Анализ Лесного Кодекса РФ

Новый Лесной кодекс Российской Федерации принят Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, введен в действие в соответствии с Законом N 201-ФЗ с 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу.

В соответствии со ст. 12 Закона N 201-ФЗ в 2007 г. продолжают применяться отдельные положения прежнего Лесного кодекса Российской Федерации. Признаны утратившими силу разд. I, гл. 4 и 5, ст. ст. 31 -37, 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), ст. ст. 43 -45, разд. III -VI и особенная часть прежнего Кодекса. Этой же ст. 12 установлено, что полностью прежний Кодекс признается утратившим силу с 1 января 2008 г.

Отметим несколько основных причин, вызвавших необходимость разработки и принятия нового Лесного кодекса.

Прежний Кодекс был введен в действие в 1997 г. Накопленный с того времени опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, позволил определить достоинства и недостатки лесного законодательства. Анализ правоприменительной (в том числе судебной) практики показал, что отдельные нормы прежнего Кодекса недостаточно эффективны либо имеют те или иные внутренние противоречия. Так как в указанный период значительному изменению подверглись также смежные с лесной отраслью законодательства, регулирующие лесные отношения, возникла необходимость согласования норм Кодекса с нормами федеральных законов, принятых после введения его в действие.

Следует также отметить, что в Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 -2010 гг., одобренной Распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р, указывалось, что лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно.

Несмотря на то, что в России сосредоточено около четверти мировых запасов древесины, продолжают оставаться на низком уровне темпы роста промышленной продукции, производимой на основе переработки древесины. Остается сложным финансовое положение лесопромышленных предприятий. Под влиянием опережающих темпов роста цен на энергоресурсы и тарифов на перевозки в последние годы снижается рентабельность производства. Более половины лесопромышленных предприятий остаются убыточными. Не раз отмечалось, что развитие лесопромышленного комплекса сдерживают недостаточная конкурентоспособность многих видов продукции, низкая инвестиционная привлекательность предприятий, недостаточный уровень развития производственных мощностей. А инвестиционную привлекательность снижают высокая капиталоемкость целлюлозно-бумажных производств, длительные сроки строительства и окупаемости капитальных вложений.

19 стр., 9142 слов

Правовой режим лесного фонда

... проблем только наметилось. 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда Согласно ст. 101 1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не ... России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остаётся актуальной и первостепенной. Принятый 21 октября 2001 года новый земельный кодекс, сделал земельные отношения в стране ...

Кроме того, разработка и принятие нового Лесного кодекса вызваны необходимостью оперативного отражения в лесном законодательстве происшедших в последние годы изменений социально-экономической ситуации в стране, обеспечения согласованного и эффективного государственного управления в области использования, охраны и воспроизводства лесов, а также создания благоприятного климата для рационального использования лесных ресурсов в условиях экономического роста. При разработке Лесного кодекса Правительство РФ исходило из бережного отношения к тем нормам действующего лесного законодательства, которые показали свою достаточную эффективность на практике.

На этом основании в Лесном кодексе систематизированы принципы лесного законодательства, устранены декларативные и отсылочные нормы, а также нормы, дублирующие положения Конституции РФ и иных федеральных законов. Предполагается, что Лесной кодекс в новой редакции должен обеспечить достижение

-экологической -создание устойчивого состояния лесного фонда, улучшение качественных характеристик лесов для выполнения лесами экологических функций;

-экономической -создание условий для развития цивилизованного бизнеса в лесном секторе экономики через вовлечение земель лесного фонда в гражданский оборот, создание системы публичных норм рационального лесопользования и лесоводства, повышение эффективности государственного управления в области использования, охраны и воспроизводства лесов и формирование устойчивой лесосырьевой базы;

-социальной -обеспечение сохранности и восстановления рекреационного потенциала лесов.

Рассмотрим основные положения нового Лесного кодекса. В ряде случаев для сравнения будут указаны аналогичные или похожие нормы прежнего Кодекса.

1. Общие положения лесных отношений

В гл. 1 приведены основные принципы лесных отношений, даны некоторые понятия, связанные с лесопользованием, определены права собственности на лесные участки и права пользования ими.

Так, ст. 1 установлены основные принципы лесного законодательства, к числу которых, в частности, относятся:

-устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

-сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

4 стр., 1503 слов

Лесные ресурсы и их рациональное использование

... комплекса и повышения их инвестиционной привлекательности. 3. Рациональное использование. Основными задачами охраны леса являются его рациональное использование и восстановление. Всё большее значение приобретают мероприятия по охране леса ... мебель, фанеру, плиты; 4) в структуре лесных ресурсов большую часть занимает лиственная, мелкотоварная и низкосортная древесина, которая не находит спроса ...

-использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

-обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

-воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

-обеспечение охраны и защиты лесов;

-участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах;

-платность использования лесов.

Установлено, что лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Исходя из этого лесные отношения могут регулироваться:

-указами Президента РФ, которые не должны противоречить Лесному кодексу, другим федеральным законам;

-нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, издаваемых в пределах своих полномочий;

-нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, издаваемых в пределах своих полномочий;

-муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, издаваемыми в пределах их полномочий.

Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (ст. 4).

Говоря о понятийном аппарате, следует отметить, что в новом Лесном кодексе, как и в прежнем, отсутствует специальная статья, устанавливающая основные термины и определения. Это в определенной степени затруднит его дальнейшее правоприменение. Что касается отдельных понятий, приводимых в разных статьях, то дальше приводится сравнение некоторых из них, установленных новым и прежним кодексами.

В ст. 5 дано определение понятия «лес»: это –«экологическая система», или «природный ресурс». В прежнем Кодексе определение понятия «лес»не приводилось.

Лесным кодексом (ст. 6) установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Прежним Кодексом (ст. 8) было установлено, что в состав земель лесного фонда входили лесные и нелесные земли. Определялось, что к лесным землям относились земли, как покрытые, так и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления. А к нелесным -земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда.

8 стр., 3513 слов

Ответственность за нарушение лесного законодательства

... для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и ... Амурскую и Иркутскую области пришлось 68 % пройденной огнем площади лесных земель. Основными причинами возникновения лесных пожаров явились антропогенные факторы — 86 %. Согласно ч. ...

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, границы которого определяются с учетом правил, установленных при проведении лесоустройства, проектировании лесных участков и ведении их государственного кадастрового учета.

Прежним Кодексом (ст. 9) было установлено, что к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны были обозначаться в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указываться в планово-картографических материалах (лесных картах).

При рассмотрении установленных Лесным кодексом прав собственности на лесные участки, прав лесопользования и имущественных отношений целесообразно отметить следующее. В Кодексе особо оговорено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами (ст. 3).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8).

В прежнем Кодексе ст. 20 устанавливалось, что древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. А если эта растительность появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, то она также является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.