Понятие население в международном праве

. Международно-правовые способы приобретения гражданства

Гражданство — устойчивая правовая связь отдельного лица с государством, устанавливающая взаимные права и обязанности при подчинении данного лица суверенной власти того государства, на территории которого оно находится.

Устойчивая правовая связь — это такая связь, которая не ограничена ни временем, ни пространством.

Гражданство обычно связано с проживанием данного лица на территории того государства, гражданином которого оно является. Однако понятие гражданства не обязательно связано с постоянным проживанием данного лица на территории определенного государства (связано, в том числе, с высоким уровнем миграции).

Способы приобретения гражданства делятся на традиционные и исключительные.

Традиционные способы приобретения гражданства:

  • v по праву крови;
  • v по праву почвы.

В настоящее время обычно применяется смешанный принцип. Так, в США лицо, которое родилось на территории США — гражданин США. Но родившийся ребенок у граждан США на территории иного государства — тоже гражданин США. Кроме того, стоит учитывать и персонал дипломатических и консульских представительств.

Исключительные случаи:

В первых двух случаях речь идет о коллективном приобретении гражданства в связи с территориальными изменениями: в случае перехода территории одного государства к другому.

1) трансферт: соблюдается принцип «население следует за территорией»;

2) оптация — выбор гражданства. Это обязательный элемент всех современных соглашений, когда речь идет о коллективном приобретении гражданства в связи с территориальными изменениями. Т.е. трансферт возможен, однако должна соблюдаться свобода выбора.

3) пожалование гражданства — обычно предоставляется лицам, обладающим выдающимися способностями в различных областях деятельности или внесшим большой вклад в экономику государства;

4) приобретение гражданства в порядке натурализации — устанавливаются требования, которым должно соответствовать лицо, если хочет получить гражданство.

5) возможен упрощенный порядок приема в гражданство — приобретение гражданства в порядке регистрации (если ранее являлись гражданами данного государства, либо в связи с территориальными изменениями).

Прекращение гражданства может произойти:

1) естественным путем — в связи со смертью человека;

3 стр., 1439 слов

Гражданство Казахстана

... иностранному государству .Лица, проживающие на территории Казахстана и не являющиеся гражданами РК и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считаются лицами без гражданства. ... иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане РК могут избирать и ...

2) по усмотрению лица — выход из гражданства;

3) ранее использовался термин «лишение гражданства», однако, с точки зрения МП, сам термин и процедура лишения гражданства неприемлемы. Потому термин заменен термином «утрата гражданства», или «прекращение гражданства». Прекращение гражданства возможно в случае, если человек обратился с заявлением о выходе из гражданства. Возможно автоматическое прекращение гражданства в следующих случаях:

  • Ш при натурализации лицо дало ложные сведения о себе;
  • Ш непризнание двойного гражданства;
  • Ш при поступлении на военную службу, при занятии определенных должностей в другом государстве.

Можно утратить гражданство, но лишить его нельзя.

3. Правовой статус апатридов

Как состояние без гражданства, так и состояние множественного гражданства рассматриваются как аномалии в современных МО. Но в то же время, обе эти аномалии существуют. Более негативным из них является состояние без гражданства (когда лицо не может представить доказательства, что является гражданином какого-либо государства).

Это имеет отрицательные последствия в силу того, что апатриды не имеют ряда прав, которые имеют обычные граждане

Как возникает состояние без гражданства? В настоящее время оно часто происходит потому, что лицо само не осознает себя апатридом (например, лицо вышло из гражданства, переехало, но сразу получить гражданство другого государства нельзя, т.к. необходимо прожить определенное время на его территории).

Еще один пример возникновения без гражданства: в некоторых государствах существуют случаи, когда гражданство жены зависит от гражданства мужа. Таким образом, если женщина вышла замуж за иностранца, она теряет гражданство своего государства, но может долгое время не приобретать гражданство своего мужа. Для того чтобы устранить это негативное состояние, в 1957 г. была принята Конвенция о гражданстве замужней женщины, согласно которой выход мужа из гражданства, получение мужем иного гражданства, развод с женой не ведет к изменениям гражданства супруги.

