Оперативно-розыскная деятельность, как вид правоохранительной деятельности

Актуальность темы дипломной работы. Криминальная ситуация в России, начиная с последнего десятилетия XX века, обострилась до крайних пределов, уровень преступности в нашей стране сегодня приближается к самым высоким мировым показателям.

Доминирующее значение в структуре современной преступности в России приобретают тяжкие посягательства, степень общественной опасности которых продолжает возрастать. Среди насильственных преступлений происходит постоянное увеличение числа похищений людей, захватов заложников, криминальных взрывов, вооружённых нападений. Повышается жестокость и агрессивность действий преступников, которые все чаще идут на активное сопротивление правоохранительным органам и изощрённое

Одним из важных механизмов в борьбе с преступностью является оперативно-розыскная деятельность. «Основной характерной чертой оперативно-розыскной деятельности является её разведывательно-поисковая сущность, так как она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путём реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов».

В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при сочетании надлежащих оперативно-розыскных мероприятий со следственными действиями. Иными словами, замаскированным, организованным, тайно совершённым преступлениям и лицам, их совершившим, необходимо противопоставить такие действенные меры негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления. При этом важно, чтобы органы (должностные лица), которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, обеспечивали соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частой жизни, личную семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Оперативно-розыскная деятельность напрямую взаимосвязана с уголовно-процессуальной деятельностью. Взаимосвязанность проявляется в том, что оперативно-розыскные мероприятия, как и следственные действия, направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер.

Оперативно-розыскные действия проводятся двумя способами: гласно и негласно. Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно.

3 стр., 1038 слов

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественные ...

... А.А. Игнатова, вовлечение в преступную деятельность выражается в таких действиях, которые или возбуждают у несовершеннолетнего стремление к совершению преступления или объективно втягивают его в участие в преступной деятельности. Если же подросток вовлекается в совершение конкретного преступления, то виновный ...

Из вышесказанного видно, что, несмотря на то, что в иерархии уголовного процесса, оперативно-розыскная деятельность находится на нижнем уровне, по сути, она является фундаментом всего предварительного следствия. Фактический материал, собираемый в процессе оперативно-розыскных мероприятий, служит основой доказывания, как в предварительном следствии, так и процессе уголовного судопроизводства.

Борьба с преступностью, прежде всего, с рецидивно-профессиональной преступностью требует не столько проведения следственных действий, сколько негласных методов работы в процессе оперативно-розыскной деятельности. Многие виды оперативно-розыскных мероприятий направлены также на предотвращение преступлений.

Одной из адекватных правовых мер со стороны законодательной власти государства по правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности стало принятие Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К современной редакции Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» законодатель пришёл не сразу. Первая редакция Закона была принята 13.03.1992 года. Для целей совершенствования правовой базы борьбы с преступностью это событие имело исключительную важность. В законе было дано определение оперативно-розыскной деятельности; раскрыто её содержание, задачи и принципы; сформулированы основные положения, устанавливающие правомерность, условия и порядок оперативно-розыскных мероприятий, использования их результатов в раскрытии преступлений; закреплены права и обязанности лиц, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, регламентированы вопросы их социальной и правовой защиты.

С введением Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в действие удалось решить, таким образом, две основные задачи:

  • создать правовую основу оперативно-правовой деятельности;
  • придать официальный статус оперативно-розыскной деятельности, как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.

Вместе с тем первый Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» был нормативным актом переходного периода, создавался впервые и опередил по времени принятие Конституции РФ, в связи, с чем ему оказались свойственны существенные недостатки, в частности, определённая декларативность, неконкретность отдельных положений, ограничение возможностей оперативных служб, слабо проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим возникла необходимость внесения изменений и дополнений в названный Закон, приведение его в соответствие с Конституцией РФ, насущными потребностями практики.

Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» был предусмотрен ряд принципиально новых правовых установлений, значительно расширивших права и возможности оперативных аппаратов в борьбе с преступностью; регламентированы основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий; более чётко сформулированы меры правовой и социальной защиты субъектов оперативно-розыскной деятельности. В новую редакцию закона был дополнен перечень оперативно-розыскных мероприятий. В него были включены:

  • оперативное внедрение;
  • оперативный эксперимент;
  • контролируемая поставка.

Тем самым законодатель отреагировал на качественные изменения в преступности, создал условия для активизации борьбы с преступностью.

17 стр., 8099 слов

Правовой механизм регулирования хозяйственной деятельности в ...

