Экономическая сущность налогов в Республике Казахстан

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Налоги являются исходной категорией финансов.

Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития налоги достигли в развитых системах товарно-денежных отношении, оказывая влияние на их состояние.

В налогах исторически формировались два принципа распределения налоговой нагрузки (налогового бремени):

1) принцип выгоды (полученных благ);

2) принцип «пожертвований» (платежеспособности);

— В первом случае предполагается, что разные субъекты должны облагаться налогом пропорционально той выгоде, которую могут ожидать от деятельности государства: те, кто получает больше благ и услуг от предлагаемых правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Например, отчисления

пользователей автомобильных дорог, дорожный налог и другие платежи, формировавшие бывший Дорожный фонд, сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан. Вместе с тем использование этого принципа затруднительно в отношении таких благ, как оборона, общественная безопасность, система образования, и других видов услуг государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных пособий для бедных, безработных.

Согласно второму принципу субъекты должны облагаться налогом таким образом, чтобы «пожертвования» были для них приемлемыми, то есть тяжесть налога должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Данный принцип гласит: отдельные лица, предприниматели и предприятия с более высокими доходами и выплачивают более высокие налоги — как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет меньшие доходы. Суть этого принципа исходит из предложения, что каждая дополнительная часть дохода влечет за собой все меньшее приращение удовлетворения. Так происходит потому, что субъекты хозяйствования денежные средства тратят не одинаково: первые части полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, то есть на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие части дохода тратятся на менее необходимые товары и услуги. Это означает, что деньги, изъятые путем налогов у бедного, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого. Таким образом, для сбалансирования ущерба при получении доходов, которые влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов.

13 стр., 6158 слов

Природная рента и доходы олигархов. Проблемы и перспективы изъятия ...

... бы часть денег у олигархов? Что ж, природная рента… Является ли она панацеей от всех «заболеваний», свалившихся на наше государство? И возможно ли вообще её изъятие? Над ... нужды, а все другие налоги отменить 2. Земельная рента и её виды 2.1. Земельная рента В понимании Смитианства А. Смит выделял ренту как исключительный доход землевладельца, подвергая сомнению, что ...

На сегодняшний день тема работы наиболее актуальна и широко рассматривается как современными казахстанскими, так и зарубежными авторами специальной и дополнительной литературы.

Цель курсовой работы: раскрыть экономическую сущность налогов

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность и роль налогов
  • определить функции, виды и элементы налогов
  • рассмотреть государственное регулирование налоговой системы

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения.

Теоретической и методологической основой проведенных исследований послужили учебные пособия, литература отечественных и зарубежных авторов, законодательство Республики Казахстан, отчетность Налогового комитета по Акмолинской области за 2005-2007 года, материалы периодической печати и Агентства Республики Казахстан по статистике.

В качестве базы исследования был взят Налоговый Комитет Акмолинской области г.Кокшетау.

1 Теоретические аспекты налогов

1.1 Экономическая сущность налогов и их роль в экономике государства

Налоги — важнейшая экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять обществом государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения — армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству необходимы огромные суммы средств.

На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом и оно становилось принудительной платой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «И всякая десятина на земле, из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Следовательно, первоначальная ставка налога составляла десятую часть всех полученных доходов.

В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами — доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности главы государства — короля, императора, монарха, и регалиями — доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.

14 стр., 6645 слов

Ревизия и аудит расчетов по налогам и сборам

... и других документов, необходимых для исчисления и уплаты и других обязательных платежей. В рамках данной курсовой работы будет рассмотрен процесс проведения аудита расчетов с бюджетом по налогам. Актуальность темы курсовой работы ... расчетов с бюджетом по налогам. Цель написания курсовой работы – рассмотреть порядок проведения аудита расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам. Для ...

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится и т.п.) и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства и приобретают преимущественно денежную форму. [5, с.36]

Таким образом, налоги как экономическая категория носят исторический характера. Они изменялись вместе с развитием государств. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.

Налоги выражают реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости валового внутреннего продукта.

Налоговые отношения — это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства — бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений. В нормативных документах употребляется термин бюджетно-налоговые отношения, что отражает специфику данной категории.

Из сказанного можно заключить, что налог — определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается государством в форме различных принудительных платежей с юридических и физических лиц в установленном размере и в установленные сроки в целях реализации общественных интересов.

Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

  • необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
  • необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;
  • долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса);
  • создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств.

