Место национальной безопасности в системе конституционного строя России

В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция) Россия является правовым государством. Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права, что означает, в первую очередь, верховенство закона. Другими словами, суть правового государства состоит в том, что власть государственных органов ограничивается законом . Сказанное имеет самое непосредственное отношение и к формированию правовых основ обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации, в том числе и на территории Дальневосточного федерального округа.

Территория Дальнего Востока составляет более 5 тыс. кв. км. На ней расположены 13 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Камчатский край, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Численность постоянного населения на 1 января 2005 г. составляла более 6 млн. человек. Плотность населения колеблется от 0,1 до 12,4 человека на 1 кв. км, в среднем по регионам Дальнего Востока и составляет 1,3 жителя на 1 кв. км .

Например, Хабаровский край и Еврейская автономная область Российской Федерации имеют государственную границу с Китаем по рекам Уссури и Амур на протяжении около 820 км. В зоне прохождения государственной границы с КНР находится 4 района Хабаровского края (Бикинский, Вяземский, Хабаровский, район им. Лазо) и все административные районы ЕАО. Пассажиропоток через них достигает нескольких десятков тысяч человек в год в обоих направлениях. В течение прошлого года на территорию Российской Федерации через пункты таможенного пропуска Хабаровского края и Еврейской автономной области въехало 33,5 тыс. граждан Китая.

Таким образом, непосредственная близость границ с Китаем создает реальную угрозу обеспечения национальной безопасности на Дальнем Востоке.

Новые внешнеполитические и международно-правовые реалии, принимаемые в соответствии с ними меры по совершенствованию обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации на дальнем Востоке значительно усложнили и сделали крайне динамичными процессы в пограничной сфере.

7 стр., 3006 слов

Основные положения Закона Российской Федерации «О пожарной ...

... обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной ... пожаров достигают 1 % валового национального продукта, это означает, что три ...

Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере предусматривает в качестве одной из основных задач разработку и своевременное приведение нормативной правовой базы в сфере пограничной деятельности в соответствие с реальной обстановкой в мире и стране, а также потребностями защиты экономической безопасности России и развития ее международных связей. С этой непростой задачей может справиться только тщательно подготовленная, логически взаимоувязанная, отражающая все важнейшие аспекты и учитывающая все особенности объекта правового регулирования система нормативных правовых актов.

Следует отметить, что за последние годы законодательство в сфере обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве существенно обновилось. Приняты и вступили в силу многие федеральные законы, направленные на регулирование правоотношений по обеспечению национальной безопасности в пограничной сфере. Активная законодательная деятельность позволила существенно расширить регулирование общественных отношений в данной области, отразить в законах новые направления развития страны, ликвидировать пробелы в действовавшем ранее законодательстве, расчистить его от устаревших норм и предписаний.

Переход от биполярного мира, болезненный процесс становления российской государственности находят свое отражение не только в обострении проблем пограничного разграничения, но и в возможной территориальной экспансии на Дальнем Востоке по отношению к Российской Федерации, в стремлении Китая, Японии воспользоваться временными трудностями государства для реализации своих интересов.

Незавершенность международно-правового оформления и демаркации государственной границы Российской Федерации с Китаем, активизация деятельности трансграничной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, контрабанды товаров, химических и психотропных веществ через границу; расхищение национальных богатств Российской Федерации, ее сырьевых и материальных ресурсов, усиление незаконной миграции через Государственную границу Российской Федерации — таков далеко не полный перечень внешних и внутренних угроз на Дальнем Востоке, которые требуют от Российской Федерации принятия адекватных, упреждающих мер по их нейтрализации. Запаздывание или задержка с решением этих проблем могли бы негативно сказаться на безопасности Российской Федерации.

Таким образом, актуальность исследуемой темы обусловлена объективной необходимостью анализа нормативной правовой базы и деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности в пограничном пространстве Дальнего Востока.

Целью исследования является комплексное изучение вопросов, связанных с теорией и практикой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве Дальнего Востока и выработка рекомендаций по внесению изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство, регламентирующее данную деятельность.

Для достижения вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать теоретико-правовые основы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации;
  • определить понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России;
  • осуществить анализ правового обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации
  • рассмотреть особенности обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Дальневосточного федерального округа;
  • дать оценку угроз национальной безопасности в Дальневосточном федеральном округе;
  • конкретизировать некоторые вопросы пограничной безопасности в аспекте развития регионального сотрудничества с Китаем и влияния российско-корейских отношений на состояние пограничной безопасности в Дальневосточном федеральном округе.

Комплексного исследования проблем правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве Дальнего Востока до настоящего времени не проводилось. Некоторые аспекты деятельности федеральных органов власти затрагивались в юридической науке, преимущественно со смешанной тематикой (Д.Н. Бахрах, А. В. Высоцкий, И.М. Гуткин, В.И. Захаренко, Б.М, Клименко, А.А. Першин, А.А. Порк, Э.А. Пушмин, В.Б. Рушайло, А.Д. Шерстнев и другие).

3 стр., 1422 слов

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»(2002) ...

... охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, ...

С учетом специфики рассматриваемой темы отдельные вопросы в данной области рассматривали В.А. Балашов, С.Н. Булашов, В.В. Ласточкин, П.Н. Саклаков, В.Е. Чеканов и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве Дальнего Востока.

Предмет исследования — совокупность правовых норм, составляющих правовую базу обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве Дальнего Востока

Эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, материалы периодической печати.

Методологическую основу исследования составляют: исторический, системный, социологический, логический и сравнительно-правовой методы.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список использованных источников и литературы.