... разновидности контроля за хозяйственной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь; подвести итог проводимому исследованию. Объектом исследования, Предметом исследования, Методологическую основу Истории известны ... учет субъектов хозяйственной деятельности, их имущества, товаров, работ и услуг, объектов интеллектуальной собственности, а также деятельности, осуществляемой на ...

Примером дальнейшего развития оперативно-розыскного законодательства является принятие Государственной Думой Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» вступившего в силу от 21.12.2013 года.

Известны и другие законодательные инициативы государственных органов и должностных лиц, предложения учёных по корректировке норм оперативно-розыскного права.

Несмотря на усилия законодателя, законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, требует подробного анализа, как собственного нормативного материала, так и соответствующих положений Конституции РФ, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

В развитии законодательства в МВД России и другими заинтересованными ведомствами были приняты нормативные акты, детализирующие основания, условия и порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности, которая также нуждается в анализе.

Выбор мной темы дипломной работы связан с интересом к проблематике оперативно-розыскного права.

Научная новизна данной дипломной работы связана с выявлением недостатков в оперативно-розыскном праве.

Объектом исследования в данной работе являются правоотношения, складывающие в сфере борьбы с преступностью.

Предметом исследования является оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности.

Цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании законодательства об оперативно-розыскной деятельности, в той его части, которая связна с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.

Исходя из цели дипломной работы, перед исследованием поставлены следующие задачи:

  • проведение анализа содержания оперативно-розыскной деятельности и её результатов;
  • проведение анализа развития оперативно розыскной деятельности в Российской Федерации на современном этапе существования.

Проведение анализа развития оперативно — розыскной деятельности на мировом уровне.

Методология исследования. Методологической основой данного исследования является, прежде всего, общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, а также следующие специальные методы исследования: комплексный, системный, формально-логический, сравнительно-правовой.

Научная разработанность дипломной работы выражается в изучении вопросов оперативно-розыскной деятельности исходя из основных положений Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», ряда иных федеральных законов и научной литературы, относящийся к теме исследования.

Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования. Дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Содержание оперативно-розыскной деятельности и её результатов

1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Понятие ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательства.

3 стр., 1054 слов

Надзор и контроль за ОРД — Курсовая — — Оперативно-розыскное ...

... Некоторые организационные и правовые основы системы контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью в Российской Федерации // Права человека и роль правоохранительных органов в их обеспечении. ... нарушенных прав и законных интересов субъектов общественных отношений, возникающих при осуществлении ОРД и дальнейшего совершенствования самой деятельности. Стоящие в сфере ОРД проблемы ...

Основные черты ОРД:

  • разведывательно-поисковый характер;
  • перечень субъектов, исчерпывающий;
  • ОРД ограничивается пределом компетенции органов, ее осуществляющих;
  • два способа осуществления: гласно и негласно;
  • цель: обеспечить права, свободы, неприкосновенность собственности, жилища и т.д.;
  • ОРД взаимосвязана с уголовно-процессуальными (следственными) действиями (эти действия осуществляются в различных правовых режимах:
  • а) разная правовая база;
  • б) разные пределы производства ОРМ (до, в ходе, после предварительного расследования) и следственных действий (возбуждение у/д);
  • разные результаты действий (итог следственных действий — доказательства. ОРМ — сведения об источниках фактов, которые могут быть использованы в качестве доказательств после их закрепления процессуальным путем).

— ОРД связана с частно-детективной и охранной деятельностью (ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ») — это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юр. лицам детективами, имеющими специальное разрешение в целях защиты прав и интересов своих клиентов. Они не являются сотрудниками правоохранительных органов и не вправе проводить ОРМ.

Задачи ОРД:

А) выявление, предупреждение (задержание с поличным, возбуждение у/д), пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших (взаимосвязь с уголовно-процессуальной деятельностью).

ОРД осуществляется организационными мерами:

  • обеспечение оперативно-тактической готовности к реагированию на сигнал;
  • организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, Которые участвуют;
  • осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативном учете.

Б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания + розыска без вести пропавших:

  • это система организации процессуальных оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение лиц, установление негативных факторов, способствующих их длительному пребыванию на нелегальной территории и укрывательству;
  • В) добывание информации о событиях или действиях, которые создают угрозу государству, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Принципы ОРД:

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах:

  • А) законности (Общеправовой принцип);
  • Б)Принципы ОРД — это основополагающие начала, руководящие идеи.

