договора является отсутствие в нем определения того, где конкретно начинается «космическое пространство». Учитывая, что большинство ученых, считают началом космоса высоту 100-110 км над уровнем мирового океана в экваториальной полосе, остается достаточно существенный разрыв в 10 км, где вопрос коллизий юрисдикции и контроля может привести к откровенно неприятным последствиям и долговременным спорам.

На этот счет существует ряд основных точек зрений:

1. Существует ряд стран, которые считают наличие такого определения необходимым с точки зрения будущего применения международного права, защиты государственного суверенитета и основ национальных правовых систем и предлагают ввести семь или более критериев такого определения, включая следующие:

  • Граница атмосферы;
  • Граница для полетов воздушных судов;
  • Точка, в которой атмосфера становится непригодной для жизни человека;
  • Нижняя точка возможной орбиты спутника;
  • Точка, в которой центробежная сила заменяет аэродинамическую силу;
  • Граница действия контроля государства над своим воздушным пространством;
  • Минимальная орбита в настоящее время (около 100-110 км) — т.е.

там, где искусственные космические объекты вращаются без существенного торможения.

2. В то же время существует ряд стран, которые не считают необходимым наличие такого определения на том основании, что ни одна страна не подавала жалоб на нарушение ее воздушного пространства другим государством. Такое определение было бы произвольным и оттого, что минимальная высота, на которой может двигаться по орбите спутник, значительно выше максимальной высоты, на которой может летать воздушное судно Док. ООН A/AC.105/C.2/L.210. — С. 17-19.

Ни в коем случае нельзя забывать и о специальном правовом режиме геостационарной орбиты (ГСО).

Геостационарная орбита — это ограниченный район околоземного космического пространства, протяженностью около 260 тыс. км. Она проходит в плоскости экватора и находится на расстоянии около 35800 км от поверхности Земли. В отношении нее рядом стран было высказано мнение, что геостационарная орбита является ограниченным природным ресурсом с характеристиками sui generis, для которого существует опасность насыщения, и что поэтому справедливый доступ к этой орбите должен гарантироваться всем государствам, учитывая, в частности, нужды развивающихся стран и географическое положение определенных стран.

30 стр., 14827 слов

Ответственность в международном праве

... ущерб в космическом праве", это в журнале "Советское государство и право", 1965 г., № 6, и освещены более широко в статье Г. И. Тункина "Проблема международной ответственности государства в Комиссии международного права", опубликованного там ...

Некоторые делегации высказали мнение, что использование геостационарной орбиты, которая представляет собой ограниченный природный ресурс, должно быть не только рациональным, но и открытым для всех стран независимо от их нынешнего технического потенциала, с тем чтобы они имели возможность доступа к орбите на справедливых условиях, учитывая, в частности, нужды и интересы развивающихся стран, а также географическое положение определенных стран, при поддержке МСЭ Док. КОПУОС ООН A/60/20. — С. 33.

В 1976 г. ряд экваториальных государств приняли Боготскую декларацию. Декларация была подписана Колумбией, Конго, Эквадором, Индонезией, Кенией, Угандой и Заиром. В Декларации экваториальные страны заявили свои претензии на те участки геостационарной орбиты, которые соответствовали их территориям по экватору.

Принимая Боготскую декларацию 1976 г., экваториальные страны исходили из того, что в настоящее время «нет имеющего юридическую силу или удовлетворительного определения космического пространства, которое могло бы быть выдвинуто в обоснование утверждения о том, что геостационарная орбита находится в космическом пространстве». Кроме того, в Комитете ООН по космосу представители этих стран утверждали, что положения Договора по космосу 1967 г., запрещающие национальное присвоение космического пространства, не действуют, так как в позитивном международном праве, по их мнению, нет определения понятия «космос».

Эти притязания экваториальных государств были отвергнуты, как противоречащие принципу неприсвоения космического пространства Малков, С.П. «Международное космическое право: Учебное пособие.» СПб.: ГУАП, 2002,- С.27.