Решение этих задач осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Налог – обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством. [3, с.6]

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы: целевые признаки, организационные и системные.

6 стр., 2815 слов

Основы законодательства о налогах и сборах

... Кодекса "законодательство о налогах и сборах". Основные начала законодательства о налогах и сборах: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 2. Налоги и сборы не ...

Целевыми признаками являются: поддерживаемые органы управления, целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором), целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика).

Организационными признаками налога являются: объект налога – то, что облагается налогом (доход, имущество и т. п.), источник выплаты налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.), база налога – сумма, с которой взимается налог, ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения, субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог.

Каждый налог содержит следующие элементы:

Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Носитель налога – физическое или юридическое лицо, которое, в конечном счёте несёт издержки и ущерб по уплате налога.

Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество).

Часто и само название налога вытекает из объекта, например, налог на имущество, подоходный, и др…

Масштаб налогообложения – единица, которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.

Единица обложения — единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны (тенге), по земельному налогу – гектар, акр и т. д.).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции. [2, с.27]

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция );

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними ( социальная функция );

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция ).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций ( фирм ); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы ); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

10 стр., 4594 слов

Налоги на имущество физических лиц

... их должностных лиц. 3. Характеристика налогов с физических лиц. 3.1. Налог на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц - вид прямого налога; относится к местным налогам и уплачивается в порядке, установленном Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" и Инструкцией ...

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы ( налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги ); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. [4, с.57]

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Способы взимания налогов

В налоговой практике существует три способа взимания налогов.

Первый способ – кадастровый – предлагает использование кадастра.

Кадастр — это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения..

При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога(у источника дохода).

Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

5 стр., 2319 слов

Особенности налогообложения операций с недвижимостью: проблемы ...

... функция налога на недвижимость. Объединение платы за землю и налогов на недвижимость, предлагаемое в качестве основополагающего принципа реформы налогообложения недвижимости, позволит существенно сократить расходы на администрирование налога и с ... физических и юридических лиц возникают при совершении на рынке недвижимости следующих сделок: покупка или строительство; сдача в аренду или наем; получения ...

Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

1.2 Функции налогов

Сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

Какие же функции выполняют налоги? Однако дать однозначный ответ на данный вопрос невозможно, так как среди экономистов нет единого мнения относительно данной проблемы. Вместе с тем, по мнению многих ученых, в современных условиях налоги выполняют фискальную и регулирующую функции.

Фискальная функция налогов это одна из основных функций налогов, которая характерна для всех государств, независимо от их общественно политического строя. С ее помощью формируются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция создает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями и отраслями народного хозяйства. [10, с.127]

Абсолютное и относительное увеличение налоговых поступлений может привести к негативным последствиям. В частности, увеличение налоговых платежей отразится на ухудшении условий воспроизводства (недостаток средств у предприятий и организаций), приведет к ухудшению материального положения трудящихся страны, а это порождает обострение социальных конфликтов в обществе, например, к забастовкам. Поэтому данное перераспределение должно осуществляться по мере экономической целесообразности, т.е. так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и не нарушать нормальный ход воспроизводственного процесса.

Следовательно, налоги в дополнение к фискальной функции должны выполнять и регулирующую функцию по отношению к производству, обмену, распределительную и потреблению, т.е. фискальная функция обусловливает регулирующую функцию.

Регулирующая функция возникла еще в пору первоначального накопления капитала. В современных условиях, наличие регулирующей функции означает, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Расширение налогового метода в мобилизации для государства средств вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что предоставляет ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводственного процесса.

Вместе с тем необходимо отметить, что на различных этапах развития общества действие регулирующей функции претерпевало значительные изменения. Так, в период первоначального накопления капитала налоги принимали участие в становлении и развитии производственных отношений. С развитием производительных сил, обобществлением производства и капитала в условиях НТР у государства создались объективные предпосылки и потребность вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование.

5 стр., 2081 слов

Налог на имущество физических лиц: налогоплательщики налога, ...

... руках государства и направлять их непосредственно на реализацию социальной политики исходя из самой природы налога как налога с физических лиц. Франция На подоходный налог возложены функции стимулирования ... законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок и изменений, которые привели к расширению сферы действия имущественных налогов, налогооблагаемой ...

