частной формы собственности, процессы разгосударствления и приватизации государственной собственности, развитие предпринимательства и другие привели к необходимости кардинального обновления законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики.
В современных условиях хозяйственная деятельность осуществляется в новых правовых формах. Созданы и действуют такие организационно-правовые формы Юридических лиц, как акционерные общества, общества с ограниченной либо дополнительной ответственностью, частные предприятия и т.д.
Изучение рассматриваемого вопроса помогает определить понятие, роль и регулирование хозяйственной деятельности, правовое положение субъектов хозяйственной деятельности, их ответственность и т.п. Без понимания и знания данных вопросов не может сложиться целостное видение экономического развития государства и общества.
Целью проводимого исследования является проведение исследования и анализа вопросов существующего правового механизма регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.
Поставленная цель исследования предопределила выполнение следующих задач:
- рассмотреть общие положения определить понятие, формы и способы государственного регулирования хозяйственной деятельности;
- дать характеристику и рассмотреть вопросы государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности;
- исследовать порядок лицензирования как особой разновидности контроля за хозяйственной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- подвести итог проводимому исследованию.
Объектом исследования, Предметом исследования, Методологическую основу
Истории известны несколько типов организации экономики: хозяйство примитивного общества, рыночная экономика, экономика командно-бюрократической системы. Как справедливо отмечает С.Э. Жилинский, «в реальной жизни «чистая» экономика встречается крайне редко. «Чистая» экономика, будь то рыночная или командно-бюрократическая, малоэффективна, а потому недолговечна. Современная модель организации народного хозяйства — смешанная экономика, в которой рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием» [18, с.13]. Еще более значима роль государственного регулирования в переходный период, когда высок удельный вес государственного сектора.
В науке административного права понятие «государственное регулирование» рассматривается в широком и узком смыслах. В первом случае государственное регулирование заключается в установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и приведении их в соответствие с изменяющимися условиями. Его субъектами являются органы законодательной, исполнительной и в определенной степени судебной власти [14, с.456]. Во втором случае государственное регулирование представляет собой одну из функций государственного управления, которая выражается в правовом регулировании, т.е. в установлении определенных правил (норм) поведения субъектов хозяйствования [23, с.32]. В каком бы смысле не рассматривалось государственное регулирование, оно проявляется прежде всего через активную деятельность, которая включает в себя такие элементы, как субъект, объект, цель, средства и формы ее осуществления.
Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ
... авторов: Кушлин В. И. «Государственное регулирование рыночной экономики»; Морозова Т.Г. «Государственное регулирование экономики», а также научные журналы, ресурсы сети интернет и нормативные правовые документы. Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на ...
Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности, являясь по своей сути публичной деятельностью, основывается на функциональной заданности цели (например, реализация государственной экономической политики), средств ее достижения (наличие предусмотренных в нормах права приемов, способов воздействия на объект), форм, т.е. способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму таких актов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия)), процесса ее осуществления (предусмотренные нормами права процедуры) [16, с.186].
Государственная экономическая политика находит свое закрепление в таких актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Парламенту, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год.
Субъекты государственного регулирования хозяйственной деятельности реализуют функции государства по регулированию хозяйственной деятельности. Таковыми, в частности, являются:
- защита экономического правопорядка;
- распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами хозяйственной деятельности;
- контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления хозяйственной деятельности;
- стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении;
- создание конкурентной среды;
- обеспечение нормальной занятости населения и т.п.
[20, с.395].
Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.
государственное регулирование хозяйственной деятельности
Необходимость государственного регулирования хозяйственной деятельности определяется:
- обеспечением государственных нужд;
- приоритетами государственного и социального развития;
- формированием республиканского и местных бюджетов;
- охраной окружающей среды;
- обеспечением занятости населения;
- обеспечением безопасности и обороноспособности страны;
- реализацией свободы предпринимательства;
- соблюдением порядка осуществления внешнеэкономической деятельности [20, с.396].
Меры государственного воздействия на экономику и их пределы определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономикой в сочетании с корректировкой экономического развития в необходимом обществу направлении. Эти пределы и должны быть закреплены в нормах хозяйственного права.
Исполнительное производство в хозяйственном суде Республики Беларусь
... Правовое регулирование исполнительного производства в хозяйственном процессе осуществляется также Инструкцией о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 14. В компетенцию хозяйственного суда в исполнительном производстве входит: ...
формы государственного регулирования
1. Прогнозирование — представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки — на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, главные составляющие — систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.
Официальное закрепление прогнозы находят в планах. В свою очередь прогнозирование является предпосылкой для планирования.
2. Планирование — это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных [21, с.151]. В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность, экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязательность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей.
Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Постановление Совета Министров от 30 сентября 2005 г. № 1081 «Об утверждении Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы»).
3.Денежная политика — использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование.
4.Антимонопольное регулирование — направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.
