Гражданское общество и правовое государство

Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.

Однако государство не является абсолютным благом, с ним связано и немало негативного. Она может злоупотреблять своим монопольным правом принуждения и совершать насилие над обществом. Государства втягивают народы в кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных народов, вводить жесткие законы, облагать население непомерными налогами и т.д. Государственное насилие самое страшное, потому что оно опирается на силу государственной власти с ее карательным аппаратом, совершается в масштабе всего общества и не оставляет гражданам законных путей и способов борьбы против него. Негативные стороны функционирования государства проявляется не только в недемократических политических режимах. Любое, даже самое демократическое, государство стремится к расширению своих полномочий и установлению тотального контроля над обществом.

Однако, государство не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. С целью минимизации негативных последствий функционирования государства для общества, ограничения возможного зла от нее, человечество отработало ряд теоретических и практических способов. К ним относятся, в первую очередь, теория демократии с ее концепциями и принципами и их практической реализацией. Особое место в арсенале теоретических способов влияния общества на государство принадлежит теории правового государства и гражданского общества.

1. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. По определению Ж.Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющие данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства». [2, с.176]

7 стр., 3217 слов

Государство как субъект гражданских правоотношений

... государственных и муниципальных органов, как , субъектов гражданского права стало причиной нашего исследования. Цель исследования. Рассмотреть государство как субъект гражданских правоотношений Задачи исследования: Рассмотреть позицию ... случае можно привести пример, который касается интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, ...

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации).

В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук. [3, с.226]

Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности… – писали Маркс и Энгельс. – Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его…». [3, с.227]

7 стр., 3391 слов

Государство как субъект права собственности

... собственности правовой механизм управления объектами права этого вида собственности; историко-правовую оценку эволюции отношений публичной собственности; исследование специфических способов реализации собственнических полномочий государством, которые недоступны другим субъектам гражданского права. ... подход к праву. 1 Маковский А. Гражданское законодательство: пути развития // Право и экономика. ...

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколь­ко веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в неко­торых странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее офор­мление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римское частное право).

Но это были только элементы, очаги граждан­ского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ.

Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми движениями, столкно­вениями классов, коренными преобразованиями общественной идео­логии.

На первом этапе (примерно ХVI-ХVII вв.) складывались эко­номические, политические и идеологические предпосылки гражданско­го общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.).

К этому же времени относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики, оформ­ление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и привилегий стояли горожане. От начала буржуазной революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет Нового времени.

На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве.

В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

  • экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
  • безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;
  • легитимность и демократический характер власти;
  • равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;
  • правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
  • политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
  • свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
  • невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
  • классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
  • эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти.

7 стр., 3072 слов

Особенности развития государства и права стран Древнего Востока

... Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии. Особенности развития государства и права, а также основные кодификационные документы того времени я рассмотрю в своей работе. Особенности государственного и общественного государств. Характеристику восточного типа ...

В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные потребности граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.

Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.