Функции теории государства и права (как науки) 1) Познавательная

Эссе

Подборка по базе: , Теоретические модели соотношения личности и государства и их кри , ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ И ЕЁ ФУНКЦИИ.docx , Общая часть гражданского права.docx , Семинар №10. Сущность и теории заработной платы. Система оплаты , Основы конституционного права.docx , понятие сущьность назначение права.docx , Тема 7.1. Исследование вентиляционной функции легких.docx , эссе права человека.docx , Концепция правового государства.docx


23.Феодальное государство и право: общая характеристика.

еодальное государство выступает как государство , пришедшее на смену или восточной деспотии, или рабовладельческому государству. Являлось государством класса феодалов. Основу феодального государства составляет сословное деление. Каждое сословие имеет свои особые права и обязанности. Сословия представляют собой сложившуюся на основе феодальных отношений классовую организацию, которая закреплена классовым законодательством. Переход из одного сословия в другое был крайне затруднен. Государство в этих условиях защищает интересы феодалов, и оно направлено против крепостных крестьян и ремесленников.

Феодальное государство во внутренней деятельности выполняет функции:

  1. удержания крестьян в зависимости и подавления их сопротивления;

  2. охраны частной собственности феодалов;

  3. идеологическую;

  4. ведения общих дел.

Во внешней деятельности осуществляет работу по защите своей территории и захвату чужих.

Основной формой феодального государства явилась монархия, которая на различных этапах сильно изменялась и характеризовалась сильной властью монарха. Развивался капиталистический уклад, раздробленность становится помехой, монархи начинают привлекать к управлению дворянство, духовенство, горожан. Сословно-представительная монархия. Сословно-представительная монархия сменяется абсолютной. Феодальные сословия приходят в упадок, а из сословия горожан формируется буржуазия. Абсолютизм — высший этап в развитии феодализма, характеризующийся строжайшим централизмом. Наблюдается персонализация государственной власти. и республиканская форма правления (Венеция, Новгород).

Феодальное право — возведенная в закон воля феодалов, направленная на эксплуатацию крестьянства и городского населения, закрепляет принадлежность земли феодалам и личную зависимость крестьян от помещика. Данное право имеет сословный характер, это так называемое право-привилегия. Партикуляризм складывается из разрозненных источников права, действующих в различных регионах страны. Рассматривает физическую силу, как вполне правомерный способ рассмотрения и разрешения юридических дел (феодальные поединки, «кулачное право»).

2 стр., 861 слов

Ведения кассовых операций. Права и обязанности кассира Общие положения

... время отсутствия кассира и (отпуск, командировка и пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и обязанности, по которым несет ответственность. 2. Должностные обязанности кассира Кассир: 1.1 Осуществляет ...

Особую роль в рассмотрении юридических дел имеют церковь и религия, создающие каноническое, или церковное право.

Основной источник феодального права — обычай. Обобщением древних обычаев.

24.Буржуазное государство и право: общая характеристика.

Буржуазный тип государства:

  • господство частной собственности на средства производства;
  • равноправие граждан при отмене сословий;
  • переход к свободному рынку при минимальном вмешательстве государства;
  • принятие конституций и хартий о правах и свободах человека;
  • общественное положение определяется уровнем доходов.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов:

1 этап период становления и развития капиталистического государства .

буржуазная демократия, парламентаризм, законность

2 этап период монополистического капитализма . Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

3 (современный) этап

В социально-классовой структуре общества образуется «средний» класс – основной стабилизатор общественных отношений. Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

теория государства всеобщего благоденствия

25. Социалистическое государство и право: общая характеристика.

Социалистический тип государства:

  • господствует общественная собственность;
  • отмена частной собственности и эксплуатации человека человеком;
  • народовластие;
  • постепенное отмирание государства и права с переходом к коммунистическому самоуправлению;
  • социализм есть бесклассовое общество, в котором все являются трудящимися.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти.

Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

4 стр., 1546 слов

Земельные участки как объекты гражданских прав и их правовые режимы

... гражданских прав и обязанностей по поводу доли в праве общей собственности на земельный участок. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. Земля сама по себе не является объектом имущественных прав, она является природным ресурсом, источником формирования земельных участков - объектов гражданских прав. Земельный участок как объект земельных отношений и гражданских прав ...

Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа.

26.Правовая система общества: понятие, структура, виды.

Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: 1) право (законодательство); 2) юридическая практика; 3) господствующая правовая идеология.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных формально определенных юридических норм, устанавливаемых обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества , целостную правовую действительность, систему юридических средств с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществ можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

Романо-германская

* Основной доминирующий источник права – закон, принимаемый государственной властью. Как правило, региональное законотворчество не допускается.

* Такое регулирование предполагает высокую степень централизации управления. Главный правотворец – центральные органы представительной власти (т.е. законодатель).

* Неписаные источники права вторичны, а пробелы в законодательстве рассматриваются как ЧП. Суды не являются правотворцами, поэтому лишь применяют нормы права (исключение: Конституционные суды могут принимать решения, равные законам).

* Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты.

* Большое распространение получили правовые кодификации.

Англо-саксонская

Основным источником права выступает акт судебного правотворчества (высшие судебные инстанции) – прецедент (появился в 13 в.).

Прецедентом является резолютивная часть судебного решения, признанная образцом для разрешения всех последующих аналогичных споров. Законы принимаются лишь в особых случаях по вопросам обороноспособности и безопасности страны.

Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье.

«+»

  • дистанция между человеком, ищущим защиты, и тем, кто эту защиту осуществляет, минимальна.
  • право рождается в ходе состязательного процесса, при котором судья выбирает и взвешивает доказательства и доводы сторон.

«-»

3 стр., 1131 слов

Права и мораль в современном обществе

... морально-правовой системы действия в решении социальных проблем. При взаимодействии морали и права в разного рода социальных сферах (медицина, правоприменительная практика, трудовые отношения и т.д.) возникает конфликт между исполняемыми моральными нормами, ...

  • со временем прецедентная система становится громоздкой и архаичной.
  • больше возможность давления на судью.
  • прецедентная система существенно зависит от субъективной воли одного лица – судьи.

Традиционная (традиционалистская)

Основной источник права – родоплеменной обычай.

4. Индусская (Индия, Индонезия, Бирма).

Основной источник права – общинная мораль и древняя Ведическая этика. Особую роль индусское право играет в тех сферах, где влияние ощутимо религии: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.

+

Мусульманская (религиозная)

Социалистическая

27.Право в системе социального регулирования.

В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений.

Среди такого рода регуляторов принято выделять:

Нормативные регуляторы

Ненормативные регуляторы

Ценностный регулятор

  • Директивный регулятор
  • Информационный регулятор

социальные нормы

Основные критерии соотношения права с иными регуляторами:

1. момент возникновения,

3. по содержанию,

4. по форме (внешнее выражение),

5. по механизму обеспечения,

6. по ареалу распространения,

7. по регулятивным возможностям.

Социальные регуляторы имеют общую природу, силу, единые условия возникновения и отдельные проявления их назначения в обществе. Упорядоченность социальной жизни обусловлена комплексным действием всех регуляторов вместе.

28.Право и религиозные нормы: характер взаимодействия.

елигиозные нормы – нормы, регулирующие отношения верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, строение и функции религиозных организаций.

Религиозные нормы, в отличие от права, морали и неправовых обычаев, не обладают признаками общеобязательности.

Они заключены в догматах определенного вероисповедания (концессии), могут, как и нормы права, заключаться в письменных документах (Библия для христиан и иудеев, Коран для мусульман и т. д.).

