Школа административного управления. Принципы управления А. Файоля

Возникновение административной школы связано с именем француза (1841 — 1925).

Поэтому эквивалентом ее названия является «файолизм», а эквивалентом ее сущностной характеристики «общая теория менеджмента».

Впервые работа А. Файоля «Общее и промышлен­ное управление» была опубликована в 1916 г. В это время в Америке, как и в Европе, широкое распространение получили идеи Тейлора. Неудивительно, что американские пионеры научного менеджмента не приняли идей Файоля. Не сразу их признали и во многих европейских странах. В дальнейшем история полностью подтвердила, что идеи Файоля соответствовали требованиям времени и месту — Европе. Со временем сторонники этой школы появились и в других регионах мира.

Органический подход к построению орга­низации занимают важное место не только в теории и практике управления, но и в теории организации. Термин «органический» как бы придает организации качества живого организма, свободного от недостат­ков механистической структуры. В основу описания рассматрива­емых подходов положена ситуационная теория.

Адаптивные,, Школа административного управления. Принципы А. Файоля.

Анри Файоль: Личность и карьера

пожарами. В возрасте 25-ти лет был назначен на должность управляющего шахтами компании. Параллельно занимается разработкой проблем геологии, пишет и публикует работы по безопасности горной добычи.

В 1888 г. компания оказалась в очень сложном финансовом положении. Несколько лет не выплачивались дивиденды; литейное производство не приносило прибылей; залежи угля были почти исчерпаны. Именно в это время Файоль был избран директором компании и начал работу по выводу ее из кризиса. После ряда структурно-организационных преобразований и реализации мер по экономии компания возобновила свою деятельность. Уже в 1918 г. под руководством Файоля она получила статус «непоколебимой». Как часть крупной горнодобывающей и металлургической группы в Центральной Франции продолжает функционировать и в настоящее время.

Файоль предпринимает попытку теоретического обобщения практики менеджмента, с тем чтобы продвинуться к созданию теории менеджмента. В 1908 г. в докладе на юбилейном заседании Общества добывающей промышленности он предлагает перечень принципов менеджмента, главными из которых были:

централизация и децентрализация власти.

  • Каждый работник осознанно или неосознанно является частью организации, вкладывает в нее свою душу;
  • единство руководства.
  • порядок. Каждому человеку свое место и каждый — на своем месте;

Необходимость теории менеджмента и сущность административной школы

4 стр., 1919 слов

Административная теория Файоля

... «Административная теория государства» (1923). Управление как администрирование Файоль намеренно употребляет термин «администрирование» вместо «менеджмент». Дело не только в том, что «менеджмент» специфически американский термин, а ... жизнь многим современным школам и направлениям. В частности, школа управленческих процессов позаимствовала у Файоля функции планирования и организации, развив их дальше ...

Исходной точкой зрения Файоля на менеджмент было то, что он считал его обязательным в любой сфере деятельности человека: в производстве, бизнесе, политике, правительстве, религии, в семье. То, что менеджменту не учили в школах и универси­тетах, как это имело место с преподаванием технических наук, было, согласно Фаиолю, результатом отсутствия теории менеджмента.

Файоль попытался дать определение теории менеджмента, которую он рассматривал как соединение принципов, правил и методов управления, выработанных и проверенных всеобщим опытом работы. Поскольку практика намного богаче теории, то между ними возникает несоответствие. Это и было причиной затруднений, возникающих в дальнейших теоретических обобщениях менеджмента и его последующем преподавании.

1. Операции технические (производство, изготовление

продукта, его переработка).

Операции коммерческие, Операции финансовые, Операции учетные

статистика).

6. (планирование, организация, мотивация, контроль и координация).

Интерес представляет и оценка Файолем качеств, которые необходимы менеджеру. Он расположил их в таком порядке:

  • (здоровье, сила, речь);
  • (способность понимать и изучать, умение оценивать, приспособление);

моральные качества

общее образование

специальные знания

опыт работы

Принципы менеджмента

Файоль и «файолизм» как административная школа в управлении исходили из того, что существуют универсальные управленческие принципы. Лишь с использованием этих принципов связан успех организации.

Принципы управления, по Файолю,— это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Как видно из определения, принципы не являются четко зафиксированными или абсолютными.

Применительно к деятельности высшего звена управления Файоль сформулировал следующие принципы:

Разделение труда., Власть и ответственность., Дисциплина., Единоначалие.

5. Согласно этому принципу деятельность, преследующая одну и ту же цель, должна организовываться одним руководителем в соответствии с единым планом. Лишь при таких условиях возможно обеспечить координацию и концентрацию усилий.

Подчинение частных интересов общим., Вознаграждение., Централизация.

9. Она представляла собой «цепь начальников» от самого высокого до самого низкого ранга. Иначе ее можно охарактеризовать как должностную структуру, которая представляет собой путь достижения власти и каналы передачи информации.

10. Порядок. представителя — это цель, а цель четко устанавливается в структуре деятельности.

11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

Стабильность персонала., Инициатива., Корпоративный дух., Органический подход к организации и его реализация в адаптивных структурах

Органический подход к проектированию организационных структур

9 стр., 4136 слов

Международное воздушное право: принципы, конвенции, организации

... предметом Варшавской конвенции 1929 г., Монреальской конвенции 1999 г., а также Гаагской и Монреальской конвенций по ... к полетам гражданских воздушных судов; в) организация полетов, управление и контроль за ними аэронавигационными службами; ... вне предоставленных коммерческих свобод воздуха. Несоблюдение принципа взаимности одним перевозчиком может причинить экономический ... "единообразного подход

к проектированию организации харак­теризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в при­нятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в усло­виях, когда используется нерутинная технология (высокая неопре­деленность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется слож­ное и динамичное внешнее окружение.

Органический подход позволяет организации лучше взаимо­действовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к измене­ниям. Если механистический подход ориентирует организацию на высокие структурированные роли, то описание работы при орга­ническом подходе может состоять всего из одной фразы: «Делайте то, что вы считаете необходимым, чтобы выполнить работу». При органическом подходе в силу отсутствия ясных оценок и стандартов работником больше движет самомотивация и внутреннее вознаграж­дение, чем четко разработанная система формального контроля.

Адаптивные структуры

адаптивных структур

матричные,

проектные,

программно-целевые,

фрагментарные,

адхократические.

проектная

Проект — это временное образование, ликвидируемое после завершения ра­бот. Организационно он может быть оформлен в качестве самостоятельной дочер­ней фирмы или подразделения (так называемые

Основная задача центра состоит в разработке и освоении новых продуктов, сбыт которых обеспечил бы фирме устойчивое положение на рынке. В составе центров работают службы поиска прибыльных рынков, состоящие из 10— 15 человек.

Суть структур состоит в том, что временные проектные группы со­здаются в рамках постоянно существующих подразделений.

Исходя из поставленных задач, происходит перераспределение людских и материальных ресурсов, выделенных подразделению на выполнение общего объема деятельности. В матричных структурах один и тот же работник (единица оборудования) может попеременно выполнять задания, относящиеся к различ­ным проектам.

крупным стратегическим целям,

В сущности, она представляет собой разновидность матричной или проект­ной. С проектной ее роднит целевая ориентированность на решение конкретной проблемы и временный характер существования, а с матричной — отсутствие до­полнительных подразделений.

В программно-целевую структуру объединяются отдельные виды деятельнос­ти из существующих подразделений или сами эти подразделения на период реше­ния задач, поставленных в комплексной целевой программе.

команды

Комитеты,

например структуру, занимающуюся подготовкой празднования юбилея организации; к по­стоянным — связанную с формированием планов, совершенствованием управ­ления и пр.

  • координация работы нескольких равноправных подразделений, если руковод­ство ими по тем или иным причинам нецелесообразно сосредоточивать в од­них руках;
  • привлечение к управлению высококлассных специалистов (в том числе и ря­довых), работающих в различных подразделениях;

и целевые группы.

4 стр., 1723 слов

Анализ организации и деятельности конвойной службы милиции

... их к месту назначения. Охрану и конвоирование лип рассматриваемой категории осуществляют специальные подразделения или наряды милиции. Цель работы – анализ организации и деятельности конвойной службы милиции., В соответствии с ... слова как французского - «regime», обозначающего уклад, порядок или образ жизни человека, группы людей. Режим в ИВС включает в себя следующие задачи: 1. Создание условий ...

Группы по совершенствованию технологических процессов

Целевые группы

группы по совершенствованию деятельности под­разделений.

  • поиском и устранением факторов, препятствующих нормальной работе;
  • выявлением резервов, позволяющих повысить ее эффективность;

кружки качества.

В целом обеспечивает все условия для того, чтобы работники чувствовали себя удовлетворенными, что не может дать традиционная специализация рабочих мест.

Организация, состоящая из относительно слабо связанных между собой групп специалистов высшей квалификации и незначительного количества вспомогательного персонала имеет в основе так называемую {лат.

Она свойственна научным учреждениям, внедренческим фирмам и т. п., где вы­полняются сложные нестандартные работы, требующие применения высоких тех­нологий и творческого подхода на основе групповой деятельности.

Адхократическая организация основана преимущественно на неформаль­ных отношениях. Ее участники в основном выполняют функции экспертов, самостоятельно выбирающих способы своей деятельности. Вознаграждение обычно бывает коллективным и распределяется в соответствии с квалифика­цией, знаниями, вкладом в конечные результаты.

Власть в таких организациях основывается на знаниях и компетентности. Поскольку исполнители понимают, что нужно делать, и каждый отвечает за свои действия, им предоставляется максимальная свобода, а менеджеры осу­ществляют лишь формальный контроль.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/administrativnaya-shkola-fayol/

1. Веснин В. Р. Менеджмент М. 2003

2. Граждан В. Д. Теория управления М. Гардарики 2005

3. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: анализ, планирование, контроль. С. -П. 1999

4. Кредисов А. И. История учений менеджмента Киев ВИРА-Р 2000

5. Парахина В. Н., Федоренко Т. М. теория организации М. КНОРУС 2004