Таким образом, фискальная функция, возникшая одновременно с налогами, обуславливает действие и развитие регулирующей функции. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает объективные условия для более широкого воздействия на процесс воспроизводства. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность отдельных предприятий и определенных групп населения может в известной мере расширить базу для фискальной функции. Из этого следует что, обе эти функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Функции налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

Важнейшей функцией налогов является регулирующая функция. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:

  • регулирование торгово – денежных отношений, то есть государство выпускает законы, нормативные акты, определяющие взаимоотношения действующих на рынке лиц – данное направление регулирования с налогами не связано;

— финансово – экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.

Таким образом, рыночная экономика и пополнение государственного бюджета регулируется финансово – экономическими методами, путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрируя процентными ставками, ссудным капиталом и т. д. Центральное место в этих методах занимают налоги.

Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей.

Изменяя налоговые ставки государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.

Стимулирующая функция настолько перекликается с регулирующей, насколько с помощью налогов государство имеет возможность целенаправленно стимулировать капиталовложения, хозяйственную активность, создавать новые рабочие места.

Распределительная функция заключается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование целевых программ и т. д.

Государство направляет средства в инвестиции, в капиталовложение и фондовые отрасли с длительными сроками окупаемости затрат, добывающие отрасли, социальные нужды. [11, с.19]

В процессе сбора и использования налогов возникают распределительные и перераспределительные отношения. Естественно, государство должно умело руководить этими процессами. Исторический процесс развития наглядно показал, что государство должно активно использовать распределительные возможности налогов.

35 стр., 17379 слов

Дипломная работа налоговое право

... проблем налогового права. Он выступает, как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики. Особое внимание уделяется налоговой нагрузке, различным видам налогов, применяемых в российском налогообложении. Настоящая дипломная работа посвящена анализу налогов, их ...

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали налоги.

Часть социальной функции является социально – воспитательной, которая проявляется в различном подходе к налогообложению тех или иных товаров и услуг. Так государство вводит высокие акцизные налоги на вино-водочную и табачную продукцию и предоставляет льготы учреждениям социально культурной сферы, не только потому, что первые способны платить высокие налоги, а вторые нет, но и потому, что государство стремится способствовать увеличению культурно образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья.

1.3 Правовое значение объекта налогообложения и принципы построения налоговой системы

Налоги являются обязательными платежами ( взносами ) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа ( налогоплательщика ).

Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это – главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д. ), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т.д.), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте (налог на пользователей автодорог).

Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом. [15, с.103]

Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности (размер налогового платежа).

Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения).

Принципы построения налоговой системы

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали “ аксиомами ” налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах расчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осущесвления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общесвенно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

1.4 Государственное регулирование системы налогообложения

Занимая в предыдущие века второстепенное значение в государственном хозяйстве, уступая первенство доходам из государственных и имущественных пошли, налоги приобретают всё более важное значение. Преобладающее значение налогов состоит в тесной взаимосвязи с развитием культуры и потребностей населения. Мы можем согласиться с мнением А. А. Исаева, что «налоги суть обязательные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

Расширение старых потребностей и возникновение новых, не ограничиваясь проблемами индивидуального потребления, проникают и в отношения к гражданам и к государству: граждане ставят государству все большие запросы, которые оно стремится удовлетворить. Но расширение обыкновенных потребностей требует и увеличения государственных доходов. Государственные имущества далеко не достаточны для покрытия увеличившихся расходов.

Второе влияние, которое оказывает рост культуры: он укрепляет сознание, что многие потребности, удовлетворяемые государством, не должны быть покрываемы из социальных платежей граждан, так как нет возможности вычислить ценность и значение услуг, доставляемых хозяйством многими государственными расходами. Чем больше укрепляется это сознание, тем более неизбежно превращение налогов из чрезвычайных средств в обыкновенные доходы государства. В сфере пошлин государство получает от граждан доход за оказываемые услуги, предоставляет гражданам самим регулировать пользование услугами государственных учреждений и не вмешиваться в их частное хозяйство. Увеличение разновидностей платежей ведёт к тому, что государство требует от частных хозяйств ознакомить его со всеми сторонами своего быта, то есть раскрыть род и размеры его оборотов, цены товаров, высоту издержек производства, прибыли и убытки и т. д.

Вместе с этим постепенно укрепляется сознание, что граждане должны быть равномерно обременены налогами. Когда годовое производство какой либо страны значительно превышает её годовое потребление, говорят, что капитал её возрастает, а когда её годовое потребление даже не её годовым производством, говорят, что её капитал уменьшается. Таким образом, капитал может увеличиваться или вследствие увеличения производства, или вследствие уменьшения производственного потребления.