Принципы А, Б закреплены в связи с возможным ограничением этих прав, если возникает необходимость.

Принцип А — безусловное и точное соблюдение норм К РФ, законов и иных н.п.а., регламентирующих ОРД (ст. 5 — запрещение использования мер, не перечисленных в законе.

6 стр., 2617 слов

Этика делового общения сотрудников органов безопасности

... владение этикой делового общения – это залог успешной профессиональной деятельности, показатель соответствия современным требованиям, предъявляемым к сотрудникам службы органов безопасности. Целью данной работы является выявление принципов и форм профессионального общения работников органов безопасности. 1. Деловое общение: ...

Принцип Б — это признание законодателем приоритетными по сравнению с другими объектами защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Допускается возможность ограничения прав на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров и др. на основании решения суда.

Принцип В — отражает специфический оперативно-разведывательный характер деятельности. Он означает необходимость использования в процессе ОРД правил и приемов, которые позволяют сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов, направленные на их разоблачение.

Необходимость сохранения тайны обусловлена рядом причин:

  • а) потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступностью (преступления в условиях неочевидности);
  • б) конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц;
  • в) сохранение в тайне является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступления + гарантии соблюдения их конституционных прав и свобод.

Принцип Г означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Ст. 11 ФЗ «Об ОРД» — результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и основания к возбуждению у/д в процессе доказывания.

принципы:

  • равенства граждан перед законом;
  • подконтрольности;
  • ведомственный, парламентарный и судебный контроль ОРД, прокурорский надзор;
  • принцип наступательности (ОРД должна носить превентивный характер).

уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (общеправовой п-п);

  • В) конспирации (специальный отраслевой п-п);
  • Г) сочетания гласных и негласных методов и средств (спец. отраслевой п-п).

Правовая основа ОРД — совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере ОРД.

1) Принципы в Конституции РФ:

  • признание государством высшей ценностью прав и свобод;
  • равенство граждан перед законом;
  • соблюдение норм международного права в области прав человека;
  • обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;
  • обеспечение права на неприкосновенность жилища;
  • гарантии судебной защиты прав и свобод граждан;
  • установление законодательного порядка ограничения основных прав для достижения целей.

Ст.ст. 23, 25 Конституции РФ — обязательность получения судебного решения.

2) УПК , ФЗ «Об ОРД»;

3) др. ФЗ — делятся на 3 группы:

  • а) ФЗ, которые устанавливают базисное положение ОРД (УК определяет признаки состава преступления, крайнюю необходимость, обоснованный риск;
  • уголовно-процессуальное законодательство определяет порядок взаимодействия ОРД и следствия);
  • б) ФЗ, регламентирующие деятельность отдельных субъектов (ФЗ»О полиции» — возможность осуществления ОРМ на полицию»;
  • ФЗ «Об исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы», ФЗ «О содержании под стражей обвиняемого, подозреваемого», УИК, ФЗ «Об органах ФСБ РФ», ФЗ «О федеральных органах налоговой полиции»,Таможенный кодекс;
  • ФЗ «О внешней разведке», ФЗ «О гос. границе», ФЗ «О государственной охране»);
  • в) ФЗ. Регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД (ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»- разрешение использования средств и веществ при производстве отдельных ОРМ (контролируемая поставка, проверочная закупка);
  • ФЗ «О государственной тайне» — перечень сведения в области охраны, которые относятся к тайне, порядок допуска к оперативным сведениям, составляющим гос. тайну;
  • ФЗ «О прокуратуре» — надзор за органами дознания и ОРД;
  • ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности»).
    12 стр., 5699 слов

    Органы юстиции Российской Федерации

    ... юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313) [2] , Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной ... называемой «установленной сферой деятельности», в данном случае, для Минюста является достаточно широкий круг обязанностей. Он ...

4) Постановления Правительства РФ («Об утверждении правил об отнесении сведений, составляющих гос. тайну к различным степеням секретности»);

5) ППВС РФ:

  • «О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст. 23, 25 Конституции РФ»;
  • «О некоторых вопросам применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»

6) Определения КС РФ («По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об ОРД» по жалобе гражданки Черновой» 1998 г;

7) Ведомственные н.а. (приказы и инструкции, регламентирующие ОРД).

Органы, осуществляющие ОРД:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов налоговой полиции.

4. Федеральных органов государственной охраны.

5. Органов пограничной службы Российской Федерации.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Министерства юстиции Российской Федерации.

Ст. 67 Конституция РФ — территория РФ.

