Конституции Муравьева и Пестеля

Критерии сравнительного анализа

“Русская правда” П.И.Пестеля Конституция Н.М. Муравьева История создания документа Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления, считал ее решающим условием успеха. Она, по его предположениям, должна была длиться 10 – 15 лет. Его конституционный проект «Русская Правда» был наказом Временному верховному правлению, обличенному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».

Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Его конституционный проект показал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени. Этот проект не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом привлекались отдельные члены общества. Речь шла не только о стиле в узком смысле слова, но и о содержании. На Киевском съезде 1823 года основные положения «Русской Правды» были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества. Таким образом, «Русская Правда», представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным памятником целой революционной организации.

Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера, например, разбора «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина, «Истории Суворова» и других работ.

Конституция Никиты Муравьева, в отличие от «Русской Правды» Пестеля, не обсуждалась всем Северным обществом и не была принята всей организацией.

Работая над конституцией в 1821 г. и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. В это время он склоняется к идее конституционной монархии. Тот сдвиг вправо, который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты Муравьева, нашел яркое отражение в его конституции.

Структура программного документа «В «Русской Правде» намечалось 10 глав:

1 — о границах государства;

2 — о различных племенах, Российское государство населяющих;

3 — о сословиях государства;

4- «о народе в отношении к приуготовленному для него политическому или общественному состоянию»;

5 — «о народе в отношении к приуготовленному для него гражданскому или частному состоянию»;

6 — об устройстве и образовании верховной власти;

7 — об устройстве и образовании местной власти;

8 — об «устройстве безопасности» в государстве;

9 — о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве;

10 — наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение , говорившее об основных понятиях конституции и краткое заключение, содержавшее «главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учиненные». По свидетельству Пестеля , написаны и окончательно отделены были лишь две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятая главы были написаны начерно, а последние пять глав вовсе написаны не были, материал к ним остался лишь в виде черновых подготовительных отрывков.

Первая редакци я заключает 93 статьи и краткие положения статей о Народном Вече, палате представителей, Верховной Думе, Императоре и др. Конституция включает 13 глав:

I. О народе Русском и правлении

II. О гражданах

III. О состоянии, личных правах и обязанностях Русских

IV. О РФ

V. О внутреннем устройстве волостном и уездном или поветовом

VI. О народном Вече

VII. О Палате Представителей, о числе и выборе Представителей

VIII. О Думе верховной

IX. О власти, преимуществах Народного Веча и составлении законов

X. О верховной исполнительной власти

XI. О внутренних властях и о правительствах Держав

XII. О правительствующей власти Держав

XIII. О исполнительной власти Держав

Текст второй редакции , написанный, по-видимому, рукою Рылеева, заключая в себе 134 статьи, является более полным и представляет собой весьма ценный документ, непосредственно передающий конституционные стремления членов Северного Общества.

Тюремный вариант имеет особую

структуру: он состоит из 15 озаглавленных параграфов, разбитых по тематическому признаку и кратко описывающих положения Конституции.

Форма правления. Форма государственного устройства. Административное деление государства. Столица. Республика единая и неделимая. Диктатура временного верховного правления на 10-15 лет. Унитарное . 10 областей, состоящих из 5 округов. Области безоговорочно подчиняются центральным органам власти. Округа делились на уезды, а те на волости. Столица – Нижний Новгород. Конституционная монархия . Федеративное устройство, всего 13 держав и 2 области, и 368 Уездов в каждой из них должна быть своя столица и каждая из которых самостоятельно решает свои внутренние вопросы. Столица – Нижний Новгород. Государственные органы. Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве, оно было однопалатным: принципа двухпалатной системы Пестель не признавал. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе. Председателем был тот человек, который заседал в Думе последний год. Думе подчинялись все министерства. Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече, которое должно было состоять из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей.

Депутаты в обе палаты избирались на 6-ий срок, каждые 2 года 1/3 их переизбирались. В верхнюю палату избирали по 3 депутата от органов управления каждой державы и по два от областей. В нижнюю — по одному депутату от 50 000 жителей мужского пола.

Народное вече формируется путем выборов на основе имущественного ценза. Императору принадлежала вся полнота исполнительной власти, он был верховный главнокомандующий, обладал наследственной властью, но присягал на верность конституции

Органы власти на местах Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, так называемое земское народное собрание , которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания» , т.е. местные органы власти. В каждой державе законодательным органом являлось Державное вече , состоявшее также из двух палат – Державной думы и Палаты выборных . Избирательная система. Гражданского совершеннолетия россиянин достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права (женщины избирательных прав не имели). Избирательные права получали мужчины, достигшие 21 года, при условии постоянного местного жительства, наличия недвижимой собственности не менее чем на 500 руб. серебром или движимую на 1000 руб., исправно платить налоги. Женщины были лишены избирательного права. Изменения сословной структуры общества Сословия сливаются в единое – гражданское . Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах. Упразднение сословной структуры, введение всеобщего равенства граждан пред законом. Крестьянский вопрос в программах декабристов. Полное уничтожение крепостного права. «Вся пахотная земля делится на частный фонд и фонд общественный , который создается из земель государственных и частично конфискованных у помещиков. Крепостное право отменяется.

«Крестьяне получают свободу и небольшое количество земли в собственность — по две десятины на двор. Основная масса пахотных земель остается у помещиков, в экономическую зависимость от которых неизбежно должно попасть малоземельное крестьянство».

Национальный вопрос Все жители России разделяются на три разряда : коренной русский народ, присоединенные племена и иностранцы, живущие в России. Конституционный проект предусматривает слияние всех народов, проживающих на территории России, в один народ. Для более отсталых в развитии народов и племен вводится ряд льгот, проповедь православия. Такая политика обусловлена стремлением создать мощное централизованное государство, которое поддерживалось бы не только верховной властью, но и всем единым русским народом. Национальное чувство Никиты Муравьева было возмущено засильем в России иностранцев: «Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского».

Конституция по национальному вопросу декларировала лишь норму о лишении кочующих народов гражданских прав.

Вывод (общая характеристика и значение документа) Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, учреждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами. Принято было считать, что конституционный проект Муравьева как более «умеренный» носит на себе в большей степени «черты классовой, дворянской ограниченности» и поэтому стоит «ниже» пестелевского. Между тем проект Муравьева ближе подходил к условиям тогдашней России, нежели проект Пестеля. Еще в 1820 г. Муравьев стоял за республику, но после глубоких размышлений и изучения тогдашнего состояния России, в которой среди широких народных масс преобладали царистские иллюзии, пришел к выводу о целесообразности для страны конституционной монархии. Введение им имущественного ценза для занятия государственных должностей преследовало цель во время социально-политических преобразований в стране опереться на состоятельные, наиболее активные слои населения, представляя им более благоприятные условия для хозяйственного предпринимательства.