В тесной связи с уменьшением капитала страны уменьшается и её производство, а ресурсы народа и государства будут истощатся с возрастающей быстротой. Таким образом, все налоги неизбежно падают или на капитал, или на доход. Если они падают на капитал, то должен соответственно уменьшаться тот фонд, размером которого всегда регулируется производственная деятельность страны. А если они падают на доход, то они или уменьшаются или заставляют налогоплательщиков уменьшать для покрытия их на соответственную величину всё прежнее непроизводственное потребление предметов жизненной необходимости и комфорта. Таким образом, с ростом обложения или с умножением правительственных расходов определённое число предметов комфорта, которыми пользуется народ, должно уменьшаться, если только он не сможет увеличить также свой капитал и доход. Задача политики правительства должна, поэтому, состоять в том, чтобы получать это стремление к накоплению. [17, с.56]

Все налоги при переходе из рук в руки собственности всех видов ведут к уменьшению фонда, предназначенного для содержания производительности труда. Они все в большей степени представляют собой невыгодные налоги, которые увеличивают доход государства за счёт капитала народа, содержащегося в производительном труде.

Если государство и другие принудительные союзы необходимы для достижения общего блага, то право государства изымать налоги и обязывать граждан их уплачивать не могут подлежать спору. Формы осуществления права государства не одинаковы: в связи с уровнем культуры, с условием места и времени, государство достигает своих целей при помощи доходов от казенных имуществ, пошлин, натуральных повинностей и, наконец, налогов. Обоснование права государства требовать податей заключается уже во многих определениях налогов, которые мы находим в литературе.

У многих писателей обязанность граждан платить налоги сводится к обязанности вознаграждать государство за услуги, то есть к началу обмена равно ценностей.

Мы можем согласиться с четырьмя правилами, которые установил Адам Смит для политики налогов, первое содержит в себе указание на требования справедливости: согласно с этим правилом, поданные каждого государства должны уплачивать налоги соответственно со своими доходами.

Второе правило гласит, что налог, который обязан уплачивать каждый гражданин, должен быть точно определён, а не произволен. Время, вид, способ, платежа, сумма которая должна быть уплачена, всё это должно быть ясно, как налогоплательщику, так и каждому третьему лицу.

В соответствии с третьим правилом А. Смита; подчёркивает, что каждый налог взимается в то время и таким образом, когда и как плательщику легче всего его внести.

И, наконец, четвёртое правило регламентирует тот факт, что каждый налог должен быть так упорядочен что бы разница общей его суммы и долей, поступающих в государственную казну была наименьшая.

Если бы понятия о справедливости могло быть установлено абсолютно, то и требование к налогам удовлетворять справедливость в известной форме могло бы всегда сохранять свою пригодность. История убеждает нас, однако, что это – понятие относительное изменяющееся с ростом культуры. Требование общества к государственной власти, которые образуют главное содержание новых социальных идей, касаются всех сторон общественной ситуации, в том числе и финансов.

1.5 Основные элементы налогообложения

Важнейшее место в деловой жизни предпринимателя занимают отношения, возникающие по поводу уплаты налогов. Они затрагивают как сферу бизнеса, когда зайдёт речь об уплате налогов из прибылей, как частную сферу, когда дело касается налогов из личных доходов. Как правило;

— подчёркивает А. Маршал, «существует общее правило: когда некий налог оказывает давление на любой фактор, используемый одной группой лиц в производстве товаров или услуг, предназначенных для продажи другим лицам, он ведёт к сдерживанию производства. Это в свою очередь приводит к переложению значительной части налогового бремени на потребителей…».

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления – налоговые ставки и налоговая база. Существенное воздействие на функционирование налогового механизма оказывают налоговые льготы.

Налоговые ставки – определенная доля дохода (прибыли, имущества), подлежащая перечислению в бюджет в виде налога, то есть «налоговые ставки устанавливаются обычно в процентах к сумме дохода (имущества) на основе прогрессивной шкалы. По мере роста суммы дохода (имущества), подлежащего обложению налогом, растет и его доля, изымаемая в бюджет». Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствует целям и задачам экономической стратегии государства, по отношению к развитию экономики. Их изменения могут осуществляться в сторону повышения, если правительство ставит целью увеличить приток средств в государственную казну и изъять средства у предприятий и населения. Величина налоговых ставок является предметом постоянных дискуссий, ожесточенной предвыборной борьбы правительств во всех странах поскольку их изменение оказывает непосредственное влияние на личные доходы и финансовые активы предприятий и затрагивает жизненные интересы всех слоёв населения. [7, с.62]

Тенденция к повышению налогов характерна для сильных централизованных государств, стремящихся сконцентрировать в своих руках как можно больший объём финансовых ресурсов с целью последующего воздействия через бюджет на развитие экономики. Однако чем большая часть дохода имеется государством в качестве налогов, тем меньше стимулов к её получению.