1. (ОВД) В рамках своей компетенции:

  • подразделения уголовного розыска;
  • ОБЭП;
  • НОН;
  • по борьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте;
  • обеспечения собственной безопасности;
  • оперативные подразделения национального бюро Интерпола, оперативного поиска;
  • оперативно-технические;
  • по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;
  • оперативные подразделения милиции общественной безопасности.

2. (ФСБ) — система — территориальные; подразделения в войсках. (ФЗ «Об органах ФСБ РФ»).

А — контрразведывательная и разведывательная деятельность:

  • выявление, предупреждение, пресечение разведывательной деятельности спецслужб ИГ, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

Б — борьба с преступностью.

Взаимодействие с органами внешней разведки. Шпионаж, коррупция, НОН, контрабанда, терроризм.

3. ФЗ «О федеральных органах налоговой полиции».

Задачи:

  • выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и преступлений;
  • обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита сотрудников от противоправных посягательств при исполнении обязанностей;
  • предупреждение, пресечение, выявление коррупции в налоговых органах.

Система органов налоговой полиции

3 стр., 1468 слов

Правовые основы деятельности органов внутренних дел в Республике Беларусь

... ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 1.1 Задачи и принципы деятельности, организация органов внутренних дел в Республике Беларусь. В соответствии со статьей 1 закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, ...

1.Федеральная служба Налоговой полиции на правах гос. комитета;

2.Органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам РФ;

3.Межрайонные отделы ФСНП (местные органы).

4. ФЗ «О государственной тайне».

Задачи: обеспечение безопасности вышестоящих должностных лиц государства.

Государственная охрана — функция федеральных органов гос. власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе охранных, оперативно-технических мероприятий.

Объекты гос. охраны:

  • Президент РФ, члены его семьи, проживающие совместно с ним или сопровождающие их лица;
  • Премьер-министр;
  • Спикер ГД ФС;
  • Председатель КС РФ;
  • Председатель ВС РФ;
  • Председатель ВАС РФ;
  • Генпрокурор;
  • Главы ИГ и правительств во время пребывания в РФ;
  • иные лица, занимающие гос. должности (по решению Президента).

Президенту охрана предоставляется пожизненно, остальным — в течение срока полномочий.

5. ФЗ «О государственной границе РФ»

ФПС включает в себя:

  • органы пограничного контроля;
  • органы внешней разведки;
  • органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, ОРД.

В интересах охраны государственной границы.

Задачи:

  • обеспечение добывания и обработки информации об угрозах безопасности Российской Федерации в сфере защиты государственной границы, представление ее Президенту и Правительству Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ;
  • обеспечение собственной безопасности системы ФПС;
  • участие в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на государственной границе в пределах приграничной территории.

6. Таможенный кодекс

ст. 224 ТК РФ — выявление лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступления, производство дознания по которым возложено на таможенные органы + ОРМ, обеспечивающие собственную безопасность.

  • ГТК РФ;
  • региональные таможенные управления РФ;
  • таможни РФ;
  • таможенные посты РФ.

В структуре ГТК выделяются спецподразделения по осуществлению ОРД.

7. ФЗ «О внешней разведке

внешняя разведка — безопасность личности, общества, государства от внешней угрозы.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

  • Службой внешней разведки РФ — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • органом внешней разведки Министерства обороны РФ — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
  • органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) — в политической, экономической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств;
  • органом внешней разведки Федеральной пограничной службы РФ — в сфере охраны государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

8. УИК РФ

2 стр., 845 слов

Понятие преступления в сфере экономической деятельности

... преступлений в сфере экономической деятельности, то здесь важную роль играют непосредственно субъекты экономических отношений, на экономические блага и интересы которых совершаются посягательства. Субъектами экономической деятельности ... не имеется. Например, Ю.А. Ежов за основу классификации преступлений в сфере экономической деятельности взял смысл и направленность диспозиций. Его классификация ...

Задачи в исправительных учреждениях:

  • личная безопасность осужденных, персонала учреждений;
  • выявление, раскрытие, предупреждение преступлений в МЛС;
  • розыск осужденных, совершивших набег и уклоняющихся от отбывания наказания;
  • содействие в раскрытии преступлений, совершенных осужденными до их прибытия в исправительные учреждения.

Система:

  • оперативные отделы;
  • оперативно-технические подразделения;
  • собственной безопасности;
  • по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания.

