Источники избирательного права — это формы его внешнего выражения. Следует заметить, что общепринятое понятие источника права в юридической науке отсутствует. С позиции общей правовой теории понятие «источник права» рассматривается в двух аспектах: широком — как причины и закономерности правообразования или генезиса права и узком — как способ закрепления и существования норм права или как внешняя форма установления и выражения правовых предписаний. Нередко грань между источниками права в материальном смысле и юридическими источниками стирается, что в принципе отражает существующее единство взглядов на источник права и его юридическом значении как на нечто, относящееся к форме права. Не ставя своей целью анализ всех имеющихся воззрений на понятие источника права и его соотношение с формой права, заметим все же, что для исследования механизма правового правового регулирования политических электоральных отношений они вполне могут быть использованы как торжественные.
Источниками национального избирательного права Российской Федерации признаются действующие нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, закрепляющие принципы избирательного права и избирательный процесс. Естественно, такое огромное количество актов, которые в совокупности составляют институт избирательного права, можно и нужно классифицировать, т.е. определить их соподчиненность по территории действия и юридической силе.
1. Понятие и виды источников избирательного права в Российской Федерации
Понятие «источник права» является весьма многоплановым. Многие авторы сходятся в том, что в современной правовой доктрине нет единой, общепринятой точки зрения по вопросу об этом понятии.
Наиболее устоявшимся является подход, в рамках которого источники подразделяются на материальные, идеальные и юридические, и под последними понимаются внешние формы выражения права.
Раскрывая понятие «источник права», Е.И. Козлова пишет: «…в юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы» Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. С. 25.. О.Е. Кутафин отмечает: «…общепризнанным можно считать тот факт, что источники конституционного права — это форма установления и выражения действующих конституционно-правовых норм» Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. С. 16..
В качестве основных разновидностей источников права теория права называет правовой обычай, судебный прецедент, договор с нормативным содержанием, нормативный правовой (нормативный) акт. Выделяются также некоторые иные источники.
Понятие источников конституционного права
... акта он перестает считаться источником действующего права. Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды. Закрепление конституционно-правовой нормы в акте ... экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений. 3. ...
Правовой обычай, являющийся исторически первой формой права, можно определить как признанное государством правило поведения в той или иной ситуации, фактически сложившееся в результате многократного и длительного повторения людьми именно такого варианта поведения. Судебный прецедент представляет собой решение суда, вынесенное по конкретному делу, ставшее общеобязательным для аналогичных правоотношений в силу признания его таковым государством. В России роль этих источников права минимальна. Для романо-германской (континентальной) правовой семьи, к которой относится и российская правовая система, характерна превалирующая роль нормативных правовых актов.
Нормативный правовой (нормативный) акт — это принятый с соблюдением установленных процедур в определенной форме и обнародованный в установленном порядке официальный акт уполномоченного органа, содержащий нормы права. Он представляет собой строго формализованный акт, принимаемый органом в рамках своей компетенции и по строго регламентированной процедуре. Кроме того, важным видом источников права в современных государствах являются международные договоры, содержащие нормы международного права.
С учетом сказанного под источниками избирательного права в Российской Федерации следует понимать нормативные акты разных уровней, регулирующие отношения по поводу организации выборов и реализации избирательных прав граждан РФ, а также международные договоры Российской Федерации, содержащие нормы, касающиеся избирательных прав и демократических процедур проведения выборов. Источники отражают реалии и правовые потребности регулирования общественных отношений в сфере выборов и составляют правовую основу всего общественно-политического процесса воспроизводства властных органов.
- Конституция РФ;
- международные договоры Российской Федерации (а также в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права), устанавливающие международные избирательные стандарты;
- федеральные законы о выборах;
- конституции (уставы) субъектов РФ;
- законы о выборах субъектов РФ;
- подзаконные акты, содержащие нормы избирательного права.
2. Конституция Российской Федерации как источник избирательного права
избирательный право источник конституция
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/istochniki-izbiratelnogo-prava-2/
Конституция РФ представляет собой учредительный акт высшей юридической силы, основной закон государства, являющийся центральным звеном всей российской правовой системы. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция — это главный, базовый источник конституционного и, соответственно, избирательного права.