Нельзя не отметить работу профессора Лейденского университета (Нидерланды) Ф.Г. фон дер Дунка, представленную на симпозиуме, организованном в рамках сессии Юридического подкомитета в 1997 году Dunk, Frans G. von der. IISL/ECSL Symposium.1998. The review oft he status oft he Outer Space treaties. — Vienna, March 1998..

Констатируя, что Договор о космосе в основном затрагивает государства, профессор Дунк считает, что он устанавливает только общую схему взаимодействия с неправительственной деятельностью на основе содержания взаимосвязанных статей VI, VII и VIII. В частности, эта структура возлагает бремя юридических прав и обязанностей частного предприятия на плечи государства, которое должно разрабатывать для этих целей национальное космическое законодательство.

Проблема, однако, заключается в том, что ряд ключевых терминов и понятий, реализованной таким образом структуры не определен однозначно на международном уровне. Кроме того, они имеют решающее значение для путей, по которым фактически пойдет формирование национального космического законодательства в отношении частных предприятий. И наоборот, национальное космическое законодательство может само влиять на формирование предмета и выработку четких формулировок международного космического права Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 42.

В настоящее время государства продолжают учреждать компетентные национальные органы, уполномоченные заниматься привлечением частного сектора в космическую деятельность на национальном уровне с определением прав и обязанностей заинтересованным субъектам. Такие национальные органы фактически создали три отдельных режима для соответствующих областей космической деятельности, где частные предприятия представляют собой главный фактор: спутниковые телекоммуникации, запуски и дистанционное зондирование Земли из космоса.

Несмотря на огромное значение разграничения национального, и международного правового регулирования в сфере космического права, а так же деятельности государственных органов и частных юридических лиц в космическом пространстве, я полагаю, что начальным этапом в совершенствовании системы будет все-таки принятие унифицированного определения начала «космического пространства», поскольку для любого национального законодательного акта или международного соглашения необходимо как минимум четко определить предмет правового регулирования, что позволит избежать неточностей и вызванных ими нецелесообразных споров, требующих колоссальных затрат как финансовых, так и временных.

2. Применение соглашения о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство на современном этапе

Несмотря на то, что Договор о космосе является основополагающим документом в сфере международно-правового регулирования космического права, он, вместе с тем не содержит ответов на многие конкретные вопросы, которые обычно возникают в связи с практическим применением тех фундаментальных принципов, которые были установлены в нем, к различным ситуациям во взаимоотношениях между государствами как в ходе самой космической деятельности, так и из-за ее последствий на Земле.

По этой причине Генеральная Ассамблея ООН поручила КОПУОСу и его Юридическому подкомитету разработать ряд соглашений, которые бы конкретизировали и развивали некоторые из принципов, установленных в Договоре 1967 года, обязывающих спасать космонавтов и оказывать им помощь, а также возвращать запускающим государствам принадлежащие им космические аппараты.

Стоит отметить, что на разработку такого соглашения Комитету понадобился всего один год, что привело к тому, что 19 декабря 1967 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила текст Соглашения о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (также известное как Соглашение о спасании), а уже 22 апреля 1968 года Соглашение было открыто для подписания и 3 декабря 1968 года вступило в силу. В соответствии с официальным докладом КОПУОСа «Статус международных соглашений, относящихся к деятельности в космическом пространстве на первое января 2013 года» участниками данного соглашения являлись 92 страны, а еще 24 государства подписали, но не ратифицировали его. Нельзя не упомянуть и о двух международных организациях (Европейское Космическое Агентство и Европейская Организация Спутниковой Метеорологии), которые декларировали свое принятие прав и обязанностей, установленных данным соглашением.

Соглашение о спасании установило конкретные права и обязанности государств, возникающие в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипажа космического корабля, а также в ситуациях, когда государство получает сведения о непилотируемом иностранном космическом объекте или обнаруживает его или его части на Земле Международное космическое право, под ред. Г.П. Жукова, — Москва, «Международные отношения», 1999. — С. 41.