Религиозные нормы не обеспечиваются принудительной силой государства. Однако в тех странах, где имеется государственная и общеобязательная религия (теократическое государство), эти нормы являются источниками права и превращаются в нормы права (Саудовская Аравия, Оман и некоторые другие мусульманские страны).

В некоторых странах нормы права, морали и религиозные нормы могут совпадать между собой (запрещение убийства, кража, лжесвидетельство), но другие нормы распространяются только в отношении лиц, исповедующих определенную религию, кроме религиозных норм в теократических государствах.

В Российской Федерации взаимодействие права с религиозными нормами проявляется в законодательном признании свободы совести и религии, что выражается свободном исповедании традиционных для населения религиозных верований: православия, католицизма, ислама, буддизма, иудаизма. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека», «Итогового документа Венской встречи представителей государств — участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». В принятой в России «Декларации прав и свобод человека и гражданина» говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести , вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 14).

15 стр., 7366 слов

Судебные акты как источник российского трудового права

... качестве оснований прав и обязанностей (нормативных оснований) прав конкретных субъектов. Следовательно, необходимо различать такие понятия, как источник права, источник правового текста, источник норм права (текстуальный источник права), наконец, источник субъективных прав и обязанностей. Такой ...

29.Право и мораль: характер взаимодействия.

Право — Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. (Определение права было дано выше, см. ответ на вопрос 41.)

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов.

Этика же есть наука о морали (нравственности).

Единство между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у них единый объект регулирования — общественные отношения;

2) исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью:

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право — наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установленный срок);

5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права — мерами государственного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

4 стр., 1754 слов

Права человека и правовое государство

... XX в. правовое государство и в теории и на практике обретает те черты, свойства и характеристики, без которых цивилизованное общество существовать не может: гуманизм (приоритет прав человека по отношению ... под влиянием настоятельной практической необходимости, государство постоянно расширяло свои ведомства". Также и "Северная Америка не может служить ни нормой, ни доказательством в пользу ...

30.Право и обычаи: характер соотношения.

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи — такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате многократного повторения становятся привычными.

Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются нейтральными.

Нормы права и обычаи обладают рядом признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения. Если обычаи появились с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права реализуются с учетом возможности государственного принуждения.

31.Право и идеология: характер взаимодействия.

В обществе действуют различные виды идеологий (нравственная, политическая, национальная, государственная, правовая).

Все виды идеологий, являясь продуктом сознания взаимосвязаны и взаимообусловлены. В праве отражается государственная идеология, как наиболее интегративная идеология, включающая основные положения остальных видов общественных идеологий. Так как современное Российское государство не проводит четко выраженную идеологическую политику и Конституция Российской Федерации закрепляет, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, наиболее четко-определенной, официальной, выражающей политику государства является правовая идеология.

В контексте интегративного подхода к пониманию права правовая идеология, как часть правосознания, является частью правовой системы, т.е. изначально присутствует в материи права. В свою очередь правовая идеология испытывает на себе влияние других видов идеологий, действующих в обществе. Значение правовой идеологии на разных уровнях правосознания различно. Преобладающее значение перед другим элементом правосознания, правовой психологией, правовая идеология имеет на профессиональном и теоретическом уровнях правосознания. На обыденном уровне правосознания преобладающим является психологический компонент, однако большую роль играет нравственная идеология.

По субъектам-носителям уровни правовой идеологии подразделяются на индивидуальный, групповой, региональный, общества в целом и международный . Каждый уровень имеет свои специфические черты , влияет на другие уровни, однако не является простой суммой предыдущих, а выступает как самостоятельное системное явление. Уровень общественной правовой идеологии является определяющим для всех остальных уровней, отражением их главных свойств и черт. На данном уровне находят свое отражение нравственная, политическая, национальная, государственная идеологии. Как правило, правовая идеология общества находит свое отражение в основном законе государства в силу своей значимости. Таким образом, правовую идеологию общества в целом можно характеризовать как господствующая правовая идеология. Именно общественно-правовая идеология является основой юридической политики государства.

