Международно правовое регулирование

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, реализация инициатив в формате многостороннего экономического сотрудничества, предусматривает выход на качественно новые горизонты взаимодействия государств-участников Содружества независимых государств, создает условия для преодоления тревожных тенденций увеличений разрыва в уровнях интеграции, возникающего между странами в рамках экономических и политических объединений на постсоветском пространстве.

Дополнительную актуальность теме исследования придает тот факт, что специфика внутригосударственного таможенного регулирования проявляется среди прочего также и в его тесной взаимосвязи с международным правом. В сферу международно-правового таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, международные перевозки находящихся под таможенным контролем грузов, способы оценки товаров для таможенных целей и др.

Россия и страны Содружества независимых государств-участников Таможенного союза и Содружество независимых государств в целом на пути их интеграции в единый, прочный и сбалансированный элемент мировой экономической системы уже прошли ряд организационных этапов. Дальнейшее развитие механизма его становления можно будет проследить в динамике по мере углубления уже начатых интеграционных процессов. 1

Сотрудничество России и стран-участниц Содружества независимых государств в сфере таможенного дела по своему характеру весьма разнообразно и многофункционально. Его главными задачами являются правовое обеспечение единого таможенно-тарифного регулирования с учетом общепризнанных международно-правовых норм, формирование оптимальных правовых условий для интеграции национальной экономики той или иной страны в мировое хозяйство и проведение целенаправленной политики на укрепление стабильности внешнеторговых отношений.

Таможня по самой своей сути является связующим звеном между отечественной экономикой и мировым хозяйством, а таможенная политика, являясь основой таможенного дела, как раз и представляет собой систему мер, определяющую приоритеты, способы и средства достижения государственных целей в отношениях с другими странами

Объектом исследования является спектр правовых и формальных сторон таможенного сотрудничества государств-участников стран Содружества независимых государств.

13 стр., 6263 слов

Содружество Независимых Государств

... был разрушен. Цель курсовой работы состоит в исследовании возникновения и создания Содружества Независимых Государств (СНГ), их правовой природы, членство СНГ и органов СНГ. В соответствии с указанной целью поставлены следующие ... на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав; учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во ...

Предметом исследования являются основные направления взаимодействия и сотрудничества таможенных органов России с таможенными службами государств-участников Содружества независимых государств.

Цель работы – проанализировать правовые и формальные институты государств-участников Содружества независимых государств.

Для выполнения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  • рассмотреть основную правовую базу, регламентирующую сотрудничество стран Содружества независимых государств в таможенной сфере;
  • осветить деятельность Таможенного совета и выявить его роль в развитии таможенного сотрудничества;
  • проанализировать деятельность новых интеграционных таможенных объединений в рамках Содружества независимых государств (ЕврАзЭС, Таможенный союз).

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Приоритетность с Содружеством независимых государств во внешней политике Российской Федерации определяет то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) России взаимодействие с таможенными службами государств ближнего зарубежья.

Одним из первых международных договоров Российской Федерации в таможенной области явилось Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах в рамках Содружества независимых государств от 15 апреля 1994 года, подписанное правительствами всех 12 государств Содружества.

Создав правовую базу многостороннего сотрудничества, это Соглашение содействовало координации действий таможенных служб Российской Федерации и других государств Содружества по обеспечению соблюдения таможенного законодательства и борьбе с таможенными правонарушениями, а также послужило основой для выработки соответствующих межведомственных актов, направленных на углубление и конкретизацию различных направлений сотрудничества и взаимодействия.2

Конкретные задачи, решаемые этим Соглашением, состоят

Первая – сохранить и укрепить единое экономическое пространства в отношениях между странами. Выполнение этой задачи будет способствовать нормальному, динамичному общению государств и таможенному перемещению товаров, транспортных средств через соответствующие границы.

Вторая задача, тесно связанная с предыдущей, – обеспечить в пределах этого пространства свободное движение товаров, которое стимулирует развитие внешнеэкономических связей и оживляет таможенный процесс.

Третья задача – выработать общую политику участников Соглашения в отношении третьих стран и сведение к минимуму столкновений при ее реализации. Поскольку таможенный процесс охватывает множество стран и регионов, всегда необходимо проводить взвешенную, сбалансированную таможенную политику в отношениях между разными группами стран и даже отдельными странами.

Четвертая задача – унифицировать таможенное законодательство и таможенные процедуры, что должно существенно упростить перемещение товаров и транспортных средств через границу, помочь найти оптимальные варианты таможенного оформления и контроля таможенно-тарифного регулирования, таможенной статистики и других средств реализации таможенной политики, сохранив при этом особенности национального элемента таможенных систем и служб различных стран. Разумная унификация гармонизирует таможенные системы разных

5 стр., 2081 слов

Глава 14. Международные конвенции по таможенным вопросам

... аспекты формирования гармоничного таможенного законодательства. В 1950 году в результате работы группы на Брюссельской Конвенции был создан Совет таможенного сотрудничества (СТС). В январе ... созданием такой транзитной системы началась под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН вскоре после окончания Второй мировой войны. В 1949 г. несколько европейских государств подписали первое Соглашение о ...

Пятая задача – создать Таможенный союз, который должен стать самостоятельным субъектом международного права.

Шестая задача – выработать общий таможенный тариф и ввести единообразное внутреннее налогообложение товаров и иных предметов, которые ввозятся (вывозятся) на общую территорию, а также освободить от таможенных пошлин, налогов и сборов товары, обращающиеся внутри Таможенного союза.

Седьмая задача – не устанавливать таможенные барьеры между участниками Соглашения и регулярно пересматривать действующие количественные ограничения, с тем чтобы их объем во взаимном обмене уменьшался.