Апатриды могут рождаться от родителей-апатридов. Потому в МП были приняты определенные соглашения, которые связаны либо с прекращением негативных последствия гражданства, либо соглашений, которые направлены на то, чтобы избежать возможности без гражданства в будущем.

Конвенция 1954 г. о статусе апатридов (РБ — не участник, однако многие положения нашли отражение в НЗ) имеет большое значение в данном направлении. Она направлена на то, чтобы:

  • § государство ориентировалось на гарантирование для апатридов определенных правовых режимов (либо национальный режим, либо такой же режим, которые предоставляется иностранным гражданам);
  • § была предоставлена возможность апатридам получить гражданство государства, на территории которого она проживает.

Кроме того, в этой конвенции указано, что ребенок, рожденный апатридами, получает гражданство той страны, где родился.

Не только конвенция об апатридах решает вопросы без гражданства, но и Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. Она направлена на то, чтобы исключить один из источников без гражданства (когда лицо выходит из гражданства одного государства, ожидая получения гражданства другого государства).

Потому закреплено, что государство гражданства лица не должно лишать его гражданства до тех пор, пока оно не получило гражданство другого государства.

7 стр., 3284 слов

Гражданство и международное право

... лицо должно иметь только одно гражданство27. Однако, Конвенция на тот момент была ратифицирована лишь семью государствами. После второй мировой войны вопросы гражданства вошли в компетенцию специальной Комиссия международного права ... сложность применения права к лицам, обладающим двойным гражданством, как государствами гражданства, так и третьими государствами. Бипатризм порождает и ряд других ...

В 2006 г. был принят документ об избежании без гражданства в связи с правопреемством. Эта конвенция опять-таки исходит из того, что если на территории государства-правопреемника лицо не получило гражданства, то следует считать его гражданином государства-предшественника, пока оно не получит гражданства. Это правило распространяется не только на само лицо, но и на его детей и супругов.

4. Правовой статус бипатридов

Множественное гражданство — это благо или источник проблем? Если исходить их того, что предусматривается право любого лица покидать территорию своего государства, мигрировать и получать гражданство других государств, можно сказать, что множественное гражданство — во благо. Признают такое право, например, Канада, Израиль.

Однако есть и отрицательные моменты у этого явления. Возникает много проблем у лиц, у которых имеется двойное или множественное гражданство:

v Несение военной службы — самая большая проблема. Если она существует в обоих государствах, то при не прохождении лицо могут привлечь к ответственности за уклонение от военной службы. Также интерес представляет случай вооруженного конфликта между государствами, гражданином которых является лицо.

v Уплата налогов: в этих целях заключается соглашение об избежании двойного налогообложения. Однако не всегда есть — тогда возможна ответственность за неуплату налогов.

v Владение недвижимостью: иностранцы не могут приобретать недвижимое имущество в собственность на территории иного государства. Как поступить в ситуации с бипатридом — он ведь и гражданин, и иностранец одновременно?

v Проблемы, связанные с дипломатической защитой: кто должен защищать лицо? Что делать, когда государство одного гражданства лица подает иск гражданству другого государства? К какому государству обращаться? А если это лицо нанесло вред другому лицу, к кому претензии?

В 1930 г. в Гааге была принята Конвенция об избежании последствий множественного гражданства. Речь шла о том, чтобы избежать вредных последствий, например, решить вопрос о том, как осуществлять воинскую повинность. Значение данной конвенции — было введено положение эффективного гражданства. Предлагается нести военную службу на территории того государства, где осуществляется эффективное гражданство. Критерии эффективного гражданства:

1) проживание на территории государства;

2) язык, на котором говорит лицо.

Соглашения стали применяться в двух направлениях:

  • § чтобы избежать негативных последствий двойного гражданства;
  • § чтобы не допустить возможности двойного гражданства в целом.

Первое направление: в Европейской конвенции 1997 г. есть целый раздел, который решает вопрос о множественном гражданстве. Закрепляется, что это право государства: допускать или нет множественное гражданство. В отношении несения военной службы — следующее правило: то лицо, которое постоянно проживает на территории государства его гражданства, будет нести там военную службу. Второе государство должно освободить от воинской повинности. Если первое государство применяет альтернативную военную службу, то второе государство должно тоже признавать эту альтернативную службу.

9 стр., 4340 слов

Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства ...

... обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ; рассмотреть административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев; выявить выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан; рассмотреть ответственность иностранных граждан. Научная новизна, Глава 1. Административно правовой статус иностранцев ...

Законодательства стран СНГ пошли по пути двустороннего заключения соглашений. Однако и заключено многостороннее соглашение (РФ, РБ, Казахстан, Кыргызстан) по поводу несения военной службы ( в месте постоянного проживания).

Второе направление — непризнание двойного гражданства. Во многих законах (в том числе и РБ) говорится о том, что если лицо получает гражданство какого-либо государства, то оно автоматически теряет гражданство другого государства.

5. Правопреемство в области гражданства

С 1961 г. КМП стала заниматься разработкой проекта статей, касающихся вопросов гражданства в связи с правопреемством. Работы была закончена к 1999 г. Уже в 2000 г. Генассамблея ООН одобрила этот проект и предложила государствам заняться разработкой конвенции по данному вопросу. Потому на данный момент существует только проект статей, на который вовсю ссылаются. В данном проекте решается ряд вопросов:

1) Переход части территории от одного государства к другому государству: в целом, действует принцип «население следует за территорией». Те лица, которые проживали на территории, являющейся объектом правопреемства, должны получить гражданство государства-преемника. Все же господствующей является оптация — за населением должно остаться право выбора. Следовательно, если не было оптации (лицо не заявило о желании остаться в старом гражданстве), то лицо должно получить гражданство государства-преемника.

2) Несколько государств объединяются в одно: получается, что прежнее гражданство не имеет значения, таким образом, население получает гражданство нового государства.

3) Прежнее государство распадается, и на его территории возникает ряд новых государств: принцип «население следует за территорией». Прежнего субъекта МП нет, каждое вновь возникшее государство решает вопрос о гражданстве.

4) когда от государства отделяется часть территории: принцип оптации является доминирующим. Например, в случае распада Чехословакии, каждое лицо само путем заявления в соответствующие органы могло заявить о гражданстве либо Чехии, либо Словакии.

В РБ — все те лица, которые к моменту принятия Закона проживали на территории РБ, стали гражданами РБ. С одной стороны, демократично, с другой — нет: не было оптации. Литва пошла по такому же пути. В Латвии и Эстонии особый порядок — только те, кто до 1920 г. были гражданами, и потомки этих лиц.

6. Правовой статус иностранных граждан

Существует два термина:

1) Иностранцы — иностранные граждане, а также апатриды и беженцы.

2) Иностранный гражданин — это лицо, которое может доказать документально, что оно является гражданином какого-либо государства.

Правовой режим иностранных граждан — это усмотрение государства. Хотя это и усмотрение государства, здесь не может идти речь о дискриминации иностранных граждан.

Существуют международные стандарты в обращении с иностранцами: основополагающими правами иностранные граждане должны обеспечиваться везде.

В то же время, правовые режимы в отношении иностранных граждан разные на территории разных государств:

  • национальный;
  • специальный;
  • режим наибольшего благоприятствования.

Национальный режим: иностранные граждане обеспечиваются теми же правами и теми же свободами, какие гарантируются гражданам соответствующего государства.

4 стр., 1736 слов

Курсовая работа статус беженцев по российскому законодательству

... содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении хода-тайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по суще-ству, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания» // Собрание законодательства ...

Специальный режим: изъятия из национального статуса, но эти ограничения не считаются дискриминацией и не носят недемократический характер (например, непредоставление избирательных прав, запрет занятия государственных должностей и т.д.).

К примерам специального режима относится осуществление безвизового режима.

Режим наибольшего благоприятствования: основывается только на договоре между государствами. Конкретно: устанавливается соглашение между государствами А и Б по поводу определенных привилегий для иностранных граждан. Государство В заключает с государством А соглашение о предоставлении привилегий и прав, предоставленных государству Б на территории государства А. Все это взаимно: граждане А будут иметь такие же привилегии на территории государств Б и В.