Методы государственного регулирования
Административные
установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти;
- предписание об обязательном совершении определенных действий;
- утверждение конкретных (адресных) заданий;
- разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);
- регистрация определенных действий;
- установление стандартов, квот и т.п.;
- ограничение определенных действий и др.
[12, с.289].
Урегулированные нормами права действия государственных органов, государственных организаций, направленные на реализацию своих полномочий, закрепленных в актах законодательства, в юридической литературе по административному праву именуют административными процедурами. Процедуры, осуществляемые во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и не подчиненными им субъектами хозяйственной деятельности делят на такие виды как:
Контроль таможенных органов
... ведомственного контроля деятельности таможенных органов». // Информационно-правовая база «Консультант плюс» Приказ ФТС от 19. 07.2007 № 875 «Об утверждении инструкции о порядке проведения документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов РФ, представительств таможенной ...
1) лицензионно-разрешительные;
2) регистрационные;
3) контрольно-надзорные [22, с.57].
Действия государственных органов, государственных организаций по рассмотрению и разрешению в соответствии с их компетенцией обращений (заявлений) субъектов хозяйственной деятельности, влекущих для указанных субъектов установление, изменение, приостановление, сохранение и прекращение (переход) прав и обязанностей законодатель также именует административными процедурами, однако к их объектам относит лишь регистрацию и учет субъектов хозяйственной деятельности, их имущества, товаров, работ и услуг, объектов интеллектуальной собственности, а также деятельности, осуществляемой на основании специальных разрешений, иных документов. Таким образом, о контрольно-надзорных процедурах речь не идет, что представляется важным, поскольку соответствующее Постановление Совета Министров от 27 августа 2007 г. № 1102 «О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает упрощение и сокращение административных процедур, совершаемых государственными органами и государственными организациями в отношении субъектов предпринимательской деятельности [10, п.1].
Экономические
Указанные методы взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к. одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.
В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о квалификации этих методов. Более того, иногда они именуются не методами, а способами. Одни авторы указывают на существование универсальных методов применительно к любой деятельности — убеждения и принуждения [12, с.290], другие считают, что административные и экономические методы — «это лишь разновидности прямого и косвенного воздействия на экономические процессы» [15, с.187]. Тем не менее, представляется, что метод — это более общая категория, объединяющая конкретные способы и приемы воздействия на объект регулирования.
Виды государственного воздействия на хозяйственную деятельность можно классифицировать по различным основаниям.
По способам воздействия различают прямое и косвенное регулирование.
Прямое регулирование характеризуется применением директивных методов воздействия и может рассматриваться по следующим направлениям:
- установление требований к хозяйственной деятельности;
- установление запретов;
- применение государством санкций и мер ответственности;
- создание, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования;
- заключение договоров для обеспечения государственных нужд.
Для косвенного регулирования свойственно применение экономических рычагов и стимулов (предоставление льгот, кредитов, субсидий и т.п.).
По стадиям осуществления выделяют государственное регулирование: при планировании хозяйственной деятельности (планы и программы экономического и социального развития), при создании субъектов хозяйствования, при осуществлении субъектами хозяйствования своей деятельности, при получении и реализации результатов хозяйственной деятельности (финансовые обязательства перед бюджетом, предоставление отчетности и др.), при прекращении субъектов хозяйствования.
Правоохранительные органы как субъект профилактики преступлений
... органы как субъект профилактики преступлений. специализированных субъектов предупреждения преступности Для специализированных органов предупреждения преступности характерны: Итак, профилактическую деятельность осуществляют различные субъекты. Далее будет описана профилактическая деятельность. 3.1. Органы внутренних дел как субъект профилактики преступлений. Органы ... реформа хозяйственного ... проверка ...
По своему проявлению государственное регулирование хозяйственной деятельности подразделяется на: общее (государственные органы действуют от имени народа в публичных интересах) и особенное (государство в лице своих органов выступает в качестве собственника имущества).
По субъектам выделяют обязательные требования, относящиеся ко всем субъектам хозяйственной деятельности, и требования, предъявляемые к определенной категории субъектов (ООО, ЗАО, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам и т.д.).
государственное регулирование хозяйственной деятельности
Организация контрольно-надзорной деятельности как одной из форм реализации государственной власти непосредственно влияет на поддержание экономического правопорядка в стране. «Контроль является органической составляющей деятельности всех государственных органов. Он осуществляется в разных формах, с применением различных средств, имеющих свои специфические черты, которые определяются природой и содержанием компетенции субъектов контроля» [17, с.24].
Исходя из общего значения слова «контроль», государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности определяется как система проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативный правовых актов в процессе осуществления указанной деятельности [19, с.321]. Как известно, систематизация знаний об исследуемом явлении осуществляется посредством классификации, построенной на основе критериев, отражающих сущностные свойства явления. Важные с практической точки зрения критерии классификации определяются исходя из особенностей правового регулирования рассматриваемой функции государственного управления в сфере хозяйственной деятельности.