Восьмая задача – ликвидировать количественные ограничения на вывоз вещей личного пользования, принадлежащих гражданам участников Союза.

8 февраля 1992 г. страны Содружества независимых государств подписали Соглашение о порядке транзита. 3 В этом акте государства-участники договорились о применении принципа свободы транзита.

В соответствии со ст. 4 Соглашения грузы, перевозимые между таможнями государств Содружества, освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами и сборами за таможенное оформление в государстве транзита и от необходимости получения разрешений на транзит. Такие грузы освобождаются от таможенного досмотра. Прохождение грузов по территории государств регулируется в соответствии с международными правилами перевозок.

Соглашение устанавливает порядок перевоза грузов третьих государств. Грузы, транзитом ввозимые из третьих стран на территорию государства-участника Содружества через «территорию другого, а также транзитом вывозимые в третьи государства с территории одного из государств Содружества через территорию другого, подлежат таможенному оформлению соответственно в государстве назначения или отправления этих грузов» (ст. 2 Соглашения).

Грузы, вывозимые в третьи страны и не оформленные таможней государства отправления, не допускаются к такому транзиту и пропуску в третьи государства. Они задерживаются для таможенного оформления силами и средствами таможни государства отправления. Все расходы, связанные с задержкой транспорта, относятся на счет отправителей.

Договаривающиеся Стороны представляют друг другу перечни товаров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту через их территории (ст. 5 Соглашения).

Примечательна также следующая правовая норма (ст. 9): все спорные вопросы, связанные с выполнением и толкованием статей настоящего Соглашения, решаются путем консультаций между таможенными службами Договаривающихся Сторон, которые поручают национальным таможенным службам заключить Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов. В ст. 8 предусмотрено: нарушение положений настоящего Соглашения хозяйствующими субъектами и гражданами повлечет применение к виновному в государстве, на территории которого нарушение было совершено, санкций, предусмотренных законодательством этого государства.

В развитие Соглашения о порядке транзита страны Содружества независимых государств заключили 2 апреля 1992 г. Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов. 4 Согласно п. 1 ст. 2 грузы, ввозимые в государства-участники настоящего Соглашения из третьих государств, перевозятся по процедуре таможенного транзита от пограничной таможни первого государства транзита до таможни места назначения. При этом составляется транзитный документ на бланке грузовой таможенной декларации и в случае необходимости – на добавочных листах. Документ оформляется в двух экземплярах в соответствии с правилами заполнения транзитного документа.

3 стр., 1384 слов

Международные перевозки грузов с применением конвенции МДП

... Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), на которой были установлены общие правила транспортировки грузов под таможенным контролем (далее - процедура МДП). Конвенция МДП ... следующие документы: заполненная и оформленная таможенными органами государств отправления и государств транзита книжка МДП; свидетельство о допущении транспортного средства; ...

При перевозке грузов по процедуре таможенного транзита пограничная таможня первого государства транзита на всех экземплярах транзитного и товаросопроводительных документах проставляет штамп, содержащий сведения о количестве мест груза, номера пломбы, таможне места назначения, цели отправления (для таможенного оформления).

В ст. 3 устанавливается порядок оформления таможенных грузов, вывозимых из государств-участников Соглашения в третьи страны. Такие грузы направляются по процедуре таможенного транзита для пропуска в третьи государства после их таможенного оформления в соответствии с национальным законодательством государства вывоза (п. 1).

При этом таможня места отправления проставляет в товаросопроводительных документах штамп, содержащий сведения о самой таможне, номере грузовой таможенной декларации, возможности выпуска в третьи государства (выпуск разрешен), и делает отметку о наложенном обеспечении. В подобных случаях транзитный документ не составляется (п. 2).

Товаросопроводительные документы со штампом таможни места отправления являются основанием для пропуска груза в третьи государства в пограничной таможне последнего государства транзита при условии сохранности таможенных и иных обеспечении, транспортных средств, контейнеров или упаковки отдельных мест.

В ст. 4 регламентируется таможенное оформление грузов, перемещаемых транзитом через территорию государств–участников Соглашения. В соответствии с этой статьей льготы, установленные ст. 5 Соглашения от 8 февраля 1992 г., не применяются к товарам, ввозимым из третьих государств для транзита через территорию государств–участников Соглашения и вывоза в третьи государства (п. 1).

Далее в этой же статье устанавливаются детальные процедуры, касающиеся таможенного оформления грузов.

Статья 5 определяет, что при перевозке тяжеловесных и громоздких грузов, а также грузов, перевозимых навалом на открытых транспортных средствах (песок, щебень и т.п.), необходимо принимать меры, не позволяющие подменить такие грузы (подробное описание грузов в товаросопроводительных и транзитных документах, нанесение на грузы опознавательных знаков и т.п.).

И, наконец, в ст. 6 установлен порядок таможенного оформления реэкспортируемых грузов. Товары, ввезенные для внутреннего потребления на территорию одного из государств-участников Соглашения с территории другого и реэкспортируемые в третьи государства, пропускаются таможнями государства вывоза в соответствии с его национальным законодательством, если есть разрешение уполномоченного органа участника Соглашения, являющегося государством происхождения этого товара. Порядок выдачи разрешений на реэкспорт определяется национальным законодательством Договаривающихся Сторон.

6 стр., 2774 слов

Правовое регулирование прямых смешанных перевозок грузов. Узловые соглашения

... только по отношению к третьим лицам, которые стороной соглашения не являются. Содержанием же узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов являются действия транспортных организаций, ... ГК. В случае изменения технического оснащения или технологии работы пункта перевалки грузов узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено ...