Опоиб. Информация как объект правоотношений

Подборка по базе: , Работа с графическими объектами.docx , 8 объектов.docx , ОСӨЖ 1 Информациялық ақпаратты медицинада өңдеу.pptx , Мемлекеттік опасыздық қылмысының объектісі және объективтік жағы , Характеристика объекта автоматизации.docx , т. 60 Воспитательная школы как объект управления.doc , Доп информация по уроку ЦА.docx , Субъекты трудовых правоотношений.doc , + информация населению классификация ЧС.docx


Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности.

Информация как объект правоотношений

В современном цифровом обществе информация является объектом правовых отношений как на государственном , так и межгосударственном уровне. Информацию как объект правовых отношений в РФ определяет часть 1 статьи 5 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации информационных технологиях и о защите информации» следующим образом:

«Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений»

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц , участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

3 стр., 1060 слов

Право спорта. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, ...

... культуре (включая старшего); инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций; инструктор-методист спортивной школы. Специфика деятельности тренеров в спорте имеет следующие особенности. 1. Самая ... преследуют временные неудачи, ведь деятельность тренера обладает высокой конкурентностью, нестабильностью статуса и профессионального положения; е) деятельность тренера связана с высоким уровнем ...

2. Конституционные гарантии прав граждан в информационной сфере и механизм их реализации

В целях охраны и зашиты прав и свобод граждан Конституция РФ устанавливает гарантии, а Уголовный кодекс РФ — ответственность за правонарушения в информационной сфере. К основным конституционным гарантиям относятся:

  • признание прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми (ст. 17), равными (ст. 19), непосредственно действующими (ст. 18) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и защищаемыми государством (ст. 45);
  • признание того, что законы подлежат официальному опубликованию (ч. 3 ст. 15).

    Неопубликованные законы не применяются;

  • права и свободы «определяютсмысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти , местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18);
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24);
  • механизмы защиты наряду с государственной защитой предусматривают право каждого на самозащиту «всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45), судебную защиту (ч. 1 и 2 ст. 46), международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46);
  • сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, содержащих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41).

Важной составляющей правового регулирования в области информационных технологий является установление ответственности граждан за противоправные действия в информационной сфере.

В условиях недостаточно развитого государственного права механизма обеспечения безопасности информационных систем серьезное значение приобретают документы предприятия, регулирующие отношения с государством и коллективом сотрудников на правовой основе. К этим документам можно отнести:

  • устав предприятия , закрепляющий условия обеспечения деятельности и защиты информации;
  • коллективный договор;
  • трудовые договоры с сотрудниками предприятии, содержащие требования по обеспечению защиты сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • правила внутреннего договора распорядка рабочих и служащих;
  • должностные обязанности руководителей, специалистов и обслуживающего персонала.

3. Понятия и виды защищаемой информации по законодательству РФ

Статья 5 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» устанавливает две группы информационных ресурсов по категориям доступа: открытые информационные ресурсы и информационные ресурсы , доступ к которым ограничен в соответствии с законом.

Все государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

5 стр., 2068 слов

Правовое положение сословий по своду законов Российской империи 1832г

... том Свода законов Российской империи 1832 г.). Белковец И. П., Блатковой В. В. Глава I. Подготовка свода законов. Система Свода М. М. Сперанский Существует два основных подхода к кодификации права: сведение всех ... имеющим населенного недвижимого имения, по семейному разделу, надлежало поступать в соответствии с законами о наследствах, «приходящих к не имеющим права владеть крепостными людьми». ...

В соответствии с законом «Об информации…», защите подлежат сведения ограниченного доступа, а степень защиты определяет их собственник. Ответственность за выполнение мер по защите информации возлагается не только на собственника информации, но и на ее пользователя.

Информация с ограниченным доступом, в свою очередь, подразделяется на сведения, составляющие государственную тайну и конфиденциальную информацию (ФЗ «Об информации…»).

Классификация информации по категориям доступа

Классификация информации по категориям доступа 1

В Указе Президента России от 06.03.97 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» была предпринята попытка упорядочить состав конфиденциальной информации. Указом утвержден перечень сведений конфиденциального характера, в котором перечислены шесть видов информации.

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина , позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений , телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.