Конституция, как документ всеобъемлющей регламентации, содержит нормы, на которых основывается вся система правового регулирования государственно-значимых общественных отношений в Российской Федерации.
Помимо конституционных норм, непосредственно касающихся избирательных прав граждан, для существования и функционирования системы избирательного законодательства в Российской Федерации имеют принципиальное значение также иные нормы. Прежде всего это: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства (ст. 2 и 18 Конституции РФ), обеспечивающего равные права граждан Российской Федерации на всей ее территории (ч. 2 ст. 6, ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ); провозглашение единственным источником власти многонационального народа России, осуществляющего свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, при том что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ), а также закрепление единства системы государственной власти как основы федеративного устройства Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).
Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации, ...
... Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. 1.3 Динамика государственного долга Российской Федерации Предоставляя для Российской Федерации право приобретения ...
С учетом этого в целях удобства классификации и исследования конституционные положения, так или иначе имеющие отношение к избирательному праву, можно подразделить на две группы: общие базисные нормы, закрепляющие демократические институты в Российской Федерации, и нормы, непосредственно затрагивающие вопросы выборов.
К первой из названных групп следует отнести прежде всего ст. 1 Конституции РФ, определяющую Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Республиканская форма правления по определению предполагает наличие властных институтов, формируемых выборным путем, а демократический политический режим предопределяет широкое развитие форм прямой и представительной демократии. Статья 2, провозглашающая права и свободы человека высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту — обязанностью государства, в полной мере относится и к избирательным правам граждан РФ. Важнейшим для избирательного права положением являются нормы ст. 3 Конституций. Народ Российской Федерации называется единственным источником власти в государстве, что делает все властные полномочия государственных органов и органов местного самоуправления производными от волеизъявления народа. Такое волеизъявление опосредуется в том числе через свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа, о чем говорит ч. 3 ст. 3 Конституции РФ. Как следствие — только органы, сформированные таким образом (избранные народом или сформированные в установленном порядке выборными органами), являются легитимными. Любой захват власти или присвоение властных полномочий считаются противоправным деянием и преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).
Часть 1 ст. 11 закрепляет круг органов, осуществляющих государственную власть в России. Только названным органам народ Российской Федерации передает определенные властные полномочия в общегосударственном масштабе непосредственно, путем выборов, или опосредованно, путем их формирования выборными органами. Часть 2 названной статьи конституирует право субъектов РФ на образование региональных властных органов, в том числе на проведение соответствующих выборов.
Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти
... написанию курсовой работы. Объектом нашей работы являются общественные отношения возникающие в сфере деятельности Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти. Предметом нашей работы являются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, такие как Постановление, Распоряжение, Регламенты. Цель курсовой работы – провести ...
Статьи 71 и 72 Конституции РФ в рамках общего разграничения предметов ведения и полномочий определяют, кому принадлежит право образования тех или иных властных органов и право нормативного регулирования порядка их образования. Пункт «г» ст. 71 относит к исключительному ведению Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. Таким образом, порядок проведения и определения результатов выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ должен регулироваться исключительно нормами федеральных правовых актов, и вторжение в эту сферу законодательства субъектов РФ недопустимо.
Статьи 130 и 131 Конституции РФ касаются муниципального уровня российской избирательной системы. Местное самоуправление, согласно ч. 2 ст. 130, осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 131 структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Это означает, что некоторые вопросы, затрагивающие электоральную сферу, могут регламентироваться актами органов местного самоуправления.
Названные нормы формируют необходимую первооснову построения демократической системы выборов и избирательного права Российской Федерации. Они теснейшим образом взаимосвязаны с нормами, составляющими вторую группу. К последним относятся положения ст. 32, 81, 84, 96, 97, 102, 109, 135 Конституции РФ.
Одним из основных неотчуждаемых прав граждан является право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, закрепленное в ряду политических прав в ст. 32 Конституции РФ. Оно (формулировка «право избирать и быть избранными» включает в себя два равновеликих избирательных права — активное и пассивное) составляет ядро всей системы производных от него избирательных прав граждан. Та же статья устанавливает исчерпывающий перечень категорий граждан, не имеющих указанного права.