9. ФАПСИ обеспечивают специальными видами связи и информации, организуют действия по обеспечению шифрованной вязи.

  • организация и обеспечение эксплуатации правительственной связи и систем информации;
  • обеспечение сохранности гос. секретов;
  • использование криптографической и инженерно-технической связи учреждений за рубежом;
  • внешняя разведка с использованием радиоэлектронных средств и методов;
  • обеспечение информацией высших органов гос. власти.

10. Органы внешней разведки:

1) обеспечение обороны и безопасности;

2) обеспечение информации, связи;

3) организация в вооруженных силах комплексного решения задач радиоэлектронной борьбы;

4) контроль за осуществлением деятельности органов иностранной разведки;

5) выработка мер по защите информации в вооруженных силах.

Формы органов осуществляющих ОРД:

1. Органы, выполняющие ОРД в полном объеме;

2. Органы, выполняющие отдельные ОРМ.

Обязанности:

  • принимать все меры по защите прав и свобод личности, собственности, безопасности государства;
  • исполнять отдельные поручения следователя, указания прокурора, решения суда;
  • выполнять запросы международных организаций, правоохранительных органов и спец. служб ИГ;
  • информировать другие органы о фактах противоправного действия и оказывать им помощь;
  • соблюдать правила конспирации;
  • содействовать обеспечению безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, участников уголовного судопроизводства + членов их семей.

Права:

4 стр., 1909 слов

Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, ...

... регламентирующие деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, устанавливают формы и виды социальной поддержки граждан содействующих этим органам. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Лицо, содействующее органу ОРД, находится под защитой государства. 1 Под защиту государства ...

  • проводить гласно и негласно ОРМ;
  • производить изъятие предметов, материалов;
  • прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения угрозы жизни лица + безопасности РФ;
  • устанавливать отношения сотрудничества с лицами, согласными содействовать на конфиденциальной основе;
  • использовать служебные помещения, имущество предприятий, организаций, воинских частей, ТС и иное имущество частных лиц;
  • использовать документы, зашифровывающие личность данных лиц, ведомственную принадлежность;
  • создавать предприятия, организации, учреждения, необходимые для решения задач ОРД.

1.2 Понятие, виды оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия — это проводимые при осуществлении оперативно-розыскной деятельности конкретные действия, исчерпывающий перечень которых определен Законом об оперативно-розыскной деятельности; представляют собой структурные элементы оперативно-розыскной деятельности, которые в своей совокупности и образуют собственно оперативно-розыскную деятельность.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос граждан.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

1.3 Основания и условия осуществления оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий:

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1.0.признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2.0 лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3.0 событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

1.4 Результаты оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности (результаты ОРД) — это сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда.

Реализация результатов оперативно-розыскной деятельности включает три этапа:

1. легализация результатов ОРД;

2. представление результатов ОРД потребителям;

3. использование результатов ОРД.

При этом, например, для решения собственных оперативно-розыскных задач осуществлять легализацию (рассекречивать) в некоторых случаях нет необходимости. Кроме того, за рамками оперативно-розыскной деятельности результаты ОРД используются в уголовном судопроизводстве.

Легализация результатов ОРД.

Легализация фактической оперативной информации — это процедурный этап стадии реализации результатов ОРД, направленный на предание гласности (рассекречивание) перед потребителем оперативной информации с сокрытием при необходимости тех категорий источников, которые подлежат разглашению с их письменного согласия.

Необходимо отметить, что легализация результатов ОРД, полученных на предыдущих стадиях оперативно-розыскного процесса, требуется, как правило, только в том случае, если эти результаты передаются следователю или суду для использования при расследовании или рассмотрении уголовных дел. В этом смысле данный этап реализации результатов ОРД является одним из самых значимых в оперативно-розыскном процессе.

Вместе с тем, необходимо отметить, что при легализации фактическая оперативная информация хотя и преобразуется в доступную для потребителя форму, но как была не процессуальной, так ей и остается. Для использования оперативно-розыскной информации (результатов оперативно-розыскной деятельности) в качестве доказательства в уголовном судопроизводстве либо повода и основания к возбуждению уголовного дела необходимо ее преобразование в процессуальную форму по существу самим потребителем

Глава 2. Развитие оперативно-розыскной деятельности в современном мире

2.1 Оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации на современном этапе развития

Научный подход к происходящим в стране событиям (экономическим, социальным, политическим), определение путей развития общества в обязательном порядке предполагают, каким образом это будет отражаться на политике борьбы с преступностью.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что преступность, будучи явлением социальным, социальными причинами и порождается. Она производна от экономических, идеологических, политических реформации, а не наоборот. В то же время преступность усугубляет негативные тенденции общественного развития.