Чрезмерно высокие налоговые ставки вызывают снижение активности предпринимателей, что автоматически ведёт к падению доходов и соответственно, к сокращению средств поступающих в бюджет в качестве налогов.

Налоговая сетка – законодательно закрепляет долю дохода, выраженную в процентах, подлежащих перечислению в бюджет в зависимости от его величины. Необходимо особо подчеркнуть что налоговая сетка устанавливается на основе принципы прогрессивного обложения, когда больший доход обкладывается по более высокой ставке. В результате по мере роста доходов в них растёт доля, изымаемая в качестве налога. При прогрессивной системе построения налоговых ставок с ростом доходов всё большая часть их денежного выражения поглощается бюджетом. Предельным случаем является ситуация, когда весь доход, получаемый сверх какого – либо определённого уровня, может быть перечислен в бюджет. Если речь идёт о прибыли, то в итоге по мере роста доходности предприятия и достижения прибылью какого либо предела, заинтересованность предприятия в повышении эффективности своей работы ослабляется, а затем и вовсе исчезает. Эта зависимость вынуждает тщательно разрабатывать прогрессивные ставки налогообложения для каждой категории доходов.

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы её можно называть налогооблагаемым доходом (прибылью).

При этом, если размер налоговой ставки жестко закреплён, то величина налоговой базы может меняться в зависимости от тех вычетов, которые законодательство разрешает производить из дохода (прибыли), подлежащей обложению налогами. Уменьшение налоговой базы законом разрешено производить в соответствии с предоставлением данной категории налогоплательщиков льготами. Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Льготы позволяют вычитать из валового дохода определённые суммы, не подлежащие обложению налогом. В результате таких операций облагаемый доход (налоговая база) оказывается меньше валового дохода на величину налоговых льгот. Определение суммы облагаемого дохода позволяет подсчитать размеры налога. Для этого необходимо применить налоговую ставку к облагаемому доходу.

Исчислить налог, значит применить налоговую ставку к облагаемому доходу (налоговой базе).

Уменьшение налоговых поступлений в бюджет происходит не только за счёт официальных налоговых льгот, но и в результате прямого уклонения от уплаты налогов. Это стремление характерно как для крупного, так и для мелкого бизнеса. Серьёзную проблему для властей представляет сокрытие факта предпринимательской деятельности значительной частью мелких и средних предприятий, представляющих собой так называемую «скрытую экономику». В результате того, что многие деловые операции не регистрируются, недоплачивается значительная часть соответствующего налога.

2 Виды налогов и их роль в формировании государственного бюджета в Республике Казахстан

2.1 Механизм функционирования налоговой системы

С 24.04.1995 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (с учетом изменений и дополнений 10.10.2001, которые вводятся в действие с 01.01.2001).

В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы.

Единый подход в вопросах налогообложения включая предоставление права на получение налоговых льгот а также на защиту законных интересов всех налогоплательщиков; чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти; приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими интересы налогообложения; однократность налогообложения, означающая, что один и то же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения; определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны и налоговых органов, — с другой. [18, с.45]

На территории Казахстана взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему Республики Казахстан. Закон не предусматривает чётких границ между назваными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и без эквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи практиковать как налоги.

На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т. д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставление местным органам власти права распоряжаться частью налогов (НДС, налогам на прибыль, подоходным налогам с физических лиц и т. д.) не являются основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнем бюджетной системы: если доходы бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счёт налогов; то в региональные бюджеты поступают налоги субъектов Республики Казахстан.

Часть налогов, относящихся в соответствии с классификацией к местным, является обязательной к применению на всей территории Казахстана (земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью); другая часть налогов вводится по решению органов местного самоуправлению (налог с продаж, налог на рекламу и т. д.).

Одна из острейших проблем во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами – проблема ответственности за правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

Необходимость регулирования сложившейся в настоящее время налоговой системы Казахстана представляется очевидной.

Действующая с 1995 г. налоговая системы Казахстана крайне не совершенна, поэтому с января 2002г. вступает в силу новый Налоговый Кодекс.