Статья 81 Конституции РФ определяет основополагающие начала выборов Президента РФ и предопределяет существование соответствующего федерального закона. Пункт «а» ст. 84 относит к полномочиям Президента РФ назначение выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а ч. 2 ст. 109 — назначение даты новых (досрочных) выборов в случае ее роспуска. Статьи 96 и 97 предусматривают выборный порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ и определяют параметры пассивного избирательного права для кандидата в депутаты. Статья 102 относит к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ назначение выборов Президента РФ.
Часть 2 ст. 135 предусматривает еще один орган, который может формироваться выборным путем, — Конституционное Собрание. Этой же нормой установлена необходимость принятия соответствующего федерального конституционного закона, которым и может быть определен выборный порядок формирования (созыва) Конституционного Собрания.
Избирательная система Российской Федерации
... в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», конституциями (уставами) субъектов РФ. Законодательно установленная для выборов, какого либо органа избирательная система влияет ...
В правоприменительной практике при работе с текущим законодательством необходимо всегда ориентироваться на положения Конституции РФ, выступающие основным ориентиром в сфере российских демократических институтов.
3. Международные договоры как источники избирательного права. Понятие международных избирательных стандартов
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Нормы и принципы международного права представляют собой иную правовую материю и обладают иным кругом субъектов их конституирования, нежели законы, принимаемые народом государства непосредственно или органами законодательной власти государства. Как отмечают специалисты в области международного права, «международное право — это особая система юридических норм, регулирующих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений. Особенность нормообразования данной правовой системы состоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты путем добровольного волеизъявления. Это позволяет считать, что международное право носит согласительный характер.
Международные договоры Российской Федерации — это в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Таким образом, понятие «международный договор» является общим по отношению к конкретным видам таких соглашений — договорам, конвенциям, протоколам и т.д.
Некоторые нормы российского избирательного законодательства содержат положения, касающиеся обязательств Российской Федерации в соответствии с международными договорами. Например, на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. В настоящее время действует ряд таких международных договоров, в том числе договоры с Республикой Казахстан, с Киргизской Республикой, с Республикой Армения и др.
Принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации оказывают непосредственное воздействие на развитие национального избирательного законодательства, закрепляя основные начала и идеи правового регулирования в электоральной сфере, находящие свою конкретизацию в российских законах о выборах.
4. Подзаконные акты как источники избирательного права
Отдельные отношения, складывающиеся при подготовке и проведении выборов в Российской Федерации, регулируются подзаконными нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, избирательных комиссий.
Конституция Российской Федерации. Источники международного права
... другими нормативными актами и служит источником для всех других отраслей права. .1 Понятие, признаки, принципы и основные функции Конституции Российской Федерации Как и любая другая конституция, российская конституция является Основным Законом и обладает таким же ...
Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ, иных федеральных государственных органов не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам. Нормативные акты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и нормативные акты по вопросам, связанным с выборами, других государственных органов субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уставам), законам субъектов РФ о выборах, нормативным актам Центральной избирательной комиссии РФ.
Среди подзаконных актов, регулирующих электоральные отношения, основное значение имеют акты Центральной избирательной комиссии РФ.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил, что ЦИК России в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения инструкции по вопросам единообразного применения этого Федерального закона. Помимо инструкций ЦИК России могут приниматься также иные нормативные акты. В соответствии с Регламентом Центральной избирательной комиссии РФ решения ЦИК России оформляются постановлениями Комиссии или выписками из протокола заседания Комиссии. При этом инструкции, иные нормативные акты по вопросам применения федерального законодательства, обращения и заявления, принимаемые Комиссией, обязательно утверждаются постановлением Комиссии.
Избирательные комиссии субъектов РФ в рамках своей компетенции также вправе принимать нормативные акты по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в соответствующих субъектах РФ.
В соответствии с п. 13 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
Акты ЦИК России охватывают широкую сферу отношений, складывающихся в процессе подготовки и проведения выборов в Российской Федерации.