В зависимости от объема проверяемой деятельности выделяют общий контроль и специальный контроль. Специальным является, например, валютный, налоговый, бюджетный, метрологический, лицензионный, таможенный, экспортный контроль.
В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Цель предварительного контроля (например, контроль за образованием субъектов хозяйственной деятельности посредством государственной регистрации, контроль антимонопольного органа за созданием отдельных видов хозяйственных объединений) — предупреждение и профилактика нарушений условий осуществления хозяйственной деятельности. Цель текущего контроля (например, контроль за соблюдением лицензионных условий и требований) — определение соответствия осуществляемой хозяйственной деятельности требованиям норм права. Последующий контроль преследует цель проверки исполнения решений государственных органов в сфере хозяйственной деятельности и соответствующих результатов (например, контроль за правильностью исчисления и уплаты обязательных платежей, т.е. налоговый контроль).
В зависимости от того, какой государственный орган осуществляет контроль, можно выделить: контроль Президента Республики Беларусь; контроль органов законодательной власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти [16, с. 191].
Роль финансового контроля в деятельности государства и субъектов РФ
... производства и распределения опосредуется денежными отношениями. Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций. Одной из форм финансового контроля выступает контроль рублем, ...
Контрольные полномочия государственных органов и органов местного управления и самоуправления основаны на нормах Конституции Республики Беларусь. Конкретные контрольные полномочия тех или иных государственных органов основываются на положениях и законах, определяющих статус этих органов.
Непосредственный контроль за ведением хозяйственной деятельности осуществляют лицензирующие органы, а также иные государственные органы (прежде всего инспекции Министерства по налогам и сборам и Комитет государственного контроля Республики Беларусь) в пределах своей компетенции.
К непосредственному контролю за осуществлением хозяйственной деятельности относится также валютный контроль, основными направлениями которого являются: определение соответствия проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства; обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям; анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям [4, ст.23].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2010 года «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)» определён конкретный круг государственных органов уполномоченных на осуществление контроля (надзора) в определённых сферах.
Необходимо отметить, что за последние годы государством существенным образом пересмотрены подходы к осуществлению контроля за осуществляемой хозяйственной деятельностью.
19.12.2008 года был принят Указ Президента Республики Беларусь от № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь». Данный законодательный акт приостановил проведение контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме проверок (ревизий) до дня вступления в силу нового Указа Президента Республики Беларусь, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в Беларуси.
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ) определил новый порядок контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, который вступил в силу с 1 января 2010 г.
Указом определен «закрытый» перечень контролирующих и надзорных органов, которым разрешено проводить проверки, а также сфер их контроля (надзора) (далее — перечень контролирующих органов).
Иные государственные органы, которые в этот список не были включены, права проводить проверки субъектов хозяйствования не имеют.
Сферы контроля (надзора) этих органов достаточно существенно сужены по сравнению с раннее действовавшими полномочиями определяемыми законодательством и, самое главное, устранено их «пересечение». В частности, органы внутренних дел и подразделения, входящие в их систему, могут в сфере хозяйственной деятельности осуществлять только контроль за соблюдением проверяемыми субъектами правил реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, не допускающих обман покупателей, заказчиков или иных потребителей, а также установленных законодательными актами норм, регламентирующих наличие у проверяемых субъектов документов на реализуемые товары, оказываемые услуги и выполняемые работы.
Классификация субъектов хозяйственной деятельности. Виды субъектов ...
... — учредительным договором. Так, участники хозяйственного товарищества имеют право: участвовать в управлении делами товарищества; получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться с его бухгалтерскими ... и сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Более того, собственник имущества ...
Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут осуществляться несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. При этом проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается. Координировать же плановые проверки поручено Комитету государственного контроля Республики Беларусь и его органам.
В п.9 Указа установлен исчерпывающий перечень оснований проведения внеплановых проверок (в первую очередь, для проверки имеющейся информации, которая свидетельствует о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни либо здоровью граждан) и должностных лиц, которые имеют право их назначать. При этом внеплановая проверка может быть назначена только руководителями отдельных контролирующих (надзорных) органов республиканского уровня либо их уполномоченными заместителями в целях проверки имеющейся у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом или совершенном нарушении законодательства.
Указом изменены основополагающие принципы контрольной деятельности: действующий порядок назначения плановых проверок, основанный на периодичности их проведения (не чаще одного раза в год), заменен «механизм» назначения проверок в зависимости от добросовестности субъекта хозяйствования (п.7 Указа).
При этом все проверяемые субъекты распределены на так называемые группы риска на основании достаточно четких критериев, учитывающих их потенциальную опасность в плане нарушения законодательства в соответствующей сфере деятельности.
Субъектов предпринимательской деятельности, отнесенных к высокой группе риска, будут проверять не чаще одного раза в течение календарного года. Если же в результате проведенной плановой проверки нарушений законодательства не будет установлено, то следующую плановую проверку этого субъекта разрешено назначать не ранее чем через два года. Для тех, кто попал в среднюю группу риска, периоды между проверками увеличиваются: не чаще одного раза в три года (не ранее чем через 5 лет, если во время предыдущей плановой проверки нарушений не нашли).
Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с критериями, установленными Указом, не относятся ни к высокой, ни к средней группе риска, будут проверять по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 лет. А если у таких добросовестных субъектов хозяйствования будет иметься аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, то они вообще могут не проверяться (правда, от проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет и аудиторы не защитят).
Правоприменительная деятельность: понятие, стадии, субъекты
... проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный ... различные лица, осуществляющие различные виды юридической деятельности (оперативно-розыскное сопровождение, опрос свидетелей, проведение ... для себя сущность выбранной нормы, проверяет, не допущено ли в ... материалов обеспечивает возможность принятия субъектом правоприменения объективного решения по делу ...
Следующие две нормы Указа также являются совершенно новыми для белорусского законодательства:
1) согласно п.4 Указа акта запрещается проведение проверок вновь зарегистрированных организаций, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей в течение двух лет со дня их государственной регистрации (присвоения учетного номера плательщика), за исключением внеплановых проверок, перечень оснований для которых также ограничен данным законодательным актом;
2) п.13 Указа существенно сужен период проведения проверок: разрешено проверять деятельность не более чем за три календарных года, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (исключением является исчерпывающий перечень случаев).
Введены жесткие ограничения и на срок проведения проверок: для юридических лиц он не может превышать 30 рабочих дней, а для индивидуальных предпринимателей — 15 рабочих дней.
Нововведением является и понятие незначительности совершенных правонарушений, за которые наказывать вообще не будут, если проверяемый субъект возместит причиненный государству или иным лицам вред в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки (п.18 Указа).
Такими нарушениями считаются неуплата или неполная уплата налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных сумм по итогам каждого календарного года (части календарного года, если проверке подлежала только эта часть), неисполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.
Наведению порядка в сфере контрольной деятельности должны послужить положения Указа, усиливающие ответственность должностных лиц контролирующих (надзорных) органов за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение. В этом случае они будут нести весьма серьезную административную (штраф до 100 базовых величин) и дисциплинарную ответственность (вплоть до освобождения от занимаемой должности).
А если в назначении проверки обнаружат корыстную или иную личную заинтересованность должностного лица, повлекшую причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, то ему грозит и уголовная ответственность. Сама же проверка в перечисленных случаях признается незаконной.
Согласно положения п.15 Указа:
1) незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается;
2) проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное;
3) в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
проверок и ревизий,
Проверка финансово-хозяйственной деятельности (проверка) — это способ контроля, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, а ревизия финансово-хозяйственной деятельности ( ревизия) — это способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта предпринимательской деятельности [16, с. 193].
Особенности деятельности аудитора
... проверок. Аудитор сдает квалификационный экзамен на право осуществления аудиторской деятельности. И аудиторская фирма, и аудитор могут, таким образом, проводить аудит с выдачей официального аудиторского заключения только при наличии лицензии. ... проверку, если на проверяемом предприятии имеются родственники, а также приобретать акции проверяемого предприятия. Лицензии существуют четырех видов ...
От ревизии следует отличать аудит, причем по многим критериям. Так, аудиторская деятельность определена в нормах Закона Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. «Об аудиторской деятельности» как предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству [6, ст.1]. Ревизия всегда назначается вышестоящим или уполномоченным органом (организацией), который и определяет в каждом конкретном случае объем ревизии. Масштабы аудита, как при обязательном, так и при инициативном аудите определены нормами права.
Контроль финансово-хозяйственной деятельности осуществляется путем:
- изучения действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
- проверки документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и финансовых операций;
- проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;
- сопоставления данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);
- сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;
- проведения встречных проверок; сличения в установленном нормами права порядке имеющихся у проверяемого субъекта хозяйственной деятельности выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке и иными способами [16, с. 194].
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.
Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя (для структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа — его уполномоченного руководителя), заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке.
Права работников контролирующих органов при проведении проверок (ревизий) перечислены в п.4 Положения, в частности, они имеют право:
- при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки в порядке, установленном законодательством, свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки;
- при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
- в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;
- истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости — проводить встречные проверки;
- истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
- привлекать экспертов, специалистов;
- получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
- вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
— при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений и т.п.
Должностные лица организаций, субъекты предпринимательской деятельности обязаны выполнять требования работников контролирующих органов, вытекающие из положений указанного пункта.
По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, регулирующих экономические отношения, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), входе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акты и справки подписываются проводившим проверку (ревизию) работником контролирующего органа (руководителем ревизионной группы), руководителем организации со статусом юридического лица (обособленного подразделения организации), а при его отсутствии — уполномоченным заместителем руководителя либо индивидуальным предпринимателем, а также лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, а при необходимости — другими участниками проверки (ревизии).
В случае отказа уполномоченного представителя субъекта предпринимательской деятельности от подписания акта проверки (ревизии) в нем делается соответствующая запись. Представитель проверяемого субъекта вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.
промежуточный акт.
В акте проверки (ревизии) должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки (ревизии) различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого субъекта хозяйствования. Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки.
внутреннего
Таким образом в завершение рассмотрения данного вопроса следует отметить, что государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности определяется как система проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативный правовых актов в процессе осуществления указанной деятельности. За последние годы в Республике Беларусь государством существенным образом пересмотрены подходы к осуществлению контроля за осуществляемой хозяйственной деятельностью. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» определен единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности, в целях создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования.
Для обеспечения публичных интересов государство в отдельных сферах деятельности устанавливает особый контроль. Одним из способов такого контроля, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, является лицензирование. В соответствии с требованием п.1 ст.45 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется в законодательных актах, организация со статусом юридического лица может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Учитывая содержание нормы п.2 ст.22 ГК, следует указать, что данное требование распространяется и на индивидуальных предпринимателей. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с нормой п.2 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензии на осуществление адвокатской и частной нотариальной деятельности выдаются физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя.
сферах, которые подлежат лицензированию
правовом регулировании лицензирования
В целях реализации положений Декрета № 17 приняты постановления Совета Министров, в частности Постановление Совета Министров от 19 декабря 2003 г. № 1666 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 и о внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Совета Министров», Постановление Совета Министров от 20 октября 2003 г. № 1390 «О дополнительных мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17».
Особое значения для регулирования лицензирования хозяйственной деятельности имеют постановления Совета Министров, которыми утверждены положения о лицензировании видов деятельности. Последние включают:
1) указание вида деятельности, работ и услуг, составляющих этот вид деятельности;
2) указание срока действия лицензии;
3) перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к организациям со статусом юридического лица и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим адвокатскую или частную нотариальную деятельность;
5) перечень документов, необходимых для получения лицензии, и требования по их содержанию;
6) полномочия лицензирующих органов и порядок контроля за соблюдением положений законодательства об осуществлении вида деятельности, лицензионных требований и условий;
7) порядок проведения в необходимых случаях проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;
8) иные особенности выдачи лицензий на отдельный вид деятельности.
лицензирование
1) меры, направленные на выдачу лицензии;
2) меры, направленные на осуществление государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.
лицензирующим органам
В компетенцию лицензирующих органов входит выдача лицензий, их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, формирования и ведения реестров лицензий. Сведения, содержащиеся в реестре лицензий, являются открытыми, если иное не установлено нормами законодательных актов.
критериев
объектов:
1) хозяйственную деятельность, включающую неограниченное количество разных по содержанию и повторяющихся действий;
2) отдельную хозяйственную операцию с учетом ее количественных показателей.
В первом случае имеет место государственное воздействие с целью защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства, во втором — речь идет об оперативном регулировании, пределы которого зависят от потребностей государства на текущий момент. Такое регулирование применяется в сфере внешнеторговой деятельности и преследует, во-первых, цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров, перевода капитала из Республики Беларусь, во-вторых, цель контроля уполномоченного государственного органа за количественными показателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями (автоматическое лицензирование экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров).
Указанный вид контроля, являясь временной мерой, сводится к обязанности участников внешнеторговой деятельности информировать уполномоченный государственный орган о совершаемых внешнеторговых операциях. Такое информирование осуществляется, когда участник внешнеторговой деятельности обращается с заявлением о выдаче автоматической лицензии. При этом нормы ст.18 Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 25 ноября 2004 г. № 347-З запрещают требовать от заявителя каких-либо иных документов, помимо заявления, и предусматривают, что автоматическая лицензия выдается по возможности незамедлительно.
Анализ норм Декрета № 17 и Положения о лицензировании отдельных видов деятельности позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях необходимость получения лицензии не зависит от того, будет ли соискатель лицензии получать прибыль от лицензируемой деятельности. Иными словами, вид деятельности, включенный в перечень лицензируемых видов деятельности, даже при условии, что он осуществляется организацией для собственных нужд без получения дохода (например, деятельность по осуществлению капитального ремонта собственных или арендуемых помещений), подлежит лицензированию и может осуществляться только после получения лицензии в установленном порядке.
Лицензия (лат., Соискателями
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с нормами права. При этом вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, может выполняться только лицензиатом без передачи права на его осуществление другому субъекту предпринимательской деятельности. Приведем следующий пример.
Налоговый орган в ходе проведения целевой налоговой проверки деятельности частного унитарного предприятия, подлежащей лицензированию, установил нарушение подп.3.8 Декрета № 17, т.е. предприятие осуществляло без лицензий вид деятельности — общественное питание и розничная торговля, подлежащий лицензированию. По мнению правонарушителя для осуществления такой деятельности ему было достаточно лицензий, выданных на имя учредителя — индивидуального предпринимателя. Налоговый орган квалифицировал деятельность унитарного предприятия как незаконную и применил норму п.6 ст.9 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» о взыскании в бюджет суммы дохода, полученного от такой деятельности, и штрафа в том же размере.
Отказывая в признании решения налогового органа недействительным по заявлению унитарного предприятия, суд в решении отметил, что норма ч.2 п.21 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности предоставляет право осуществлять лицензируемый вид деятельности только лицензиату без передачи права на использование лицензии другой организации или физическому лицу. Таким образом, истец не имел права осуществлять перечисленные виды деятельности на основании лицензии, выданной ее учредителю (индивидуальному предпринимателю).
[13, с.12].
Сведения и реквизиты, которые должна содержать лицензия, определены нормой п.14 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. К таковым отнесены: наименование органа, выдавшего лицензию; регистрационный номер лицензии; номер и дата принятия решения о выдаче лицензии; срок действия лицензии; сведения о лицензиате (наименование и место нахождения организации со статусом юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, которым выдается лицензия, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика); наименование вида деятельности; указание работ и услуг (особых требований и условий), если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии; сведения о представительстве иностранной организации, об обособленных подразделениях; отметка об ознакомлении соискателя лицензии с положениями законодательства, определяющими лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности.
В соответствии с нормами Положения о лицензировании отдельных видов деятельности срок действия лицензии составляет не менее 5 и не более 10 лет (общее правило) и исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче. Срок действия лицензии на конкретный вид деятельности указывается в соответствующем положении о лицензировании вида деятельности.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Для продления этого срока лицензиат обязан не позднее чем за один месяц и не ранее чем за два месяца до его истечения подать в соответствующий лицензирующий орган заявление о продлении срока действия лицензии, которое должно содержать сведения, предусмотренные в абз.3-5 ч.1 п.8 Положения, и обязательное указание на то, что лицензиат и его деятельность соответствуют установленным лицензионным требованиям и условиям и сведения, изложенные в заявлении, достоверны.
Процедура получения
подача соискателем заявления с приложением необходимых документов;
- рассмотрение лицензирующим органом заявления с приложением необходимых документов;
- проверка соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;
- принятие решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче;
- обжалование решения лицензирующего органа по усмотрению соискателя лицензии.
Документы,
1) заявление о выдаче лицензии указанием: для организации со статусом юридического лица — наименования и места ее нахождения, для физического лица — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства), лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;
2) копии учредительных документов организации со статусом юридического лица, свидетельства о государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;
3) документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
4) легализованная выписка из торгового реестра страны учреждения или иной документ, подтверждающий правовой статус иностранного юридического лица;
5) другие документы, определенные Президентом Республики Беларусь, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.
лицензионные требования и условия —
включающие квалификационные требования,
Например, лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление издательской деятельности при ее выдаче, являются наличие: для организации со статусом юридического лица — в штате одного специалиста, имеющего высшее образование и прошедшего аттестацию в форме квалификационного экзамена; для индивидуального предпринимателя — высшего образования и пройденной аттестации в форме квалификационного экзамена. Аттестация в форме квалификационного экзамена проводится для подтверждения знания технологии издательского дела и возможности обеспечения соответствия изданий действующим государственным стандартам и другим нормативным правовым актам. Аттестационной комиссией выдается соответствующее заключение о прохождении аттестации. Порядок проведения аттестации и состав аттестационной комиссии определены в Инструкции о порядке проведения аттестации в форме квалификационного экзамена, утвержденной Постановлением Министерства информации Республики Беларусь от 4 ноября 2003 г. № 29.
проверки и (или) экспертизы
В случае, если для оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям требуются специальные познания в науке, технике и иных сферах деятельности, а также в случаях, предусмотренных в нормах соответствующих Положений о лицензировании видов деятельности, осуществляемых на основании лицензий, проводится экспертиза. Экспертиза является дополнительной стадией и проводится лицензирующим органом либо организацией со статусом юридического лица, независимо от правовой формы, имеющей в своем составе специалистов соответствующей квалификации, или физическим лицом соответствующей специальности и квалификации (далее — эксперты), что должно быть подтверждено дипломом, аттестатом, свидетельством, удостоверяющим получение надлежащего образования, документами, удостоверяющими стаж работы по определенной специальности, при наличии допуска для проведения определенных видов экспертиз.
С учетом результатов экспертизы о соответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю.
Для рассмотрения заявления с приложением необходимых документов для получения лицензии норма п.10 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности устанавливает месячный срок. Данный срок может быть продлен на период проведения проверки и (или) экспертизы, который не должен превышать 15 дней. По результатам рассмотрения заявления лицензирующий орган принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю.
отказа в выдаче
1) наличие в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений;
2) несоответствие представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
3) наличие заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы;
4) обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, за исключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка.
Лицензия выдается соискателю лицензии при представлении: удостоверения — руководителем организации, доверенности, выданной иностранной организацией, — руководителем ее представительства; свидетельства о государственной регистрации — индивидуальным предпринимателем; паспорта — физическим лицом, ходатайствующим о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью; паспорта и доверенности — уполномоченным представителем организации, индивидуального предпринимателя или физического лица. В случае отсутствия у руководителя организации или у индивидуального предпринимателя указанных документов предъявляются паспорт и (или) документ, подтверждающий их полномочия.
При выдаче лицензии соискатель (уполномоченный представитель) лицензии должен быть ознакомлен с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности, о чем делается соответствующая отметка в лицензии (п.13 Положения).
изменений и (или) дополнений
месячный срок
Как отмечалось, лицензирование предполагает последующий контроль за осуществлением лицензиатами лицензируемого вида деятельности со стороны лицензирующих и иных государственных органов в пределах их компетенции. К таким органам относятся, прежде всего, инспекции Министерства по налогам и сборам и органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь. В случае если нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий конкретным лицензиатом выявлены указанными государственными органами, последние вправе известить о нарушениях лицензирующий орган.
предписания
В случае систематического (три и более раз в течение 12 месяцев подряд) нарушения лицензиатом либо его обособленным подразделением требований законодательства при ведении книги замечаний и предложений, рассмотрении изложенных в ней замечаний и предложений, повлекших наложение административного взыскания, лицензирующий орган на основании представленной информации о наложении взысканий обязан принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев.
О принятом решении лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата не менее чем за 5 дней до даты, с которой приостанавливается действие лицензии, с указанием причины его приостановления. На время приостановления действия лицензии прекращается осуществление лицензиатом и его обособленным подразделением вида деятельности, указанного в лицензии.
Основанием для возобновления действия лицензии является решение лицензирующего органа, принимаемое по результатам проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, проводимой лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности. В соответствии с правилом п.28 Положения о лицензировании видов деятельности такая проверка проводится одним из указанных органов в течение 10 дней после получения им предписания об устранении нарушений.
Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, по результатам проверки принимает решение о возобновлении действия лицензии с указанием даты его возобновления, о чем в 5-дневный срок со дня принятия этого решения в письменной форме уведомляет лицензиата. В случае осуществления проверки государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, он обязан по окончании проверки в течение 5 дней сообщить о ее результатах лицензирующему органу.
аннулирования
Кроме этого лицензирующий орган обязан принять решение об аннулировании лицензии, если:
1) лицензиатом в установленный срок не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, либо уполномоченными государственными органами нарушения выявлены повторно в течение 12 месяцев после их устранения;
2) лицензия выдана, в нее внесены изменения и (или) дополнения, продлен срок ее действия на основании представленных соискателем лицензии (лицензиатом) недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) при принятии решения о выдаче лицензии в перечисленных случаях;
3) лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче;
4) лицензиатом либо его обособленным подразделением в период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности, составляющих его работ и (или) услуг;
5) лицензиат повторно (два и более раза в течение календарного года) совершил нарушение установленного нормами права порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем. В последнем случае лицензирующий орган обязан в двухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основании представления налогового органа или другого государственного органа, контролирующего в пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка.
Лицензия также может быть аннулирована по решению суда в случае принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, а также о продлении срока ее действия (ч.2 п.34 Положения).
При принятии решения суда не имеют значения причины, по которым лицензирующий орган принял решение, признаваемое незаконным. Не взирая на то, что суд оценивает действия лицензирующего органа, принятие судебного решения об аннулировании лицензии по рассматриваемому основанию имеет самые неблагоприятные последствия для самого лицензиата.
Основанием для принятия решения суда о прекращении действия лицензии является нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекших за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Перечисленные последствия должны быть подтверждены актом компетентного органа.
Лицензия считается аннулированной не ранее чем со дня принятия соответствующего решения лицензирующим органом. Исключением являются случаи аннулирования лицензии в связи с предоставлением лицензиатом недостоверных сведений, неполучения лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о выдаче лицензии и принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении изменений и (или) дополнений и продлении срока ее выдачи. При аннулировании лицензии по этим основаниям она считается аннулированной со дня начала срока ее действия. Лицензирующий орган в течение 5 дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата, который в 5-дневный срок со дня получения уведомления обязан возвратить лицензию (ее дубликат) и копии лицензии, заверенные лицензирующим органом, в соответствующий лицензирующий орган (п.35 Положения).
При принятии решения о прекращении действия лицензии по иным основаниям лицензирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований для прекращения действия лицензии. Лицензиат не позднее дня, следующего за днем получения уведомления, обязан прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности.
Аннулирование, приостановление или прекращение действия лицензии лишает лицензиата права на осуществление вида деятельности, подлежащего лицензированию. Следует иметь в виду, что нарушение этого правила влечет неблагоприятные последствия не только для лицензиата, но и для его контрагентов. Сделка, совершенная организацией со статусом юридического лица, не имеющей специального разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску учредителя (участника) этой организации или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью организации, если другая сторона в сделке знала или в силу положений акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности, но совершила такую сделку умышленно или по неосторожности (ст.174 ГК).
В соответствии с правилом ч.2 п.16 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 2005 г. № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок» правила ст.174 ГК в силу п.2 ст.22 ГК применяются к сделкам, совершенным индивидуальным предпринимателем, не имеющим лицензии на соответствующий вид деятельности. Если суд принимает решение о признании сделки недействительной в связи с отсутствием у одной из ее сторон лицензии, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (п.2 ст.168 ГК).
Кроме этого осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), когда наличие такого разрешения является обязательным, влечет применение мер административной или уголовной ответственности (ст.12.7 КоАП, ст.233 УК).
В завершение рассмотрения настоящего вопроса ещё раз следует отметить, что государство предоставляет возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Вместе с тем, в ряде случаев установленных законом, экономическая деятельность может запрещаться по различным основаниям и в различных нормативно-правовых актах. Такую деятельность можно условно разделить на две группы: виды экономической (хозяйственной) деятельности, которыми нельзя заниматься ни при каких условиях и виды экономической (хозяйственной) деятельности, занятие которыми разрешено лишь при наличии определенных условий. Одним из условий осуществления определенных видов хозяйственной деятельности является наличие для этого специального разрешения (лицензии).
Лицензирование — это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Для лицензирования присущ ряд принципов: защита интересов национальной безопасности и общественного порядка Республики Беларусь; защита прав и свобод граждан; защита нравственности и здоровья населения; охрана окружающей среды; утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Республики Беларусь; гласность и открытость лицензирования и соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
В настоящей работе была рассмотрена тема «Государственное регулирование хозяйственной деятельности». Проведённое в работе исследование позволяет определить следующие основные выводы.
Государственное регулирование хозяйственной деятельности
Государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности определяется как система проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативный правовых актов в процессе осуществления указанной деятельности. За последние годы в Республике Беларусь государством существенным образом пересмотрены подходы к осуществлению контроля за осуществляемой хозяйственной деятельностью. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» определен единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности, в целях создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования.
Государство предоставляет возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Вместе с тем, в ряде случаев установленных законом, экономическая деятельность может запрещаться по различным основаниям и в различных нормативно-правовых актах. Такую деятельность можно условно разделить на две группы: виды экономической (хозяйственной) деятельности, которыми нельзя заниматься ни при каких условиях и виды экономической (хозяйственной) деятельности, занятие которыми разрешено лишь при наличии определенных условий. Одним из условий осуществления определенных видов хозяйственной деятельности является наличие для этого специального разрешения (лицензии).
Лицензирование — это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Для лицензирования присущ ряд принципов: защита интересов национальной безопасности и общественного порядка Республики Беларусь; защита прав и свобод граждан; защита нравственности и здоровья населения; охрана окружающей среды; утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Республики Беларусь; гласность и открытость лицензирования и соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
2. Гражданский Кодекс Республики Беларусь 07 декабря 1998 года № 218-З // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
3. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
4. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
5. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-З // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
6. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
7. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
8. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
9. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
10. О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Совета Министров от 27 августа 2007 г. № 1102 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
11. О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок: Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 2005 г. № 26 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
12. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.: Юристь, 1999. — 728 с.;
13. Александров Д. Судебная практика // Бюллетень нормативно-правовой информации. — 2004. — № 23. — с.11-14;
14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. — М: Зерцало, 1997. — 671 с.;
15. Бахрах Д.Н. Административное право. — М: БЕК, 1999. — 335 с.;
16. Вабищевич С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития: монография. В 2 т. Т.1 — Минск: Молодежное, 2008. — 497 с.;
17. Демичев Д.М. Тенденции развития контрольной деятельности законодательных органов Республики Беларусь, России и Украины в аспекте минимизации последствий чернобыльской катастрофы: Проблемы правового регулирования общественных отношений в условиях глобализации: Материалы международной научно-практической конференции, Минск, 16 октября 2007 г., УО «БГЭУ». — Минск: Изд-во УО «БГЭУ», 2007. — с.23-28.;
18. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности: Предпринимательское право. — М.: Норма, 2000. — 935 с.;
19. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лах — но. — М.: Юристь, 2004. — 416 с.;
20. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник для экономических специальностей вузов / Под общ. Ред.В.А. Витушко, Р.И. Филипчик. — Мн., 2004 г., — 832 с.;
21. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. — М.: Юрид. лит., 1988. — 318 с.;
22. Лазарев И.М. Административные процедуры как способ государственного регулирования в сфере экономики // Административно-правовое регулирование экономических отношений: Сб. статей по материалам пятого «круглого стола» «Лазаревские чтения». — М.: М3-Пресс, 2001. — с.52 — 64;
23. Хаманева Н.Ю. Проблемы административно-правового регулирования экономических отношений на современном этапе // Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений. — Сб. науч. статей / Отв. ред. М.М. Славин. — М.: МЗ-Пресс, 2001. — с.31 — 36.