Проблема взаимоотношений власти и собственности

Феномен власти-собственности — термин социальной антропологии, обозначающий право верховного правителя надобщинного коллектива распоряжаться всем его достоянием от его имени и в его интересах. Общество, где функционирует этот институт, не знает собственности, оно основано лишь на власти правителя. В этом случае высшая власть нередко сакрализована.

Первым на отсутствие частной собственности в восточных обществах обратил внимание Карл Маркс, выдвинувший идею об азиатском способе производства. Проблема соотношения «власти» и «собственности» активно изучалась на материале европейского средневековья медиевистом А. Я. Гуревичем, однако сам термин «власть-собственность» применяется к истории Востока, в частности его создателем — Леонидом Васильевым, который считает, что это феномен есть «имманентная специфическая сущность, квинтэссенция всех неевропейских (незападных по происхождению) обществ в истории».

Смысл концепции заключался в том, что тысячелетиями вне антично-буржуазного Запада формировалась власть старших в управляемыми ими коллективах от патриархальной семейно-клановой группы до деревенской общины, а затем и племени, что привело к возникновению урбанистической цивилизации и государственности.

Принцип устоявшейся тысячелетиями власти старших привёл к оформлению всевластия правителя при отсутствии представления о собственности, а затем и к всеобщему признанию бесправными подданными верховной собственности носителя власти. Иными словами, не мифическая частная собственность привела усложнявшиеся общества вне Запада к классам и государствам, не отношения производства сыграли при этом, на чем настаивал марксизм, решающую роль. Главным был социполитический процесс, происходивший безо всяких частных собственников. Он создал отношения власти, привёл к самоорганизации усложнившегося и численно разросшегося общества и к появлению государства как института, основанного на чётком расслоении общества на управителей и управляемых. Общество, в котором существует этот институт, не знает никакой собственности, основанной на праве, оно стоит на абсолютной власти правителя. Феномен власти-собственности Васильев считает имманентной специфической сущностью, квинтэссенцией всех неевропейских обществ в истории. Несмотря на то, что со временем в развивавшихся государственных образованиях Востока, вплоть до великих его империй, в результате процесса приватизации появлялась и порой играла даже важную роль частная собственность, эта собственность там всегда была искусственно оскоплена, т.е. ограничена в своих возможностях и строго контролировалась государством. Естественно, это препятствовало возникновению буржуазии как самодеятельного слоя.

11 стр., 5273 слов

История политических и правовых учений

... учение Конфуция и Шан Яна как основоположников политико-правовой мысли Древнего Китая. Структура работы состоит из введения, основной части (2 главы), заключения и библиографии. Глава 1. Политические и правовые ... сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах ( ...

Политическая элита.

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Характерные черты:

  • Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа
  • Высокий социальный статус
  • Значительный объем государственной и информационной власти
  • Непосредственное участие в осуществлении власти
  • Организаторские способности и талант

Функции политической элиты:

1) изучение и анализ интересов различных социальных групп;

2) субординация этих интересов;

3) отражение интересов в политических установках;

4) выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);

5) создание механизма воплощения политических замыслов:

  • a) назначение кадрового аппарата органов управления;
  • b) создание и коррекция институтов политической системы;
  • c) выдвижение политических лидеров.

Теории политических элит, Теория элит В.Парето.

Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях, поэтому социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют ЭЛИТУ (правящий класс, господствующий класс, высший слой, аристократию).

В каждой сфере деятельности существует своя элита. Парето различает 2 вида элиты: правящую, т.е. принимающую участие в осуществлении политической власти . Социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть — основная масса населения («низший слой»).

Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как результат естественного отбора. В этом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности. В целом, у Парето доминирует такое представление о формировании элиты, но встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания, умение использовать для своих целей слабые места других людей, способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции, способность применять силу, когда это необходимо. Если элита неспособна применить одно из последних качеств (убеждение или силу), она сходит социология сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История — это кладбище аристократий». Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последней пополняет состав элиты.

14 стр., 6780 слов

Политический (государственный) режим и его виды

... в настоящее время; 6) рассмотреть политический режим современной России. Объектом данной курсовой работы являются существующие виды политического (государственного) режима. Предметом данной курсовой работы является политический режим, сложившийся в Российском государстве. политический режим авторитарный тоталитарный Особенностью современного развития России ...

Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что замедляется циркуляция элиты. Сущность революции состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. В историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена — закон существования человеческого общества. Но изменяются не только составы элит; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит. Первый тип элиты, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Правящая элита больше заботится о настоящем и меньше — о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные — над идеальными; интересы индивида — над интересами семьи, нации. Такой тип элиты Парето называет лисами. С течением времени «инстинкт комбинации» в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается «инстинкт настойчивости в сохранении агрегатов». Когда это расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты, для которого характерны агрессивность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам.

Этот тип элиты Парето называет львами. В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории «спекулянтов» (лисам) и «рантье» (львам), каждая из которых выполняет в обществе полезную функцию. «Спекулянты» часто служат причиной изменений и экономического и социального прогресса, «рантье» составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором исключительно преобладают «рантье», остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют «спекулянты», лишено стабильности и находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть разрушено изнутри или извне.

Теория элит Г.Моска.

Гаэтано Моска — выдающийся итальянский политолог, родился в 1858г.

В 1896 г. вышла его книга «Элементы политической науки». В 1939 г. эта книга была переведена на английский язык и издана под названием «Правящий класс».

В своей книге Моска утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции.

Правящие классы стремятся не только к приобретению и сохранению богатства, но и претендуют на ключевые позиции в распространении и использовании научных знаний, к господству в духовной сфере. В любом обществе действует тенденция к образованию «наследственных каст» правящего класса.

12 стр., 5975 слов

Особенности формирования гражданского общества в России

... независимую от государства совокупность отдельных индивидов, классов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. Он пока зал, что гражданское общество сформировалось в результате исторической транс формации всей общественной ...

Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои позиции и передавать их своим потомкам, стремится к превращению в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, порождающее периодические конфликты элиты с определенными частями нижних слоев.

Моска основное внимание уделил структуре политического механизма.

Главная заслуга Моски — выделение элиты как специального объекта исследования, анализ ее структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены ее контрэлитой.