Необходимо учитывать и то, что на уровень и состояние преступности оказывают влияние и такие факторы, как падение авторитета государственной власти, утрата доверия граждан к государству, усиление деформаций в духовной и нравственной сферах, порождающих правовой нигилизм, и т.д. В результате чего — процесс нарастания криминализации населения, увеличения в демографической структуре доли граждан, по меньшей мере подозревавшихся в совершении преступлений и имевших «столкновение с законом». Обращает на себя внимание продолжающийся рост числа несовершеннолетних, привлекавшихся к уголовной ответственности, а также увеличение числа не работающих и не учившихся в момент привлечения к уголовной ответственности.

Радикальные процессы в политической системе нашего общества, демократизация жизни Российского государства обусловили необходимость переосмысливания не только концепции государственности, представлений об обществе, отношений между личностью и государством, но и многих других сложившихся стереотипов, относящихся к организации борьбы с преступностью. Такое переосмысливание необходимо произвести и в такой специализированной системе, как система оперативно-розыскной деятельности.

На современном этапе развития Российской Федерации оперативно-розыскная деятельность усовершенствована на столько, насколько развита преступность в стране. Преступный промысел растёт с каждым днём и власти ищут новые решения для предупреждения и пресечения совершения преступных деяний. Сделать какой-то окончательный вывод о развитии оперативно-розыскной деятельности на данном этапе становления государства нельзя, т.к развитие страны не стоит на месте а значит будут появляться новые способы борьбы с преступностью и вноситься новые корректировки в оперативно-розыскное законодательство.

2.2 Статистика состояния преступности в России на 2014 г.

Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за 2014 год.

1. В 2014 году органами внутренних дел рассмотрено 24,38 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что на 3,8% больше, чем за десять месяцев 2013 года. Почти по каждому семнадцатому сообщению (6,0%) принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 1454,4 тыс. уголовных дел, что на 1,9% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

2. В 2014 году зарегистрировано 1835,4 тыс. преступлений, или на 1,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 33 субъектах Российской Федерации, снижение — в 50 субъектах.

3. 88,8% всех зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел, причем 5,0% — из них на стадии приготовления и покушения. Всего на этих стадиях выявлено 81,9 тыс. преступлений (+0,2%).

4. Значительная часть (42,2%) преступлений регистрируется в республиканских, краевых и областных центрах — всего 775,09 тыс., пятая часть (21,2%) — в сельской местности, где зарегистрировано 389,5 тыс. преступлений, что на 1,7% меньше, чем за 2013 год.

5. В результате преступных посягательств погибло 29,3 тыс. человек (_3,1%), здоровью 43,7 тыс. человек причинен тяжкий вред (+1,4%).

На сельскую местность приходится 41,8% погибших (12,2 тыс. чел.), на города и поселки, не являющиеся центрами субъектов федерации, — 35,3% лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред (15,4 тыс. чел.).

6. Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 294,81 млрд руб., что на 1,0% больше аналогичного показателя прошлого года. Почти две трети ущерба (61,8%) приходится на преступления, зарегистрированные в центрах субъектов Российской Федерации.

7. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, в числе зарегистрированных остался на уровне 2013 года — 24,7%.

8. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (44,9%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи — 748,9 тыс.(_3,3%), грабежа — 64,1 тыс. (_17,6%), разбоя — 11,5 тыс. (_14,1%).

Каждая четвёртая кража (25,5%), каждый двадцать третий грабеж (4,4%) и каждое тринадцатое разбойное нападение (7,6%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

Каждое двадцать восьмое (3,5%) зарегистрированное преступление — квартирная кража. В 2014 году их число сократилось на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

9. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению 2013 годом сократилось на 1,5% и составило 22,9 тыс., количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств уменьшилось на 4,5% (1,3 тыс. фактов).

В 2014 году с использованием оружия совершено 5,9 тыс. преступлений (_4,8%).

Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Республике Дагестан (406), Московской (363), Свердловской (306) областях, г. Санкт-Петербурге (297), г. Москве (241).

10. В 2014 году зарегистрировано 21,8 тыс. экологических преступлений, что на 4,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

11. По сравнению с 2013 годом на 24,6% уменьшилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 101 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 5,5%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 177,79 млрд руб.

Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 62,3%.