Соглашение о спасании основывается первоначально на статье V Договора о космосе, где говорится: «Государства — участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства — участника Договора или в открытом море. Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.

При осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства — участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств — участников Договора.

Государства — участники Договора незамедлительно информируют другие государства — участники Договора или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов».

На XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, представляя проект резолюции с текстом Соглашения, Председатель КОПУОСа особо отметил, что «Соглашение о спасании представляет собой еще один важный шаг вперед в области развития космического права и является по сути дела осуществлением статьи V Договора о космосе» Док. ООН A/PV.1640. — С. 5. Председатель Юридического подкомитета отметил, что «текст отражает тщательно продуманную согласованность между законными интересами стороны, на территории которой осуществляются поисковые и спасательные операции, и интересами властей, производящих запуск космических объектов» Док. ООН A/PV.1640. — С. 6.

Что касается правовых вопросов, то нельзя не отметить то, что данное Соглашение устанавливает, что экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот корабль.

Данное положение было также учтено при разработке межправительственного Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств-членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 52. Статья 5 Соглашения фиксирует обязательства каждой стороны по регистрации в соответствии со Статьей II Конвенции о регистрации принадлежащих ей элементов Станции (от имени стран — членов ЕС эту функцию выполняет Европейское Космическое Агентство) и устанавливает общий принцип, согласно которому каждый партнер сохраняет свою юрисдикцию как в отношении тех элементов станции, которые он регистрирует, так и в отношении тех членов экипажа, которые являются его гражданами.

Статьи II-V Соглашения о спасании устанавливают превалирование ценности человеческой жизни над имущественными вопросами, связанными с осуществлением космической деятельности. Эти статьи предусматривают безусловное обязательство возвращать космонавтов запустившему космический корабль государству, без установления обязанности возмещения расходов, понесенных при проведении операции по поиску и спасанию таких космонавтов. При этом Обязательство возвращать космические объекты или их составные части запустившему их государству не является безусловным. Для того, что бы запустившему государству были возвращены его космические объекты или их составные части, оно должно как минимум выполнить следующие требования:

1. Запустившее государство обязано попросить другое государство о возвращении его космических объектов и их частей;

2. Запустившее государство по требованию другого государства обязано предоставить опознавательные данные обнаруженных (запрашиваемых) объектов;

3. Расходы, понесенные при проведении операций по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей запустившему их государству, должны быть покрыты этим государством.

Нельзя не отметить, что Соглашение о спасании разрабатывалось по аналогии с положениями морского права о спасании, включая нормы обычного права. Следовательно, даже государства, не ставшие участниками Соглашения, должны следовать в соответствующих случаях тем же самым процедурам, которые отражены в этом Соглашении. В результате принятия на себя обязательств, вытекающих из статьи V Договора о космосе, государства, не участвующие в Соглашении, тем не менее оказываются связанными его положениями, являющимися, по сути, продолжением Договора и фактически ставшими нормами обычного права Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 53.

Несмотря на кажущуюся простоту Соглашения о спасании, даже здесь есть определенные подводные камни: во-первых, на настоящий момент существует явный недостаток практики применения данного Соглашения, что существенно влияет на возможность рассмотрения юридических споров, связанных с ним и делает практически неосуществимой возможность дальнейшей работы по внесению поправок и толкованию этого документа.

Во-вторых, при спасании космонавтов и (или) космических объектов или их составных частей, спасание как таковое может происходить либо на поверхности Земли, либо в море. При условии осуществления этой деятельности в открытом море, суверенитет никаких стран не затрагивается. Однако, если спасание происходит на суше, это автоматически подразумевает, что оно производится в пределах суверенитета того или иного государства, которое, несмотря на подпись и ратификацию данного Соглашения может быть не удовлетворено нахождением иностранного объекта или космонавта на своей территории.