С точки зрения МП основные фундаментальные права, которые должны предоставляться на территории любого государства, по-разному будут действовать в отношении иностранных граждан и своих собственных. Это выражается в том, что (в соответствии с Пактом о гражданских политических правах) каждое лицо имеет право покинуть территорию своего государства, и каждое лицо может беспрепятственно вернуться на территорию своего государства. В отношении своих граждан государство может беспрепятственно ограничить их перемещение. Существуют законы о въезде и выезде. Устанавливается время, в течение которого невозможно выехать за пределы РБ, если лицо владеет государственным секретом. Не выпустят за пределы РБ и в том случае, если не уплачены алименты. Иностранного же гражданина не выпустить за границу права не имеют (только если не совершено преступление).

Гражданин государства может возвратиться в любое время на территорию своего государства. Иностранные же граждане могут быть не впущены в государство (если нет визы).

Если введена воинская повинность, то иностранный гражданин не может осуществлять службу в армии другого государств (только добровольцем, если разрешено законодательством его государства).

7. Понятие дипломатической защиты. Принципы и основания осуществления дипломатической защиты

Государство обязано защищать своих граждан, которые находятся за границей. Это можно рассматривать и как право, и как обязанность.

КМП разработала проект статей о дипломатической защите, принятый в 2006 г. В нем говорится о том, что:

  • дипломатическая защита может осуществляться только государством гражданства данного лица;
  • дипломатическая защита, если лицо нанесло вред гражданину другого государства, может осуществляться только в том случае, если на момент нанесения вреда лицо было гражданином этого государства;

— если у лица множественное гражданство, то все государства совместно могут осуществлять защиту этого лица. Однако есть исключение: государство при множественном гражданстве не может осуществлять защиту от другого государства, если лицо является гражданином и последнего.

Необходимость в дипзащите может наступить тогда, когда иностранному гражданину, находящемуся на территории другого государства, наносят какой-либо вред. Следовательно, в отношении этого иностранного гражданина не выполняются и не действуют законы этого государства. Например, данное лицо неправомерно задержали, не дали возможность позвонить в свое консульское учреждение и т.д.

11 стр., 5429 слов

Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев

... статус именно вынужденного переселенца (а не беженца!) и не будучи гражданином России — достаточно по прибытии подать заявление или ходатайство о приобретении гражданства. Кто же такой беженец? Беженец — это лицо, ... в том, чтобы каким-то образом отделить мигрантов — граждан недавно единого государства от беженцев-иностранцев. Предполагалось, что в соответствии с Законом о гражданстве РФ приезжающие в ...

Дипломатическая защита возможна только в том случае, когда иностранный гражданин, находящийся на территории государства, исчерпал все возможные средства внутренней защиты. Однако существует исключение: когда судебная система такова, что она практически не действует. Кроме того, если имеет место намеренное задержание всякого судебного разбирательства. Либо когда само государство нарушило права иностранного гражданина и считает, что не нужно исчерпание всех средств правовой защиты.

Что включает в себя дипломатическая защита? Государство гражданства обратится с нотой протеста к государству пребывания гражданина. Также это могут быть ответные меры в случае нереагирования на ноту протеста.

Дипломатическую защиту не нужно путать с защитой, осуществляемой консульскими учреждениями на территории страны пребывания.

8. Правовой статус беженцев в современном МП

Беженцы рассматриваются как наиболее негативное явление в современных МО.

Необходимо отметить, что беженцы — это категория вынужденных мигрантов. Количество вынужденных мигрантов — 17,5 млн. человек, из них беженцы составляют 11,5 млн.

Явление беженцев было вызвано теми изменениями, которые происходили в МО и, по существу, были ответом на эти изменения. В частности, если взять 20-е гг. 20 в., то вынужденную миграцию в этот период вызвала ситуация, сложившаяся после Первой мировой войны, а также Октябрьской революции. Международное сообщество должно было сделать что-то для защиты этих лиц.

1921 г. — первое соглашение по вопросам беженцев. Лигой наций была установлена должность Верховного Комиссара по делам беженцев (Нансен).

Вслед за этим в 1922, 1926, 1933 гг. были заключены соглашения, касающиеся беженцев.