Подразделениями органов внутренних дел выявлено 91,8 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 90,9%.

12. В 2014 году выявлено 217,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 10,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом сотрудниками органов наркоконтроля выявлено 71,9 тыс. преступлений (+5,4%), сотрудниками органов внутренних дел — 139,3 тыс. преступлений (+12,1%).

По сравнению с 2013 годом на 17,7% возросло число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличился с 46,9% в 2013 году до 50,0%.

13. В 2014 году зарегистрировано 902 преступления террористического характера (+74,8%) и 874 преступления экстремистской направленности (+11,1%).

14. В общественных местах зарегистрировано 648,8 тыс. преступлений (+9,1%).

На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 403,1 тыс. (+5,0%) преступлений, в том числе: 35,3 тыс. (_19,3%) грабежей, 168,8 тыс. (_1,0%) краж, 4,4 тыс. (_17,0%) разбойных нападений.

На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 137 разбойных нападений (_13,3%), 311 грабежей (_4,6%), выявлено 122 факта незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+0,8%).

15. В 2014 году раскрыто 991,7 тыс. преступлений (_4,9%), в том числе 465 тыс. — следствие по которым обязательно (_6,9%) и 526,7 тыс. — следствие по которым необязательно (_3,0%).

Сотрудниками органов внутренних дел предварительно расследовано 752,9 тыс. преступлений (_3,9%), что составляет 75,9% всего массива предварительно расследованных преступлений, сотрудниками следственных органов Следственного комитета Российской Федерации — 131 тыс. преступлений (_1,7%), что составляет 13,2% всего массива, сотрудниками органов наркоконтроля соответственно 37,1 тыс. (_6,0%), службы судебных приставов — 58,7 тыс. (+7,2%).

16. Не раскрыто 751,3 тыс. преступлений, что на 0,8% меньше аналогичного показателя 2013 год. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 25,3% (в 2013 году — 24,5%).

Остались нераскрытыми 774 убийства и покушений на убийство (_23,3%), 2,6 тыс. фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (_18,3%), 432,1 тыс. краж (_4,0%), 27,3 тыс. грабежей (_24,7%), 3,6 тыс. разбойных нападений (_21,4%).

731,7 тыс. преступлений (_0,8%) остались нераскрытыми в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

17. Преступлений прошлых лет в 2014 году раскрыто 50,2 тыс., что на 2,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Почти половину (46,4%) раскрытых преступлений прошлых лет составляют кражи (23,3 тыс.) и тринадцатую часть (7,8%) — мошенничества (3,9 тыс.).

18. Выявлено 839,7 тыс. лиц, совершивших преступления (_0,9%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода сократился с 66,0% в 2013 году до 65,9%, а удельный вес ранее судимых лиц — с 32,1% до 30,8%.

19. Каждое второе (52,9%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое третье (29,8%) — в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцать первое (4,8%) — несовершеннолетними или при их соучастии.

Организованными группами или преступными сообществами совершено 12,1 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (_18,0%), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий уменьшился с 6,0% в январе — октябре 2013 года до 5,4%.

20. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 38,1 тыс. преступлений, что на 4,1% меньше, чем за 2013 год, в том числе гражданами государств-участников СНГ — 32,9 тыс. преступлений (_3,7%), их удельный вес составил 86,3%.

Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства выросло на 6,3% и составило 11,5 тыс. преступлений.

Краткая характеристика состояния преступности в Крымском федеральном округе за 2014 год.

21. В 2014 году зарегистрировано 18,6 тыс. преступлений, в том числе в Республике Крым — 14,2 тыс. и г. Севастополе — 4,4 тыс.

22. В результате преступных посягательств погибло 218 человек, здоровью 249 человек причинен тяжкий вред.

23. Более трети (38,9%) преступлений регистрируется в республиканских, краевых и областных центрах — всего 7,25 тыс., шестая часть (17,3%) — в сельской местности, где зарегистрировано 3,2 тыс. преступлений.

24. Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 1,5 млрд руб.

25. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных составил 25,4%.

26. Три четверти всех зарегистрированных преступлений (78,5%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи — 13,2 тыс., грабежа — 1,2 тыс., разбоя — 135. Почти каждая вторая кража (40,3%), каждый двадцать четвёртый грабеж (4,2%), и каждое пятое разбойное нападение (21,5%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

Каждое седьмое (13,6%) зарегистрированное преступление — квартирная кража.

27. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия составило 182.

С использованием оружия совершено 38 преступлений, в том числе в Республике Крым — 31 и г. Севастополе — 7.

28. В 2014 году выявлено 889 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов составило 159, их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков _ 17,9%.

29. В 2014 году зарегистрировано 1 преступление террористического характера и 9 преступлений экстремистской направленности.

30. В общественных местах зарегистрировано 6,3 тыс. преступлений, в том числе в Республике Крым — 4,3 тыс., г. Севастополе — 2,0 тыс.

На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 3,9 тыс. преступлений, в том числе: 768 грабежей, 2,2 тыс. краж, 42 разбойных нападения.

31. В 2014 году раскрыто 6,4 тыс. преступлений, в том числе 3,8 тыс. — следствие по которым обязательно и 2,6 тыс. — следствие по которым необязательно. Не раскрыто 23,9 тыс. преступлений.

32. Выявлено 4,3 тыс. лиц, совершивших преступления, удельный вес лиц без постоянного источника дохода составил 80,5%, а удельный вес ранее судимых лиц -25,2%.

33. Почти каждое третье (35,1%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, каждое шестое (16,8%) — в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцать пятое (4,1%) — несовершеннолетними или при их соучастии.

По данной статистике можно сделать вывод, что по отношению за прошедший 2013 год, в России сократилось число совершения преступлений, и увеличилась раскрываемость. Это значит что оперативно-розыскное законодательство полностью оправдывает свою необходимость в российском праве.

2.3 Развитие оперативно-розыскной деятельности на мировом уровне

После террористических атак на территории России и последующих крупномасштабных актов международного терроризма значительно возросли требования к международному сотрудничеству в сфере оперативно-розыскной деятельности.Основополагающая Резолюция Совета Безопасности ООН 1373 призывает все государства «найти возможность активизации и ускорения обмена оперативной информацией, особенно о действиях или передвижениях террористов или террористических сетей; поддельных или фальсифицированных проездных документах; торговле оружием, взрывчатыми веществами или материалами двойного назначения; использования террористическими группами коммуникационных технологий; и угрозе, которую представляет владение террористическими группами оружием массового уничтожения».

Руководствуясь этими положениями США, государства, входящие в Европейский Союз и некоторые другие страны значительно расширили полномочия правоохранительных органов и спецслужб по осуществлению оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности. Естественно, это вызвало увеличение объемов оперативно-розыскной информации в международном сотрудничестве.

Для того что бы страны могли вовремя пресечь готовящееся преступление не только на своей территории но и за её границей, власти должны понимать, что «владея информацией они владеют миром». Поэтому необходимо, чтоб сотрудничество между странами по обмену информацией не прекращалось, а наоборот приобретало новые направления.

Государства активно сотрудничают в области обмена информацией и связи, включая радиовещание, телевещание, распространение печатной и звуковой продукции. Имеется несколько десятков международных специальных соглашений в этой сфере: Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира, Международная конвенция электросвязи , Конвенция о международном обмене изданиями 1958 г., Конвенция о международном обмене официальными изданиями и правительственными документами, Конвенция о распоряжении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники, соглашения об обмене правовой, экономической информацией, информацией в сфере внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с соглашениями субъектами международного информационного обмена могут быть как государства, субъекты федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и физические и юридические лица.

Объектами международного информационного обмена являются: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги и др.

Тенденции развития международного сотрудничества в области информации и связи свидетельствуют о формировании в международном праве новой отрасли, которую можно обозначить как международное информационное право.

Российская Федерация так же активно участвует в международном обмене информацией. Базисным нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» (далее по тексту — Закон).

При его применении необходимо учитывать, что он не затрагивает отношений, регулируемых Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Помимо этого специфика его применения состоит и в том, что вопросы, связанные с доступом к сетям связи и сертификацией сетей связи, регулируются Федеральным законом «О связи».

Целью принятия настоящего Закона является защита интересов России, ее субъектов и муниципальных образований и защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

В Законе даны определения целого ряда понятий, например таких, как «документированная информация», «конфиденциальная информация», «массовая информация», «информационные услуги», «информационные продукты», «владелец, собственник информации», «пользователь (потребитель) информации», «средства международного потребительского обмена» и др.

Объектами международного информационного обмена являются документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты и услуги, средства информационного обмена. Субъектами международного информационного обмена являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Необходимо учитывать, что документированная информация, информационные ресурсы и продукты, средства международного информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества. Все отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником (владельцем) информационных продуктов и пользователем, при этом оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию.