Государственное регулирование природоохранной деятельности в РФ

Курсовая работа

В последнее десятилетие общей глобальной тенденцией является пересмотр границ применения «государственного регулирования». Значительные изменения происходят в понимании роли институтов государственного регулирования для решения проблем природопользования и охраны окружающей среды.

Экономические преобразования последних десяти лет, характерные практически для всех стран, определили скорость и содержание трансформации процессов природопользования. Их неравномерность и неоднородность была обусловлена национальными особенностями каждой страны, специализацией страны на мировом рынке. Преобразования затронули институты государственного регулирования, к которым относятся законодательство, стандартизация, гражданское общество, финансы, информация и информационные технологии, национальные традиции, наука и образование.

Действенным рычагом повышения эффективности использования природных ресурсов, их сбережения и предотвращения опасного загрязнения является внедрение системы экономического регулирования природоохранной деятельности. С развитием рыночных отношений в России государству необходимо экономически стимулировать более эффективное экологопользование путем установления научно обоснованной цены на природные ресурсы и платы за экологопользование, которые бы способствовали наиболее рациональному их использованию путем внедрения более эффективного налогообложения за использование природных объектов и установления соответствующих льгот, которые бы стимулировали такое их использование, и т.п.

Правовые требования, касающиеся экономических мер регулирования природоохранной деятельности в РФ, содержатся в обширном перечне законов и подзаконных актов, относящихся как к экологическому, так и к иным отраслям российского законодательства.

Цель курсовой работы – дать целостное представление о системе отношений, возникающих в процессе государственного регулирования природоохранной деятельности в РФ.

Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:

  • рассмотреть сущность природоохранной деятельности и методы ее регулирования;
  • изучить зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности;
  • изучить государственные органы регулирования природоохранной деятельности в РФ;
  • проанализировать методы регулирования природоохранной деятельности в РФ.

Объектом в курсовой работе является природоохранная деятельность государства.

Предмет исследования – совокупность методов и инструментов регулирования природоохранной деятельности.

3 стр., 1395 слов

Механизм регулирования природоохранной деятельности

... защиты окружающей среды играют органы государственного управления. Целью данной работы является раскрытие сущности государственного регулирования природоохранной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо ... рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Значение управления природопользованием состоит в том, что путем последовательной реализации ...

Методологический основой исследования в курсовой работе послужил системный поход. Для написания курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза информации, индукции, дедукции, описания, а также совокупность экономико-статистических методов исследования и изучение нормативной правовой базы.

В курсовой работе использована научно-методическая литература. Учебники следующих авторов: Кушлин В. И. «Государственное регулирование рыночной экономики»; Морозова Т.Г. «Государственное регулирование экономики», а также научные журналы, ресурсы сети интернет и нормативные правовые документы.

Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организации научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. 1

Комплексный характер экологических проблем требует комплексного государственного регулирования природоохранной деятельности. Система регулирования природоохранной деятельности включает ряд специфических инструментов и рычагов, основывающихся на методах правовой защиты и регулирования.

В настоящее время организация системы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды включает:

1) формирование экологической политики;

2) выработку стратегии природопользования и охраны окружающей природной среды;

3) выбор методов государственного регулирования природопользованием и охраны окружающей природной среды;

4) создание информационно-информативно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны окружающей природной среды;

5) формирование инфраструктуры для обеспечения регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

К инструментам организационно-правового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды относится система управления взаимодействием общества и природы, т.е. совокупность предпринимаемых компетентными органами и уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение исполнения требований экологического законодательства о распоряжении природными ресурсами, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, соблюдение, а также защиту экологических прав юридических и физических лиц. 2

1.2 Зарубежный опыт регулирования природоохранной деятельности

1.2.1 Правовые основы международного регулирования природоохранной деятельности

Одной из существенных особенностей охраны природы является то, что нередко те или иные проблемы, возникающие в данной сфере, невозможно решить в рамках одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового слоя атмосферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих животных и др., для решения которых требуются согласованные действия не одного, а нескольких государств, как правило, определенных, а иногда и всего мирового сообщества. Осознание необходимости согласованных действий всего мирового сообщества в области охраны окружающей природной среды — характерная черта современности. 3

Впервые попытки регулирования охраны природы и природных ресурсов в мире были предприняты еще в 1960-х годах. Сейчас существует ряд различных документов, которые направлены на регулирование природоохранной деятельности. Основные из них отображены в таблице 1, которая составлена на основе международных деклараций, резолюций, договоров и соглашений.

Документ Год принятия Содержание
1 2 3 4
1 Резолюцию ГА ООН «Экономическое развитие и охрана природы» 1962 г. В ней была предпринята попытка ориентировать международное сообщество на поиск сочетания экологических и экономических интересов общества, причем под охраной окружающей среды понимается комплекс мероприятий, а не охрана конкретных природных ресурсов.
2 Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. В ней в виде преамбулы сначала приведены рассуждения о сущности и причинах глобальной экологической проблемы, которые объясняют необходимость нового направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Затем сформулированы 26 принципов, начиная с провозглашения основополагающего, и права человека на жизнь в такой окружающей среде.
3 Резолюцию Государственной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущего поколений» 1980 г. В ней ООН призвала все народы и государства принять меры по сокращению гонки вооружений и разработать мероприятия по охране окружающей природной среды.
4 Всемирная хартия природы 1982 г. В содержании прослеживается повторение принципов Стокгольмской декларации. Но в чем-то она идет дальше по пути генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основное внимание хартии уделяется вопросам экологического образования.