11 стр., 5344 слов

Право в системе социальных норм

... …, то…., а в противном случае”. Социальная норма - это первичный элемент нормативно-регулятивной системы общества. Нормативно-регулятивная система общества - это особая совокупность социальных норм общества, представляющая единое целое ... от установленных правил поведения См. подробнее: А.В. Венгеров. Теория государства и права. учебник для юридических вузов .-М. : Новый юрист, 1998, стр. 354 ...

Формирование правовой идеологии осуществляется посредством нравственного и правового воспитания, правового обучения, правовой пропаганды, с помощью средств массовой информации, художественной литературы, искусства и непосредственного общения.

Необходимо отметить зависимость эффективности формирования правовой идеологии от нравственного воспитания. В конечном итоге, правосознание личности будет зависеть от сформированной у нее нравственной идеологии. Поэтому деятельности государства в сфере правового воспитания, обучения, должна предшествовать работа по формированию у гражданнравственного правосознания.

До использования комплексного подхода к механизму действия права, утвержденная в науке конструкция механизма правового регулирования рассматривалась как чисто юридический механизм реализации норм права.

Комплексный подход к механизму действия права, разработанный коллективом кафедры социалистической законности в органах внутренних дел Академии Управления МВД СССР (B.C. Афанасьев, H.JI. Гранат, И.П. Левченко, В.А. Иванов) позволил учесть влияние целого ряда неправовых факторов на процесс реализации норм права: экономических, политических, организационных, а так же идеологических. Согласно комплексному подходу, идеологический фактор присутствует на всех стадия механизма действия права (правообразование, правотворчество, правореализация).

Идеологическую составляющую механизма действия права можно рассматривать с внутренней и внешней стороны.

Внутренняя идеологическая составляющая механизма действия права характеризуется тем, что правовая идеология, как составная часть правосознания, является элементом системы механизма действия права. Социальный субъект действия права, преломляя в своем сознании экономические, социальные, политические и др. потребности, вырабатывает собственные представления, взгляды на право.

Внешний идеологический аспект механизма действия права можно рассматривать в двух направлениях.

Во-первых, идеология (во всей совокупности ее видов) является частью социальной среды действия права. Во взаимодействии с другими социальными условиями действия права (политическими, экономическими и др.), идеология оказывает влияние на характер действие права, его направленность, результативность.

Во-вторых, идеологические средства, входят в состав неправовых (социальных) средств механизма действия права. Среди них важное значение имеет нравственное воспитание (формирование нравственной идеологии, как источника правовой идеологии), правовое воспитание, научное обоснование действия права, в том числе прогнозирование социальных последствий действия закона, разработка возможных рассогласований в процессе его реализации, исследование среды действия и ДР

На стадиях механизма действия права влияние разных видов идеологий различно. На правообразование особое влияние оказывает нравственная идеология, так как только соответствующие нравственной идеологии правила поведения могут быть закреплены в качестве правовых норм, и общественная идеология. Такие структурные элементы общественной идеологии, как общественные потребности и интересы, являются исходным пунктом правообразовательного процесса.

17 стр., 8143 слов

Особенности конституционно-правовых норм

... норм – только конституционные нормы». Целью данной курсовой работы является исследование конституционно-правовых норм и выявление их особенностей. Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие и признаки правовой нормы; ... жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи и другие. Нормы – это ...

На стадии правотворчества особенно заметно взаимодействие и превращения друг в друга индивидуальной, общественной и государственной идеологии. Так на идеологические представления субъекта правотворчества воздействует общественно-правовая идеология. В свою очередь идеологические представления субъекта правотворчества под влиянием его эмоционального отношения, формируют волевое действие, выражающееся в принятии нормы права, которая становится выражением государственной идеологии.

Заметное влияние на правотворчество оказывает политическая идеология, в частности политическая идеология партии, имеющие большинство в законодательном органе страны.