В докладе, подготовленном Секретариатом ООН в связи с обзором пяти международно-правовых документов по космосу, высказывается предположение, что дальнейшая разработка налагаемых на государства соответствующих обязанностей в отношении терпящих аварию космонавтов и космических объектов, по-видимому, еще больше ущемит суверенитет каждого из них без реальной на то причины Док. ООН A/AC.105/C.2/L.210..

Такая позиция делает еще более значимым тот факт, что столь большое количество государств решило связать себя обязательствами, вытекающими из Соглашения о спасании, которые прямо затрагивают суверенную территорию этих государств.

3. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами и направления ее модификации

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, известная также под названием «Конвенция об ответственности», была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1971 года после интенсивных переговоров, проведенных в КОПУОСе и его Юридическом подкомитете. Конвенция развила и конкретизировала статью VII Договора о космосе Каждое государство — участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство — участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству — участнику Договора, его физическим или юридическим лицам., установившую принцип международной ответственности за ущерб, причиненный запущенными в космос аппаратами. Она, в частности, определила конкретный механизм урегулирования претензий по компенсации за такой ущерб и принципы ее выплаты.

Конвенция об ответственности была открыта для подписания 29 марта и вступила в силу 1 сентября 1972 года, то есть практически спустя пять лет после принятия Соглашения о спасании. В соответствии с официальным докладом КОПУОСа «Статус международных соглашений, относящихся к деятельности в космическом пространстве на первое января 2013 года» участниками Конвенции об ответственности являлись 89 государства, еще 22 стран подписали, но не ратифицировали ее; 3 международные организации (Европейское Космическое Агентство, Европейская Телекоммуникационная Организация Спутниковой Связи и Европейская Организация Спутниковой Метеорологии), декларировали свое принятие прав и обязанностей, установленных данной Конвенцией.

Выработка Конвенции об ответственности проводилась на основе нескольких проектов, представленных в 1964 году Венгрией, США и Бельгией. В 1967 году Италия и Индия также представили свои проекты по данному вопросу Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 54.

Значение Конвенции выходит за рамки международного космического права — она явилась первым в истории специальным соглашением публично-правового характера, регулирующим вопросы международной ответственности за ущерб, причиненный в результате правомерной деятельности, — темы, которая в общем плане в течение многих лет разрабатывается в Комиссии международного права Международное космическое право, под ред. Г.П. Жукова, — Москва, «Международные отношения», 1999. — С. 41.

При принятии текста в Юридическом подкомитете отмечалось, что, хотя некоторые делегации не возражали против представления его на рассмотрение Комитета, они не сочли возможным поддержать его в Подкомитете, поскольку полагали, что было бы предпочтительнее включить в текст положения о размере компенсации и особенно об урегулировании претензий, которые более соответствовали бы положениям, ранее предложенным или совместно с другими делегациями Док. ООН A/AC.105/94, п.24.

Некоторые делегации поддержали положения о размере компенсации с учетом пункта 4 Преамбулы («признавая необходимость разработки эффективных международных правил и процедур относительно ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и обеспечения, в частности, безотлагательной выплаты на основании положений настоящей Конвенции полной и справедливой компенсации жертвам такого ущербаКонвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.«) и различных сделанных уточнений. Но в отношении положений об урегулировании претензий те же делегации «подтвердили свое неудовлетворение неприятием безоговорочно и во всех случаях правила, согласно которому арбитражные решения являются обязательными, что было бы наиболее эффективной гарантией для пострадавших того, что им будет выплачена надлежащая компенсация» Док. ООН A/AC.105/94, п. 25.

Позднее, в ходе рассмотрения проекта Конвенции Первым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН, эти вопросы были подняты вновь. Первый комитет отметил, что «каждое государство, после того как оно станет участником Конвенции, обязано заявить о том, что оно будет признавать обязательным в отношении любого другого государства, принимающего такое же обязательство, решение Комиссии по рассмотрению претензий, касающихся любого спора, Стороной которого оно является» Док. ООН A/8528, п. 15. Кроме того, Комитет выразил надежду от имени Канады в отношении того, что многие государства сами воспользуются такой возможностью Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 55.