Налоговый кодекс Республики Казахстан призван решить такие важнейшие задачи как:

  • построение стабильной, единой для Казахстана налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  • формирование единой налоговой правовой базы;
  • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и ее граждан;
  • развитие налогового законодательства, позволяющего обеспечить доходами региональные и местные бюджеты за счет закрепленных за ними гарантированных налоговых источников;
  • совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Объектом налогообложения прямых налогов являются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, строения), стоимость которых определяется по кадастру и учитывает среднюю, а не действительную его доходность. Разновидность реальных налогов зависят от того, какой вид имущества облагается налогом: земля, дом, промысел, ценные бумаги. Ставки реальных налогов обычно пропорциональные. В качестве налоговых льгот чаще всего применяются необлагаемый минимум и разные вычеты.

В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в системе местного налогообложения. [20, с.114]

Своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы гражданам в бесспорном порядке с наложением штрафа.

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан.

Налог на добавленную стоимость подлежащей уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), реализуемых на территории Республики Казахстан, за исключением освобожденных от налога и осуществляемых для собственных производственных нужд, а также оборот, определенный в соответствии с положениями, предусмотренными международными договорами, участниками которых является Республика Казахстан. [1, с.6]

Облагаемым оборотом являются импортируемые товары, за исключением освобожденных от налога.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения в соответствии со статьей 53-1 Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Лица, являющиеся плательщиками единого земельного налога, не относятся к плательщикам налога на добавленную стоимость по реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, при реализации продукции (работ, услуг) несобственного производства — осуществляют уплату налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Законом.

Согласно Закону Республики Казахстан от 01.04.1999 N 357-1 «О бюджетной системе» все действующие на территории Республики Казахстан бюджеты, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах, представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Согласно законодательству функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.

Бюджетное система страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве, например, в Республике Казахстан, бюджетная система состоит из двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов.

Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня — государственный бюджет и местные бюджеты. Так, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты штатов и более 82 тыс. бюджетов местных административно-территориальных единиц (округов, муниципалитетов и др.).

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Понятие бюджетного процесса выражено в Законе РК «О бюджетной системе» в категории «Бюджетная процедура» — регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по разработке, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, контролю за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета.

2.2 Стадии бюджетного процесса. Определение бюджетного периода и бюджетного года

Основные стадии бюджетного процесса:

  • разработка (составление) бюджета;
  • рассмотрение бюджета;
  • утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • контроль за исполнением бюджета;
  • утверждение отчета об исполнении бюджета.

Закон РК «О бюджетной системе» определяет перечень поступлений в республиканский бюджет.

Поступления в республиканский бюджет включают:

1) доходы республиканского бюджета (кроме сумм, зачисляемых в финансовые фонды (бюджеты) специальных экономических зон), которые состоят из:

  • а) поступлений от налогов, сборов и других обязательных платежей (приведен уточненный перечень);
  • б) неналоговых поступлений (приведен перечень);
  • в) доходов от операций с капиталом (приведен перечень);

2) полученные официальные трансферты (гранты) от юридических и физических лиц или иностранных государств, а также бюджетных изъятий;

3) погашения основного долга по ранее выданным кредитам из республиканского бюджета.

Доходы местных бюджетов формируются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» и Законом о республиканском бюджете на год. Этими законами закрепляются поступления налоговых, неналоговых и прочих поступлений в бюджет. [8, с.37]

Действующие в Республике Казахстан налоги, сборы и другие обязательные платежи поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе»:

Доходы республиканского бюджета Доходы местного бюджета

акцизы:

  • все виды спирта — 50%;
  • водку — 50%;
  • ликеро-водочные изделия — 50%;
  • вина — 50%;
  • коньяки — 50%;
  • шампанские вина — 50%;
  • пиво — 50%;
  • крепленные напитки, крепленные соки и бальзамы — 50%;
  • виноматериалы — 50%;
  • осетровых и лососевых рыб, икру осетровых и лососевых рыб, деликатесы, приготовленные из осетровых и лососевых рыб и икры;
  • табачные изделия;
  • прочие изделия, содержащие табак;
  • изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы;
  • импортируемые товары;
  • ювелирные изделия из золота, платины или серебра;
  • бензин (за исключением авиационного);
  • дизельное топливо;
  • огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти);
  • электроэнергию;
  • сырую нефть, включая газовый конденсат;