Актуальность темы научного исследования. Охрана здоровья граждан, поддержание их активной долголетней жизни и предоставление им медицинской помощи являются приоритетными направлениями социальной политики государства. Исключительная социальная значимость жизни и здоровья человека предопределила закрепление конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Его эффективная реализация невозможна без соответствующего кадрового обеспечения системы здравоохранения. Врачам, среднему медицинскому персоналу и другим работникам здравоохранения отводится особая роль в разрешении ключевой проблемы, определенной в послании Президента Российской Федерации в 2012 году как «сбережение народа» – проблемы в широком смысле, как определил ее Президент Российской Федерации, – «Во-первых, значительно улучшится качество медицины и образования за счет того, что придут новые сильные профессионалы. А действующие работники этих сфер получат возможность сосредоточиться на основной работе, повысить свою квалификацию, отказаться от приработков и сверхурочных. Наряду с развитием здравоохранения больше внимания следует уделять к улучшению медицинской помощи, повышению ее доступности»1, от повседневного решения которой зависит здоровье и жизнь каждого гражданина и всего населения нашей страны.
Дефицит кадров в сфере среднего медперсонала в России сейчас составляет 270 тысяч человек, а дефицит врачей – 40 тысяч человек. Об этом, согласно стенограмме, размещенной на официальном сайте правительства РФ, глава Минздрава В.И. Скворцова сообщила на проходящем 11 апреля 2013 г. заседании кабинета министров, один из вопросов повестки дня которого посвящен проблеме подготовки медицинских кадров в стране2.
По ее словам, за последние десять лет прослеживается сокращение нехватки врачей, но дефицит медсестер, наоборот, увеличился. В основном, по словам Скворцовой, не хватает специалистов в области анестезиологии, реаниматологии, неонатологии, наркологии, патологической анатомии, педиатрии и фтизиатрии.
Говоря о статистическом показателе обеспеченности населения РФ медицинскими кадрами, Скворцова сообщила, что сейчас он составляет 44,7 для врачей и 90,8 для медсестер на десять тысяч населения. Она отметила, что, согласно международным нормам, расчетная потребность во врачебных и средних медицинских кадрах в стране оставляет 45,2 и 117,5 на десять тысяч населения соответственно3.
Курсовая ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
... здравоохранения (ЭУЗ) получили развитие в большинстве стран мира, включая Россию, став неотъемлемым механизмом обеспечения функционирования системы охраны здоровья. Этот механизм находится в ... врачей; Оптимизации системы учета и упраления. Ожидаемые результаты В результате должны быть осуществлено: приведение учреждения здравоохранения в соответствие с потребностью населения в ... в условиях рыночной ...
Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая на заседании, поставил задачу изменить существующее сейчас в стране соотношение количества врачей и среднего медперсонала. На 1 января 2013 года в России работали 743 тысячи врачей и один миллион 419 тысяч медработников среднего звена, что означает, что на одного врача приходится две медсестры. «Эта пропорция неправильная, мы ставим задачу довести соотношение один к трем», – сказал глава кабинета министров.
Премьер отметил, что в большинстве развитых стран с современной системой здравоохранения такое соотношение составляет один к пяти, причем, в отличие от России, многие виды работ выполняются не врачами, а средним медицинским персоналом, парамедиками. Для изменения общей ситуации, считает Д.А. Медведев, необходимо перейти на систему эффективных контрактов, создать федеральный регистр медработников, а также изменить систему подготовки медицинских кадров.4
Ценность жизни и здоровья граждан, обратившихся за медицинской помощью, обусловливает высокий уровень требований, предъявляемых законодателем к работникам здравоохранения. Это предопределяет необходимость разработки такого механизма правового регулирования их труда, который был бы адекватен сложившейся в здравоохранении ситуации и направлен на повышение заинтересованности в совершенствовании профессиональных знаний, активизацию творческого потенциала каждого работника, на улучшение качества медицинской помощи населению.
Правовой статус работников здравоохранения связан с особенностями и их профессиональной деятельности. Нельзя не учитывать, что медицинская и фармацевтическая, деятельность сопряжена с риском для жизни и здоровья работников, ее осуществляющих (вредные условия труда, повышенные психоэмоциональные и интеллектуальные нагрузки и т.д.).
В связи с этим указанная категория работников нуждается в особой защите, в том числе средствами трудового права путем установления особых льгот и гарантий. Все это обусловило выделение работников здравоохранения – медицинских и фармацевтических работников – в особую категорию.
Труд работников в области здравоохранения, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, на сегодняшний день регулируется значительным массивом нормативных правовых актов, которые отражают отдельные особенности правого регулирования, часто не согласующихся друг с другом, не следующих общей концепции. Однако без создания значительного числа безупречно работающих учреждений здравоохранения, в которых эффективно и заинтересованно трудятся работники, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность, обеспечить реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации5) невозможно.
Для решения этой задачи необходимо переосмысление содержания правового регулирования трудовых отношений, указанной категории работников с тем, чтобы гарантировать их заинтересованность в труде по избранной специальности, так как совершенствование организационных форм и эффективность работы учреждений здравоохранения влияют на уровень культуры в работе этих учреждений и, в конечном счете, в значительной степени на сбережение здоровья народа. Все эти проблемы и вопросы нуждаются в надлежащем правовом обеспечении.