  • Все они были ответом на определенную категорию беженцев.
  • В них была сделана попытка разработать понятие того, кто такие беженцы. Понятие беженцев не разработали, но некоторые элементы были определены.

1) должны находиться за пределами своего государства;

2) не могут воспользоваться защитой своего государства;

3) должны иметь базовые права.

  • В соглашении в 1933 г. впервые был закреплен принцип не высылки беженцев.

Новый поток беженцев был после вторжения Германии на территорию Австрию, после прихода Гитлера к власти. Но особенно необходимость в рассмотрении вопросов, касающихся беженцев, возникла после Второй мировой войны. Необходимо было каким-либо образом решать их судьбы. В 1946 г. была создана Международная организация по делам беженцев как временное учреждение с целью решения перемещения вынужденных переселенцев, их репатриации. Во-первых, учреждалась как временная. Во-вторых, финансировали деятельность организации всего 16 стран. Как следствие, неудача.

В 1949 г. резолюцией Генассамблеи ООН было учреждено Управление Верховного комиссара по делам беженцев. Это орган ООН, основная цель которого — оказывать содействие и защищать беженцев. Управление верховного комиссара по делам беженцев должно было скоро выполнить свою функцию, как только решит проблемы вынужденных мигрантов после Второй мировой войны. Потому в самом уставе управления верховного комиссара было сказано, что комиссар будет переизбираться каждые три года. Но события показали, что, несмотря на то, что вопрос с репатриантами после ВМВ был решен, поток беженцев не прекращался. И в 2003 г. резолюцией Генассамблеи ООН было решено, что Управление Верховного комиссара будет существовать до тех пор, пока проблема беженцев не будет решена.

11 стр., 5104 слов

Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев ...

... сформулировать цель курсовой работы: всестороннее исследование правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации и выработка рекомендаций ... Государств о помощи беженцам и переселенцам (1993) и Протокол к нему (1993), Дублинская конвенция (1990), определяющая государство, ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств ...

Необходимо было бы принятие конвенции, четко дававшей определение понятие «беженец» и установление их правового режима.

В 1951 году была принята Конвенция о статусе беженцев. Участниками являются 148 государств. Ее значение в том, что впервые дано развернутое определение понятия «беженец». Беженец — это лицо, которое в результате событий, происходивших до 1951 г. в Европе, имеет обоснованные опасения быть жертвой преследования по причине расы, гражданства, социального статуса, политических убеждений, и в силу этого не хочет или не желает пользоваться защитой государства своего происхождения.

Как показала ситуация, после принятия Конвенции поток беженцев не сокращался. Началась миграция и со стороны Африканских государств. В 1967 г. был принят протокол к конвенции 1951 г. о том, что все временные и пространственные ограничения снимаются.

Беженец — лицо, имеющее обоснованные опасения быть преследуемым по вышеперечисленным причинам и не желающее пользоваться защитой своего государства. Следовательно, любой беженец — это лицо, которое:

  • Ш должно находиться вне территории своего государства;
  • Ш должно доказать, что преследуется или будет преследоваться по определенным мотивам.

Конвенция 1951 г. носит рекомендательный характер. Обязательные статьи — в категорической форме закрепляется принцип не высылки: государство не имеет права доставлять беженца на границу того государства, где будет осуществляться преследование. Это не значит, что беженца вообще нельзя выслать. Можно выдворить, если:

  • v представляет угрозу безопасности государства;
  • v есть судебный приговор по делу о совершении тяжкого преступления.

Но все равно нельзя доставлять беженца на границу преследующего государства.

Кроме того, Конвенция 1951 г. закрепляет несколько режимов, которые государство может предоставить беженцу:

  • национальный;
  • режим наибольшего благоприятствования (но не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый иностранным гражданам).

Предоставлять убежище или не предоставлять убежище на своей территории — суверенное право государства. Во Всеобщей декларации прав человека написано, что каждое лицо вправе искать убежища. Следовательно, каждое государство само решает вопрос о предоставлении убежища. Потому разработка процедуры предоставления убежища — это компетенция государства. МП устанавливает лишь дополнительную защиту.

Правовая защита беженцев.