Значение инструкций и иных актов ЦИК России трудно переоценить — именно с их помощью расширяется и детализируется система гарантий избирательных прав граждан РФ, установленная федеральными законами о выборах, с их помощью обеспечивается единообразное применение положений названных законов на всей территории Российской Федерации и даже, в соответствующей части, за ее пределами. Логично предположить, что по мере дальнейшего усложнения электоральных отношений в стране значение нормативных актов ЦИК России будет возрастать.
5. Перспективы развития системы источников избирательного права в Российской Федерации
Как показывает практика, избирательное законодательство в современной России непрерывно развивается. Определенный пересмотр положений федеральных законов о выборах, влекущий внесение изменений и в соответствующие законы субъектов РФ, а также необходимую корректировку подзаконного регулирования, происходит после каждого очередного федерального электорального цикла. В этой связи актуальными являются рассуждения о новых горизонтах в развитии системы норм, регулирующих электорально-правовые отношения в нашей стране. В качестве возможных перспектив развития системы источников избирательного права в Российской Федерации можно выделить следующие:
Основания возникновения права собственности по законодательству ...
... Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права ... и б) обще правило о возникновении права собственности на клад по мотиву его обнаружения ... законодательства такая несправедливая для кладоискателя правовая норма продолжает сохраняться в Гражданском кодексе Российской ...
1. Системное закрепление в Конституции РФ принципов избирательного права и основ избирательной системы в Российской Федерации. В конституциях советского периода традиционно присутствовала глава, посвященная регулированию основ избирательной системы и основным принципам избирательного права. Впервые в нашей стране такая глава «исчезла» именно из действующей Конституции РФ 1993 г.
Как отмечают исследователи, «изучение эволюции текстов конституций показывает, что наблюдается довольно устойчивая тенденция к расширению конституционного регулирования выборов. Все большее число основных законов содержат нормы о способе определения результатов голосования, об основаниях для избрания, несовместимости должностей». Не призывая к сиюминутному изменению Конституции РФ, полагаем, что в перспективе, когда в стране будет проводиться конституционная реформа, одним из ее направлений должно стать реформирование норм, регламентирующих основы избирательной системы. Прежде всего в Конституции РФ должны найти отражение основополагающие принципы избирательного права. Не заслуживает положительной оценки отсутствие в Конституции РФ упоминания о Центральной избирательной комиссии РФ и о системе избирательных комиссий. Избирательные комиссии являются специализированными органами, профессионально обеспечивающими функционирование двух высших форм непосредственного выражения власти народа — референдума и свободных выборов, а также гарантирующими реализацию основных политических прав граждан РФ. С учетом общегосударственной важности функций избирательных органов в Конституции РФ следует закрепить основы статуса ЦИК России и основные параметры системы избирательных комиссий в стране.
2. Дальнейшее развитие международных избирательных стандартов. Важным приоритетом в сфере международно-правового регулирования электоральных отношений являются разработка и принятие новых международных актов, закрепляющих в системном виде современные стандарты свободных, справедливых, подлинных демократических выборов, о чем уже говорилось выше.
3. Выделение из состава, избирательного законодательства норм, регламентирующих референдумный процесс. Законодательство о выборах и законодательство о референдумах объединено в Российской Федерации с 1997 г. В некоторых субъектах РФ в единые акты сведены нормы, регламентирующие порядок проведения выборов, референдумов, а также голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц. Например, в Алтайском крае действует Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, в Воронежской области действует Закон Воронежской области «Кодекс о выборах, референдуме и отзыве выборных лиц».
Можно высказать мнение о том, что подобное объединение не самым благоприятным образом сказывается на системе избирательного законодательства, определенным образом размывая ее границы и затрудняя правоприменение, а в некоторых случаях даже понимание тех или иных сложных норм закона, регулирующих одновременно и избирательный, и референдумный процесс. Выборы и референдумы имеют самостоятельную ценность как равновеликие формы непосредственной демократии, в связи с чем смешение их правового регулирования должно иметь свои пределы и не сводиться к полной интеграции. В перспективе также можно будет рассмотреть вопрос о том, чтобы свести нормы, детально регламентирующие все процедуры, связанные с проведением референдума Российской Федерации, и нормы, устанавливающие основные гарантии реализации права граждан на участие во всех референдумах на территории РФ, в самостоятельный кодифицированный закон, например в кодекс о референдумах в Российской Федерации. Этот кодифицированный акт может продолжить тенденцию кодификации в системе российского конституционного законодательства, начало которой, возможно, будет положено созданием Избирательного кодекса Российской Федерации.
Прокуратура в российской конституционной системе власти
... Цели данного исследования по теме состоят в анализе и теоретическом изучении места прокуратуры в российской конституционной системе власти, сущности прокурорского надзора. Основные задачи - ... прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете они определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов Прокуратура в ...
4. Полная кодификация федерального избирательного законодательства. Для повышения эффективности и стабильности избирательного законодательства целесообразно проведение его систематизации. По нашему мнению, федеральную подсистему избирательного законодательства, освобожденную от норм о референдуме, можно преобразовать коренным образом путем ее кодификации. Основными причинами этого можно считать необходимость обеспечения наибольшей стабильности избирательного законодательства и максимального облегчения работы с ним правоприменителей. В настоящий момент существует достаточная законодательная основа для кодификации федерального избирательного законодательства в Российской Федерации. Имеется определенный опыт и в современных правовых системах.
5. Возможная унификация строения региональных подсистем избирательного законодательства по модели федеральной подсистемы. Это направление является факультативным и может быть реализовано в перспективе при коренном преобразовании системы законодательства о выборах, например в случае принятия Избирательного кодекса Российской Федерации. Разнообразие моделей построения региональных подсистем избирательного законодательства при отсутствии горизонтальных системных связей между ними не способствует надлежащей унификации системы избирательного законодательства в стране в целом. Естественным путем такой унификации представляется ориентирование при построении региональной подсистемы избирательного законодательства на модель федеральной подсистемы, которая будет представлена в рассматриваемом случае кодифицированным актом. Система должна развиваться от своего ядра, унифицируя свое строение и обеспечивая тем самым наиболее гармоничное взаимодействие всех своих элементов.
6. Расширение предмета регулирования нормативных актов Центральной избирательной комиссии РФ. В предмет регулирования закона как акта высокой юридической силы (тем более кодекса — в случае его принятия) не должны входить общественные отношения, носящие вспомогательный, «технический» характер в избирательном процессе (такие как, например, техническое и информационное оснащение помещений для голосования и т.п.) и составляющие в связи с этим предмет регулирования подзаконных актов. Полагаем, что нормы, которые без ущерба регулятивным свойствам законов (в перспективе — кодекса) и сущности регулирования избирательных прав граждан, без снижения уровня гарантированности избирательных прав могут быть перенесены на подзаконный уровень, вполне могут «перекочевать» из обновленного избирательного законодательства в соответствующие постановления ЦИК России.
Курсовая работа система права рф
... высказанного подхода к комплексным отраслям права является нарастающая в правоведении тенденция к пониманию нераздельности системы права и системы законодательства http://www.yuridlit.narod.ru Каждая отрасль объединяет такие ... Дело в том, что, достигнув определенного уровня развития, система права переходит к регулированию целостных социальных сфер, независимо от их юридической однородности: таких ...
Реализация в определенной перспективе обозначенных направлений развития системы источников избирательного права в сочетании с применением рациональных и прогрессивных приемов юридической техники может вывести эту систему на качественно новый уровень, в большей степени гарантирующий реализацию избирательных прав граждан РФ.
Заключение
Избирательное право Российской Федерации как конституционно-правовой институт в современный период находится в процессе становления и развития. Об этом свидетельствует превалирование в системе источников избирательного права законов и расширении объема конституционно-правового регулирования электоральных отношений.
Совершенствование избирательного законодательства связано со спецификой реализации норм избирательного права. Этот процесс предполагает приведение материальных и процессуальных норм в соответствие с новыми социально-политическими условиями общества, устранение противоречий и пробелов в законодательстве, систематизацию и кодификацию на федеральном и региональном уровнях. Сложность совершенствования избирательного законодательства проявляется в обеспечении свободы реализации избирательных прав граждан, с одной стороны, и необходимости федеральной регламентации избирательных процедур, с другой.
Совершенствование избирательного законодательства является одним из приоритетных направлений развития российской избирательной системы.