Организация охраны труда в РФ.Обеспечение прав работников на охрану труда
... секретаря. 2. Обеспечение прав работников на охрану труда 2.1. Права и гарантии работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда Нормы об обеспечении прав работников на охрану труда содержатся в главе 36 Трудового кодекса РФ. Право работника на охрану труда многокомпонентно и включает в себя: право на рабочее ...
Вышеизложенное определяет актуальность исследования правового регулирования труда работников здравоохранения, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность.
В не меньшей степени выбор темы и ее актуальность обусловлены несовершенством законодательства о труде врачей и других медицинских работников. Достаточно отметить, что, несмотря на многообразие специфических особенностей труда медицинских работников, требующих особого правового регулирования, в ТК РФ имеется всего лишь одна статья 350 «Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников», содержащая лишь три отсылочные нормы. Тогда как в ТК РФ, по мнению автора, должна быть полноценная глава, носящая название «Особенности регулирования труда медицинских работников», содержащая не столько отсылочные нормы, сколько нормы прямого действия. Значительного совершенствования требуют также Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и многие другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы труда медицинских работников.
Резкая смена мотивации в труде врачей и других медицинских работников и почти одновременное повышение их роли в решении задач по охране здоровья граждан обострили необходимость выявления проблем правового регулирования медицинской деятельности, среди которых исследования особенностей трудового правоотношения и трудового договора с этими работниками относятся к числу первостепенных.
Приведенные аргументы и доводы убедительно доказывают, что выбранная тема дипломного исследования является актуальной.
В своей дипломной работе автор счел возможным остановиться на исследовании только некоторых особенностей правового регулирования труда медицинских и фармацевтических работников, наиболее полно отражающих специфику их деятельности. Это особенности, касающиеся допуска к осуществлению деятельности, заключения и расторжения трудового договора, а также регулирования рабочего времени и времени отдыха (статья 350 Трудового кодекса Российской Федерации – далее ТК РФ6).
В работе учтены новые нормативные правовые акты, обозначены современные проблемы в области правового регулирования труда медиков и предложены способы их разрешения, в том числе посредством внесения изменений и дополнений в законодательство о труде и охране здоровья граждан.
История вопроса и степень научной разработанности темы. Отдельные вопросы правового регулирования труда медицинских работников ранее уже являлись предметом исследований. В частности, особенности трудового договора, заключаемого с медицинскими работниками, были рассмотрены А.И. Ивановым; вопросы компенсации профессионального риска медицинских работников в системе социального страхования были изучены H.A. Соколовой; отраслевая концепция дифференциации правового регулирования труда медицинских работников была рассмотрена в работе Е.В. Астраханцевой. Однако многие положения этих исследований потеряли свою актуальную значимость, так как писались они совершенно в других условиях.
Правомерное поведение работника как особая разновидность правового поведения
... тематике позволят подвергать более глубокому анализу правомерное поведения работника в трудовом праве. Целью настоящей дипломной работы является изучение особенностей правомерного поведения работника, способы мотивации к повышению производительности труда. На основании поставленной цели необходимо ...
Указанные факты послужили основанием для выбора настоящей темы, а также предопределили структуру и содержание дипломной работы.
Объектом дипломного исследования являются трудовые правоотношения, складывающиеся между медицинскими работниками и лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения. Это обусловлено тем, что доступность медицинской помощи для населения в значительной степени обеспечивается посредством реализации конституционных предписаний, гарантирующих оказание гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Предметом исследования является совокупность норм различных институтов трудового права (единство и дифференциация, трудовой договор и его особенности, рабочее время, время отдыха), применяемых для правового регулирования трудовых отношений медицинских работников.
Целью настоящего исследования является анализ теоретических и практических вопросов правового регулирования труда медицинских работников, а также выработка предложений по повышению эффективности правовой регламентации труда медиков.
Реализация поставленных целей исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
- формулирование определений
понятий, связанных с объектом исследова ния; - изучение особенностей
правового статуса медицинских работников ; - исследование особенностей
правового регулирования труда медицинских работников в современный период путем анализа норм институтов трудового права особенной части (трудовой договор, рабочее время, время отдыха), отражающих специфику правового положения медицинских работников; - выработка и обоснование
предложений, направленных на совершенствование законодательства о труде медицинских работников и законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации.
В дипломной работе использованы общенаучные и статистический методы.
Теоретической основой дипломного исследования послужили труды ученых-правоведов, внесших значительный вклад в общую теорию права, науку трудового права, таких как М.В. Лушниковой, A.M. Лушникова, Т.А. Затолокиной, С.П. Маврина, Н.М. Саликовой, О.В. Смирнова, Г.В. Хныкина и других ученых.
Нормативно-правовую базу исследования составляют международные правовые акты, содержащие нормы и принципы международного трудового права; положения Конституции РФ о правах граждан в сфере труда и охраны здоровья; федеральные и региональные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, отношения в сфере здравоохранения, нормативные правовые акты РФ.