Беженцы — это лица, которые имеют вполне обоснованные опасения быть или стать жертвой преследования в стране своего происхождения по различным критериям, они не могут или не хотят пользоваться защитой своего государства, следовательно, вынуждены покинуть территорию своего государства. Это не только иностранные граждане, но и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории того или иного государства и подвергаются преследованиям.

11 стр., 5009 слов

Правовые основы статусов беженца и вынужденного переселенца

... беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Эти законы определяют статус беженца и вынужденного переселенца, в них устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории ... консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания, которое затем передается ... тысячи людей искать убежища в других странах. И хотя иммиграция в ...

Международная защита прав беженцев играет особую роль в силу того, что они лишены возможности пользоваться защитой своего собственного государства. В то же время, когда говорим о механизме международной защиты прав беженцев, следует учитывать и то обстоятельство, что любое государство сохраняет территориальное верховенство над своей территорией. Потому если лицо, подвергающееся преследованию, имеет право на поиск убежища, каждое государство все же самостоятельно решает вопрос, принимать или не принимать беженцев на своей территории.

Международно-правовое регулирование заключается в том, что оно осуществляется как на универсальном уровне (Конвенция 1951 г.), так и на региональном уровне (Африканский Союз, Латинская Америка, Соглашение СНГ 1993 г.).

Следует обратить внимание на деятельность Совета Европы и ЕС: отмена виз для беженцев в 1957 г., в 1976 г. — Резолюция комитета министров Совета Европы, касающаяся защиты беженцев де-факто. ЕС выработал единую политику в отношении предоставления статуса беженцев — Амстердамский договор 1995 г., в настоящее время — Директивы, принятые Советом ЕС «О квалификационных критериях, касающихся предоставления статуса беженцев» 2001, 2003, 2005 гг. Созданы специальные организационные структуры: с 1949 г. действует Управление Верховного комиссара по делам беженцев, непосредственно подчиненное Генассамблее ООН.

Национальный механизм: в государствах в настоящее время разработаны законы о процедуре предоставления статуса беженцев.

Какова соотносимость МП и НП механизмов?

На международном уровне в рамках МП документов вырабатываются основные стандарты, касающиеся защиты прав беженцев. Закрепляются принципы, которые обязано соблюдать любое государство — участник конвенции 1951 г.:

Ш Принцип невысылки (невыдворения) — нельзя высылать беженца на границу страны его происхождения (если лицо без гражданства — то нельзя высылать туда, где подвергался гонению).

Носит абсолютный характер. В настоящее время получил статус общей обычной нормы МП, т.е. любое государство должно исполнять эту норму.

Ш Принцип не привлечения беженцев к ответственности за незаконное пересечение границы.

Конвенция 1951 г. впервые рекомендовала различные правовые режимы, которые государство обязано предоставить тем лицам, которые имеют статус беженца:

1) национальный;

2) такой же режим, который государство предоставляет иностранным гражданам на своей территории.

Заслуга ЕС (Директива 2004 г.) в том, что он впервые ввел в МП практику не только такую форму защиты, как предоставление статуса беженца, но и вспомогательный (гуманитарный) статус лица — 3) дополнительная защита. Право на дополнительную защиту имеют те лица, которые не соответствуют критериям, указанным в Конвенции 1951 г., но которым на территории государства-происхождения грозит смертная казнь, применение пыток и другие виды жестоких наказаний, унижающих человеческое достоинство; покушение на личную жизнь, на свободу.

18 стр., 8578 слов

Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

... "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", на основании которого и осуществляется законодательное регулирование данного института. Ввиду новизны института омбудсмана для российского конституционного права основными источниками для написания работы послужили монографии ...

4) Временная защита предоставляется, когда речь идет о массовом сходе вынужденных мигрантов с территории одного государства на территорию другого.

На национальном уровне — каждое лицо имеет право (только) искать убежище, а государство обладает территориальным верховенством. Следовательно, процедура предоставления статуса беженца и определение режима беженцев — только компетенция государства.

На национальном уровне рассматривается процедура предоставления статуса беженцев. В РБ она следующая.