На стадии реализации права важен индивидуальный уровень правовой идеологии участников правоотношений. При таких формах реализации права как соблюдение, исполнение, использование, он часто соответствует обыденному уровню правосознания . В процессе соблюдения норм права человек, часто руководствуется не столько знанием правовых норм, сколько своими представлениями о праве и нравственными идеологемами. При правоприменительной форме реализации права необходим уровень правовой идеологии соответствующий профессиональному правосознанию, которое является необходимым субъективным элементом правоприменительной деятельности.

В свою очередь, право, выступая регулятором общественных отношений, действует через сознание людей, формируя мотивы, цели, стимулы, ограничения деятельности индивидов. Все виды сознания (политическое, нравственное и.т.д.), испытывают на себе влияние права, однако правосознание , в силу своей специфики, находится в наиболее тесном взаимодействии с правом. Правовая идеология, как часть правосознания, является не только источником права, но и объектом его воздействия.

Процесс влияния права на правовую идеологию включает в себя как объективные условия, так и субъективные факторы. Объективной стороной этого процесса является воздействие на правовую идеологию бытия, то есть правовая информация усваивается в результате практической деятельности, общения с другими людьми. С субъективной стороны право влияет на правовую идеологию путем правового обучения, воспитания, пропаганды.

Таким образом, право может оказывать воздействие на идеологию как целенаправленно (прямо), так и нецеленоправленно (косвенно) . Целенаправленное влияние права заключается в усвоение личностью совокупных, теоретически обобщенных правовых убеждений посредством правового воспитания, обучения. Нецеленаправленное влияние права заключается в том, что у человека правовые представления формируются индивидуально в процессе воздействия на него окружающей социальной среды.

Большое влияние на формирование правосознания граждан оказывает правовая деятельность органов внутренних дел, так как взгляды населения о действующем праве обусловлены во многом общественным мнением о правоохранительных органах вообще и об органах внутренних дел в частности. Поэтому идеологический аспект правовой деятельности органов внутренних дел имеет большое значение для идеологический деятельности государства.

9 стр., 4153 слов

Статья: Право собственности в международном частном праве. Правовое ...

... зарегистрированы в РФ, то их правовой режим будет определяться по российскому праву. Особо следует ... в области наследственных правоотношений, авторского права и права на товарный знак в случае установления права собственности на имущество ликвидируемого предприятия с иностранным ... права собственности Исходным началом для разрешения большинства коллизионных вопросов права собственности в МЧП является ...

Идеологический аспект правовой деятельности органов внутренних дел можно рассматривать в двух направлениях.

Во-первых, внутренний идеологический аспект правовой деятельности органов внутренних дел заключается в работе по правовому воспитанию личного состава, повышению уровня профессиональной правовой идеологии, а так же нравственного сознания сотрудников органов внутренних дел. Данный аспект деятельности органов внутренних дел напрямую зависит от государственной, нравственной, господствующей в обществе правовой идеологии и других видов идеологий. От уровня нравственно-правовой идеологии сотрудников органов зависит процесс толкования норм права, нормотворческой деятельности, применении права.

Внешний идеологический аспект правовой деятельности органов внутренних дел заключается в осуществлении воздействия на общественное правосознание и правосознание социальных групп и отдельных граждан. Данный вид деятельности может осуществляется органами внутренних дел как прямо, путем проведения воспитательных бесед, правовой пропаганды, так и косвенно — в процессе правоприменительной деятельности. Содержание идеологической деятельности органов внутренних дел определяет государственная и господствующая правовая идеология, а ее эффективность во многом зависит от уровня правовой идеологии самих сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, общественное правовое сознание, основой которого является практика применения права, напрямую зависит от эффективности деятельности органов внутренних дел по охране правопорядка, в процессе которой обеспечивается обязательность права. В свою очередь эффективность правовой деятельности органов внутренних дел во многом определяется уровнем правой идеологии сотрудников органонов, а также соответствием государственной и господствующей правовой идеологии требованиям общественной жизни.

Рассмотренная нами проблема взаимодействия права и идеологии в современном Российском государстве позволяет определить что эти два понятия тесно взаимосвязаны и взаимоопределяемы. Поэтому, актуальной проблемой для современного российского государства является поиск истинных, нравственно и исторически обусловленных культурных ценностей, адекватно накладывающихся на общественное сознание народа и выступающих составной частью его духовной культуры, которые будут составлять основу идеологии государства.

Именно от идеологической деятельности государства, направленной на формирование мировоззрения граждан, будет зависеть и содержание правовой идеологии, а так же нравственной, политической, национальной и др., которые оказывают непосредственное влияние на механизм действия права.

32.Право и корпоративные нормы: характер соотношения. Понятие корпоративных норм. Как уже отмечалось, корпоративные нормы – это правила поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются негосударственными организациями и распространяются на их членов. Эти нормы содержатся в уставах, положениях, иных нормативных актах негосударственных организаций и определяют порядок формирования данных организаций, их структуру, компетенцию, права, обязанности и ответственность их членов.

К сожалению, в некоторых учебниках даются не совсем четкие определения корпоративным нормам, в связи с чем под эти определения невольно подпадают также нормы государственных организаций, в частности нормы государственных учреждений и предприятий. Кроме того, некоторые авторы прямо относят к корпоративным нормам нормы отдельных государственных организаций[24].

Думается, однако, что нормы государственных организаций (учреждений, предприятий) – это не корпоративные нормы, а локальные нормы права. К корпоративным же нормам относятся нормы, создаваемые именно негосударственными организациями (политическими партиями, общественными организациями, негосударственными учреждениями и предприятиями и т. д.).

Соотношение права и корпоративных норм. Соотношение права и корпоративных норм, так же как соотношение права и обычаев, принято рассматривать с точки зрения их единства, различия и взаимодействия.

правилами поведения

Различие права и корпоративных норм можно провести по способу возникновения, форме внешнего выражения, степени обязательности, способу обеспечения и некоторым другим критериям.

способу возникновения

форме внешнего выражения

степени обязательности

способу обеспечения

Можно указать и на некоторые другие различия. В частности, корпоративные нормы не представляют собой единой системы норм в масштабах страны (это неопределенное множество небольших локальных систем), выражают волю и интересы членов создавшей их организации, регулируют преимущественно внутриорганизационные отношения и т. д.

Взаимодействие права и корпоративных норм выражается, прежде всего, в том, что нормы права, закрепляя право граждан и других лиц на объединение (ст. 30 Конституции РФ), разрешают тем самым создавать в рамках соответствующих объединений корпоративные нормы. Одновременно запрещается создание общественных объединений (а значит, и соответствующих корпоративных норм), цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13 Конституции РФ).

Кроме того, уставы ряда общественных объединений, а также ряда других негосударственных организаций подлежат обязательной регистрации в органах государства. После регистрации устава эти организации признаются юридическими лицами, а нормы уставов коммерческих, предпринимательских и некоторых других организаций приобретают характер правовых норм.

С другой стороны, корпоративные нормы, ставшие нормами права, дополняют действие правовых норм, установленных государством.

33.Правовая культура и правовое воспитание.

21. Правовая культура и правовое воспитание

Правовая культура, Формы правовой культуры

  • правовая культура общества;
  • правовая культура личности;
  • правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву , становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.

Направления правового воспитания

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Поделитесь на страничке

34.Правосознание: понятие, структура.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Правосознание — одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т. д

Правосознание- это отношение людей к праву.

По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:

Правовую идеологию, Правовую психологию, Поведенческие факторы

Все компоненты находятся в единстве.

35.Принципы права: понятие, классификация.

Принципы права – это основополагающие идеи (начала, положение), характеризующие его сущность, содержание и назначение, а также определяющие законодательную и правоприменительную деятельность.

В зависимости от сферы распространения действия принципов права классифицируют:

1.

Общеправовые принципы права – это принципы, которые распространяют свое действие на всю систему прав (принцип справедливости, гуманизма, законности, формального равенства, единство прав и обязанностей и др.);

2. Межотраслевые принципы права – это принципы, которые лежат в основе нескольких отраслей права (например, принцип гласности судопроизводства в ГПП и УПП);

3. Отраслевые принципы права – это принципы, которые раскрывают и определяют особенности правового регулирования нескольких отраслей (принцип единства земельного участка и недвижимого имущества, расположенного на нем в земельном праве);

4. Принципы отдельных правовых институтов– это принципы, которые распространяют свое действие на отдельные правовые институты.

Общая характеристика общеправовых принципов:

1. Справедливость – это принцип, который означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2. Юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»;

3. Гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;

4. Единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений — субъектов права , и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность;

5. Законность — система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

36.Правовая реформа: понятие, стадии, виды

Правовая реформа — ϶ᴛᴏ комплекс радикальных изменений в правовой системе, осуществляемый в целях придания ей цивилизованного характера и формирования правового государства.

Необходимость проведения правовой реформы в нашем государстве связана с рядом факторов:

  • правовая система — ϶ᴛᴏ статичное, «застывшее» образование, она с трудом и исключительно в незначительной мере поддается эволюционному изменению;
  • по϶ᴛᴏму необходимы целенаправленные, сконцентрированные усилия, ɥᴛᴏбы приспособить ее к меняющимся условиям;

— отечественная правовая система несет на себе отпечаток прежнего режима, совершенно противоположного идеям правового государства, по϶ᴛᴏму переход к новому режиму в наших условиях связан с действительно радикальными изменениями, кᴏᴛᴏᴩых достичь можно только путем целенаправленной, продуманной, распланированной и долговременной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Направления правовой реформы определяются по трем основным компонентам правовой системы. В связи с данным выделяют:

  • § реформа законодательства (ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует нормативному компоненту правовой системы);
  • § реформа правоохранительных, прежде всего судебных, органов (ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует юридической практике);
  • § реформа в области правосознания (ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует субъективному компоненту правовой системы).

Реформа в области законодательства содержит в себе два момента:

  • формальный — означает необходимость обеспечить верховенство закона, сделать законы непосредственно действующими, придать им характер правовых законов (в т.ч. и с позиции ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия правам человека);
  • содержательный — означает необходимость обновить законодательство, содержание законов, ɥᴛᴏбы с их помощью обеспечить позитивные изменения.

— В контексте этого реформа законодательства предполагает отмену устаревших норм права, устранение пробелов в праве, принятие новых нормативно-правовых актов, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих современным социально-экономическим и политическим условиям. На сегодняшний день ϶ᴛᴏ направление правовой реформы активно проводится в нашей стране, после принятия Конституции 1993г. обновлен значительный массив законодательства, принят ряд основополагающих конституционных законов, издаются кодифицированные акты и т.д.

37.Система права: понятие, структура

Система права — это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Структурными элементами системы права являются:

  • норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера.
  • отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

(уг. право, гр.право)

  • подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве — авторское право, жилищное;
  • в земельном — горное, водное)
  • институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи)

Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов.

Виды институтов:

  • материальные (регулируют отношения между людьми и распоряжением имуществом)
  • процессуальные (порядок разрешения споров)
  • отраслевые (нормы одной отрасли права)
  • смешанные (нормы двух и более отраслей права)
  • простые (небольшой, не содержит подразделений)
  • сложные (имеет в своем составе субинституты)
  • регулятивные (регулирование отношений), охранительные, учредительные (закрепляют определенное положение).

  • субинститут, более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права ( институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

38.Отрасли права: понятие, виды, критерии обособления.