Согласно статье I Конвенции об ответственности, где даются определения используемых в ней терминов, ущербом является «лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.«.

По общему правилу международного права государство не несет ответственности за действия своих юридических и физических лиц, если они не действуют по поручению или от имени государства Международное космическое право, под ред. Г.П. Жукова, — Москва, «Международные отношения», 1999. — С. 219. Однако, как уже говорилось выше, в космическом праве ситуация абсолютно иная: и Договором о космосе, и Декларацией принципов космической деятельности 1963 года установлено, что государство несет международную ответственность за национальную деятельность в космосе, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а запускающее государство возлагает на себя международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами.

Наиважнейшей особенностью ответственности в космическом праве является то, что ответственность за ущерб, причиненный на поверхности Земли или воздушному судну в полете, является абсолютной ответственностью, то есть «ответственностью без вины», не зависящей от вины причинителя ущерба. Однако, ответственность за ущерб, причиненный космическому объекту или лицам на его борту в любом месте, помимо поверхности Земли (т.е. на стадии полета или на небесном теле), основывается на вине запускающего государства или лиц, за которых оно отвечает Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 56.

Остается выяснить, что же подразумевается под определением «запускающего государства» и как можно дифференцировать ответственность в зависимости от каждой конкретной ситуации. Статья I Конвенции гласит: «термин «запускающее государство» означает:

1. государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта;

2. государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта».

На мой взгляд, данное определение нуждается в существенной доработке, так как не является исчерпывающим для понимания предмета регулирования. В Докладе ООН Док. ООН A/AC.105/C.2/L.210. — С. 20-21 отражено мнение государства Нидерланды, которое существенно облегчает данную задачу: «Несущим ответственность государством является государство, запускавшее космический объект, с которым связано наступление ответственности; государство, обеспечивающее запуск (т.е. сделавшее запуск осуществимым, например, путем его оплаты); государство, чья установка была использована для запуска, государство, с территории которого запуск был произведен».

Несмотря на то, что эта позиция многократно улучшает положение вещей, все же она не является заменой правовой норме. Конвенция об ответственности содержит положения, рассчитанные на те случаи, когда на основании этих различных критериев различные государства могут квалифицироваться как несущие ответственность, а применение данного определения тогда, когда в осуществлении космической деятельности принимают участие частные организации, становится еще менее ясным Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 57.

Не совсем понятно, как действовать в той ситуации, если производство запуска осуществляют сотрудники какой-либо частной организации. Стоит ли возлагать ответственность на государство, гражданами которого они являются или где зарегистрировано данное юридическое лицо? Или можно признать ответственными самих этих граждан или всю организацию в целом? То же касается и юридических лиц, обеспечивающих производство запусков или предоставляющих для запусков свои установки Яковенко А.В., Прогрессивное развитие международного космического права — Актуальные проблемы, Москва, «Международные отношения», 1999г., — С. 57.

Нельзя не отметить, что, несмотря на указанные мной сложности, на проведенном 10 апреля 2013 года заседании Юридического подкомитета КОПУОСа было высказано мнение, что «пять договоров Организации Объединенных Наций по космосу служат основой для регулирования участия и ответственности как правительств, так и неправительственных организаций, и способствуют повышению надежности и безопасности космической деятельности» Док. ООН A/AC.105/C.2/L.290. — С. 8. Следовательно, можно полагать, что, несмотря на все пробелы и проблемы, большинство государств, все-таки остается довольным результатами юридической деятельности в сфере космического права.

Нельзя забывать о юридических аспектах двух важных проблем, поддающихся регулировке Конвенцией об ответственности:

1. Быстро возрастающее количество (часто небольших) объектов в космосе беспокоит как ученых, так и коммерческие организации, поскольку это будет все более и более препятствовать как научным исследованиям, так и осуществлению коммерческих проектов в космосе. В аспекте Конвенции о регистрации можно было бы уделить этому вопросу достаточно большое количество внимания, но в свете важности данной проблемы, я предпочту посвятить ему отдельную главу.