В 2008 г. в РБ был принят Закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной или временной защиты». Согласно этому закону, право претендовать на предоставление статуса беженца, могут только лица, у которых есть основания полагать, что они являются жертвами преследования.

Лица, которые покидают свою страну из-за низкого жизненного уровня или из-за больших повреждений в результате стихийных бедствий, беженцами не признаются.

Право на получение статуса беженца имеют две категории лиц:

1) лица, которые незаконно пересекли границу РБ: незамедлительно обращаются к пограничным войскам с тем, чтобы передать заявление о желании получить статус беженца, затем это заявление передается в Департамент по гражданству и миграции;

2) лица, которые находились законно на территории РБ: обращаются в соответствующее отделение органов внутренних дел.

Статус беженца нельзя предоставлять:

1) если лицо на территории своего или другого государства совершило тяжкое преступление неполитического характера;

2) лицам, совершившим преступления против мира, человечности либо военные преступления;

3) лицо, ведущее себя недобросовестно, путающее факты, совершающее подлог документов и т.д.

В РБ само рассмотрение заявления занимает не более 6 месяцев. Затем Департаментом по гражданству и миграции выносится решение. Оно может быть обжаловано в суде. Если суд согласен с отказом — депортация лица в течение 15 дней.

Точно такая же процедура предоставления дополнительной защиты.

Отличие статуса беженца от статуса дополнительной защиты: статус беженца ничем не ограничен во времени (т.е. действует столько, сколько сохраняется опасная ситуация).

А дополнительная защита предоставляется на срок до одного года. Затем происходит оценка ситуации в государстве беженца. Если изменений нет и сохраняется опасность, тогда продление еще на один год.

Что означает для лица предоставление статуса беженца?

  • выдаются документы (если нет);
  • выдается вид на жительство;
  • можно получить жительство у граждан РБ (при согласии всех членов семьи, минимум 6 м 2 на человека).

Беженцы получают права, сходные с правами иностранных граждан. Статус беженца прекращается в случаях, если лицо:

1) воспользовалось защитой своего государства;

2) возбудило вопрос о возобновлении гражданства своего государства;

3) приехало на территорию своего государства;

5) угроза отпала полностью.

Аннулирование статуса беженца (по распоряжению Департамента):

  • o предоставление ложных документов, неверных фактов;
  • o тяжкое уголовное преступление на территории РБ в процессе разбирательства или уже отбывает наказание — после аннулирование.

Временная защита предполагает:

v финансовая помощь,

v проживание только в том месте, которое указано, срочная медицинская помощь.

Не исключается, что затем можно обратиться за статусом беженца.

Свыше 800 человек получили статус беженца в РБ. Дополнительную защиту получили 8 человек.

9. Предоставление убежища

международный гражданство право беженец

Институт убежища как самостоятельный институт начал развиваться в 18-19 в. Первые международные документы, касающиеся убежища, были приняты в регионе Латинской Америки, уже в 1928 г. была принята Гаванская конвенция о предоставлении территориального убежища, в 1954 г. — Каракасская конвенция о предоставлении дипломатического убежища.

Убежище рассматривается:

  • ь как элемент предоставления статуса беженца;
  • ь как самостоятельный институт (не рассматривается как элемент статуса беженца).

Политические мигранты — лица, которые преследуются в своей стране по политическим, национальным, религиозным мотивам.

Предоставление убежища закреплено в К. РБ.

Первый международный документ — Декларация ГА ООН о территориальном убежище 1967 г.:

  • предоставление убежища — суверенное право государства;
  • ни одно государство не должно воспринимать предоставление убежища каким-либо государством гражданину первого как недружелюбный акт.

Виды убежища:

1) территориальное;

2) дипломатическое (иностранным гражданам в иностранных дипломатических и консульских учреждениях либо на борту военного корабля).

Территориальное убежище признается всеми государствами. С дипломатическим убежищем сложнее: согласно ст. 41 Венской конвенции о внешних сношениях, помещение дип. представительства не может использоваться в целях, не соответствующих их функциям.

Государство относится по-разному к вопросу о предоставлении дипломатического убежища. Его признают латиноамериканские государства. Большинство государств его не признают.

США и UK признают право своих дип. представительств предоставлять убежище, но отрицательно относятся к тому, чтобы иностранные посольства предоставляли убежища каким-либо лицам.

Франция и Бельгия разрешают только латиноамериканским странам предоставлять убежище в своих посольствах, которые находятся на территории Франции либо Бельгии. Убежище следует отличать от укрытия в дипломатическом представительстве. Укрытие предоставляется при чрезвычайной ситуации и носит строго временный характер.

Best, или seat in — лицо находится в диппредставительстве не потому, что оно преследуется, а для решения каких-либо собственных целей.

Что характерно для дипломатического убежища? Что может предпринять страна, не признающая его? В силу Венской конвенции — ничего. Может быть нота протеста или оценка как недружественного акта. Могут лишить света, газа, воды. Т.к. у дипломатического представительства неприкосновенность на территории страны пребывания (иммунитет).

Чем отличается от предоставления статуса беженца? На убежище могут претендовать политические мигранты, индивидуальный порядок — т.е. лица известны в МО своей деятельностью.

РБ различает по процедуре предоставление убежища и предоставление статусов беженца. Предоставление убежища — Положение о предоставлении иностранным гражданам и ЛБГ убежища в РБ, его утрате и лишении (2006 г.)

Процедура предоставления убежища:

  • v лицо должно уже находиться на территории РБ и законно проживать на ней;
  • v обратиться с заявлением в орган внутренних дел по месту временного проживания или временного пребывания;
  • v к заявлению прилагаются документы или сведения, подтверждающие наличие оснований для предоставления убежища;
  • v запрашивает МИД и КГБ относительно ситуации. Они представляют заключения о целесообразности предоставления иностранцу убежища;
  • v после рассмотрения всех документов — направление дела в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РБ.

Убежище не предоставляется иностранцам:

  • ь совершившим преступления против мира, военные преступления или преступления против человечности;
  • ь совершившим тяжкое преступление неполитического характера за пределами Республики Беларусь до прибытия на ее территорию;
  • ь виновным в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
  • ь привлеченным в РБ в качестве обвиняемых по уголовному делу либо в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда РБ;
  • ь имеющим гражданство третьего государства, где они не преследуются за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность;
  • ь получившим отказ в предоставлении статуса беженца в Республике Беларусь вследствие отсутствия вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве своей гражданской принадлежности;
  • ь утратившим статус беженца в Республике Беларусь или у которых аннулирован статус беженца в Республике Беларусь.

Убежище лицу предоставляется Указом Президента РБ. Т.к. окончательной инстанцией является Президент РБ, а лицу убежище не предоставлено — нет возможности обжалования.

Прекращение убежища:

  • § лицо обратилось за защитой в собственное государство;
  • § возвратилось на территорию своего государства;
  • § получило гражданство на территории РБ или где-то еще;
  • § если лицо обращалось за статусом беженца и не получило его;
  • § членам террористических организаций + перевозка наркотиков, торговля людьми.

Лицо, которому предоставлено убежище, обладает всеми правами иностранных граждан на территории РБ.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/naselenie-i-mejdunarodnoe-pravo/

1. Бирюков П.Н. Международное право. — М: Юрайт, 2012

2. НИУ БелГУ; рец.: Ю.Н. Старилов, И.Н. Куксин: Права человека в инновационном развитии региона. — Белгород: НИУ БелГУ, 2012

3. Под ред. А.Н. Вылегжанина: Международное экономическое право. — М: КНОРУС, 2012

4. под ред. проф. А.Я. Капустина: Правовое обеспечение профессиональной деятельности. — М.: Юрайт, 2012

5. Шумилов В.М. Международное право. — М: РГ-Пресс, 2012

6. Шумилов В.М. Правоведение. — М.: Юрайт, 2012

7. Архипцев Н.И. Особенности миграционной политики в Белгородской области и ее влияние на региональную преступность. — Белгород: БелГУ, 2010

8. БелГУ, Юридический фак.; рец.: М.В. Мархгейм, К.Н. Лобанов: Сборник научных работ студентов юридического факультета. — Белгород: БелГУ, 2010

9. Марченко М.Н.: Право Европейского союза. — М.: Проспект, 2010.